Рекомендации персоналу детского оздоровительного лагеря по обеспечению безопасности детей
Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании

Рекомендации персоналу детского оздоровительного лагеря по обеспечению безопасности детей

Условия детского оздоровительного лагеря достаточно экстремальны как таковые. Фактически каждый лагерь – это небольшой городок с определенным количеством строений, автономными системами отопления и водоснабжения, хранилищами запасов продуктов и питьевой воды, с собственной системой оказания первой медицинской помощи квалифицированным персоналом. Все это делает лагерь уязвимым в случае возникновения ЧС. Отсюда вытекает необходимость подготовки персонала к разумным, организованным и адекватным действиям.

 

Порядок действий в условиях чрезвычайной ситуации и экстренной эвакуации детей

Одними из основных способов защиты от чрезвычайных ситуаций является оповещение населения и его своевременная эвакуация из опасной зоны. Оповещение – это оперативное доведение специальных сигналов и речевых сообщений до органов управления, сил предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения с целью предупреждения об опасности.

Сигнал «Внимание всем!» подается непрерывным звучанием сирен, сигнальных гудков промышленных предприятий, транспортных средств и других звуковых устройств. Информационное сообщение, как правило, передается несколько раз с интервалом 30 секунд в течение 5 минут.

При объявлении чрезвычайной ситуации техногенного (радиационная, химическая, биологическая или гидродинамическая авария) или природного (землетрясение, сель, наводнение) характера может потребоваться эвакуация воспитанников лагеря. Для этого разрабатывается порядок действий в чрезвычайных ситуациях и выдается под роспись каждому воспитателю и вожатому отряда.

Лицо, узнавшее о чрезвычайной ситуации, незамедлительно информирует о ситуации руководителя лагеря, который узнает дополнительную информацию в ближайшем подразделении МЧС России.

Руководитель лагеря или ответственный по вопросам безопасности:

- незамедлительно информирует о чрезвычайной ситуации (направляет экстренное извещение) в службы экстренной помощи, надзорные органы;

- незамедлительно отдает команду воспитателям о выводе детей в безопасное место для организации эвакуации;

- при необходимости организует первую медицинскую помощь пострадавшим детям силами медицинских работников лагеря;

- обеспечивает питание детей сухим пайком и питьевой режим с использованием бутилированной воды в индивидуальной упаковке;

- назначает ответственных и определяет порядок вывоза детей из лагеря (заказ автобусов, взаимодействие с ГИБДД по сопровождению автобусов, взаимодействие с МЧС России);

- назначает ответственных из числа воспитателей (по количеству дверей в автобусе) по сопровождению организованных детей, по каждому автобусу формирует список детей в 2-х экземплярах – для сопровождающих группы детей и руководителя лагеря;

- организует передачу детей от воспитателя отряда родителям (законным представителям) только по письменному заявлению родителей (законных представителей) под роспись, при согласовании с медицинским работником и при отсутствии угрозы здоровью детей;

- при завершении эвакуации детей и передаче их родителям сопровождающий информирует руководителя лагеря.

При эвакуации воспитанников в летнем лагере вожатые и воспитатели обязаны:

- подготовить детей к эвакуации;

- при необходимости подготовить средства индивидуальной защиты или простейшие средства защиты органов дыхания и кожи;

- объявить детям порядок, направление движения и место сбора;

- в соответствии с планом эвакуации: открыть двери в направлении движения, вывести детей;

- собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте;

- проверить наличие детей по списку и результаты доложить руководителю лагеря или ответственному за безопасность.

 

Правила поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера

 

Чрезвычайная ситуация природного характера – обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории, в результате возникновения опасного природного явления, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 

Действия персонала лагеря во время бури, урагана, грозы

За несколько часов до надвигающегося урагана, бури или грозы вышестоящие организации или штаб по делам ГО и ЧС передает по каналам связи штормовое предупреждение.

Во избежание несчастных случаев в целях сохранения жизни и здоровья детей во время бури, урагана и грозы персоналу лагеря нужно соблюдать следующие правила:

- сохранять порядок, дисциплину и самообладание;

- подать штормовое предупреждение о приближении бури, урагана, грозы ударом железного била по рельсу и др.;

- немедленно собирать детей и укрыть их в своих корпусах на первых этажах со стороны противоположной ветру;

- в корпусах следует закрыть двери, балконы, окна. Стекла заклеить полосками бумаги и ткани. С балконов, подоконников убрать вещи, которые при падении могут нанести травмы;

- подготовить аварийное освещение – фонари, свечи. Положить на безопасное место медикаменты и перевязочные материалы, создать запас воды.

