Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях различного характера и несчастных случаях
Главная » Статьи » НАСФ, НФГО, спасательные службы

Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях различного характера и несчастных случаях

I. Введение

 

В городе Москве и Московском регионе имеются многочисленные факторы риска для возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций с высокой потенциальной опасностью для жизни и здоровья населения.

Чрезвычайной ситуацией (ЧС) принято считать обстановку на определенной территории или объекте, сложившуюся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, применения средств поражения, террористического акта или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей. По виду ЧС подразделяются на ЧС: техногенного характера (радиационные, химические, биологические; пожары и взрывы; обрушение сооружений; гидродинамические, затопление; крушения (аварии) транспортных средств, жилищно-коммунальные); природного характера (космогенные, землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни, селевые потоки, природные пожары и др.); экологического характера (в атмосфере, в биосфере, гидросфере и литосфере); биолого-социального характера (инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных; возникновение новых видов заболеваний, голод); террористического характера (взрывы и поджоги, химические атаки, ядерный шантаж, применение биологических агентов, диверсии на транспорте, информационно-психологическое воздействие); военного характера (применение ядерного, химического и биологического оружия, высокоточного обычного оружия, оружия на новых физических принципах; ограниченные военные конфликты).

Ситуация усугубляется тем, что многие аварийно-опасные объекты находятся в зонах жилой застройки, вблизи медицинских, детских, культурно-бытовых и развлекательных учреждений, железнодорожных и автобусных вокзалов, станций метрополитена, других объектов с массовым скоплением людей.

Как показывает опыт, при возникновении крупных производственных аварий, катастроф, чрезвычайных и кризисных ситуаций различного характера складывается сложная медицинская обстановка, характеризующаяся массовыми санитарными потерями среди населения. Потенциально возможные потери в системе здравоохранения могут привести к снижению его возможности по оказанию скорой и неотложной, оперативной медицинской помощи.

В городе Москве сформирована и функционирует Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) как территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

В 1991 году создана Служба экстренной медицинской помощи (СЭМП) Департамента здравоохранения города Москвы как функциональное объединение сил и средств городского здравоохранения для ликвидации медицинских последствий ЧС на территории города, которая является функциональной подсистемой МГСЧС и составной частью Всероссийской службы медицины катастроф – ее территориальным звеном (территориальной службы медицины катастроф).

СЭМП – гибкая функциональная система, позволяющая в кратчайшие сроки изменить режим повседневной работы городского здравоохранения, обеспечить своевременное и эффективное оказание всех видов медицинской помощи в ЧС, от первой медицинской до квалифицированной и специализированной медицинской помощи, причем в самый ранний период после возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций.

Медицинскими силами догоспитального звена, призванными оказывать первую медицинскую помощь, доврачебную и первую врачебную экстренную помощь по жизненным показаниям в условиях ЧС, являются, в первую очередь, врачебные и фельдшерские линейные бригады скорой медицинской помощи Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова, а также врачебно-сестринские бригады амбулаторно-поликлинических учреждений и бригады пунктов неотложной помощи детскому населению.

Вместе с тем, учитывая, что какое-то время (это может быть до 30 и более минут) пострадавшие в ЧС, в т.ч. в ДТП, остаются без медицинской помощи, чрезвычайно актуальным становится специальная подготовка (обучение) широких масс населения, прежде всего, некоторых категорий граждан (см. ниже) приемам оказания первой медицинской помощи на месте происшествия.

Первая помощь эффективна только в том случае, когда оказывается немедленно или как можно раньше с момента поражения. По данным Всемирной организации здравоохранения и в соответствии с иностранными и отечественными литературными источниками, до 20% погибших в результате несчастного случая в мирное время могли быть спасены, если бы своевременная и качественная первая помощь была им оказана на месте происшествия. С увеличением срока оказания первой помощи быстро возрастает и частота различных, в том числе смертельных, осложнений у пораженных.

