Актуальные организационно-правовые аспекты оказания первой помощи в образовательных учреждениях
Главная » Статьи » Обучение и тренировки

Актуальные организационно-правовые аспекты оказания первой помощи в образовательных учреждениях

Введение

Одной из характерных особенностей современной жизнедеятельности является настоятельная необходимость обеспечения и поддержания на достаточном уровне ее безопасности. Опасные природные явления, промышленные аварии и катастрофы, пожары, дорожно-транспортные происшествия и другие чрезвычайные обстоятельства являются, к сожалению, постоянными спутниками нашей жизни. Ежегодно эти опасности наносят колоссальный экономический ущерб, уносят жизни и причиняют существенный вред здоровью и имуществу людей.

По данным МЧС России в 2019 году на территории страны произошло: чрезвычайных ситуаций – 261 (из них 3 – федерального масштаба); пожаров – около 460 тысяч; спасено – более 250 тысяч человек. Под влияние различных опасных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера попадают огромные территории и большое количество людей.

Но не только природная стихия и техногенные угрозы являются источниками бед. Очень часто по вине самих людей бытовые ситуации быстро превращаются в экстремальные. Несчастные случаи на производстве, бытовые травмы, отравления, происшествия на воде и в местах массового пребывания, ожоги, отморожения и другие негативные обстоятельства приводят к гибели людей, серьезному повреждению здоровья. При этом по данным статистики список мест происшествий огромен, он охватывает практически все сферы жизнедеятельности.

Вполне очевидно, что быстро и профессионально оказать помощь всем пострадавшим с точки зрения сохранения их жизни и здоровья далеко не всегда возможно. Удаленность медицинских организаций от места происшествия, нехватка подразделений скорой медицинской помощи, плохая транспортная доступность, ограниченные возможности своевременного извещения и другие объективные и субъективные факторы убедительно свидетельствуют о необходимости оказания помощи пострадавшим прямо на месте происшествия. Возникает вполне закономерный вопрос: кто ее окажет, кто первым придет на помощь? Практика дает убедительный ответ на этот вопрос: как правило, только те, кто находится рядом с пострадавшим. Более того, в некоторых критических ситуациях, например, при клинической смерти или артериальном кровотечении только немедленное оказание такой помощи сохранит жизнь пострадавшему, а при серьезных травмах – убережет от дальнейших осложнений. Эта помощь называется первой помощью.

Первая помощь определяется как совокупность нормативно установленных мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья пострадавшего до оказания ему медицинской помощи при несчастных случая, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях [1].

Вместе с тем, анализ результатов расследования несчастных случаев, различных спасательных мероприятий, последствий экстремальных ситуаций в быту свидетельствует о явно недостаточной эффективности оказания такой помощи. Не в стороне от данных этой статистики находятся и образовательные учреждения. Весьма красноречиво охарактеризовал положение дел с первой помощью, например, в школах главный детский кардиолог Федерального медико-биологического агентства Л. Макаров: «В России умирают в школах в среднем 1,4 ребенка на 100 тысяч учеников. В мире сердечные приступы случаются в среднем у 1,1 школьника, но это цифра не смертей, а остановок сердца. Половину детей в мире в развитых странах спасают. У нас еще системы первой помощи абсолютно не существует, потому что ни в одной школе вам не будут оказывать первую помощь, даже если там будет медсестра или врач... Наши дети не защищены со всех сторон. Сначала им не выявляют те заболевания, которые имеют риск, потом не могут оказать первую помощь» [6]. Поскольку это выводы не просто специалиста, а главного детского кардиолога, то наличие серьезных проблем с оказанием первой помощи в образовательных учреждениях вполне очевидно.

Следует отметить, что за последнее время в стране началась активная работа по внедрению в жизнь не просто отдельных рекомендаций по оказанию помощи пострадавшим, а созданию практически целой системы оказания первой помощи. Безусловно, еще существует много нерешенных вопросов, однако сам тренд правильный и подразумевает именно системный подход к различным аспектам первой помощи.

