Главная » Статьи » Методические материалы |
Планы гражданской обороны (ГО) разрабатываются на федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. В прошлом номере журнала мы рассмотрели вопросы разработки, согласования и утверждения планов ГО на объектовом уровне, их структуру и содержание.[1] Напомним, что подготовка к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время. Принцип заблаговременности закреплен законодательно[2] и включает в себя в обязательном порядке разработку планов ГО. Все заинтересованные и задействованные лица должны четко знать свои задачи, обязанности и порядок действий в случае опасности возникновения или возникновения военного конфликта, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Планы ГО и защиты населения муниципальных образований разрабатываются и утверждаются в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами[3] и методическими документами в этой области. Планы оформляются в виде текстовых документов с приложениями, листами корректировки, являющимися составной и неотъемлемой их частью. План ГО муниципального образования, территория которого не отнесена к группе по ГО, включает три раздела: 1) краткая оценка возможной обстановки на территории муниципального образования, которая может сложиться при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; 2) ведение ГО; 3) выполнение мероприятий по ГО при внезапном нападении противника.
Раздел N 1 «Краткая оценка возможной обстановки на территории муниципального образования, которая может сложиться при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» состоит из следующих подразделов: 1. Подраздел «Общие сведения о муниципальном образовании», в котором указываются социально-экономическая и физико-географическая характеристики территории муниципального образования, сведения о размерах и границах территории, площади застройки, общая площадь жилых помещений, численность населения, его состав, плотность населения, количество объектов экономики, количество объектов, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, количество объектов, площади застройки, влияющие на организацию и ведение ГО, количество учреждений здравоохранения, их коечная сеть, количество образовательных учреждений, их возможность по размещению обучаемых в две смены, количество общественных зданий, которые можно использовать для размещения эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения, количество зданий, складских помещений, которые можно использовать для приема, размещения и хранения эвакуируемых материальных и культурных ценностей; 2. Подраздел «Возможные масштаб и характер последствий при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» содержит следующие прогнозируемые сведения: - о краткой оценке возможной обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования, с учетом возможных для него последствий при возникновении чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и применении противником современных средств поражения по радиационно, химически и биологически опасным объектам, объектам экономики, а также гидротехническим сооружениям чрезвычайно высокой опасности и высокой опасности, близлежащих муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по ГО, последствий террористических актов, действий диверсионных разведывательных групп, на момент применения противником средств поражения, соответственно мероприятиям по ГО; - количество объектов экономики, представляющих собой вероятные цели для применения противником современных средств поражения по территориям взаимодействующих муниципальных образований, территории которых отнесены к группам по ГО, поражение которых может привести к распространению радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения, катастрофическому затоплению (подтоплению) территории муниципального образования; - размеры зон воздействия вторичных поражающих факторов (по видам факторов): площади зон возможных опасностей, количество проживающего в них населения; - данные: об объемах возможных разрушений; о потерях запасов пищевого сырья и продуктов питания, топлива и горючего; об объемах разрушений систем жизнеобеспечения (водо-, газообеспечения); об объемах разрушений местных объектов электроэнергетики; 3. Подраздел «Выводы из оценки возможной обстановки» содержит следующие сведения: - расчетные данные об общих потерях (санитарных, безвозвратных) населения; - численность пострадавшего населения, нуждающегося в оказании первой помощи; - численность населения, подлежащего йодной профилактике; - потребность пострадавших в стационарных или временных жилых помещениях; - ориентировочный перечень и возможный объем АСДНР; - численность сил ГО, необходимых для проведения АСДНР; - численность сил ГО, выделяемых для участия в проведении АСДНР на территории муниципального образования, территория которого отнесена к группе по ГО;