Нельзя:

- разрешать детям выходить на улицу сразу после ослабления ветра, грозы, через несколько минут порыв может повториться;

- разрешать детям подходить к окнам, т.к. дети могут быть ранены осколками разлетающегося стекла и другими предметами.

В случае если буря, ураган, гроза застали детей на открытой местности, лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке, лечь на дно и плотно прижаться к земле.

При неблагоприятных метеорологических условиях и стихийных бедствиях, возникших во время похода, руководитель похода совместно с медицинским работником решает вопрос о прекращении или изменении маршрута.

Если буря, ураган, гроза застала детей во время катания на лодках:

- немедленная эвакуация на берег – один из способов сохранения жизни детей;

- во время движения лодки сопровождающие должны следить, чтобы дети не менялись местами, не садились на борта, не толкались, не спрыгивали с лодки в воду и пытались доплыть до берега самостоятельно без спасательного жилета и круга. После причаливания один из сопровождающих выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все дети не окажутся на суше;

- при необходимости – вызвать скорую помощь.

 

Действия персонала лагеря во время землетрясения

Землетрясение – подземные толчки, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Во избежание несчастных случаев в целях сохранения жизни и здоровья детей во время землетрясения нужно соблюдать следующие правила:

В корпусе:

- при нахождении на первых этажах корпусов необходимо немедленно вывести детей на улицу (для этого есть, как правило, не более 15 – 20 секунд);

- не паниковать, сохранять спокойствие;

- при нахождении на верхних этажах нужно поставить детей в углах, дверных проемах, образованных капитальными стенами или узких коридорах, помочь детям спрятаться под столы или кровати.

Нельзя:

1. Разрешать детям оставаться около оконных проемов и рядом со стеклянными предметами;

2. Разрешать детям выпрыгивать из окон или с балконов;

3. Разрешать детям пользоваться лифтом;

4. Разрешать детям зажигать спички, свечи и пользоваться зажигалками во время или сразу после подземных толчков.

Как только толчки прекратятся – немедленно вывести детей из корпусов. После выхода сразу же отойти вместе с детьми на открытое место.

На улице при первых толчках землетрясения немедленно отвести детей как можно дальше от корпусов, ближайших зданий и сооружений, высоких столбов и заборов.

В завале (если вожатого завалило вместе с детьми и есть возможность передвигаться):

- успокоить и ободрить детей;

- попросить детей экономить силы, по возможности меньше двигаться;

- подавать сигналы о своем местонахождении (стучать железом о железо: по батарее, трубам и т.п.);

- запретить детям зажигать огонь.

После землетрясения:

- сохранять спокойствие, успокоить детей оказывать посильную помощь пострадавшим, по возможности напоить детей питьевой водой;

- не пускать детей в корпуса до официального разрешения.

 

Действия персонала лагеря во время наводнения

Наводнение – значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, море.

Во избежание несчастных случаев в целях сохранения жизни и здоровья детей нужно соблюдать следующие правила (если не удалось эвакуировать детей):

- успокоить детей, убедить их не поддаваться панике и не терять самообладание;

- как можно быстрее отвести детей в ближайшее безопасное возвышенное место, верхние этажи, чердаки или крыши корпусов и быть готовым к эвакуации по воде, в том числе с помощью подручных плавсредств;

- до прибытия помощи, если не угрожает опасность, не разрешать детям покидать выбранные безопасные места;

- принять меры, позволяющие спасателям своевременно Вас обнаружить.

 

Действия персонала лагеря во время возникновения природного пожара

Природный пожар – это неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде.

Во избежание несчастных случаев в целях сохранения жизни и здоровья детей во время природных пожаров нужно соблюдать следующие правила:

При обнаружении пожара:

- успокоить детей, убедить их не поддаваться панике;

- помочь детям защитить органы дыхания;

- проанализировать обстановку, определить путь эвакуации: отвести детей на возвышенную точку на местности и внимательно осмотреться по сторонам, выявить границы очага пожара, направление и примерную скорость его распространения;

- укрывать детей от пожара нужно на отмелях, расположенных посреди больших озер, на оголенных участках болот, на скальных вершинах хребтов, расположенных выше уровня леса;

- уводить детей от пожара следует в наветренную сторону (на ветер), в направлении, перпендикулярном распространению огня, стараясь обойти очаг пожара сбоку. Идти лучше по берегу реки, по дороге или просеке;

- после выхода из зоны пожара руководитель лагеря или ответственный по вопросам безопасности должен сообщить о месте пожара, размерах и характере в администрацию населенного пункта, лесничество или противопожарную службу.

