Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании |
Основные усилия в деятельности руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений Омской области сосредоточены на решении задач по реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты обучающихся и работников образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, противодействия терроризму: - совершенствование организационной и планирующей базы в области гражданской обороны (далее – ГО) с учетом современных требований, направленных на формирование нового облика ГО; - создание эффективной системы подготовки системы образования Омской области в области ГО в целях освоения новых технологий, приемов и способов защиты обучающихся и работников образовательных учреждений от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - обеспечение готовности органов управления, сил и средств объектовых средств ТП РСЧС к реагированию на чрезвычайные ситуации (далее – ЧС), развитие системы информационного обеспечения; - совершенствование деятельности органов повседневного управления образовательных учреждений по выполнению задач по предназначению при повседневном режиме и в режиме ЧС; - осуществление комплекса мероприятий, направленных на недопущение пожаров, внедрение современных технических средств профилактики пожаров; - продолжение работы по формированию в целях ГО запасов средств индивидуальной защиты, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Задачи по подготовке муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений Омской области в области ГО, по обучению работников и обучающихся к действиям в ЧС в мирное и военное время в основном решены. Были организованы и проведены курсы повышения квалификации с руководящим составом муниципальных органов управления образованием, государственных образовательных учреждений в бюджетном образовательном учреждении Омской области дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Омской области» (далее – УМЦ по ГО и ЧС). Всего за год на областных курсах прошло обучение более 800 руководителей муниципальных органов управления образованием, государственных образовательных учреждений, членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. При этом основное внимание было сосредоточено на дальнейшем повышении уровня подготовки руководящего состава ГО, практической направленности занятий со всеми категориями обучаемых, оказание методической помощи руководителям образовательных учреждений и их заместителям. В проведены 472 соревнования «Школа безопасности» в образовательных учреждениях Омской области, в которых участвовали более 20 тыс. человек. В работе 185 секций и кружков «Юный спасатель» участвовали 2780 человек. Для повышения качества изучения предмета в образовательных учреждениях имеется 568 кабинетов (классов) ОБЖ. Учебно-материальная база позволяет проводить занятия по курсу обучения и организовывать подготовку в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с работниками образовательных учреждений. В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 года N 547 во всех образовательных учреждениях Омской области проведены объектовые тренировки. В ходе работы по контролю выполнения российского законодательства и нормативных правовых актов Омской области по вопросам ГО в муниципальных органах управления образованием и образовательных учреждениях оказана методическая помощь в организации ведения ГО. В результате целенаправленной деятельности органов управления объектовых звеньев образовательных учреждений ТП РСЧС Омской области удалось не допустить масштабных ЧС, произошедшие ЧС носили локальный характер, их локализация и ликвидация проводились в минимально короткие сроки. Вместе с тем, анализ представления и содержания итоговых докладов по гражданской обороне, результаты контроля, в том числе территориальными органами надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области свидетельствуют о наличии существенных недостатков по вопросам гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - назначенные должностные лица образовательных учреждений не прошли подготовку в области ГО и ЧС в УМЦ по ГО и ЧС; - остается недостаточным уровень готовности работников образовательных учреждений к действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, террористических актов; - планирование мероприятий гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций зачастую остается формальным, не всегда соответствует реальным условиям, складывающимся в образовательном учреждении и вокруг него; - не проводится своевременное накопление, освежение запасов средств индивидуальной защиты гражданской обороны для работников образовательных учреждений; - не решается вопрос создания, использования и восполнения резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - по-прежнему, медленно оснащаются кабинеты и классы ОБЖ учебно-методическими и наглядными пособиями, учебными приборами; - медленно разворачивается работа по повышению физической и технической антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В связи с этим основными задачами являются: 1) в области гражданской обороны: - обеспечение реализации основ единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны - разработка планов гражданской обороны и защиты населения и территорий в сроки установленные руководителем ГО Омской области, Губернатором Омской области; - дальнейшее развитие нормативной правовой базы образовательных учреждений в области ГО; - совершенствование сил ГО, повышение их готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - совершенствование организации учета, содержания и использования средств защиты работников, подготовки мероприятий по эвакуации работников и воспитанников, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по защите населения в мирное и военное время; - активизация работы по дальнейшему развитию и совершенствованию содержания в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - повышение готовности системы оповещения работников образовательных учреждений Омской области; - обеспечение сохранности имеющегося фонда средств коллективной защиты населения и недопущение преждевременного и неправомерного списания с учета защитных сооружений гражданской обороны; 2) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: - повышение эффективности деятельности в обеспечении комплексной безопасности образовательных учреждений, проведении мониторинга и принятия своевременных мер по устранению выявленных недостатков; - приведение нормативных правовых актов образовательных учреждений в области защиты от ЧС в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, создание и развитие нештатных формирований; - повышение готовности органов управления, сил и средств объектового звена ТП РСЧС к реагированию на ЧС; - совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ЧС, развитие систем информационного обеспечения; - создание и содержание финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, достаточных для ликвидации последствий ЧС; - повышение готовности к проведению отселения работников и воспитанников образовательных учреждений в ЧС; - совершенствование навыков и знаний в области ГО, защиты работников, обучающихся, воспитанников и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; 3) в области обеспечения пожарной безопасности: - обеспечение выполнения мероприятий, направленных на обеспечение первичных мер пожарной безопасности образовательных учреждений Омской области; 4) в области обеспечения безопасности людей на водных объектах: - совершенствование работы в образовательных учреждениях с обучающимися и детьми по популяризации знаний и практических навыков в области обеспечения безопасности на водных объектах; 5) в области обеспечения антитеррористической защищенности и общественной безопасности: - систематическое информирование обучающихся и работников образовательных учреждений о соблюдении необходимых мер предосторожности при обнаружении подозрительных предметов, которые могут использоваться в качестве самодельных взрывных устройств; - ужесточение пропускного режима в каждом образовательном учреждении, ограничение доступа посторонних людей, проезда на территорию автотранспорта; - совершенствование работы по выявлению на территории, в здании, в учебных аудиториях классов посторонних предметов перед началом, в ходе и по окончанию занятий; - привлечение общественных объединений по осуществлению охраны общественного порядка; - наращивание комплекса мер по технической и физической защищенности образовательных учреждений; 6) в области подготовки работников и обучающих образовательных учреждений Омской области: 1. Главной задачей по подготовке обучающихся и работников образовательных учреждений Омской области в области гражданской защиты повышение качества и увеличение охвата обучением за счет совершенствования структуры единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, улучшения организации и материально-технического обеспечения обучения всех групп населения, а также реализации требований нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности 2. Основные усилия в работе по выполнению главной задачи сосредоточить на: - организации повышения квалификации в бюджетном образовательном учреждении Омской области дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Омской области» (далее - УМЦ по ГО и ЧС) и учебном центре федеральной противопожарной службы (далее - УЦ ФПС) должностных лиц и специалистов как по программам гражданской обороны и защиты от ЧС, так и по программам пожарной безопасности; - повышении эффективности деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и использовании всех его возможностей как для обучения подрастающего поколения, так и для пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди всех групп населения; - обеспечении выполнения положений законодательных и нормативных правовых актов по подготовке обучающихся и работников в области безопасности жизнедеятельности; - соблюдении необходимой периодичности повышения квалификации руководителей всех уровней управления по вопросам гражданской обороны, внедрении при их обучении новых программ и современных технологий подготовки, в том числе дистанционного обучения; - уточнении программ обучения населения в области ГО с учетом подготовки обучающихся и работников по вопросам обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; - создании и развитии современной учебной материально-технической базы для подготовки обучающихся и работников в области безопасности жизнедеятельности; - формировании культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся и работников образовательных учреждений, повышении уровня знаний и совершенствовании навыков действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. 