Раздел N 2 «Ведение ГО» состоит из следующих подразделов: 1. Подраздел «Порядок ведения ГО», в котором указываются порядок, объем, сроки и организация выполнения: - мероприятий по ГО; - мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - мероприятий по ГО, выполняемых по отдельным решениям Президента РФ; 2. Подраздел «Организация обеспечения мероприятий по ГО», в котором указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по ГО, таких как: - комплексная разведка; - инженерное обеспечение; - радиационная, химическая и биологическая защита; - медицинское обеспечение; - материальное обеспечение; - транспортное обеспечение; - противопожарное обеспечение; - гидрометеорологическое обеспечение; - охрана общественного порядка. 3. Подраздел «Организация взаимодействия с органами военного управления», в котором указываются: а) при ведении ГО – организация взаимодействия по вопросам: - оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - возможности использования инфраструктуры и имущества военных городков для размещения населения, материальных и культурных ценностей, а также первоочередного жизнеобеспечения, эвакуируемых на территорию муниципального образования; - организации ведения всех видов разведки и обмена информацией в области ГО; - создания группировки сил ГО в безопасных районах; - использования маршрутов эвакуационных мероприятий, передвижения сил ГО; - организации дорожно-комендантской службы; б) после применения противником современных средств поражения, – организация взаимодействия по вопросам: - сбора информации о времени, месте и масштабах применения противником современных средств поражения; - уточнения сложившейся радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной и медицинской обстановки; - приведения в готовность системы управления и сил ГО, а также организации АСДНР; - информирования о времени, месте и масштабах применения противником современных средств поражения; - обеспечения связи и информационного обмена; - оказания помощи органам управления гражданской обороной, территориальным (местным) гарнизонам, объектам местной обороны в проведении АСДНР; - восстановления готовности сил ГО и нарушенного управления.
Раздел N 3 «Выполнение мероприятий по ГО при внезапном нападении противника» состоит из следующих подразделов: 1. Подраздел «Организация и проведение мероприятий по сигналу ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информированием населения о порядке действий при воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности, угрозе катастрофического затопления и других опасностях», в котором указываются: а) организация оповещения органов местного самоуправления, сил ГО и населения о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности, угрозе катастрофического затопления и других опасностях; б) организация защиты населения, в том числе: - порядок укрытия населения в защитных сооружениях ГО, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства, включая метрополитены (при их наличии); - проведение мероприятий по безаварийной остановке опасных производств, кроме участков и цехов с непрерывным циклом производства; - проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки организаций, являющихся вероятными целями поражения противника; - организация радиационной, химической и биологической защиты населения, органов управления и сил ГО. 2. Подраздел «Организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информированием населения о порядке действий при отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности, угрозе катастрофического затопления и других опасностях», в котором указываются: а) организация оповещения органов управления ГО, сил ГО и населения муниципального образования по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информированием населения о порядке действий при отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности, угрозе катастрофического затопления и других опасностях; б) организация сбора данных и оценка обстановки, сложившейся на территории муниципального образования; в) организация проведения АСДНР; г) организация основных видов обеспечения при проведении АСДНР; д) организация восстановления нарушенного управления и способности сил ГО к выполнению своих задач по предназначению после нанесения ударов противника современными средствами поражения с указанием порядка: - передачи функций органов управления, выведенных из строя, их оперативным группам, расположенным на запасных пунктах управления; - передачи функций органов управления, выведенных из строя, их дублерам; - наращивания сил группировки с учетом сложившейся обстановки.
