Оповещение и информирование населения, в том числе работников организаций, об опасностях в современных условиях
Главная » Статьи » Оповещение и эвакуация

Оповещение и информирование населения, в том числе работников организаций, об опасностях в современных условиях

Введение

Человечество с древних времен убедилось в важности получения своевременных сведений о приближающейся беде. Еще в средние века римляне говорили: «Praemonitus, praemunitus» (лат.) – «Предупрежден, вооружен». Полководец, имеющий сведения о возможном нападении противника, получал возможность выбрать лучший план противодействия. И на Руси отмечали: «Знать бы, где упадешь, соломку бы подстелил». Люди, например, хотя бы по народным приметам определяли приближение опасного природного явления и принимали соответствующие защитные меры.

Смысл приведенных пословиц в том, что, будучи предупрежденным о близкой опасности, человек может заранее готовиться к тому, чтобы справиться с ней, способен намного успешней противостоять возможным потенциальным негативным факторам, угрожающим ему. Это утверждение в полной мере относиться и к населению в целом.

С тех пор список опасностей для человечества не уменьшался, а только возрастал. Наш современный мир характеризуется наличием существенных угроз. Во-первых, не исключена вероятность возникновения самой опасной угрозы – военных конфликтов. Дело даже не в том, что в арсеналах ряда стран находится оружие колоссальной разрушительной силы, – ядерное оружие, его применение сдерживается вескими аргументами неприемлемых потерь от аналогичных ответных действий. Это подтверждает Указ Президента РФ от 02.06.2020 N 355 “Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания”, в котором разъясняется, что «ядерное сдерживание направлено на обеспечение понимания потенциальным противником неотвратимости возмездия в случае агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников».

Вместе с тем, в настоящее время на планете насчитывается около 40 очагов вооруженных конфликтов различной интенсивности, в которых применяются обычные средства поражения, в результате гибнут люди, страдает мирное население. Отличительной чертой ведения современных военных действий с применением обычных (неядерных) средств поражения становится широкое (массированное) применение высокоточного оружия большого радиуса действия.

Применение крылатых ракет морского и воздушного базирования, ударных гиперзвуковых и беспилотных летательных аппаратов, других средств поражения, в том числе и на новых физических принципах, позволяет без развертывания значительных группировок войск непосредственно у государственной границы начинать нападение нанесением массированных ракетно-авиационных ударов из удаленных или, что еще опаснее, – приграничных районов. Теперь готовность к применению вооруженных сил в военном конфликте определяется не только традиционной готовностью крупных воинских формирований, а самое главное, – готовностью оружия, средств нападения.

То есть, внезапность начала военных действий резко возрастает. Время реагирования (от обнаружения пуска ракет, взлета авиации противника до, например, укрытия населения) имеет стойкую тенденцию к сокращению и может исчисляться буквально минутами. При этом нанесение ударов высокоточными боеприпасами по элементам инфраструктуры населенных пунктов будет отличаться высокой вероятностью разрушения самых опасных (потенциально опасных) объектов, что приведет к возникновению, так называемых «комбинированных очагов поражения». В данном случае к традиционным очагам поражения обычных боеприпасов будут прибавляться, например, опасные последствия радиационных (химических) аварий, разрушений линий газоснабжения, электроснабжения и т.п. Вполне очевидно, что если в рассматриваемых условиях население не будет своевременно оповещено о начале нападения противника, то эффективность проведения последующих мероприятий по защите может оказаться крайне низкой, а в некоторых случаях запоздалые действия станут просто бесполезными.

Во-вторых, в мирной жизни нашими практически постоянными спутниками, к сожалению, являются опасные природные явления, промышленные аварии и катастрофы, природные и техногенные пожары. Происходящие ежегодно и в большом количестве они наносят огромный экономический ущерб, уносят жизни и причиняют вред здоровью и имуществу людей. В 2020 году в стране было ликвидировано 320 чрезвычайных ситуаций, потушено более 420 тысяч техногенных пожаров, спасено более 100 тысяч человек, эвакуировано из мест повышенной опасности около 150 тысяч человек.

Особую угрозу представляют быстроразвивающиеся чрезвычайные ситуации (далее – ЧС) природного и техногенного характера, когда опасные факторы возникают внезапно, быстро распространяются и охватывают большую территорию. В этих условиях, практически аналогично военному времени, необходимо действовать незамедлительно для защиты населения, объектов экономики, окружающей среды, материальных и культурных ценностей. Так, результаты расследования причин и последствий наводнения в 2012 г. в Краснодарском крае показали, что именно отсутствие оповещения о стихийном бедствии во многом привело к значительным жертвам среди населения.

