Какие объекты подлежат маскировке от современных средств поражения
Главная » Статьи » Организация ГО

Какие объекты подлежат маскировке от современных средств поражения

Стратегия ведения современных вооруженных конфликтов (войн) развитыми странами мира основывается на принципах массированного воздействия высокоточным оружием по войсковым объектам и объектам тыла противостоящей стороны. В случае военного конфликта с Россией доминирующей особенностью применения вооруженных сил станет нанесение массированных воздушных ударов по критически важным объектам тыла на всю глубину территории Российской Федерации. [1]

В соответствии с этими взглядами исход вооруженного противостояния России с потенциальным противником в значительной степени будет зависеть от устойчивости оборонного и экономического потенциалов страны к воздействию высокоточных ударов воздушного противника, масштабов поражения потенциально опасных объектов и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения страны.

Возможность реализации такой стратегии определяется оснащением вооруженных сил потенциального противника новыми системами обычного дальнобойного высокоточного оружия (управляемыми авиабомбами, самонаводящимися управляемыми ракетами, крылатыми ракетами наземного и морского базирования, дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами), а также оружием на новых физических принципах.

В настоящее время ранее разработанные автономные системы высокоточного оружия видов вооруженных сил потенциального противника (тактической, палубной и стратегической авиации, сухопутных и военно-морских сил) объединены в единую автоматизированную систему, составляющую стратегический воздушно-космический ударный комплекс, предназначенный для применения на театре военных действий (ТВД).

Учитывая изменения внешнеполитической обстановки на всей протяженности государственной границы Российской Федерации, приближение к границам России ударных группировок потенциального противника, возможные масштабы применения высокоточного оружия в военных конфликтах (войнах), а также данные анализа характера и последствий последний крупномасштабных вооруженных конфликтов, можно сделать вывод о том, что для эффективной защиты критически важных объектов тыла на всей территории страны развернутых в настоящее время вооруженных сил страны ‒ авиации, противовоздушной обороны (ПВО) и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ‒ будет недостаточно.

Важность задачи обеспечения защиты критически важных объектов тыла от средств высокоточного оружия (ВТО)[2] противника в случае вооруженной агрессии против Российской Федерации при ограниченных экономических возможностях страны и вследствие высокой стоимости современных средств ПВО потребует для ее решения применения менее затратных «пассивных» способов и средств защиты, таких как современные и перспективные виды и средства маскировки. Для ее решения все «активные» и «пассивные» средства защиты (авиация, ПВО, виды и средства маскировки) должны применяться комплексно.

Задачей авиации и средств ПВО вооруженных сил будет уничтожение воздушного противника на дальних подступах к объектам, а задачей «пассивных» средств защиты ‒ РЭБ вооруженных сил страны и современных видов и средств маскировки объектов в интересах гражданской обороны ‒ противодействие высокоточным средствам поражения противника на ближних подступах к объектам.

Маскировка критически важных объектов тыла органами управления и силами гражданской обороны должна организовываться заблаговременно и проводиться во взаимодействии с Генеральным Штабом и командованием военных округов вооруженных сил страны в рамках выполнения мероприятий, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения при ЧС мирного и военного характера. Световая маскировка городов и других населенных пунктов должна проводиться выборочно, только в случае отражения вооруженной агрессии противника, не располагающего современными средствами воздушного нападения, но имеющего в составе вооруженных сил авиацию с оптико-электронными системами навигации и наведения оружия.

В этом случае она организуется территориальными органами управления МЧС России в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых документов[3]. Повторим, что для вероятного противника, располагающего современными системами высокоточного оружия, световая маскировка городов и объектов практически не эффективна.

Планирование применения «пассивных» методов защиты критически важных объектов тыла ‒ распределение различных видов и средств маскировки и накопление необходимых запасов расходуемых средств ‒ должно осуществляться заблаговременно органами управления гражданской обороны на федеральном, межрегиональном, региональном и объектовом уровнях.

Для защиты критически важных объектов тыла от ВТО виды и средства маскировки должны применяться комплексно, т.е. объединяться в модульные автоматизированные маскирующие комплексы, способные:

- обнаруживать средства ВТО и создавать маскирующий эффект (снижать интенсивность демаскирующих признаков, имитировать ложные демаскирующие признаки) до нанесения по объекту воздушного удара ВТО;

- нарушать функционирование автономных средств космической навигации, опознавания и наведения головных частей ВТО противника и вызывать преждевременный подрыв управляемых боеприпасов на безопасном удалении.

