Количество обязательных нормативно-правовых требований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций будет сокращено
Главная » Статьи » Организация ГО

Количество обязательных нормативно-правовых требований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций будет сокращено

Поверки в рамках государственного надзора и муниципального контроля всегда являлись головной болью для руководителей организаций и иных должностных лиц, ответственных за гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций. Слишком часто такие проверки заканчиваются штрафами для организаций и протоколами о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Никто не отрицает и не принижает роль контроля – это важнейший канал обратной связи в системе государственного и муниципального управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций. Проверки позволяют выявлять недостатки, разрабатывать и проводить мероприятия по их устранению и/или предупреждению (профилактике). Проблема состоит в неудовлетворительном нормативно-правовом и методическом обеспечении проведения контрольных мероприятий, избыточном административном давлении и отсутствии должного порядка в самих нормативных требованиях, соблюдение которых проверяются в ходе проверок. Часто эти требования противоречивы, явно устаревшие, но официально не отмененные. До сих пор в ходу сотни дублирующих нормативно-правовых актов.

Проблема воспринята властью и в настоящее время предпринимаются определенные шаги по наведению порядка в этой сфере. С 1 января 2021 года заработает новая система контрольно-надзорного законодательства. Одним из инструментов решения проблемы излишнего регламентирования является так называемая «регуляторная гильотина»[1]. Ее целью является упрощение и упорядочение (систематизация) нормативно-правовых требований, предъявляемых в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля и при привлечении к административной ответственности.

Основным направлением деятельности становится наведение порядка и систематизация нормативно-правовых требований, соблюдение которых проверяется при проверках (надзоре). Реализация этого направления деятельности должна привести к сокращению количества и актуализации действующих документов, содержащих нормативно-правовые требования. На основе обновленной нормативно-правовой базы необходимо обновление списков контрольных вопросов (чек-листов), используемых при проверках. Проверка вопросов, не входящих в утвержденный список, должна быть однозначно незаконна.

С 1 ноября текущего года вступил в силу закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Его целью является снижение административной нагрузки на предпринимательскую и иную экономическую деятельность, но фактически он касается всех организаций, включая бюджетные.

Закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативно-правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. В документе, в частности, дается определение понятия обязательного требования, определены цели, основные принципы и полномочия по их установлению.

Оценка соблюдения принятых до 2020 года требований становится недопустимой, как и привлечение к ответственности за их несоблюдение. Отныне такие требования могут устанавливаться федеральными законами, Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), российскими международными договорами, которые не требуют издания внутригосударственных актов, законами регионов и муниципалитетов, в редких случаях указами президента РФ. Должны применяться следующие принципы: законность, обоснованность обязательных требований, правовая определенность и системность, открытость и предсказуемость, исполнимость обязательных требований.

В настоящее время разрабатываются новые и отменяются устаревшие нормативно-правовые акты, содержащие требования, проверяемые в ходе проверок (надзора). Обо всех изменениях нормативно-правовой базы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках действия «регуляторной гильотины» будет оперативно рассказано на страницах нашего журнала.

Обратите внимание, что письмом МЧС России от 25.06.2020 N 43-5328-11 признаны недействующими следующие рекомендации МЧС России:

1. Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утв. МЧС России 23.12.2015 N 2-4-87-58-11.

2. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. МЧС России.

3. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утв. МЧС России, 2005 г.

4. Методические рекомендации по определению безопасных районов, пригодных для размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в субъектах Российской Федерации (в том числе с учетом возможности использования районов с минимальными поражающими факторами), утв. МЧС России 26.04.2012 N 2-4-87-11-14.

5. Методические рекомендации по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, утв. МЧС России 31.12.2015 N 2-4-87-62-11.

6. Методические рекомендации по распределению состава и численности МЧС России, сил гражданской обороны субъекта Российской Федерации и муниципального образования для решения задач в области гражданской обороны в мирное и военное время на территории субъекта Российской Федерации, утв. МЧС России 02.10.2013 N 2-4-87-32-14.

7. Методические рекомендации по организации мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время, утв. МЧС России 31.12.2015 N 2-4-87-63-11.

8. Методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне для федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утв. МЧС России 11.11.2016 N 2-4-71-65-11дсп.

9. Методические рекомендации по организации подготовки и порядку рассмотрения предоставляемой на согласование документации на списание с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны, утв. МЧС России 21.06.2007 N 1-4-60-5-14.

10. Рекомендации, определяющие порядок оценки готовности защитных сооружений гражданской обороны, утв. МЧС России 24.12.2018 N 2-4-71-31-11.

11. Методические рекомендации по организации перевода убежищ (противорадиационных укрытий) на эксплуатацию в качестве противорадиационных укрытий или укрытий с учетом оптимизации норм инженерно-технических мероприятий, утв. МЧС России 30.11.2016 N 2-4-71-69-11.

Большие изменения предстоят в системе стандартизации ГО и ЧС. Читайте об этом в статье «Перспективы развития стандартизации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации». Из публикации Вы узнаете, какие стандарты, в какие сроки и по каким направлениям будут разработаны, пересмотрены и актуализированы в ближайшем будущем.

О вводимых в действие с 1 января новых нормативно-правовых актах в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций будет рассказано в следующем номере нашего журнала.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 12/2020.

 

[1] «Регуляторная гильотина» – инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативно-правовых актов, негативно влияющих на экономику и регуляторную среду. Ее целью является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ. Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям. В соответствии с поручением Президента необходимо обеспечить отмену с 1 января 2021 г. всех нормативно-правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.

 

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022)
Просмотров: 548