Служба медицины катастроф Севастополя: цель, задачи, структура и организация деятельности
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Служба медицины катастроф Севастополя: цель, задачи, структура и организация деятельности

Служба медицины катастроф Департамента здравоохранения г. Севастополя (далее – СМК ДЗС) – функциональное объединение сил и средств здравоохранения города Севастополя для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) на территории города Севастополя. Деятельность службы регламентируется соответствующим Положением, утвержденным приказом Департамента здравоохранения г. Севастополя от 20.02.2021 N 174

СМК ДЗС является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций города Севастополя и составной частью Всероссийской службы медицины катастроф (далее – ВСМК) – ее территориальным звеном.

Целью СМК ДЗС является обеспечение оказания экстренной медико-санитарной помощи населению Севастополя при ЧС различного характера и масштаба.

Задачи СМК ДЗС:

- поддержание постоянной готовности сил и средств СМК ДЗС к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (в том числе террористической направленности);

- создание запасов медицинского и санитарно-хозяйственного имущества для обеспечения устойчивого функционирования медицинских организаций и формирований СМК ДЗС;

- своевременное и эффективное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшим в ЧС;

- снижение психоневрологического и эмоционального воздействия факторов катастроф на население, вовлеченное в ЧС;

- участие в обеспечении (совместно с санитарно-эпидемиологической и коммунальными службами) санитарного благополучия в зоне ЧС, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

- организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пострадавших;

- сохранение здоровья личного состава формирований СМК ДЗС в период ликвидации медицинских последствий ЧС;

- осуществление взаимодействия с региональными, ведомственными федеральными службами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС;

- оценка оперативной медико-санитарной обстановки при потенциальной аварийной опасности на территории г. Севастополя;

- снижение рисков и уровня медико-санитарных последствий ЧС в мирное время и опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- осуществление комплексных мер по совершенствованию и дальнейшему развитию СМК ДЗС.

 

Структура СМК ДЗС

Структура, состав сил и средств СМК ДЗС определяются Планом-заданием ДЗС, в полномочия которого входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф.

Руководителем СМК ДЗС является директор ДЗС. Постоянно действующим органом повседневного управления СМК ДЗС является ДЗС (в особый период – Территориальная межведомственная координационная комиссия СМК ДЗС).

Руководители медицинских организаций обеспечивают формирование бригад специализированной медицинской помощи (далее – БСМП), бригады первой врачебной помощи (далее – БПВП), бригад экстренной доврачебной помощи (далее – БЭДП), бригад медицинской эвакуации (далее – БМЭв) и готовность к экстренному развертыванию профильных коек для приема пострадавших в ЧС в соответствии с Планом-заданием.

ДЗС формирует группировку медицинских сил и средств СМК ДЗС в подведомственных медицинских организациях.

ГБУЗС «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» (далее – ЦЭМПиМК), оказывающий скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, обеспечивает оперативное участие выездных бригад скорой медицинской помощи (далее – СМП) в работе СМК ДЗС.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя (далее – ГБУЗС) «Центр крови» определяет нормы накопления неснижаемого запаса гемотрансфузионных сред и расходных материалов для организации экстренной массовой заготовки, переработки и апробации донорской крови, а также формирует выездные бригады для экстренной заготовки крови.

ГБУЗС «Севастопольское городское бюро судебно-медицинской экспертизы» является учреждением – формирователем оперативных бригад экспертов.

Медицинские организации обеспечивают СМК ДЗС лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в установленном ДЗС порядке.

 

Управление СМК ДЗС

Управление СМК на федеральном уровне осуществляет Минздрав России, Всероссийский Центр медицины катастроф «Защита» является рабочим органом Министра здравоохранения Российской Федерации, выполняющим функции управления федеральной СМК.

Руководство СМК на региональном уровне (город федерального значения Севастополь) осуществляет ДЗС. ЦЭМПиМК является постоянно действующим рабочим органом руководителя СМК ДЗС – директора ДЗС по организации и оперативному управлению подразделениями СМК ДЗС.