В очаге пожара:

- сообщить о пожаре в спасательную службу;

- очистить вокруг себя и детей как можно большую площадь от листвы, травы и веток;

- помочь детям снять всю плавящуюся одежду, избавиться от горючего и легковоспламеняющегося снаряжения;

- помочь детям защитить органы дыхания;

- если есть возможность, – помочь детям обильно смочить одежду, голову и открытые участки тела обмотать любым негорючим, влажным материалом, но не очень плотно;

- если поблизости есть водоем – завести детей в него.

 

Действия персонала лагеря во время обвалов в горах

Обвал – обрушение масс горных пород (земли, песка, камней, глины) с крутого склона. Чаще всего обвалы происходят в периоды дождей, землетрясений, при проведении взрывных и строительных работ.

Во избежание несчастных случаев в целях сохранения жизни и здоровья детей во время пребывания в горах в зоне возникновения обвалов нужно соблюдать следующие правила:

- вожатые отрядов, планируя пешую прогулку в горы с детьми должны тщательно продумать маршрут: заранее изучить места возможных камнепадов, обвалов в районе запланированного маршрута. Выбрать маршрут с хорошо просматриваемой местностью, без выступов и нависающих скал;

- информацию о направлении маршрута и его особенностях вожатые должны оставить руководителю лагеря и в спасательной службе;

- оказавшись свидетелем обвала и зная, что под него могли попасть люди – вожатые должны срочно сообщить о случившемся в спасательную службу;

- если начался обвал, необходимо бегом увести детей с его пути в безопасное место или укрыть детей (за выступом скалы, большим камнем и т.п.).

 

Обеспечение безопасности детей во время прогулок или походов в лес:

- собираясь вместе с отрядами на прогулку или в поход в лес, вожатые должны проследить о наличии в рюкзаках у детей следующих предметов: средство от укусов насекомых, солнцезащитный крем для кожи, питьевая вода, минимальный запас еды (бутерброд и др.), нож, спички, часы, компас, аптечка, свисток;

- вожатые отрядов должны проследить, чтобы одежда и обувь у детей были удобными, яркого цвета, и соответствовали погодным условиям. Лучше наклеить на одежду светоотражающие полоски или рисунки;

- перед походом в лес вожатые должны тщательно продумать маршрут и сообщить о нем руководителю лагеря. Нельзя уходить с маршрута, увлекаясь прогулкой и отходить далеко от натоптанных троп;

- вожатые должны следить за тем, чтобы дети не сорили в лесу и тщательно убирали за собой мусор после похода;

- после прогулки или похода медицинский работник должен немедленно осмотреть детей на наличие клещей;

- если кто-то из детей заблудился, сопровождающие воспитатели должны незамедлительно сообщить о случившемся руководителю лагеря и в спасательную службу;

- во время пребывания в лесу вожатые должны следить за растениями, которые встречаются на пути и не позволить ребенку съесть ядовитый плод или гриб – на европейской территории их около 200 видов. Среди них: бледная поганка (самый ядовитый гриб), мухоморы (партерный, серый, поганковидный, красный)  и др.

 

Дикие животные, змеи и обеспечение безопасности детей при встрече с ними

Вожатые должны иметь представление о повадках и местах обитания зверей, птиц и змей. Также следует заранее предупредить детей о возможных опасностях, которые таит в себе лес.

Вожатые должны быть особенно внимательны и осторожны во время лесных прогулок, первыми проходить вперед, обращать внимание на местные признаки, следить, чтобы отряд не наткнулся на диких животных или змей.

Стоит иногда давать знать о своем присутствии (голосом или другим способом), как бы предупреждая животных и давая им возможность уйти.

Правила поведения при встрече с диким животным:

- успокоить детей и убедить их не поддаваться панике. Объяснить, что зверь чувствует, когда человек боится его, и страх только подстегнет агрессию;

- объяснить детям, что нельзя делать резких движений и издавать пронзительных криков – по крайней мере, пока не убедитесь, что действительно сможете таким способом именно испугать, а не привлечь зверя.