Одним из основных принципов деятельности службы медицины катастроф является своевременность, непрерывность и эффективность экстренной медицинской помощи, т.е. спасение жизни и сохранение здоровья максимально возможному количеству пострадавших в максимально короткое время. Данный принцип обеспечивается, в частности, оптимальными сроками проведения спасательных работ, в том числе оказанием первой медицинской, само- и взаимопомощи в очаге. Первая медицинская помощь – это комплекс простейших мероприятий, выполняемых на месте получения повреждения преимущественно в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками спасательных работ, с использованием табельных и подручных средств. Оптимальный срок оказания первой помощи – до 30 минут после получения травмы. Первая помощь пострадавшим должна оказываться, исходя из характера, тяжести и локализации повреждений; первоочередными являются: остановка обильного кровотечения, борьба с асфиксией, транспортная иммобилизация поврежденных конечностей, восстановление жизненных функций при развитии клинической смерти (сердечно-легочная реанимация) и др.

Как показывает практика, такие лица (водители транспортных средств, сотрудники ГИБДД, работники Государственной противопожарной службы МЧС России и другие) в некоторых случаях могут прибыть на место происшествия и оказать первую (по сути, «жизнеспасающую») помощь раньше бригад скорой медицинской помощи. Ради таких, далеко не редких, случаев, когда минуты могут решить исход тяжелой травмы – спасти жизнь пострадавшего или потерять его, задумана и претворяется в жизнь на правительственном уровне широкая программа подготовки всего населения и, в первую очередь, вышеуказанных лиц к оказанию первой помощи.

 

Примечание редакции. В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

II. Предназначение и объем первой помощи

 

1. Главная цель оказания первой помощи:

- во-первых, предотвратить дальнейшее воздействие на пострадавшего поражающего фактора;

- во-вторых, предупредить развитие тяжелых осложнений и тем самым сохранить жизнь пострадавшему.

Организация экстренной первой и первой медицинской помощи пострадавшим тесно связана с фазностью развития патологических процессов непосредственно в районе бедствия (на месте происшествия). Так, в период фазы изоляции, длящейся от нескольких минут до нескольких часов, первая помощь может оказываться как самими пострадавшими в порядке само- и взаимопомощи, так и лицами, оказавшимися на месте ЧС и имеющими соответствующую подготовку. Первостепенное значение в данном случае имеет степень обученности упомянутых лиц, психологической готовности и умение использовать для оказания помощи подручные средства. И только прибывающие на место спасательные формирования начинают использовать для оказания первой помощи табельное имущество.

2. Общее понятие об объеме первой помощи.

2.1. При аварии, происшествии, ЧС с преобладанием механических (динамических) и термических поражающих факторов, в первую очередь, необходимо:

- извлечь пострадавших из-под завалов, из поврежденного транспортного средства. Перед тем как высвободить конечность от сдавливания, на ее основание накладывается жгут, который снимают только после того, как будет произведено тугое бинтование конечности от периферии до жгута;

- вывести (вынести) пострадавших из очага, потушить горящую одежду или попавшую на тело горящую смесь;

- предотвратить асфиксию путем освобождения дыхательных путей от слизи, крови и возможных инородных тел; при западании языка, рвоте, обильном носовом кровотечении пострадавшего укладывают на бок; в некоторых случаях при западении языка его можно проколоть булавкой, которую зафиксировать со стороны наружной дужки бинтом к шее или подбородку;

- придать пострадавшему физиологически выгодное положение;

- произвести временную остановку кровотечения всеми доступными средствами: давящая повязка, пальцевое прижатие, жгут и т.д.;

- наложить асептическую повязку на рану и ожоговую поверхность;

- произвести иммобилизацию поврежденной области подручными средствами;

- при отсутствии самостоятельного дыхания и пульса на сонной артерии произвести искусственную вентиляцию легких методом «рот-в-рот», «рот-в-нос», или с помощью S-образной трубки, а также закрытый массаж сердца (сердечно-легочную реанимацию);

- ввести внутримышечно обезболивающее средство (при наличии в аптечке) с помощью одноразового шприца или шприца-тюбика;

- дать перорально водно-солевой раствор (1/2 ч. л. соды и соли на 1 л жидкости) или тонизирующий горячий напиток (чай, кофе) при отсутствии рвоты и признаков травмы органов брюшной полости;

- принять меры по предупреждению переохлаждения или перегревания;

- аккуратно вынести пострадавшего из опасного очага и оставить под наблюдением другого компетентного человека до прибытия медицинских работников; при наличии возможности, благоприятной обстановке и удовлетворительном состоянии пострадавшего эвакуировать его своим или другим транспортом в ближайшее медицинское учреждение.

