Примерное положение о медицинской спасательной службе муниципального района
Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы

Примерное положение о медицинской спасательной службе муниципального района

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлениями Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», от 26.08.2013 N 734 «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф» и соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов субъекта РФ в данной сфере (указать).

1.2. Медицинская спасательная служба муниципального района (далее – Служба) осуществляет медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны, организацию мероприятий медицинской защиты населения муниципального района при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), террористических актов в мирное и военное время, а также в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ имеющимися силами и средствами.

1.3. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, а также настоящим Положением.

1.4. Положением определяются организация, принципы построения, состав сил и средств, задачи и деятельность Службы, а также порядок комплектования, материально-технического обеспечения.

1.5. Служба организует свою деятельность во взаимодействии с министерством здравоохранения субъекта РФ, органом управления, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны (далее – ГО) и защиты населения и территорий от ЧС (далее – орган управления по ГОЧС) муниципального района, с другими спасательными службами района и соседних районов.

 

2. Основные задачи Службы

 

2.1. Служба решает свои задачи:

- в мирное время (при ЧС природного и техногенного характера);

- с возникновением угрозы нападения противника;

- при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

2.2. Задачи Службы в мирное время:

2.2.1. При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях силы и средства Службы функционируют в режиме повседневной деятельности и выполняют мероприятия:

- наблюдение, оценка и прогнозирование медико-тактической и санитарно-эпидемиологической обстановки;

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения от ЧС;

- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению или уменьшению медико-санитарных последствий ЧС;

- планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий ЧС, участие в повышении уровня защиты населения, а также в обучении населения правилам оказания первой медицинской помощи;

- предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения, предупреждение распространения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди населения;

- планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении ЧС;

- обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств, совершенствование подготовки ее личного состава;

- поддержание взаимодействия между органами управления, силами и средствами Службы;

- руководство созданием, размещением, хранением и освежением запасов материально-технического и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- ведение статической отчетности, обобщение опыта работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

2.2.2. В режиме повышенной готовности:

- усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

- прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка:

- предложений по организации медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;

- оповещение руководителей и должностных лиц органов управления Службы, введение при необходимости круглосуточного дежурства на стационарных пунктах управления;

- сбор, обработка и передача данных о прогнозируемых медико-санитарных последствиях ЧС, информирование населения о приемах и способах медицинской защиты от них;

- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития медико-санитарных последствий ЧС, снижению последствий ущерба и потерь в случае ее возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования в условиях ЧС;

- уточнение плана медико-санитарного обеспечения и плана (схемы) взаимодействия в ЧС;

- приведение сил и средств Службы в готовность к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемый район действий;

- восполнение при необходимости резервов материально-технических ресурсов и медицинского имущества, созданных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

2.2.3. В режиме чрезвычайной ситуации:

- прогнозирование развития возникших ЧС и их медико-санитарных последствий;

- непрерывный сбор информации о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС, ее оценка и подготовка предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения;

- выдвижение на границу зоны ЧС оперативных групп и формирований Службы;

- организация и осуществление медицинского обеспечения населения, пострадавшего при ЧС;

- организация медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС;

- организация и проведение судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с отделом МВД России по муниципальному району);

- организация и осуществление санитарно-противоэпидемиологического (профилактического) обеспечения населения в районе ЧС;

- организация и медицинского контроля за состоянием здоровья личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС, обеспечение их средствами медицинской защиты;

- обеспечение непрерывного и оперативного управления силами и средствами Службы;

- всестороннее обеспечение сил и средств Службы, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия с администрацией муниципального района, с другими спасательными службами района, районным отделом военного комиссариата;

- ведение и своевременное предоставление учетных и отчетных документов.

