Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности минобрнауки россии: задачи, организационн
Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности минобрнауки россии: задачи, организационн

Организация деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в сфере деятельности Минобрнауки России осуществляется в соответствии с Положением о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) в сфере деятельности Минобрнауки РФ, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 26.09.2005 N 245. Документ определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования на федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации последствий ЧС в сфере деятельности Минобрнауки (далее – функциональная подсистема) в условиях повседневной деятельности, с введением режимов повышенной готовности и в ЧС.

Функциональная подсистема Минобрнауки России осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», Постановлениями Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».

Функциональная подсистема Минобрнауки России предназначена для организации и обеспечения работы органов управления образованием, учреждений и организаций образования и науки, сил и средств функциональной подсистемы Минобрнауки России в условиях повседневной деятельности, при угрозе возникновения ЧС, а также возникновении и ликвидации последствий ЧС.

Основными задачами функциональной подсистемы являются:

- участие в выработке государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС, разработке и совершенствовании обеспечивающих ее практическую реализацию в сфере деятельности Минобрнауки России законодательства РФ, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, осуществлении целевых и научно-технических программ, направленных на решение задач по предупреждению и ликвидации ЧС, повышение устойчивости функционирования образовательных и иных учреждений и организаций;

- разработка, ввод в действие и обеспечение практической реализации ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и порядок планирования, проведения, взаимодействия и обеспечения защиты и повышения устойчивости функционирования в сфере деятельности Минобрнауки России в ЧС;

- обеспечение поддержания в готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы Минобрнауки России к действиям при угрозе и возникновении ЧС;

- организация, правовое регулирование и контроль за проведением мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий ЧС в сфере деятельности Минобрнауки России;

- координация работы подведомственных Минобрнауки России федеральных служб и федеральных агентств по предупреждению и ликвидации ЧС;

- организация подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации ЧС и преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

- организация обучения учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности;

- организация проведения научных исследований в областях защиты от ЧС и безопасности жизнедеятельности;

- организация и обеспечение подготовки и повышения квалификации руководящего состава и работников органов управления образованием, учреждений и организаций в области защиты от ЧС;

- организация и обеспечение работ по созданию в сфере деятельности Минобрнауки России локальных систем контроля за состоянием потенциально опасных объектов, повышению надежности их функционирования;

- организация и обеспечение создания в сфере деятельности Минобрнауки России страхового фонда технической документации для потенциально опасных объектов и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление контроля над соблюдением обучающимися и работниками образовательных и иных учреждений и организаций в сфере деятельности Минобрнауки России установленных требований в области защиты от ЧС;

- осуществление взаимодействия в области предупреждения и ликвидации ЧС с федеральными органами исполнительной власти;

- обеспечение реализации прав и обязанностей обучающихся и работников образовательных и иных учреждений и организаций в области защиты от ЧС, в том числе лиц, участвующих в их ликвидации.

Функциональная подсистема Минобрнауки России включает: координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства (нештатные формирования), резервы финансовых и материальных ресурсов, средства связи и оповещения, информационно-аналитический центр, образовательные учреждения повышения квалификации.

Координационными органами функциональной подсистемы являются:

- на федеральном уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Минобрнауки России и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств ;

-  на региональном уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов управления образованием субъектов РФ;

- на муниципальном уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципальных органов управления образованием;

- на объектовом уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, научных и иных организаций.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в сфере деятельности Минобрнауки России в соответствии с их компетенцией являются:

- разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

- координация деятельности органов управления функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Минобрнауки России;

- обеспечение согласованности действий Минобрнауки России, органов управления образованием субъектов РФ, муниципальных органов исполнительной власти, образовательных учреждений, научных и иных организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

- рассмотрение вопросов о привлечении дополнительных сил и средств к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ.

Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы Минобрнауки России являются:

- на федеральном уровне – структурные подразделения Минобрнауки России, специально уполномоченные для решения в сферах их деятельности задач в области защиты работников и обучающихся от ЧС;

- на региональном уровне – структурные подразделения (работники) в органах управления образованием субъектов РФ, специально уполномоченные для решения в области защиты работников и обучающихся от ЧС;

- на муниципальном уровне – структурные подразделения (работники) муниципальных органов управления образованием, специально уполномоченные для решения задач в области защиты работников и обучающихся от ЧС;

- на объектовом уровне – штабы гражданской обороны или работники образовательных учреждений, научных и иных организаций, специально уполномоченные для решения задач в области защиты работников и обучающихся от ЧС.

Органами повседневного управления в функциональной подсистеме Минобрнауки России и в функциональных подсистемах подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств являются секретариаты (службы ответственных дежурных) Минобрнауки России, дежурные службы органов управления образованием субъектов РФ, муниципальных образований, образовательных учреждений, научных и иных организаций.

Органы повседневного управления функциональной подсистемы Минобрнауки России оснащаются средствами связи, оповещения, сбора и передачи информации, которые поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию.

