Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании |
В условиях сохраняющейся угрозы совершения террористических актов, риска вовлечения учащихся в различные экстремистские террористические и религиозные секты одной из важнейших задач руководителей образовательных организаций является обеспечение антитеррористической безопасности и защита обучающихся. Риск совершения террористических актов сохраняется, включая случаи проноса в образовательные учреждения оружия и стрельбы, в том числе со смертельными исходами. Основными нормативно-правовыми документами в области антитеррористической защищенности являются Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» и Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 N 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Также разработаны методическими рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации»[1]. Для решения задачи антитеррористической защиты образовательных организаций, помимо организационно-технических мероприятий (оборудование объектов образования инженерно-техническими средствами охраны[2], организация физической охраны и пропускного режима), необходимо: - воспитание у учащихся чувства патриотизма, высокой бдительности, коллективизма, интернационализма и дисциплинированности; - создание в каждой образовательной организации атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и понимания среди учащихся; нетерпимости к фактам недисциплинированности и другим негативным явлениям; - формирование у учащихся грамотного поведения, обеспечивающего собственную безопасность и безопасность окружающих в чрезвычайных ситуациях. Решение этих задач требует организации деятельности по следующим направлениям: - расширение и углубление знаний педагогов и учащихся по противодействию проявлениям терроризма и предупреждению террористических актов в образовательных учреждениях; - усиление взаимодействия образовательных организаций по предупреждению актов терроризма с органами внутренних дел, ФСБ, ГО и ЧС, противопожарной службы; - активизация работы с родительским активом и органами местного самоуправления по недопущению вовлечения учащихся в экстремистские и террористические организации; - улучшение правового воспитания школьников и студентов, направленного на обеспечение их безопасности. Для этого необходимо довести до сведения педагогов и обучаемых содержание закона «О борьбе с терроризмом», статей 205, 206, 207 и 208 Уголовного кодекса России, нормативно-правовых актов и методических материалов по вопросам предупреждения актов терроризма в образовательных учреждениях; - противодействие проявлениям актов хулиганства, вымогательства, унижения и оскорбления своих товарищей со стороны отдельных школьников, а также употреблению учащимися наркотиков и алкоголя, курению на территории учреждений образования. В целях организации деятельности образовательной организации в области антитеррористической безопасности и защиты обучающихся: - постоянно проводить разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, усилению взаимодействия с правоохранительными органами; - вход в здание школы посетителей осуществлять при наличии документов, удостоверяющих личность, с регистрацией в журнале посетителей, который должен находиться на посту охраны. В период проведения школьных занятий входные двери должны быть закрыты; - охрана школы обязана регистрировать в журнале посещения всех лиц, прибывающих в школу, указывая их фамилию, имя и отчество, номер документа, удостоверяющего личность, время прибытия и время убытия; - входные двери, где нет постоянной охраны, запасные выходы должны быть закрыты и опечатаны; - работники охраны обязаны в вечернее и ночное время обходить здание школы с внешней стороны и проверять целостность стекол на окнах, решетки, входные двери, о чем делать запись в журнале; - заместителю директора по АХЧ обеспечить вторым комплектом ключей от входов в школу работников охраны; - проводить тренировки по эвакуации из здания обучающихся и постоянного состава не реже одного раза в год; - при вынужденной эвакуации из здания учителя в безопасном месте обязаны проверить по списку наличие учащихся, а заместитель директора по учебно-воспитательной работе – наличие постоянного состава и принять меры по их розыску; - не допускать стоянки постороннего транспорта у здания школы и прилегающей территории. Входные ворота держать закрытыми. О всех случаях стоянки бесхозного транспорта сообщать в правоохранительные органы; - при появлении у здания и нахождении длительное время посторонних лиц сообщить в правоохранительные органы и усилить пропускной режим; - научить учащихся способам защиты органов дыхания в задымленном помещении.
