Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании |
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования в числе отдельных требований к результатам освоения основной образовательной программы задает ориентир на «формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции». Чтобы выполнить это требование, нужна хорошая научная проработка темы и соответствующая подготовка руководителей образовательных организаций и педагогов. Серьезным вызовом современному обществу, угрозой его развитию является экстремизм. Если экстремизму не оказывать должного противодействия, он может привести к разрушению социальных и политических основ государства. В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем до 80% участников организаций экстремистского характера составляют лица до 30 лет. В настоящее время насчитывается множество понятий экстремизма, многие из которых приведены в Федеральном законе от 25 июля - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; - воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; - совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; - публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; - публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; - организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; - финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг». В данном документе содержание термина закрепляется через перечисление действий, относимых к видам экстремистской деятельности. Схожую структуру имеет и другое известное определение экстремизма в Шанхайской конвенции от 15 июня Любой вид экстремизма (политический, религиозный, национальный, экономический, бытовой, спортивный и др.) всегда затрагивает тот или иной аспект национальной безопасности. Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Приведенное определение охватывает широкий спектр угроз и опасностей, включая основные виды экстремистской деятельности, о которых говорится в упомянутых выше нормативно-правовых актах. Опираясь на этот вывод и изучив разные подходы к определению экстремизма, считаем, что экстремизм представляет собой экстремальное индивидуальное или групповое поведение, связанное с посягательством на национальную безопасность государства. Данное авторское определение позволяет охватить весь спектр видов современного экстремизма и четко обозначить главную цель антиэкстремистской деятельности - обеспечение национальной безопасности государства. Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации является обеспечение общественной безопасности. Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Экстремизм представляет прямую угрозу общественной безопасности, поэтому, решая задачи профилактики экстремизма, государство укрепляет общественную безопасность. Формируя у учащихся духовные ценности, школьный учитель вносит свой вклад и в обеспечение общественной безопасности, и в профилактику экстремизма. Раскрывая национальную безопасность через общественную безопасность, у учителя безопасности жизнедеятельности появляется ориентир для дальнейшей деятельности в области профилактики экстремизма среди учащихся. Обладая большим потенциалом в воспитании полноценной личности и формировании ценностных ориентиров молодежи, система образования должна играть ключевую роль в профилактике негативных общественных явлений, включая экстремизм. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования ( Заметим, что новые требования ФГОС к результатам обучения имеют серьезные отличия от предыдущих. В соответствии с ФГОС основного общего образования, «формирование убеждения», «формирование установки», «формирование личностной позиции» требуется только в курсе ОБЖ. В других предметных областях предлагается: формирование ориентиров (история России, всеобщая история); формирование представлений, понимание значения (основы духовно-нравственной культуры народов России, обществознание); формирование интереса, уважительного отношения (искусство). Этот факт требует обратить внимание научного сообщества на разработку теоретических основ и методических рекомендаций как для руководителей ОО, так и для учителей безопасности жизнедеятельности, которые часто не знают, с какой стороны подойти к формированию антиэкстремистской личностной позиции. Можно выделить множество причин возникновения экстремизма - экономические, политические и др. Однако значимыми причинами с точки зрения психолого-педагогической профилактики экстремизма, т.е. причинами, которые в той или иной степени находятся в зоне профессиональной деятельности педагога, будут далеко не все. В первую очередь нас интересуют причины возникновения экстремизма в молодежной среде, к которым относятся: - мировоззренческая неустойчивость; - недостаточная социально-психологическая зрелость; - деформация системы индивидуальных ценностей; - ослабление воспитательной работы в учебных заведениях; - сокращение детских, подростковых и молодежных организаций отдыха и досуга; - негативное влияние средств массовой информации на духовно-нравственное становление молодого поколения. Важной задачей в области формирования антиэкстремистской личностной позиции учащегося является понимание сущности экстремизма с последующей формулировкой понятия «антиэкстремистская личностная позиция». Эта позиция служит основополагающим компонентом в модели личности. Компонент значимых личностных качеств включает, прежде всего, мировоззренческие установки и нравственные качества личности, определяющие ее мотивационное ядро и, в конечном счете, мировоззренческую направленность. Понятие «позиция» имеет междисциплинарное содержание, отражающее наиболее обобщенную характеристику, как личности человека, так и места, которое он занимает. Антиэкстремистская личностная позиция – это мировоззренческая направленность личности в форме системы ценностей, взглядов, установок и мотивов, неприемлющих проявления экстремизма. В данном определении важна не только взаимосвязь внутреннего состояния человека с его внешними проявлениями, но ключевым является указание на то, что антиэкстремистская личностная позиция учащихся не может быть рассмотрена в отрыве от их мировоззрения. Таким образом, главной задачей педагогического сообщества при формировании антиэкстремистской личностной позиции будет развитие целостной системы научных, философских, социально-политических, нравственных и даже эстетических взглядов на мир, общество, природу. К сожалению, изучая проблему экстремизма в рамках предмета ОБЖ и на классных часах, в большинстве случаев учителя ограничиваются перечислением фактов экстремизма, что имеет лишь минимальный эффект. Некоторые исследователи выделяют следующие типы отношений к проявлениям экстремизма у представителей различных социально-демографических групп: лояльный тип, нетерпимый тип и безразличный тип. В основу построения типологии были положены такие социально-психологические характеристики, как