Последние события, связанные с новой короновирусной инфекцией COVID-19, также подтверждают важность своевременного и обоснованного информирования населения для снижения негативных последствий, проведения действенных упреждающих мероприятий. Так, например, весной 2020 года Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу путем рассылки SMS-сообщений и передачей текстовых сообщений в сети уличной радиофикации регулярно напоминало населению о необходимости соблюдения установленных правил поведения.

Таким образом, анализ современных опасностей и угроз, накопленный опыт войн и военных конфликтов, ликвидаций чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера убедительно свидетельствуют о том, что эффективность мероприятий защиты находится в самой прямой зависимости от своевременности и полноты информирования населения об опасностях как в военное, так и в мирное время.

 

Особенности оповещения населения, включая работников организаций, в военное и мирное время

Своевременное оповещение и информирование населения об опасностях является важнейшей задачей гражданской обороны (далее – ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) [1].

 Следует отметить, что понятия «оповещение» и «информирование», несмотря на кажущуюся схожесть, все-таки имеют принципиальное отличие. Оповещением корректно называть такой порядок, когда те или сведения необходимо довести незамедлительно, как правило, в виде условных сигналов, команд, экстренных сообщений. Оповещение также обычно предполагает выполнение определенных, заранее установленных защитных мероприятий. В то время как информирование населения об опасностях заключается в заблаговременном доведении различных сведений, информации в соответствии с прогнозированием развития обстановки, когда есть время подготовиться и принять меры для минимизации возможных негативных последствий. Информирование по своему содержанию более широкое понятие, чем оповещение.

Поэтому оповещение характерно для военного времени или при возникновении быстроразвивающихся ЧС, а информирование в большей степени присуще мирному времени. Хотя, безусловно, и в военное и в мирное время может иметь место, как оповещение, так и информирование населения об опасностях.

Под оповещением населения о чрезвычайных ситуациях подразумевается доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности [1].

В военное время основным способом оповещения населения и работников организаций об опасностях, которые могут возникнуть вследствие военных действий является доведение сигналов оповещения ГО.

Сигнал оповещения ГО – это сигнал, передаваемый в системе управления ГО, являющийся командой для проведения мероприятий по ГО и защите населения от ЧС природного и техногенного характера органами управления и силами ГО и РСЧС, а также для применения населением средств и способов защиты [5].

 В этом определении следует обратить внимание на то, что сигнал оповещения ГО является командой. То есть, передача сигналов оповещения ГО не предполагает каких-то разъяснений и дополнительной информации. Наоборот, (как исполнительная команда!) требует от получивших ее, немедленного выполнения определенных действий и, как правило, проведения заранее установленных мероприятий защиты. Это принципиально важно.

Установлены следующие сигналы оповещения ГО: «Воздушная тревога»; «Отбой воздушной тревоги»; «Радиационная опасность»; «Химическая тревога». Сигналы оповещения передаются соответствующим коротким текстом по всем техническим средствам, включенным в систему оповещения. Для каждого сигнала оповещения ГО установлен четкий порядок действий работающего и неработающего населения по выполнению мероприятий защиты.

Сигнал «Воздушная тревога» передается с возникновение непосредственной угрозы нападения противника и означает, что в ближайшее время противник может применить средства поражения, в том числе и оружие массового поражения. Источниками сообщений для принятия решения на передачу сигналов оповещения ГО являются штабы военных округов, другие органы военного командования, дислоцированные на данной территории. Между ними и оперативно-дежурными службами органов управления ГО и РСЧС организуется прямая связь и информационное взаимодействие.

При передаче этого сигнала в системе оповещения передается текст: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!». С получением сигнала проводится безаварийная остановка производства (отключается электроэнергия, газ, водоснабжение, пар, оборудование), останавливается транспорт, все население укрывается в защитных сооружениях гражданской обороны (далее – ЗСГО). Если сигнал застал дома, то необходимо взять документы, одежду, ценности, запас продуктов, воды и укрыться в ближайшем защитном сооружении, метро или в складках местности.

Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается текстом «Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги! Отбой воздушной тревоги!», – если удар противника не состоялся или его последствия не представляют опасности. По этому сигналу можно возвратиться к местам работы и проживания, однако всем следует быть готовыми к последующему применение средств поражения. В районах, подвергшихся ударам противника, населению передается информация о сложившейся обстановке, правилах поведения, о принимаемых мерах по ликвидации последствий.