Приложения к плану К плану ГО и защиты населения муниципального образования, территория которого не отнесена к группам по ГО, разрабатываются следующие приложения: 1. Приложение «Возможная обстановка на территории муниципального образования при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», разрабатывается на карте, на которой отражаются: - границы муниципального образования, основные, запасные и дублирующие пункты управления органов местного самоуправления, а также границы территорий муниципальных образований, отнесенных к группам по ГО, с территорий которых планируются эвакуация и рассредоточение населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы муниципального образования, их запасные пункты управления на территории муниципального образования; - пункты постоянной дислокации сил ГО, дислоцирующихся на территории муниципального образования; - организации, отнесенные в установленном порядке к категории особой важности и первой категории по ГО, другие объекты экономики, возможного поражения противником современными средствами поражения, располагающиеся на территории муниципального образования; - особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, химически, взрыво- и пожароопасные объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, гидротехнические сооружения высокой опасности и гидроузлы, располагающиеся на территории муниципального образования, с зонами возможных опасностей; - магистральные нефте-, газо-, продукто- и водопроводы; - районы, неблагополучные в эпидемиологическом, эпизоотическом отношениях, а также подверженные геофизическим, геологическим, метеорологическим и другим стихийным бедствиям; - районы размещения баз (складов) горючих и смазочных материалов, с запасами материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории муниципального образования; - основные узлы и линии связи единой сети электросвязи РФ, используемые в интересах ГО; - узлы и линии связи, планируемые к развертыванию при приведении в готовность ГО; - районы и время развертывания подвижных пунктов управления; - места размещения узлов и станций фельдъегерской почтовой связи, аэродромов и посадочных площадок самолетов и вертолетов связи; - схема организации связи с указанием направлений связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления, видов и средств связи; - схема оповещения органов управления ГО; - графики занятий запасных (дублирующих) пунктов управления оперативными группами и основным составом органов власти субъекта РФ (органа местного самоуправления); - таблица позывных должностных лиц; - таблица позывных узлов связи; - таблица сигналов управления; 2. Приложение «Календарный план выполнения основных мероприятий по ГО муниципального образования» разрабатывается по установленной форме; 3. Приложение «Основные показатели состояния ГО муниципального образования по состоянию на 1 января текущего года», разрабатывается по установленной форме; 4. Приложение «План организации управления гражданской обороной и связи муниципального образования» разрабатывается в виде текстового документа, в котором указываются: - расчет сил и средств связи по пунктам управления; - организация управления гражданской обороной в пунктах постоянной дислокации, во время перемещения на запасные (дублирующие) пункты управления и с запасных (дублирующих) пунктов управления; - порядок приведения в готовность запасных (дублирующих) пунктов управления; - состав и задачи оперативных групп, убывающих на запасные (дублирующие) пункты управления; - организация связи при проведении АСДНР; 5. Приложение «План организации оповещения населения муниципального образования» разрабатывается на карте, на которой отражаются (наносятся): - зоны экстренного оповещения населения; - объекты, на которых создаются локальные системы оповещения; - пункты управления органов местного самоуправления, с которых осуществляется запуск системы оповещения населения; - линии связи единой сети электросвязи РФ, используемые для запуска системы оповещения населения; - радиотелевизионные передающие центры (станции); - места размещения оконечных устройств оповещения; - схема оповещения населения; - расчет сил и средств оповещения населения; - таблица сигналов оповещения; 6. Приложение «План эвакуационных мероприятий в муниципальном образовании» разрабатывается на карте с пояснительной запиской. На карте эвакуационных мероприятий отражаются: - границы муниципальных районов; - границы безопасных районов для размещения эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения, материальных и культурных ценностей; - границы зон возможных опасностей с указанием численности населения по каждой зоне; - границы районов, в которых запрещается подселять эвакуируемое (рассредоточиваемого) население; - места размещения организаций, продолжающих свою деятельность в зонах возможных опасностей (красным цветом), а также организаций, переносящих производственную деятельность в безопасные районы (зеленым цветом); - места размещения пунктов управления органов власти субъекта РФ и муниципальных образований; - СЭП с указанием их номеров, приписанных к ним пунктов посадки (станции, пристани), численности (через дробь) эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения (знаменатель) и номеров приписанных организаций (числитель); - пункты погрузки материальных и культурных ценностей для эвакуации в безопасные районы с указанием (через дробь) его условного номера объекта (числитель) и объема ценностей (знаменатель); - маршруты движения пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуируемым населением, материальными и культурными ценностями, с указанием их номеров; - медицинские пункты, пункты обогрева, питания, водоснабжения; - промежуточные пункты эвакуации; - пункты высадки и приемные эвакуационные пункты с указанием (через дробь) их номеров, численности эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения на каждый из них (знаменатель) и номеров приписанных организаций (числитель); - районы размещения населения с указанием (через дробь) численности проживающего населения (числитель) и численности эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения (знаменатель); - пункты выгрузки эвакуируемых материальных и культурных ценностей с указанием (через дробь) их номеров, объема материальных и культурных ценностей (знаменатель) и номеров приписанных объектов (числитель); - пункты размещения материальных и культурных ценностей с указанием (через дробь) условного номера объекта (числитель) и объема материальных и культурных ценностей (знаменатель); - населенные пункты в безопасном районе, закрепленные за соответствующими объектами экономики, расположенными на территориях, отнесенных к группам по ГО, для размещения эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения с указанием (через дробь) условного номера объекта, численности проживаемого (числитель) и численности эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения (знаменатель); - маршруты эвакуации эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения от приемных эвакуационных пунктов (пунктов высадки) до мест расселения в безопасном районе; - сигналы управления и оповещения. - В пояснительную записку к плану эвакуационных мероприятий в муниципальном образовании, территория которого не отнесена к группе по ГО, включаются три раздела: 1) раздел «Организация подготовки к проведению эвакуационных мероприятий», в котором указываются: - порядок оповещения руководящего состава ГО, органов местного самоуправления, руководителей организаций и населения о начале проведения эвакуации; - порядок приведения в готовность эвакуационных органов; - порядок приведения в готовность сил и средств, обеспечивающих проведение эвакуации; 2) раздел «Организация проведения эвакуационных мероприятий», в котором указываются: - планируемые сроки проведения частичной и общей эвакуации; - порядок эвакуации эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения, материальных и культурных ценностей при частичной и общей эвакуации различными видами транспорта с общей характеристикой маршрутов эвакуации; - порядок эвакуации населения пешим порядком с общей характеристикой маршрутов пешей эвакуации; - организация рассредоточения рабочих смен организаций, продолжающих свою деятельность в зонах возможных опасностей; - объем материальных и культурных ценностей, требуемое количество транспорта для их эвакуации в безопасные районы; - организация защиты населения, материальных и культурных ценностей в местах сбора и на маршрутах эвакуации; - порядок размещения эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения; - организация первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения; 3) раздел «Обеспечение эвакуационных мероприятий», в котором указываются: - организация управления и связи; - организация разведки на маршрутах эвакуации; - организация радиационной, химической и биологической защиты; - организация медицинского обеспечения; - организация материального обеспечения; - организация транспортного обеспечения; - организация инженерного обеспечения; - организация информационного обеспечения; - организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в местах сбора и размещения эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения, а также на маршрутах эвакуации. К пояснительной записке разрабатываются следующие приложения: - календарный план основных мероприятий эвакуационной (эвакоприемной) комиссии органа местного самоуправления; - схема оповещения руководящего состава органа местного самоуправления и эвакуационной (эвакоприемной) комиссии; - состав эвакуационных органов и сроки их приведения в готовность; - схема оповещения руководящего состава ГО, руководителей организаций и населения о начале эвакуации; - схема организации управления и связи в ходе проведения эвакуационных мероприятий; - перечни СЭП, пунктов посадки (станций, пристаней) и высадки населения, пунктов погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей промежуточных пунктов эвакуации, приемных эвакуационных пунктов, с адресами размещения; - расчет распределения организаций, подлежащих эвакуации, по СЭП и пунктам посадки и размещению в безопасных районах; - потребность и возможности транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного), его распределение по эвакуационным направлениям и маршрутам для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей; - перечень безопасных районов, в которых спланировано размещение эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения; - почасовой график проведения эвакуационных мероприятий; - расчет численности населения, подлежащего эвакуации (рассредоточению) в безопасные районы, с разбивкой по группам; - расчет объема материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации и размещению в безопасных районах; - график подвоза рассредоточиваемых рабочих смен организаций, продолжающих свою деятельность в зонах возможных опасностей; - расчеты по численности нетрудоспособного и незанятого населения, вывозимого в безопасные районы с указанием мест их размещения в безопасных районах; - расчет размещения организаций, переносящих свою деятельность в безопасные районы; - расчет приема и размещения эвакуируемых материальных и культурных ценностей в безопасных районах; - расчет приема и размещения эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения в безопасных районах; - расчет транспорта и распределение по видам транспорта, прибывающего на пункты высадки (приемные эвакуационные пункты) эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения, для отправки его в места расселения в безопасном районе. План эвакуационных мероприятий в муниципальном образовании согласовывается с начальником Главного управления МЧС России по субъекту РФ, председателем эвакуационной комиссии субъекта РФ. План эвакуационных мероприятий в муниципальном образовании подписывается председателем эвакуационной (эвакоприемной) комиссии муниципального образования и утверждается должностным лицом местного самоуправления, возглавляющим местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). План наращивания инженерной защиты населения муниципального образования разрабатывается по установленной форме.
