Профилактика экстремизма в образовательной организации
Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании

Профилактика экстремизма в образовательной организации

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования в числе отдельных требований к результатам освоения основной образовательной программы задает ориентир на «формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции». Чтобы выполнить это требование, нужна хорошая научная проработка темы и соответствующая подготовка руководителей образовательных  организаций и педагогов.

Серьезным вызовом современному обществу, угрозой его развитию является экстремизм. Если экстремизму не оказывать должного противодействия, он может привести к разрушению социальных и политических основ государства. В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем до 80% участников организаций экстремистского характера составляют лица до 30 лет.

В настоящее время насчитывается множество понятий экстремизма, многие из которых приведены в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Его специфика состоит в отсутствии в тексте прямого определения экстремизма (экстремистской деятельности): «1) экстремистская деятельность (экстремизм):

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».

В данном документе содержание термина закрепляется через перечисление действий, относимых к видам экстремистской деятельности. Схожую структуру имеет и другое известное определение экстремизма в Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», Главным объектом критики исследователей - специалистов является отсутствие в данных нормативно-правовых актах описания тех признаков, которые, собственно, и придают перечисляемым действиям характер экстремистских. С другой стороны, имеющийся спектр видов современного экстремизма выходит далеко за рамки официальных определений. Несовершенство законодательно закрепленного определения экстремизма существенно ограничивает возможности его научного исследования. Поэтому перед нами встала задача поиска такого определения экстремизма, которое могло бы войти в поле профессиональной деятельности педагога.

Любой вид экстремизма (политический, религиозный, национальный, экономический, бытовой, спортивный и др.) всегда затрагивает тот или иной аспект национальной безопасности. Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Приведенное определение охватывает широкий спектр угроз и опасностей, включая основные виды экстремистской деятельности, о которых говорится в упомянутых выше нормативно-правовых актах. Опираясь на этот вывод и изучив разные подходы к определению экстремизма, считаем, что экстремизм представляет собой экстремальное индивидуальное или групповое поведение, связанное с посягательством на национальную безопасность государства. Данное авторское определение позволяет охватить весь спектр видов современного экстремизма и четко обозначить главную цель антиэкстремистской деятельности - обеспечение национальной безопасности государства.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации является обеспечение общественной безопасности. Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Экстремизм представляет прямую угрозу общественной безопасности, поэтому, решая задачи профилактики экстремизма, государство укрепляет общественную безопасность. Формируя у учащихся духовные ценности, школьный учитель вносит свой вклад и в обеспечение общественной безопасности, и в профилактику экстремизма. Раскрывая национальную безопасность через общественную безопасность, у учителя безопасности жизнедеятельности появляется ориентир для дальнейшей деятельности в области профилактики экстремизма среди учащихся.

Обладая большим потенциалом в воспитании полноценной личности и формировании ценностных ориентиров молодежи, система образования должна играть ключевую роль в профилактике негативных общественных явлений, включая экстремизм. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования (2010 г.) в числе отдельных требований к результатам освоения программы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) требует «формирования антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции». Безусловно, чтобы выполнить это требование, нужна хорошая научная проработка темы и соответствующая подготовка учителя безопасности жизнедеятельности.

Заметим, что новые требования ФГОС к результатам обучения имеют серьезные отличия от предыдущих. В соответствии с ФГОС основного общего образования, «формирование убеждения», «формирование установки», «формирование личностной позиции» требуется только в курсе ОБЖ. В других предметных областях предлагается: формирование ориентиров (история России, всеобщая история); формирование представлений, понимание значения (основы духовно-нравственной культуры народов России, обществознание); формирование интереса, уважительного отношения (искусство). Этот факт требует обратить внимание научного сообщества на разработку теоретических основ и методических рекомендаций как для руководителей ОО, так и для учителей безопасности жизнедеятельности, которые часто не знают, с какой стороны подойти к формированию антиэкстремистской личностной позиции.

