Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы |
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлениями Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», от 26.08.2013 N 734 «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф» и соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов субъекта РФ в данной сфере (указать). 1.2. Медицинская спасательная служба муниципального района (далее – Служба) осуществляет медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны, организацию мероприятий медицинской защиты населения муниципального района при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), террористических актов в мирное и военное время, а также в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ имеющимися силами и средствами. 1.3. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, а также настоящим Положением. 1.4. Положением определяются организация, принципы построения, состав сил и средств, задачи и деятельность Службы, а также порядок комплектования, материально-технического обеспечения. 1.5. Служба организует свою деятельность во взаимодействии с министерством здравоохранения субъекта РФ, органом управления, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны (далее – ГО) и защиты населения и территорий от ЧС (далее – орган управления по ГОЧС) муниципального района, с другими спасательными службами района и соседних районов.
2. Основные задачи Службы
2.1. Служба решает свои задачи: - в мирное время (при ЧС природного и техногенного характера); - с возникновением угрозы нападения противника; - при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. 2.2. Задачи Службы в мирное время: 2.2.1. При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях силы и средства Службы функционируют в режиме повседневной деятельности и выполняют мероприятия: - наблюдение, оценка и прогнозирование медико-тактической и санитарно-эпидемиологической обстановки; - сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения от ЧС; - разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению или уменьшению медико-санитарных последствий ЧС; - планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий ЧС, участие в повышении уровня защиты населения, а также в обучении населения правилам оказания первой медицинской помощи; - предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения, предупреждение распространения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди населения; - планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении ЧС; - обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств, совершенствование подготовки ее личного состава; - поддержание взаимодействия между органами управления, силами и средствами Службы; - руководство созданием, размещением, хранением и освежением запасов материально-технического и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - ведение статической отчетности, обобщение опыта работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. 2.2.2. В режиме повышенной готовности: - усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой; - прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка: - предложений по организации медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС; - оповещение руководителей и должностных лиц органов управления Службы, введение при необходимости круглосуточного дежурства на стационарных пунктах управления; - сбор, обработка и передача данных о прогнозируемых медико-санитарных последствиях ЧС, информирование населения о приемах и способах медицинской защиты от них; - принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития медико-санитарных последствий ЧС, снижению последствий ущерба и потерь в случае ее возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования в условиях ЧС; - уточнение плана медико-санитарного обеспечения и плана (схемы) взаимодействия в ЧС; - приведение сил и средств Службы в готовность к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемый район действий; - восполнение при необходимости резервов материально-технических ресурсов и медицинского имущества, созданных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - проведение при необходимости эвакуационных мероприятий. 2.2.3. В режиме чрезвычайной ситуации: - прогнозирование развития возникших ЧС и их медико-санитарных последствий; - непрерывный сбор информации о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС, ее оценка и подготовка предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения; - выдвижение на границу зоны ЧС оперативных групп и формирований Службы; - организация и осуществление медицинского обеспечения населения, пострадавшего при ЧС; - организация медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС; - организация и проведение судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с отделом МВД России по муниципальному району); - организация и осуществление санитарно-противоэпидемиологического (профилактического) обеспечения населения в районе ЧС; - организация и медицинского контроля за состоянием здоровья личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС, обеспечение их средствами медицинской защиты; - обеспечение непрерывного и оперативного управления силами и средствами Службы; - всестороннее обеспечение сил и средств Службы, участвующих в ликвидации последствий ЧС; - организация и поддержание непрерывного взаимодействия с администрацией муниципального района, с другими спасательными службами района, районным отделом военного комиссариата; - ведение и своевременное предоставление учетных и отчетных документов. 2.3. Задачи Службы с возникновением угрозы нападения противника: - подготовка штаба Службы и медицинских организаций, входящих в состав Службы, к работе в условиях военного времени; - прогнозирование медико-санитарных последствий, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения; - организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования медицинских организаций, входящих в состав Службы; - организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время; - организация снабжения формирований Службы недостающим медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом; - подготовка недостающих специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время; - участие в подготовке населения по вопросам оказания первой помощи пораженным и больным гражданам при ЧС мирного и военного времени; - проведение, при необходимости, эвакуационных мероприятий. 2.4. Задачи Службы при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов: - обеспечение постоянной готовности сил и средств Службы к лечебно-эвакуационной работе с потоком пораженных и противоэпидемической защите населения в условиях военного времени; - организация и выполнение мероприятий коллективной и индивидуальной защиты персонала и больных; - защита личного состава, техники, имущества Службы от поражающих факторов современных средств поражения противника; - организация снабжения формирований Службы медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом; - эвакуация, при необходимости, медицинских организаций, входящих в состав Службы, и организация их работы в безопасных районах; - организация медицинского обеспечения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения; - своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения к трудовой деятельности, снижение инвалидности и смертности.
