Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании |
Приказом Росмолодежи утверждены методические рекомендации по противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде в субъектах Российской Федерации (РФ). Цель документа – создание эффективной системы профилактики распространения идеологии терроризма в молодежной среде и защиты молодежи от вовлечения в террористическую деятельность. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: - создание сообществ молодых людей, осуществляющих общественную работу по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма, формированию российской идентичности и воспитанию толерантного отношения к представителям национальных и конфессиональных меньшинств; - проведение комплекса мероприятий по формированию стойкого неприятия обществом идеологии терроризма в различных ее проявлениях, в том числе религиозно-политического экстремизма; - создание и задействование механизмов защиты информационного пространства РФ от проникновения в него любых идей, оправдывающих террористическую и экстремистскую деятельность; - формирование и совершенствование законодательных, нормативных, организационных и иных механизмов, способствующих эффективной реализации мероприятий по противодействию распространения идеологии терроризма и экстремизма; - привлечение научного, экспертного и делового сообществ к участию в работе по выработке мер по противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма; - создание системы наставничества и социального сопровождения детей и молодежи, попавших под влияние идеологии терроризма и экстремизма; - формирование социально значимых и интегративных ценностей молодежи; - информационно-просветительская работа среди молодежи, способствующая предупреждению действий, нарушающих права и законные интересы других лиц. Целевая аудитория – молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории РФ; В целях более эффективной работы рекомендуется осуществлять деятельность с разделением молодежи по следующим возрастным категориям: - молодые люди от 14 до 17 лет – учащиеся образовательных организаций среднего и среднего профессионального образования; - молодые люди от 18 до 23 лет – учащиеся образовательных организаций высшего образования; - молодые люди от 24 до 30 лет – работающая молодежь.
Основные используемые термины и определения: - межконфессиональный диалог – взаимодействие между представителями различных конфессий, основанное на принципах взаимоуважения, толерантности и веротерпимости; - межкультурный диалог – развивающийся, протекающий в рамках взаимного уважения процесс интерактивного обмена между индивидуумами, группами и организациями с различными культурными корнями и мировоззрениями; - межнациональный диалог – взаимодействие двух и более национальных культур, основанное на принципах взаимоуважения, толерантности и веротерпимости ради совместного решения общих проблем и взаимного культурного обогащения; - молодые граждане (молодежь) – граждане РФ в возрасте от 14 до 30 лет включительно; - терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий; - террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях; - террористическая деятельность – деятельность лиц и организаций по организации, планированию, подготовке, финансированию и реализации террористического акта; подстрекательству к нему; организации незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовке, вооружению, обучению и использованию террористов; информационному или иному пособничеству в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганде идей терроризма, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности; - центр общественного согласия – государственное бюджетное учреждение, обеспечивающее создание общественного согласия с помощью работы с формальными и неформальными общественными объединениями по четырем основным направлениям: нормативно-правовое, создание институтов взаимодействия общества и государства, конструирование пространств работы с молодежью и создание новых ценностных сообществ; - экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Институты государственной молодежной политики в сфере противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма В целях организации устойчивой и продуктивной работы по противодействию распространения идеологии терроризма в молодежной среде в субъектах РФ необходимо формирование институтов государственной молодежной политики. Рекомендуется развивать межведомственное взаимодействие по реализации государственной молодежной политики путем: - создания общественных советов и межведомственных комиссий (далее – МВК); - проведения совместно с другими органами исполнительной власти РФ рабочих совещаний по реализации противодействия идеологии терроризма; - формирования и реализации региональных и муниципальных программ противодействия распространению идеологии терроризма. МВК и общественные советы являются совещательными и консультативными органами, которые создаются с целью обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций. Основными задачами МВК являются: - рассмотрение концептуальных основ, целей и задач по реализации противодействия идеологии терроризма; - определение способов, форм и этапов ее реализации; - обсуждение практики реализации противодействия идеологии терроризма; - обеспечение взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам реализации противодействия идеологии терроризма. Приоритетными вопросами для рассмотрения органами исполнительной власти субъекта РФ, МВК и общественного совета при высшем органе исполнительной власти субъекта РФ являются: - разработка и реализация мер, направленных на противодействие терроризму; - проведение социологических исследований для изучения общественного мнения в области противодействия терроризму и разработка соответствующих рекомендаций; - содействие организации и проведению совместных национально-культурных мероприятий, направленных на укрепление дружбы между представителями народов, проживающих на территории субъекта РФ; - рассмотрение концептуальных основ, целей и задач по противодействию идеологии терроризма