Можно выделить множество причин возникновения экстремизма - экономические, политические и др. Однако значимыми причинами с точки зрения психолого-педагогической профилактики экстремизма, т.е. причинами, которые в той или иной степени находятся в зоне профессиональной деятельности педагога, будут далеко не все. В первую очередь нас интересуют причины возникновения экстремизма в молодежной среде, к которым относятся:

- мировоззренческая неустойчивость;

- недостаточная социально-психологическая зрелость;

- деформация системы индивидуальных ценностей;

- ослабление воспитательной работы в учебных заведениях;

- сокращение детских, подростковых и молодежных организаций отдыха и досуга;

- негативное влияние средств массовой информации на духовно-нравственное становление молодого поколения.

Важной задачей в области формирования антиэкстремистской личностной позиции учащегося является понимание сущности экстремизма с последующей формулировкой понятия «антиэкстремистская личностная позиция».

Эта позиция служит основополагающим компонентом в модели личности. Компонент значимых личностных качеств включает, прежде всего, мировоззренческие установки и нравственные качества личности, определяющие ее мотивационное ядро и, в конечном счете, мировоззренческую направленность.

Понятие «позиция» имеет междисциплинарное содержание, отражающее наиболее обобщенную характеристику, как личности человека, так и места, которое он занимает.

Антиэкстремистская личностная позиция – это мировоззренческая направленность личности в форме системы ценностей, взглядов, установок и мотивов, неприемлющих проявления экстремизма. В данном определении важна не только взаимосвязь внутреннего состояния человека с его внешними проявлениями, но ключевым является указание на то, что антиэкстремистская личностная позиция учащихся не может быть рассмотрена в отрыве от их мировоззрения. Таким образом, главной задачей педагогического сообщества при формировании антиэкстремистской личностной позиции будет развитие целостной системы научных, философских, социально-политических, нравственных и даже эстетических взглядов на мир, общество, природу. К сожалению, изучая проблему экстремизма в рамках предмета ОБЖ и на классных часах, в большинстве случаев учителя ограничиваются перечислением фактов экстремизма, что имеет лишь минимальный эффект.

Некоторые исследователи выделяют следующие типы отношений к проявлениям экстремизма у представителей различных социально-демографических групп: лояльный тип, нетерпимый тип и безразличный тип. В основу построения типологии были положены такие социально-психологические характеристики, как агрессивность, степень подверженности антидемократической идеологии, переживание террористической угрозы и осмысленность жизни. Для понимания того, что представляет из себя антиэкстремистская личностная позиция, в первую очередь следует рассмотреть нетерпимый тип отношения к проявлениям экстремизма.

Нетерпимый тип отношения к проявлениям экстремизма является преобладающим (в сравнении с лояльным и безразличным типами), особенно среди представителей старшей возрастной категории. Сюда также можно отвести младшую и среднюю возрастные категории с разными уровнями образования (среднее, среднее специальное, высшее). В данную группу входят преимущественно представители женского пола.

У представителей нетерпимого типа отношения к проявлениям экстремизма преобладает средний уровень агрессивности, характерна наполненность жизни смыслом, целеустремленность, восприятие самого процесса жизни эмоционально насыщенным. Наблюдается уверенность в умении контролировать свою жизнь и свободно принимать решения. Развито воображение, характерна склонность к фантазированию, творчеству, отсутствует враждебность к «чужакам».

Данный тип характеризуется наличием у личности правильного понимания феномена «экстремизма» как действий, направленных на подрыв безопасности государства и захват или присвоение властных полномочий, а также проявление социальной, религиозной и национальной неприязни в крайних формах.

Представители нетерпимого типа отношения к проявлениям экстремизма не оправдывают деятельность представителей экстремистских организаций, поскольку это является нарушением законов общества. Они выступают за введение запрета на деятельность экстремистских партий, движений и организаций, а также считают, что необходимо законодательное ужесточение ответственности за различные проявления экстремизма.