Сигнал «Радиационная опасность» – «Внимание! Внимание! Граждане! Радиационная опасность! Радиационная опасность!» подается при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного загрязнения местности. Задачей данного сигнала является оповещение населенных пунктов (районов), к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса или при поражении объектов атомной энергетики (радиационно опасных объектов). С получением сигнала необходимо принять радиопротекторы, выданные по месту работы или жительства, надеть респиратор (противогаз или простейшие средства защиты органов дыхания), отключить системы вентиляции, обеспечить герметизацию производственных, административных и жилых помещений, запасов продуктов и воды, по возможности укрыться в ЗСГО. В дальнейшем выполнять требования радиационной защиты, которые будут доводиться до населения.

Сигнал «Химическая тревога» – «Внимание! Внимание! Граждане! Химическая тревога! Химическая тревога!» подается при угрозе или обнаружении химического и (или) биологического заражения. Услышав данный сигнал, следует немедленно надеть противогаз (здесь ярко проявляется единство «сигнала оповещения» и «исполнительной команды», так как противогаз также надевается и по команде «Газы!»), а при необходимости и средства защиты кожи. Категорически запрещается брать что-либо с зараженной местности, а также садиться или ложиться на землю. Ни в коем случае нельзя снимать средства индивидуальной защиты без разрешения. При первой же возможности необходимо укрыться в ЗСГО и оставаться в нем до получения разрешения на выход.

Обращает на себя внимание, что общим (и самым эффективным!) для всех сигналов оповещения ГО защитным мероприятием (кроме сигнала «Отбой воздушной тревоги») является укрытие людей в защитных сооружениях ГО. Однако в связи с этим следует иметь в виду новые правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время ЗСГО, установленные последней редакцией (от 30.10.2019) Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». Теперь нормативный документ регламентирует, что те или иные ЗСГО (убежища, противорадиационные укрытия и укрытия) создаются в основном только для работников организаций, имеющих категорию по ГО. Что же касается населения, то для его укрытия «…используются имеющиеся ЗСГО и (или) приспосабливаются под ЗСГО в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены».

Таким образом, наибольшая часть работающего и неработающего населения, получив сигнал оповещения ГО и зная, что по этому сигналу необходимо немедленно укрыться, также должно и точно знать местоположение «своего» ЗСГО, заглубленного помещения (или при наличии, – станции метрополитена). Это серьезная проблема, для решения которой, на взгляд автора, требуется проведение большого объема работ организационного и технического характера, согласованных усилий соответствующих органов государственной, исполнительной власти, местного самоуправления и руководства организаций. Такая работа ведется, но явно требует активизации на всех уровнях.

Кроме рассмотренных выше сигналов оповещения ГО, с 1989 года для привлечения внимания населения установлен единый предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», который передается звуком сирен, гудками предприятий и другими сигнальными средствами. По этому сигналу население обязано включить приемники проводного и радиовещания, телевизионные приемники, другие средства массой информации для получения сигнала оповещения ГО или прослушивания экстренного сообщения о сложившейся обстановке и порядке дальнейших действий. Как правило, сразу же после окончания звука сирены должно быть передано речевое сообщение (сигнал оповещения ГО) об угрозе или возникновении конкретной опасности военного (мирного) времени.

Недавно изданный совместный приказ МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 N 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения» установил, что передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио – и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут.

Изложенный порядок оповещения населения об опасностях в военное время во многом базируется на опыте оповещения в годы Великой Отечественной войны и, в первую очередь, – оповещения населения блокадного Ленинграда. За время блокады фашисты выпустили по городу около 150000 снарядов, сбросили более 5000 авиационных бомб. 649 раз блокадники слышали вой сирен, который предупреждал их об авиационных налетах, 3091 раз из репродукторов доносилось: «Внимание! Внимание! Район подвергается артиллерийскому обстрелу. Движение по улицам прекратить. Населению укрыться!». Размеренный (безопасно) или учащенный (налет, обстрел) стук легендарного «ленинградского метронома» (этот звук и сейчас раздается из сети уличной радиофикации при ее технических проверках!) стал таким же символом блокады, стойкости и мужества ленинградцев, как и 125-граммовый хлебный паек, котелок невской воды и Дорога жизни. Огромное число жизней блокадников помогло спасти своевременное оповещение о фашистских обстрелах и бомбежках.