3. Руководящий состав Службы и ее организационная структура
3.1. Органом исполнительной власти субъекта РФ, ответственным за формирование Службы, является министерство здравоохранения субъекта РФ (далее – министерство) и администрация муниципального района. 3.2. Общее руководство Службой осуществляет министр здравоохранения субъекта РФ (далее – министр) и глава местного самоуправления муниципального района. Непосредственное руководство Службой осуществляет начальник Службы – главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения субъекта РФ «Центральная районная больница» (далее – ЦРБ). 3.3. Инструкции и указания начальника Службы по вопросам, входящим в компетенцию Службы, обязательны для выполнения медицинскими организациями, входящими в состав Службы. 3.4. В состав Службы входят: - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения субъекта РФ «Центральная районная больница» (по согласованию); - Территориальный отдел Роспотребнадзора (по согласованию); - другие медицинские организации независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. 3.5. Органом управления службы является штаб Службы. Обязанности начальника штаба Службы возложены на одного из заместителей главного врача ЦРБ. Он является заместителем начальника Службы и имеет право от его имени отдавать распоряжения (приказы). Начальник штаба Службы несет ответственность за организацию работы штаба Службы. Штаб Службы комплектуется из штатных работников и должностных лиц ЦРБ, территориального отдела Роспотребнадзора, представителей других организаций и органов управления (перечислить). Состав штаба службы: - начальник штаба Службы – заместитель главного врача ЦРБ, курирующий вопросы ГО и ЧС; по медицинской части (лечебной работе); - помощник начальника штаба Службы по эвакуационным мероприятиям – начальник отдела кадров ЦРБ; - помощник начальника штаба Службы по лечебно-профилактическим мероприятиям – заместитель главного врача (по медицинской части или по медицинскому обслуживанию населения); - помощник начальника штаба Службы по лечебно-профилактическим мероприятиям с детьми – заместитель главного врача ЦРБ по детству и родовспоможению или районный педиатр (в зависимости от штатного расписания); - помощник начальника штаба Службы по обеспечению лекарственными средствами – начальник аптеки ЦРБ; - помощник начальника штаба Службы по обеспечению мероприятий гражданской обороны и мобилизационной работе – специалист по ГО и ЧС ЦРБ; - группа специалистов ЦРБ (радиолог, токсиколог, эпидемиолог и т.д.); - представители территориального отдела Роспотребнадзора. 3.6. Руководство гражданской обороной в медицинских организациях, входящих в состав Службы, независимо от их организационно-правовых форм, осуществляют руководители этих медицинских организаций, которые по должности являются руководителями гражданской обороны данных объектов. 3.7. Руководители медицинских организаций: - планируют и осуществляют мероприятия по защите персонала и больных, основных фондов и других материальных ценностей от воздействия средств поражения в соответствии с установленными нормативами; - организуют накопление, хранение и поддержание в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества; - создают, оснащают и поддерживают в готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее – НФГО), организуют подготовку их личного состава; - создают и поддерживают в постоянной готовности локальные и объектовые системы оповещения. 3.8. Ответственность за готовность штаба Службы, сил и средств Службы возлагается на начальника Службы. 3.9. Координацию и контроль деятельности Службы осуществляют соответствующие органы управления ГОЧС.