 

Дополнительная информация

Кабаны во время гона или кормежки ведут себя столь шумно, что заметить их не так трудно. Следует избегать звериных труднопроходимых троп, заросших кустарником и буреломов. В таких местах высока вероятность встречи с животным, к тому же здесь крайне неудобно отступать. Отправляясь в лес, обязательно предупредите о том, куда собираетесь пойти и когда предполагаете вернуться.

На присутствие хищников или опасных копытных могут указывать самые различные признаки: следы на почве, примятая трава и подлесок, ободранная кора на деревьях, помет, места кормежки. Волки, первыми почуяв человека, издают специфические звуки (фырканье, вой, звонкий лай), предупреждая других членов стаи.

При встрече с медведем нельзя поворачиваться к зверю спиной: такую позу он расценит как доказательство слабости. От опасности человек старается убежать, однако в данном случае бегство хорошо, только если вы абсолютно уверены, что достигнете более безопасного места (например, охотничьего домика, дерева, автомобиля и т.п.) быстрее, чем хищник, а сделать это в условиях леса крайне сложно, – убежать от медведя практически невозможно. В качестве оптимального выхода из положения лучше замереть на месте, а затем как можно спокойнее, пятясь, отступить и, только удалившись метров на 10 – 15, также медленно отходить.

 

Правила поведения в местах обитания змей:

- убедиться, что на ногах у детей надеты высокие сапоги, способные защитить от укусов;

- если путь лежит через густую траву или заросшие ямы, вожатым следует быть особенно внимательными. Необходимо сначала тщательно проверить эту местность на наличие змей;

- запретить детям трогать змей.

Если во время похода предстоит организовать ночлег вожатым необходимо соблюдать следующие правила:

- не разрешать детям ходить ночью – по крайней мере, без фонаря: многие змеи особенно активны в теплые летние ночи;

- помнить, где много грызунов, там следует ожидать и змей;

- не устраивать ночлег возле дуплистых деревьев, прогнивших пней;

- прежде чем лечь спать – тщательно осмотреть места детей для сна;

- если на кого-то из детей заползла змея, успокойте ребенка и окажите помощь.

 

Действия персонала во время аварий на транспорте

 

Дорожно-транспортное происшествие

В случае дорожно-транспортного происшествия с травмированием детей сопровождающий сообщает с ближайшего пункта связи, с сотового телефона или с помощью проезжающих водителей о происшествии администрации летнего лагеря, в органы ГИБДД и медицинское учреждение.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

- при появлении неисправности в работе двигателя и систем автобуса сопровождающий должен рекомендовать водителю принять вправо, съехать на обочину дороги и остановить автобус. Движение продолжать только после устранения возникшей неисправности;

- при возникновении аварийных ситуаций (технической неисправности, пожара и т.п.) после остановки автобуса по указанию водителя дети должны под руководством сопровождающего лица быстро и без паники покинуть автобус;

- в первую очередь сопровождающие должны вывести из автобуса травмированных детей;

- сопровождающие отводят детей от автобуса в безопасное место и организуют пребывание там детей до подъезда специалистов экстренных служб и транспорта для эвакуации;

- сопровождающие вызывают службы экстренной помощи (скорая помощь, ГИБДД и пр.), если водитель ранен и сам не может этого сделать;

- в случае необходимости сопровождающие оказывают детям первую помощь, используя для этого все наличные средства и возможности.

 

Авария на железнодорожном транспорте

Наиболее распространенными аварийными ситуациями, которые приводят к травмам и гибели пассажиров, являются пожары, аварии токоснабжения и крушения поездов.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

- сопровождающие и проводник вагона при возникновении пожара обязаны немедленно приступить к эвакуации детей, не допуская паники;

- сопровождающие, ответственные за безопасность детей должны оповестить их об аварийной ситуации и указать порядок выхода из вагона;

- эвакуация должна производиться в соседние вагоны и на полевую сторону железнодорожного пути.

