Особенности оповещения населения в современных условиях
Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация

Особенности оповещения населения в современных условиях

Эффективность защиты людей от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера зависит от своевременности предоставления гражданам информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС. Несвоевременность, недостаточность предоставляемой по данным вопросам информации приводит к самым катастрофическим последствиям. Примером таких событий может послужить ситуация которая произошла в 2012 оду на Кубани.

В ночь с 6 на 7 июля 2012 года в Крымском районе Краснодарского края из-за сильного дождя поднялся уровень воды в р. Баканка в районе населенного пункта Нижнебаканский, в результате чего оказались подтоплены частные домовладения и погиб 171 человек[1].

В Крымске наводнение причинило наибольший по масштабу ущерб и вызвало многочисленные человеческие жертвы. Большое число человеческих жертв было обусловлено недостатками системы оповещения населения о ЧС. Непосредственно до населения информация о возможности стихийного бедствия доведена не была. По свидетельству очевидцев, SMS-предупреждения люди получили с опозданием и в урезанном виде, предупреждение бегущей строкой на телевидении оказалось не эффективным из-за отключения электричества, а из громкоговорителей системы оповещения в Крымске сработал только один, уже в разгаре наводнения[2].

На современном этапе государство уделяет вопросам оповещения повышенное внимание.

Во-первых, в 2012 году появился Указ Президента о создании комплексной системы экстренного оповещения населения. Данная система была призвана обеспечить:

«…- своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации;

- возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты населения в таких ситуациях;

- использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях»[1].

В июне 2013 года федеральным законодательством[3] были скорректированы основные понятия, касающиеся вопросов распространения информации о ЧС:

Оповещение населения о ЧС – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о ЧС – это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны (ГО), защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (далее – КСЭОН) – это элемент системы оповещения населения о ЧС, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения – это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей…» [2].

В 2015 году в закон добавили определения:

Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, – это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения ЧС и оценки социально-экономических последствий ЧС.

Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы – это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения ЧС, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. [2].

В 2020 году совместным приказом МЧС России и Минкомсвязи России было утверждено Положение о системах оповещения населения (далее – Положение) [3].

Новое Положение было разработано и утверждено в целях реализации подпункта «а» пункта 12 Основ государственной политики РФ в области ГО на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента РФ от 20.12.2016 N 696 и подпункта «е» пункта 13 Основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента РФ от 11.01.2018 N 12.

Положение было разработано для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения и вступило в силу с 1 января 2021 года. Документ определил назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности [3].

В Положении определено, что является сигналом оповещения. Это команда для проведения мероприятий по ГО и защите населения от ЧС природного и техногенного характера органами управления и силами ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а также для применения населением средств и способов защиты.

Также было закреплено, что экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.

Положением закреплено, что система оповещения населения включается в систему управления ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее – РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из:

- комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения;

- средств комплексной системы экстренного оповещения населения;

- общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

- громкоговорящих средств на подвижных объектах;

- мобильных и носимых средств оповещения;

- а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи РФ.

Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС:

- на региональном уровне – региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее – региональная система оповещения);

- на муниципальном уровне – муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее – муниципальная система оповещения);

- на объектовом уровне – локальная система оповещения.

Региональные системы оповещения создают органы государственной власти субъектов РФ.

Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.

Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС[4], а также иных граждан, находящихся на территории организации[5].

Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы субъекта РФ и муниципального образования соответственно.

Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством РФ, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности – в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).

КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Системы оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:

- руководящего состава ГО и РСЧС субъекта РФ;

- органа, специально уполномоченного решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту РФ;

- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО при органах местного самоуправления;

- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

- сил ГО и РСЧС субъекта РФ;

- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, создающих локальные системы оповещения;

- людей, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:

- руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования;

- сил ГО и РСЧС муниципального образования;

- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, создающих локальные системы оповещения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;

- людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:

- руководящего состава ГО и персонала организации, создающих локальные системы оповещения;

- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;

- руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;

- людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.

Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня.

Решение на задействование региональных, муниципальных и локальных систем оповещения принимается соответственно:

- высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ);

- руководителями органов местного самоуправления (главами местных администраций);

- руководителями организаций, создающих локальные системы оповещения.

Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.

В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.

В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.

В ручном режиме функционирования:

- уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством РФ;

- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.

Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.

Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения – автоматизированный.

Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами ГО и защиты населения (планами ГО) и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи – сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).

Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции СМИ проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.

Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону ЧС, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).

Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями.

Порядок создания, в том числе совершенствования, систем оповещения населения определяется положениями о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения соответственно [3].

Принятое положение определяет требования к системам оповещения населения, в том числе требования к:

- функциям, выполняемым системой оповещения населения;

- показателям назначения;

- показателям надежности и живучести;

- информационному обеспечению;

- сопряжению;

- защите информации;

- средствам оповещения;

- электробезопасности;

- размещению технических средств оповещения;

- громкоговорящим средствам на подвижных объектах, мобильным и носимым техническим средствам оповещения.

Разработанный порядок оповещения населения на сегодняшний день позволяет максимально эффективно задействовать технические, экономические и человеческие ресурсы РФ для обеспечения комплексной безопасности всех жителей страны, а также иных граждан, которые временно могут находиться на территории РФ.

 

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 13.11.2012 N 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»

2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

3. Приказ МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 7/2021.

 

 

[1] https://23.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4201491

[2] «Российская газета»: Бумага не плачет. СМИ о СК. Следственный комитет РФ (27.07.2012).

[3] Имеется в виду Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». – Прим. ред.

[4] Подпункт «з» части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ.

[5] Пункт 5 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417.

 

Другие статьи по теме
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (22.07.2022)
Просмотров: 732