4. Формирования Службы
4.1. Для функционирования Службы и выполнения возложенных на нее задач создаются формирования Службы: - бригады первой врачебной помощи (по плану-заданию); - бригады специализированной медицинской помощи (по плану-заданию); - бригады скорой медицинской помощи. 4.2. По решению начальника службы и руководителей учреждений могут создаваться и другие формирования в зависимости от обстановки на объектах и в соответствии с требованиями руководящих документов по ГО и ЧС. 4.3. Формирования Службы подчиняются руководителям медицинских организаций, на базе которых они созданы, и руководству Службы.
5. Управление и организация деятельности Службы
5.1. Управление Службой заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны начальника Службы в обеспечении готовности формирований, организации их деятельности и в направлении усилий на своевременное и успешное выполнение поставленных задач. 5.2. Основой управления Службой являются решения начальника Службы, а также план обеспечения мероприятий гражданской обороны Службы. 5.3. Для обеспечения устойчивого управления Службой оборудуется основной пункт управления. Он обеспечивается средствами связи и необходимым оборудованием для работы руководства штаба Службы.
6. Порядок комплектования и материально-технического обеспечения Службы
6.1. Комплектование Службы личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами определяется характером и объемом задач, решаемых Службой в мирное и военное время, наличием людских ресурсов и материальных средств, с учетом особенностей местных условий. 6.2. Комплектование формирований Службы личным составом осуществляется соответствующими медицинскими организациями, на базе которых они создаются. 6.3. Оснащение формирований Службы автомобильной техникой и имуществом осуществляется соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ, на базе которых они создаются. 6.4. Медицинское снабжение представляет комплекс мероприятий по удовлетворению потребностей в медицинском имуществе органов управления, формирований и учреждений Службы. Для выполнения первоочередных работ при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации создается резерв медицинского имущества на местном и объектовом уровнях. Порядок формирования, накопления, размещения, хранения, пополнения и освежения медицинского имущества резерва определяется соответствующими приказами (постановлениями) министерства здравоохранения субъекта РФ и администрации района. Ответственным за накопление и содержание резерва медицинского имущества для Службы на муниципальном уровне является глава администрации муниципального района, на объектовом уровне – руководитель медицинской организации.
7. Подготовка руководящего состава и сил Службы
7.1. Подготовка руководящего состава Службы и командно-начальствующего состава формирований Службы организуется начальником Службы и проводится на базе регионального учебно-методического центра ГО и ЧС, курсов ГО и ЧС, иных образовательных организаций, осуществляющих обучение в области ГО и ЧС и медицины катастроф. 7.2. Подготовка личного состава Службы проводится на базе образовательных медицинских организаций и непосредственно в медицинских организациях субъекта РФ. 7.3. Личный состав Службы с целью подготовки к действиям в мирное и военное время привлекается на учения и тренировки, проводимые по плану начальника Службы и руководителей медицинских организаций субъекта РФ.
