Подготовка организаций (учреждений, предприятий) к устойчивому функционированию в военное время и в чрезвычайных ситуациях
Главная » Статьи » Методические материалы

Подготовка организаций (учреждений, предприятий) к устойчивому функционированию в военное время и в чрезвычайных ситуациях

I. В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

 

1. Общие положения

 

1.1. Под устойчивым функционированием организаций в военное время понимается их способность обеспечивать производство продукции (оказывать услуги, обеспечивать жизнедеятельность населения) в установленной номенклатуре и объемах.

1.2. При разработке и реализации мероприятий по повышению (поддержанию) функционирования организации в военное время следует исходить из того, что устойчивое функционирование организации в военное время достигается заблаговременным планированием и выполнением в мирное время мероприятий по подготовке организации к защите от воздействия современных средств поражения, в том числе от вторичных факторов поражения, к снижению тяжести последствий воздействия этого оружия.

1.3. Мероприятия по повышению функционирования организации должны быть дифференцированы по составу, содержанию, объему и времени выполнения. Они разделяются на два этапа:

первый этап – подготовка к работе в военное время;

второй этап – работа в условиях военного времени.

Мероприятия первого этапа являются основными и выполняются заблаговременно с привлечением необходимых для этого финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.

Мероприятия второго этапа планируются заблаговременно, но осуществляются с объявлением военного положения, в целях выполнения задач по выпуску продукции в объемах и номенклатуре, установленных на военное время.

Подготовка организаций к устойчивому функционированию в военное время включает в себя комплекс инженерно-технических, организационных и иных мероприятий, выполняемых на стадиях проектирования, строительства новых и реконструкции действующих организаций, а также в период функционирования организаций.

При определении условий функционирования организаций в военное время необходимо учитывать:

- вероятные варианты воздействия противника;

- степень возможных повреждений (разрушений) сооружений и технологического оборудования организации и прогнозируемый выход из строя части производственных мощностей;

- возможность внезапного прекращения (нарушения) электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;

- радиоактивное, химическое и бактериологическое заражение местности;

- возможность катастрофического затопления части организации при разрушении гидросооружений;

- дефицит квалифицированных кадров в связи с призывом части рабочих и служащих предприятий на военную службу.

При планировании и выполнении мероприятий, связанных с поддержанием устойчивого функционирования организации, необходимо предусматривать:

- обеспечение надежной защиты персонала организации;

- организацию защиты и обеспечение сохранности основных производственных фондов (ОПФ), материальных, сырьевых и других запасов;

- меры по последующему восстановлению производственного процесса при частичном разрушении объектов организации в возможно кратчайшие сроки;

- организацию охраны и обороны.

 

2. Требования к повышению (поддержанию) устойчивого функционирования организаций

 

2.1. Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) организаций достигается заблаговременным проведением организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на максимальное снижение результатов воздействия средств поражения противника на организации и создание условий для быстрой ликвидации последствий этого воздействия.

2.2. Организационные и инженерно-технические мероприятия по ПУФ организаций проводятся руководителями этих организаций и включают:

- защиту населения, рабочих и служащих работающих смен организаций, продолжающих работу в военное время, а также смен дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность организаций;

- защиту ОПФ и осуществление мероприятий по уменьшению ущерба от возможных вторичных факторов поражения;

- создание надежных систем электро-, водо-, газо- и теплоснабжения организаций;

- повышение противопожарной устойчивости организаций;

- создание устойчивой системы материально-технического снабжения;

- создание устойчивой системы управления;

- подготовку к быстрому восстановлению нарушенного производства.

2.3. Защита населения, рабочих и служащих организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, а также смен дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность объектов, достигается:

- своевременным оповещением об угрозе нападения противника, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении и ЧС природного и техногенного характера;

- укрытием в защитных сооружениях, рассредоточением средств индивидуальной и медицинской защиты, соблюдением режимов радиационной защиты, осуществлением дозиметрического и химического контроля, проведением мероприятий по светомаскировке населенных пунктов:

- обучением населения гражданской обороне.

Мероприятия по защите населения разрабатываются и проводятся в соответствии с основными принципами защиты населения от оружия массового поражения и нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

В целях обеспечения защиты населения предусматривать:

- развитие, совершенствование и поддержание в готовности территориальной и объектовых систем и средств оповещения об угрозе нападения противника, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении;

- создание локальных систем оповещения населения;

- развитие и совершенствование системы разведки, сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением природной среды, пищевого сырья, фуража, продуктов питания и питьевой воды;

- накопление и поддержание в исправности фонда защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и ПРУ);

- совершенствование организации рассредоточения и эвакуации населения и заблаговременную подготовку загородной зоны;

- накопление и освежение средств индивидуальной защиты, своевременную выдачу их населению;

- осуществление мероприятий по подготовке к медицинскому обслуживанию населения в военное время и в ЧС природного и техногенного характера;

- подготовку сил и средств гражданской обороны для проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, а также для выполнения других мероприятий по ликвидации последствий нападения противника и ЧС;

- совершенствование форм и методов обучения населения способам защиты от современных средств поражения и действиям после нападения противника и последствий ЧС природного и техногенного характера.

В комплексе мер по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время и в ЧС природного и техногенного характера предусматривать:

- организацию снабжения населения продовольствием, питьевой водой и предметами первой необходимости;

- коммунально-бытовое обслуживание населения с учетом проведения эвакуационных мероприятий;

- организацию медицинского обеспечения населения;

- установление режимов деятельности населения в условиях радиоактивного, химического и бактериологического заражения;

- организацию массовой санитарной обработки населения;

- защиту продовольствия, водоисточников и систем водоснабжения от всех видов заражения;

- подготовку к проведению работ по обеззараживанию территории, сооружений, транспортных средств, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции;

- организацию информации населения, обеспечивающую его жизнедеятельность после нападения противника, морально-психологическую подготовку населения;

- меры, направленные на предотвращение или ослабление неблагоприятных для людей экологических последствий применения противником современных средств поражения.

2.4. Для защиты ОПФ зданий и сооружений, станочного и технологического оборудования, энергетических и инженерных коммуникаций необходимо:

- рациональная планировка объектов народного хозяйства и промышленных зон;

- внедрение технологических процессов и конструкций, обеспечивающих снижение опасности возникновения вторичных очагов поражения;

- осуществлять мероприятия по защите уникального оборудования, аппаратуры и приборов;

- размещение технологических установок и оборудования в тех случаях, когда это допустимо по условиям эксплуатации, на открытых площадках или под легкими огнестойкими покрытиями;

- применять для строительства новых и реконструкции существующих зданий и сооружений жесткие каркасные конструкции с легким заполнением и легкими перекрытиями, а также огнестойкие ограждающие конструкции;

- размещать наиболее ответственные участки производства, энергетические установки в частично или полностью заглубленных помещениях, а наиболее ценные и уникальные оборудование и приборы – в специальных защитных сооружениях;

- энергетические и инженерные коммуникации устраивать способом подземной прокладки и кольцевания;

- максимально сокращать запасы аварийно химически опасных и взрывоопасных веществ в организациях, производящих или потребляющих их;

- создавать системы автоматического пожаротушения и нейтрализации в местах хранения огнеопасных и аварийно химически опасных веществ;

- хранить запасы аварийно химически опасных, взрыво- и огнеопасных веществ и материалов в подземных заглубленных или обвалованных складах (емкостях) и принимать меры для предотвращения их розлива;

- устанавливать на рабочих местах расходные заглубленные емкости для аварийного слива аварийно химически опасных веществ и горючих жидкостей;

- внедрять системы безаварийной остановки опасных производств, технологических установок и аппаратов с непрерывным технологическим процессом;

- осуществлять светомаскировку населенных пунктов и организаций;

- мероприятия по защите производственных фондов, зданий, сооружений и оборудования отражаются в заблаговременно разрабатываемых планах гражданской обороны организаций и планах-графиках выполнения технических и технологических мероприятий по сокращению и (или) безаварийной остановке производства в организации.