в РФ, определение способов, форм и этапов ее реализации; - обсуждение практики реализации по противодействию идеологии терроризма в субъекте РФ; - подготовка предложений высшему должностному лицу органа исполнительной власти субъекта РФ по реализации противодействия идеологии терроризма; - обеспечение взаимодействия органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам межнациональных отношений. Рекомендуется создание Центров общественного согласия с представительствами в каждом муниципальном образовании. Цель – обеспечение конструктивной коммуникации между государством и инициативными общественными организациями для решения вопросов общественной безопасности в том числе и по профилактике экстремизма среди молодежи. Для эффективного обеспечения государственной молодежной политики по данному направлению работы органам исполнительной власти, реализующим государственную молодежную политику в субъектах РФ, рекомендуется: - иметь/создавать профильные учреждения, подведомственные органу исполнительной власти субъекта РФ, реализующему государственную молодежную политику; - принять государственные программы и подпрограммы субъекта РФ по данному направлению работы; - развивать общественные структуры при органах местного самоуправления; - организовать работу с координатором в федеральном органе исполнительной власти, реализующем государственную молодежную политику; - вести рейтинг реализации молодежной политики/работы с молодежью в муниципальных образованиях; - иметь/создавать региональный реестр общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой по данному направлению работы; - вести перечень организаций, не входящих в региональный реестр общественных объединений и пользующихся государственной поддержкой.
Инфраструктура государственной молодежной политики Одним из инструментов реализации государственной молодежной политики в области профилактики распространения идеологии терроризма в молодежной среде и защиты молодежи от вовлечения в террористическую деятельность являются региональные учреждения и ресурсные центры. Главной целью ресурсных центров является координация деятельности молодежи и создание условий для более полного включения молодых людей в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. В целях успешной реализации государственной молодежной политики по данному направлению работы рекомендуется создание следующей инфраструктуры: - этнокультурные центры; - помещения для проведения мероприятий (лофты); - центры социально-психологической помощи молодежи; - молодежные клубы; - объекты спортивной инфраструктуры в непосредственной близости от места проживания молодых людей; - центры общественного согласия; - иные учреждения органов по делам молодежи. Органам исполнительной власти субъектов РФ, реализующим государственную молодежную политику, и органам местного самоуправления рекомендуется использовать следующие форматы проведения мероприятий; - акция – мероприятие, направленное на привлечение внимания людей к проблеме терроризма и повышение внимательности людей при нахождении в общественных местах; - воркшоп (или "мастерская") – вариант практического мероприятия, мастер-класса, в рамках которого участники совместно работают над решением задачи противодействия идеологии экстремизма и терроризма, узнают новые технологии, работают совместно. В рамках мероприятия могут проходить мозговые штурмы, форсайт-сессии, обучающие тренинги; - выставка – мероприятие, в котором организации принимают непосредственное прямое участие, с арендой стенда для работы на нем собственного или приглашенного персонала. В рамках выставки могут проходить конференции, семинары, мастер-классы, деловые протокольные мероприятия (посещения официальных лиц, церемонии официального открытия и закрытия выставки, церемонии награждения участников выставок), вечерние развлекательные программы; - деловая встреча – организуется для обмена опытом, идеями, обучения новым навыкам, установления новых контактов; - квест – интерактивная игра с сюжетной линией, которая заключается в решении логических заданий, посвященных предотвращению совершения террористического акта или симуляции поведения граждан во время его совершения; - тематические конкурсы по антитеррористической тематике – соревнование нескольких лиц или коллективов в области искусства, творчества, науки и других сфер деятельности с целью выявить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. Конкурс может проходить в несколько этапов (как правило, отборочный, основной и финальный); - конференция – мероприятие с организацией серии выступлений докладчиков по данной тематике. Цель конференции – обсуждение существующих проблем, опыта и решения и практик. Конференция может быть как в очном формате, так в формате аудио- или видеоконференций, проводящихся на расстоянии; - круглый стол – форма публичного обсуждения или освещения вопросов, подразумевающая обмен мнениями между всеми участниками. На круглые столы приглашаются лица, способные дать объективную оценку происходящим событиям; - публичная лекция – устная речь, обращенная к многочисленной аудитории, направленная на убеждение, формирование или упрочение в сознании слушателей антитеррористических установок; - семинар – представляет собой интерактивное практическое учебное мероприятие, направленное на обсуждение участниками тематических сообщений, докладов, рефератов и прочих работ по антитеррористической тематике; - фестивали и культурно-просветительские мероприятия – широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-либо видов искусства (музыкальный, театральный, кинематографический фестиваль, фестиваль искусств, культурный фестиваль); - форум – мероприятие, проводимое для обозначения или решения проблем, включающее проведение комплекса образовательных мероприятий; - этнотуристическая экспедиция – организованная автобусная, велосипедная или пешая образовательно-ознакомительная коллективная экскурсия, пролегающая через территории с проживанием различных этнических и конфессиональных групп населения РФ и включающая посещение мест, насыщенных этнокультурным содержанием.
