Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы |
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации подготовлены на основе действующих нормативно-правовых актов и методических документов в области подготовки и обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований. 1.2. Основной целью обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований является повышение его готовности к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. Подготовка и обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) для решения задач в области гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Основными документами в это сфере являются: - постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны"; - постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; - приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований"; - методические рекомендации по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований (утв. МЧС России 31.12.2015 N 2-4-87-62-11). 1.3. Обучение проводится ежегодно. Ответственность за организацию обучения и подготовки работников организаций возлагается на руководителей организаций, на базе которых формируются НАСФ. 1.4. Занятия проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности. Они должны прививать навыки действий личному составу НАСФ по сигналам оповещения и выполнению мероприятий защиты в условиях выполнения возложенных на НАСФ задач. 1.5. При проведении практических занятий теоретический материал, необходимый для правильного понимания выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме. 1.6. Знания и умения, полученные при обучении, совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. 1.7. При подготовке личного состава НАСФ особое внимание необходимо уделять психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий по гражданской обороне, воспитанию стойкости, готовности выполнять свои обязанности в сложной обстановке организованно и дисциплинированно. 1.8. Контроль за качеством усвоения учебного материала личного состава НАСФ проводит руководитель организации путем опроса обучаемых после занятий. 1.9. Руководители занятий по гражданской обороне и защите в чрезвычайных ситуациях должны в первый год назначения, а в дальнейшем не реже 1 раза в 5 лет, пройти подготовку в учебно-методических центрах по гражданской обороне субъектов РФ или на курсах гражданской обороны муниципальных образований. 1.10. Руководящий состав федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций обязан оказывать организационную, техническую и методическую помощь руководителям занятий и осуществлять постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий. 1.11. Подготовка НАСФ включает: - обучение по примерной программе подготовки личного состава НАСФ, разрабатываемой и утверждаемой МЧС России, в рабочее время; - обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований; - участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятиях по выполнению мероприятий по гражданской обороне. 1.12. Примерные программы обучения НАСФ разрабатываются и утверждаются МЧС России. Обучение личного состава НАСФ в организации планируется и проводится в рабочее время. 1.13. Тематика обучения разрабатывается с учетом предназначения и специфики работ НАСФ. Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия. Следует отметить, что после обучения аттестация личного состава НАСФ не требуется. 1.14. Особые требования предъявляются к командирам формирований, потому что они являются прямыми начальниками личного состава формирований и несут ответственность за специальную и морально-психологическую подготовку подчиненных. Командир формирования обязан: - знать структуру формирования, его задачи и возможности, порядок комплектования личным составом, автотранспортом, техникой и всеми видами имущества; - знать уровень подготовки, моральные и деловые качества подчиненных, а также уровень подготовки каждого подразделения формирования; - постоянно совершенствовать свои знания по гражданской обороне, организовывать и проводить занятия с личным составом по общей и специальной подготовке; - руководить работой формирования и постоянно поддерживать взаимодействие с другими формированиями; - решительно добиваться выполнения поставленных задач, проявлять инициативу и, в случае необходимости, самостоятельно принимать решения в соответствии с обстановкой, не ожидая указаний старших начальников; - заботиться об обеспечении личного состава формирования средствами защиты, следить за соблюдением мер безопасности при работе с техникой, при совершении марша, при проведении работ, а также своевременно принимать меры защиты от поражающих факторов; - иметь сведения о списочном составе формирования, а также о наличии и состоянии техники, горючего и иных материальных средств; - организовывать материальное и техническое обеспечение формирования. Командир формирования и его заместители (помощники) обязаны знать также: - размещение и планировку защитных сооружений; - характер застройки района и возможных участков (объектов) работ; - расположение коммунально-энергетических сетей и сооружений на участке (объекте) работ и прилегающей территории; - расположение газовых, водопроводных сетей и теплосетей; - план эвакуации из определенной местности и порядок вывода в безопасный район (зону); - способы обеззараживания местности и специальной обработки транспорта и одежды. 1.15. Проведение работ с целью реализации мероприятий по гражданской обороне требуют от личного состава формирований строгого соблюдения мер безопасности. Это позволит предотвратить несчастные случаи, потери личного состава формирований и населения. 