3. Подготовку обучающихся и работников образовательных учреждений в области безопасности жизнедеятельности в зависимости от степени участия в выполнении задач гражданской обороны и предупреждения и ликвидации ЧС, требований к уровню их знаний, умений и навыков организовывать и осуществлять по следующим группам: Проводить повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными; в) личный состав нештатных формирований; г) работники образовательных учреждений; 4. В целях совершенствования организации и осуществления обучения населения в области безопасности жизнедеятельности: а) руководителям муниципальных органов управления образованием: - совместно с администрациями муниципальных районов, а также организациями и общественными объединениями обеспечить функционирование и развитие единой системы подготовки населения в области ГО и ЧС; - подготовить предложения в Министерство образования Омской области по организации и проведению ежегодных отдельных заочных конкурсов «Учитель года» по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД; - подготовить предложения руководителям образовательных учреждений по уточнению рабочих программ по отработке тем специальной подготовки с формированиями, с учетом их предназначения в объеме 6 часов; - пропаганду знаний в области гражданской обороны и защиты от ЧС вести в тесной связи с обучением населения, предусматривая разработку и распространения информационно-справочных учебных пособий (брошюр, листовок, плакатов); - организовать тематические показы учебных фильмов в образовательных учреждениях; - принять участие в проведении смотра на лучшую учебно-материальную базу образовательного учреждения; - организовать подготовку и проведение в апреле-мае районных слетов-соревнований «Школа безопасности», определить лучшую команду и организовать их участие в областных соревнованиях; - усилить контроль и помощь образовательным учреждениям в подготовке и проведении объектовых тренировок, привлекая для этих целей должностных лиц и специалистов ГОЧС, ежегодно обобщать и распространять положительный опыт по их организации и проведению; - организовать контроль за процессом обучения работников и обучающихся; - итоговые доклады об организации и итогах подготовки обучающихся и работников образовательных учреждений по гражданской обороне и защиты от чрезвычайных ситуаций представить к 1 сентябрю в Министерство образования Омской области; - совершенствовать работу со средствами массовой информации и общественностью, повышать оперативность и достоверность информирования работников и обучающихся о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принимаемых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникающих авариях и катастрофах, стихийных бедствиях и пожарах. Активизировать работу по пропаганде деятельности органов управления ТП РСЧС в преддверии знаменательных праздников: 1 марта (Всемирный день ГО); 30 апреля (День Российской пожарной охраны); 4 октября (День ГО); 27 декабря (День спасателя). б) руководителям образовательных учреждений: - в соответствии с примерными программами обучения работающего населения и нештатных формирований (далее – НФ) внести в рабочие программы обучения необходимые уточнения и дополнения с учетом особенностей деятельности учреждения, специфики решаемых задач, а также обучения их в области пожарной безопасности и безопасности на водных объектах; - основное внимание при обучении работников организаций и личного состава НФ направить на повышение уровня практических навыков по выполнению задач, согласно предназначения, а также при действиях в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - в ходе тренировок отрабатывать приемы и способы действий в чрезвычайных ситуациях и при угрозе террористических акций, эвакуации обучающихся и работников, материальных и культурных ценностей, а также вырабатывать необходимые морально-психологические качества, требуемые в экстремальных ситуациях; - принять необходимые меры по оснащению и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы, а также по ее эффективному использованию и совершенствованию. 