При ликвидации медицинских последствий ЧС на территории города Севастополя в оперативное подчинение ЦЭМПиМК переходят нештатные подразделения СМК медицинских организаций – формирователей, определенные Планом-заданием на формирование БСМП, БПВП, БЭДП, БМЭв и экстренное развертывание профильных коек для приема пострадавших в ЧС. Управленческие решения ЦЭМПиМК носят директивный характер и являются обязательными для исполнения соответствующими учреждениями и формированиями.

При возникновении на территории города нештатных или ЧС непосредственное персональное руководство действиями СМК ДЗС осуществляет руководитель СМК ДЗС (в его отсутствие руководитель (или лицо, его заменяющее) ЦЭМПиМК).

В повседневной деятельности все медицинские организации выполняют возложенные на них функции в части готовности к действиям в условиях ЧС во взаимодействии с ЦЭМПиМК.

 

Функции и организация деятельности СМК ДЗС

В зависимости от обстановки деятельность СМК ДЗС осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС. Решение о введении режимов повышенной готовности и ЧС принимают органы исполнительной власти г. Севастополя, органы местного самоуправления, руководители объектов.

 

Режим повседневной деятельности

1. Текущее планирование и организация работы в повседневной деятельности.

2. Планирование медико-санитарного обеспечения населения города при возникновении ЧС.

3. Участие в работе КЧС и ОПБ города Севастополя при Губернаторе города Севастополя.

4. Организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования единой дежурно-диспетчерской службы.

5. Поддержание постоянной готовности сил и средств СМК к действиям в ЧС:

5.1. Текущий контроль за состоянием готовности органов управления, медицинских организаций и формирований СМК ДЗС к переводу на чрезвычайный режим работы и выполнению возложенных задач в ЧС.

5.2. Создание и рациональное использование неснижаемого запаса резерва медицинских ресурсов СМК ДЗС для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

5.3. Подготовка кадрового состава СМК ДЗС по вопросам управления, организации и технологии оказания медицинской помощи в ЧС:

- плановое обучение на тематических циклах «Медицина катастроф» по дифференцированным учебным программам для различных контингентов обучаемых;

- проведение в медицинских организациях тренировочных занятий, командно-штабных и тактико-специальных учений (в соответствии с годовыми планами);

- участие в проведении комплексных командно-штабных и тактико-специальных учений, запланированных МЧС России и Главным управлением МЧС России по г. Севастополю;

- участие в подготовке ежегодного итогового постоянно действующего семинара для руководящего состава СМК ДЗС.

6. Осуществление плановых мероприятий, обеспечивающих защиту персонала и пациентов медицинских организаций в ЧС.

7. Заблаговременное установление взаимодействия СМК ДЗС со службами, привлекаемыми к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:

- отработка порядка и определение источников для экстренного пополнения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

- определение источников выделения автотранспорта для доставки медицинского персонала, эвакуации пострадавших, перевозки медицинских грузов;

- разработка схемы взаимодействия с межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю;

- отработка регламентов взаимодействия СМК ДЗС и других экстренных служб г. Севастополя;

- установление порядка привлечения дополнительных (ведомственных) медицинских сил и средств.

8. Постоянная актуализация автоматизированной информационно-аналитической системы «Медицина катастроф города Севастополя» и базы данных «Силы и средства службы медицины катастроф».

9. Мониторинг медико-санитарной обстановки на территории Севастополя.

10. Организация обучения персонала экстренных немедицинских служб и организованных контингентов населения практическим навыкам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС, приемам само- и взаимопомощи.

11. Разработка и реализация мер, направленных на развитие и совершенствование СМК ДЗС, а также правовую защищенность персонала.

 

Режим повышенной готовности (вводится руководителем СМК ДЗС)

При поступлении сигнала о ЧС проводятся мероприятия:

1. Экстренное оповещение в установленном порядке руководящего состава ДЗС, руководства ЦЭМПиМК и служб взаимодействия.

2. Направление бригады экстренной медицинской помощи ЦЭМПиМК к месту прогнозируемой ЧС.

3. Оценка величины и структуры возможных санитарных потерь, расчет необходимых сил и средств для оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) в экстренной и неотложной формах.

4. Оповещение руководителей соответствующих медицинских организаций о принятых управленческих решениях по приведению их в готовность. Введение в действие соответствующих разделов «Плана действий СМК ДЗС по медико-санитарному обеспечению населения в ЧС».

