Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы |
Утверждается постановлением администрации городского округа
Примерное положение о противопожарной спасательной службе городского округа
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», Постановлением Правительства субъекта РФ от ____ N __ «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в субъекте РФ», постановлением Правительства субъекта РФ от ____ N __ «О создании спасательных служб субъекта РФ», постановлением администрации городского округа от ____ N __ «Об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городском округе», постановлением администрации городского округа от ____ N __ «О создании спасательных служб городского округа». 1.2. Противопожарная спасательная служба городского округа (далее – Служба) создается на базе территориального органа государственной противопожарной Службы по городскому округу с целью защиты жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в городе, населенных пунктах, объектах, учреждениях и организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. На категорированных объектах округа создаются объектовые противопожарные спасательные Службы. На объектах, имеющих опасные производства, создаются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). 1.3. Служба осуществляет контроль за своевременным выполнением инженерно-технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости населенных пунктов и организаций, локализации и тушения пожаров при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) в очагах поражения, районах стихийных бедствий, а также при крупных авариях и катастрофах. 1.4. Мероприятия гражданской обороны проводятся Службой как в мирное, так и в военное время на территории городского округа с учетом особенностей муниципального образования и имеющихся объектов экономики. 1.5. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, указами президента Российской Федерации, актами Законодательного Собрания и администрации субъекта РФ, МЧС России, а также нормативно-правовыми актами городского округа и настоящим Положением. 1.5. Настоящим Положением определяется организация, принципы построения, состав сил и средств, задачи и деятельность Службы, а также порядок комплектования и материально-технического обеспечения Службы.
2. Основные задачи Службы
2.1. Служба решает свои задачи: - в мирное время; - с возникновением угрозы нападения противника; - при возникновении военного конфликта. 2.2. Общими основными задачами Службы являются: - повышение противопожарной устойчивости города и объектов, создание необходимых условий для борьбы с возможными массовыми пожарами в военное время; - противопожарное обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ; - разработка и совершенствование тактики борьбы с массовыми пожарами в военное время; - профессиональная подготовка и обеспечение боевой готовности органов управления и сил Службы; - создание и поддержание в готовности пунктов управления и узлов связи Службы; - защита личного состава и техники Службы от поражающих факторов современных боевых средств. 2.3. Противопожарная спасательная служба в соответствии с возложенными на нее задачами: - участвует в разработке противопожарных инженерно-технических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости города, населенных пунктов и объектов, осуществляет контроль за их выполнением; - осуществляет противопожарное обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ; - разрабатывает планы и расчеты привлечения сил и средств противопожарной спасательной Службы на тушение пожаров и противопожарное обеспечение мероприятий на военное время; - вносит предложения главе администрации округа по созданию на территории муниципального образования группировок сил и средств Службы в интересах противопожарного обеспечения города, отнесенного к группе по ГО и категорированных объектов; - проводит практические мероприятия по совершенствованию тактики борьбы с массовыми пожарами в военное время; - планирует, организует и проводит учения, тренировки, учебные сборы, занятия и другие учебные мероприятия с должностными лицами, специалистами и подразделениями противопожарной спасательной Службы, а также штабами, боевыми расчетами и оперативными группами Службы по решению задач военного времени; - разрабатывает схемы управления и связи на военное время, осуществляет мероприятия по поддержанию в постоянной готовности пунктов управления и узлов связи Службы; - обеспечивает функционирование в противопожарной спасательной службе шифрованной связи и ее органов; - обеспечивает личный состав и технику противопожарной спасательной Службы защитными сооружениями; - создает нормативные запасы пожарной и специальной техники, средств индивидуальной защиты, средств связи и другого имущества, необходимого для работы и обеспечения жизнедеятельности органов управления и подразделений противопожарной спасательной Службы в военное время; - осуществляет руководство мероприятиями в соответствии с возложенными на службу обязанностями при объявлении мобилизации; - осуществляет мероприятия по подготовке к организованному проведению рассредоточения сил и средств противопожарной спасательной Службы в военное время; - осуществляет прогнозирование пожарной обстановки на территории городского округа, а также потерь личного состава и техники противопожарной спасательной Службы в военное время с учетом развития современных средств поражения; - участвует в разработке и корректировке планов ГО городского округа и объектов; - взаимодействует в вопросах представления информации, каналов связи, материально-технического и других видов обеспечения со спасательными службами городского округа, ведомствами и учреждениями в соответствии с имеющимися инструкциями, приказами и указаниями МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту РФ. 2.4. В мирное время Служба решает следующие задачи: - организация и проведение работы по выполнению требований нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны, готовит планы работ по данному направлению и контролирует их выполнение; - осуществление координации деятельности структурных подразделений Службы; - разработка документов оповещения личного состава Службы; - разработка мероприятий по обеспечению постоянной боевой готовности органов управления Службы, организация и проведение боевой подготовки; - разработка схемы управления и связи на военное время; - организация и поддержание взаимодействия с другими спасательными службами субъекта РФ, с органами управления, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – органы управления по ГОЧС); - организация создания необходимых резервов материальных ресурсов для обеспечения решения поставленных перед Службой задач; - организация создания и поддержание в готовности пунктов управления и узлов связи Службы. 2.5. С возникновением угрозы военного конфликта Служба решает следующие задачи: - оповещение и сбор личного состава Службы; - приведение в готовность органов управления, командных пунктов и узлов связи Службы; - введение в действие планов обеспечения мероприятия по гражданской обороне и боевых расчетов Службы, в первую очередь по вопросам защиты личного состава и техники от современных средств поражения; - прогнозирование пожарной обстановки и потери личного состава, техники Службы; - подготовка к осуществлению светомаскировки объектов и автотранспорта Службы. 2.6. При возникновении военного конфликта Служба решает следующие задачи: - создание необходимых условий для борьбы с возможными массовыми пожарами в военное время; - противопожарное обеспечение АСНДР; - ведение борьбы с массовыми пожарами в военное время; - организация защиты личного состава, техники и имущества Службы от поражающих факторов современных средств поражения при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. 2.7. К действиям по предупреждению и ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков противопожарная спасательная служба не привлекается. Иные задачи на противопожарную спасательную службу могут быть возложены только федеральным законом.