- при сильном задымлении сопровождающие должны проследить, чтобы дети закрыли нос и рот мокрой тряпкой (полотенцем и др.) ;

- запрещается после аварии уходить далеко от вагона или поезда;

- на месте крушения надо соблюдать крайнюю осторожность, поэтому отходя в безопасное место первыми должны идти сопровождающие, внимательно осматривая дорогу перед собой (лежащие на земле контактные оборванные провода могут оставаться под напряжением и представлять смертельную опасность. Подходить к ним ближе 30 – 50 метров запрещается);

- сопровождающие должны проследить, чтобы дети не касались руками металлических частей (при аварии токоснабжения);

- сопровождающие должны проследить, чтобы дети не разбредались во все стороны. Иначе у прибывших спасателей и у сопровождающих появятся дополнительные трудности с оказанием помощи;

- наиболее важные оперативные действия сопровождающих и спасателей после выведения детей из опасной зоны – оказание первой помощи, вид которой определяется характером и тяжестью травмирования пострадавших в аварийной ситуации;

- первая помощь пострадавшим при несчастных случаях должна оказываться в соответствии с инструкцией.

 

Авария на речном (морском) транспорте

Авария морского (речного) объекта – опасное техногенное происшествие на морском (речном) объекте, представляющее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к повреждению или к потере мореходности судна, загрязнению окружающей природной среды. Как правило, для ликвидации аварии требуется помощь поисково-спасательных и других специальных сил и средств.

При пожаре на судне:

- сопровождающие должны оповестить детей об аварийной ситуации и не допустить возникновения паники;

- при сильном задымлении сопровождающие должны проконтролировать, чтобы дети закрыли нос и рот смоченным водой платком, салфеткой, полотенцем, одеждой;

- при сильном пожаре, сопровождающие должны отвести детей к спасательным средствам, выполняя указания капитана судна;

При оставлении судна:

- решение об оставлении судна принимает только капитан;

- сопровождающие должны отвести детей к месту сбора для последующей эвакуации;

- перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот сопровождающий должен проследить, чтобы дети надели спасательные жилеты;

- если есть возможность, сопровождающие должны разместить в шлюпке одеяла, дополнительную одежду, питьевую воду и еду;

- при вынужденном прыжке с борта корабля в воду, сопровождающий должен проследить, чтобы все дети покинули судно, затем прыгнуть самому. Если сопровождающих несколько, то один должен прыгнуть в воду первым, чтобы помочь детям забраться на спасательное средство;

- на спасательном средстве необходимо отплыть на безопасное расстояние (150 – 200 м) от тонущего судна, так как шлюпку (плот) может затянуть в водоворот.

 

Обеспечение безопасности детей при возникновении пожара

 

Первоочередной обязанностью каждого работника лагеря является спасение жизни детей. Исход любого пожара во многом зависит от того, насколько своевременно был вызван пожарный расчет и готовности всего обслуживающего персонала к действиям при пожаре.

Во всех случаях обнаружения пожара, признаков горения, запаха гари, задымления, повышения температуры каждый, обнаруживший пожар или загорание, обязан:

- немедленно вызвать пожарную охрану по телефону (при этом необходимо четко назвать адрес лагеря, место возникновения пожара, а также свою фамилию) и организовать вызов к месту пожара администрации лагеря;

- подать сигнал тревоги для добровольной пожарной дружины (пожарного расчета);

- принять меры по эвакуации детей в безопасную зону, тушению пожара и сохранности материальных ценностей;

- организовать встречу пожарной охраны.

Внимание! Вызвать пожарную охрану необходимо даже в том случае, когда пожар потушен своими силами: огонь может остаться незамеченным в скрытых местах, поэтому через некоторое время пожар может вспыхнуть вновь, в больших размерах. Поэтому место пожара должно быть обязательно осмотрено специалистами пожарной охраны.

Встреча пожарного подразделения обеспечивается после вызова пожарной помощи, для чего выделяется специальное лицо из персонала лагеря.

Встречающий должен:

- оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

- четко проинформировать пожарных о сложившейся обстановке;

- рассказать, все ли дети и взрослые эвакуированы из горящего или задымленного здания, если нет, то о степени угрозы детям и взрослым, сколько их осталось в здании, где они находятся, на каком этаже и в каких помещениях, как в эти помещения быстрее проникнуть;

- рассказать, какие помещения охвачены огнем и куда он распространяется, о местах размещения наиболее ценного имущества, которое необходимо эвакуировать в первую очередь.

При эвакуации детей нельзя допускать их скапливание у выхода, а также возникновения паники. Детей нужно призывать к спокойствию, все эвакуированные должны находиться под неослабным надзором взрослых.

