Гражданская оборона в системе образования: цели, задачи, организация
Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании

Гражданская оборона в системе образования: цели, задачи, организация

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера.[1]

ГО в системе образования организуется и ведется по общим принципам, как и на других объектах экономики, но с учетом особенностей учебно-воспитательной деятельности и материальных возможностей. Цель ГО в образовательных организациях – это, прежде всего, защита жизни и здоровья учащихся и работников.

Организация ГО в системе образования определяется соответствующими законодательными и нормативно-правовыми актами, на основе которых разрабатываются локальные документы.

Управление ГО в образовательных организациях также носит универсальный характер и включает 4 основных функции менеджмента:

- планирование;

- организацию, включая координацию действий;

- трудовую мотивацию;

- контроль.

Все указанные управленческие функции применительно к ГО и защите от ЧС в образовательных организациях будут разобраны в соответствующих статьях.

Подготовка к ведению ГО в системе образования заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите обучающихся и работников, материальных и культурных ценностей образовательных учреждений от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Ведение ГО заключается в выполнении мероприятий по защите обучающихся и работников, объектов, материальных и культурных ценностей образовательных учреждений от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Орган управления образованием, подведомственные образовательные организации в целях решения задач в области ГО в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по ГО.

Ведение ГО осуществляется на основе планов ГО, разрабатываемых в соответствии с нормативно-правовыми актами и методическими рекомендациями МЧС России. Планы определяют объем, организацию, порядок, способы, сроки выполнения и исполнителей мероприятий по приведению ГО в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (планов ГО) определяется МЧС России.[2]

Руководство ГО в органах управления образованием и образовательных учреждениях осуществляют их руководители, являющиеся по должности руководителями ГО своих организаций. При необходимости руководитель организации может делегировать часть своих полномочий в области ГО своим заместителям или иным должностным лицам, что не освобождает его от персональной ответственности за состояние ГО во вверенной уму организации.

Руководители ГО в пределах своих полномочий издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными им работниками.

Руководство ГО в структурных подразделениях осуществляют соответственно руководители этих подразделений.

Повседневной работой по вопросам ГО занимается уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны структурное подразделение органа управления образованием или образовательной организации.[3] В небольших организациях это может быть штатный или внештатный работник. В органах управления образованием и больших образовательных организациях обычно имеется ставка заместителя по ГО или начальника второго отдела или специалиста, который ведет вопросы ГО.

 

Организационная структура ГО

Руководители ГО на всех уровнях системы образования осуществляют руководство через соответствующие органы (подразделения) управления ГО. Органами, осуществляющими управление ГО в системе образования, являются:

- в аппарате органа управления образованием – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области ГО;

- в подведомственных образовательных учреждениях и организациях – структурные подразделения (специалисты) образовательных учреждений, специально уполномоченные на решение задач в области ГО.

Организация управления ГО в системе органа управления образованием в мирное время, в период мобилизации и в военное время осуществляется из места постоянной дислокации и с запасного пункта управления (далее – ЗПУ).

Для обеспечения управления ГО с ЗПУ в период мобилизации и в военное время разрабатываются комплекты документов по переводу органа управления образованием на работу в условиях военного времени, подлежащие закладке на запасные пункты управления (директивные, формализованные, нормативно-технические, справочные и другие).

Организационно-штатная структура ГО органа управления образованием включает в себя штаб ГО[4], штабы ГО подведомственных образовательных учреждений, которые взаимодействуют в соответствии с установленной подчиненностью и обеспечивают организацию и выполнение мероприятий по ГО через соответствующие службы (подразделения).

Основными службами (подразделениями) в организационно-штатной структуре ГО на объекте являются:

- штаб по делам ГО;

- служба ответственных дежурных;

- запасной пункт управления в загородной зоне;

- эвакуационная комиссия;

- комиссия по повышению устойчивости функционирования;

- оперативная группа;

- нештатные аварийно-спасательные формирования (формирования ГО).

В перечень объектовых формирований ГО образовательных учреждений могут входить:

- посты радиационного и химического наблюдения;

- звенья связи и оповещения;

- санитарные посты (санитарные дружины);

- противопожарные отделения (добровольные пожарные дружины);

- подразделения охраны общественного порядка (добровольные дружины охраны общественного порядка);

- звенья по обслуживанию убежищ и укрытий (при наличии убежищ и укрытий);

- аварийно-технические подразделения;

- автотранспортные подразделения;

- служба материально-технического обеспечения;

- другие объектовые формирования.

Для организации подготовки органов управления и сил ГО проводятся следующие мероприятия:

- обеспечение повседневной готовности системы ГО к переводу на условия военного времени, создание и применение сил и средств ГО для решения задач по защите учащихся и студентов от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- дальнейшее совершенствование сил ГО, повышение их готовности, мобильности и оснащенности современными техническими средствами и технологиями ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, в т.ч. средствами малой механизации;

- совершенствование организации учета, содержания и использования средств защиты личного состава и объектов ГО образовательных учреждений, а также подготовки мероприятий по эвакуации учащихся и студентов, профессорско-преподавательского состава и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО;

- активизация работы по созданию в целях ГО запасов (резервов) материально-технических и иных средств в образовательных учреждениях;

- повышение уровня готовности систем оповещения сотрудников и обучающихся образовательных учреждений.