8. Функциональные обязанности начальника Службы
8.1. Начальник Службы отвечает за формирование Службы, руководство ее деятельностью и выполнение поставленных перед ней задач. Начальник Службы является начальником всего личного состава Службы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности медицинских организаций субъекта РФ, входящих в состав Службы. Начальник Службы организует планирование и проведение мероприятий медицинского обеспечения населения, пострадавшего при ЧС мирного и военного времени, в полном объеме. 8.2. Начальник Службы: 8.2.1. В мирное время: а) при отсутствии угрозы возникновения ЧС: - организует разработку: Плана обеспечения мероприятий по ГО Службы, Плана обеспечения действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера Службы; - ведет контроль за накоплением, хранением и использованием по назначению лекарственных средств и медицинского имущества; - организует комплектование личным составом формирований Службы, осуществляет контроль готовности к выполнению поставленных задач; - организует проверки по вопросам наличия нормативных правовых документов, регламентирующих создание запасов медикаментов и медицинского имущества для медицинского обеспечения населения в экстренных случаях; - организует наблюдение, оценку и прогнозирование медико-тактической и санитарно-эпидемиологической обстановки; - осуществляет сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС; - планирует мероприятия по снижению медико-санитарных последствий ЧС, участие в повышении уровня защиты населения, а также в обучении населения правилам оказания первой медицинской помощи; - осуществляет разработку и реализацию целевых и научно-технических программ мер по предупреждению или уменьшению медико-санитарных последствий ЧС; - планирует мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения, предупреждению распространения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди населения; - организует планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении ЧС; - обеспечивает постоянную готовность органов управления, сил и средств Службы, совершенствование подготовки ее личного состава; - организует поддержание взаимодействия между органами управления, силами и средствами Службы; - руководит созданием, размещением, хранением и освежением запасов материально-технического и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - организует ведение статической отчетности, обобщение опыта работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; б) в режиме повышенной готовности: - организует прогнозирование возможного развития обстановки и подготовки предложений по организации медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС; - организует сбор, обработку и передачу данных о прогнозируемых медико-санитарных последствиях ЧС, информирование населения о приемах и способах медицинской защиты от них; - принимает оперативные меры по предупреждению возникновения и развития медико-санитарных последствий ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования Службы в условиях ЧС; - организует приведение сил и средств Службы в готовность к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, формирование оперативных групп и организацию выдвижения их в предполагаемый район действий; - организует восполнение, при необходимости, резервов материально-технических ресурсов и медицинского имущества, созданных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - организует проведение, при необходимости, эвакуационных мероприятий; в) в режиме чрезвычайной ситуации: - прогнозирует развитие возникших ЧС и их медико-санитарные последствия; - ведет непрерывный сбор информации о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС, ее оценку и подготовку предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения; - организует медицинское обеспечение населения, пострадавшего при ЧС; - организует проведение судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с территориальными органами МВД России); - организует осуществление санитарно-противоэпидемиологического (профилактического) обеспечения населения в районе ЧС; - осуществляет непрерывное и оперативное управление силами и средствами Службы; - организует всестороннее обеспечение сил и средств Службы, участвующих в ликвидации последствий ЧС; - организует поддержание непрерывного взаимодействия с администрацией района, другими спасательными службами района, органами военного командования и организациями по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. 8.2.2. С возникновением угрозы нападения противника: - обеспечивает уточнение планирующих документов по ГО и обеспечению действий при ЧС, численности и организационно-штатной структуры Службы на военное время; - организует проверку готовности к развертыванию формирований Службы; - организует взаимодействие и обмен информацией с администрацией района, другими государственными органами и организациями, а также с органами военного управления и военным комиссариатом района; - организует подготовку недостающих в военное время медицинских специалистов для медицинского обслуживания населения. 8.2.3. При военных конфликтах или вследствие этих конфликтов: - организует оповещение и сбор руководящего состава Службы, доведение обстановки и постановку задач; - организует развертывание пункта управления, круглосуточное дежурство руководящего состава, приведение в готовность системы связи и оповещения, установку связи с вышестоящими органами управления по ГОЧС; - организует отправку оперативной группы в безопасный район (при необходимости); - организует подготовку защитных сооружений для нетранспортабельных больных, контроль закладки продовольствия, медикаментов и запасов воды в защитных сооружениях; - организует контроль выдачи средств индивидуальной защиты и другого имущества формированиям Службы, персоналу медицинских организаций, входящих в состав Службы; - организует усиление охраны учреждений и объектов Службы; - осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта РФ.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 4/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях». Другие статьи по теме | |
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022) | |
Просмотров: 384 |