Порядок организации комплексной маскировки в целях гражданской обороны должен утверждаться Правительством Российской Федерации по представлению МЧС России и Минэкономразвития России.

Для организации эффективного противодействия высокоточным средствам поражения необходима заблаговременная подготовительная работа органов гражданской обороны в части разработки типовых проектных решений по маскировке критически важных объектов тыла, организации взаимодействия и проведению скоординированных действий и мероприятий различных ведомств и организаций, включая:

- межведомственную координацию по вопросам оповещения о нападении «воздушного противника»;

- определение перечня объектов, прикрываемых силами ПВО страны;

- согласование рубежей (районов) безопасного подрыва (уничтожения) средств ВТО противника;

- определение видов и состава применяемых средств маскировки объектов и др.

Цель и принципы комплексной маскировки критически важных объектов Российской Федерации

Целью комплексной маскировки критически важных объектов в интересах гражданской обороны является максимальное снижение вероятности поражения этих объектов высокоточным оружием потенциального противника и (или) снижение размеров возможного ущерба и потерь, наносимых поражаемым объектам.

Эффективность маскировки достигается:

- проведением организационно-технических мероприятий по скрытию объектов от разведки противника за счет использования особенностей рельефа местности и зеленых насаждений;

- применением средств инженерной маскировки, аэрозольных и дымовых установок, защитных покрытий, в т.ч. постановкой масок-экранов, нанесением на объект радио- и теплопоглощающих покрытий, постановкой аэрозольных и дымовых завес;

- изменением интенсивности демаскирующих признаков (параметров физических полей) и снижением контрастности маскируемых объектов и (или) ближайших ориентиров на фоне окружающей местности;

- созданием ложных объектов (имитацией функционирования объектов стационарными уголковыми отражателями);

- постановкой «динамических помех» в зоне защищаемых объектов, создаваемых выстреливаемыми навстречу ВТО специальными боеприпасами помех;

- подавлением помехами самолетных РЛС, в том числе РЛС бокового обзора, управления оружием класса «воздух-земля», навигации и обеспечения полетов самолетов на малых высотах, на расстояниях от объекта, обеспечивающих эффективный пуск средств ВТО по объекту;

- сочетанием мер «пассивной» защиты объектов с применением воздушных заграждений для ВТО (специальных сетей), выставляемых на воздушных рубежах на безопасном удалении от объектов, и др.

 

Порядок выбора критически важных объектов, подлежащих защите от современных средств поражения

При выборе объектов, подлежащих защите от высокоточного оружия противника, должны учитываться:

- взгляды потенциального противника на приоритеты поражения различных видов объектов;

- принадлежность объекта тыла к категориям по гражданской обороне; экономическая и оборонная значимость;

- распределение таких объектов по территории Российской Федерации.

В настоящее время существуют 3 категории по гражданской обороне: особой важности, первая и вторая категория.

 Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 N 804. Документ определяет порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения. До этого времени действовало Постановление Правительства РФ от 19.09.1998 N 1115 "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне".

Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат:

- организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение;

- организации, имеющие мобилизационные задания (заказы);

- организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

- организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.

Для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, устанавливаются следующие категории по гражданской обороне:

- категория особой важности;

- первая категория;

- вторая категория.

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее – показатели).

Показатели устанавливает МЧС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.

Категория по гражданской обороне устанавливается для организации по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения.

Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.

Наиболее вероятными целями поражения в современных вооруженных конфликтах могут быть: важнейшие объекты государственного и военного управления; предприятия оборонных отраслей промышленности, топливно- энергетического комплекса, машиностроения, химии, нефтехимии, транспорта, черной и цветной металлургии, пищевой и мясомолочной промышленности; предприятия по производству радиоэлектронной аппаратуры; транспортные коммуникации; электростанции (АЭС, ГЭС, ТЭС) и узловые подстанции, обеспечивающие электроэнергией промышленные центры; крупные железнодорожные узлы, мосты, аэродромы; морские и речные порты; пункты управления, узлы связи и отдельные наиболее важные радио-, радиорелейные станции и коммутационные центры, федеральные склады государственного резерва, объекты газо-, нефте-, водо-, электро-, теплоснабжения.

Конкретный перечень стратегических критически важных объектов тыла, прикрываемых средствами маскировки от высокоточного оружия, с распределением по федеральным округам и территориям субъектов РФ, разрабатывается федеральными органами исполнительной власти и согласуется с МЧС России, Минобороны России, Минэкономразвития России и утверждается Правительством РФ.