5. Усиление эпидемиологического надзора; проведение профилактических санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (совместно с межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю).

6. Приведение в готовность защитных сооружений государственных учреждений здравоохранения; подготовка персонала и больных, которые могут оказаться в зоне ЧС, к защите или экстренной эвакуации.

7. Уточнение системы управления, схем связи и взаимодействия в условиях прогнозируемой ЧС.

8. Корректировка принятых управленческих решений по уточненной информации, динамике медико-тактической обстановки и данных о реальных силах и средствах СМК ДЗС, контроль исполнения.

 

Режим ЧС (вводится руководителем СМК ДЗС)

При получении сигнала о ЧС:

1. Экстренное оповещение в установленном порядке руководящего состава ДЗС, руководства ЦЭМПиМК, служб взаимодействия.

2. Направление бригады экстренной медицинской помощи ЦЭМПиМК к зоне ЧС, проведение медицинской разведки.

3. Направление к зоне ЧС бригад скорой медицинской помощи (далее – СМП) в количестве, соответствующем масштабам ЧС по данным первичной информации.

4. Оценка величины и структуры санитарных потерь, расчет сил и средств, необходимых для оказания экстренной медицинской помощи. Оперативное взаимодействие со всеми привлеченными к зоне ЧС службами.

5. Принятие решения об организации лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших и привлечении медицинских сил и средств, соответствующих медико-санитарной обстановке.

6. Оповещение в установленном порядке руководителей медицинских организаций, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, обеспечивающих служб и служб взаимодействия о принятых управленческих решениях и принятие докладов о готовности к выполнению задач в соответствии возложенными функциями.

7. Корректировка принятых управленческих решений по уточненной информации, динамике медико-тактической обстановки и данных о ресурсах привлекаемых сил и средств.

8. Реализация принятых управленческих решений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:

8.1. В очаге ЧС оказывается первая помощь личным составом аварийно-спасательных формирований.

8.2. На границе очага ЧС (оцепление) развертываются пункты сбора пострадавших и медицинские сортировочные площадки.

8.2.1. Медицинские силы догоспитального этапа:

бригады доврачебной медицинской помощи (СМК) ЦЭМПиМК;

бригады экстренной медицинской помощи ЦЭМПиМК;

бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские).

8.2.2. Медицинские средства:

табельное оснащение;

оперативно-тактический резерв СМК ДЗС;

автомобили СМП, санитарный и приданный транспорт.

8.2.3. Объем медико-санитарной помощи: медицинская сортировка, изоляционно-обсервационные мероприятия, первичная медико-санитарная помощь, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, медицинская эвакуация пострадавших в профильные стационары, участие в проведении противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий (совместно с межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю).

8.3. В стационарах медицинских организаций СМК ДЗС:

8.3.1. Медицинские силы стационарного этапа:

персонал медицинских организаций, ведущий прием пострадавших;

специализированные бригады постоянной готовности СМК ДЗС – ГБУЗС «Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова», ГБУЗС «Городская больница N 5 – Центр охраны здоровья матери и ребенка», ГБУЗС «Севастопольская психиатрическая больница» и ГБУЗС «Городская инфекционная больница»;

БСМП;

БПВП.

8.3.2. Медицинские средства: оперативно-тактический резерв медицинских организаций, табельное оснащение БСМП, транспорт медицинских организаций и приданный транспорт.

8.3.3. Объем медико-санитарной помощи: медицинская сортировка, прием и санитарная обработка, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

8.4. Бюро судебно-медицинской экспертизы проводит судебно-медицинскую экспертизу погибших и судебно-медицинское освидетельствование пострадавших в ЧС.

9. Решение о необходимости привлечения ведомственных медицинских сил и средств для усиления СМК ДЗС принимается руководителем СМК ДЗС, которым осуществляется оперативное управление придаваемыми силами.

10. Обеспечение устойчивого функционирования медицинских организаций и формирований СМК ДЗС осуществляется за счет перемещения сил и средств, для удовлетворения потребностей в ресурсах, и координируется руководителем СМК ДЗС со всеми службами, привлеченными к ликвидации ЧС.

11. Подготовка (обобщение) и предоставление информации о пострадавших в ЧС и организация защиты персонала медицинских организаций и больных, находящихся в зоне ЧС.