1.16. Командиры формирований обязаны заблаговременно оценить и разъяснить личному составу характерные особенности предстоящих действий, ознакомить его с порядком проведения работ и правилами безопасности, строго следить за их выполнением. Конкретные меры безопасности указываются личному составу на участке работ одновременно с постановкой задачи. Опасные места ограждаются предупредительными знаками. Личный состав НАСФ должен: ЗНАТЬ: - характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, и способы защиты от них; - особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ (АХОВ), применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе); - предназначение формирования и свои функциональные обязанности; - производственные и технологические особенности организации, характер возможных неотложных работ, вытекающих из содержания плана гражданской обороны (плана гражданской обороны и защиты населения); - порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность; - место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения работ; - назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования; - порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий; УМЕТЬ: - выполнять функциональные обязанности при обеспечении аварийно-спасательных и проведении неотложных работ; - поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы; - оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места; - работать на штатных средствах связи; - проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий; - незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации; - своевременно развертывать пункты питания и продовольственного (вещевого) снабжения при возникновении такой необходимости; - вести наблюдение за воздушной и наземной обстановкой на территории. 1.17. Готовность НАСФ проверяется не реже 1 раза в год на занятиях, контрольных проверках и учениях. Проверяются: - реальность расчетов по созданию формирований; - готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению; - соответствие организационной структуры формирований характеру и объему выполняемых задач; - обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию; - время сбора формирований, их выхода к объектам проведения работ. Личный состав НАСФ, обслуживающий технические средства, должен знать и соблюдать требования безопасности при работе на закрепленной за ним технике. Особые меры безопасности должны соблюдаться при работе в зоне пожаров, разрушений, в зонах химического и радиоактивного заражения, при проведении специальной обработки (дезактивации, дегазации, дезинфекции).
2. Организация проведения занятий по базовой подготовке с личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований
2.1. Обучение личного состава НАСФ в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 2.2. Основы организации и порядок обучения личного состава НАСФ, в целях подготовки их к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в повседневной деятельности определены в примерной программе обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – примерной программе). 2.3. Примерная программа предназначена для обучения личного состава НАСФ умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при приведении НАСФ в готовность, проведении им АСДНР и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и при чрезвычайных ситуациях, совершенствования его умений и навыков в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении НАСФ, а также получению личным составом НАСФ знаний и умений по соблюдению мер безопасности. 2.4. Основы создания, подготовки, оснащения и применения НАСФ в составе сил гражданской обороны определены приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" и рассмотрены в «Методических рекомендациях по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований», утв. МЧС России 31.12.2015 N 2-4-87-62-11.
3. Общие требования, предъявляемые к организации обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований
3.1. Подготовка НАСФ организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановления Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организационно-методических указаний по подготовке населения РФ в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. 3.2. Подготовка НАСФ включает: - получение личным составом НАСФ знаний в ходе усвоения примерной программы обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности; - первоначальную подготовку личного состава НАСФ; - повышение квалификации руководителей НАСФ по примерной программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований; - обучение личного состава НАСФ по программе, разработанной в соответствии с требованиями настоящей Примерной программы; - участие НАСФ в учениях, тренировках и соревнованиях; - проверку готовности НАСФ. 3.3. Основными целями обучения личного состава НАСФ в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах являются: - изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования индивидуальными средствами защиты; - совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; - выработка умений и навыков для проведения АСДНР; - овладение личным составом НАСФ приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, в том числе пожарах и авариях на водных объектах. 3.4. Обучение личного состава НАСФ планируется и проводится в рабочее время в объеме 20 часов. Темы базовой подготовки личного состава НАСФ отрабатываются в полном объеме (14 часов) всеми видами формирований. Замена тем, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускаются. 3.5. Система базовой подготовки личного состава НАСФ, выстраиваемая на основе примерной программы, предусматривает два основных вида занятий: практическое и тактико-специальное занятия. 3.6. Основными методами проведения занятий с личным составом НАСФ по темам базовой подготовки являются практическое занятие (тренировка) и тактико-специальное занятие.