Информация о взрывных устройствах (ВУ) Руководителям образовательных организаций, сотрудникам охраны необходимо знать основные принципы действия ВУ, их внешние признаки, возможные последствия применения того или иного типа ВУ, последовательность действий при обнаружении взрывоопасных предметов, чтобы эффективно локализовать угрозу и свести к минимуму возможные негативные последствия. ВУ могут быть самыми разнообразными как по внешнему виду, так и по принципу их действия. Например, ВУ в виде сумки, кейса, чемодана могут взорваться при попытке сдвинуть их с места, поднять, открыть. Взрыв может произойти и в результате срабатывания какого-либо механического или электромеханического взрывателя замедленного действия, без непосредственного воздействия на предмет по истечении заданного времени замедления. Если ВУ имеет радиовзрыватель, то взрыв также может произойти без контакта с взрывным устройством в любой момент времени по команде, переданной по радио. Взрыв может быть осуществлен по проводам электровзрывной цепи путем подключения какого-либо источника тока. Большое распространение получили взрывные устройства, срабатывающие при включении радиоприемника, телевизора, электрического фонарика или других предметов бытовой техники, работающих от электрической сети, аккумуляторов или батареек. Включением этих устройств замыкается электровзрывная сеть, в результате чего срабатывает электродетонатор или электрозапал и происходит взрыв заряда взрывчатого вещества (ВВ). В автомобиле взрывное устройство может сработать при повороте ключа зажигания или даже в тот момент, когда ключ вставляется в замок зажигания либо включаются потребители энергии (фары, стеклоподъемники, стеклоочистители и т.д.). Взрыватель может быть установлен в выхлопной коллектор двигателя, в глушитель. При этом замыкание контактов произойдет после нагрева чувствительных элементов взрывателя (контактов) до определенной температуры. Могут использоваться также взрывные устройства с часовым механизмом от механических, электромеханических или электронных часов. Такие взрывные устройства в состоянии срабатывать в установленное заранее время. При воздействии на взрывное устройство срабатывают натяжные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элементы, приводящие взрыватели в действие. Кроме того, во взрывном устройстве могут находиться еще взрыватели, срабатывающие от изменения магнитного поля, акустического сигнала в определенном диапазоне частот, характерного запаха человека или животного, а также все типы взрывателей замедленного действия. Демаскирующими признаками взрывного устройства может быть наличие: - антенны с радиоприемным устройством у радиоуправляемого ВУ; - часового механизма или электронного таймера (временного взрывателя); - проводной линии управления; - локально расположенной массы металла; - неоднородности вмещающей среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытии, стены здания, нарушение цвета растительности или снежного покрова и т.д.); - теплового контраста между местом установки и окружающим фоном; - характерной формы ВУ. Часто объектом подрыва является личный или служебный автомобиль. Основные места для минирования в машине это – сиденье водителя, днище под передними сиденьями, бензобак, капот и другие места. Кроме того, мина большой мощности может устанавливаться неподалеку от автомобиля или в соседней машине. Но в этом случае требуется управление ею извне по радио или подрыв с помощью электрического провода. Иными словами, преступник должен находиться неподалеку от места преступления и вести наблюдение, что для него считается нежелательным. Настораживающими вас признаками должны стать: - появление какой-либо новой детали внутри или снаружи автомобиля; - остатки упаковочных материалов, изоляционной ленты, обрезков проводов неподалеку от автомобиля или внутри салона; - натянутая леска, проволока, провод, шнур, веревка, так или иначе прикрепленная к любой части автомобиля; - чужая сумка, коробка, чемодан, пакет, сверток внутри салона или в багажнике; - появившиеся уже после парковки машины пакеты из-под соков, молока, консервные банки, свертки, коробки и т.п. недалеко от автомобиля. Для осуществления взрыва может использоваться и почтовый канал. Взрывные устройства, которые закладывают в конверты, бандероли и посылки, могут быть как мгновенного, так и замедленного действия. Взрыватели мгновенного действия вызывают срабатывание взрывного устройства при нажатии, ударе, прокалывании, снятии нагрузки, разрушении элементов конструкции, просвечивании ярким светом и т.