Обучение личного состава в образовательных учреждениях и организациях в области ГО проводится по следующим группам:

- руководящий состав;

- специалисты ГО;

- работники, входящие в состав формирований ГО;

- работники, не входящие в состав формирований ГО;

- учащиеся и студенты.

Повышение квалификации руководителей, специалистов мобилизационных органов, ГО, преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» осуществляется в учебно-методических центрах и иных учебных заведениях.

Основной формой обучения и практических тренировок личного состава образовательных учреждений определены командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки, периодичность и продолжительность проведения которых в плане мероприятий оперативной подготовки для образовательных учреждений должна составлять:

- командно-штабные учения и штабные тренировки продолжительностью до 1 суток 1 раз в год;

- тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов со службами и формированиями ГО 1 раз в 3 года;

- отнесенные к категориям по ГО комплексные учения продолжительностью до 2 суток 1 раз в 3 года;

- не отнесенные к категориям по ГО комплексные учения продолжительностью до 8 часов 1 раз в 3 года;

- тренировки в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по тематике ГО продолжительностью до 1 суток 1 раз в год.

Тематика командно-штабных, тактико-специальных учений, командно-штабных (штабных) тренировок определяется с учетом вида и масштабов возможных ЧС, прогнозируемых на соответствующей территории.

 

Основные задачи, функции и полномочия органа управления образованием в области ГО

Основными задачами органа управления образованием в области ГО являются:

- обучение работников, учащихся и студентов образовательных учреждений, а также сотрудников аппарата способам защиты от оружия массового поражения, других средств нападения противника, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ЧС природного и техногенного характера;

- создание, модернизация, развитие и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения и управления ГО (завершение реконструкции действующих систем оповещения и управления ГО; создание в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения) с целью своевременного оповещения по сигналам ГО работников, учащихся и студентов образовательных учреждений, а также сотрудников аппарата органа управления образованием об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для оперативного управления системой ГО;

- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации работников, учащихся, студентов образовательных учреждений, сотрудников аппарата органа управления образованием, а также материальных и культурных ценностей в безопасные районы (заблаговременно подготовленные базы в загородных зонах);

- организация и наращивание обеспеченности работников, учащихся, студентов образовательных учреждений, сотрудников аппарата органа управления образованием защитными сооружениями ГО для защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, за счет ввода в строй недостроенного, модернизации и ремонта фонда защитных сооружений ГО. учет защитных сооружений и осуществление контроля за их состоянием;

- приобретение и накопление средств индивидуальной защиты для обеспечения работников, учащихся, студентов образовательных учреждений, сотрудников аппарата органа управления образованием, а также утилизация запасов средств индивидуальной защиты с истекшими сроками хранения;

- проведение мероприятий по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки, а также инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО;

- создание и подготовка личного состава формирований ГО на объектах образования для проведения аварийно-спасательных работ, борьбы с пожарами, поддержания общественного порядка и оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения в случае возникновения опасностей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

- повышение устойчивости функционирования объектов образования путем разработки и реализации в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, заблаговременного создания запасов, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения или восстановления учебного и производственного процессов, а также создания страхового фонда документации и повышения эффективности защиты учебно-производственных объектов образования при воздействии на них современных средств поражения;

- совершенствование системы управления ГО органа управления образованием и подведомственных образовательных учреждений (капитальные вложения на модернизацию системы пунктов управления; создание подвижных пунктов управления и подведомственных образовательных учреждений).

Важнейшей функцией органа управления образованием в области ГО являются планирование и проведение мероприятий по:

- разработке и корректировке планов ГО и защиты населения;

- разработке комплектов документов, регламентирующих работу органа управления образованием и подведомственных образовательных учреждений в области ГО, в т.ч. документов, регулирующих работу их оперативных групп;

- подготовке ГО органа управления образованием и подведомственных образовательных учреждений к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против РФ до объявления мобилизации в РФ;

- переводу ГО органа управления образованием и подведомственных образовательных учреждений в соответствии со степенями готовности ГО на работу в условиях военного времени;

- приему сигналов ГО и доведению их до руководящего состава;

- оповещению работников подведомственных образовательных учреждений в пределах зон действия локальных систем оповещения;

- созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения об угрозе нападения и применения современных средств поражения;

- подготовке руководящего состава подведомственных образовательных учреждений в области ГО;

- созданию, оснащению, подготовке служб ГО, формирований ГО, а также осуществлению их учета;

- обеспечению руководства проведением аварийно-спасательных работ;

- созданию, накоплению, хранению и освежению в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в подведомственных образовательных учреждениях и организациях;

- обучению работников подведомственных образовательных учреждений способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуации, заблаговременной подготовке базы в загородной зоне подведомственных образовательных учреждений и накоплению фонда защитных сооружений ГО, средств индивидуальной защиты и другого специального имущества ГО, обеспечению условий их содержания и хранения;

- ведению учета выполняемых мероприятий в области ГО;

- подготовке предложений по мероприятиям ГО в мобилизационные планы подведомственных образовательных учреждений;

- поддержанию устойчивого функционирования подведомственных образовательных учреждений в военное время;

- учету защитных сооружений и осуществлению контроля за их состоянием;

- световой и другим видам маскировки;

- проведению командно-штабных учений (тренировок) и других учений по ГО, а также участию в организации проведения учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

- контролю за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий ГО.