Таблица 1
Наименование тем, виды занятий и количество часов базовой подготовки
3.7. Практические и тактико-специальные занятия с личным составом НАСФ организуют и проводят руководители формирований или начальники соответствующих спасательных служб, а на учебных местах – командиры структурных подразделений НАСФ (групп, звеньев). 3.8. Руководитель НАСФ или начальник соответствующей спасательной службы одновременно является и руководителем занятий на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном. 3.9. Практические занятия проводятся в целях: - освоения специальной техники (объектов); - овладения методами применения и эксплуатации техники; - выработки навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении топографических карт; - отработки приемов и нормативов. Практические занятия с НАСФ разрешается проводить по структурным подразделениям (группам, звеньям). 3.10. Тактико-специальные занятия проводятся с целью совершенствования практических навыков обучаемых и слаженности звеньев и групп, входящих в состав формирования. На тактико-специальных занятиях проводится отработка организации, ведения и обеспечения практических действий подразделения, а также управления этими действиями. Учебные вопросы отрабатываются последовательно, по элементам, для чего руководитель создает соответствующую обстановку, которая доводится до обучаемых путем постановки задач или объявления вводных. Каждый элемент повторяется до тех пор, пока обучаемые не приобретут навыки уверенного его выполнения. Затем все действия, входящие в учебный вопрос, выполняются в комплексе. На тактико-специальные занятия НАСФ выводятся в штатном составе с необходимым количеством техники, приборов, инструментов и принадлежностей. Весь личный состав на занятиях должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты. 3.11. Занятия с личным составом НАСФ проводятся в учебных городках, на объектах гражданской обороны или на объектах организаций. Теоретический материал изучается путем рассказа или объяснения в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий.
4. Порядок подготовки и проведения занятий с личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований
4.1. Подготовка к занятию При проведении занятий необходимо соблюдать методическую последовательность отработки тем программы обучения. Качество проведения занятий, их результативность в значительной степени зависят от подготовки руководителей, обучаемых и материально-технического обеспечения. Практические и тактико-специальные занятия руководитель готовит и проводит самостоятельно. Подготовка к занятию начинается с изучения нормативных и правовых актов по теме занятия (законов, директив, приказов, инструкций и указаний по организации и ведению АСДНР, применению и всестороннему обеспечению действий НАСФ и т.д.). После изучения нормативных и правовых актов преподаватель уясняет для себя: тему занятия; определяет (или уточняет) учебные цели и содержание учебных вопросов; определяет время и продолжительность проведения занятия; уточняет состав обучаемых; оборудование места проведения занятия; организацию и проведение мероприятий по материально-техническому обеспечению. При уяснении темы занятия преподаватель должен четко представлять весь объем знаний, которые должны получить обучаемые на занятии, определиться с методами, приемами и способами доведения этих знаний до обучаемых. Уяснить тему – это значит правильно понять ее содержание в соответствии с требованиями программы обучения. Учебные цели занятия определяются исходя из содержания темы. В учебных и воспитательных целях указывается, кого и чему надо научить, в чем тренировать и совершенствовать, каких результатов надо добиться. Учебные вопросы определяются с учетом содержания темы, поставленных учебных целей и уровня подготовленности обучаемых. Не следует планировать отработку большого количества учебных вопросов. Задача руководителя состоит в том, чтобы из всех вопросов темы выбрать главные, позволяющие наиболее полно отработать практические действия. В ходе подготовки, особенно при проведении тактико-специальных занятий, следует уделять большое внимание морально-психологической подготовке личного состава формирований. АСДНР, проводимые в условиях сильных разрушений, завалов, пожаров, задымлений, радиоактивного загрязнения и т.п., требуют большого напряжения моральных и физических сил участников этих работ. Поэтому в процессе обучения при решении формированиями поставленных задач необходимо вносить элементы напряженности и опасности, свойственные реальной обстановке; личный состав должен испытывать все трудности напряженной непрерывной работы в средствах защиты и условиях действий в очагах поражения (заражения). Руководители занятий должны направить усилия на выработку у личного состава формирований высоких морально-психологических качеств, сознательного отношения к выполнению своего долга, стремления точно и в срок выполнить поставленные задачи, стойко переносить тяготы и лишения при действиях в очагах поражения (заражения) и в районах стихийных бедствий. Организация мер безопасности при проведении занятия заключается в разработке соответствующих указаний или инструкций, доведении их до всех обучаемых и осуществлении контроля за их выполнением.
