Спасательная медицинская служба гражданской обороны субъекта Российской Федерации: задачи, структура, система управления
Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы

Спасательная медицинская служба гражданской обороны субъекта Российской Федерации: задачи, структура, система управления

Спасательная медицинская служба гражданской обороны субъекта РФ (далее – служба) создается в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС. На уровне субъекта РФ Губернатором или Правительством субъекта РФ утверждается соответствующее положение, определяющее основные задачи, структуру, порядок материально-технического и финансового обеспечения службы, принципы ее взаимодействия с другими спасательными службами и управления. Положение обязательно для выполнения всеми руководителями органов и учреждений здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности, командно-начальствующим составом формирований службы.

Служба представляет собой совокупность органов управления, сил и средств учреждений и формирований, предназначенных для медицинского обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Служба занимается организацией и проведением комплекса лечебно-эвакуационных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, включая своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным.

Служба является структурным звеном гражданской обороны единой государственной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта РФ.

Для выполнения медико-санитарных мероприятий по гражданской обороне постановлением Правительства субъекта РФ, решениями глав муниципальных образований и руководителями учреждений здравоохранения создаются собственно региональная (областная, краевая, республиканская), территориальные (окружные, районные, городские) и объектовые спасательные службы медицинского обеспечения гражданской обороны с соответствующими полномочиями.

Служба создается на базе Министерства здравоохранения субъекта РФ и медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ. Формирования службы, создаваемые на базе лечебно-профилактических учреждений и их структурных подразделений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, могут использоваться в ходе ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций, как в мирное время, так и при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.

В спасательной службе разрабатываются план медицинского обеспечения мероприятий по гражданской обороне на военное время (при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов) и план медицинского обеспечения действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного времени. Вышеуказанные планы разрабатываются в соответствии с рекомендациями МЧС России и Главного управления МЧС России по субъекту РФ.

 

Задачи службы

В мирное время:

- разработка и корректировка планов обеспечения мероприятий гражданской обороны;

- разработка мероприятий по повышению устойчивости функционирования лечебно-профилактических учреждений при переводе службы с мирного на военное время (при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов) и при ведении военных действий;

- создание на базе учреждений здравоохранения медицинских формирований, их подготовка и поддержание в постоянной готовности к оказанию первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи и специализированной медицинской помощи всем нуждающимся;

- осуществление прогнозирования, сбора, изучения и оценки данных обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- создание и поддержание в постоянной готовности системы управления, оповещения и связи службы, пунктов управления, подготовка дублирующих органов управления для обеспечения непрерывного руководства медицинскими формированиями, учреждениями здравоохранения, входящими в состав службы;

- планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов;

- прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения;

- разработка нормативных и методических документов по организации медицинского обеспечения населения субъекта РФ, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов;

- участие в подготовке населения субъекта РФ по вопросам оказания первой помощи пораженным и больным гражданам;

- оказание методической помощи учреждениям здравоохранения и формированиям, входящим в службу;

- осуществление контроля за выполнением учреждениями мероприятий гражданской обороны, организацией подготовки всех категорий обучаемых в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, участие в подготовке и проведении командно-штабных учений, тренировок, учебно-методических сборов;

- организация создания и содержания резервов финансовых и материально-технических средств, для проведения мероприятий по медицинскому обеспечению населения субъекта РФ в мирное время, а также при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.

При переводе службы с мирного на военное время (при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов) и при ведении военных действий:

- обеспечение ввода в действие плана обеспечения мероприятий гражданской обороны при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов;

- организация и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования службы;

- приведение в готовность системы управления, оповещения, связи;

- перевод органов управления на круглосуточный режим работы;

- приведение в готовность сил и средств службы;

- своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;

- защита личного состава и техники формирований службы от опасностей при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рассредоточение и укрытие формирований в загородных зонах;

- медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения субъекта РФ, выделение медицинского персонала на сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), пункты временного размещения эвакуируемого населения (ПВР);

- создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для учреждений и формирований службы;

- организация снабжения учреждений и формирований службы медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

- координация работы всех учреждений здравоохранения и формирований службы, расположенных на территории субъекта РФ независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, в интересах выполнения задач гражданской обороны;

- подготовка к введению режима светомаскировки в учреждениях здравоохранения субъекта РФ, входящих в состав службы, в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне;

- организация и ведение медицинской разведки;

- организация взаимодействия с другими спасательными службами и органами управления гражданской обороны;

- оценка обстановки, подготовка предложений начальнику службы для принятия решения;

- подготовка предложений начальнику гражданской обороны области для принятия решений по организации и осуществлению медицинского обеспечения гражданской обороны.

В повседневной деятельности служба взаимодействует:

- со всеми структурными подразделениями ГУ МЧС России по субъекту РФ, Министерства общественной безопасности субъекта РФ, Территориального центра мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в субъекте РФ по вопросам планирования, учебы, проведения мероприятий гражданской обороны, медицинского обеспечения мероприятий при ликвидации ЧС на территории области;

- с эвакуационной комиссией Правительства субъекта РФ, спасательными службами субъекта РФ по вопросам планирования медицинского обеспечения мероприятий ГО и ЧС этих служб;

- со службой материального обеспечения по вопросам планирования обеспечения личного состава службы, формирований необходимым имуществом;

- со службой обеспечения связи по вопросам организации связи при обеспечении мероприятий ГО и ЧС.

 

Руководящий состав службы и ее организационная структура

Начальником службы является Министр здравоохранения субъекта РФ, который назначается начальником гражданской обороны – Губернатором субъекта РФ и ему подчиняется.

При начальнике службы создается штаб, в состав которого входят специалисты Министерства здравоохранения субъекта РФ, а также руководители государственных учреждений здравоохранения. Состав штаба службы утверждается приказом начальника службы. Начальник штаба службы организует работу штаба службы и несет ответственность за готовность штаба к выполнению задач по предназначению.

Начальник службы осуществляет руководство через штаб службы и своих заместителей, в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всеми учреждениями здравоохранения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В целях повышения оперативности выработки решений начальник службы и ее штаб должны быть всегда готовы доложить начальнику гражданской обороны субъекта РФ необходимые расчеты, справки и предложения по применению сил и средств службы, а также по медицинскому обеспечению проводимых и планируемых мероприятий гражданской обороны субъекта РФ.

Оснащение медицинских учреждений, входящих в состав службы, осуществляется в соответствии с нормами оснащения (табелизации) медицинских формирований специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утвержденными приказами Министерства здравоохранения РФ и МЧС РФ.

Ответственность за комплектование учреждений службы личным составом, техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, готовность их к применению возлагается на руководителей учреждений, на базе которых они созданы.

Управление службой заключается в постоянной целенаправленной деятельности органа управления на всестороннюю подготовку и ведение гражданской обороны, осуществление непосредственного и непрерывного руководства подчиненными органами управления, формированиями, учреждениями в обеспечении их готовности к своевременному выполнению задач по предназначению.

Начальник службы определяет порядок медицинского обеспечения населения в мирное и военное время; осуществляет организацию кадрового обеспечения, организацию обеспечения лекарствами и медицинской техникой, организацию защиты работников органов управления здравоохранением, учреждений и организаций здравоохранения и больных, состав и порядок использования сил и средств службы.

 

 Медицинские формирования гражданской обороны, создаваемые службой

Медицинские формирования гражданской обороны составляют основную часть сил и средств гражданской обороны службы.

К медицинским формированиям службы относятся:

- отряды первой медицинской помощи (ОПМ);

- токсико-терапевтический подвижный госпиталь (ТТПГ);

- инфекционный подвижный госпиталь (ИПГ);

- бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);

- врачебно-сестринские бригады (ВСБ).

