Координация территориальными центрами управления в кризисных ситуациях деятельности органов РСЧС и гражданской обороны
Главная » Статьи » Организация ГО

Координация территориальными центрами управления в кризисных ситуациях деятельности органов РСЧС и гражданской обороны

Приказом МЧС России от 05.07.2021 N 430 утверждены «Правила обеспечения центрами управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций на межрегиональном и региональном уровнях». Документ определяет порядок исполнения на межрегиональном и региональном уровнях центрами управления в кризисных ситуациях (далее – ЦУКС) территориальных органов МЧС России следующих функций по обеспечению:

- координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) и органов управления гражданской обороной (далее – ГО), в том числе управления силами и средствами РСЧС, силами и средствами ГО (далее – обеспечение координации деятельности);

- организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (далее – организации), при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС, ГО (далее – информационное взаимодействие).

Обеспечение координации деятельности и организации информационного взаимодействия осуществляются в целях:

- снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера, заблаговременной подготовки к ведению ГО;

- поддержания в готовности к действиям органов повседневного управления РСЧС и органов управления ГО;

- достижения согласованных действий органов повседневного управления РСЧС при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и органов управления ГО при подготовке к ведению и ведении ГО;

- проведения мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирования ЧС, а также оценки их социально-экономических последствий;

- осуществления своевременного информирования органов повседневного управления РСЧС, органов управления ГО о прогнозируемых и возникших ЧС, а также информационного обмена в рамках РСЧС, сбора и обмена информацией в области ГО[1].

ЦУКС территориальных органов МЧС России, дислоцированных в субъектах РФ, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов, осуществляют обеспечение координации деятельности и организацию информационного взаимодействия на межрегиональном уровне.

ЦУКС территориальных органов МЧС России осуществляют обеспечение координации деятельности и организацию информационного взаимодействия на региональном уровне.

Обеспечение координации деятельности и организации информационного взаимодействия осуществляются в следующих формах:

- проведение учений и тренировок с органами повседневного управления РСЧС и органами управления ГО по выполнению возложенных на них задач;

- сбор сведений о выполнении органами повседневного управления РСЧС и органами управления ГО мероприятий, проводимых при угрозе возникновения или возникновении ЧС, а также при подготовке к ведению и ведении ГО, в том числе через постоянно действующие органы управления;

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке между органами повседневного управления РСЧС и органами управления ГО информацией о соблюдении требований и выполнении мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, в том числе посредством автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС;

- взаимное предоставление доступа к информационным ресурсам и системам на межрегиональном и региональном уровнях;

- проведение совместных совещаний с оперативными дежурными (дежурными) сменами органов повседневного управления РСЧС, организаций по уточнению оперативной обстановки (по согласованию).

Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с «Порядком сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.03.1997 N 334, и «Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденным приказом МЧС России от 26.08.2009 N 496 (далее – Положение о системе и порядке информационного обмена в рамках РСЧС).

В целях обеспечения координации деятельности и организации информационного взаимодействия ЦУКС территориальных органов МЧС России в пределах своей компетенции:

- осуществляют через органы повседневного управления РСЧС и органы управления ГО обмен информацией с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями для реализации своих полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;

- по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями проводят тренировки с оперативными дежурными (дежурными) сменами органов повседневного управления РСЧС и организаций по вопросам реагирования и взаимодействия при угрозе возникновения и возникновении ЧС;

- осуществляют совместно с органами повседневного управления РСЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций мониторинг ЧС, а также анализ состояния складывающейся обстановки.

В целях обеспечения координации деятельности и организации информационного взаимодействия на межрегиональном уровне РСЧС ЦУКС территориальных органов МЧС России, дислоцированных в субъектах РФ, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов, в пределах своей компетенции:

- осуществляют обмен информацией с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;

- участвуют в проведении мероприятий оперативной подготовки с органами управления и силами РСЧС и ГО;

- участвуют в координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области ГО и защиты населения от ЧС.

ЦУКС территориального органа МЧС России при обеспечении координации деятельности и организации информационного взаимодействия в пределах субъекта РФ:

В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЕДЕНИЮ ГО:

- обеспечивает ведение баз данных оперативной, статистической и плановой информации в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;

- организует взаимодействие с участниками сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения по вопросам сбора, обработки и анализа информации об источниках ЧС, о показателях риска возникновения ЧС, об обнаружении и идентификации различных видов заражения и загрязнения;

- доводит до органов повседневного управления РСЧС и органов управления ГО соответствующие прогнозы об угрозах возникновения ЧС в пределах соответствующего субъекта РФ;

ПРИ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС:

- доводит до органов повседневного управления РСЧС и органов управления ГО сведения об угрозе возникновения ЧС;

- запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций оперативную и плановую информацию;

- запрашивает информацию о выполнении органами повседневного управления РСЧС мероприятий по предупреждению ЧС в пределах соответствующего субъекта РФ;

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС И ПРИ ВЕДЕНИИ ГО:

- доводит через органы повседневного управления РСЧС до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также сил РСЧС сведения о возникновении ЧС;

- осуществляет в пределах соответствующего субъекта РФ непрерывный сбор, обработку и передачу органам повседневного управления РСЧС и органам управления ГО данных о ЧС, опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и выполняемых мероприятиях;

- оценивает обстановку в зоне ЧС и проводит расчеты последствий ЧС и военных конфликтов для обеспечения принятия решений;

- запрашивает информацию о выполнении органами повседневного управления РСЧС и органами управления ГО мероприятий по ликвидации ЧС и мероприятий по ГО в пределах соответствующего субъекта РФ;

- организует сбор сведений из зоны ЧС о выполняемых мероприятиях по ликвидации ЧС и складывающейся обстановке, а также необходимых отчетных и информационных документов;

- ведет учет сил и средств РСЧС и ГО, привлекаемых к ликвидации ЧС и выполнению мероприятий ГО.

ЦУКС территориальных органов МЧС России при обеспечении координации деятельности и организации информационного взаимодействия имеют право запрашивать и получать через органы повседневного управления РСЧС и организаций информацию в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, в том числе об исполнении решений, принятых координационными органами управления РСЧС, руководителями ГО, руководителями ликвидации ЧС.

Федеральные органы исполнительной власти через свои территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в целях взаимодействия с ЦУКС территориального органа МЧС России:

- организуют информационный обмен с ЦУКС территориального органа МЧС России в соответствии с заключенными двухсторонними соглашениями и регламентами информационного обмена[2];

- предоставляют в ЦУКС территориального органа МЧС России информацию из баз данных в области защиты населения и территорий от ЧС, представленных в создаваемых каталогах;

- запрашивают у ЦУКС территориального органа МЧС России оперативную и плановую информацию, необходимую для реализации полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 12/2021.

 

 

[1] См. приказ МЧС России от 27.03.2020 N 216ДСП.

[2] Пункт 9 Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках РСЧС.

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (22.07.2022)
Просмотров: 500