В развивающейся системе первой помощи можно выделить три основных элемента:

– нормативно-правовая база в области оказания первой помощи;

– обучение граждан теоретическим основам первой помощи и навыкам ее оказания;

– обеспечение участников оказания первой помощи определенными средствами.

Очевидно, что эффективность системы оказания первой помощи в целом, как и всякой другой системы, возможна лишь при условии слаженного и результативного функционирования всех ее составных элементов.

 

Нормативно-правовая база в области оказания первой помощи

Нормативно-правовое обеспечение оказания первой помощи определяет понятие «первая помощь», права, обязанности и ответственность при ее оказании, а также четко устанавливает перечень состояний, при которых необходимо оказывать первую помощь и перечень мероприятий (алгоритм) по ее оказанию.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч.1, ст. 31 «Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб». В ч. 4 ст. 31 указывается, что «водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков».

Таким образом, первая помощь определяется в виде особой (не медицинской) помощи, которая может оказываться пострадавшим определенной категорией лиц в обязательном или добровольном порядке.

Цель оказания первой помощи заключается в поддержании жизненно важных функций организма пострадавшего, устранении или уменьшении опасных для жизни и здоровья явлений, предупреждения возможных осложнений. Речь идет не о снижении высокой температуры у больного, не о лечении, а о поддержании жизни и здоровья пострадавшего в критический для него момент.

Необходимо подчеркнуть следующую особенность, – как лица, обязанные оказывать первую помощь, так и лица, которым дано право на оказание этой помощи, могут реализовать свои обязанности или права только при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Из этой юридической нормы можно сделать важный вывод и для педагогических работников образовательных учреждений: им дано право на оказание первой помощи, но только если они обучены правилам и приемам ее оказания.

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет, что «граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций» (ст. 18), а также устанавливает определенные обязанности для всех граждан: «граждане Российской Федерации обязаны … соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины; …изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах…» (ст. 19). То есть, обязанность для всех граждан изучать приемы оказания первой помощи закреплена федеральным законом.

Для педагогических работников необходимость подготовленности к оказанию первой помощи дополняется положением ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с этой статьей, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, «…обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи».

Основной нормативный документ, имеющий приоритетное значении перед другими федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, – Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность работодателя (в том числе и руководителя образовательного учреждения) организовать обучение правилам оказания первой помощи для всех лиц, поступающих на работу или переводимых на другую работу (ст.ст. 212, 225). Для работников предусматривается обязанность «проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве» (ст. 214).

Соответствующие обязанности по оказанию первой помощи могут отражаться в приказах руководителя организации, инструкциях по охране труда, должностных инструкциях некоторых категорий работников (в том числе педагогических работников) и других локальных нормативных актах. Как правило, этими же актами для данных категорий работников устанавливается обязательность прохождения периодического обучения оказанию первой помощи пострадавшим.

Трудовой кодекс Российской Федерации также обязывает работодателя при несчастном случае немедленно организовать первую помощь пострадавшему, а при необходимости доставку его в медицинскую организацию (ст. 228). Это требование в полной мере относится и к образовательным учреждениям.

Для лиц, обязанных оказывать первую помощь, но не выполнивших данную обязанность, на законодательном уровне предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. В том случае, если гражданин заведомо оставил без помощи лицо, находящееся в опасном для жизни или здоровья состоянии по малолетству (характерное обстоятельство для детских садов и школ), старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, то он может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 125 «Оставление в опасности» Уголовного кодекса Российской Федерации).