5. При организации обучения работников и обучающихся образовательных учреждений руководствоваться следующим: а) подготовку руководителей, должностных лиц и работников гражданской обороны осуществлять путем: - переподготовки и повышения квалификации в учебных заведениях МЧС России, в бюджетном образовательном учреждении Омской области дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Омской области» (далее - УМЦ по ГО и ЧС) в соответствии с графиком обучения и учебном центре федеральной противопожарной службы (далее - УЦ ФПС); - участия в штабных и объектовых тренировках по ГО и защиты от ЧС, а также других оперативных мероприятиях; - проведения занятий в группах по месту работы по программе обучения, утвержденной руководителями образовательных учреждений, в объеме 14 часов; - самостоятельной подготовки. б) подготовку личного состава НФ осуществлять путем: - повышения квалификации руководителей НФ в УМЦ по ГО и ЧС и УЦ ФПС; - проведения занятий с личным составом НФ непосредственно по месту работы в рабочее время по Примерной программе обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в объеме 20 часов, при этом базовая подготовка (14 часов) изучается всеми формированиями одинаково, а специальная подготовка (6 часов) изучается с учетом предназначения формирования; - участия в тренировках по ГО и ЧС. Руководителям образовательных учреждений при разработке и утверждении рабочей программы разрешается вносить уточнения и дополнения с учетом специфики решаемых задач, без сокращения общего количества часов, отводимых на подготовку. При подготовке руководителей НФ особое внимание обратить на выработку у них умений и навыков по поддержанию НФ в готовности к их применению, организации выполнения поставленных задач и управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Добиться освоения личным составом НФ наиболее эффективных приемов, способов действий с применением техники и оборудования, стоящих на оснащение формирований, при выполнении задач в зонах ЧС природного, техногенного и военного характера. При проведении практических занятий и учений обратить внимание на вопросы морально-психологической подготовки личного состава НФ и приобретение обучаемыми практических навыков по ликвидации ЧС наиболее характерных для данной организации. в) Обучение работников образовательных учреждений, не входящих в состав формирований, осуществлять без отрыва от образовательной деятельности путем: - проведения занятий по месту работы на плановых занятиях по утвержденной руководителем образовательного учреждения рабочей программе в объеме 14 часов, согласно примерных тем обучения работающего населения; - участия в тренировках по гражданской обороне и защиты от чрезвычайных ситуаций; - индивидуального изучения способов защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для проведения занятий в образовательных учреждениях создавать учебные группы численностью до 30 человек. К проведению занятий привлекать инженерно-технических работников, членов комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также других подготовленных лиц. С руководителями занятий (учебных групп), назначенными приказами руководителей образовательных учреждений, в начале нового учебного года проводить одно-двух дневные сборы, в ходе которых изучать методику проведения занятий и тренировок по тематике обучения. В образовательном процессе шире использовать технические средства обучения, современные образцы защитных средств, измерительной аппаратуры, специальной техники, используемых при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Руководителям образовательных учреждений постоянно оказывать методическую и организационную помощь руководителям занятий и осуществлять контроль за подготовкой к занятиям и их проведением. г) Обучение обучающихся и студентов образовательных учреждений осуществлять в учебное время по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также путем участия в установленном порядке в проведении «Дня защиты детей», «Урока безопасности», в учениях и тренировках по гражданской обороне и защиты от чрезвычайных ситуаций. Организовывать проведение соревнований учащихся «Школа безопасности», «Юные добровольные пожарные дружины» и полевых лагерей «Юный спасатель», обеспечивать их материальную и финансовую поддержку. При подготовке этой группы обучаемых основное внимание обратить на формирование у обучающихся чувства личной безопасности, привитие навыков безопасного поведения дома, на улице, в учебном заведении, а также умелым действиям при угрозе террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера. д) В дошкольных образовательных учреждениях основное внимание при обучении детей уделить: - правилам поведения в опасных ситуациях на улице, городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с опасными предметами, животными и ядовитыми растениями и в случаях возникновения пожаров; - формированию и становлению у детей основ экологической культуры и здорового образа жизни. 6. В целях совершенствования знаний, умений, навыков, практической подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций планировать и проводить: Командно-штабные тренировки в образовательных учреждениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток. Основной задачей при проведении командно-штабных тренировок считать выработку у руководителей и специалистов всех уровней навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий гражданской обороны, в ходе угрозы и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Тренировки с обучающимися и студентами образовательных учреждений проводить ежеквартально. Итоговые тренировки в образовательных учреждениях проводить в апреле – мае в «Дни защиты детей». Одной из важнейших задач при проведении тренировок считать отработку действий по защите обучающихся и работников, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Другие статьи по теме | |
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (08.09.2016) | |
Просмотров: 3229 |