4.2. Проведение занятий Любое занятие начинается со сбора обучаемых (личного состава). Как уже говорилось ранее, занятие состоит из вводной, основной и заключительной части. Рассмотрим действия преподавателя при организации занятия в каждой из указанных частей.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. В начале занятия проверяется готовность обучаемых к занятию. Проверяются: оснащение (экипировка) обучаемых средствами индивидуальной защиты, инструментом и другим табельным имуществом; наличие и исправность выделенной техники, механизмов и приборов; знание обучаемыми правил выполнения приемов, действий и нормативов при ведении предстоящих работ, а также мер безопасности. Выявленные в результате проверки недостатки устраняются. После проверки готовности личного состава руководитель занятия объявляет тему, учебные цели, учебные вопросы и порядок их отработки. При определении порядка отработки учебных вопросов руководитель занятия указывает: время отработки каждого учебного вопроса; места отработки (учебные места) и порядок организации смены на учебных местах; определяет руководителя занятий на каждом учебном месте. Затем руководитель занятия напоминает правила и меры безопасности при проведении занятия; доводит общую и частную обстановку до обучаемых. Продолжительность учебного часа на занятиях – 45 минут.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ) По команде руководителя обучаемые разводятся по учебным местам и приступают к отработке учебных вопросов. Занятия на учебных местах проводят командиры звеньев (групп). Обучаемые приступают к отработке учебного вопроса и отрабатывают его до полного усвоения, последовательно переходя с одного учебного места на другое, от отработки одного учебного вопроса к другому. Руководитель занятия контролирует порядок отработки учебных вопросов, оказывает помощь командирам звеньев (групп) и при необходимости дает дополнительные указания о порядке и методике обучения, обращая основное внимание на правильность выполнения практических действий. Руководитель лично проводит занятие на одном, как правило, наиболее важном направлении (учебном месте). Занятия на учебных местах проводятся в следующей последовательности. Руководитель учебного места объясняет порядок отработки учебного вопроса и выполнения отрабатываемого отдельного приема или действия, после чего сам образцово выполняет его по элементам (раздельно). После этого он приступает к отработке учебного вопроса вместе с обучаемыми, добиваясь правильности и быстроты выполнения ими каждого элемента в отдельности, а затем выполнения всего приема или действия в комплексе. При нечетком или неправильном выполнении элемента или всего приема некоторыми обучаемыми необходимо поправить их, сделав замечание или подав соответствующую команду. Если же неправильное или нечеткое выполнение допускается многими обучаемыми, – произвести краткий разбор допускаемых ошибок, вновь показать правильное выполнение приема и продолжать отработку практической части занятия. Перед окончанием занятия на учебном месте проводится тренировка обучаемых в выполнении соответствующего норматива.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ) Тактико-специальные занятия являются основой практического обучения, носят комплексный характер, проводятся на фоне тактической обстановки с применением карт (схем), на которых отображаются данные общей и частной обстановки, данные разведки (инженерная, радиационная, химическая и бактериологическая обстановка и т.д.), задача подразделения и другие необходимые сведения для качественного проведения занятия. В зависимости от целевой установки, отрабатываемых учебных вопросов, уровня подготовленности обучаемых и их специализации (профессиональной деятельности), а также в зависимости от учебно-материального обеспечения преподаватель может проводить занятие в составе группы или распределить обучаемых по подгруппам. Если специализация обучаемых взаимозаменяема, то занятие проводится в составе группы с комплексной отработкой учебных вопросов и действий. Однако целесообразно отработку практических действий выполнять по подразделениям (подгруппам, звеньям) в соответствии со своим предназначением. После краткого напоминания теоретических основ по данной теме руководитель занятия приступает к отработке практической части занятия. Тактико-специальное занятие проводится на фоне тактической обстановки, с комплексной отработкой практических вопросов, рассматриваемых на данном занятии. Перед началом отработки практических вопросов довожу до обучаемых данные общей и частной обстановки, данные разведки (инженерная, радиационная, химическая и бактериологическая обстановка и т.