Организация и ведение гражданской обороны в органах управления образованием: задачи, функции, основные направления деятельности
Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании

Организация и ведение гражданской обороны в органах управления образованием: задачи, функции, основные направления деятельности

Организация и ведение гражданской обороны (далее – ГО) в органах управления образованием (министерствах, департаментах, управлениях) (далее – ОУО) осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актами в области ГО. На основе указанных документов разрабатывается «Положение об организации и ведении гражданской обороны в ОУО», определяющее основы организации ГО, порядок подготовки к ведению и ведения ГО, а также основные мероприятия по ГО в ОУО.

Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по организации обеспечения защиты работников ОУО, а также материальных и культурных ценностей, находящихся в распоряжении ОУО, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее – ЧС).

Ведение ГО в ОУО начинается с момента введения в действие Президентом России Плана ГО и защиты населения Российской Федерации.

Ведение ГО заключается в выполнении мероприятий по защите работников и материальных ценностей ОУО от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС. Ведение ГО в ОУО осуществляется на основе плана ГО, который определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.

Оповещение работников ОУО об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС, производится оперативным дежурным ОУО через внутренние системы оповещения по сигналам, полученным от территориальных автоматизированных систем оповещения населения, создаваемых на федеральном региональном и муниципальном уровнях.

Проведение эвакуации планируется заблаговременно в мирное время. Для укрытия работников ОУО заблаговременно создаются защитные сооружения ГО (далее – защитные сооружения). При отсутствии защитных сооружений или недостаточном их количестве для укрытия работников используются заглубленные помещения, метрополитены и другие сооружения подземного пространства, осуществляется заблаговременное закрепление работников ОУО за защитными сооружениями других организаций на договорной основе.

Для решения задач в области ГО создаются запасы материально-технических, медицинских и иных средств, определяется порядок их использования и обновления.

Медицинское обеспечение в интересах ГО организуется совместно с территориальными органами здравоохранения и медицинскими организациями во взаимодействии с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В целях повышения устойчивости функционирования в военное время на объектах ОУО предусматриваются следующие мероприятия ГО:

- выполнение мероприятий по повышению надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

- организация выполнения мероприятий по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- осуществление световой и других видов маскировки объектов.

Для повышения эффективности выполнения задач в области ГО организуется подготовка работников ОУО в области ГО и защиты от ЧС.

Для реализации задач в области ГО в ОУО могут создаваться нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее – НФГО). Состав, назначение и обеспечение НФГО определяются решением соответствующего руководителя в соответствии с Типовым порядком создания НФГО, утвержденным приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701.

Руководство ГО в ОУО осуществляет его руководитель, осуществляющий свое руководство через структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области ГО.

Органами управления ГО являются:

- в ОУО – структурное подразделение ОУО, уполномоченное на решение задач в области ГО;

- в структурных подразделениях ОУО – работники, уполномоченные на решение задач в области ГО.

В целях оперативного решения задач ГО и защиты от ЧС в ОУО создаются органы управления, через которые руководители ГО осуществляют непосредственное руководство ГО (далее – органы управления ГОЧС). Структура, полномочия, задачи и порядок организации работы органов управления ГОЧС определяются соответствующими приказами ОУО.

Подготовка руководящего состава органов управления ГОЧС осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области ГО», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» и примерными программами обучения по ГО и ЧС, утвержденными МЧС России.

 

Основные задачи и полномочия ОУО в области ГО

Основными задачами в области ГО ОУО являются:

- организация и осуществление подготовки работников ОУО в области ГО;

- оповещение работников ОУО об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- эвакуация работников и материальных ценностей ОУО в безопасные районы;

- проведение мероприятий по укрытию работников ОУО в защитных сооружениях, созданию и содержанию запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля и медицинских средств, их предоставление работникам ОУО;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- организация проведения мероприятий по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- организация первоочередного жизнеобеспечения работников ОУО, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- принятие мер по восстановлению и обеспечению устойчивого функционирования объектов ОУО, необходимых для выживания работников при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- осуществление сбора и обмена информацией в области ГО;

- обеспечение постоянной готовности сил ГО.

Для решения вышеуказанных задач в области ГО ОУО осуществляет следующие полномочия:

- принимает нормативно-правовые акты в области ГО, доводит их требования до сведения работников ОУО и подведомственных организаций, контролирует их исполнение;

- организует подготовку работников ОУО в области ГО;

- разрабатывает и реализует план ГО;

- планирует и организует выполнение мероприятий по ГО, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;

- осуществляет меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования ОУО в военное время;

- создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности техническую систему управления ГО и систему оповещения работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- создает и содержит в целях ГО запасы материально-технических, медицинских и иных средств;

- определяет при необходимости перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО;

- определяет полномочия подведомственных организаций.