Партнеры по реализации плана Рекомендуется привлекать к работе следующие организации: - федеральные органы исполнительной власти; - антитеррористические комиссии субъектов РФ; - органы государственной власти субъекта РФ; - органы местного самоуправления; - органы молодежного самоуправления; - общественные объединения; - некоммерческие организации; - коммерческие организации. Роль партнера заключается в: - организационной поддержке – содействия в организации и проведении мероприятий с помощью использования административных и мобилизационных ресурсов партнера; - материальной поддержке – софинансирования создания и поддержания инфраструктуры мероприятий; - информационной поддержке – распространение информации о мероприятиях в подведомственных средствах массовой информации (далее – СМИ) и интернет-ресурсах; - последующей работе с участниками мероприятий.
Информационное обеспечение мероприятий При реализации мероприятий рекомендуется взаимодействовать со СМИ: - вести информационную работу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (в том числе особое внимание уделить работе в социальных сетях); - освещать информацию о региональных, межрегиональных федеральных мероприятиях в региональных печатных и электронных СМИ; - создать раздел на сайте органа исполнительной власти субъекта РФ, реализующего государственную молодежную политику. Рекомендуется работать с автоматизированной информационной системой "Молодежь России" для регистрации мероприятий в рамках Комплексного плана, набора и отбора участников мероприятия, а также сопровождения участников после мероприятий. Целесообразно давать анонсы мероприятий в разделе "Региональные анонсы" на сайте Росмолодежи.
Ожидаемые результаты деятельности Основными результатами выполнения методических рекомендаций должны стать исчезновение социальных конфликтов, основанных на межнациональной и межрелигиозной почве, укрепление общероссийской гражданской идентичности и организация комфортных условий для этнокультурного развития многонационального народа РФ. Оценка эффективности реализации государственной молодежной политики по данному направлению может проводиться по четырем основным группам результатов. К первой группе относятся результаты, характеризующие ожидаемые улучшения в положении молодежи: - рост уровня толерантного отношения к представителям другой национальности (по данным социологических опросов); - укрепление межнационального согласия (по данным социологических опросов); - рост доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан РФ, проживающих в субъекте РФ (по данным социологических опросов); - снижение социальной напряженности в обществе, обусловленной снижением риска проявления экстремизма и совершения террористических актов на территории субъекта (по данным социологических опросов). Вторая группа результатов будет характеризовать вклад молодежи в социокультурное развитие страны. К числу важнейших ожидаемых изменений относятся: - повышение социальной, культурной, коммуникационной, гражданской активности молодежи (рост числа молодых людей, участвующих в мероприятиях и акциях); - повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи (рост количества молодежных общественных организаций в сфере национальной политики); - снижение уровня правонарушений экстремистской направленности среди молодежи (официальная статистика). Третья группа результатов характеризуется положительной динамикой изменений в работе органов местного самоуправления, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, реализующих государственную молодежную политику, в вопросах формирования российской идентичности, профилактике идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде. К числу ожидаемых изменений относятся: - увеличение числа публикаций в СМИ с целью информированности населения о мерах, принимаемых территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами исполнительной власти субъектов, местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма; - совершенствование форм и методов работы органов местного самоуправления по профилактике экстремизма и терроризма, проявлений национальной расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации на территории субъекта (по итогам проведения рейтинга эффективности деятельности по данному направлению муниципальных образований субъекта РФ); - недопущение создания и деятельности на территории субъекта националистических и исламистских экстремистских молодежных группировок; - формирование единого информационного пространства для распространения на территории субъекта РФ идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам. Четвертая группа результатов определяется возникновением молодежных сообществ, устойчиво и системно осуществляющих деятельность по формированию российской идентичности, воспитанию толерантного отношения к представителям иных национальностей и конфессий, а также ведущих работу по информационному противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях» N 4/2022. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях». Другие статьи по теме | |
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (02.08.2022) | |
Просмотров: 790 |