Методические рекомендации по разработке положений о системах оповещения населения в субъектах Российской Федерации
Главная » Статьи » Организация ГО

Методические рекомендации по разработке положений о системах оповещения населения в субъектах Российской Федерации

1. Введение

 

Методические рекомендации по разработке Положения о системах оповещения населения в субъектах Российской Федерации (далее – Методическое руководство) подготовлены в соответствии с пунктом 9 Плана реализации поручений Президента РФ от 27.11.2014 N Пр-2751 в рамках совершенствования системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также оповещения о них населения в целях оптимизации порядка разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований нормативных правовых актов в области оповещения населения.

Методические рекомендации предназначены для органов управления РСЧС, территориальных органов МЧС России, подразделений и организаций, в ведении которых находятся вопросы по созданию, совершенствованию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения на региональном и муниципальном уровнях.

Применение Методических рекомендаций должно способствовать обеспечению единых методических основ (подходов) при разработке Положений о системах оповещения населения в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

В методических рекомендациях изложены назначение, структура и содержание разделов.

 

2. Основные понятия

 

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Система оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – это организационно-техническое объединение сил и технических средств связи и оповещения, сетей телерадиовещания и связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее КСЭОН) – это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения – это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

 

3. Основные задачи систем оповещения населения и требования к ним

 

В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения входят в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны по выполнению задачи оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Системы оповещения населения создаются:

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ – региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения;

НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ – муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения;

НА ОБЪЕКТОВОМ УРОВНЕ:

- локальная система оповещения в районе размещения потенциально опасного объекта;

- объектовая система оповещения, на объектах, отнесенных к категориям по гражданской обороне и продолжающих функционирование в военное время, в том числе на базе систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее – СОУЭ).

Комплексная система экстренного оповещения населения (далее – КСЭОН) на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

Основными задачами систем оповещения населения являются:

РЕГИОНАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ – доведение с повседневных и запасных пунктов управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сигналов оповещения и экстренной информации до:

- руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

- специально подготовленных сил РСЧС и гражданской обороны, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации;

- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

- населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

МУНИЦИПАЛЬНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ – доведение сигналов оповещения и экстренной информации с повседневных (единых дежурно-диспетчерских служб) и запасных (при их наличии) пунктов управления органов местного самоуправления до:

- руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

- специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования;

- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

 населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

ЛОКАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ – доведение сигналов оповещения и экстренной информации от дежурно-диспетчерской службы (с основных и запасных пунктов управления – при наличии) организации до:

- руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС;

- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

- персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

- руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

- населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Основной задачей объектовой системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации оповещения до руководителей и персонала организации, а также населения находящегося на его территории.

Основной задачей КСЭОН являются:

- экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

- экстренное оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;

- экстренное оповещение органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения.

КСЭОН включается (интегрируется) в состав соответствующих региональных (местных) систем оповещения населения и имеет сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения:

- сети электрических и электронных сирен;

- сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;

- сети УКВ-ЧМ (радиовещания);

- радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания);

- сети уличной звукофикации;

- сети кабельного телевидения;

- сети подвижной радиотелефонной связи;

- сети связи общего пользования;

- мобильные средства оповещения.

 

4. Организация разработки, утверждения и внесения изменений в Положения о системах оповещения населения в субъектах Российской Федерации

 

Разработка положения (внесение изменений) осуществляется в соответствии с распорядительным документом субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) – постановлением, распоряжением, приказом, протоколом заседания и т.д., в котором, в том числе, указываются сроки разработки, ответственные за разработку должностные лица, а также заинтересованные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и организации.

Положения о системах оповещения населения разрабатываются (уточняются) в субъекте Российской Федерации – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в муниципальном образовании – постоянно действующим органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органе местного самоуправления и утверждаются нормативным актом субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления соответственно.

В ходе разработки проект Положения согласовывается с территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Если по проекту Положения имеются разногласия, проводятся согласительные процедуры (совещания) между представителями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, других территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, операторов связи и других организаций, задействуемых при оповещении населения. Решение о согласовании Положения оформляется письмом.

После согласования Положение утверждается нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления).

Положение, после утверждения, направляется во взаимодействующие организации и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, структурные подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления для руководства.

 

5. Структура и содержание Положения о системах оповещения субъектов Российской Федерации

 

В Положение о системе оповещения населения целесообразно включить следующие разделы:

общие положения;

основные понятия;

состав, основные задачи и характеристики системы оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

порядок оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) во всех установленных режимах функционирования в мирное и в военное время в ручном, автоматизированном и автоматическом режимах со всех соответствующих пунктов управления;

организация поддержания системы оповещения населения в состоянии готовности;

ответственные подразделения (должностные лица) за организацию оповещения, поддержание в готовности и совершенствование системы оповещения;

организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и порядок поддержания их в готовности к использованию;

ответственность за не исполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны;

организация финансирования мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию системы оповещения населения.

5.1 В разделе «Общие положения» приводятся:

общая характеристика системы оповещения населения;

нормативные правовые акты в области организации оповещения, создания, поддержания в готовности и совершенствования системы оповещения населения;

назначение положения о системах оповещения населения;

назначение и задачи реализации мероприятий по созданию, поддержанию в готовности, совершенствованию систем оповещения населения;

уровни систем оповещения населения в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

5.2 В разделе «Основные понятия»

приводятся понятия, определения и назначение в области организации оповещения, создания, поддержания в готовности и совершенствования систем оповещения населения в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) с учетом требований законодательства Российской Федерации.