12. Организация медико-санитарного обеспечения населения, временно эвакуированного из зоны ЧС.

13. Подготовка предварительных, последующих (промежуточных) и итоговых донесений о ликвидации медико-санитарных последствий ЧС с составлением отчета по установленной форме.

 

Медико-санитарное обеспечение населения при угрозе совершения террористических актов и ликвидации их последствий

 

Режим повседневной деятельности

1. Осуществление комплекса мер по реализации Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», Указа Президента РФ от 15.02.2006 N 116 «О мерах по противодействию терроризму», решений антитеррористической комиссии города Севастополя, соответствующих распорядительных документов и решений рабочей группы ДЗС.

2. Предупредительная работа по предотвращению террористических актов и обеспечению безопасности в медицинских организациях включает в себя:

- усиление контрольно-пропускного режима;

- усиление охраны;

- контроль за защищенностью систем жизнеобеспечения и обеспечение устойчивого функционирования;

- инструктаж персонала о повышении бдительности, действиях при обнаружении подозрительных предметов;

- разработка, согласование и утверждение в установленном порядке «Паспорта антитеррористической защищенности объекта».

3. Меры по повышению готовности сил и средств СМК ДЗС к ликвидации медицинских последствий террористических актов:

- подготовка кадрового состава СМК ДЗС по вопросам организации и технологии оказания всех видов медицинской помощи пострадавшим в результате террористических актов;

- уточнение возможностей системы здравоохранения г. Севастополя по ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов.

4. Отработка схемы оповещения и взаимодействия СМК ДЗС со всеми службами экстренного реагирования, привлекаемыми к ликвидации последствий террористических актов.

 

Режим повышенной готовности

При поступлении сигнала об угрозе террористического акта:

1. ЦЭМПиМК осуществляет оперативный анализ возможной медико-санитарной обстановки, мобилизацию и приведение в готовность подведомственных сил и средств, в зависимости от прогнозируемой ЧС.

2. Действия в установленном для СМК ДЗС порядке.

3. Приведение в готовность средств индивидуальной защиты персонала.

 

Режим ЧС при совершении террористического акта

При получении сигнала о террористическом акте:

1. Действия СМК ДЗС осуществляются аналогично действиям, предусмотренным для ЧС.

2. В случае одновременных террористических актов в разных районах города дополнительно для проведения оперативно-информационной работы (медицинской разведки) привлекается персонал специализированных бригад медицинских организаций.

3. Совместно с межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю осуществляются противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в зоне ЧС.

4. Обеспечивается психолого-психиатрическая помощь пострадавшим в зоне террористического акта и населению близлежащих муниципальных образований.

 

Снабжение медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом формирований и учреждений СМК ДЗС

Снабжение медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом осуществляется в соответствии с Положением о порядке создания и использования резервов медицинского имущества и оборудования для предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на территории Севастополя, утвержденным приказом ДЗС от 15.01.2019 N 19.

Запасы оперативного резерва медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества создаются и хранятся:

- для мобильных медицинских формирований – в медицинских организациях, формирующих мобильные медицинские формирования, в отделе хранения ЦЭМПиМК;

- для оказания экстренной специализированной медицинской помощи населению в ЧС – в отделе хранения ЦЭМПиМК.

Имущество резерва, хранящееся в отделе хранения ЦЭМПиМК, может быть использовано в ЧС для оказания медицинской помощи пострадавшим с последующим восстановлением в сроки, предусмотренные законодательством, по решению Губернатора города Севастополя.

 

Планирование и финансирование работы СМК ДЗС

Деятельность СМК ДЗС осуществляется в соответствии с Планом действий СМК ДЗС по медико-санитарному обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях и Планом-заданием СМК ДЗС.

Планирование материально-технического обеспечения осуществляется на основе расчетных показателей потребности медицинских формирований и медицинских организаций СМК ДЗС в снабжении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Финансирование СМК ДЗС (отдельных структурных подразделений ЦЭМПиМК) осуществляется за счет средств бюджета города в пределах утвержденных смет. Финансирование СМК ДЗС может осуществляться за счет других внебюджетных средств, не запрещенных действующим законодательством.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 11/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 291