Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС |
Всероссийская служба медицины катастроф (далее – Служба) является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о Всероссийской службе медицины катастроф», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 734 (ред. от 12.10.2020). Задачи Службы: - быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях (ЧС) в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме; - ликвидация эпидемических очагов; - создание резерва материальных запасов; - обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при ЧС. Служба наделена следующими полномочиями: - организация ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию; - сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий от ЧС; - прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС; - информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС и принимаемых мерах; - обеспечение реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, при ЧС; - организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий, в том числе для оказания медицинской помощи при ЧС; - организация взаимодействия с экстренными оперативными службами по привлечению сил и средств Службы для оказания медицинской помощи при ЧС; - организация обеспечения связи и информационного взаимодействия органов управления и сил Службы в повседневной деятельности и при ЧС. Служба функционально объединяет: - службу медицины катастроф Минздрава России; - службу медицины катастроф Министерства обороны РФ; - силы и средства МЧС России, МВД России, Роспотребнадзора, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф. Задачи, порядок деятельности, структура, состав сил и средств службы медицины катастроф Минздрава России, службы медицины катастроф Министерства обороны РФ, а также состав сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. Руководство Службой осуществляет Министр здравоохранения РФ. Организационно-методическое руководство деятельностью Службы осуществляет Минздрав России. Служба в целях выполнения возложенных на нее задач представлена: НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ: - координационным органом – комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Минздрава России; - постоянно действующим органом управления – соответствующим подразделением Минздрава России; - органом повседневного управления – федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Минздрава России (далее – Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова); - силами и средствами Минздрава России, Федерального медико-биологического агентства, Министерства обороны РФ, МЧС России, МВД России, Роспотребнадзора, иных федеральных органов исполнительной власти, других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф; НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (в пределах территории федерального округа): - органами повседневного управления – межрегиональными центрами медицины катастроф, функции которых осуществляют территориальные центры медицины катастроф в гг. Екатеринбурге, Нальчике, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также в Москве – Национальным медико-хирургическим Центром имени Н.И. Пирогова; - силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф, расположенными на территориях соответствующих федеральных округов; НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (в пределах территории субъекта РФ): - координационными органами – комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ; - постоянно действующими органами управления – органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан (региональные минздравы, департаменты, управления, комитеты); - органами повседневного управления – территориальными центрами медицины катастроф; - силами и средствами органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, а также расположенными на их территориях силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф; НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (в пределах территории муниципального образования): - координационными органами – комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления; - постоянно действующими органами управления – органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере охраны здоровья граждан; - органами повседневного управления – дежурно-диспетчерскими службами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере охраны здоровья граждан; - силами и средствами соответствующих органов местного самоуправления, а также расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф, а также органов исполнительной власти субъектов РФ; НА ОБЪЕКТОВОМ УРОВНЕ: - координационным органом – комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации; - постоянно действующим органом управления – структурным подразделением организации, в том числе должностными лицами организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф; - органом повседневного управления – дежурно-диспетчерской службой организации; - силами и средствами организации, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. На федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях на базе медицинских, судебно-экспертных, образовательных и научных организаций, а также организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа работников этих организаций создаются нештатные формирования (госпитали, отряды, бригады, группы), которые при возникновении ЧС поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня. Обеспечение готовности этих формирований к действиям в ЧС возлагается на руководителей соответствующих организаций. При недостаточности сил и средств на муниципальном и (или) региональном уровнях для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на соответствующей территории могут быть привлечены силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, функционально объединенных в Службу, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и организациями. По решению руководителя Службы для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС с учетом ее масштаба, степени потенциальной опасности, медико-санитарных последствий могут привлекаться все находящиеся в зоне ЧС силы и средства Службы независимо от их уровня. Руководитель Службы вправе принимать решение о медицинской эвакуации при ЧС. Организация и оказание медицинской помощи при ЧС, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Службой в порядке, установленном Минздравом России. Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова обеспечивает: - координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств Службы; - разработку научно-методических принципов деятельности Службы; - подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы; - разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при ЧС. Проведение мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС осуществляется на основе разрабатываемых в рамках РСЧС федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, межрегиональных планов взаимодействия субъектов РФ, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Для соответствующих органов управления, сил и средств Службы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: - режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС; - режим ЧС – при возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. При отсутствии угрозы возникновения ЧС органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 2/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях». Другие статьи по теме | |
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022) | |
Просмотров: 2469 |