2.5. Для ПУФ электроэнергетики необходимо:

- обеспечить возможность деления схемы электрических сетей на независимые работающие части;

- закольцевать распределительную электрическую сеть и подключить к нескольким источникам энергоснабжения;

- создать в организациях резерв стационарных и передвижных электростанций;

- создать на электростанциях необходимый запас топлива и подготовить тепловые электростанции для работы на резервных видах топлива;

- дублировать ввод инженерных и энергетических коммуникаций.

2.6. Для ПУФ систем водоснабжения необходимо:

- базировать системы хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземных источниках, а при их отсутствии или недостаточной мощности – на двух источниках – поверхностном и подземном;

- использовать оборотное водоснабжение при создании систем технического водоснабжения населенных пунктов и организаций;

- создать две группы заборных головных сооружений (для систем водоснабжения, базирующихся на поверхностных источниках), одна из которых должна быть вне зон возможных сильных разрушений;

- защищать водоисточники и резервуары чистой воды от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;

- создать системы водоснабжения, позволяющие при необходимости подавать чистую воду в сеть, минуя водопроводные башни, а также подавать воду от одного водопровода к другому с соблюдением санитарных норм;

- использовать технические водопроводы для пожаротушения, расположить пожарные гидранты и задвижки водопроводов на незатопляемой территории.

2.7. Для ПУФ систем газо-, тепло- и топливоснабжения необходимо:

- основные распределительные газопроводы высокого и среднего давления устраивать способом подземной прокладки и кольцевания;

- газораспределительные станции и опорные пункты обводных газопроводов (байпасов), обеспечивающих газоснабжение при выходе их из строя, устраивать в подземных частях;

- устанавливать в основные узловые точки систем газоснабжения отключающие устройства, срабатывающие от давления ударной волны, а на скважинах для исключения свободного фонтанирования нефти и газа – глубинные отсекающие устройства;

- создавать подземные (заглубленные) хранилища для хранения нефтепродуктов.

При развитии систем топливоснабжения предусматривать:

- возможность перераспределения в военное время топливных ресурсов по направлениям, объемам и потребителям;

- накопление и сохранение установленных по нормам запасов топлива:

- использование местных видов топлива;

- развитие и строительства хранилищ для жидкого топлива;

- развитие сети стационарных и передвижных автозаправочных станций;

- разработку мероприятий по использованию торфяного и дровяного фондов снабжения населения на военное время;

- разработку оптимальных схем подачи топлива потребителям в военное время;

- разработку упрощенных технологических способов добычи торфа в военное время.

2.8. Для повышения противопожарной устойчивости организаций необходимо:

- максимально сократить запасы горючих и взрывоопасных веществ и провести инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие успешное проведение работ по локализации и тушению пожаров;

- внедрение современных систем (средств) оповещения и пожаротушения.

2.9. Для ПУФ системы материально-технического снабжения необходимо организовать:

- создание в организациях защищенных запасов и резервов сырья, топлива, комплектующих изделий, оборудования, позволяющих продолжать работу в случае дезорганизации снабжения и организовать рассредоточение и надежное их хранение. Порядок создания запасов и резервов определяется ведомствами (объединениями, обществами и т.д.), в ведении которых находится организация;

- рациональное размещение запасов материально-технических ресурсов на территории района и установлению оптимальных объемов их хранения на базах и складах;

- маневрирование материальными ресурсами в условиях военного времени, упрощение хозяйственных связей, эффективное использование местных сырьевых ресурсов;

- проведение мероприятий по ограничению, с введением особого периода, подвоза материальных ресурсов в категорированный город, ускоренной отгрузке из города (района)  готовой продукции и вывозу материальных ценностей, а также переадресовке находящихся в пути грузов с учетом обстановки после нападения противника;

- защиту сырья, материалов и готовой продукции от всех видов поражения;

- разработку мероприятий по совершенствованию взаимодействия системы материально-технического снабжения с органами управления различных видов транспорта.

В системе торговли и общественного питания обеспечить:

- подготовку и осуществление мероприятий по бесперебойному снабжению населения продовольствием и предметами первой необходимости с учетом рассредоточения и эвакуации населения и укрытия его в защитных сооружениях;

- подготовку к организации органов рабочего снабжения в военное время и закрепление их за предприятиями важнейших отраслей;

- создание баз предприятий торговли и общественного питания, специальных подразделений для обеспечения продовольствием и предметами первой необходимости личного состава невоенизированных формирований и пострадавшего населения, а также подготовку этих подразделений для работы в полевых условиях;

- приспособление выделенных зданий и подготовку к строительству временных сооружений для развертывания предприятий торговли и общественного питания в местах размещения эвакуируемого и рассредоточиваемого населения;

- строительство складов, холодильников и хранение продовольствия с учетом организации контроля и защиты от заражения.

В отраслях, производящих продовольственные товары, осуществлять:

- внедрение прогрессивной технологии переработки сырья, в том числе автоматических и закрытых поточных линий, обеспечивающих надежную изоляцию пищевых продуктов от внешней среды;

- защиту пищевого сырья и продовольствия от современных средств поражения на всех этапах производства и обращения, герметизацию складов, хранилищ и холодильников;

- совершенствование методов контроля зараженного пищевого сырья и продовольствия, а также способов и средств обеззараживания;

- мероприятия по сокращению ассортимента выпускаемой продукции в военное время;

- внедрение современных методов и средств консервирования и бесхолодильного хранения продовольствия и пищевого сырья, а также новых пищевых продуктов массового потребления с длительным сроком хранения;

- мероприятия по подготовке производства и использования пищевых добавок и заменителей продуктов питания в военное время.

В рыбном хозяйстве осуществлять:

- разработку и внедрение способов обеспечения сохранности и увеличения рыбных запасов внутренних водоемов и рек.

В системе коммунального хозяйства и бытового обслуживания предусмотреть:

- мероприятия по снижению разрушений, заглубленное размещение коммуникаций;

- автоматические отключающиеся устройства, аварийные перемычки и аварийные сбросы, централизованное отключение систем;

- заблаговременную подготовку объектов в загородной зоне для санитарной обработки населения и обеззараживания одежды с созданием соответствующих запасов;

- вывоз оборудования бытового обслуживания в загородную зону.

В системе общего образования предусмотреть:

- подготовку материальной базы и учебно-методической документации для обеспечения учебного процесса в военное время.

В системе гидрометеорологии и контроля природной среды предусматривать:

- мероприятия, обеспечивающие деятельность оперативно-прогностических органов, их стационарных наблюдений, прогнозирование загрязненности, методическое руководство.