д.), задачу подразделениям и другие необходимые сведения для качественного проведения занятия. При отработке практической части вопроса слежу за тем, чтобы обучаемые действовали правильно, добиваюсь от них четких и слаженных действий. Обстановка на занятии должна быть максимально приближенной к реальной. С этой целью создаются завалы, имитируются очаги пожаров, разрушения и повреждения дорог, мостов, зданий, защитных сооружений и участков коммунально-энергетических сетей, обозначаются загрязненные и зараженные участки местности. Завалы могут создаваться путем разрушения зданий и сооружений, подлежащих сносу, сосредоточением на нужном участке элементов железобетонных конструкций, лесоматериалов, кирпича, камня, строительных отходов и т.д. Для имитации заваленных убежищ и укрытий используются подвалы зданий и сооружений, в которых должны находиться статисты или чучела, имитирующие пострадавших. Очаги пожаров имитируются сжиганием ручных дымовых гранат, дымовых шашек, отходов горючих и смазочных материалов и строительного мусора с обязательным соблюдением правил противопожарной безопасности. Имитацию разрушений и повреждений коммунально-энергетических сетей следует создавать по возможности на строящихся, недостроенных или ремонтируемых участках. Для обозначения участков загрязнения и заражения, разрушенных участков дорог, мостов или повреждений на коммунально-энергетических сетях следует использовать ясно видимые днем и ночью указатели с соответствующими надписями. Отработка учебных вопросов проводится до полного усвоения обучаемыми учебного материала.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. В конце занятия руководитель делает краткий разбор занятия. Обучаемым напоминается тема, учебные и воспитательные цели и как они были выполнены (достигнуты), отрабатываемые учебные вопросы, где приводятся положительные примеры действий обучаемых, указываются ошибки и недостатки. Разбор нельзя ограничивать только перечислением имевших место недостатков и примеров положительных действий. Основное внимание в нем должно быть уделено рассмотрению действий командиров и формирований с указанием, как следовало бы успешнее решить поставленные задачи в той или иной обстановке. В заключение разбора руководитель дает оценку действий обучаемых, слаженности формирований и выучке личного состава, ставит задачи по устранению выявленных недостатков и дает задание на самостоятельную подготовку обучаемых. По окончании разбора руководитель занятия дает указания о приведении в порядок техники, имущества и учебного городка и о порядке возвращения формирования в район расположения. Положительный опыт и недостатки, имевшие место в ходе занятий, обобщаются преподавателем в целях дальнейшего использования в учебном процессе.
4.3. Рекомендации по разработке материала для проведения практического занятия Практические занятия проводятся с целью: проверки теоретических знаний обучаемых, полученных на занятиях, как под руководством преподавателя, так и в ходе самостоятельной подготовки; освоения и отработки практических действий, различных приемов и основных способов выполнения задач в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; подготовки обучаемых к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; обеспечения безопасности населения в повседневной деятельности.
4.4. Рекомендации по разработке задания на практическое занятие Задание на практическое занятие является основным методическим документом обучаемого. В нем указываются три-четыре учебных вопроса, по которым обучаемый должен подготовиться перед занятием. Поставленные учебные вопросы должны охватывать основные разделы темы обучения. В методических рекомендациях обучаемым по подготовке к практическому занятию следует указать, как обучаемым организовать подготовку к занятию, что изучить, что исполнить, к чему быть готовым (может быть приведен перечень контрольных вопросов по теме занятия); указываются также порядок проведения практического занятия и меры безопасности. Задания на практические занятия могут быть групповыми или индивидуальными.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА НАСФ
Программа обучения: личного состава НАСФ. Цель обучения: поддержание НАСФ в готовности к выполнению задач по предназначению, а также получение личным составом НАСФ знаний, умений и навыков для действий при приведении в готовность, выдвижении в район выполнения задач, проведении АСДНР с соблюдением мер безопасности. Категория обучаемых: работники организации, входящие в НАСФ. Продолжительность обучения: 20 учебных часов. Форма обучения: с отрывом от трудовой деятельности. Режим занятий: определяет руководитель организации.