2.3. Задачи Службы с возникновением угрозы нападения противника:

- подготовка штаба Службы и медицинских организаций, входящих в состав Службы, к работе в условиях военного времени;

- прогнозирование медико-санитарных последствий, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения;

- организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования медицинских организаций, входящих в состав Службы;

- организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;

- организация снабжения формирований Службы недостающим медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

- подготовка недостающих специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;

- участие в подготовке населения по вопросам оказания первой помощи пораженным и больным гражданам при ЧС мирного и военного времени;

- проведение, при необходимости, эвакуационных мероприятий.

2.4. Задачи Службы при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

- обеспечение постоянной готовности сил и средств Службы к лечебно-эвакуационной работе с потоком пораженных и противоэпидемической защите населения в условиях военного времени;

- организация и выполнение мероприятий коллективной и индивидуальной защиты персонала и больных;

- защита личного состава, техники, имущества Службы от поражающих факторов современных средств поражения противника;

- организация снабжения формирований Службы медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

- эвакуация, при необходимости, медицинских организаций, входящих в состав Службы, и организация их работы в безопасных районах;

- организация медицинского обеспечения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения;

- своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения к трудовой деятельности, снижение инвалидности и смертности.

 

3. Руководящий состав Службы и ее организационная структура

 

3.1. Органом исполнительной власти субъекта РФ, ответственным за формирование Службы, является министерство здравоохранения субъекта РФ (далее – министерство) и администрация муниципального района.

3.2. Общее руководство Службой осуществляет министр здравоохранения субъекта РФ (далее – министр) и глава местного самоуправления муниципального района.

Непосредственное руководство Службой осуществляет начальник Службы – главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения субъекта РФ «Центральная районная больница» (далее – ЦРБ).

3.3. Инструкции и указания начальника Службы по вопросам, входящим в компетенцию Службы, обязательны для выполнения медицинскими организациями, входящими в состав Службы.

3.4. В состав Службы входят:

- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения субъекта РФ «Центральная районная больница» (по согласованию);

- Территориальный отдел Роспотребнадзора (по согласованию);

- другие медицинские организации независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

3.5. Органом управления службы является штаб Службы.

Обязанности начальника штаба Службы возложены на одного из заместителей главного врача ЦРБ. Он является заместителем начальника Службы и имеет право от его имени отдавать распоряжения (приказы).

Начальник штаба Службы несет ответственность за организацию работы штаба Службы.

Штаб Службы комплектуется из штатных работников и должностных лиц ЦРБ, территориального отдела Роспотребнадзора, представителей других организаций и органов управления (перечислить).

Состав штаба службы:

- начальник штаба Службы – заместитель главного врача ЦРБ, курирующий вопросы ГО и ЧС; по медицинской части (лечебной работе);

- помощник начальника штаба Службы по эвакуационным мероприятиям – начальник отдела кадров ЦРБ;

- помощник начальника штаба Службы по лечебно-профилактическим мероприятиям – заместитель главного врача (по медицинской части или по медицинскому обслуживанию населения);

- помощник начальника штаба Службы по лечебно-профилактическим мероприятиям с детьми – заместитель главного врача ЦРБ по детству и родовспоможению или районный педиатр (в зависимости от штатного расписания);

- помощник начальника штаба Службы по обеспечению лекарственными средствами – начальник аптеки ЦРБ;

- помощник начальника штаба Службы по обеспечению мероприятий гражданской обороны и мобилизационной работе – специалист по ГО и ЧС ЦРБ;

- группа специалистов ЦРБ (радиолог, токсиколог, эпидемиолог и т.д.);

- представители территориального отдела Роспотребнадзора.

3.6. Руководство гражданской обороной в медицинских организациях, входящих в состав Службы, независимо от их организационно-правовых форм, осуществляют руководители этих медицинских организаций, которые по должности являются руководителями гражданской обороны данных объектов.

3.7. Руководители медицинских организаций:

- планируют и осуществляют мероприятия по защите персонала и больных, основных фондов и других материальных ценностей от воздействия средств поражения в соответствии с установленными нормативами;

- организуют накопление, хранение и поддержание в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества;

- создают, оснащают и поддерживают в готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее – НФГО), организуют подготовку их личного состава;

- создают и поддерживают в постоянной готовности локальные и объектовые системы оповещения.