В системе общего образования и культуры осуществлять:

- разработку учебных планов и других документов для обеспечения учебного процесса в высших и средних специальных учебных заведениях в военное время, в том числе для перехода на ускоренную подготовку кадров;

- разработку учебных планов и методических указаний для ускоренной подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования и непосредственно на производстве;

- подготовку материальной базы для обеспечения учебного процесса учебных заведений, научно-исследовательских работ, развертывания школ, дошкольных учреждений в местах размещения эвакуируемого населения.

В системе здравоохранения и социального обеспечения осуществлять:

- совершенствование организации медицинского обеспечения населения в военное время;

- совершенствование методов лечения поражения, проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-эвакуационных мероприятий;

- введение эффективных средств профилактики и лечения поражений ядерным, химическим и бактериологическим оружием;

- совершенствование системы снабжения медикаментами и медицинским имуществом, обеспечивающей работу учреждений здравоохранения и медицинских формирований в условиях применения противником оружия массового поражения;

- подготовку лечебных учреждений к оказанию населению всех видов медицинской помощи в условиях применения противником оружия массового поражения, а также материальной базы в загородной зоне для обеспечения развертывания лечебных и других медицинских учреждений с учетом увеличения численности населения в этой зоне в военное время;

- создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, в том числе специальной медицинской техники, для обеспечения дополнительного развертывания коек и оснащения медицинских формирований;

- подготовку к организации массовой заготовки крови;

- осуществления санитарного надзора и экспертизы за зараженностью пищевого сырья, продуктов питания и питьевой воды.

2.10. Для создания устойчивой системы управления необходимо предусмотреть:

- подготовку органов управления к осуществлению перевода объектов экономики района, его отраслевых и территориальных звеньев на выполнение заданий по плану расчетного года, а также к управлению действующими на территории района объектами народного хозяйства (независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности) при нарушении связей с центральными отраслевыми органами управления;

- создание в установленном порядке системы рационального размещения запасных пунктов управления, оснащение их современными техническими средствами управления, автономными источниками электроснабжения и обеспечение необходимой документацией;

- создание дублирующих пунктов управления, а также заблаговременную разработку и определение порядка сбора и обработки информации об обстановке сложившейся на территории района после нападения противника и в ЧС, использование автоматизированных систем управления;

- обеспечить пункты управления связью от загородных узлов по кольцованным линиям связи, а также создать резерв мобильных средств связи.

2.11. Для создания устойчивой системы связи предусматривать:

- подготовку органов и средств связи к работе в военное время и в ЧС природного и техногенного характера;

- размещение приемных и передающих радиоцентров вне зоны возможных сильных разрушений;

- прокладку основных и резервных линий связи по различным трассам, исключающим их одновременное повреждение, а междугородных линий – вне зоны возможных разрушений;

- установку специальной аппаратуры циркулярного вызова и дистанционного управления системами оповещения гражданской обороны при проектировании новых АТС;

- подключение приемных и передающих радиоцентров к сетевым и загородным узлам связи;

- создание системы управления и резервирования, позволяющей оперативно заменить вышедшие из строя тракты и каналы;

- создание локальных систем оповещения и связи;

- использование единой автоматизированной сети связи;

- подготовка отраслевых АСУ к решению задач военного времени и отработка способов управления при ее выходе из строя.

2.12. Подготовка к быстрому восстановлению нарушенного производства проводится заблаговременно и включает:

- разработку необходимой технической, технологической и другой документации;

- создание запасов материальных средств для восстановительных работ;

- составление необходимых расчетов потребности сил и средств для восстановительных работ, а также по восполнению понесенных потерь в рабочей силе и производственном оборудовании;

- определение вероятной очередности работ по восстановлению производства с учетом наличия ресурсов и местных условий.

При подготовке к выполнению работ по восстановлению объектов экономики района предусматривать:

- разработку вариантов возможного поражения объектов экономики и определения характера и ориентировочных объемов восстановительных работ;

- создание и подготовку специальных формирований для выполнения восстановительных и строительных работ;

- разработку и подготовку мероприятий по восстановлению транспортных коммуникаций, мостовых переходов, путепроводов и дорожного хозяйства в сельской местности.

 

3. Требования к промышленному производству и размещению производительных сил

 

Размещение производительных сил на территории района должно осуществляться с учетом обеспечения максимально возможного снижения их уязвимости от современных средств поражения и создание условий для устойчивого функционирования объектов экономики района в военное время и в ЧС.

При разработке схемы развития района, а также важнейших территориально-производственных комплексов предусматривать:

- рассредоточение производительных сил на территории с учетом производства важнейшей промышленной продукции в отдельных районах;

- совершенствование и повышение надежности межрайонных и межотраслевых хозяйственных связей;

- развитие экономически перспективных малых и средних городов, поселков городского типа и крупных сельских населенных пунктов с размещением в них предприятий;

- ограничение строительства новых промышленных предприятий в зонах возможных сильных разрушений.

Для повышения устойчивости работы отраслей промышленности в военное время предусматривать:

- размещение заданий по производству важнейших видов народохозяйственной продукции в первую очередь на предприятиях, расположенных в загородной зоне;

- подготовку на предприятиях производственных площадей, технологического оборудования, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов для выполнения заданий военного времени;

- разработку и внедрение непрерывных малооперационных (малостадийных) максимально автоматизированных процессов производства;

- разработку допустимых на военное время отклонений от проектно-конструкторской документации и технических требований на изделия промышленности;

- разработку упрощенных технологических процессов и подготовку производства для выпуска продукции по техническим требованиям военного времени;

- создание страхового фонда технической документации (ксерокопии, микрофильмирования) на производство важнейших видов продукции и комплектующих изделий;

- внедрение в производство приборов и систем измерительной техники многоцелевого назначения.

В капитальном строительстве предусматривать:

- подготовку строительно-монтажных организаций к массовому строительству в особый период быстровозводимых защитных сооружений, а также к ведению восстановительных работ;

- широкое применение при строительстве и реконструкции промышленных зданий каркасных конструкций с легким огнестойким заполнением, новых видов материалов и изделий, обеспечивающих снижение потерь технического оборудования предприятий от вторичных факторов поражения;

- совершенствование существующих и разработку новых более эффективных способов применения строительных материалов и средств малой механизации при строительно-монтажных и восстановительных работах;

- подготовку технической документации и оснастки для массового производства конструкций, предназначенных для защитных сооружений.

В производстве строительных материалов осуществлять:

- разработку технологических схем изготовления строительных материалов и конструкций в полевых условиях с использованием местного сырья;

- разработку технической документации и оснастки по массовому производству строительных материалов, железобетонных конструкций и изделий для строительства защитных сооружений гражданской обороны и подготовку предприятий к их выпуску в особый период;

- изыскание месторождений нерудных строительных материалов и подготовку технической документации для их использования в военное время.

 

4. Требования к повышению (поддержанию) устойчивого функционирования сельскохозяйственного производства

 

4.1. При поддержании устойчивого функционирования сельскохозяйственного производства предусматривать внутрихозяйственную и межхозяйственную специализацию и кооперацию с учетом возможного нарушения хозяйственных связей мирного времени.

4.2. ПУФ организаций сельскохозяйственного производства в военное время достигается заблаговременным проведением организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на максимальное снижение результатов воздействия на сельскохозяйственных животных и растения современных средств поражения противника, создание условий для быстрой ликвидации последствий применения современных средств поражения противника и обеспечения производства доброкачественной сельскохозяйственной продукции.