Как правило, удары будут наноситься по основным критическим элементам объекта ‒ зданиям, сооружениям, отдельным установкам, поражение которых приведет к полному и долговременному прекращению функционирования всего объекта или возникновению крупномасштабных очагов вторичного поражения.

Приоритеты маскировки устанавливаются на основе следующих признаков:

- оборонной и экономической значимости объекта и наличия мобилизационного задания;

- степени опасности возникновения вторичных факторов поражения для населения и территории, возникающей при разрушении объектов;

- принадлежности объекта к виду уникального культурного наследия или его особой материальной ценности.

 

Порядок отнесения критически важных объектов к перечню объектов, подлежащих маскировке в военное время

Для отнесения критически важных объектов (КВО) к перечню объектов, подлежащих маскировке в военное время, принята оценочная шкала, с помощью которой можно принять соответствующее решение.

В основу методики отнесения КВО к перечню объектов, подлежащих маскировке в военное время, положены метод анализа иерархий и метод экспертных оценок, базирующийся на представительной процедуре опроса специалистов-экспертов и последующей корректной обработке его результатов с формированием матрицы показателей важности объекта.

В методике рассматриваются КВО федеральной значимости, т.е.:

- объекты, в которых размещены или могут размещаться при определенных обстоятельствах высшие органы государственной власти Российской Федерации;

- объекты, которые могут быть использованы террористами или террористическими организациями в целях нарушения государственной безопасности, дестабилизации государственного строя, либо оказания воздействия на принятие решений высшими органами государственной власти для побуждения их к совершению действия в интересах террористов;

- объекты, уничтожение или прекращение действия которых представляет угрозу для национальной (информационной, экономической, военной, внешнеполитической, экологической) безопасности Российской Федерации.

По уровню угроз выделяют КВО двух классов:

- КВО 1 класса, аварии на которых (или прекращение функционирования которых) могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных ЧС;

- КВО 2 класса, аварии на которых (или прекращение функционирования которых) могут являться источниками возникновения региональных ЧС.

Такие КВО включают в себя:

- объекты государственного управления, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

- ядерно опасные объекты;

- радиационно опасные объекты;

- химически опасные объекты;

- биологически опасные объекты;

- техногенно опасные объекты;

- пожаровзрывоопасные объекты.

 

Состав и содержание исходных данных для проведения расчетов

В рамках разработанной методики используется соответствующая система критериев отнесения КВО к перечню объектов, подлежащих маскировке в военное время. Предлагается идентифицировать тот или иной объект как критически важный путем формирования так называемого показателя важности объекта.

В рамках методики по отнесению критически важных объектов к перечню объектов, подлежащих маскировке в военное время, все объекты условно сведены в группы:

1) объекты органов государственного управления, осуществляющие управление в особый период;

2) предприятия, занимающие монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном рынке товаров при условии, что этот товар имеет важное социально-экономическое значение;

3) предприятия топливно-энергетического комплекса, которые входят в объединенную энергетическую систему;

4) предприятия оборонно-промышленного комплекса составляющие научно-технический потенциал страны, имеющие значительный удельный вес в объеме стоимости экспорта товаров, работ, услуг;

5) предприятия, на которых работают более 10 тыс. человек;

6) предприятия, которые относятся к категории крупных налогоплательщиков;

7) предприятия, обеспечивающие функционирование инфраструктуры общегосударственного значения, в частности информационно-телекоммуникационные, электросвязи и почты, железнодорожного, авиационного и морского транспорта, магистральных газо- и нефтепроводов, инженерные сооружения (мосты, тоннели);

8) предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые общегосударственного значения.

Для оценки важности объектов в рамках указанных групп предложена система рамочных критериев, характеризующихся соответствующим комплексом показателей (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Показатели (критерии) важности того или иного объекта и принятия решения о приоритетности его маскировки в военное время

 

Показатели первого уровня

Показатели второго уровня

1.

Значимость объекта для функционирования экономики страны, субъектов РФ, муниципальных образований:

П1 – стоимость годового выпуска товарной продукции, млн. руб.;

П2 – общая численность производственного персонала, тыс. человек;

П3 – балансовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб.;

П4 – доля основной продукции объекта в продукции того же вида, выпускаемой в государстве, %.

2.