МОДУЛЬ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ
МОДУЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Примечание. Форма проверки знаний: проверка знаний осуществляется в ходе проведения опроса или тестирования, а также в ходе проведения учений и тренировок по оценке действия формирования в целом. Проверку знаний личного состава НАСФ должны в обязательном порядке проводить руководитель занятия или командир НАСФ.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЗАНЯТИЙ
1.1. Содержание тем занятий, включенных в модуль базовой подготовки
Тема 1. Нормативные правовые основы функционирования НАСФ. Характеристика возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ, возникающей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, и возможные решаемые задачи НАСФ. Нормативно-правовые основы создания, деятельности и оснащения НАСФ. Спасатели и их статус. Права, обязанности, аттестация и страховые гарантии спасателей НАСФ. Особенности привлечения НАСФ к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Краткая характеристика возможной обстановки в зоне ответственности НАСФ при ведении боевых действий и возникновении чрезвычайной ситуации. Возможные разрушения зданий и сооружений. Возможные последствия от воздействия вторичных факторов поражения. Возможная радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановка, образование зон катастрофического затопления. Ориентировочный объем предстоящих АСДНР и решаемые задачи формирования при планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны, при внезапном нападении противника, действиях диверсионных (террористических) групп, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Предназначение и состав НАСФ. Функциональные обязанности личного состава НАСФ.
Тема 2. Действия личного состава при приведении НАСФ в готовность, выдвижении в район выполнения задач и подготовке к выполнению задач. Понятие о готовности формирований, порядок их приведения в готовность. Обязанности личного состава при приведении в готовность, выдвижении и подготовке к выполнению задач. Порядок оповещения, получения табельного имущества, подгонки средств индивидуальной защиты. Порядок получения и приведения в готовность к использованию техники, имущества и инструмента, состоящего на оснащении формирования. Порядок выдвижения в район сбора. Ознакомление с маршрутом и районом сбора. Действия личного состава при практическом приведении формирований в готовность и выход в район сбора.
Тема 3. Правила использования специальной техники, оборудования, снаряжения, инструмента и материалов, находящихся на оснащении НАСФ. Меры безопасности при выполнении задач по предназначению. Подготовка техники, приборов и инструмента к проведению АСДНР. Меры безопасности при использовании специальной техники, оборудования, снаряжения, инструмента и материалов, находящихся на оснащении НАСФ, а также порядок их обслуживания. Мероприятия по обеспечению безопасности и защиты личного состава формирований при действиях в зонах разрушений, завалов, пожаров, заражения (загрязнения) и катастрофического затопления. Меры безопасности при проведении АСДНР. Особенности выполнения задач при работе вблизи зданий и сооружений, угрожающих обвалом, в задымленных и загазованных помещениях, на электрических сетях, при тушении нефтепродуктов, при организации работ в зонах катастрофического затопления, в условиях плохой видимости. Порядок и объемы оказания первой помощи пострадавшим в ходе выполнения задач. Порядок и способы эвакуации пострадавших в безопасные места.