агрессивность, степень подверженности антидемократической идеологии, переживание террористической угрозы и осмысленность жизни. Для понимания того, что представляет из себя антиэкстремистская личностная позиция, в первую очередь следует рассмотреть нетерпимый тип отношения к проявлениям экстремизма. Нетерпимый тип отношения к проявлениям экстремизма является преобладающим (в сравнении с лояльным и безразличным типами), особенно среди представителей старшей возрастной категории. Сюда также можно отвести младшую и среднюю возрастные категории с разными уровнями образования (среднее, среднее специальное, высшее). В данную группу входят преимущественно представители женского пола. У представителей нетерпимого типа отношения к проявлениям экстремизма преобладает средний уровень агрессивности, характерна наполненность жизни смыслом, целеустремленность, восприятие самого процесса жизни эмоционально насыщенным. Наблюдается уверенность в умении контролировать свою жизнь и свободно принимать решения. Развито воображение, характерна склонность к фантазированию, творчеству, отсутствует враждебность к «чужакам». Данный тип характеризуется наличием у личности правильного понимания феномена «экстремизма» как действий, направленных на подрыв безопасности государства и захват или присвоение властных полномочий, а также проявление социальной, религиозной и национальной неприязни в крайних формах. Представители нетерпимого типа отношения к проявлениям экстремизма не оправдывают деятельность представителей экстремистских организаций, поскольку это является нарушением законов общества. Они выступают за введение запрета на деятельность экстремистских партий, движений и организаций, а также считают, что необходимо законодательное ужесточение ответственности за различные проявления экстремизма. Критерии сформированности неприятия экстремистского поведения. При формировании у учащихся антиэкстремистской личностной позиции нужно четко представлять результат, говоря языком ФГОС - «портрет выпускника». За основу можно взять следующие критерии сформированности неприятия экстремистского поведения, а именно: когнитивный, мотивационно-ценностный, аффективный, деятельностный, которые могут служить указателями направления формирования антиэкстремистской личностной позиции у учащихся: - когнитивный - просвещенность и информированность молодых людей об опасности экстремизма; гибкость мышления, способность структурировать информацию и представлять возможные исходы ситуации; - мотивационно-ценностный - сформированность и приверженность общечеловеческим нормам морали; правовое сознание; уважение к законности и морально-правовым традициям; потребность в освоении ценностей общечеловеческой культуры, стремление к участию в культурной жизни российского общества; наличие определенного мировоззрения, несовместимого с экстремистскими настроениями; потребность противодействия экстремизму; - аффективный - сформированность самосознания и высших потребностей личности, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, эмоциональной и коммуникативной сфер; адекватная самооценка; развитость эмпатии; толерантность; достаточная сформированность эмоционально-волевой регуляции; устойчивость к различным отрицательным социальным влияниям; - деятельностный - активное участие в общественной жизни; контроль над собственным поведением; контроль за ситуацией и вовлеченными в нее людьми; осмысленный собственный поведенческий стиль; созидательное взаимодействие молодого человека с представителями других народов; участие в социально значимой деятельности, несовместимой с деструктивными формами молодежной субкультуры. Профилактическую работу с подростками целесообразно вести в двух группах: подростки, у которых не сформированы экстремистские установки и наклонности (нетерпимый и безразличный типы отношения к проявлениям экстремизма), и подростки, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение (лояльный тип отношения к проявлениям экстремизма). В настоящее время существует множество подходов к предупреждению проявлений подросткового и молодежного экстремизма, например: - аффективное обучение (развитие эмоциональной сферы, способности к сопереживанию); - распространение информации об экстремизме (об экстремистских организациях, опасности их религиозных, националистических, политических идей и мотивах членов данных организаций); - влияние социальных факторов (предотвращение возможного давления экстремистской части социальной среды, тренинги устойчивости к социальному давлению); - формирование жизненных навыков (повышение у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям); - развитие деятельности, альтернативной экстремистской (вовлечение подростков в группы, в которых они могли бы в социально-нормативных рамках реализовать стремление к риску, поиску острых ощущений, повышенной поведенческой активности). К перечисленным выше подходам следует добавить еще один - формирование у детей и подростков культуры безопасности жизнедеятельности. Формируя культуру безопасности, учитель в первую очередь формирует определенные ценности, в частности, ценность человеческой жизни, что требуется и для формирования антиэкстремистской личностной позиции. Кроме целенаправленной работы по формированию мировоззрения в области безопасности, и в рамках него - антиэкстремистской личностной позиции, стоит обратить внимание на безопасный образ жизни, который в Федеральном законе от 29 декабря В широком смысле слова, «безопасный образ жизни» - это сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь. В узком смысле, «безопасный образ жизни» - это основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений и обеспечивает сохранение жизни и здоровья. Ежедневное выполнение правил БОЖ формирует в человеке определенное положительное отношение к обеспечению безопасности, которое со временем расширяется от индивидуальной безопасности к общественной, национальной. Формирование антиэкстремистской личностной позиции учащегося - очень сложный процесс. Такая позиция не формируется стихийно. В значительной мере этому предшествуют усилия родителей, воспитателей и учителей, направленные на формирование определенных качеств характера и линий поведения подростка. Учитель, ежедневно и целенаправленно формируя у учащихся культуру безопасности жизнедеятельности и систему социально-культурных ценностей, вносит существенный вклад в профилактику экстремизма, формирование антиэкстремистской личностной позиции. Но это возможно лишь в тех образовательных организациях, где эта работа ведется системно квалифицированными педагогами. В этом случае создается мощный механизм, который устраняет многие названные выше причины возникновения экстремизма в молодежной среде.
Дата публикации – июнь/2015. Другие статьи по теме | |
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (22.08.2016) | |
Просмотров: 4419 |