2.2. При катастрофах с выходом в окружающую среду опасных химических веществ (АХОВ) проводится:

- защита органов дыхания, глаз и кожных покровов от непосредственного воздействия на них химических веществ;

- частичная санитарная обработка открытых частей тела (проточной водой, 2% раствором питьевой соды и др.) и, при возможности, обработка (дегазация) прилегающей к ним одежды;

- при попадании химических веществ в рот и желудок (отравлении) -полоскание рта и обильное промывание желудка «ресторанным» способом, дача сорбента (при наличии);

- скорейший вынос пораженного из зоны отравления.

 

III. Требования по медицинской подготовке, предъявляемые к спасателям аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, аттестуемым на квалификацию «Спасатель»

 

1. Перечень основных манипуляций первой помощи пострадавшим.

Для получения квалификации «Спасатель» претенденту необходимо:

- знать характерные признаки поражений, содержание и объем первой помощи пострадавшим от различных травмирующих факторов, порядок сортировки пострадавших (определение очередности оказания помощи, а также возможности и очереди эвакуации), способы выноса пострадавших из очага поражения и правила их транспортировки в ЛПУ, правила общественной гигиены;

- уметь оказывать первую помощь пострадавшим от различных травмирующих факторов.

В число основных манипуляций первой помощи входят:

- прекращение действия поражающих факторов;

- восстановление проходимости верхних дыхательных путей;

- придание физиологически выгодного положения телу пораженного;

- временная остановка наружного кровотечения;

- непрямой (закрытый) массаж сердца;

- искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание) методами «изо рта в рот» и «изо рта в нос»;

- наложение стерильной повязки на раневые и ожоговые поверхности;

- проведение транспортной иммобилизации при переломах костей, обширных ожогах и размозжениях мягких тканей;

- внутримышечное введение ампульных обезболивающих препаратов с помощью шприца-тюбика или одноразового шприца;

- проведение частичной специальной обработки;

- наложение окклюзионной повязки (при открытом пневмотораксе);

- владение приемами и способами согревания пострадавшего;

- оценка характера, степени тяжести и опасности травм, полученных пострадавшим;

- оказание первой помощи в необходимой последовательности и в соответствии с полученными пострадавшим травмами;

- использование табельных средств спасателей для оказания первой помощи.

2. Обязательные нормативы, выполняемые спасателем.

2.1. Наложение резинового кровоостанавливающего жгута на бедро (плечо). Спасатель стоит около «пострадавшего», держа жгут в руках. «Пострадавший» лежит. Выполнение норматива заканчивается закреплением жгута и обозначением времени (часы, минуты) его наложения.

2.2. Наложение шин из подручного материала при переломах костей верхних и нижних конечностей. При наложении шины на плечо (голень) «пострадавший» лежит на земле, а спасатель работает в удобном для него положении. Шина накладывается на одежду. Подручный материал находится рядом.

2.3. Наложение первичной повязки. «Пострадавший» лежит. Перевязочный материал и другие средства оказания помощи находятся рядом. Ошибки, снижающие оценку на один балл: повязка наложена слабо или при ее наложении образуются складки; повязка не закреплена или закреплена узлом над раной.

2.4. Использование шприца-тюбика (при наличии) из аптечки индивидуальной (АИ). Спасатель находится рядом с «пострадавшим» готовит и применяет шприц-тюбик. Прокалывает верхнюю одежду иглой, вводит внутримышечно содержимое шприца-тюбика и извлекает иглу. Выполнение норматива заканчивается прикалыванием шприца- тюбика к одежде «пострадавшего».

3. Примерный перечень теоретических вопросов при аттестации спасателей:

- поражающие факторы при различных чрезвычайных ситуациях (ЧС);

- задачи и объем первой помощи, оказываемой спасателем;

- основные понятия об анатомии и физиологии человека;

- средства оказания первой помощи, имеющиеся на вооружении спасателя;

- понятие о травмах и ранениях;

- виды кровотечений их отличительные особенности;

- способы временной остановки кровотечений;

- порядок и правила наложения жгута;

- понятие о травматическом шоке, его признаки, причины, первая помощь;

- виды и признаки переломов костей;

- первая помощь при переломах костей конечностей;