Тема 4. Приемы и способы выполнения задач, в т.ч. в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами. Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения. Средства индивидуальной защиты. Действия личного состава НАСФ при проведении специальной обработки. Организация защиты личного состава формирований в ходе выполнения АСДНР. Особенности выполнения задач личным составом формирований в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами. Меры безопасности. Подготовка и использование средств индивидуальной защиты. Порядок подготовки приборов радиационной разведки к работе и проверка их работоспособности. Определение уровней радиации на местности и степени радиоактивного заражения различных поверхностей. Порядок выдачи индивидуальных дозиметров и снятия показаний. Ведение журнала учета доз облучения личного состава. Подготовка приборов химической разведки к работе, определение типа и концентрации отравляющих веществ (далее – ОВ) в воздухе, на местности, технике, в почве и сыпучих материалах. Особенности определения ОВ зимой. Практическое применение средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания, выполнение нормативов. Сущность и способы частичной и полной специальной обработки. Понятие о дезактивации, дегазации и дезинфекции; вещества и растворы, применяемые для этих целей. Действия личного состава при проведении дезактивации, дегазации и дезинфекции техники, сооружений, приборов, средств защиты, одежды, обуви. Меры безопасности при проведении дезактивации, дегазации и дезинфекции транспорта, сооружений и территорий, продуктов питания и воды, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты. Последовательность проведения частичной и полной санитарной обработки людей при заражении отравляющими и аварийно химически опасными веществами, биологическими средствами и радиоактивными веществами, применение табельных и подручных средств. Порядок действий при обнаружении пострадавших, оказания первой помощи и транспортировки (сбора) в безопасное место.
Тема 5. Психологическая устойчивость сотрудников НАСФ при работе в зоне чрезвычайной ситуации. Понятие "Стресс". Виды стресса. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Возможные психические состояния л/с НАСФ при работе в зоне ЧС. Экстренная допсихологическая помощь в зоне чрезвычайной ситуации. Система профилактики стрессовых состояний. Приемы и методы саморегуляции.
1.2. Содержание тем занятий, рекомендованных для включения в модуль специальной подготовки
Тема 1. Действия НАСФ при ведении радиационной, химической и биологической разведки и наблюдения. Приведение приборов в готовность, их проверка, устранение простейших неисправностей. Проведение измерений. Ведение мониторинга радиационной, химической и биологической обстановки на потенциально опасных объектах. Проведение замеров уровня радиации, концентрации химических веществ на объекте и окружающей территории. Границы зон заражения и загрязнения. Осуществление дозиметрического контроля за облучением и заражением личного состава. Действия НАСФ по контролю степени зараженности после проведения специальной обработки. Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения. Меры безопасности.
Тема 2. Действия НАСФ по ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте. Соблюдение режима работы личного состава НАСФ в условиях химического заражения. Действия НАСФ по ведению химической разведки. Действия НАСФ по локализации пролива АХОВ способом обвалования, сбором жидкой фазы в ямах-ловушках, засыпкой сыпучими сорбентами, покрытием слоем пены, полимерными пленками и плавающими экранами, разбавлением АХОВ водой или нейтральными растворами. Действия НАСФ по обеззараживанию (нейтрализации) парогазовой фазы (облака) или проливов АХОВ с использованием различных технологий. Защита личного состава НАСФ при ведении АСДНР при авариях на химически опасном объекте. Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения. Меры безопасности.
Тема 3. Действия НАСФ по ликвидации последствий аварии на радиационно опасном объекте. Ведение радиационной разведки. Подготовка приборов к работе и проверка работоспособности. Действия НАСФ по определению уровней радиации на местности и степени радиоактивного заражения различных поверхностей. Действия личного состава НАСФ при эвакуации рабочих, служащих объекта и населения из зоны радиоактивного загрязнения, а также оказание первой помощи пострадавшим. Действия личного состава НАСФ при проведении дезактивации территории и дорог. Строительство могильников и захоронение радиоактивных обломков. Проведение специальной обработки техники, приборов и инвентаря, использовавшихся в ходе ликвидации аварии, а также санитарной обработки личного состава с применением табельных и подручных средств. Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения. Меры безопасности при выполнении задач на радиоактивно загрязненной местности. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности личного состава сил и персонала объекта (йодная профилактика, применение радиопротекторов).
Тема 4. Действия НАСФ по выполнению противопожарных мероприятий на объекте. Порядок использования средств пожаротушения, состоящих на оснащении НАСФ. Требования пожарной безопасности на объекте. Действия НАСФ по выполнению мероприятий в соответствии с Планом противопожарной защиты объекта. Практическое развертывание и применение табельных средств пожаротушения, состоящих на оснащении НАСФ. Действия по использованию средств защиты (изолирующих противогазов, дыхательных аппаратов). Меры безопасности.