3. Руководящий состав Службы и ее организационная структура
3.1. Ответственным за формирование Службы является территориальный орган государственной противопожарной Службы (ГПС) по городскому округу. 3.2. Общее руководство службой осуществляет глава местного самоуправления городского округа. Непосредственное руководство Службой осуществляет начальник Службы – начальник территориального органа ГПС. Начальник территориального органа ГПС является прямым начальником всего личного состава Службы пожарно-спасательного гарнизона. Он несет ответственность за своевременное выполнение возложенных задач, обучение и воспитание личного состава Службы гарнизона. 3.2. На начальника Службы – территориального органа ГПС возлагается: - руководство противопожарной спасательной службой и обеспечение ее в постоянной готовности к выполнению возложенных задач; - организация управления силами противопожарной спасательной Службы, создание пунктов управления, системы оповещения и связи; - обеспечение взаимодействия сил противопожарной спасательной Службы по планам главы администрации городского округа; - организация и руководство тушением пожаров в районах стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф; - разработка инженерно-технических мероприятий по повышению противопожарной устойчивости города, населенных пунктов и объектов, контроль за своевременным выполнением этих мероприятий; - информация вышестоящих и подчиненных служб об изменениях пожарной обстановки. 3.3. Руководство противопожарной спасательной службой на объектах возлагается на начальников подразделений противопожарных служб объектов. 3.4. Начальники всех уровней в составе Службы несут персональную ответственность за организацию и осуществление противопожарных мероприятий на соответствующих территориях. Им предоставляется право в пределах своей компетенции издавать приказы по вопросам ГО. 3.5. Органами управления Службы являются: - штаб Службы; - штабы Службы категорированных объектов; - группы управления Службы. 3.6. В состав Службы входят: - личный состав и техника территориального органа ГПС (по согласованию); - личный состав и техника МКУ «Пожарная охрана городского округа»; - личный состав и техника пожарно-химических станций лесхозов (при наличии) (по согласованию); - личный состав и техника добровольных пожарных дружин и команд городского округа. 3.7. Организационная структура Службы, состав органов управления и формирований, порядок комплектования личным составом, нормы и порядок обеспечения техникой и материально-техническими средствами разрабатываются и определяются начальником Службы исходя из организационно-штатной структуры органа управления и в соответствии с рекомендациями МЧС России. 3.8. Координацию и контроль деятельности Службы осуществляют органы управления по ГОЧС.
4. Формирования Службы
4.1. Силами Службы являются штатные формирования, подразделения добровольной пожарной охраны. 4.2. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». 4.3. НАСФ создаются в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктом 4 «Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, «Положением о нештатных аварийно-спасательных формированиях на территории городского округа», утвержденного постановлением администрации городского округа от ____ N __. НФГО создаются в соответствии с приказом МЧС от 18.12.2014 N 701 «Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне». 4.4. Ответственность за подготовку сил и средств, включенных в состав Службы, несут начальник Службы, а также руководители организаций, на базе которых они созданы.