д. Например, взрывные устройства в бандеролях срабатывают либо при открытии, либо при попытке извлечь книгу или коробку из упаковки. Взрывные устройства в посылках обычно срабатывают при вскрытии крышки посылочного ящика. Взрыватели замедленного действия по истечении заранее установленного срока (от нескольких часов до нескольких суток) либо вызывают взрыв, либо приводят взрывное устройство в боевое положение, после чего срабатывание взрывного устройства происходит мгновенно в случае внешнего воздействия на него. Однако независимо от типа взрывателя и взрывного устройства письма, бандероли и посылки с подобной начинкой неизбежно обладают рядом признаков, по которым их можно отличить от обычных почтовых отправлений. Эти признаки делятся на основные и вспомогательные. К числу основных признаков относят следующие: - толщина письма от - смещение центра тяжести письма (пакета) к одной из его сторон; - наличие в конверте перемещающихся предметов или порошкообразных материалов; - наличие во вложении металлических либо пластмассовых предметов; - наличие на конверте масляных пятен, проколов, металлических кнопок, полосок и т.д.; - наличие необычного запаха (миндаля, марципана, жженой пластмассы и других); - тикание в бандеролях и посылках часового механизма (один из самых простых и распространенных взрывателей делают с помощью обычного будильника); - в конвертах и пакетах, в посылочных ящиках при их переворачивании слышен шорох пересыпающегося порошка. Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков, а тем более сразу нескольких, позволяет предполагать присутствие в почтовом отправлении взрывной «начинки». К числу вспомогательных признаков относятся: - особо тщательная заделка письма, бандероли, посылки, в том числе липкой лентой, бумажными полосами и т.д.; - наличие надписей типа «лично в руки», «вскрыть только лично», «вручить лично» и т.п.; - отсутствие обратного адреса или фамилии отправителя, неразборчивое их написание, явно вымышленный адрес; - самодельная нестандартная упаковка.
Меры предупредительного характера на случай получения информации об угрозе взрыва или обнаружения взрывного устройства (ВУ) в местах скопления людей Для фиксации анонимных телефонных звонков необходимо подготовить к включению специальные контрольные устройства для выявления телефонного аппарата, с которого может позвонить преступник. Проинструктировать сотрудников служб безопасности в отношении действий по выявлению преступников или хулиганов в случае угрозы взрыва. Разработать план эвакуации обучающихся, персонала и посетителей, подготовить средства оповещения посетителей. Определить необходимое количество персонала для осуществления осмотра объекта и проинструктировать его о правилах поведения (на что обращать внимание и как действовать при обнаружении опасных предметов или в случае возникновения других опасных ситуаций). Проинструктировать персонал объекта о том, что запрещается принимать на хранение от посторонних лиц какие-либо предметы и вещи. Подготовить необходимое количество планов осмотра объекта, в которых указать пожароопасные места, порядок и сроки контрольных проверок мест временного складирования, контейнеров-мусоросборников, урн и т.п. Освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные клетки, помещения, где расположены технические установки. Обеспечить регулярное удаление из здания различных отходов, контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта.
Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним максимально осторожно. Целесообразно убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку. Сохраните весь материал: сам документ с текстом, вложения, конверт и упаковку. Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев. Если документ поступил в конверте – его вскрытие производится с левой или правой стороны путем аккуратного отрезания кромки ножницами. Не расширяйте круг лиц для ознакомления с содержанием документа. Анонимные материалы необходимо немедленно направлять в правоохранительные органы с сопроводительной запиской, в которой должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать подписи, подчеркивания. Нельзя их выглаживать, мять и сгибать. При исполнении резолюций и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах. Необходимо помнить, что регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.
