Система противочумных учреждений как часть единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Система противочумных учреждений как часть единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Возникновение и распространение особо опасных инфекционных заболеваний является одной из самых грозных чрезвычайных ситуаций. Для санитарной охраны территории Российской Федерации (далее – РФ), научно-методического и практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, направленного на предупреждение возникновения и распространения (далее – профилактики) чумы, других особо опасных, природно-очаговых, зоонозных инфекционных заболеваний в нашей стране создана система противочумных учреждений Роспотребнадзора. Ее цели, задачи и организация деятельности определяются Положением об организации деятельности системы противочумных учреждений, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 01.04.2015 N 274.

Общее руководство деятельностью системы противочумных учреждений осуществляет главный государственный санитарный врач РФ – руководитель Роспотребнадзора. В настоящее время в нее входят: противочумный центр Роспотребнадзора, 13 противочумных станций, 5 научно-исследовательских противочумных институтов. Примерная структура научно-исследовательских противочумных институтов (далее – НИПЧИ) и противочумных станций приведена в приложении к статье.

 

Задачи и функции системы противочумных учреждений

Основными задачами и функциями системы противочумных учреждений Роспотребнадзора являются:

1) научно-методическое и практическое обеспечение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, направленного на профилактику чумы, и участие в проведении комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по профилактике чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний, в том числе в природных очагах;

2) оказание научной, консультативной, методической и практической помощи территориальным органам Роспотребнадзора и органам государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья по вопросам: санитарной охраны территории РФ; организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при возникновении чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний, их лабораторной диагностики; соблюдения требований специальной техники безопасности работ с микроорганизмами I – II групп патогенности (опасности). Для оказания указанной помощи за противочумными учреждениями Роспотребнадзора закреплены субъекты Федерации, а за НИПЧИ – противочумные станции Роспотребнадзора;

3) обеспечение постоянной готовности противочумных учреждений и их мобильных специализированных противоэпидемических бригад (далее – СПЭБ), порядок функционирования которых определяется Роспотребнадзором, для локализации и ликвидации эпидемических очагов чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний бактериальной и вирусной природы, противоэпидемического и санитарно-гигиенического обеспечения спасательно-восстановительных работ в зонах стихийных бедствий и антропогенных катастроф, в том числе предупреждения и ликвидации последствий биотеррористических актов, а также для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия во время проведения массовых мероприятий;

4) осуществление информационного мониторинга эпизоотической и эпидемической ситуации по заболеваемости чумой и другими особо опасными, природно-очаговыми и зоонозными инфекционными заболеваниями на территориях, расположенных за пределами РФ;

5) определение, оценка и координация приоритетных направлений научно-исследовательской и практической противоэпидемической деятельности в области санитарной охраны территории РФ, биологической безопасности и противодействия биотерроризму, эпидемиологии, диагностики, профилактики и лечения чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний, вызываемых возбудителями I – II групп патогенности (опасности);

6) обеспечение формирования, пополнения и сохранения национального централизованного коллекционного фонда патогенных микроорганизмов и их стандартных образцов, процедур их официального депонирования для нужд патентной экспертизы, осуществление контроля соблюдения требований единого национального порядка учета и обращения патогенных микроорганизмов в РФ, проведение официальной количественной аттестации патогенности (опасности) вновь выделенных и генетически модифицированных штаммов;

7) участие в деятельности референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней I – II групп патогенности и центров индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней в установленном Роспотребнадзором порядке;

8) разработка и производство медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и лечения чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний бактериальной и вирусной природы;

9) подготовка кадров в целях осуществления практической, научно-исследовательской, учебной, производственной, диагностической и медицинской деятельности, связанной с работами с микроорганизмами I – II групп патогенности (опасности);

10) участие в разработке проектов нормативных, методических и иных документов по вопросам, входящим в компетенцию противочумных учреждений Роспотребнадзора;

11) осуществление иных работ и услуг, предусмотренных законодательством РФ и уставом соответствующего противочумного учреждения Роспотребнадзора.

