Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация |
Целью гражданской обороны является защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Для достижения этой цели Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» определены 15 основных задач. Одна из них (вторая по порядку) – оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804) основными мероприятиями по решению этой задачи, являются: - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения; - создание локальных систем оповещения; - установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; - комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; - сбор информации и обмен ею. С 1 января 2021 года вступили в силу 2 совместных приказа МЧС России и Минкомсвязи России от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» и «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения». Целью их принятия является совершенствование деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В связи с вступлением в силу указанных приказов следует ожидать актуализации региональных и муниципальных положений о системах оповещения населения и федеральных и региональных методических рекомендаций по организации оповещения населения. Новое Положение о системах оповещения населения определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности. Одновременно введено в действие новое Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты. По системе оповещения населения незамедлительно передается экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты. Короче говоря, система оповещения обеспечивает доведение до населения, органов управления ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации. Система оповещения представляет комбинацию взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи РФ. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) – это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Границами зон действия КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения. В общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, представлявшие собой специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения. Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях РСЧС: - на региональном уровне (региональная автоматизированная система централизованного оповещения создается органами государственной власти субъектов РФ); - на муниципальном уровне (муниципальные автоматизированные системы централизованного оповещения создаются органами местного самоуправления); - на объектовом уровне (локальные системы оповещения создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности – далее для удобства изложения условно назовем эти организации «организациями особого риска»). Организации оповещают своих работников об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации. Оповещению в обязательном порядке также подлежат органы управления ГО и РСЧС. Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы субъекта РФ и муниципального образования соответственно. Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством РФ, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности – в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями особого риска, по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На все системы оповещения оформляются паспорта установленной формы.
Назначение и основные задачи систем оповещения населения Системы оповещения предназначены для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: - руководящего состава ГО и РСЧС субъекта РФ; - территориального органа МЧС России; - органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления; - единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; - сил ГО и РСЧС субъекта РФ; - дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, создающих локальные системы оповещения; - людей, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: - руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; - сил ГО и РСЧС муниципального образования; - дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, создающих локальные системы оповещения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; - людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: - руководящего состава гражданской обороны, объектового звена РСЧС и персонала организации; - объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; - единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения; - руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения; - людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня.
Порядок задействования систем оповещения населения Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций (руководителей опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС соответствующего уровня. Решение на задействование региональных, муниципальных и локальных систем оповещения принимается соответственно: - высшими должностными лицами субъектов РФ; - руководителями органов местного самоуправления (главами местных администраций); - руководителями организаций особого риска. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению высшего должностного лица субъекта РФ, руководителя органа местного самоуправления, организации особого риска, в ведении которых находится соответствующая КСЭОН. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения. В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения. В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений. В ручном режиме функционирования: - уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством РФ; - задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения. Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме. Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения – автоматизированный. Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи – сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания). Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС. Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи – повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения). Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления РСЧС совместно с органами повседневного управления РСЧС. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться: - сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем; - сети проводного радиовещания; - сети уличной радиофикации; - сети кабельного телерадиовещания; - сети эфирного телерадиовещания; - сети подвижной радиотелефонной связи; - сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения; - сети связи операторов связи и ведомственные; - сети систем персонального радиовызова; - информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»; - громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ) соответствующего уровня. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством РФ и другими документами федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований и организаций особого риска. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
Поддержание в готовности систем оповещения населения Поддержание региональных, муниципальных и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями особого риска соответственно. Готовность систем оповещения населения достигается: - наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения; - наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки; - наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки; - наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения; - готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации; - регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения; - своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения; - наличием, соответствием законодательству РФ и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения; - своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок: - комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения; - технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения. В субъекте РФ при проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения и КСЭОН. Комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории соответствующего субъекта РФ, муниципального образования), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября. По решению КЧС и ОПБ соответствующего уровня могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями. Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся во взаимодействии с органами местного самоуправления не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации. Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом «Техническая проверка». В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований Положения о системах оповещения населения (утв. приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020), а также положений о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения соответственно. По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения. Технические проверки готовности к задействованию региональных, муниципальных, локальных систем оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения «Техническая проверка» с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала «Техническая проверка» не производится. При проверках также проверяются требования «ГОСТ Р 42.3.03-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Методы испытаний», «ГОСТ Р 42.3.01-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования», «ГОСТ Р 55199-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Оценка эффективности топологии оконечных устройств оповещения населения. Общие требования». Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения. Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных). Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями. Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения. Порядок создания, в том числе совершенствования, систем оповещения населения определяется положениями о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения соответственно.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 2/2021.
Другие статьи по теме | |
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022) | |
Просмотров: 2859 |