На постоянно действующие органы управления функциональной подсистемы Минобрнауки России возлагаются:

В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- организация мероприятий по изучению состояния окружающей среды и прогнозированию ЧС, организация взаимодействия с органами управления МЧС России;

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты работников и обучающихся от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

- участие в разработке и реализации целевых и научно-технических программ и мер в области предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности в пределах своей компетенции;

- подготовка к действиям в ЧС органов управления образованием, работников и обучающихся образовательных учреждений, научных и иных организаций;

- пропаганда знаний в области защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации обучающихся и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций, органов управления ими, а также материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

В РЕЖИМЕ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ:

- усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

- введение при необходимости круглосуточного дежурства должностных лиц Минобрнауки России,  органов управления образованием субъектов РФ, муниципальных образований, образовательных учреждений, научных и иных организаций;

- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления функциональной подсистемы Минобрнауки России данных о прогнозируемых ЧС, о приемах и способах защиты от них;

- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования подведомственных органов управления, учреждений и организаций в ЧС;

- уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС;

- приведение при необходимости нештатных формирований образовательных учреждений, научных и иных организаций в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

- восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;

- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

В РЕЖИМЕ ЧС:

- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий в своих сферах деятельности;

- оповещение руководителей Минобрнауки России,  органов управления образованием субъектов РФ, муниципальных образований, образовательных учреждений, научных и иных организаций о возникших ЧС;

- проведение мероприятий по защите органов управления образованием, образовательных учреждений, научных и иных организаций от ЧС;

- организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий нештатных формирований образовательных учреждений, научных и иных организаций, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечение при необходимости в установленном порядке формирований МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций к ликвидации возникших ЧС на объектах и территориях своей сферы деятельности;

- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия органов повседневного управления и должностных лиц Минобрнауки России,  органов управления образованием субъектов РФ, муниципальных образований, образовательных учреждений, научных и иных организаций;

- проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников и обучающихся образовательных учреждений, научных и иных организаций в ЧС.

В состав сил и средств функциональной подсистемы Минобрнауки России входят:

- на федеральном уровне – нештатные формирования Минобрнауки России;

- на региональном и муниципальном уровнях – силы и средства, определяемые решениями соответствующих руководителей;

- на объектовом уровне: в образовательных учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования, научных и иных организациях – нештатные формирования; в образовательных учреждениях высшего профессионального образования – нештатные формирования и добровольные общественные студенческие спасательные отряды.

Руководство деятельностью нештатных формирований и добровольных общественных студенческих спасательных отрядов осуществляют в установленном порядке соответствующие органы управления функциональной подсистемы Минобрнауки России.

Подготовка работников органов управления функциональной подсистемы Минобрнауки России, органов управления образованием субъектов РФ, муниципальных органов исполнительной власти, образовательных учреждений, научных и иных организаций в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности организуется в центрах комплексной безопасности и повышения квалификации руководителей и специалистов мобилизационного профиля, гражданской обороны и преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Минобрнауки России, а также в Академии гражданской защиты МЧС России.

При отсутствии угрозы возникновения ЧС функциональная подсистема Минобрнауки России функционирует в режиме повседневной деятельности.

С угрозой возникновения или возникновением ЧС для соответствующих органов управления, нештатных формирований и добровольных общественных студенческих спасательных отрядов могут устанавливаться решениями Министра образования и науки РФ, руководителей  органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных органов исполнительной власти, руководителей образовательных учреждений, научных или иных организаций один из режимов функционирования:

- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;

- режим ЧС – при возникновении и ликвидации ЧС.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «а» статьи 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышения готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «б» указанной статьи, – режим ЧС.

В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, муниципальных органов исполнительной власти и организаций.

Решениями Министра образования и науки РФ, руководителей  органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных органов исполнительной власти, руководителей образовательных учреждений, научных или иных организаций о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы Минобрнауки России режима повышенной готовности или режима ЧС определяются:

- обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;

- границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;

- силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- перечень мер по обеспечению защиты обучающихся и работников образовательных учреждений, научных и иных организаций;

- должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ликвидации ЧС.

- Для выполнения задач по ликвидации последствий ЧС привлекаются силы и средства (формирования) образовательных учреждений, научных или иных организаций, органы управления образованием субъектов РФ, муниципальных образований, на территориях которых возможна ЧС, под непосредственным руководством соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации ЧС в установленном порядке привлекаются силы и средства взаимодействующих органов исполнительной власти и муниципальных органов исполнительной власти.

В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения Минобрнауки России составляет реестр потенциально опасных объектов с повышенной степенью риска и осуществляет планирование действий в рамках функциональной подсистемы Минобрнауки России. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования всех имеющихся сил и средств.

На каждом уровне функциональной подсистемы Минобрнауки России для ликвидации ЧС создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов:

- ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов из средств Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных организаций;

- резерв финансовых и материальных ресурсов органов управления образованием субъектов РФ из средств бюджетов субъектов РФ;

- резерв финансовых и материальных ресурсов муниципальных органов управления образованием из средств местных бюджетов;

- резерв финансовых и материальных ресурсов из средств образовательных учреждений и организаций, научных и иных организаций.

Порядок создания, использования резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и организаций. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также порядок осуществления контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Финансирование функциональной подсистемы Минобрнауки России осуществляется из бюджетов Минобрнауки России,  органов управления образованием субъектов РФ, муниципальных образований, а также средств образовательных учреждений, научных и других организаций.

Финансирование целевых программ по защите от ЧС и обеспечению устойчивого функционирования образовательных учреждений, научных и иных организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС осуществляется из средств образовательных учреждений, научных и иных организаций, находящихся в зонах ЧС, из бюджетов Минобрнауки России а также страховых фондов и других источников

Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации ЧС из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях» N 10/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (02.08.2022)
Просмотров: 323