- первая помощь при переломах ребер, костей таза, позвоночника;

- способы транспортировки при различных переломах;

- признаки клинической и биологической смерти;

- понятие о сердечно-легочной реанимации, порядок проведения;

- методы и порядок проведения искусственного дыхания;

- понятие о синдроме длительного сдавливания;

- виды ожогов;

- первая помощь при ожогах разной степени тяжести (дифференцированно);

- первая помощь при отморожениях;

- первая помощь при утоплении;

- первая помощь при поражении электрическим током и молнией;

- первая помощь при поражении опасными химическими веществами, угарным газом;

- инфекционные заболевания, возбудители, источники, пути распространения и заражения. понятие об особо опасных инфекциях. особенности работы спасателя в очагах опасных инфекций;

- способы выноса пострадавших из очагов поражения и их переноски одним или двумя спасателями.

Приведенные выше сведения о программах подготовки спасателей, требованиях, предъявляемых к спасателям по медицинской подготовке, объеме теоретических знаний и перечне практических навыков по оказанию спасателями первой помощи пострадавшим в ЧС на первый взгляд могут показаться вполне приемлемыми. Вместе с тем, как показывают результаты углубленного изучения и анализа, существующая на сегодняшний день система медицинской подготовки спасателей аварийно-спасательных, поисково-спасательных формирований и пожарных частей находится на низком уровне, не отвечающем современным требованиям.

Обучение в составе ПСФ граждан, впервые принятых на должность спасателя, (объем по медицинской подготовке в учебном году составляет 26 часов) проводится, как правило, под руководством непосредственного начальника (в лучшем случае, спасателя не ниже 2 класса). В дальнейшем обучение проводится в составе дежурных смен ПСФ с учебной нагрузкой по 3-4 учебных часа в месяц + 2 часа самостоятельной работы. Из-за отсутствия в штате ПСФ медицинских работников уровень теоретических занятий и тренировок по отработке практических приемов и способов оказания первой помощи оставляет желать лучшего. Возможность привлечения к проведению занятий по медицинской подготовке на договорной основе профессиональных педагогов-медиков используется редко. При таком режиме и отсутствии должного контроля со стороны соответствующих должностных лиц результативность обучения низкая, оно носит формальный характер.

Уровень обучения спасателей в образовательном учреждении (УМЦ ГО и ЧС Москвы и др.) безусловно выше, т.к. оно проводится специалистами-медиками в учебных классах, оснащенных наглядными пособиями, тренажерами, муляжами и т.п., с использованием кино- и видеоматериалов, табельных и подручных средств для оказания первой помощи. Количество учебных часов по медицинской подготовке составляет от 59 для спасателей 1 класса до 70 – 3 класса. Но и в этом случае можно говорить лишь об удовлетворительных результатах.

По аналогичному сценарию проходит обучение по оказанию первой помощи личный состав подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, в т.ч. пожарно-спасательных.

О низкой медицинской подготовке спасателей ПСФ и спасателей-пожарных позволяет судить участие в работе Территориальной аттестационной комиссии Управления гражданской защиты города Москвы некоторых авторов данных МР.

 

IV. Пути совершенствования организации и качества обучения приемам оказания первой помощи

 

Оптимизация уровня и качества подготовки спасателей по вопросам оказания первой помощи пострадавшим при ЧС является актуальнейшей проблемой. Для повышения результативности медицинской подготовки спасателей, в частности, требуется совершенствование: нормативной базы, методов обучения, материально-технического обеспечения учебного процесса, переработка программ обучения, их стандартизация и дифференциация, увеличение учебного времени подготовки.

Оптимизация методов обучения предполагает, в частности, широкое использование четких алгоритмов действий, позволяющих выполнить необходимые мероприятия, направленные на поддержание жизнедеятельности и предупреждение развития угрожающих жизни пострадавшего осложнений до приезда скорой помощи – быстро, эффективно и безопасно. Желательно шире использовать в процессе обучения метод ролевых игр, дистанционное обучение (ознакомление с информацией или/и выполнение заданий), взаимодействуя с преподавателем через компьютерные телекоммуникации.

Каждый, кто прошел тот или иной курс обучения по оказанию первой помощи, должен получить соответствующее удостоверение, а также (было бы желательно!) хорошо иллюстрированную унифицированную Памятку-инструкцию по оказанию первой помощи или/и тематический учебный видеофильм.