4.3. Планирование мероприятий по ПУФ организаций сельскохозяйственного производства в военное время возлагается на руководителей организаций. К разработке мероприятий по ПУФ организаций сельскохозяйственного производства и их проведению привлекаются службы обеспечения мероприятий гражданской обороны района, а также специалисты ветеринарных, зоотехнических, агрохимических и других учреждений.

4.4. Основными направлениями ПУФ организаций сельскохозяйственного производства в военное время являются:

- обеспечение защиты рабочих и служащих в процессе сельскохозяйственного производства;

- строительство животноводческих и производственных зданий, складов и других сельскохозяйственных сооружений с повышенными защитными свойствами, с учетом защиты производственного персонала, сельскохозяйственных животных, сырья, готовой продукции, водоисточников и систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;

- обеспечение животноводческих ферм, складов, хранилищ и других сельскохозяйственных помещений средствами пожаротушения;

- накопление для удовлетворения аварийных нужд производства автономных источников электроэнергии и приспособление для этих целей сельскохозяйственной техники;

- создание запасов материалов для герметизации животноводческих и других помещений, источников водоснабжения, а также для укрытия зерна, кормов, овощей и других сельскохозяйственных продуктов в период их уборки, транспортирования, переработки и хранения;

- создание необходимых запасов кормов, биопрепаратов, антибиотиков, средств обеззараживания животных и растений, воды и других материальных средств;

- подготовка и приспособление сельскохозяйственной техники для использования ее при ликвидации последствий применения противником современных средств поражения;

- обеспечение племенных и высокопродуктивных, а по возможности всех групп животных простейшими средствами индивидуальной защиты органов дыхания;

- создание хороших зоогигиенических условий содержания, кормления и эксплуатации животных;

- регулярное проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в хозяйствах, а также плановой иммунизации животных против инфекционных заболеваний;

- внедрение в севооборот высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к болезням и некоторым вредителям;

- своевременное и полное проведение агротехнических и агрохимических мероприятий;

- освоение методов ведения сельскохозяйственного производства в условиях заражения местности радиоактивными, отравляющими (химическими) веществами и бактериальными средствами с учетом почвенных и других условий организации сельскохозяйственного производства.

4.5. Для повышения устойчивости сельскохозяйственного производства предусматривать:

- подготовку к ведению сельскохозяйственного производства в условиях радиоактивного и других видов заражения, а также к изменению его структуры;

- внедрение в производство высокоурожайных культур, технических культур, устойчивых к воздействию радиоактивных, химических и бактериологических средств;

- внедрение новых высокоэффективных агротехнических приемов земледелия, позволяющих снизить степень воздействия поражающих факторов на сельскохозяйственную продукцию;

- внутрихозяйственную и межхозяйственную специализацию и кооперацию с учетом возможного нарушения хозяйственных связей мирного времени;

- размещение вновь создаваемых агропромышленных предприятий, животноводческих комплексов, птицефабрик вне зон возможных разрушений;

- расширение на предприятиях сельскохозяйственного производства производственной базы и промыслов для переработки сельскохозяйственной продукции, выпуска строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья;

- внедрение быстровозводимых хранилищ для временного хранения сельскохозяйственной продукции в местах ее производства;

- подготовку к массовой иммунизации сельскохозяйственных животных;

- подготовку к вынужденному массовому убою пораженных животных и обеззараживанию полученной при этом продукции;

- подготовку мероприятий по утилизации и захоронению пораженных сельскохозяйственных животных;

- разработку упрощенной технологии заготовки, консервации и приготовления кормов в военное время;

- создание запасов кормов и фуража.

4.6. Для обеспечения защиты сельскохозяйственных животных и растений осуществлять:

- развитие сети ветеринарных и агротехнических лабораторий, станций защиты растений и животных и подготовку их к работе в условиях военного времени и в ЧС;

- профилактические, ветеринарно-санитарные, агротехнические и другие мероприятия, направленные на снижение ущерба от современных средств поражения;

- подготовку и проведение мероприятий по защите продовольствия, пищевого сырья, фуража, семенного фонда и источников водоснабжения от всех видов заражения;

- приспособление сельскохозяйственной техники для обработки пораженных животных, растений и готовой продукции, а также для обеззараживания территории и сооружений.

4.7. Для повышения надежности технического обеспечения сельскохозяйственного производства в военное время предусматривать:

- расширение сети стационарных и передвижных ремонтно-обслуживающих предприятий (бригад), станций технического обслуживания;

- проведение мероприятий по подготовке сельскохозяйственной техники для работы в условиях заражения;

- подготовку ремонтных предприятий к работе в полевых условиях;

- проведение мероприятий по подготовке механизаторов из числа невоеннообязанных.

При мелиорации земель и в водохозяйственном строительстве обеспечить подготовку мелиоративных, ирригационных сооружений и систем к эксплуатации в условиях военного времени;

- расширение сети хранилищ в районах заготовки сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих ее сохранность в условиях заражения окружающей среды;

- мероприятия, обеспечивающие заготовку и хранение сельскохозяйственных продуктов и сырья в условиях заражения окружающей среды;

- подготовку к осуществлению перевозок сельскохозяйственных продуктов и сырья железнодорожным, автомобильным и водным транспортом в условиях заражения окружающей среды;

- совершенствование системы лабораторного контроля, методов и технических средств обеззараживания зерна и зернопродуктов и другой сельскохозяйственной продукции при ее заготовке, переработке и хранении;

- подготовку сил и средств для дезактивации, дегазации и дезинфекции сельскохозяйственной продукции;

- мероприятия по герметизации элеваторно-складских емкостей, производственных участков и технологических линий.

4.8. В лесном хозяйстве осуществлять:

- защиту лесов от биологических и химических средств поражения;

- внедрение новых средств и способов разведки и тушения лесных и торфяных пожаров;

- создание резерва лесосечного фонда и определение порядка его использования;

- разработку упрощенной технологии для производства деловой древесины, пиломатериалов, сборно-щитовых домов и конструкций;

- разработку мероприятий по обеспечению сбора лекарственного сырья, а также его переработке.

 

5. Особые требования к территориальным звеньям экономики областного подчинения

 

Мероприятия по повышению устойчивости необходимо предусматривать в планах экономического и социального развития районов, городов, в схемах районной планировки, в проектах и планах застройки и реконструкции городов и населенных пунктов, а также в планах гражданской обороны и в планах действий при ЧС.

5.1. В целях комплексного решения задач защиты населения и обеспечения его жизнедеятельности предусматривать:

- накопление фонда убежищ и противорадиационных укрытий, поддержание их в исправном состоянии;

- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;

- обеспечение размещения рассредоточиваемого и эвакуационного населения в загородной зоне;

- развитие в загородной зоне существующих и строительство новых лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений и общественных зданий, круглогодичного функционирования для развертывания в них коечной сети в военное время;

- разработку мероприятий по приспособлению общественных зданий для размещения лечебных учреждений и их материально-техническое обеспечение в военное время по существующим нормам и развертыванию дополнительных койко-мест в ЛУ при ЧС;

- подготовку в загородной зоне источников и систем водоснабжения к работе в условиях военного времени;

- организацию питания и снабжения населения предметами первой необходимости, его медицинского, коммунально-бытового и социального обеспечения;

- организацию перевозки рабочих и служащих к местам работы в загородную зону.

