Проведение тренировок по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому и биологическому заражению
Главная » Статьи » Обучение и тренировки

Проведение тренировок по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому и биологическому заражению

При организации тренировок по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому заражению, силами сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения целесообразно пользоваться соответствующими методическими рекомендациями, утвержденными МЧС России. Документ предназначен для использования координационными органами РСЧС субъектов РФ, структурными подразделениями территориальных органов МЧС России и учреждениями, входящими в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (далее – СНЛК ГО), при подготовке и организации тренировки.

Целями таких тренировок являются:

- оценка способности координационных органов РСЧС на основании данных, полученных по линии СНЛК ГО, принимать решения, направленные на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;

- выявление проблемных вопросов, возникающие в результате взаимодействия сил и средств территориальной подсистемы РСЧС;

- оценка возможности головных учреждений, учреждений СНЛК ГО, нештатных формирований объектов решения задач по своему предназначению;

- при необходимости корректировка нормативно-правового обеспечения организации деятельности СНЛК ГО.

 

Нормативное правовое регулирование деятельности СНЛК ГО, ее цели и задачи

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ» определено, что мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, являются:

- создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения;

- введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

В соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях[1] в целях решения задач по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, органы местного самоуправления обязаны создавать и обеспечивать готовность СНЛК ГО на базе организаций, расположенных на территории муниципального образования, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения), вводить режимы радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, совершенствовать методы и технические средства мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценки степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

Напомним читателям, что правила функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.10.2019 N 1333 «О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения». Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждено приказом МЧС России от 04.03.2011 N 94 (ред. от 26.12.2019).[2]

 

Подготовка тренировки

Решение на проведение тренировки с участием учреждений, входящих в СНЛК ГО, принимается на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и противопожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ) субъекта РФ в присутствии руководителей головных учреждений СНЛК ГО. На заседании рассматриваются:

- внесение корректировок в Положение о СНЛК ГО субъекта РФ (при необходимости);

- вопросы, отрабатываемые в ходе тренировки;

- состав сил и средств, задействованных в тренировке;

- распределяются задачи подготовки контрольных проб;

- сроки проведения.

Территориальные органы МЧС России на основании решения КЧС и ПБ, согласованного всеми органами исполнительной власти территориальной подсистемы РСЧС:

- вносят сроки проведения тренировки в план основных мероприятий на очередной год;

- готовят сценарий проведения тренировки (приложение 1), отрабатывают вопросы организации передачи вводных и способов контроля их отработки, а также системы сбора отчетных материалов;

 

Примечание. Это и последующие приложения к статье из-за их большого объема не приводятся. Их можно скачать с сайта редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/ раздел «Документы» рубрика «Методические материалы». Название документа: Методические рекомендации по организации проведения в субъектах РФ тренировок по теме: «Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому заражению силами СНЛК ГО» с выдачей контрольных проб».

 

- вносят вопросы, отрабатываемые в ходе тренировок, в учебный процесс учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и курсов гражданской обороны муниципальных образований.

Головные учреждения СНЛК ГО:

- готовят контрольные пробы по направлению своей деятельности (приложение 2);

- организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК ГО по вопросам предстоящей тренировки;

- уточняют схемы взаимодействия и передачи информации по СНЛК ГО;

- уточняют планы перевода деятельности учреждения в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;

- совершенствуют техническую и научно-методическую оснащенность лабораторной базы.

Учреждения СНЛК ГО:

- уточняют схему взаимодействия учреждения в СНЛК ГО;

- уточняют планы перевода деятельности учреждения в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;

- отрабатывают методики лабораторной диагностики и индикации по направлению своей деятельности и по линии СНЛК ГО;

- совершенствуют техническую и научно-методическую оснащенность лабораторной базы.

Руководители потенциально-опасных объектов субъекта РФ, имеющие внештатные формирования, в том числе посты радиационного, химического и биологического наблюдения (далее – Посты):

- уточняют схему взаимодействия по линии СНЛК ГО;

- проверяют степень оснащенности Поста техническими средствами (приложение 3) и индивидуальными средствами защиты;

- организуют отработку практических действий Поста при угрозе и возникновении радиационной, химической и биологической зараженности территории объекта.

 

Проведение тренировки

Начало тренировки определяется оперативным штабом КЧС и ПБ субъекта РФ, который начинает свою работу после введения режима повышенной готовности, исходя из «сложившейся ситуации» в соседнем регионе, угрожающей распространением на территорию субъекта РФ.

Подачей соответствующих вводных, которые направляются в конкретные учреждения СНЛК ГО (Посты), ситуация осложняется, по данным СНЛК ГО, которые приходят в оперативный штаб, КЧС и ПБ принимает решение на введение режима чрезвычайной ситуации.

Исходная обстановка тренировки и вводные отрабатываются исходя из реальной РХБ ситуации, складывающейся в регионе, в том числе наличия радиационных, химических и биологических потенциально- опасных объектов, а также эпидемической, эпизоотической и фитопатогенной обстановки на территории России, например: распространением пандемического вируса гриппа, африканской чумы свиней, сине-зеленых водорослей и т.д.

В ходе тренировки отрабатывается проверка способности учреждений СНЛК ГО практически решить вопросы исследования проб на наличие соответствующих загрязнений. Это осуществляется путем выдачи контрольных проб.

Контрольные пробы выдаются Головными по направлению своей деятельности учреждениями подчиненным учреждениям СНЛК ГО в соответствии с определенной формой (приложение 4).

Учет результатов проводят через 48 часов. Аналитические справки с формами учета результатов исследования поступают в оперативный штаб.

 

Подведение итогов

Оценка степени организации деятельности учреждения СНЛК ГО (Поста) дается на основании зафиксированных действий по вводным, поступившим от посреднического аппарата в ходе тренировки (журнала телефонограмм, приказов руководителя), результатов проведенных анализов контрольных проб.

Действия координационных органов РСЧС как субъекта РФ, так и муниципального образования, оценивается по результатам анализа принятых ими решений, основанных на данных СНЛК ГО.

Состояние сил и средств территориальной подсистемы РСЧС оценивается исходя из степени готовности технических средств (лабораторного оборудования, научно-методического оснащения), материальных средств (наличия средств специфической профилактики, антивирусных препаратов, койко-мест, аппаратов искусственного дыхания, препаратов йода, финансовых средств, необходимых для компенсации при проведении отчуждения сельскохозяйственных животных, на ветеринарно-санитарные мероприятия, средств индивидуальной и коллективной защиты, и т.д.), подготовки кадрового состава.

Результаты тренировки оформляются актом, в котором дается анализ и оценка организации СНЛК ГО в субъекте РФ и вносятся предложения по ее совершенствованию.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2021.

 

 

[1] Положение утверждено приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 (ред. от 24.12.2019).

[2] О целях, задачах, функциях и структуре сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения см. одноименную статью, опубликованную в N 2/2021 нашего журнала.

Другие статьи по теме
Категория: Обучение и тренировки | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022)
Просмотров: 62