Требуется существенно повысить профессиональный уровень преподавателей по вопросам оказания первой помощи; необходимо отказаться от привлечения к проведению занятий лиц, не имеющих такой подготовки и соответствующего документа о прохождении специального предметного курса для преподавателей.

Такой курс сотрудникам АСФ Москвы можно в плановом порядке, по согласованию пройти на базе Учебного отдела НПЦ экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы. Необходимо законодательно определить оптимальные сроки повторного обучения преподавателей (2-3 года).

Материально-техническое обеспечение учебного процесса – 3-я важная составляющая совершенствования организации и качества обучения приемам оказания первой помощи.

Идеальным является, прежде всего, наличие и оборудование специального (или приспособленного) помещения (класса) для проведения занятий по медицинской подготовке спасателей. В числе оборудования и оснащения класса, как минимум, должны быть:

- манекены взрослого человека в полный рост и ребенка до одного года;

- муляжи различных органов и систем человека; набор специальных накладок, позволяющих имитировать на этих муляжах различные повреждения (раны, термические и химические ожоги, переломы и ампутации конечностей и т.п.) для отработки методов оказания первой помощи (наложение повязок, кровоостанавливающих жгутов, иммобилизация переломов и т.п.;

- современные манекены-тренажеры (желательно с подсоединенным компьютером) для обучения приемам сердечно-легочной реанимации при клинической смерти и других угрожающих жизни со стояниях (потеря сознания, закупорка дыхательных путей инородными телами и др.); с его помощью можно не только отрабатывать методики восстановления проходимости дыхательных путей, искусственного дыхания, непрямого массажа сердца, но и оценивать правильность выполнения манипуляций учащимися;

- современные компьютеры;

- проекционная кино-видеоаппаратура;

- информационно-методические материалы в виде наглядных стендов, учебной литературы, фильмов и других кино-видеоматериалов;

- перевязочный материал, набор медицинских и импровизированных шин, кровоостанавливающих жгутов и др.

 

V. Методические особенности проведения занятий по оказанию первой помощи

 

Ниже приводятся, в порядке обмена опытом, некоторые особенности методики обучения приемам оказания первой помощи врачей и средних медицинских работников службы экстренной медицинской помощи, а также спасателей ПСФ 1-2 класса, привлекаемых к проведению плановых занятий по первоначальной, в том числе медицинской, подготовке спасателей своих учреждений, на базе Учебного отдела НПЦ экстренной медицинской помощи.

Здесь применяется современная многоуровневая блок-система интенсивного обучения, которая позволяет в ограниченное время привить необходимые практические навыки оказания первой медицинской и доврачебной помощи лицам с различными базовыми знаниями.

С этой целью целесообразно проводить предварительный контроль базовых знаний обучаемых с использованием компьютерной программы, в основе которой лежит метод самоконтроля и самообучения. Такая форма работы стимулирует активную заинтересованность слушателей в получении знаний и создает условия для их освоения и углубления. Параллельно с компьютерным тестированием перед занятиями проводится экспресс-тестирование на бумажных носителях по ключевым вопросам изучаемого материала. В конце занятия проводится повторное тестирование. Сравнительный анализ первоначальных и заключительных результатов экспресс-тестов отражает степень усвоения материала.

Система обучения практическим навыкам основана на многоуровневом принципе:

1. Основы теории доводятся до слушателей вербальными методами.

2. В сопровождении электронных информационных систем – алгоритмы действий различных манипуляций.

3. Первичное освоение практических навыков на манекенах, в том числе компьютеризированных.

4. Закрепление приобретенных навыков на практических занятиях.

5. Моделирование ургентных состояний и варианты решения ситуационных задач с активным применением полученных практических навыков на многофункциональных манекенах.

 

Обучающая мультимедийная программа

Демонстрация методик преподавателем

Первичное освоение методики под руководством преподавателя

Регулярный тренинг жизнеспасающих манипуляций

Экзамен

 

Методика обучения практическим навыкам на примере освоения сердечно-легочной реанимации (СЛР).

Отработка данной методики включает демонстрацию приемов СЛР преподавателем и их отработку курсантами на компьютеризированном манекене.