5.2. При совершенствовании размещения производительных звеньев объектов экономики области и района обеспечивать:

- организацию устойчивых транспортно-экономических связей путем приближения кооперативных поставок и подготовку дублирующих источников материально-технического снабжения;

- подготовку к организации внутриобластной кооперации при восстановлении нарушенного производства важнейших видов продукции;

- максимальное использование местных сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, разработку мероприятий по замене на военное время сырья и материалов, ввозимых из других районов, на местные;

- разработку мероприятий по созданию подсобных хозяйств предприятий, учреждений и организаций;

- развитие коллективного и индивидуального огородничества, фермерских, частных и разных форм собственности коллективного сельского хозяйства.

5.3. В схемах и проектах планировки предусматривать:

- выявление природных, трудовых и экономических ресурсов, возможности размещения и развития в ее пределах промышленного, гражданского, сельскохозяйственного и транспортного строительства;

- определение перспектив изменения численности населения, основных направлений формирования систем расселения и реконструкции сети сельских населенных пунктов и городов;

- определение перспектив водоснабжения, энергоснабжения, развития транспортных и инженерных магистральных коммуникаций, системы охраны воздушных, водных бассейнов и окружающей среды.

5.4. Для повышения устойчивости хозяйственно-питьевого водоснабжения и очистных сооружений предусматривать:

- заблаговременное осуществление мероприятий по защите водоисточников, поверхностных водозаборов, водопроводных сооружений, артезианских скважин и шахтных колодцев от всех видов заражения;

- создание временных стационарных и подвижных средств очистки воды; совершенствование организации контроля за зараженностью питьевой воды на городских водопроводных станциях и в сельской местности;

- оборудование артезианских скважин приспособлением для обеспечения разбора воды населением.

5.5. Подготовка к восстановлению нарушенного городского хозяйства должна включать:

- заблаговременную разработку возможных вариантов восстановления важнейших объектов городского хозяйства с определением оптимальной очередности восстановительных работ;

- подготовку сил и средств для выполнения восстановительных работ на водозаборных канализационных, газовых и энергетических сетях.

5.6. В местной промышленности осуществлять:

- разработку мероприятий по ускоренному развертыванию производства важнейшей промышленной продукции, а также использованию резервных видов сырья на случай прекращения основных поставок;

- проведение мероприятий по подготовке производственных мощностей к переходу на выпуск в военное время товаров первой необходимости из местного сырья и отходов производства;

проведение мероприятий по повышению физической устойчивости производственных объектов.

5.7. В системе жилищно-коммунального и бытового обслуживания предусматривать:

- создание резерва автономных источников электроэнергии для обеспечения бесперебойной работы важнейших систем городского хозяйства при нарушении централизованного снабжения;

- разработку мероприятий по отключению магистральных и квартирных вводов газовых и других инженерных сетей в период эвакуации и рассредоточения населения из города Новомичуринска;

- разработку мероприятий по консервированию в особый период жилых зданий, население которых будет эвакуировано в загородную зону;

- оборудование источников водоснабжения в городах и поселках, расположенных в районах эвакуации и рассредоточения населения;

- строительство (оборудование) банно-прачечных предприятий в районах эвакуации и рассредоточения населения;

- разработку мероприятий по приспособлению бань, предприятий химчистки и прачечных для работы в качестве санитарно-обмывочных пунктов и станций обеззараживали одежды, а также пропитки ее защитными средствами;

- подготовку средств санитарной очистки и уборки для проведения дезактивации, дегазации и дезинфекции городов, населенных пунктов и объектов экономики в военное время и в ЧС.

 

6. Мероприятия по подготовке организаций к устойчивому функционированию в военное время

 

6.1. Мероприятия по подготовке органов управления.

Управление организацией есть постоянное и целенаправленное воздействие органов управления организации на деятельность организации в целях обеспечения ее надежного функционирования в условиях мирного и военного времени.

Подготовка органов управления организации к действиям в военное время проводится с учетом обеспечения:

- устойчивости, непрерывности и скрытности управления при переводе гражданской обороны в высшие степени готовности;

- оперативности, обоснованности и своевременности принятия и выполнения решений;

- организации дублирования управления;

- комплексности в постановке и решении задач управления;

- достоверности оценки обстановки и прогноза ее развития;

- координации и взаимодействия органов управления всех уровней;

- накопления достоверной информации о последствиях воздействия противника;

- оперативного перевода управления на децентрализованную форму;

- готовности органов управления к работе в условиях полной или частичной потери связи;

- заблаговременной подготовкой резерва кадров всех уровней;

- организации охраны и обороны организаций, защиты средств управления и мест их размещения.

Для подготовки системы управления к действиям в военное время целесообразно предусмотреть:

- наличие штатных расписаний, схем управления и связи организаций на военное время, их своевременную корректировку;

- разработку схем оповещения организаций с учетом штатных расписаний на военное время;

- соответствие схем связи по различным уровням управления и с различных пунктов управления (основных, запасных, дублеров) в организациях;

- оснащение современными средствами связи и автоматизации пунктов управления и поддержание их в готовности к применению;

- своевременную корректировку планов гражданской обороны и инструкций для должностных лиц, органов и пунктов управления по действиям в военное время;

- систематическое проведение в мирное время учений и тренировок как основной формы подготовки органов управления к выполнению своих функций в военное время.

При подготовке системы связи к работе в военное время необходимо предусматривать мероприятия по:

- своевременному и срытому развертыванию системы связи в соответствии с потребностями управления;

- маневру средствами связи (каналами, линиями) в соответствии с обстановкой, обеспечению своевременного прохождения информации;

- контролю за соблюдением дисциплины связи;

- защите пунктов управления и линий связи от воздействия средств поражения противника (в том числе от средств радиоэлектронного подавления, разведывательно-диверсионных групп);

- быстрому восстановлению нарушенных связей.

6.2. Мероприятия по защите персонала организаций.

Для защиты жизни и здоровья персонала предприятий необходимо предусматривать следующие мероприятия:

- укрытие персонала в защитных сооружениях и приспособленных для защиты помещениях;

- рассредоточение и эвакуация персонала;

- обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты;

- подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- медицинская защита персонала.

6.3. Мероприятия по созданию запасов материальных средств.

В состав запасов материальных средств целесообразно включать, кроме имущества, необходимого для производственного процесса организации:

- отдельные виды комплектующих изделий (для обеспечения безопасного производства работ в организациях);

- специальную оснастку (для ремонта техники и оборудования);

- технические средства и имущество для выполнения спасательных и восстановительных работ (в том числе для развертывания формирований для ведения спасательных и других неотложных работ);

- медицинское, санитарно-хозяйственное и другое имущество (для оказания помощи персоналу организаций);

- средства разведки, дегазации, дезактивации, дезинфекции;

- специальное оборудование и имущество для выполнения эвакуационных перевозок (людей и оборудования).

 

II. В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

1. Общие положения

 

1.1. Подготовка экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) – комплекс экономических, организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости ее функционирования в ЧС.

1.2. Повышение устойчивого функционирования экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

- предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

- создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.

1.3. Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по ПУФ осуществляют соответствующие комиссии по ПУФ экономики (организаций).