Медицинские формирования службы предназначаются для выполнения задач по медицинскому обеспечению населения, оказанию всех видов медицинской помощи пострадавшему населению при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Включаемые в состав службы формирования создаются в мирное время по территориально-производственному принципу. Создание формирований предполагает укомплектование личным составом, оснащение необходимой техникой и имуществом и подготовку личного состава по утвержденным программам обучения.

При угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время формирования службы могут привлекаться по решению начальника гражданской обороны (председателя КЧС) субъекта РФ, муниципального образования, объекта для решения задач при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в районе ЧС, а также при проведении превентивных мер по предупреждению или снижению степени опасности возникновения ЧС.

Общее количество медицинских формирований, их численность определяются на основании постановления Правительства субъекта РФ (суженного заседания) с учетом характера и объема выполняемых задач, наличия людских ресурсов, необходимых специалистов, техники и материальных средств, местных условий, а также требований мобилизационных заданий на военное время.

Ответственность за подготовку и готовность, комплектование личного состава, оснащение техникой и имуществом в соответствии со штатными перечнями и нормами оснащения формирований службы возлагается на руководителей организаций, на базе которых они созданы.

 

Управление службой

Управление службой заключается в осуществлении начальниками службы и штаба постоянного руководства подчиненными органами управления, медицинскими формированиями с целью выполнения поставленных задач при проведении мероприятий гражданской обороны.

С получением распоряжения (сигнала) на введение степени готовности гражданской обороны «Первоочередные мероприятия по гражданской обороне первой очереди» выполняются:

- оповещение и сбор руководящего состава службы, доводится обстановка и осуществляется постановка задач по выполнению мероприятий, предусмотренных в перечне мероприятий по гражданской обороне первой очереди;

- вводится круглосуточное дежурство руководящего состава службы в пунктах постоянного размещения;

- проверяется готовность системы управления, связи и оповещения;

- уточняется план гражданской обороны службы;

- перевод на круглосуточную работу с сохранением режима радиообмена, установленного для повседневной деятельности, имеющихся средств радиосвязи с органами, осуществляющими управление гражданской обороной;

- приводятся в готовность защитные сооружения гражданской обороны для укрытия работников организаций, службы, продолжающих работу в военное время;

- приводятся в готовность к приему отделения для нетранспортабельных больных, уточняются расчеты по защите транспортабельных больных и порядок заполнения отделений;

- уточняется необходимое количество средств индивидуальной защиты и другого имущества, предназначенного для обеспечения личного состава сил службы;

- приводятся в готовность в пунктах постоянного размещения формирования службы повышенной готовности (без прекращения производственной деятельности);

- уточняется состав и оснащенность формирований службы личным составом и техникой;

- контролируется выдача медицинского и санитарно-хозяйственного имущества для медицинских формирований повышенной готовности со складов медицинского центра мобилизационных резервов «Резерв»;

- уточняются расчеты по плану эвакуации;

- уточняется порядок проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки, усиление охраны и противопожарной защиты учреждений здравоохранения, входящих в состав службы;

- отзываются из отпусков и мест учебы специалисты, входящие в состав службы;

- доклад начальнику гражданской обороны области о выполнении первоочередных мероприятий первой очереди.

С получением распоряжения (сигнала) на введение степени готовности гражданской обороны «Первоочередные мероприятия по гражданской обороне второй очереди» выполняются (если не были выполнены ранее мероприятия первой очереди):

- оповещение и сбор руководящего состава службы, доводится обстановка и осуществляется постановка задач по выполнению мероприятий, предусмотренных в перечне мероприятий по гражданской обороне второй очереди;

- перевод руководящего состава службы области, городов и районов на круглосуточный режим работы (по сменам боевого расчета);

- приведение в полную готовность системы управления, связи и оповещения в службе;

- на запасный пункт управления Правительства субъекта РФ высылается оперативная группа штаба службы в составе 3 человек и бригада медицинского обеспечения (2 человека) с медицинским имуществом для медицинского обеспечения личного состава ЗПУ;

- приведение в готовность к приему укрываемых всех защитных сооружений службы в городах и районах;