Нанесение ущерба системе управления и престижу государства

П5 ‒ нарушение управляемости государства или региона;

П6 ‒ нанесение ущерба авторитету государства, в том числе на международной арене;

П7 ‒ раскрытие государственных секретов, конфиденциальной научно-технической и коммерческой информации;

П8 ‒ нарушение боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации;

П9 ‒ нарушение стабильности финансовой или банковской системы.

3.

Возможность угрозы населению и территориям

П10 ‒ крупномасштабное уничтожение национальных ресурсов (природных, сельскохозяйственных, продовольственных, производственных, информационных);

П11 – территория заражения (загрязнения) в случае аварии на объекте;

П12 – численность населения, которое может пострадать в случае ЧС на объекте;

П13 – нарушение систем обеспечения жизнедеятельности городов и населенных пунктов;

П14 ‒ массовые нарушения правопорядка;

П15 ‒ остановка непрерывных производств;

П16 ‒ аварии и катастрофы регионального масштаба.

 

Комплексный (интегральный) показатель важности того или иного объекта для принятия решения о приоритетности его маскировки в военное время рассчитывается по специальной методике[4] на основе отдельных (частных) показателей, указанных в табл. 1. Состав системы частных показателей важности объекта устанавливается методом экспертного опроса специалистов, имеющих соответствующую компетенцию.

 

Классификатор перечня объектов, подлежащих маскировке исходя из их значимости, вида и уровня угроз

В рамках методики объекты, подлежащие маскировке, исходя из их значимости, вида и уровня угроз предлагается условно разделить на группы:

1. Объекты органов государственного управления, с которых осуществляется управление в особый период.

2. Предприятия, занимающие монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном рынке товаров при условии, что этот товар имеет важное социально-экономическое значение.

3. Предприятия топливно-энергетического комплекса, которые входят в объединенную энергетическую систему.

4. Предприятия, оборонно-промышленного комплекса составляющие научно-технический потенциал страны, имеющие значительный удельный вес в объеме стоимости экспорта товаров, работ, услуг.

5. Предприятия, на которых работает более 10 тыс. человек;

6. Предприятия, которые относятся к категории крупных налогоплательщиков.

7. Предприятия, обеспечивающие функционирование инфраструктуры общегосударственного значения, в частности информационно-телекоммуникационные, электросвязи и почты, железнодорожного, авиационного и морского транспорта, магистральных газо- и нефтепроводов.

8. Предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые общегосударственного значения.

Оценка важности объектов в рамках указанных групп осуществляется с применением системы рамочных критериев, характеризующих соответствующие комплексы показателей.

 

Классификатор объектов, подлежащих маскировке, будет подразделяться на следующие классы по уровню угроз:

1. Критически важные объекты, подлежащие маскировке I уровня приоритета ‒ объекты, выведение из строя которых может нарушить функционирование или привести к дестабилизации обстановки на определенной территории Российской Федерации – федеральные пункты государственного управления, радиовещательные станции, федеральные телецентры, железнодорожные узлы, аэродромы, морские и речные порты.

2. Критически важные объекты, подлежащие маскировке II уровня приоритета ‒ объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера.

3. Критически важные объекты, подлежащие маскировке III уровня приоритета ‒ объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения чрезвычайных ситуаций регионального характера, по типам:

- ядерно- и/или радиационно опасные объекты:

- атомные электростанции;

- радиохимические комбинаты и заводы;

- предприятия по строительству, утилизации атомных подводных лодок, а также базы хранения атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации;

- хранилища отработавшего ядерного топлива;

- хранилища радиоактивных отходов, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- объекты производства, размещения, эксплуатации или хранения ядерного оружия, ядерных боеприпасов, ядерных установок, ядерных материалов и изделий на их основе;

- научно-исследовательские организации, имеющие ядерные установки и/или радиационные источники, ядерные материалы и радиоактивные вещества;

- химически опасные объекты:

- предприятия химической промышленности;

- предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;

- предприятия целлюлозно-бумажной промышленности;

- предприятия оборонного комплекса;

- предприятия по уничтожению химического оружия;

- объекты хранения химического оружия;

- предприятия коммунального хозяйства (объекты водоснабжения и очистки сточных вод);

- железнодорожный и трубопроводный транспорт (магистральные аммиакопроводы);

- хранилища сжиженных токсичных газов под давлением;

- биологически опасные объекты:

- крупные предприятия по производству иммунобиологических медицинских препаратов, переработке и хранению сельхозпродукции, фармацевтические комплексы, очистные сооружения канализации городов и др.;

- предприятия, производящие и использующие возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, сибирская язва, туляремия, бруцеллез, желтая лихорадка, мелиоидоз, сап и натуральная оспа);

- предприятия, производящие и использующие возбудителей опасных инфекционных заболеваний (клещевые боррелиозы, лейшманиозы, сальмонелиозы, столбняк, брюшной тиф и др.);

- техногенно опасные объекты:

- тепловые и гидроэлектрические электростанции, источники теплоснабжения и тепловые сети;

- крупные электроподстанции;

- комбинаты хранения государственных резервов;

- аэропорты и аэродромы федерального значения;

- крупные морские и речные грузовые и рыбные порты;

- крупные железнодорожные узлы, внеклассные железнодорожные станции и железнодорожные станции первого класса;

- метрополитены, мосты и тоннели длиной более 500 м или имеющие стратегическое значение;

- предприятия ракетно-космической и авиационной техники, предприятия, обеспечивающие производство военной техники и специального вооружения стратегического назначения, а также крупные промышленные предприятия;

- плотины крупных водохранилищ;

- дамбы, ограждающие хранилища жидких отходов промышленных предприятий (хвостохранилища обогатительных фабрик и т. п.);

- пожаровзрывоопасные объекты:

- нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие заводы;

- морские нефтяные и газовые скважины и морские нефтеналивные терминалы;

- газоперерабатывающие заводы и газонаполнительные станции;

- хранилища сжиженных газов, нефти и сжиженных токсичных газов;

- титаниево-магниевые заводы (комбинаты);

- объекты производства и хранения вооружения, военной техники, боеприпасов и взрывчатых веществ;

- газгольдерные, кислородные станции и установки;

- магистральные газо- и нефтепродуктопроводы;

- объекты государственного управления, финансовой, банковской, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, культуры и другие:

- объекты, в которых размещены аппараты высших органов государственной власти и управления;

- организации управления финансовой и банковской системами Российской Федерации;

- предприятия, осуществляющие функции по добыче, производству, переработке, обращению и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и защищенной полиграфической продукции;

- организации, обеспечивающие деятельность высших органов государственной власти и управления;

- пункты государственного, военного, железнодорожного управления и специальной связи;

- организации и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- научные, образовательные и производственные учреждения, обладающие уникальными научными образцами, научной информацией или оборудованием;

- организации телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;

- центры управления воздушным движением;

- информационные вычислительные центры, узлы связи и центры диспетчерского управления железнодорожным транспортом.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 3/2020.

 

 

[1] При подготовке публикации использованы материалы Методических рекомендаций по определению перечня объектов, подлежащих маскировке от современных средств поражения, разработанных Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Полный текст документа можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/

[2] Высокоточное оружие (ВТО) – это такой вид управляемого оружия, вероятность поражения которым малоразмерных целей с первого пуска (выстрела) приближается к единице в любых условиях обстановки. Это органическое сочетание особо эффективных средств разведки, управления и поражения. Управляемые боеприпасы ВТО после пуска (выстрела) самостоятельно наводятся на выбранную цель, позволяют реализовать принцип «выстрелил-забыл» и наносить удары без захода самих носителей в зону поражения средствами ПВО обороняющегося противника. Новейшие виды обычного ВТО по эффективности поражения целей приближаются к тактическому ядерному оружию, а в некоторых случаях превосходят его, так как способны одним боеприпасом надежно поразить точечные цели вооруженных сил или наиболее важные, ключевые объекты экономики. Массированные удары ВТО по энергетическим узлам, системам управления, предприятиям транспорта, машиностроения и др. способны парализовать жизнедеятельность любого государства, а при разрушении пожаро- , взрыво- , химически, радиационно и других потенциально опасных объектов вызвать крупные ЧС и экологические катастрофы.

[3] В настоящее время действуют: "СП 264.1325800.2016. Свод правил. Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Актуализированная редакция СНиП 2.01.53-84" (утв. приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 880/пр); приказ Минстроя России от 12.11.2014 N 705/пр "Об утверждении свода правил "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне" и ряд других нормативно-правовых актов, методических и технических документов в этой сфере.

[4] Указанная методика изложена в Методических рекомендациях по определению перечня объектов, подлежащих маскировке от современных средств поражения, разработанных Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Повторим, что полный текст документа можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/

 

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (17.11.2020)
Просмотров: 396