Рекомендации по ведению телефонного разговора при угрозе взрыва При сообщении по телефону об угрозе взрыва или о наличии взрывного устройства не впадайте в панику. Будьте сдержанны и вежливы, не прерывайте говорящего. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге. При наличии магнитофона поднесите его к телефону, попытайтесь записать разговор. Сошлитесь на некачественную работу аппарата, чтобы полностью записать разговор. Отметьте характер звонка (городской или междугородный). После выполнения звукозаписи сразу же замените кассету (минидиск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Постарайтесь сразу дать знать об угрозе своему коллеге. По возможности одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить оперативному дежурному полиции и дежурному по отделу ФСБ о поступившей угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист. Если имеется форма принятия сообщения об угрозе взрыва, используйте ее для записи всей полезной информации. Во время разговора по телефону запишите как можно больше информации. Если у Вас нет такой формы, запишите подробно все, что было сказано. Особенно важна информация о месте размещения взрывного устройства и времени взрыва. Если говорящий не сообщает такие сведения, постарайтесь получить их во время разговора. Обязательно зафиксируйте точное время начала и конца разговора. В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы: - Куда, кому и по какому телефону звонит этот человек? - Какие конкретные требования он (она) выдвигает? - Выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц? - На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного? - Как и когда с ним можно связаться или он позвонит сам? - Кому Вы должны или можете сообщить об этом звонке? Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможной продолжительности разговора времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения необходимых действий. Кроме того, целесообразно задать звонящему перечисленные ниже вопросы: 1. Когда взрывное устройство должно взорваться? 2. Где находится взрывное устройство сейчас? 3. Что это за взрывное устройство? Как оно выглядит? 4. Есть ли другие взрывные устройства? 5. Для чего заложено взрывное устройство? 6. Каковы Ваши требования? 7. Вы один или с вами есть еще кто-либо? В ходе разговора постарайтесь определить следующее: - личность говорящего (мужчина, женщина, подросток, его возраст); - особенности голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, резкий, приятный, возбужденный, другие особенности); - наличие акцента (местный, неместный, иностранный, региональный, какой национальности); - темп и разборчивость речи (быстрая, медленная, неразборчивая, искаженная); - характер лексики: с речевыми штампами и с часто повторяющимися словами-паразитами, в том числе сленговыми и нецензурными; - дефекты речи (заикается, говорит «в нос», шепелявит, картавит и иные); - манера разговора (спокойная, сердитая, развязная, напористая, неуверенная, вкрадчивая, с издевкой, осторожная, эмоциональная, насмешливая, назидательная); - наличие фона, шумов (автомашины, заводское оборудование, поезда, животные, тихие голоса, самолеты, смешение звуков). По окончании разговора не вешайте телефонную трубку, положите ее рядом. Не сообщайте об угрозе никому, кроме тех лиц, кому об этом необходимо знать в соответствии с должностными обязанностями, чтобы не вызвать панику и исключить непрофессиональные действия по обнаружению взрывного устройства.
Как проводить профилактический осмотр территории и помещений Профилактические меры по предупреждению террористических актов с помощью взрывов, поджогов предусматривают регулярный осмотр территорий и помещений объектов с целью своевременного обнаружения посторонних взрывоопасных предметов. Такой осмотр должны проводить как минимум два человека (по принципу – что пропустит один, может заметить другой). В то же время при досмотре нельзя скапливаться в большие группы. По возможности во время осмотра не следует пользоваться радиопереговорными устройствами, чтобы исключить случайное срабатывание радиоуправляемого ВУ. Чтобы исключить срабатывание ВУ с магнитным типом взрывателя, не стоит приближаться к подозрительному объекту с металлическими предметами. На открытой территории в обязательном порядке осматриваются мусорные урны, канализационные люки, сливные решетки, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники, крытые киоски, сараи, посторонние машины, распределительные телефонные и электрощиты, водосливные трубы. Необходимо обращать внимание также на деревья, столбы и стены зданий. Перед осмотром помещения необходимо иметь его план и, приступая к осмотру, знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации. Имея подобный план, можно заранее предположить места возможных закладок ВУ. Приступая к осмотру, необходимо также иметь комплект ключей от помещений, шкафов, ящиков столов и т.