Так же значительную роль в предупреждении последствий артиллерийского огня для жителей Ленинграда сыграли надписи на фасадах зданий: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Учитывая расположение районов огневых позиций немецкой артиллерии, направления баллистических траекторий снарядов и воздействие поражающих факторов (ударная волна, осколки), эти надписи наносили краской преимущественно на северных и восточных сторонах улиц города. В стихотворении М.А. Дудина есть такие строки: «На Невском надписи пестрели. Кричала каждая стена: «Внимание! При артобстреле опасна эта сторона». Одна из бойцов подразделения местной противовоздушной обороны (прообраз будущих формирований гражданской обороны СССР!) Коробова Л.А., которая участвовала в нанесении предупреждающей надписи на Невском проспекте, потом вспоминала: «…в июне-июле 1943 года в городе было уже много людей – наши войска готовились к наступлению. И военные ходили по Невскому, и гражданские, тогда уже работали кинотеатры, театры, филармония. Когда начинался обстрел, то могло погибнуть много народу сразу. Снаряды прилетали с запада, поэтому восточная, четная сторона проспекта была опасней западной. Помню, однажды, снаряд попал в трамвайную остановку в начале Невского – там человек семьдесят разом полегло, и убитые были, и раненые. А ведь предугадать начало обстрела невозможно! Это когда самолет летит, мы его с вышек засекаем – я как раз была во взводе разведки и наблюдения, – и даем сигнал к тревоге. А при обстреле, пока первый снаряд не упадет, никакой тревоги. Один раз я сижу на вышке, она как раз напротив Екатерининского садика была, вдруг грохот – и деревья летят вверх корнями…» [7].

Поэтому бесценный опыт оповещения, приобретенный за долгое блокадное время, не только в последующем лег в основу организации системы оповещения гражданской бороны СССР, но и до сих пор реализуется в современных принципах оповещения населения в военное время.

В мирное время основным способом информирования населения об опасностях является доведение речевой (текстуальной, визуальной) информации в виде типовых информационных сообщений.

На каждый типовой (характерный и наиболее вероятный для конкретной территории) случай возникновения ЧС природного и техногенного характера органами управления РСЧС субъекта РФ разработаны варианты соответствующих текстовых сообщений. В содержании этих типовых сообщений отражается не только информация о наличия тех или иных опасностей, но и наиболее эффективные меры защиты от поражающих факторов опасных природных явлений, аварий и катастроф, полученные в результате их прогнозирования (моделирования).

Типовыми информационными сообщениями, например, для населения Санкт-Петербурга являются сообщения об авариях на радиационно- и химически опасных объектах, которые расположены на территории города, а также штормовые предупреждения. В качестве варианта типового информационного сообщения при аварии на химически опасном объекте может быть следующий текст: «Внимание! Внимание! На заводе «NNN» произошел выброс аварийно химически опасного вещества – хлора, возникла угроза химического заражения (перечисляются улицы города). Жителям (перечисляются наименования) улиц необходимо срочно покинуть зону заражения. Выход в сторону (указывается хорошо известный ориентир, расположенный перпендикулярно направлению распространения хлора по ветру). При невозможности – проведите герметизацию жилых помещений на верхних этажах зданий и укройтесь там. Покидать помещение можно только после получения разрешения. Слушайте дополнительную речевую информацию о порядке действий».

Разработанные варианты информационных сообщений записаны и хранятся на различных носителях дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС (операторов узлов сетей вещания).

Если появляется угроза или возникает опасная ситуация, отличная от ранее прогнозируемой (в том числе,- типовой), то в этом случае оперативные дежурные службы территориальных органов МЧС России немедленно проводят всесторонний анализ обстановки, вырабатывают, утверждают у руководства и доводят до населения соответствующие экстренные сообщения для минимизации негативных последствий.

Необходимо отметить, что информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством [1].

Одним из основных требований к информированию населения о потенциальных или возникших угрозах является достоверность и объективность, исключающие искажение информации, распространение ложных слухов, а также возникновение паники. Практика свидетельствует о том, что паника потенциально часто не менее опасна, чем сама угроза. Приказом МЧС России от 08.07.2004 N 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях» установлены единые критерии для обязательного информирования в зависимости от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, террористических актов.

Для предупреждения населения о возникновении стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф в мирное время также может передаваться сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». В течение всего времени ликвидации ЧС все средства приема информации должны быть включены, а дежурно-диспетчерские службы переводятся на круглосуточный режим работы.

Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.