Лестничные клетки необходимо использовать в первую очередь для эвакуации детей из помещений верхних этажей.

Если во внутренние лестницы проникает пламя, или они уже охвачены огнем или очень задымлены, то необходимо спасать детей через окна и балконы с помощью стационарных и приставных лестниц. При этом следует плотно закрыть все неиспользуемые для эвакуации балконные двери и окна, чтобы в помещение не проникал воздух, усиливающий огонь и направляющий дым в это помещение. Двери, ведущие в соседние помещения, и коридор из помещения, где находятся дети, во избежание проникновения дыма рекомендуется плотно закрыть, а щели в притворе и снизу дверей заткнуть подручным материалом (простыни, одеяла, шторы и т.п.), предварительно смочив их в воде.

При возникновении пожара в деревянном здании, где находятся дети, эвакуация должна производиться немедленно из всего здания, независимо от места и размера пожара, в соответствии с заранее разрабатываемым планом и особенностями развития пожара. Делать это нужно быстро и спокойно, принимая все меры к предотвращению паники.

По окончании эвакуации необходимо убедиться, что все дети эвакуированы из горящего или находящихся под угрозой огня помещений. Для этого нужно тщательно осмотреть все помещения, а особенно задымленные, помня о том, что дети от испуга часто прячутся в темные углы, под кровати и столы, в шкафы и за шкафы и т.п. Лица, ответственные за эвакуацию, должны лично убедиться в наличии полного состава каждой эвакуационной группы путем переклички по списку.

Примерный план проведения эвакуации в случае возникновения пожара в летнем лагере представлен в табл. 1.

 

Таблица 1

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ ДЕТЕЙ НА СЛУЧАЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ПОЖАРА В СПАЛЬНОМ КОРПУСЕ ДЕТСКОГО ЗАГОРОДНОГО СТАЦИОНАРНОГО

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

 

N

Действие

Последовательность действий

Должность, фамилия исполнителя

1.

Сообщение о пожаре

При обнаружении пожара, загорания или задымления необходимо:

а) немедленно вызвать по телефону пожарную охрану, сообщив при этом название лагеря, объект возгорания, количество этажей в корпусе, а также свою фамилию и телефон;

б) оповестить администрацию лагеря (директора либо заменяющее его лицо) о случае возгорания, дежурного воспитателя (вожатого) по лагерю;

в) подать сигнал тревоги для лагерной добровольной пожарной дружины (пожарного расчета), включив сирену из комнаты дежурного по лагерю, которая находится в административном корпусе;

г) собрать обслуживающий персонал и людей из соседнего лагеря либо организации, где имеется большое количество взрослых

 

2.

Подготовка к эвакуации детей

При обнаружении пожара, загорания или задымления в ночное время необходимо немедленно и спокойно во всех комнатах и помещениях разбудить, а в зимнее время и одеть детей. Объявить о необходимости какого-либо срочного построения на улице

 

3.

Эвакуация детей

Немедленно вывести всех детей из здания через ближайшие коридоры и выходы в заранее определенное место сбора

Эвакуация детей производится по указанию директора лагеря или лица, его заменяющего, а в случае прямой угрозы – незамедлительно, не ожидая указаний

К эвакуации детей привлекаются весь обслуживающий персонал и прибывшие на помощь люди из соседних организаций

 

4.

Вариант N 1 – эвакуация детей через основные и запасные выходы

Дети эвакуируются:

из спальных комнат __ со второго этажа через выходы __ по наружной лестнице

из спальных комнат __ со второго этажа по внутренней лестнице через выходы N __

из спальных комнат __ на первом этаже через выходы N __

из спальных комнат __ на первом этаже через выходы __

 

5.

Вариант N 2 – эвакуация детей через запасные выходы

Дети эвакуируются:

из спальных комнат __ со второго этажа через выходы __ по наружной лестнице

из спальных комнат __ со второго этажа через выходы __

из спальных комнат __ на первом этаже через выходы __

из спальных комнат __ на первом этаже через выходы __

 

6.

Сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных из здания детей

Все эвакуированные из здания дети пересчитываются, и наличие их сверяется с имеющимися в отрядах поименными списками

Закрепленный воспитатель (вожатый) лично проверяет наличие детей по списку, о результатах проверки докладывает директору лагеря

 

7.

Пункты размещения эвакуированных детей

В дневное и ночное время эвакуированные дети из отрядов размещаются в заранее обусловленных местах

 

8.