Орган управления образованием в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:

- принимает нормативные акты в области ГО, доводит их требования до сведения подведомственных образовательных учреждений и контролируют их выполнение;

- разрабатывает и реализует планы ГО, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области ГО, организует проведение мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств;

- осуществляет меры, направленные на сохранение объектов подведомственных образовательных учреждений, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности технические системы управления ГО и системы оповещения подведомственных образовательных учреждений об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- создает и содержит в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

 

Основные мероприятия по решению основных задач ГО

Основными мероприятиями по обучению учащихся и студентов, а также персонала подведомственных образовательных учреждений (далее – личного состава) в области ГО, являются:

- развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки личного состава в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера;

- планирование и осуществление обучения личного состава в области ГО;

- создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по ГО и защите от ЧС на базе вузов, других образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, должностных лиц и работников ГО;

- создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки личного состава в области ГО;

- пропаганда знаний в области ГО.

Основными мероприятиями по оповещению личного состава об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера, являются:

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения личного состава, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

- создание локальных систем оповещения;

- установка специализированных технических средств оповещения и информирования личного состава в местах массового пребывания людей;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

- сбор информации и обмен ею.

Основными мероприятиями по решению задачи, связанной с эвакуацией личного состава, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:

- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

- подготовка районов размещения личного состава, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

Основными мероприятиями по решению задачи, связанной с предоставлением личному составу убежищ и средств индивидуальной защиты, являются:

- строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем;

- приспособление в мирное время и при переводе ГО с мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия личного состава;

- подготовка в мирное время и строительство при переводе ГО с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений ГО с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

- обеспечение укрытия личного состава в защитных сооружениях ГО;

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты личного состава;

- обеспечение выдачи личному составу средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

Основными мероприятиями по решению задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются:

- определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

- разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;

- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО.

Основными мероприятиями по решению задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для личного состава при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются:

- создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств ГО, а также разработка планов их действий;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;

- разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;

- организация взаимодействия сил ГО образовательных учреждений с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время.

Основными мероприятиями по решению задачи, связанной с первоочередным обеспечением личного состава, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в т.ч. с медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, являются:

- планирование и организация основных видов жизнеобеспечения личного состава;

- создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- нормированное снабжение личного состава продовольственными и непродовольственными товарами;

- предоставление личному составу коммунально-бытовых услуг;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди личного состава, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

- предоставление личному составу информационно-психологической поддержки.

Основными мероприятиями по решению задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются:

- создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области ГО;

- тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, в военное время.

Основными мероприятиями по решению задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера, являются:

- создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области ГО.

Основными мероприятиями по решению задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются:

- обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения.

Основными мероприятиями по решению задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, являются:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

- разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;

- создание страхового фонда документации;

- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

Основными мероприятиями по решению задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств ГО, являются:

- создание и оснащение современными техническими средствами сил ГО образовательных учреждений;

- обучение сил ГО образовательных учреждений, проведение учений и тренировок по ГО;

- разработка и корректировка планов действий сил ГО образовательных учреждений;

- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО образовательных учреждений, а также всестороннее обеспечение их действий.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях» N 5/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

[1] Статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

[2] Приказом МЧС России от 27.03.2020 N 216 ДСП утвержден новый порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны). Документ имеет гриф ДСП, поэтому официальное его размещение в Интернете противозаконно. В связи с этим МЧС России подготовил выписку из этого приказа, которую можно скачать на сайте http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/ (раздел «Документы»).

[3] См. постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» и приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций».

[4] Штабы формируются из числа руководящего состава организации. В состав штаба ГО входят: начальник штаба (обычно это уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны в организации), заместители начальника штаба, председатель эвакуационной комиссии, председатель комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, руководители спасательных служб ГО организации. Состав штаба и функциональные обязанности его членов утверждает руководитель ГО организации по представлению начальника штаба ГО. Если есть начальник ГО, должен быть и штаб ГО или работник (в небольших организациях), выполняющий функции штаба. Это не противоречит приказу МЧС России от 23.05.2017 N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций». В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» органами, осуществляющими управление гражданской обороной в организации, являются «структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». А штаб ГО фактически является нештатным постоянно действующим рабочим органом при начальнике ГО организации и уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работников) организаций. Все его решения идут за подписью начальника ГО организации или уполномоченного за ГО (он же начальник штаба).

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (02.08.2022)
Просмотров: 78