На них возлагаются следующие задачи:

- организация работы по ПУФ подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений;

- контроль планирования и выполнения мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника в подчиненных (подведомственных) организациях, предприятиях и учреждениях;

- оценка состояния, возможностей и потребностей подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;

- организация исследований по вопросам устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;

- проверка качества выполнения мероприятий по ПУФ подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений;

- обобщение данных и подготовка предложений главе администрации муниципального образования (руководителю организации) по вопросам повышения устойчивого функционирования экономики для принятия решения по переводу подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений на работу в режиме чрезвычайной ситуации;

- обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ.

1.4. На организации (предприятия) муниципального образования возлагаются:

- планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивого их функционирования;

- планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника:

- обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;

ответственность за выделение необходимых материальных и финансовых средств.

1.5. Председателем комиссии по ПУФ экономики муниципального образования (организации) (далее – Комиссия) назначается глава администрации муниципального образования. Членов Комиссии целесообразно разбить на подкомиссии:

- по рациональному размещению производственных сил;

- по устойчивому функционированию топливно-энергетического комплекса, промышленного производства и транспортной системы;

- по устойчивому функционированию агропромышленного комплекса, сфер обращения и услуг;

- по устойчивому функционированию социальной сферы;

- по устойчивому функционированию управления и т.д., где председателями подкомиссий назначать ответственных должностных лиц администрации района (организаций) по этим направлениям деятельности.

Секретарь комиссии назначается из должностных лиц администрации (организации).

Планирование работы Комиссии осуществляется с составлением плана мероприятий по ПУФ экономики района с разбивкой мероприятий по каждому направлению (подкомиссии). На основании данного плана составляются годовые планы работы как Комиссии в целом, так и подкомиссий. Годовой план Комиссии состоит из планов подкомиссий и объединяющих мероприятий.

 

2. Основные направления повышения устойчивого функционирования экономики

 

2.1. Основные направления повышения устойчивого функционирования экономики муниципального образования:

- обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в ЧС;

- рациональное размещение производственных сил на территории города, района;

- проведение технических мероприятий, направленных на повышение устойчивого функционирования экономики;

- подготовка к работе в ЧС отраслей экономики;

- подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в ЧС;

- подготовка системы управления экономикой для решения задач в ЧС.

2.2. Основные направления повышения устойчивого функционирования учреждений, предприятий и организаций:

- обеспечение защиты рабочих, служащих, членов из семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в ЧС;

- рациональное размещение производственных сил организаций на соответствующей территории;

- подготовка организаций к работе в ЧС;

- подготовка к выполнению работ по восстановлению организаций в ЧС;

- подготовка системы управления организаций для решения задач в ЧС.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по ПУФ.

Мероприятия по ПУФ организаций разрабатываются и осуществляются заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в ЧС (например: эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и другие).

Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта.

Проводится два вида исследовательской работы по ПУФ:

1 – специальные исследования, проводимые, главным образом, силами инженерно-технического персонала объектов и органов управления экономики.

2 – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые научно-исследовательскими учреждениями.

Оба вида исследований дополняют друг друга, являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивого функционирования.

Мероприятия по ПУФ организаций рекомендуется выделять в отдельное приложение, которое может называться планом по ПУФ организаций муниципального образования.

Часть мероприятий по ПУФ организаций предусматривается в соответствующих планах гражданской обороны и планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Контроль выполнения мероприятий, предусмотренных в планах гражданской обороны, осуществляет орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты от ЧС.

Эффективность мероприятий по подготовке организаций к устойчивому функционированию в ЧС определяется при проведении специальных учений гражданской обороны.

Организация работы по ПУФ организаций делится на 3 основных этапа:

I этап исследовательский, на котором выявляются слабые, узкие места в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по устранению этих слабых, узких мест.

II этап проверки и оценки предполагаемых мероприятий на эффективность и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения гражданской обороны).

III этап реализации обоснованных мероприятий через установленные системы планирования и контроля.

 

3. Перечень типовых мероприятий по повышению устойчивого функционирования экономики

 

3.1. Основными этапами выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения аварий и катастроф являются:

- выявление возможных источников ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости с химически опасными веществами (АХОВ), оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.);

- анализ риска возникновения ЧС на каждом элементе источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий;

- выбор основных мероприятий предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС.

3.2. Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовки системы жизнеобеспечения определяются основные пути реализации этих требований:

- совершенствование ОПФ и производственных процессов;

- разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства;

- эффективный контроль состояния ОПФ;

- проведение регулярного технического обслуживания и ремонта ОПФ;

- повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.

С этой целью необходимо:

- выявлять источники ЧС;

- прогнозировать последствия;

- уменьшать количество источников ЧС.

В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:

- своевременного оповещения персонала;

- создания и подготовки сил и средств для защиты персонала в ЧС;

- подготовки к оказанию первой медицинской помощи;

- подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.

3.3. При создании новых, реконструкции (расширении) существующих хозяйственных объектов экономики учитываются требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, наиболее общими (универсальными) типовыми мероприятиями являются:

- размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа и грунтовых условий, а также других особенностей местности;

- исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности;

- рассредоточение элементов крупных объектов и ограничение расширения крупных производств;

- ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов;

- строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта в загородной зоне.

3.4. Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по ПУФ:

- защиты ОПФ от поражающих факторов ЧС;

- проведения специальных природоохранных мероприятий.

Защита основных производственных фондов:

- повышение физической стойкости ОПФ;

- установка пожарной сигнализации, систем пожаротушения;

- внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения ЧС;

- защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации.

Природоохранительные мероприятия:

- очистка стоков;

- герметизация оборудования, трубопроводов;

- снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.

3.5. Подготовка хозяйственных объектов экономики к работе в условиях ЧС осуществляется с целью:

- обеспечения выпуска важных видов продукции (услуг) в условиях ЧС;

- устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;

- обеспечения безопасности работающей смены.

С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются:

- оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;

- совершенствование производственных связей с поставщиками;

- подготовка к независимому функционированию отдельных производств;

- подготовка к работе по упрощенной технологии;

- создание минимально необходимого запаса материально-технических ресурсов;

- подготовка к использованию местных ресурсов;

- обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения;

- использование кабельных линий электропередач;

- электроснабжение объекта от двух и более источников;

- подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;

- обеспечение аварийного освещения территории и помещений;

- обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;

- своевременное оповещение персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе их возникновения);

- создание и подготовка сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;

- обучение персонала способам защиты в условиях ЧС;

- подготовка к оказанию первой медицинской помощи;

- подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.

3.6. Подготовка системы управления, сил и средств к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий направляется на:

- создание условий для своевременного оповещения персонала и населения;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Эти цели достигаются путем:

- заблаговременной подготовки сил и средств;

- подготовки системы управления.

3.7. Типовыми мероприятиями по подготовке сил и средств являются:

- создание и обучение формирований, материально-техническое обеспечение;

- создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов;

- подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля;

- подготовка к использованию местных ресурсов;

- обеспечение автономными энергетическими водоисточниками;

- создание и сохранность страхового фонда документации.