 

Основные мероприятия по ГО и порядок их выполнения

Основные мероприятия по подготовке к ведению ГО в ОУО:

- издание нормативно-правовых актов в целях выполнения задач ГО;

- ежегодное планирование основных мероприятий по вопросам ГО;

- разработка, уточнение и корректировка планов ГО и документов по их реализации;

- планирование и подготовка работников ОУО в области ГО;

-- организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой руководителей, работников ОУО в области ГО;

- информирование работников ОУО по вопросам ГО, пропаганда знаний в области ГО;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления ГО, систем оповещения работников ОУО об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

- сбор информации в области ГО и обмен ею;

- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

- заблаговременная подготовка безопасных районов (мест) для размещения работников ОУО, материальных ценностей, подлежащих эвакуации;

- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава;

- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем;

- приспособление в мирное время и при приведении ГО в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия работников ОУО;

- организация укрытия работников ОУО в защитных сооружениях и (или) заглубленных помещениях, метрополитене и других сооружениях подземного пространства;

- накопление, хранение, освежение, использование по предназначению и обеспечение выдачи средств индивидуальной защиты работникам ОУО;

- определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

- организация комплексной маскировки объектов ОУО, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

- организация взаимодействия с территориальными органами МЧС России, Вооруженными Силами РФ и другими воинскими формированиями по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для работников при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при ЧС, а также по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению);

- планирование и организация основных видов жизнеобеспечения работников ОУО;

- создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, медицинских и иных средств;

- организация взаимодействия с территориальными органами управления здравоохранением, медицинскими организациями, органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора по вопросам медицинского обслуживания работников ОУО, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, включая оказание первой медицинской помощи, и принятию других необходимых мер;

- организация эвакуации пострадавших работников ОУО в медицинские организации;

- организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам восстановления функционирования необходимых для обеспечения деятельности ОУО коммунальных служб;

- подготовка сил ГО;

- проведение учений и тренировок по ГО;

- разработка и корректировка планов действий сил ГО;

- организация взаимодействия с привлекаемыми силами ГО.

Основные мероприятия по ведению ГО в ОУО:

- организация работы органов управления ГОЧС ОУО;

- подготовка работников ОУО в области ГО;

- оповещение работников ОУО об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС;

- создание и организация деятельности эвакуационных органов;

- эвакуация работников ОУО и членов их семей, а также материальных ценностей в безопасные районы при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС;

- осуществление эвакуации работников ОУО, членов их семей, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС;

- обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в пределах своей компетенции в случае возникновения опасностей для работников ОУО при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС;

- создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, медицинских и иных средств;

- организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах ОУО при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- организация проведения контроля за радиационной и химической обстановкой на объектах ОУО;

- организация проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди работников ОУО и членов их семей, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- организация восстановления и поддержания порядка на объектах ОУО, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов ОУО в военное время и повышению надежности функционирования на них систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

- предоставление работникам ОУО информационно-психологической поддержки.

 

Структурное подразделение (работники) ОУО, уполномоченные на решение задач в области ГО

Решение задач в области ГО осуществляют уполномоченные на это структурные подразделения (работники). Задачи и функции, права и ответственность таких структурных подразделений и работников определены Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» и «Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций», утвержденным приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230. Таким структурным подразделением является отдел (сектор, отделение, группа) мобилизационной подготовки и ГО (далее – Отдел). В небольших организациях это может быть один работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.

Отдел в пределах своей компетенции осуществляет организацию и ведение ГО в ОУО, проведение мероприятий по ГО, а также контроль и координацию деятельности в области ГО в подведомственных организациях.

Отдел осуществляет свою работу во взаимодействии со структурными подразделениями ОУО и в пределах своей компетенции с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и иными органами и организациями. Начальник Отдела находится в непостредственном подчинении у руководителя ОУО или его заместителя, курирующего вопросы ГО и ЧС.

 

Основные задачи структурного подразделения (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО:

- планирование, организация и контроль проведения мероприятий по ГО;

- организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления ГО;

- организация обучения работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

- планирование, организация и контроль создания, использования и обновления в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- планирование, организация и контроль проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования ОУО и подведомственных организаций в военное время;

- планирование, организация и контроль создания и поддержания в состоянии постоянной готовности НФГО (в организациях, отнесенных к категориям по ГО);

- методическое руководство по вопросам планирования, организации и контроля проведения мероприятий ГО в подведомственных организациях.

 

Основные функции структурного подразделения (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО:

- разработка и корректировка плана ГО ОУО;

- методическое руководство по вопросам планирования, организации и контроля мероприятий ГО в подведомственных организациях;

- планирование, организация и контроль мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время и (или) обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей;

- планирование, организация и контроль мероприятий по заблаговременной подготовке безопасных мест при эвакуации;

- разработка проектов локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих работу в области ГО;

- подготовка предложений по мероприятиям ГО;

- учет защитных сооружений и других объектов ГО, принятие мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, контроль за их состоянием;

- планирование, организация и контроль мероприятий, направленных на поддержание устойчивого функционирования ОУО и подведомственных организаций в военное время;

- организация разработки и проведение инженерно-технических мероприятий ГО;

- планирование и организация мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на запасном пункте управления;

- организация приема сигналов ГО и доведение их до руководства ОУО и подведомственных организаций;

- оповещение работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении ЧС;

- планирование, организация и контроль подготовки работников, а также руководителей и специалистов подведомственных организаций по вопросам ГО;

- планирование и контроль создания, оснащения и подготовки НФГО и их учет;

- организация подготовки работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС

- планирование и организация проведения учений и тренировок по ГО;

- участие в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке;

- подготовка предложений по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- организация создания страхового фонда документации;

- контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий ГО;

- подготовка предложений руководителю ОУО по совершенствованию планирования, организации и контроля за подготовкой к ведению и ведением ГО в ОУО;

- привлечение к подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по ГО структурные подразделения ОУО;

- организация информационного взаимодействия с органами местного самоуправления с целью получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях» N 12/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (02.08.2022)
Просмотров: 276