Тема 5. Действия НАСФ по тушению пожаров в различных условиях обстановки. Ведение пожарной разведки силами НАСФ. Действия по локализации и тушению пожаров. Спасение и эвакуация пострадавших из очага поражения, горящих, задымленных и загазованных зданий. Отработка действий номеров боевого расчета в различных условиях обстановки. Действия по тушению пожаров в условиях заражения радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами. Действия по тушению пожаров в подземных сооружениях, на электростанциях и подстанциях, на транспорте, при наличии на объекте взрывчатых веществ. Действия по тушению пожаров в условиях массового разлива нефтепродуктов. Действия по тушению пожаров при авариях на магистральных газо- и нефтепроводах. Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения. Меры безопасности.
Тема 6. Действия НАСФ по ликвидации последствий аварии на радиационно-, химически-, взрыво- и пожароопасных объектах. Действия НАСФ по отключению поврежденных участков. Практические действия по ремонту поврежденных участков. Ремонт поврежденных участков, проведение других аварийных работ. Действия НАСФ по ведению разведки и поиску пострадавших. Действия НАСФ по спасению пострадавших, находящихся в завалах, путем устройства галерей, растаскивания конструкций зданий, использования домкратов и средств малой механизации для разборки завалов сбоку, сверху, в наиболее доступных местах. Особенности спасения людей, находящихся в загазованных, затопленных водой убежищах и укрытиях. Действия НАСФ по оказанию первой помощи пострадавшим. Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения. Меры безопасности.
Тема 7. Действия НАСФ по устройству проездов, обрушению неустойчивых зданий и конструкций, по вскрытию заваленных защитных сооружений. Действия НАСФ по оборудованию проходов (проездов) в завалах. Действия НАСФ по креплению и усилению конструкций. Действия НАСФ по обрушению неустойчивых конструкций: ударной нагрузкой, канатной тягой, вручную с использованием различного инструмента, взрывным способом. Вскрытие заваленных защитных сооружений, основные способы, последовательность выполнения работ. Обеспечение подачи воздуха в заваленное защитное сооружение. Расчистка завала над аварийными или основными выходами и вскрытие защитного сооружения. Вскрытие защитного сооружения путем отрывки приямка с наружной стены убежища или путем устройства прохода через смежные подвальные помещения. Вскрытие защитного сооружения путем устройства вертикальной или наклонной шахты с проходом под завалом и пробивкой проема в стене. Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения. Меры безопасности.
Тема 8. Действия НАСФ по разборке завалов. Разведка завалов, поврежденных и горящих зданий. Действия НАСФ при разборке завала с использованием инженерной техники и средств малой механизации (пневматического, гидравлического инструмента и др.). Порядок выполнения работ. Действия НАСФ по расчистке территории от обломков разрушенного здания. Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения. Меры безопасности.
Тема 9. Действия НАСФ по проведению АСДНР при ЧС природного характера. Возможная обстановка при разных видах ЧС природного характера, которые могут возникнуть в районе действия НАСФ. Действия НАСФ по ведению разведки и поиску пострадавших. Действия НАСФ по спасению пострадавших, находящихся на поверхности воды, выше уровня воды (на отдельных местных предметах), под водой, в разрушенных зданиях под завалами, под снегом. Действия НАСФ по оказанию первой помощи пострадавшим. Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения. Меры безопасности.
Тема 10. Действия санитарной дружины, санитарного поста, осуществляемые в целях медицинского обеспечения личного состава формирований, персонала объекта экономики и пострадавших. Оказание первой помощи пострадавшим. Эвакуация пострадавших в лечебные учреждения. Ведение наблюдения за выполнением личным составом установленного режима работы, проведения санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий. Действия медицинских формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Организация работы медицинского пункта формирования на участке (объекте) работ. Взаимодействие формирования с силами, действующими в очаге поражения.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 6/2019. Другие статьи по теме | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (03.02.2020) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 9946 |