Манекен представляет собой конструкцию, имитирующую тело взрослого человека в натуральную величину, что позволяет проводить основные приемы элементарной реанимации с высокой степенью реалистичности.

Восстановление проходимости дыхательных путей должно моделироваться за счет подвижности шейного отдела позвоночника и нижней челюсти. Имитация искусственной вентиляции легких обеспечивается анатомически достоверными структурами носа и рта и экскурсией грудной клетки, наблюдаемой при правильно выполненной вентиляции. В случае попадания воздуха в желудок отмечается подъем передней брюшной стенки с одновременным возникновением характерного звука. Реалистичная топография грудной клетки манекена и возможность регулировки ее ригидности (степени жесткости) позволяет проводить корректное освоение методики непрямого массажа сердца.

Тренинг проводится одним или двумя человеками.

Контроль точности выполнения манипуляций должен осуществляться по следующим параметрам:

- объем воздуха в каждой вентиляции;

- время начала СЛР после констатации клинической смерти;

- наличие первичных вентиляций;

- количество проводимых вентиляций в минуту;

- попадание воздуха в желудок;

- соотношение количества компрессий грудной клетки к числу вентиляций легких;

- точность расположения рук реаниматора на грудной клетке;

- глубина компрессий;

- частота компрессий;

- равномерность компрессий и релаксации грудной клетки;

- амплитуда компрессий;

- период между компрессионными циклами.

Оценка результатов должна проводиться на основе детальной характеристики каждого параметра в сравнении с рекомендуемыми величинами. Архивирование результатов позволяет проводить сравнительный анализ результатов как одного слушателя, так и групп в разные периоды обучения. Для освоения практических навыков СЛР целесообразно формировать группы в количестве не более 6 человек на одного методиста. Данная методика дает возможность визуального контроля в реальном времени за точностью выполнения элементов СЛР, а также последующего анализа действий обучаемого. Компьютерное обеспечение предусматривает графическое и цифровое отображение как процесса манипуляций, так и их результата.

Освоение методики проведения СЛР предваряет ознакомление слушателей с мультимедийной программой, в которой наглядно освещаются и усваиваются вопросы: показания к проведению СЛР, алгоритмы действий, технические трудности их выполнения, возможные осложнения и типичные ошибки.

Затем приемы СЛР демонстрируются и объясняются преподавателем. После этого отрабатываются курсантами практически, с многократным повторением под руководством преподавателя, до выработки автоматизма безошибочного выполнения. Все действия отображаются на экране компьютера. Проецирование хода реанимации на настенный экран является дополнительным обучающим фактором как для непосредственных исполнителей, так и для всей аудитории.

На каждом последующем практическом занятии отводится время (5-8 минут) для самостоятельного закрепления каждым слушателем практических навыков как в режиме самоконтроля при включенном настенном экране, так и «вслепую».

Окончательный разбор ошибок проводится преподавателем при ретроспективном просмотре графической информации и цифрового отображения результатов.

С целью интенсификации и повышения качества учебного процесса в блок-схему обучения включаются электронные семинары на основе обучающе-тестирующей программы (ОТП). Такие семинары продолжительностью до одного учебного часа проводятся ежедневно после информационного блока.

В ОТП включается 70% вопросов изученного материала и 30% вопросов предстоящей темы занятия. Обучающе-тестирующая программа представляет собой открытый реляционный тип базы данных, позволяющий проводить редактирование, а также ротацию и количественное изменение вопросов, и содержит: основной раздел, базовый и уровневые вопросы, ответы и поле с признаками верных ответов. В основу программы положен принцип сочетания конструктивных тестов с тестами опознания и каскадности, т.е. последовательного распределения вопросов, логически связанных с основным заданием и обязательным их усложнением.

Базовый вопрос формулируется на основе наиболее часто возникающих при ЧС патологий, а также по материалам реальных карт вызовов бригад скорой помощи и НПЦ экстренной медицинской помощи к пострадавшим при массовых поражениях. Каскад следующих от базовых вопросов основывается на знаниях принципов медицинской сортировки и детализации оказания помощи.

В случае ошибочного ответа на любом уровне каскад вопросов прекращается и программа предлагает следующий базовый вопрос. При неполном ответе на глубоких, сложных уровнях программа предусматривает возможность повторного, скорректированного ответа.