- приведение в готовность убежищ для нетранспортабельных больных и обслуживающего их персонала, организуется в них круглосуточное дежурство звеньев по обслуживанию убежищ;

- дооборудование под противорадиационные укрытия подвальных и других заглубленных помещений, в том числе в загородной зоне;

- готовятся запасы продовольствия и медицинское имущество к закладке в убежища;

- выдача медицинского имущества со складов мобилизационного резерва для формирований службы;

- получение из запасов имущества гражданской обороны средств индивидуальной защиты работникам службы;

- в учреждениях здравоохранения проводится изготовление ватно-марлевых повязок;

- подготовка к развертыванию больничной базы службы, доукомплектование медицинским оборудованием, кадрами, транспортом, проведение приспособительных работ;

- подготовка к вывозу в загородную зону имущества, медикаментов, оборудования, действующей документации и нормативных документов, архивов, необходимых для работы службы (остальные документы уничтожаются);

- снижение запасов пожароопасных веществ в учреждениях здравоохранения, расположенных в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне;

- усиление охраны собственными силами в учреждениях здравоохранения, входящих в состав службы;

- проведение в организациях противопожарных мероприятий;

- приведение в готовность автономных источников энергоснабжения;

- доклад начальнику гражданской обороны области о выполнении первоочередных мероприятий второй очереди.

С получением распоряжения (сигнала) на введение степени готовности гражданской обороны «Первоочередные мероприятия по гражданской обороне третьей очереди» выполняются (если не были выполнены ранее мероприятия первой, второй очереди):

- оповещение и сбор руководящего состава службы, доводится обстановка и осуществляется постановка задач по выполнению мероприятий, предусмотренных в перечне мероприятий по гражданской обороне третьей очереди;

- штаб службы основным составом занимает загородный пункт управления, оперативная группа с загородного пункта управления убывает на пункт управления дублера в г. Камышлов;

- дооборудуются под защитные и противорадиационные убежища подвальные помещения учреждений здравоохранения для укрытия сотрудников;

- в убежища для нетранспортабельных больных закладываются запасы продовольствия и медикаментов на 15 суток работы;

- приводятся в готовность формирования повышенной готовности (отряды первой медицинской помощи, бригады специализированной медицинской помощи);

- развертывается коечная сеть больниц службы за счет сил и средств учреждений здравоохранения категорированных городов и сельской местности;

учреждения здравоохранения готовятся к эвакуации из категорированных городов;

- доукомплектовываются медицинским персоналом СЭПы, ПЭПы, пункты посадки и высадки эваконаселения в соответствии с расчетом;

- проводятся в полном объеме мероприятия по светомаскировке в учреждениях здравоохранения;

- готовятся к вывозу в загородную зону со складов ГУП СО «Фармация» медикаменты и санитарно-хозяйственное имущество;

- доклад начальнику гражданской обороны субъекта РФ о выполнении первоочередных мероприятий третьей очереди.

 

Обязанности руководящего состава службы

Начальник службы несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Спасательную службу настоящим Положением, за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите на объектах, входящих в Спасательную службу, а также готовность сил и средств службы к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного времени и при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.

Начальнику службы подчиняется на период выполнения задач при чрезвычайных ситуациях в мирное время и при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов все органы управления, учреждения здравоохранения и формирования, входящие в состав службы.

Начальник службы осуществляет руководство службой непосредственно через штаб службы и создаваемые органы управления. В пределах своей компетенции он издает приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми руководителями учреждений здравоохранения субъекта РФ, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, входящих в состав службы.