3.8. Ответственность за готовность штаба Службы, сил и средств Службы возлагается на начальника Службы.

3.9. Координацию и контроль деятельности Службы осуществляют соответствующие органы управления ГОЧС.

 

4. Формирования Службы

 

4.1. Для функционирования Службы и выполнения возложенных на нее задач создаются формирования Службы:

- бригады первой врачебной помощи (по плану-заданию);

- бригады специализированной медицинской помощи (по плану-заданию);

- бригады скорой медицинской помощи.

4.2. По решению начальника службы и руководителей учреждений могут создаваться и другие формирования в зависимости от обстановки на объектах и в соответствии с требованиями руководящих документов по ГО и ЧС.

4.3. Формирования Службы подчиняются руководителям медицинских организаций, на базе которых они созданы, и руководству Службы.

 

5. Управление и организация деятельности Службы

 

5.1. Управление Службой заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны начальника Службы в обеспечении готовности формирований, организации их деятельности и в направлении усилий на своевременное и успешное выполнение поставленных задач.

5.2. Основой управления Службой являются решения начальника Службы, а также план обеспечения мероприятий гражданской обороны Службы.

5.3. Для обеспечения устойчивого управления Службой оборудуется основной пункт управления. Он обеспечивается средствами связи и необходимым оборудованием для работы руководства штаба Службы.

 

6. Порядок комплектования и материально-технического обеспечения Службы

 

6.1. Комплектование Службы личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами определяется характером и объемом задач, решаемых Службой в мирное и военное время, наличием людских ресурсов и материальных средств, с учетом особенностей местных условий.

6.2. Комплектование формирований Службы личным составом осуществляется соответствующими медицинскими организациями, на базе которых они создаются.

6.3. Оснащение формирований Службы автомобильной техникой и имуществом осуществляется соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ, на базе которых они создаются.

6.4. Медицинское снабжение представляет комплекс мероприятий по удовлетворению потребностей в медицинском имуществе органов управления, формирований и учреждений Службы.

Для выполнения первоочередных работ при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации создается резерв медицинского имущества на местном и объектовом уровнях. Порядок формирования, накопления, размещения, хранения, пополнения и освежения медицинского имущества резерва определяется соответствующими приказами (постановлениями) министерства здравоохранения субъекта РФ и администрации района. Ответственным за накопление и содержание резерва медицинского имущества для Службы на муниципальном уровне является глава администрации муниципального района, на объектовом уровне – руководитель медицинской организации.

 

7. Подготовка руководящего состава и сил Службы

 

7.1. Подготовка руководящего состава Службы и командно-начальствующего состава формирований Службы организуется начальником Службы и проводится на базе регионального учебно-методического центра ГО и ЧС, курсов ГО и ЧС, иных образовательных организаций, осуществляющих обучение в области ГО и ЧС и медицины катастроф.

7.2. Подготовка личного состава Службы проводится на базе образовательных медицинских организаций и непосредственно в медицинских организациях субъекта РФ.

7.3. Личный состав Службы с целью подготовки к действиям в мирное и военное время привлекается на учения и тренировки, проводимые по плану начальника Службы и руководителей медицинских организаций субъекта РФ.

 

8. Функциональные обязанности начальника Службы

 

8.1. Начальник Службы отвечает за формирование Службы, руководство ее деятельностью и выполнение поставленных перед ней задач. Начальник Службы является начальником всего личного состава Службы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности медицинских организаций субъекта РФ, входящих в состав Службы.

Начальник Службы организует планирование и проведение мероприятий медицинского обеспечения населения, пострадавшего при ЧС мирного и военного времени, в полном объеме.