Анализ ситуаций, требующих оказания первой помощи пострадавшим в образовательных учреждениях, показывает, что очень часто участники происшествий (педагогические работники) не оказывают первую помощь по двум основным причинам: не знают, как помочь в той или иной ситуации, а также боятся из-за своих неумелых действий причинить еще больший вред обучающемуся. Первая причина, связанная с отсутствием твердых навыков в оказании первой помощи, свидетельствует о невыполнении рассмотренных выше требований нормативных документов по обязательной подготовке педагогических работников образовательных учреждений в данной области. Вторая причина обусловлена незнанием юридических норм, защищающих участников оказания первой помощи от наказания за возможные негативные последствия.

Уголовное и административное законодательство не признает правонарушением неумышленное причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или правам данного лица, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами (ст. 39 «Крайняя необходимость» Уголовного кодекса Российской Федерации; ст. 2.7 «Крайняя необходимость» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ст. 1067 «Причинение вреда в состоянии крайней необходимости» Гражданский кодекс Российской Федерации).

Безусловно, первую помощь надо оказывать в соответствии с установленными правилами и порядком, что объясняет необходимость обучения навыкам ее оказания всех возможных участников. Однако боязнь ответственности за возможные осложнения не должна останавливать от помощи пострадавшему при критических состояниях. Например, если при остановке сердца у ребенка педагог, проводя сердечно-легочную реанимацию, сломал ему ребро, но при этом спас жизнь, то педагог не будет наказан за свои действия. От перелома ребра люди не умирают, а вот состояние клинической смерти при остановке сердца продолжается буквально несколько минут. Не успеем оказать первую помощь прямо на месте события, – дальнейшие даже профессиональные действия прибывших по вызову медицинских работников могут быть уже бесполезными. К тому же юридическая практика свидетельствует о том, что в Российской Федерации нет судебных прецедентов привлечения к каким-либо видам ответственности граждан за неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи.

Нормативно-правовая база также четко устанавливает перечень состояний, при которых оказывается первая помощь и перечень мероприятий по ее оказанию [3]. Первая помощь оказывается при следующих состояниях пострадавшего: отсутствие сознания; остановка дыхания и кровообращения; наружные кровотечения; инородные тела верхних дыхательных путей; травмы различных областей тела; ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения; отморожения и другие эффекты воздействия низких температур; отравления. Интересно сравнить состояния пострадавших, при которых им необходимо оказывать первую помощь, с теми ситуациями, когда больным оказывается скорая медицинская помощь в экстренной форме (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Перечень состояний пострадавшего (больного), при которых оказываются первая помощь и скорая медицинская помощь в экстренной форме

 

Перечень состояний пострадавшего (больного)

Первая помощь

Скорая медицинская помощь в экстренной форме

1) отсутствие сознания

2) остановка дыхания и кровообращения

3) наружные кровотечения

4) инородные тела верхних дыхательных путей

5) травмы различных областей тела

6) ожоги, эффекты воздействия высоких температур

7) отморожения и другие эффекты воздействия низких температур

8) отравления

Основание: приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»

1) нарушения сознания

2) нарушения дыхания

3) нарушения системы кровообращения

4) психические расстройства, сопровождающие действия пациента, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц

5) болевой синдром

6) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов)

7) термические и химические ожоги

8) кровотечения любой этиологии

9) роды, угроза прерывания беременности

Основание: приказ Минздрава России от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»

 

Как видно из табл. 1, перечень состояний пострадавшего (больного), при которых необходимо оказывать первую помощь и скорую медицинскую помощь в самой быстрой – экстренной форме, за малым исключением практически один и тот же. То есть, в большинстве случаев, когда состояния пострадавшего требуют незамедлительного медицинского вмешательства выездной бригады скорой медицинской помощи в экстренной форме, простые граждане (обученные!) также уполномочены оказывать первую помощь этому же пострадавшему. Но в первом случае помощь будут оказывать профессионально подготовленные медицинские работники, оснащенные современными реанимационными и другими медицинскими средствами, а в другом, – участники, находящиеся на месте происшествия, подчас без элементарного перевязочного материала и, в лучшем случае, имеющие только подручные средства. Это сравнение очень ярко подчеркивает роль и значение, отводимое первой помощи при угрозе жизни и здоровью человека!

