Главная » Статьи » Организация ГО |
Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. ГО является одной из важнейших функций государства, неотъемлемой частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство ГО осуществляет Правительство РФ. Руководство гражданской защитой в субъектах РФ, муниципальных образованиях и в организациях обеспечивают их руководители. Они же официально являются руководителями ГО. Важнейшей задачей ГО является повышение стабильности функционирования важных объектов экономики. Отлажен государственный механизм, предотвращающий возникновение и развитие ЧС, предотвращающий потери населения и материальные потери в экономике. Организация и ведение ГО основано на конституционных правах и обязанностях человека, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организуя и осуществляя ГО как неотъемлемую часть оборонного строительства и безопасности, государство выполняет три важнейшие функции: - обеспечение защиты и жизни населения, спасение и помощь пострадавшим; - поддержание мобилизации человеческих ресурсов и военно-экономического потенциала страны; - сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики, выживания населения во время локальных конфликтов, защиты материальных и культурных ценностей. ГО предусматривает подготовку государства в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих в результате ведения военных действий или в результате этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия необходимых мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в ходе возникновения военных конфликтах с применением современного оружия, способного нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению ГО включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области ГО. ГО, то есть практическая реализация мер по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в результате ведения боевых действий или в результате этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях. В настоящее время в РФ создана, функционирует и постоянно совершенствуется достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности личности и общества в целом от ЧС природного и техногенного характера, от внутренних потрясений и от внешних угроз. Защита населения достигается за счет подготовки к использованию в любых условиях современных сил и средств защиты, внедрения инновационных и передовых технологий. Для защиты населения от радиационного и химического заражения предусматривается обеспечение средствами индивидуальной защиты, создание коллективных средств защиты и резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники, и иного имущества. Подготовка населения осуществляется в рамках единой системе подготовки в области ГО и защиты от ЧС, при этом население определяется по группам, в зависимости от вида занятости, социального статуса, возложенных функций в области ГО либо защиты населения от ЧС. Основными задачи в области ГО являются: - обучение населения в области ГО; - оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; - эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; - предоставление населению средств коллективной защиты и средств индивидуальной защиты; - проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; - проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера; - первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; - борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; - обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; - восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера; - срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; - разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; - обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО. ГО организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу. Подготовка к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении Ч С природного и техногенного характера. Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Граждане РФ в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами РФ: - проходят обучение в области ГО; - принимают участие в проведении других мероприятий по ГО; - оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.
Управление ГО Под управлением ГО понимается процесс планирования, организации и контроля мероприятий, направленный на поддержание постоянной готовности системы ГО к выполнению поставленных задач, направленные на защиту населения и объектов экономики как в мирное так в военное время. Задачами управления ГО являются: -: поддержание высокого морально психологического состояния личного состава органов управления и сил ГО; - сбор, обработка и оценка данных об обстановке; - принятие обоснованных управленческих решений; - доведение задач до подчиненных; - организация и поддержание взаимодействия между формированиями ГО; - всестороннее обеспечение проводимых мероприятий, подготовка формирований к предстоящим действиям; - организация и поддержание непрерывной и устойчивой связи в ходе ведения ГО; - постоянный контроль за готовностью органов и сил ГО и выполнением поставленных задач. В современных условиях к управлению предъявляются следующие требования: высокая постоянная готовность всей системы управления, твердость, гибкость, непрерывность, скрытность, высокое качество и оперативность в работе. Суть высокой постоянной готовности заключается в том, чтобы вся система управления буквально с первых минут после получения сигналов тревоги смогла обеспечить успешное выполнение задач в любой сложной обстановке. Основной орган управления – штаб ГО объекта[1]. На него возлагаются задачи, направленные на осуществления поддержания повседневной готовности ГО объекта (служб, формирований) к выполнению возложенных задач. От начальника штаба ГО зависит слаженная и согласованная работа всех служб, командиров отрядов, команд и групп, личного состава формирований. При организации управления устанавливаются: - порядок сбора, обработки и анализа информации штабом и службами объекта ГО (какие данные, в какой форме и когда сообщаются начальнику ГО и начальнику штаба объекта; какие данные и в какие сроки выдаются штабам, службам, начальникам складов ГО и командирам соединений); - сроки и последовательность донесений о ситуации, формы отчетности вышестоящему командованию, порядок работы с информацией от сил ГО; - порядок доклада в диспетчерский центр, порядок работы узла связи, вычислительного центра и их использования должностными лицами для текущей работы. Для обеспечения устойчивого управления