5.3 В разделе «Состав, основные задачи и характеристики системы оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования)»

перечисляется состав автоматизированных систем оповещения в субъекте Российской Федерации на региональном, муниципальном и объектовом уровне, включая КСЭОН (на муниципальном уровне – соответственно), а также не автоматизированных технических средств оповещения, в том числе взаимодействующих (организаций и подразделений), используемых для оповещения населения;

определяются пункты управления и рабочие места оперативных дежурных служб, с которых обеспечивается управление соответствующей системой оповещения;

указываются подразделения органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, операторов связи, других организаций и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, задействуемых при оповещении населения;

перечисляются пункты управления (конкретные рабочие места оперативных дежурных), с которых осуществляется управление соответствующих систем оповещения различного уровня;

указываются конкретные задачи, выполняемые соответствующей системой оповещения населения с учетом требований законодательства Российской Федерации, МЧС России и субъекта Российской Федерации;

приводится перечень каналов средств массовой информации (федеральных, региональных и местных) аналогового и цифрового эфирного, спутникового, кабельного, проводного теле- и радиовещания, используемых в каждой (на региональном и местном уровнях) системе оповещения и взаимодействующих теле- и радиовещательных компаний (студий). Указывается режим передачи сообщений по указанным каналам (автоматизированный, ручной – дикторами из студий);

перечисляются операторы связи, предоставляющие каналы связи для обеспечения бесперебойного функционирования системы оповещения населения и обеспечивающие их техническую готовность;

указываются ответственные подразделения (должностные лица) за разработку, ответственное хранение и своевременное уточнение заранее подготовленных аудио- и видеосообщений.

Даются нормативные временные характеристики оповещения населения. В частности:

Реальное время, за которое должно обеспечиваться оповещение населения всеми средствами в целом и, в том числе отдельными средствами (сетями):

- электрических и электронных сирен;

- эфирным аналоговым и цифровым телевещанием;

- УКВ-ЧМ (ФМ) радиовещанием;

- проводным радиовещанием;

- уличной звукофикацией;

- кабельным телевидением;

- подвижной радиотелефонной связью;

- мобильными средствами оповещения и т.д.

5.4 В разделе «Порядок оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования)» во всех установленных режимах функционирования в мирное и в военное время в ручном, автоматизированном и автоматическом режимах со всех установленных пунктов управления:

перечисляются установленные режимы функционирования подсистемы РСЧС (ГО) субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в мирное и в военное время;

перечисляются режимы работы системы оповещения населения, с учетом режимов функционирования и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;

определяются команды управления, сигналы оповещения и речевые сообщения, необходимые для оповещения органов управления, сил РСЧС и ГО и населения в установленных режимах функционирования;

определяется порядок оповещения населения: условия, очередность и временные параметры задействования сетей – составных частей системы оповещения населения (с учетом п. 3 и п. 5.3), а также порядок передачи сообщений по каналам теле- и радиовещания во всех установленных режимах работы системы оповещения населения. Порядок оповещения населения определяется с учетом требований постановления Совета Министров Правительства РФ от 01.03.1993 N 177 и Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25.07.2006 N 422/90/376;

определяется порядок использования мобильных средств оповещения;

определяются должностные лица, ответственные за принятие решения о задействовании систем оповещения населения и лица их замещающие;

определяются конкретные оперативные дежурные службы, ответственные за непосредственный запуск систем (элементов) оповещения населения;

определяются ответственные подразделения (должностные лица, организации) за разработку и утверждение соответствующих регламентов, инструкций, положений по взаимодействию при подготовке и обеспечении оповещения населения, а также сроки их разработки.

Утверждается и оформляется приложением к Положению схема организации оповещения органов управления, сил РС ЧС и ГО и населения.

5.5 В разделе «Организация поддержания системы оповещения населения в состоянии готовности»

указываются ответственные подразделения (должностные лица) за:

квалификационную подготовку оперативного дежурного состава, отвечающего за задействование системы оповещения населения;

своевременное восстановление технических средств системы оповещения;

организацию и проведение эксплуатационно-технического обслуживания, наличие и качественное состояние ЗИП, поддержание в готовности (своевременный ремонт) и совершенствование технических средств (стационарных и мобильных) системы оповещения с учетом требований Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597;

разработку и выполнение план-графиков технических проверок и технического обслуживания системы оповещения;

вопросы сопряжения с системами оповещения населения и совершенствование систем мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

за организацию и проведение проверок, в том числе комплексных, состояния готовности систем оповещения населения;

вопросы защиты информации в системе оповещения населения и обеспечение ее защиты от несанкционированного доступа;

определяется периодичность и порядок проведения проверок состояния готовности систем оповещения населения;

определяется порядок создания запасов мобильных средств оповещения их необходимый объем и сроки хранения.

5.6 В разделе «Организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и порядок поддержания их в готовности к использованию»

указываются ответственные подразделения (должностные лица) за организацию, номенклатуру и определение необходимого объема, своевременное восполнение, поддержание в готовности запасов мобильных технических средств оповещения;

определяются места хранения, порядок проверки технического обслуживания и освежения запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения.

5.7 В разделе «Ответственность за не исполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны»

Указывается ответственность за не исполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ст. 20.6, 20.7).

5.8 В разделе «Организация финансирования мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию системы оповещения населения»

указывается порядок и источники финансирования создания, поддержания в готовности, совершенствования систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, с учетом требований статей 24, 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статьи 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 10/2019.

 

 

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (09.09.2020)
Просмотров: 300