На законодательном уровне установлен и перечень мероприятий, которые следует выполнять при оказании первой помощи [3]. Они следующие:

1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи;

2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;

3. Определение наличия сознания у пострадавшего;

4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего;

5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни;

6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей;

7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения;

8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний;

9. Придание пострадавшему оптимального положения тела;

10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки;

11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

Конечно, совокупность мероприятий, проводимых при оказании первой помощи, зависит от конкретного состояния пострадавшего. Например, если он кричит, то сердечно-легочную реанимацию проводить, безусловно, не следует. Однако ряд мероприятий из выше приведенного перечня рекомендуются в качестве обязательных: обеспечение личной безопасности при оказании первой помощи; вызов бригады скорой медицинской помощи и передача ей пострадавшего (этим мероприятием заканчивается первая помощь).

Таковы основные положения нормативно-правовой базы, как первого элемента системы оказания первой помощи. Их анализ свидетельствует о том, что на законодательном уровне установлены основные понятия и определения, связанные с первой помощью, определены права, обязанности и ответственность граждан в данной области, необходимость обучения навыкам оказания первой помощи, четко обозначены состояния, при которых оказывается первая помощь и мероприятия по ее оказанию.

 

Обучение оказанию первой помощи

Как показывает практика, наиболее слабым элементом системы оказания первой помощи является обучение граждан (работников) теоретическим основам первой помощи и навыкам ее оказания. СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» в течение нескольких лет проводит обучение педагогических работников теоретическим и практическим основам оказания первой помощи обучающимся. Анализ постоянного опроса педагогических работников, обучающихся на курсах гражданской обороны районов Санкт-Петербурга по программам обучения «Первая помощь в чрезвычайных и экстремальных ситуациях», говорят о том, что во многих образовательных учреждениях обучению своих работников в данной области не уделяется достаточного внимания. Вместе с тем, не только рассмотренные выше, но и другие нормативные документы, достаточно ясно устанавливают требования по обязательному обучению педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Так, ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»[1] устанавливает «…основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения – будущего трудового потенциала нации». В данном документе подчеркивается, что «…обучение по безопасности труда во всех своих формах носит непрерывный, многоуровневый характер и проводится во всех организациях, у всех работодателях в образовательных организациях и учреждениях». При этом среди основных видов обучения безопасности труда выделено «обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим», а среди основных форм обучения – «получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах».

Реализация этих требований в образовательных учреждениях должна осуществляться в ходе инструктажей по охране труда (повторный инструктаж – не реже 1 раза в полгода). Аналогичные инструктажи по пожарной безопасности (не реже 1 раза в год) также обязательно включают отработку действий по оказанию первой помощи пострадавшим [4].

В рамках подготовки работников организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций должно проводится ежегодное курсовое обучение по соответствующим программам (не менее 16 часов) [2]. В содержание данных программ в обязательном порядке включаются практические занятия по оказанию первой помощи.

Кроме того, полученные знания и навыки по оказанию первой помощи должны закрепляться и совершенствоваться в ходе учений и тренировок в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. В образовательном учреждении ежегодно проводятся командно-штабные учения (штабные тренировки), объектовые тренировки, в ходе которых МЧС России рекомендует наряду с другими вопросами отрабатывать и действия, связанные с оказанием первой помощи в различных условиях обстановки [5].

Следовательно, в образовательном учреждении вполне достаточно возможностей для плановой и системной подготовки своих педагогических работников оказанию первой помощи обучающимся. Для реализации этой задачи на первом месте стоит желание, воля и требовательность руководства учреждения, а также пропаганда необходимости и значимости подготовленности работников в данной области.

 

Средства оказания первой помощи

Средства оказания первой помощи, как третий элемент общей системы оказания первой помощи, также имеют определенное значение в достижение ее общей результативности. Основным средством оказания первой помощи в образовательных учреждениях являются аптечки первой помощи. Состав «Аптечки для оказания первой помощи работникам» утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».