При неверном ответе на «ключевые» вопросы, носящие принципиальный и основополагающий характер, программа завершает свою работу вне зависимости от стадии ее выполнения и результат тестирования определяется как отрицательный.

В итоговом протоколе гистограммой отображается картина прохождения уровней, что позволяет визуализировать глубину теоретических знаний. База данных результатов должна архивировать все уровневые вопросы с указанными ответами.

Предлагаемая методика позволяет в короткие сроки проводить квалифицированную подготовку сотрудников экстренных служб к оказанию первой помощи в условиях ЧС.

 

VI. Психологические аспекты подготовки спасателей и других лиц, призванных оказывать первую помощь пострадавшим

 

При обучении спасателей приемам оказания первой помощи пострадавшим при ЧС различного характера важное дополнительное значение имеет их психологическая подготовка. Ее необходимость диктуется, в частности:

- необычностью и сложностью условий работы спасателей при любой чрезвычайной ситуации, связанной с опасностью для их жизни и здоровья, воздействием на психику таких факторов, как вид расчлененных, изуродованных, окровавленных, обгоревших человеческих тел, физических страданий пострадавших, их стоны, истерические реакции, неадекватное поведение, отсутствие сознания и признаков жизни и т.п.;

- потенциальным риском развития пограничных психических расстройств невротического, психосоматического и поведенческого характера, обусловленных стрессом, у самих спасателей.

Отсюда целями психологической подготовки спасателей являются:

- выработка и повышение психологической устойчивости к стрессовым воздействиям, имеющим место при данного рода деятельности;

- получение элементарных знаний по методике оказания психологической поддержки, адекватному общению с пострадавшими, а также навыков психологической само- и взаимопомощи, психологической разгрузки, снятия стресса и эмоционального напряжения;

- выработка навыков слаженной работы в условиях многочисленных неблагоприятных факторов ЧС, адекватного выполнения функций по предназначению, готовности быстрого реагирования на изменение и усложнение обстановки;

- доведение всех действий спасателей (как индивидуально, так и в составе подразделения) до максимальной слаженности, уровня полного автоматизма («мышечной памяти»). Спасатель должен думать и действовать практически одновременно. Недопустимы сомнения или неуверенность, даже 2-3 секундные задержки при отработке моделируемых ситуаций;

- формирование морально-психологических качеств, развивающих выносливость и позволяющих переносить длительные физические и психологические нагрузки при проведении поисково-спасательных работ в зонах ЧС.

Все вышесказанное требует, в частности, регулярной многократной отработки пошаговых действий спасателей в моделируемых ситуациях, максимально приближенных к реалиям ЧС.

Наличие эмоционально-волевой (психологической) устойчивости у профессиональных спасателей является обязательным требованием и должно тестироваться при их профессиональном отборе.

Для проведения занятия со спасателями по психологической подготовке должен привлекаться специалист, имеющий соответствующую подготовку (врач-психиатр, психотерапевт, психолог).

На занятии преподавателю целесообразно раскрыть, в частности, содержание вопросов:

- диагностические признаки и особенности острой реакции на стресс и психических расстройств у пострадавших в ЧС и спасателей;

- пути и методы формирования у спасателей устойчивости к неблагоприятным факторам воздействия на психику в условиях ЧС;

- правила общения спасателя с потерпевшими.

Знание спасателями основных клинических проявлений психических расстройств, возникающих у лиц, вовлеченных в ЧС, является одной из важных задач проведения с ними психологической подготовки.

Острая реакция на стресс при нахождении в очаге ЧС развивается обычно в течение часа, приблизительно у 50% лиц, перенесших тяжелую психологическую травму.

Частота возникновения и тяжесть течения находятся в прямой зависимости от интенсивности стресса и исходного психического состояния пострадавших.

Клиническая картина острой реакции на стресс обычно развивается в течение часа и может сопровождаться следующими симптомами: усиленным сердцебиением, профузным потоотделением, тремором, сухостью во рту, одышкой и чувством удушья, болями и неприятными ощущениями в груди, тошнотой и желудочно-кишечным дискомфортом, головокружением, слабостью, неуверенной походкой, приливами жары и холода, парестезиями. Кроме того, могут возникать нарушения психики: сужение внимания, дезориентировка во времени и в пространстве, отчаяние или безнадежность, гнев или вербальная агрессия, неконтролируемая, крайне тяжелая грусть, неадекватная или бессмысленная гиперактивность, страх потерять контроль над собой, «сойти с ума», умереть.