п. Перед досмотром желательно обесточить внешнее электропитание. Если это по какой-либо причине затруднительно, то при осмотре нужно стараться не включать досматриваемое оборудование. Если есть подозрение на наличие ВУ, то следует открыть окна и двери в осматриваемых помещениях для рассредоточения возможной взрывной волны. Необходимо избегать резких непродуманных движений, особенно связанных с передвижением в пространстве и открыванием дверей, полок, нажатия выключателей и т.д. В помещениях особое внимание нужно уделить осмотру таких мест, как подвесные потолки, вентиляционные шахты, внутренние электрощитовые и распределительные коробки, места за батареями отопления, осветительные плафоны, поддоны мусоропроводов, мусоросборники, лифты, лестничные клетки и другие замкнутые пространства. Кроме того, необходимо тщательно проверить места хранения пожарного инвентаря (огнетушители, шланги, гидранты), ниши для хранения уборочного инвентаря, в местах, где проходят сплошные и коммуникационные линии. Подобные места необходимо держать под контролем. Вентиляционные шахты, водосточные трубы и другие подобные места можно заделать решетками, ограничивающими доступ в них. На дверцы ниш, шкафов, чердаков, подвалов, щитовых и т.д. следует навесить замки и опечатать их. Что касается отдельных помещений, то наибольшую опасность представляют места постоянного скопления людей, особенно те, в которых могут оказаться случайные посетители. Признаки, которые могут указывать на ВУ: - наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты; - подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом; - от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах. Причины, которые могут стать поводом для опасения: - нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета; - угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.
Действия должностных лиц при обнаружении взрывного устройства (ВУ) в местах скопления людей 1. При получении сообщения о заложенном взрывном устройстве, обнаружении предметов, вызывающих такое подозрение, немедленно поставить в известность дежурную службу объекта (там, где она есть) и сообщить полученную информацию в дежурную часть органов МВД. При этом назвать точный адрес своего учреждения и номер телефона. 2. До прибытия сотрудников полиции принять меры к ограждению подозрительного предмета и недопущению к нему людей в радиусе до 50- 3. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения. По прибытии специалистов по обнаружению взрывных устройств действовать в соответствии с их указаниями. Категорически запрещается: - самостоятельно предпринимать действия, нарушающие состояние подозрительного предмета, трогать или перемещать подозрительный предмет и другие предметы, находящиеся с ним в контакте; - заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами; - курить, пользоваться электрорадиоаппаратурой, переговорными устройствам или рацией вблизи обнаруженного предмета, переезжать на автомобиле; - оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на взрывоопасный предмет.
Меры защиты в случае проведения террористических актов Педагогам и обучающимся необходимо знать изложенные ниже правила защиты в случае проведения различных террористических актов.
Если вдруг произошел взрыв 1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку. 2. Продвигайтесь осторожно, не трогайте руками поврежденные конструкции и провода. 3. Помните, что в разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т.п.). 4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем). 5. Включите локальную систему оповещения и проверьте возможность взаимного общения (теле-, радио-, телефонной связью, голосом). 6. В случае необходимой эвакуации возьмите необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Изолируйте помещение, в котором произошел взрыв (закройте все двери и окна), немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка. Оповестите людей, находящихся поблизости, о необходимости эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок. При невозможности эвакуации необходимо принять меры, чтобы о вас знали. Выйдите на балкон или откройте окно и взывайте о помощи. 7. После выхода из помещения отойдите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам и знакомым. 8. Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.
Если вас завалило обломками стен 1. Постарайтесь не падать духом, дышите глубоко, ровно, не торопясь. Приготовьтесь терпеть голод и жажду. 2. Голосом и стуком привлеките внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи, кусок трубы и т.п.) для обнаружения вас металлоискателем. 3. Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички, берегите кислород. 4. Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи. 5. Если у вас есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т.п.) укрепите обвисающие балки и потолок от обрушения. 6. При прослушивании появившихся вблизи людей стуком и голосом сигнализируйте о себе.