3.8. Типовыми мероприятиями по подготовке системы управления являются:

- разработка и постановка задач организациям на ликвидацию последствий аварий, ЧС;

- обеспечение органов управления организаций нормативно-технической документацией;

- создание СНЛК на территории организаций и прилегающей местности;

- создание и поддержание в готовности системы оповещения;

- создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС;

- создание системы пунктов управления;

- развитие системы связи;

- уточнение прогноза возможных ЧС и планов действий;

- организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления;

- подготовка информационных центров организаций к работе в ЧС;

- подготовка персонала органов управления организаций;

- обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов и их готовностью;

- обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам повышения устойчивости.

 

4. Типовые мероприятия по ПУФ в отраслях с опасными объектами (производствами)

 

4.1. Химически опасные объекты:

- обеспечение персонала защитными сооружениями (ЗС);

- обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;

- защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ;

- создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов;

- обеспечение вытяжными системами и респирационными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования;

- подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации последствий аварии;

- подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктов питания и др.;

- подготовка к санитарной обработке персонала;

- накопление медицинских средств для первой медицинской помощи;

- обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС;

- подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей;

- регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах экономики (ОЭ);

- размещение объектов с подветренной стороны относительно города и населенных пунктов;

- размещение складов с АХОВ с подветренной стороны основных цехов ОЭ, где работает наибольшее число персонала;

- создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения в районе ОЭ;

- ограничение объемов АХОВ, легковоспламеняющихся горючих жидкостей (далее ЛВГЖ), взрывчатых веществ (ВВ), хранящихся на территории ОЭ;

- подземное хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;

- обвалование, поддоны;

- сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ;

- применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях;

- герметизация оборудования и трубопроводов с АХОВ, бесшовные трубы;

- регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;

- своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ;

- строгий учет количества, местонахождения и перемещения АХОВ;

- подготовка к дегазации территории, оборудования, транспорта;

- обеспечение формирований объектов материально-техническими средствами для локализации ЧС;

- устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ;

- оснащение технологических линий, трубопроводов системами экстренного опорожнения;

- внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ;

- внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования;

- обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ;

- разработка мер по усилению контроля зараженности территорий ОЭ и местности;

- разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ;

- регулирование контроля импорта и экспорта АХОВ.

4.2. Взрывоопасные объекты:

- обеспечение персонала ЗС;

- обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;

- изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;

- использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон;

- подготовка к эвакуации персонала, не занятого в ликвидации последствий аварий, ЧС;

- подготовка к обеспечению, укрываемых в ЗС и эвакуированных, продуктами и т.п.;

- накопление медицинских средств первой медицинской помощи;

- обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре;

- размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей;

- создание во взрыво- и пожароопасных зонах инертной среды;

- предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах;

- автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации);

- установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров);

- разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ;

- обеспечение грозозащитными устройствами;

- установка предохранительных клапанов для сброса давления;

- обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, работающих под давлением;

- использование несгораемых конструкций и материалов;

- создание противопожарных взрывов и минеральных полос;

- создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ;

- запрещение взрывных работ вблизи объектов;

- строгое соблюдение правил пожарной безопасности;

- обеспечение пожарной техникой, оборудованием и инструментом;

- обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения;

- подготовка пожарных проездов для пожарной техники.

4.3. Объекты, расположенные в зонах опасных природных явлений:

- создание необходимой физической стойкости к поражающим факторам ЧС;

- создание укрытий для производственного персонала в районах расположения;

- утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей;

- обеспечение персонала объектов спецодеждой с учетом специфики ЧС;

- создание минимально необходимого фонда спасательных плавающих средств;

- размещение рабочих помещений ОЭ на возвышенностях (гидрологические ЧС);

- установка режима поведения персонала при получении информации о ЧС;

- запрещение (ограничение) размещения ОЭ и их элементов с учетом возможного затопления;

- размещение ОЭ и их элементов с учетов снижения эффективности воздействия на ЧС;

- проведение агротехнических, лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах;

- применение бесшовных труб для транспортировки нефтепродуктов и газа в зонах ЧС;

- регулирование стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного регулирования стока;

- обеспечение предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС;

- создание запасов материалов для укрепления дамб (при угрозе ЧС);

- строительство объектов на возвышенностях (в зонах гидрологических ЧС);

- защита уникального и особо ценного оборудования;

- создание запасов дефицитных материалов для аварийно-восстановительных работ;

- берегоукрепительные работы для профилактики оползней и обрушений;

- подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений;

- локальная защита объектов и небольших участков территории;

- подготовка к проведению аварийных работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;

- стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа;

- подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких зданий;

- гидроизоляция зданий, сооружений на гидродинамических опасных ОЭ;

- подготовка плавающих средств для эвакуации ОЭ в зонах затопления.

4.4. Нефтяная и газовая отрасль:

- перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефтепродуктов и газа по направлениям, объемам и потокам;

- создание перемычек и кольцевых магистральных трубопроводов с существующими и строящимися;

- резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через реки;

- разработка и применение систем противокоррозионной защиты оборудования;

- размещение подземных хранилищ нефтепродуктов и газа вне зон природных ЧС;

- подземная прокладка трубопроводов через автомобильные и железные дороги;

- размещение на газопроводах поочередно компрессоров с электро- и газотурбинными агрегатами;

- создание аварийного неснижаемого запаса труб различного диаметра и запорной арматуры;

- оборудование ОЭ байпасами и клапанами – отсеками в защитных колодцах;

- подземное хранение сжиженных газов и хранение их в отверженном состоянии;

- регулярный контроль над герметичностью трубопроводов и технологических систем;

- создание автоматических систем обнаружений утечки опасных веществ и экстренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных станций.

4.5. На всех видах транспорта:

- подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС;

- обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях ЧС;

- подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ЧС, а также для эвакомероприятий;

- обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения);

- разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС;

- повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.

4.6. На железнодорожном транспорте:

- создание резерва локомотивной автономной тяги на электрифицированных участках сети для работы в условиях нарушения электроснабжения;

- создание запасов топлива и других ресурсов для успешной эксплуатации локомотивов всех видов;

- подготовка к доставке грузов получателям в обход возможных зон ЧС;

- подготовка подвижного состава, находящегося в зонах возможных крупномасштабных ЧС, к перевозкам эвакуируемого населения;

- подготовка станций, входящих во временные перегрузочные районы, а также погрузочно-выгрузочные районы для работы в условиях ЧС;

- разработка норм, типовых проектов и вариантов восстановления инженерных сооружений железнодорожного транспорта;

- проектирование и подготовка к строительству временных переправ и строительство подходов к мостам-дублерам и временным переправам, используемым в условиях ЧС;

- осуществление мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению объектов железнодорожного транспорта.

4.7. На автомобильном транспорте:

- подготовка объездов возможных зон ЧС;

- подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения;

- установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ, для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и народного хозяйства;

- подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения;

- рациональное размещение в зонах ЧС производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей;

- разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС;

- создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания и специальной обработки зараженной автотехники;

- накопление и хранение неприкосновенного запаса запасных частей, оборудования, инструмента;

- совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах опасных природных явлений;

- строительство автодорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможных ЧС, подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов;

- подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т.п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС;

- совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС;

- разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях ЧС.