8.2. Начальник Службы:

8.2.1. В мирное время:

а) при отсутствии угрозы возникновения ЧС:

- организует разработку: Плана обеспечения мероприятий по ГО Службы, Плана обеспечения действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера Службы;

- ведет контроль за накоплением, хранением и использованием по назначению лекарственных средств и медицинского имущества;

- организует комплектование личным составом формирований Службы, осуществляет контроль готовности к выполнению поставленных задач;

- организует проверки по вопросам наличия нормативных правовых документов, регламентирующих создание запасов медикаментов и медицинского имущества для медицинского обеспечения населения в экстренных случаях;

- организует наблюдение, оценку и прогнозирование медико-тактической и санитарно-эпидемиологической обстановки;

- осуществляет сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;

- планирует мероприятия по снижению медико-санитарных последствий ЧС, участие в повышении уровня защиты населения, а также в обучении населения правилам оказания первой медицинской помощи;

- осуществляет разработку и реализацию целевых и научно-технических программ мер по предупреждению или уменьшению медико-санитарных последствий ЧС;

- планирует мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения, предупреждению распространения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди населения;

- организует планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении ЧС;

- обеспечивает постоянную готовность органов управления, сил и средств Службы, совершенствование подготовки ее личного состава;

- организует поддержание взаимодействия между органами управления, силами и средствами Службы;

- руководит созданием, размещением, хранением и освежением запасов материально-технического и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- организует ведение статической отчетности, обобщение опыта работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

б) в режиме повышенной готовности:

- организует прогнозирование возможного развития обстановки и подготовки предложений по организации медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;

- организует сбор, обработку и передачу данных о прогнозируемых медико-санитарных последствиях ЧС, информирование населения о приемах и способах медицинской защиты от них;

- принимает оперативные меры по предупреждению возникновения и развития медико-санитарных последствий ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования Службы в условиях ЧС;

- организует приведение сил и средств Службы в готовность к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, формирование оперативных групп и организацию выдвижения их в предполагаемый район действий;

- организует восполнение, при необходимости, резервов материально-технических ресурсов и медицинского имущества, созданных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- организует проведение, при необходимости, эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

- прогнозирует развитие возникших ЧС и их медико-санитарные последствия;

- ведет непрерывный сбор информации о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС, ее оценку и подготовку предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения;

- организует медицинское обеспечение населения, пострадавшего при ЧС;

- организует проведение судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с территориальными органами МВД России);

- организует осуществление санитарно-противоэпидемиологического (профилактического) обеспечения населения в районе ЧС;

- осуществляет непрерывное и оперативное управление силами и средствами Службы;

- организует всестороннее обеспечение сил и средств Службы, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

- организует поддержание непрерывного взаимодействия с администрацией района, другими спасательными службами района, органами военного командования и организациями по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

8.2.2. С возникновением угрозы нападения противника:

- обеспечивает уточнение планирующих документов по ГО и обеспечению действий при ЧС, численности и организационно-штатной структуры Службы на военное время;

- организует проверку готовности к развертыванию формирований Службы;

- организует взаимодействие и обмен информацией с администрацией района, другими государственными органами и организациями, а также с органами военного управления и военным комиссариатом района;

- организует подготовку недостающих в военное время медицинских специалистов для медицинского обслуживания населения.

8.2.3. При военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

- организует оповещение и сбор руководящего состава Службы, доведение обстановки и постановку задач;

- организует развертывание пункта управления, круглосуточное дежурство руководящего состава, приведение в готовность системы связи и оповещения, установку связи с вышестоящими органами управления по ГОЧС;

- организует отправку оперативной группы в безопасный район (при необходимости);

- организует подготовку защитных сооружений для нетранспортабельных больных, контроль закладки продовольствия, медикаментов и запасов воды в защитных сооружениях;

- организует контроль выдачи средств индивидуальной защиты и другого имущества формированиям Службы, персоналу медицинских организаций, входящих в состав Службы;

- организует усиление охраны учреждений и объектов Службы;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта РФ.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 4/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Другие статьи по теме
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 52