Для информирования и оповещения населения об опасностях в мирное время задействуются все или отдельные элементы системы оповещения населения.

 

Система оповещения населения и ее элементы

Система оповещения населения включается в систему управления ГО и РСЧС, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения (далее – КСЭОН), общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (далее – ОКСИОН) в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации [4].

Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС:

- на региональном уровне – региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее – РАСЦО);

- на муниципальном уровне – муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее – МАСЦО);

- на объектовом уровне – локальная система оповещения (далее – ЛСО).

РАСЦО и МАСЦО создают соответственно органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

ОКСИОН предназначена для информирования и оповещения людей в местах их массового пребывания. ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС и обеспечивает информационную поддержку при выявлении ЧС, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Информирование и оповещение населения происходит при помощи терминальных комплексов, которые включают в себя:

- жидкокристаллические панели, размещенные в зданиях с массовым пребыванием людей (образовательные учреждения, вокзалы, аэропорты, учреждения культуры, спорта, торговые, развлекательные центры и т.п.);

- светодиодные экраны на открытых пространствах (на зданиях, площадях, пересечениях городских магистралей, при въездах в город и т.п.);

- устройства типа «бегущая строка», информационные стойки;

- мобильные комплексы информирования и оповещения населения.

Применение ОКСИОН (с 2006 г.) повысило оперативность одновременно оповещаемых (информируемых) людей в местах их массового пребывания об угрозах и правилах поведения.

РАСЦО является главной системой оповещения населения в военное время и доведения экстренных сообщений в мирное время.. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:

- руководящего состава ГО и РСЧС субъекта РФ;

- территориального органа МЧС России по субъекту РФ;

- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО при органах местного самоуправления;

- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

- сил ГО и РСЧС субъекта РФ;

- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, имеющих ЛСО;

- людей, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ.

Комплекс технических средств РАСЦО включает в себя несколько подсистем. Так, например, РАСЦО Санкт-Петербурга состоит из:

- подсистемы управления и каналов связи;

- подсистемы электросиренного оповещения;

- подсистемы речевого оповещения на базе сетей связи операторов связи проводного радиовещания на территории Санкт-Петербурга;

- подсистемы оперативного задействования каналов радиовещательных и телевизионных станций в Санкт-Петербурге;

-подсистемы задействования систем оповещения объектов, сопряженных с РАСЦО;

- автоматизированной подсистемы оповещения по телефонным линиям;

-подсистемы задействования специальных технических средств оповещения;

- других подсистем задействования комплексов технических средств и информационных технологий, используемых для оповещения населения Санкт-Петербурга о чрезвычайных ситуациях [4].

После расследования причин и последствий наводнения в Краснодарском крае в 2012 году для устранения выявленных недостатков и совершенствования системы оповещения населения Президентом Российской Федерации был издан указ от 13.11.2012 N 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций». Целью создания КСЭОН является достижение гарантированного оповещения населения на территориях, подверженных воздействию быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов (в зонах экстренного оповещении).

КСЭОН – это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах [1].

КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях в зависимости от наличия территорий, подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся на них. Отличительной особенностью функционирования КСЭОН стало привлечение к оповещению и информированию населения операторов мобильной связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения. В Санкт-Петербурге, например, установлена 21 зона экстренного оповещения населения в местах размещения химически опасных объектов [3].

ЛСО создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности [4].

 Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:

- руководящего состава ГО и персонала организации, эксплуатирующей вышеуказанные объекты, объектового звена РСЧС;

- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия ЛСО;

- руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия ЛСО;

- людей, находящихся в границах зоны действия ЛСО.

При помощи ЛСО можно в короткие сроки оповестить о возникновении угрозы вследствие аварии работников своего предприятия, а также руководство всех учреждений, организаций и населения, которые могут попасть в зону действия опасных факторов. В этих условиях оповещение осуществляется непосредственно дежурным диспетчером самого предприятия. Границы зон действия конкретных ЛСО определяются в соответствии с законодательством РФ.

Важно отметить, что не только организации, имеющие особо опасные объекты должны иметь собственную систему оповещения. Федеральный закон N68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что организации обязаны «предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (подпункт «з» ч. 1 ст. 14). Это требование конкретизирует Свод правил СП 133.13330.2012 «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования». Во-первых, нормативный документ вводит понятие «объектовая система оповещения» (далее – ОСО). Под ОСО понимается совокупность технических и организационных средств оповещения, обеспечивающая доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта, объектовых сил и служб гражданской обороны (п. 3.10). Во-вторых, обязывает создавать ОСО на объектах и в организациях с одномоментным нахождением более 50 человек (включая персонал), а также на социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от численности одномоментно находящихся людей (п. 5.5). ОСО создают на базе существующей сети связи, сети звукофикации объекта и специальной аппаратуры комплекса оповещения (п. 5.6).