ГО на объекте создается пункт управления. Он, как правило, оборудуется в защитных сооружениях. Оснащается современными техническими средствами связи, обеспечивающие благоприятные условия для работы руководящего состава объекта. В нем подготавливаются места для работы с техническими средствами управления, места для отдыха личного состава, места приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи. На пункте управления ГО находится: начальник ГО, его заместители, начальник штаба со своим аппаратом, начальники служб, работники связи и технические работники. Для эффективного управления ГО на объектах должна быть создана система связи, включающая радио и проводную, мобильную и сигнальную связь. Система связи является основным средством контроля и должна обеспечивать быструю и надежную передачу информации, отчетов и сообщений о состоянии ГО. Организуется по решению начальника (командира), приказом начальника штаба и приказом вышестоящего штаба. Особенностью современного этапа управления ГО является полноценное использование современных технических средств, к которым относятся: средства получения информации (промышленные телевизионные установки, приборы радиационной и химической разведки и контроля и др.); средства обработки информации и производства оперативных и инженерных расчетов (электронно-вычислительные машины и др.); средства для документирования и воспроизведения документов (диктофоны, пишущие машинки, копировальные аппараты (принтеры), чертежные инструменты и устройства), канцелярские товары, различные линейки, шаблоны, трафареты, стандартные наборы записей, условные символы и стандартные формы. В настоящее время на предприятиях широко используются автоматизированные системы управления. Использование автоматизированных систем в управлении ГО коренным образом меняет методы работы и организационную структуру органов управления, освобождает часть оперативных работников, выполнявших трудоемкую работу, отпадает необходимость в разработке и отправке письменных отчетов. Исчезнет потребность во внутренней информации, исчезает дублирование в сборе ситуационных данных. В современных условиях существенно возрастает роль управления, его устойчивость и высокая эффективность. Необходимо постоянно совершенствовать структуру постов и пунктов управления, обеспечивать их оснащение новейшими техническими средствами связи и контроля, улучшать организацию и методы работы всех должностных лиц, опыт работы с теорией, а также разработать и обобщить практику управления ГО и улучшить систему управления обучением в области ГО. ГО, как и вся оборона в стране, должна строиться по принципу стратегической мобильности. Вся промышленность, сельское хозяйство, госструктуры должны быть готовы в кратчайшие сроки перейти к выполнению задач ГО с максимальным сохранением имеющегося потенциала, адаптироваться к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, с возможностью слаженного оперативного развертывания сил и средств в сжатые сроки, гибкое и быстрое реагирование на изменяющиеся ситуации. Чтобы соответствовать современным требованиям, необходимо постоянно совершенствовать структуру органов и пунктов управления, обеспечивать их оснащение новейшими техническими средствами связи и контроля, совершенствовать организацию и методы работы всех должностных лиц, разработать и обобщить опыт теории и практики управления ГО, усовершенствовать систему подготовки управленческих кадров по ГО. В последние годы активизировалась работа по совершенствованию подготовки специалистов в области ГО. Сформирована и совершенствуется нормативно-правовая база как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Осуществляется комплекс мероприятий по совершенствованию системы управления ГО, колторая интегрирована в единую систему государственного и военного управления, основанную на внедрении современных технических средств и унификации структурных элементов. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты. Организовано создание общероссийской интегрированной системы информирования и оповещения населения об опасностях. Проведен широкий спектр научных исследований по формированию и обоснованности показаний для дальнейшего развития ГО населения. Организовано внедрение современных технологий, форм и методов решения задач по защите населения и территории. В целом состояние ГО гарантирует реализацию национальных интересов, безопасность страны, укрепление обороноспособности и повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей от различных угроз в мирное и военное время. Вместе с тем, в связи с сохранением рисков возникновения ЧС и вооруженных конфликтов, необходимо постоянное совершенствование структуры и возможностей системы ГО, а также внедрение новых подходов к построению сил ГО и перспективных методов и форм выполнения мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 12/2020.
[1] Читатели журнала часто задают вопрос – насколько правомочно создание штаба гражданской обороны в организации (в учреждении, на предприятии)? Насколько это соотносится со статьей 12 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»? Отвечаем. Штабы формируются из числа руководящего состава организации. В состав штаба ГО входят: начальник штаба (обычно это уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны в организации), заместители начальника штаба, председатель эвакуационной комиссии, председатель комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, руководители спасательных служб ГО организации. Состав штаба и функциональные обязанности его членов утверждает руководитель ГО организации по представлению начальника штаба ГО. Если есть начальник ГО, должен быть и штаб ГО или работник (в небольших организациях), выполняющий функции штаба. Это не противоречит действующему с 14 июля 2017 года приказу МЧС России от 23.05.2017 N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций». В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» органами, осуществляющими управление гражданской обороной в организации, являются «структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ. А штаб ГО фактически является нештатным постоянно действующим рабочим органом при начальнике ГО организации и уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работников) организаций. Все его решения идут за подписью начальника ГО организации или уполномоченного за ГО (он же, как правило, начальник штаба). – Прим. ред. | |
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022) | |
Просмотров: 2824 |