Меры безопасности в случае химического и биологического терроризма Наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами, которые могут быть использованы при проведении террористических актов, являются: а) химические вещества: - токсичные гербициды и инсектициды; - аварийно-опасные химически вещества; - отравляющие вещества; - психогенные и наркотические вещества; б) биологические агенты: - возбудители опасных инфекций типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.; - природные яды и токсины растительного и животного происхождения. Исходя из возможной угрозы химического и биологического терроризма, каждому человеку необходимо знать: - физико-химические и поражающие свойства наиболее опасных химических веществ и биологических агентов; - основные способы применения и особенности их воздействия на организм человека; - меры первой помощи при воздействии химических веществ и биологических агентов на организм человека; - основные приемы и средства защиты от их воздействия; - порядок действий при угрозе или реальном воздействии химических веществ и биологических агентов, включая уведомление об этом соответствующих органов и служб объекта, района, округа, города. Применение химических веществ и биологических агентов возможно в основном диверсионными методами, к которым относятся: - использование обычных бытовых предметов (сумок, пакетов, свертков, коробок, игрушек и т.д.), оставляемых в местах массового скопления людей; - заражение (отравлением) водоемов, систем водоснабжения химически опасными веществами (цианинами, отравляющими веществами и т.д.); - поставка или преднамеренное заражение крупных партий продуктов питания как химическими веществами, так и биологическими агентами; - использование переносчиков инфекционных заболеваний (насекомых, грызунов, животных и т.п.). Установить факты применения химических веществ и биологических агентов можно лишь по внешним признакам: изменению цвета и запаха (вкуса) воздуха, воды, продуктов питания; отклонений в поведении людей, животных и птиц, подвергшихся их воздействию; появлению на территории предприятия, организации, учреждения подозрительных лиц и т.п. Учитывая многообразие внешних признаков химических веществ и биологических агентов, помните, что важнейшим условием своевременного обнаружения фактов применения или угрозы их применения является ваша наблюдательность и немедленное уведомление об этом соответствующих органов и служб МЧС, МВД, ФСБ, органов Роспотребнадзора, медицинских учреждений. При обнаружении или установлении фактов применения химических веществ вы должны довести до педагогов и обучающихся следующие правила: - находясь на улице, не поддаваться панике; используя подручные средства защиты органов дыхания, быстро выйти из зоны заражения или воздействия химических веществ, а при возможности укрыться в убежищах (помещениях); - находясь дома, плотно закрыть и герметизировать тканью, марлей или простынями, смоченными содовым раствором или водой, окна и двери; выключить нагревательные приборы и кондиционеры, включить городскую радиотрансляционную сеть, прослушать речевое сообщение органов управления МЧС и действовать согласно полученным рекомендациям; - находясь в общественном месте (театре, магазине, стадионе и т.п.) прослушать указания администрации о порядке поведения и действовать в соответствии с ними. В случае реального поражения химическим веществом пострадавшего немедленно вывести (вынести) на свежий воздух и оказать ему первую помощь (обеспечить тепло и покой, при необходимости сделать промывание желудка, кислородное или искусственное дыхание, в зависимости от вида воздействия дать необходимые медицинские препараты), а также направить его в медицинское учреждение. При возникновении опасности эпидемии или воздействия биологического агента вы должны: - максимально сократить контакты с другими людьми; - прекратить посещение общественных мест; - не выходить без крайней необходимости из квартиры; - выходить на улицу, работать на открытой местности только в средствах индивидуальной защиты; - при первых признаках заболевания немедленно обратиться к врачу; - употреблять пищу и воду только после проверки службой государственного санитарно-эпидемиологического надзора; - строго выполнять все противоэпидемиологические мероприятия.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях» N 1/2022. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».
[1]Источник: письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 N ВБ-85/12 «О направлении методических рекомендаций». Опубликовано в N 1/2021 нашего журнала. [2] По вопросам технической оснащенности образовательных организаций см. «Рекомендации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов Минпросвещения России» и «Рекомендации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов Минобрнауки России», подготовленные научно-исследовательским центром «Охрана» федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Текст документа можно скачать с официального сайта Росгвардии https://rosguard.gov.ru. Другие статьи по теме | |
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (02.08.2022) | |
Просмотров: 863 |