При смягчении стресса симптомы начинают редуцироваться не ранее, чем через 8 часов и не позднее 48 часов.

Опасными патологическими состояниями у пострадавших в ЧС может быть развитие, с одной стороны – ступора (обездвиженности), с другой – неадекватного психомоторного возбуждения, в результате которых они могут, соответственно, немотивированно долго и опасно задержаться в зоне действия поражающего фактора или создать трудности для оказания им помощи.

В связи с тем, что возбужденные лица могут индуцировать своим расстройством других пострадавших, их надо максимально оперативно эвакуировать из зоны ЧС. Показаниями для немедленной эвакуации являются: грубая дезинтеграция психики (галлюцинации, бред); невозможность осмысления реальной ситуации и своего места в ней, прогнозирования ее развития; исчезновение способности адекватно руководить своими действиями, памятью, вниманием, мышлением, соблюдением своих интересов, норм морали, права и социального взаимодействия.

Для уменьшения стрессового воздействия на психику все лица, находящиеся в зоне ЧС (как спасатели, так и пострадавшие), должны быть включены в активную деятельность. Пострадавших, не нуждающихся в медицинской помощи и не имеющих явных признаков острой реакции на стресс (при невозможности эвакуации из зоны ЧС), целесообразно задействовать для психологической поддержки более остро переживающих стресс пострадавших

Важнейшим элементом поддержания высокого психоэмоционального уровня готовности спасателей к выполнению своих функций в условиях ЧС является идеологическая работа со спасателями. Наряду с психологической и другими видами подготовки, она должна быть направлена на выработку у спасателей таких личностных качеств как эмоциональная уравновешенность, устойчивость к стрессу, высокий уровень внимания и способность к длительной его концентрации. В основе этой работы должна лежать следующая идеологическая парадигма: спасатель в зоне ЧС – это самый главный, важный и необходимый человек. Он – «царь и бог». Он может все. Он должен уметь все. Нет более высокого предназначения, чем быть спасателем. Доведение этих постулатов до личного состава необходимо осуществлять регулярно, эмоционально насыщенно, с привлечением для этой цели личностей, пользующихся в среде обучаемых высоким авторитетом.

Для повышения устойчивости к психическому воздействию экстремальных факторов целесообразно проведение не менее чем одного занятия в секционном зале (морге) лечебно-профилактического учреждения.

При работе в экстремальных условиях спасатель должен соблюдать элементарные правила общения с пострадавшими.

Скажите: кто вы и какие функции выполняете. Если позволяет время и обстановка, первым делом следует приободрить пострадавшего, дать почувствовать, что он не одинок в создавшейся ситуации, что вы рядом и уже принимаются меры по спасению, до приезда «скорой помощи» вы сделаете все возможное для него.

Внимательно и осторожно осмотрев человека, придайте его телу необходимое в данном случае, по возможности, удобное положение и окажите ему доступную для вас медицинскую помощь, начиная с самых неотложных, «жизнеспасающих» манипуляций (остановка кровотечения и др.). При этом следует позаботиться о том, чтобы избавить пострадавшего от посторонних любопытных взглядов «зевак», которые всегда неприятны человеку в кризисных ситуациях. Не забывайте обязательно поддерживать речевой и легкий телесный контакт с пострадавшим (говорить с ним негромким, спокойным голосом, взять за руку, погладить или похлопать по плечу); если он что-то говорит, внимательно и терпеливо слушайте, дайте выговориться, показывайте свою заинтересованность, понимание, сочувствие; при этом кивайте головой, говорите «да». При этом, даже оказывая медицинскую помощь, старайтесь находиться на том же уровне, что и пострадавший, не поворачивайтесь к нему спиной.

Работа спасателей в психотравмирующих условиях очага ЧС требует обязательного мониторинга состояния их психического здоровья, проведения после выхода из зоны ЧС психодиагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение развития психических расстройств, обусловленных стрессом. К сожалению, такая работа проводится не всегда.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 12/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

 

Другие статьи по теме
Категория: НАСФ, НФГО, спасательные службы | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 19