Согласование, утверждение и корректировка плана План согласовывается с начальником Главного управления МЧС России по субъекту РФ и руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, наделенного полномочиями по организации проведения мероприятий по ГО, разработке и реализации плана ГО и защиты населения. План подписывается заместителем должностного лица местного самоуправления, возглавляющего местную администрацию (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), курирующим вопросы ГО. Далее план утверждается должностным лицом местного самоуправления, возглавляющего местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Хранение утвержденного плана осуществляется в соответствии с решением руководителя муниципального образования (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) с соблюдением требований законодательства РФ. Количество экземпляров разрабатываемого плана определяется его разработчиком (количество экземпляров должно быть не менее количества созданных пунктов управления органа местного самоуправления). Выписки из плана ГО направляются в части касающейся: - в органы местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования; - в организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО, численность работающих (наибольшей работающей смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) человек, с мероприятиями по защите работников указанных организаций; - в организации, обеспечивающие выполнение мероприятий местного уровня по ГО. Масштаб карт должен обеспечивать возможность нанесения вышеуказанных данных. В правом нижнем углу карт приводятся условные обозначения. При невозможности отразить вышеуказанные данные на одном листе карты они наносятся на карту в виде таблиц или разрабатывается склейка карт требуемого масштаба. План ежегодно уточняется до 25 января по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом РФ решения о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени. Уточнение планов ГО и защиты населения проводится путем внесения необходимых изменений с последующей поясняющей записью в листе корректировки плана о внесенных изменениях, датой записи изменений, фамилией, инициалами должностного лица, заверяемой его подписью и мастичной гербовой печатью с действительным наименованием органа управления. С оборотной стороны титульного листа плана проставляется: запись «уточнено», дата, фамилия, инициалы должностного лица, заверяемая его подписью и мастичной гербовой печатью с действительным наименованием органа управления. Корректировка плана осуществляется при необходимости в ходе ведения ГО в соответствии со складывающейся обстановкой. При проведении уточнения (корректировки) плана обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры плана. Планирование в области ГО носит непрерывный характер, так как всегда может появиться необходимость корректировки планов в связи с: - изменениями нормативно-правовой базы; - указаниями (решениями) вышестоящих органов управления ГО и ЧС; - предписаниями органов государственного надзора в области ГО и ЧС; - результатами внутреннего контроля состояния ГО и защиты от ЧС. Переработка плана осуществляется также в случае существенных изменений структуры органа местного самоуправления по решению руководителя муниципального образования или по решению МЧС России.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 9/2020.
[1] См. статью «Планы гражданской обороны организаций: структура и содержание», опубликованную в № 8/2020 нашего журнала. [2] См. ст. 4 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне". [3] В настоящее время основным нормативно-правовым документом в этой области является приказ МЧС России от 27.03.2020 N 216 ДСП «Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)». | |
Категория: Методические материалы | Добавил: ЦИПЗО (29.08.2021) | |
Просмотров: 549 |