Тушение пожара или загорания обслуживающим персоналом до прибытия пожарной части

Тушение пожара или загорания организуется и проводится немедленно с момента его обнаружения сотрудниками лагеря, не занятыми эвакуацией детей. Для тушения используются все имеющиеся в лагере средства пожаротушения

 

9.

Встреча пожарной части

Место встречи – основной въезд в лагерь. Встречающий обязан информировать прибывшего начальника караула пожарной части о следующем: все ли дети, а также взрослые эвакуированы из здания, где произошел пожар (загорание); в каком помещении горит и куда распространяется огонь; указать места хранения ценного имущества в здании и места расположения пожарных гидрантов и водоемов

 

 

Если на человеке загорелась одежда:

- не давайте ему бежать, чтобы пламя не разгорелось еще сильнее;

- опрокиньте его на землю, при необходимости сделайте подножку, а затем погасите огонь при помощи плотной ткани, воды, земли, снега и т.п., оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения;

- вызовите скорую помощь, сообщите в пожарную охрану;

- окажите первую помощь.

 

Основные требования безопасности детей на воде

 

- наличие санитарно-эпидемиологического заключения водного объекта, предназначенного для купания;

- наличие инструкций и приказов для сотрудников о действиях в случаях чрезвычайной ситуации на воде;

- наличие инструкции о незамедлительной передаче информации о чрезвычайной ситуации согласно утвержденным регламентам;

- наличие акта водолазного обследования дна;

- наличие в штате организации аттестованного спасателя(ей) либо договора с соответствующей организацией;

- наличие в штате медицинского персонала;

- наличие достаточного количества спасательного имущества (спасательные круги, спасательные жилеты, поддерживающие жилеты, концы александрова, буйки для обозначения границ акватории пляжа, средства связи и др.) ;

- наличие на территории пляжа стендов с информацией по безопасному поведению на воде, информацией о температуре воды, воздуха, схемой пляжа, глубинами и местами, где запрещено ныряние в воду;

- наличие вышек либо других сооружений, обеспечивающих визуальное наблюдение за всей акваторией пляжа;

- наличие писем местных органов самоуправления и территориальных подразделений МЧС России о согласовании массового мероприятия на водном объекте (в случае их проведения).

 

Правила безопасного поведения при захвате в заложники

 

Общие правила поведения при захвате террористами детского лагеря:

- оставайтесь на своем месте, не перемещайтесь по территории, старайтесь меньше привлекать к себе внимание преступников;

- успокойте детей и следите за их морально-физическим состоянием;

- избегайте необдуманных действий, которые могут поставить под угрозу Вашу жизнь и жизнь детей.

- если вы хотите встать, перейти на другое место, – спросите разрешения;

- внимательно осмотрите место, где вы находитесь, отметьте места, где можно укрыться в случае перестрелки;

- используйте любую возможность для сообщения (передачи информации) о своем местонахождении, приметах преступников, особенностях их поведения правоохранительным органам;

- попытайтесь отойти и увести детей от входных дверей, окон, люков и занять горизонтальное положение. Наиболее безопасное положение – руки за голову, закрывающие шею. Локтями прикройте бока и живот. В таком положении необходимо оставаться до поступления команды на выход от штурмовой группы. В дальнейшем беспрекословно выполняйте все их команды;

- если во время спецоперации по освобождению используется газ – защитите и проследите, чтобы дети защитили органы дыхания и зрения: используйте простейшие средства защиты (шарф, носовой платок, косынку и т.д.). Их необходимо сложить несколько раз и по возможности смочить водой или другой жидкостью;

- в момент штурма не берите в руки оружие преступников, так как вас могут принять за бандитов и открыть по вам огонь на поражение;

- старайтесь, по возможности, не позволять бандитам занять место среди заложников;

- отнеситесь с пониманием, если во время штурма сотрудники спецслужб поступят с вами не совсем корректно до окончания идентификации всех лиц и выявления истинных преступников;

- после освобождения не допускайте скоропалительных заявлений и высказываний. Сначала успокойтесь и соберитесь с мыслями.

В случае силового освобождения заложников запрещается.

- стоять в то время, когда прозвучала команда упасть на пол;

- бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как в этом случае они могут принять вас за террористов.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях» N 6/2022. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (02.08.2022)
Просмотров: 923