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией (далее – СОУЭ) людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Таких организаций большинство! При этом СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов (учитывается степень пожарной опасности объекта защиты) кроме звукового и светового оповещения имеют и речевое оповещение.

Неотъемлемой составной частью ОСО должна быть сеть проводного радиовещания, ретрансляционные точки которой во многих организациях, к сожалению, находятся в неработоспособном состоянии. Необходимо понимать, что в военное время характерным результатом применения противником современных средств поражения будет резкое нарушение, а иногда и полное отсутствие электроснабжения населенных пунктов, что, в свою очередь, исключит функционирование многих традиционных источников информации, средств массой коммуникации. Более того, уже в настоящее время оружие в военных конфликтах применяется в сочетании с мощным радиоэлектронным подавлением практически всех видов связи, что также обусловливает необходимость иметь надежные каналы передачи информации. В этих условиях именно проводное радиовещание отличается высокой помехозащищенностью, живучестью и энергонезависимостью.

Совершенно правильно поступают те руководители организаций, учреждений и предприятий, которые не только восстановили свои радиоточки, но и путем установки аппаратуры сопряжения подключают ОСО к комплексу технических средств РАСЦО (МАСЦО). В Санкт-Петербурге, например, к РАСЦО подключено более 600 объектовых систем оповещения.

С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения проводятся их комплексные и технические проверки с установленной нормативными документами периодичностью. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону ЧС, в том числе неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных). Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими этот резерв органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями [4].

Таким образом, несмотря на различия в предназначении, масштабе решаемых задач, уровнях функционирования, применяемых технических средствах и других показателях, имеющие системы оповещения и информирования населения в значительной степени интегрированы, сопрягаются технически и в целом взаимно дополняют друг друга. Это является материальной основой для своевременного доведения до населения, в том числе работников организаций, сигналов оповещения, экстренной и иной информации, как в мирное, так и в военное время.

 

Заключение

Роль и значение своевременного оповещения и информирования для эффективной защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях трудно переоценить. Весь исторический опыт и современная жизнь убедительно подтверждают необходимость качественного решения этой важнейшей задачи ГО и РСЧС. Более того, именно первоочередное решение этой задачи является своеобразным фундаментом, основой для решения многих других задач в данной области. С оповещения или информирования в системе ГО и РСЧС начинается выполнение планов гражданской обороны и планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС. На государственном уровне установлены принципы и порядок оповещения и информирования населения с учетом особенностей военного и мирного времени.

Однако само по себе оповещение и информирование необходимое, но недостаточное условие для обеспечения защиты от тех или иных опасностей и угроз. В решении этой задачи не менее важна слаженная работа, тесное взаимодействие и сосредоточение усилий всех органов государственной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан. Население, работники организаций должны быть обучены действиям по сигналам оповещения, уметь правильно реагировать на информацию в различных условиях.

Для оповещения и информирования населения об опасностях мирного и военного времени в стране создана система оповещения, входящая в систему управления ГО и РСЧС. Система оповещения развивается и совершенствуется, в нее включаются новые технические средства, позволяющие в короткие сроки и в больших масштабах добиться гарантированного оповещения и информирования населения и работников организаций.

Подчеркивая важную роль оповещения и информирования населения об опасностях, Герой России Шойгу С.К., длительное время возглавлявший МЧС России, обладающий колоссальным опытом ликвидации самых разнообразных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имел полное право в одном из своих выступлений придать древней метафоре «Предупрежден – значит, вооружен» еще один смысл: «Предупрежден – значит, спасен!».

 

Литература:

1. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Указ Президента РФ от 13.11.2012 N 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2013 N 473 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 13.11. 2012 N 1522» (приложение N 2).

4. Приказ МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения».

5. ГОСТ 42.0.02-2001 «Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий».

6. СП 133.13330.2012 «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования».

7. «Эта сторона улицы уже не опасна». Еженедельник «Аргументы и Факты» N 3 от 15.01.2003.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 3/2021.

 

 

Другие статьи по теме
Категория: Оповещение и эвакуация | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022)
Просмотров: 4190