Критерии сформированности неприятия экстремистского поведения. При формировании у учащихся антиэкстремистской личностной позиции нужно четко представлять результат, говоря языком ФГОС - «портрет выпускника». За основу можно взять следующие критерии сформированности неприятия экстремистского поведения, а именно: когнитивный, мотивационно-ценностный, аффективный, деятельностный, которые могут служить указателями направления формирования антиэкстремистской личностной позиции у учащихся:

- когнитивный - просвещенность и информированность молодых людей об опасности экстремизма; гибкость мышления, способность структурировать информацию и представлять возможные исходы ситуации;

- мотивационно-ценностный - сформированность и приверженность общечеловеческим нормам морали; правовое сознание; уважение к законности и морально-правовым традициям; потребность в освоении ценностей общечеловеческой культуры, стремление к участию в культурной жизни российского общества; наличие определенного мировоззрения, несовместимого с экстремистскими настроениями; потребность противодействия экстремизму;

- аффективный - сформированность самосознания и высших потребностей личности, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, эмоциональной и коммуникативной сфер; адекватная самооценка; развитость эмпатии; толерантность; достаточная сформированность эмоционально-волевой регуляции; устойчивость к различным отрицательным социальным влияниям;

- деятельностный - активное участие в общественной жизни; контроль над собственным поведением; контроль за ситуацией и вовлеченными в нее людьми; осмысленный собственный поведенческий стиль; созидательное взаимодействие молодого человека с представителями других народов; участие в социально значимой деятельности, несовместимой с деструктивными формами молодежной субкультуры.

Профилактическую работу с подростками целесообразно вести в двух группах: подростки, у которых не сформированы экстремистские установки и наклонности (нетерпимый и безразличный типы отношения к проявлениям экстремизма), и подростки, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение (лояльный тип отношения к проявлениям экстремизма).

В настоящее время существует множество подходов к предупреждению проявлений подросткового и молодежного экстремизма, например:

- аффективное обучение (развитие эмоциональной сферы, способности к сопереживанию);

- распространение информации об экстремизме (об экстремистских организациях, опасности их религиозных, националистических, политических идей и мотивах членов данных организаций);

- влияние социальных факторов (предотвращение возможного давления экстремистской части социальной среды, тренинги устойчивости к социальному давлению);

- формирование жизненных навыков (повышение у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям);

- развитие деятельности, альтернативной экстремистской (вовлечение подростков в группы, в которых они могли бы в социально-нормативных рамках реализовать стремление к риску, поиску острых ощущений, повышенной поведенческой активности).

К перечисленным выше подходам следует добавить еще один - формирование у детей и подростков культуры безопасности жизнедеятельности.

Формируя культуру безопасности, учитель в первую очередь формирует определенные ценности, в частности, ценность человеческой жизни, что требуется и для формирования антиэкстремистской личностной позиции.

Кроме целенаправленной работы по формированию мировоззрения в области безопасности, и в рамках него - антиэкстремистской личностной позиции, стоит обратить внимание на безопасный образ жизни, который в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №27З-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» упоминается несколько раз.

В широком смысле слова, «безопасный образ жизни» - это сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь. В узком смысле, «безопасный образ жизни» - это основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений и обеспечивает сохранение жизни и здоровья.

Ежедневное выполнение правил БОЖ формирует в человеке определенное положительное отношение к обеспечению безопасности, которое со временем расширяется от индивидуальной безопасности к общественной, национальной.

Формирование антиэкстремистской личностной позиции учащегося - очень сложный процесс. Такая позиция не формируется стихийно. В значительной мере этому предшествуют усилия родителей, воспитателей и учителей, направленные на формирование определенных качеств характера и линий поведения подростка.

Учитель, ежедневно и целенаправленно формируя у учащихся культуру безопасности жизнедеятельности и систему социально-культурных ценностей, вносит существенный вклад в профилактику экстремизма, формирование антиэкстремистской личностной позиции. Но это возможно лишь в тех образовательных организациях, где эта работа ведется системно квалифицированными педагогами. В этом случае создается мощный механизм, который устраняет многие названные выше причины возникновения экстремизма в молодежной среде.

 

Дата публикации – июнь/2015.

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (22.08.2016)
Просмотров: 4419