4.8. На воздушном транспорте:

- подготовка аэропортов к перераспределению пассажирских и грузопотоков при возникновении ЧС;

- подготовка самолетов и вертолетов для ведения разведки, проведения АСДНР в ЧС;

- подготовка к проведению мероприятий по обеспечению рассредоточения авиационного парка в ЧС;

- создание и накопление в резерве универсальных комплектов транспортно-санитарного оборудования для магистральных пассажирских самолетов;

- подготовка экипажей воздушных судов для работы по ликвидации последствий ЧС, перевозки раненых и больных, эвакуации населения из опасных зон;

- совершенствование системы технического прикрытия аэропортов.

4.9. На трубопроводном транспорте:

- реконструкция, новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их в условиях ЧС;

- строительство площадок на трассах магистральных трубопроводов для массовой заправки горючим автотранспорта, сооружение колодцев для подключения трубопроводов;

- создание и совершенствование автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и отключения аварийных участков;

- подготовка к транспортировке нефтепродуктов из зоны возможных ЧС и обход компрессорных станций в случае нарушения их работы;

- заглубленная прокладка трубопроводов в зонах возможных разрушений и вынос главных насосных станций за пределы таких зон;

- создание базовых складов резерва материалов и оборудования для восстановления участков и прокладки временных трубопроводов;

- создание и внедрение в эксплуатацию передвижных перекачивающих средств;

- строительство отходов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефтебазам и транспортным узлам;

- повышение надежности электроснабжения компрессорных станций систем дублирования открытых линий электропередач и прокладки подземных кабелей.

4.10. На объектах энергетики:

- распределение энергоисточников по районам и потребителям;

- внедрение кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов;

- кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы;

- организация технологического цикла тепловых энергосетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы;

- создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок;

- внедрение эффективных устройств для прогрева и плавки гололеда на воздушных линиях электропередач;

- подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей;

- подготовка энергосистем к работе по специальным режимам ЧС;

- подготовка к работе резервных видов топлива за счет местных ресурсов.

4.11. В пищевой промышленности:

- обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности);

- создание и внедрение в производство закрытых технологических линий (защитных);

- автоматизация технологических процессов подачи сырья до упаковки;

- подготовка предприятий пищевой промышленности к временному переходу на упрощенные технологии;

- разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей объектов экономики;

- дублирование основных видов продукции для обеспечения потребителей в ЧС;

- организация хранения запасов с повышенной герметизацией;

- защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары;

- разработка и внедрение защитной тары (нетоксичной);

- совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств;

- обеспечения предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в растительных продуктах, необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами;

- совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и электронно-вычислительных машин для экстренного определения загрязнения (заражения) пищевых продуктов;

- снижение взрыво- и пожарной опасности мукомольных предприятий, подготовка бестарной приемки муки, исключающих ее загрязнение;

- накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей хлебопекарной промышленности и использования их в условиях ЧС;

- разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных в условиях ЧС;

- оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания источников;

- создание запасов консервантов и материалов первичной обработки мяса (соли и другого) в условиях ЧС.

 

III. Перечень документов по повышению (поддержанию) устойчивого функционирования экономики

 

1. Перечень документов по повышению (поддержанию) устойчивого функционирования организаций

 

При планировании мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций разрабатываются документы:

а) приказ руководителя организации о назначении постоянно действующей комиссии по планированию и разработке мероприятий по ПУФ организации в военное время.

В приказе целесообразно отразить:

- цель создания и задачи комиссии, порядок ее работы, документы комиссии;

- персональный состав комиссии (председатель, заместитель председателя, члены комиссии: ведущие специалисты по видам производства, специалист по гражданской обороне, финансовый работник, представитель хозяйственных органов и другие должностные лица по усмотрению руководителя организации).

В этом же приказе целесообразно предусмотреть мероприятия:

- своевременную разработку (корректировку) раздела мероприятия по ПУФ организаций в военное время (Плана гражданской обороны организации);

- заблаговременную разработку и своевременное уточнение плана-графика выполнения технических и технологических мероприятий по безаварийной остановке производства организации в военное время и схемы размещения (хранения) и доставки запасов материальных средств для поддержания (восстановления) производства организации (предприятия) в военное время;

б) раздел плана гражданской обороны организации «Основные мероприятия по ПУФ (поддержания устойчивого функционирования) организации в военное время» один из основных разделов плана гражданской обороны организации. В нем отражаются:

- особые меры по защите персонала, обусловленные характером возможного воздействия противника;

- меры по активной и пассивной защите важнейших производственных элементов организации;

- дополнительные меры по сохранению запасов материальных средств и обеспечению их оперативной доставки на объекты организации;

- мероприятия по подготовке и ведению аварийно-спасательных, других неотложных и последующих восстановительных работ в организации;

- мероприятия по поддержанию устойчивой работы средств управления и связи в условиях военного времени;

- дополнительные меры по организации материально-технического, инженерного, противопожарного, транспортного, медико-биологического, производственных и других видов обеспечения;

- меры по усилению охраны (обороны) организации.

В плане необходимо выделять два этапа работ:

этап выполнения мероприятий (работ) в мирное время;

этап выполнения мероприятий (работ) при объявлении военного положения или состояния войны;

в) план-график выполнения технических и технологических мероприятий по сокращению и (или) безаварийной остановке производства в организации (на предприятии) в военное время должен учитывать:

- потенциально опасные циклы (технологические процессы), не подлежащие остановке (прекращению) в военное время;

- близлежащие потенциально опасные объекты других организаций, влияющие на безопасность технологических процессов в организации (на предприятии);

- технологию работ по безаварийной остановке производства с отражением временных параметров;

г) схема размещения (хранения) и доставки запасов материальных ценностей для поддержания (восстановления) производства в организации (на предприятии) в военное время должна содержать:

- уточненный состав запасов материально-технических средств, необходимых для поддержания (восстановления) производства в организации (на предприятии), и дополнительные (резервные) места их хранения (складирования);

- организацию взаимодействия с органами местного самоуправления, с другими организациями, участвующими в пополнении и доставке запасов материальных средств в организацию (на предприятие).

 

2. Перечень документов по повышению (поддержанию) устойчивого функционирования муниципальных образований

 

При планировании мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования муниципальных образований разрабатываются документы:

2.1. Постановление администрации муниципального образования о комиссии по ПУФ объектов экономики с приложениями:

- состав комиссии по ПУФ объектов экономики;

- положение о комиссии по ПУФ объектов экономики.

2.2. План работы комиссии по ПУФ объектов экономики на год.

2.3. Протоколы заседания комиссии по ПУФ объектов экономики (не реже одного раза в квартал).

2.4. Комплект документов:

а) председателя комиссии:

- план-график мероприятий по ПУФ объектов экономики при переводе с мирного на военное время;

- ведомость контроля выполнения мероприятий по ПУФ объектов экономики при переводе с мирного на военное положение;

- личный план работы председателя комиссии при переводе с мирного на военное положение;

- список членов комиссии;

- функциональные обязанности ответственных за направления;

- схема оповещения членов комиссии;

- рабочая карта (план муниципального образования);

- схема связи;

- основные показатели плана ГО;

б) ответственного за устойчивость функционирования направления экономики;

- личный план работы;

- функциональные обязанности;

- журнал отданных и полученных распоряжений.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 8/2020.

 

Другие статьи по теме
Категория: Методические материалы | Добавил: ЦИПЗО (29.08.2021)
Просмотров: 4811