На начальника службы, его заместителей и штаб возлагается:

- разработка и корректировка оперативных планов службы;

- разработка руководящих документов по вопросам своей компетенции, сбор и обобщение данных об обстановке и подготовка предложений по организации медицинского обеспечения мероприятий гражданской обороны;

- в пределах предоставленных полномочий контроль за созданием, оснащением и подготовкой формирований к выполнению специальных и других мероприятий по гражданской обороне;

- организация управления подчиненными силами и средствами, их всестороннее обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- организация и поддержание взаимодействия с другими спасательными службами, органами управления гражданской обороной, органами военного управления при планировании и проведении АСДНР в случае возникновения опасностей при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- ведение учета сил и средств, входящих в состав службы и привлекаемых к выполнению решаемых ею задач, содействие обеспечению их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;

- организация защиты личного состава, техники и имущества службы от поражающих факторов современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечение постоянной готовности службы к действиям при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- организация учета защитных сооружений гражданской обороны, имеющихся на объектах здравоохранения, и контроль за их эксплуатационно-техническим состоянием;

- организация обучения личного состава службы в области гражданской обороны, подготовка и проведение командно-штабных учений, тактико-специальных учений, штабных тренировок;

- прогнозирование, сбор, изучение и оценка данных обстановки, подготовка предложений начальнику гражданской обороны области;

- контроль за выполнением службой постановлений и распоряжений Губернатора субъекта РФ, указаний Главного управления МЧС России по субъекту РФ и иных актов по вопросам, входящим в компетенцию службы;

- обеспечение своевременного оповещения руководящего состава, работников и формирований службы при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение;

- осуществление контроля за хранением и поддержанием в готовности индивидуальных средств защиты, медицинского и специального имущества гражданской обороны, предназначенного для работников службы;

- текущее и перспективное планирование мероприятий по гражданской обороне, по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- разработка и внесение на рассмотрение Губернатору субъекта РФ предложений по вопросам, связанным с медицинским обеспечением мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также участие в подготовке нормативных правовых актов по вопросам деятельности службы;

- разработка и осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов службы и системы ее управления в условиях экстремальной обстановки;

- ведение учета укомплектованности, медицинского оснащения и технического состояния средств формирований гражданской обороны, а также обеспечение индивидуальными средствами защиты сотрудников службы;

- ведение учета персонала службы и членов их семей, подлежащих эвакуации или рассредоточению;

- организация сбора персонала службы и членов их семей на сборных эвакуационных пунктах и руководство их эвакуацией, контроль за выделением медицинского персонала на сборные эвакуационные пункты;

- осуществление контроля за выполнением задач гражданской обороны, решаемых в подчиненных службах и формированиях гражданской обороны;

- ведение учета имеющихся стационаров для нетранспортабельных больных, убежищ и укрытий на объектах службы;

- планирование и выполнение мероприятий по приспособлению имеющихся помещений под противорадиационные укрытия на объектах службы;

- планирование и организация оповещения и связи в системе службы;

- управление учреждениями здравоохранения субъекта РФ в мирное время и при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов;

- разработка правил и режимов работы на пунктах управления службы и контроль за их выполнением.

 

Кадровое и материально-техническое обеспечение службы

Комплектование службы личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами осуществляется за счет имущества учреждений здравоохранения, в которых созданы медицинские формирования, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.

Обеспечение служб, их формирований техникой, медицинским имуществом, ГСМ, продовольствием осуществляется распорядительным порядком Правительства субъекта РФ, глав муниципальных образований, руководителей объектов за счет ресурсов, не подлежащих передаче Вооруженным Силам РФ в военное время (при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов).

В состав службы зачисляются граждане РФ, которые могут в обязательном порядке привлекаться к работе формирований.

Для проведения работ по оказанию медицинской помощи пострадавшему населению в условиях мирного времени и при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов создается областной резерв медицинского, санитарно-технического и специального имущества. Порядок создания, расходования, номенклатура и объем регионального резерва медицинского имущества определяются приказами начальника службы.

Финансирование расходов на содержание штатных работников службы, подготовку кадров, приобретение учебных и наглядных пособий, проведение учений, накопление и хранение имущества осуществляется за счет финансовых средств, предусмотренных областным и местными бюджетами муниципальных образований, а также за счет средств медицинских организаций, выделяемых на административно-управленческие и эксплуатационные расходы.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 2/2022. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

Другие статьи по теме
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 29