В состав аптечки входят: изделия медицинского назначения для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран; изделия медицинского назначения для производства сердечно-легочной реанимации; прочие изделия медицинского назначения и средства. Пополнять аптечку первой помощи необходимо по мере израсходования ее компонентов или истечения их срока годности.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 223) обязывает работодателя по установленным нормам организовать посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи.

Часто задают вопрос: сколько аптечек первой помощи должно быть в организации? Конкретное количество аптечек нормативными документами не установлено, однако стоит обратить внимание на разъяснение этого вопроса, данное в Письме Федеральной службы по труду и занятости от 07.11.2012 N ПГ/8351-3-5 «О создании в организациях санитарных постов с аптечками». В документе рекомендуется количество аптечек в организации определять локальным актом (приказом работодателя) с учетом числа работающих и характера работы.

В этом приказе целесообразно: назначить работника, ответственного за приобретение, хранение, использование аптечек первой помощи; утвердить количество и состав аптечки (при необходимости); установить места хранения (размещения) аптечек; определить порядок использования и контроля содержания аптечек. Часто в организациях устанавливают количество аптечек из расчета 1 аптечка на 10-20 работников.

При обучении педагогических работников следует обращать внимание не только на применение элементов аптечек первой помощи, но и на использование подручных средств, которые могут быть достаточно эффективными при определенных состояниях пострадавшего.

Необходимо подчеркнуть еще одну особенность оказания первой помощи в образовательных учреждениях. Как правило, многие образовательные учреждения имеют штатного или нештатного (работающего на договорной основе) медицинского работника. Если с ребенком произошел несчастный случай в ходе образовательного процесса и медицинский работник находится на своем рабочем месте, то первую помощь должен оказывать он. В этом случае воспитатели, учителя немедленно вызывают скорую медицинскую помощь и информируют родителей ребенка о создавшейся ситуации, затем организуют встречу бригады медицинской помощи, обеспечивают при необходимости транспортировку пострадавшего в медицинскую организацию. Если родители не успели приехать, то будет правильным, чтобы кто-то из педагогов сопровождал ребенка к месту госпитализации, постоянно поддерживал связь с руководителем образовательного учреждения. Когда экстренный случай, связанный со здоровьем учащегося, произошел во время отсутствия своего медицинского работника, то тогда первую помощь (с применением аптечки первой помощи) оказывают обученные педагогические работники, вызывают скорую медицинскую помощь, извещают родителей и, как бы ни закончилась ситуация, – извещают о происшедшем детскую поликлинику.

 

Заключение

Анализ нормативно-правовой базы в области оказания первой помощи, статистических данных и опыта обучения педагогических работников основам оказания первой помощи позволяет сделать общий вывод о том, что осознавая важность проблемы, совершенно правильным инструментом для ее решения избран системный подход. Также очевидно, что наиболее слабым элементом создающейся системы первой помощи является низкий уровень подготовленности граждан, в том числе педагогических работников, по основам и навыкам ее оказания.

 Действительно, педагогический работник, имеющий навыки оказания первой помощи, имеет лишь право, а не обязанность ее оказывать. Но мы должны понимать, что в данном случае реализация наших прав связана с сохранением жизни и здоровья человека, которые, согласно Конституции Российской Федерации, признаются в стране высшей ценностью.

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

2. Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»

4. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»

5. Приказ МЧС России от 24.04.2013 N 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»

6. Макаров Л.М. Половину детей, у которых на физкультуре остановилось сердце, можно было спасти [Электронный ресурс]: интервью телеканалу «Звезда». URL: https://ria.ru/20190513/1553434073.html

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 8/2020.

 

 

[1] Введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст.

Другие статьи по теме
Категория: Обучение и тренировки | Добавил: ЦИПЗО (29.08.2021)
Просмотров: 2177