5. Полномочия противопожарной спасательной Службы
Службе предоставляется право: - участвовать в разработке нормативных актов по пожарной безопасности на военное время; - получать от организаций, ведомств, предприятий, должностных лиц и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, в том числе о пожарной безопасности производимой предприятиями продукции, а также о планируемых противопожарных инженерно-технических мероприятиях и их выполнении; - осуществлять контроль за соблюдением требований норм противопожарных инженерно-технических мероприятий при проектировании и строительстве; - давать руководителям объектов, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности и выполнению требований противопожарных инженерно-технических мероприятий, а также в случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписаний применять административные взыскания в соответствии с действующим законодательством; - иметь беспрепятственный доступ должностным лицам Службы (при предъявлении служебного удостоверения) на объекты, в здания, сооружения и помещения, независимо от их форм собственности, при выполнении служебных обязанностей; - беспрепятственно проникать при тушении пожаров или проведении связанных с ними первоочередных АСР в любое время суток во все производственные, жилые и иные помещения, куда распространялись или могут распространиться опасные факторы пожара; - пользоваться беспрепятственно и безвозмездно средствами связи предприятий при тушении пожаров; - использовать у предприятий в установленном законом порядке необходимые силы и средства, ГСМ, продукты питания и места отдыха для личного состава противопожарной спасательной Службы, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров.
6. Управление и организация деятельности Службы
5.1. Управление Службой заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны начальника Службы в обеспечении готовности сил и средств Службы, организации их деятельности и в направлении усилий на своевременное и успешное выполнение поставленных задач. 5.2. Основой управления Службы являются решения начальника Службы, а также планы обеспечения мероприятий по гражданской обороне Службы. 5.3. Начальник Службы осуществляет управление Службой непосредственно и через штаб Службы. 5.4. Начальник штаба Службы является заместителем начальника Службы. 5.5. Для обеспечения устойчивого управления при ведении гражданской обороны создаются оперативные группы. 5.6. Для решения Службой поставленных перед ней задач разрабатываются планы обеспечения мероприятий по гражданской обороне Службы и готовятся донесения о состоянии Службы. 5.7. Порядок действий личного состава Службы при введении степеней готовности определяется начальником Службы.
7. Порядок комплектования и материально-технического обеспечения Службы
7.1. Комплектование Службы личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами определяется характером и объемом задач, решаемых Службой в мирное и военное время, наличием людских ресурсов и материальных средств с учетом особенностей местных условий. 7.2. Обеспечение Службы автомобильным транспортом производится за счет ресурсов, не подлежащих передаче в особый период Вооруженным Силам Российской Федерации. 7.3. Финансирование мероприятий по гражданской обороне, проводимых Службой, осуществляется за счет средств местного бюджета, проводимых организациями, входящими в состав Службы, за счет средств этих организаций.
8. Подготовка руководящего состава и сил Службы
8.1. Подготовка руководящего состава Службы и командно-начальствующего состава формирований Службы организуется начальником Службы и проводится на базе «Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» и на курсах повышения квалификации в учебных заведениях МЧС России. 8.2. Подготовка личного состава Службы проводится непосредственно в организациях, на базе которых созданы соответствующие формирования Службы. 8.3. Личный состав Службы, с целью подготовки к действиям в мирное и военное время, привлекается к учениям и тренировкам, проводимым по плану органов управления по ГОЧС.
9. Функциональные обязанности начальника Службы
9.1. Начальник Службы отвечает за организацию работы Службы, руководство ее деятельностью и выполнение поставленных перед ней задач. Начальник Службы является начальником всего личного состава Службы независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, входящих в состав Службы. 8.2. Начальник Службы: - руководит противопожарной спасательной службой и обеспечивает ее в постоянной готовности к выполнению возложенных задач; - организует управление силами противопожарной спасательной Службы, созданием пунктов управления, систем оповещения и связи; - обеспечивает взаимодействие сил противопожарной спасательной Службы по планам главы администрации городского округа; - организует и руководит тушением пожаров в районах стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф; - участвует в разработке инженерно-технических мероприятий по повышению противопожарной устойчивости города, населенных пунктов и объектов, осуществляет контроль за своевременным выполнением этих мероприятий; - информирует вышестоящие и подчиненные Службы об изменениях пожарной обстановки. - проводит работу по организации противопожарного обеспечения спасательных и восстановительных работ, а также по руководству силами и средствами Службы; - организует и проводит оперативную и боевую подготовку руководящего состава Службы, специалистов штаба Службы, контролирует подготовку личного состава противопожарных формирований, ведомственных пожарных команд и формирований; - разрабатывает мероприятия по подготовке и проведению рассредоточения сил и средств Службы, а также созданию группировок сил в загородной зоне; - организует и руководит силами Службы по противопожарному обеспечению спасательных и аварийно-восстановительных работ в районах стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, а также в очагах поражения в военное время; - организует работу по созданию и развитию сети опорных пунктов тушения крупных пожаров с учетом размещения их за пределами зон возможных сильных разрушений городов, отнесенных к группам по гражданской обороне; - осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта РФ.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 10/2020. Другие статьи по теме | |
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (29.08.2021) | |
Просмотров: 823 |