Главная » Статьи » Организация ГО |
Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера.[1] Деятельность в области ГО регламентирована соответствующими законодательными и нормативно-правовыми актами, на основе которых разрабатываются локальные документы. Пусть Вас не пугает обилие нормативно-правовых актов и методических материалов в области ГО[2], т.к. не все они касаются конкретно Вашей организации. Это относится и к 15 основным задачам в области ГО, содержащихся в Федеральном законе от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне». Тем не менее, руководителям и иным ответственным за ГО нужно знать общие принципы организации ГО в нашей стране. Повторим, что деятельность в области ГО четко регламентирована нормативно-правовыми актами и указаниями вышестоящих органов ГО, так что придумывать самому ничего не нужно. Большинство учреждений и предприятий не относится к категориям по гражданской обороне[3], что значительно упрощает их работу в этом плане. В них не создаются специализированные нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО)[4], требующие особого материально-технического обеспечения и/или подготовки работников, не возводятся защитные сооружения ГО, не создаются склады материальных запасов ГО, а многостраничные планы по ГО превращаются в короткие планы-инструкции по конкретным действиям при оповещении по сигналу ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» и «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА». Вопросы эвакуации и прикрепления к защитным сооружениям в таком случае также решаются вышестоящими органами управления ГО и ЧС. Основные цели (защита людей и материальных ценностей) и задачи государственной системы ГО и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) во многом схожи и взаимосвязаны. Тем не менее, это 2 системы со своей структурой, спецификой деятельности, силами и средствами. Однако на уровне организаций задачи ГО и защиты от ЧС решаются, как правило, одними и теми же сотрудниками и структурными подразделениями (при их наличии).
Основные цели и задачи гражданской обороны в учреждениях и на предприятиях Повторим, что основная цель гражданской обороны в учреждениях и на предприятиях – это защита работников и материальных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера. Основными задачами в области ГО в учреждениях и на предприятиях являются: - подготовка работников в области ГО; - оповещение работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - эвакуация работников, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; - предоставление работникам средств индивидуальной и коллективной защиты; - организация взаимодействия с соседними организациями, территориальными органами управления и силами ГО и ЧС; - формирование спасательных формирований (при наличии плана-задания); - иные задачи в области ГО, определенные нормативно-правовыми актами и указаниями вышестоящих органов управления ГО и ЧС. Учреждения и предприятия, формирующие НФГО, могут участвовать в мероприятиях по: - проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - световой маскировке и другим видам маскировки; - первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению; - санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий; - восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - срочному захоронению трупов в военное время (обычно на уровне муниципального образования этим должна заниматься при наличии задания служба ритуальных услуг); - срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; - обеспечению постоянной готовности сил и средств ГО. Работники учреждения или предприятия должны знать, что делать в особый период, включая месторасположение защитных сооружений ГО и пунктов эвакуации, правила выдачи и применения средств индивидуальной защиты, приемы оказания помощи пострадавшим, сигналы ГО и т.д. Все эти вопросы в обязательном порядке должны входить в инструктажи и программы обучения по ГО. Отдельная тема – участие работников в спасательных формированиях (НФГО и НАСФ). Руководителем ГО учреждения или предприятия является ее руководитель. Часть полномочий им делегируется уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны работникам. Таким образом, учреждения и предприятия в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: - планируют и организуют проведение мероприятий по ГО; - проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время (если не подлежат закрытию); - осуществляют подготовку работников в области ГО; - создают в целях ГО спасательные формирования (при наличии такого задания); - создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (при наличии такого задания). Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Что входит в должностные обязанности работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в своих организациях? Задачи, функции и должностные обязанности работников, уполномоченных на решение задач в области ГО в своих организациях, определены «Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»[5], «Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»[6] и зависят от категории организации по гражданской обороны и поставленных задач (наличием задания) перед организацией в области ГО. В организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, уполномоченный по ГО: - организует разработку (разрабатывает), уточняет и корректирует планы ГО; - осуществляет методическое руководство планированием мероприятий ГО в представительствах и филиалах (если они имеются); - организует планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах; - разрабатывает проекты документов, регламентирующих работу в области ГО; - формирует (разрабатывает) предложения по мероприятиям ГО, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций; - ведет учет защитных сооружений и других объектов ГО, принимает меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием; - организует планирование и проведение мероприятий по ГО, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время; - организует разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий ГО; - организует планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; - организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций; - организует прием сигналов ГО и доведение их до руководителей организаций; - организует оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - планирует и организует подготовку по ГО руководящего состава и работников; - организует, планирует и осуществляет контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, спасательных служб организаций и осуществляет их учет; - участвует в планировании проведения аварийно-спасательных работ; - организует подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - планирует и организует проведение учений и тренировок по ГО, а также участвует в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке; - формирует (разрабатывает) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - организует создание страхового фонда документации по ГО; - организует контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий ГО; - вносит на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения ГО; - привлекает к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по ГО другие структурные подразделения организации. В организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне, уполномоченный по ГО: - организует взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - участвует в планировании мероприятий по ГО муниципального образования в части касающейся; - организует подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера. В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 9/2020.
[1] Статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне». [2] Специально для руководителей и специалистов, отвечающих за гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций в организациях любых форм собственности и ведомственной принадлежности, сотрудников МЧС России, служащих органов власти, занимающихся вопросами ГО и ЧС, разработана информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Полнотекстовая база данных с ежеквартальным обновлением содержит 2000 нормативно-правовых актов, методических материалов и образцов документов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Подписчикам журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях и на предприятиях» информационная система предоставляется бесплатно. Для этого необходимо выслать по E-mail [email protected] скан документа, подтверждающего подписку. [3] В настоящее время существуют 3 категории по гражданской обороне: особой важности, первая и вторая категория. Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 N 804. Документ определяет порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения. [4] НФГО - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. [5] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 (ред. от 14.10.2016). [6] Утверждено приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230. | |
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (29.08.2021) | |
Просмотров: 4222 |