Для выполнения возложенных на противочумные учреждения задач и функций за ними осуществляется закрепление соответствующих административных территорий (принцип экстратерриториальности).

 

Порядок деятельности системы противочумных учреждений

Противочумные учреждения при осуществлении своей деятельности взаимодействуют со следующими органами и организациями Роспотребнадзора:

1) территориальными органами Роспотребнадзора;

2) федеральными бюджетными учреждениями здравоохранения – центрами гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора;

3) научными организациями Роспотребнадзора, включая федеральные бюджетные учреждения науки «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» и «Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии» Роспотребнадзора;

4) центрами дезинфекции Роспотребнадзора.

В целях координации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзором утверждаются приоритетные направления деятельности системы противочумных учреждений на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

При возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) санитарно-эпидемиологического характера Роспотребнадзором осуществляется приведение СПЭБ, дислоцированных на базе НИПЧИ, в состояние повышенной готовности и направление СПЭБ в заданный район в полном, ограниченном (группы специалистов) или усиленном составе для локализации и ликвидации эпидемических очагов чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний, ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий и несанкционированного использования патогенных биологических агентов, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия во время проведения массовых мероприятий.

НИПЧИ в рамках функционирования системы противочумных учреждений осуществляют:

1) научное обеспечение деятельности противочумных станций и методическую помощь по вопросам профилактики чумы, особо опасных и природно-очаговых инфекционных заболеваний;

2) проведение научно-исследовательских и испытательных работ на территории природных очагов чумы и других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний совместно с Федеральным казенным учреждением здравоохранения «Противочумный центр» Роспотребнадзора и противочумными станциями Роспотребнадзора;

3) осуществление оперативного сбора и анализа сведений о выявлении и распространении чумы и других особо опасных инфекционных заболеваний на территории РФ и за ее пределами, а также выполнение коррекции границ природных очагов чумы и сочетанных с ней других особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний;

4) обеспечение подготовки обзоров и прогнозов эпизоотической ситуации по заболеваемости чумой, другими особо опасными, природно-очаговыми и зоонозными инфекционными заболеваниями совместно с противочумными станциями Роспотребнадзора;

5) разработку краткосрочных сезонных прогнозов и рекомендаций, направленных на снижение риска заражения природно-очаговыми инфекционными заболеваниями, с учетом эпидемиологической обстановки на закрепленной за данным НИПЧИ территории;

6) обучение специалистов Роспотребнадзора, в том числе по программам дополнительного профессионального образования;

7) проведение кураторской работы путем командирования своих специалистов (кураторов) на противочумные станции Роспотребнадзора не реже 1 раза в год, а в случае обострения эпизоотической активности природных очагов чумы или эпидемиологического неблагополучия по особо опасным, природно-очаговым и зоонозным инфекционным заболеваниям – по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.

Противочумные станции Роспотребнадзора и Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Противочумный центр» Роспотребнадзора осуществляют:

1) проведение по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора эпизоотологического обследования транспортных узлов, открытых для международного сообщения, и эпизоотологического наблюдения за территориями, сопредельными с природными очагами чумы зарубежных стран, с целью предотвращения заноса чумы на территорию РФ;

2) подготовку планов работ противочумных станций и их согласование;

3) в природных очагах чумы и сочетанных с ней очагах других природно-очаговых инфекционных заболеваний:

- проведение эпидемиологического и эпизоотологического мониторинга и участие в санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях в соответствии с эпидемиологической ситуацией и прогнозом эпизоотической активности природных очагов чумы, других природно-очаговых и зоонозных заболеваний;

- проведение полевой дератизации и дезинсекции при выявлении эпизоотий чумы в рамках ежегодных объемов, согласованных с соответствующим территориальным органом Роспотребнадзора и утверждаемых Федеральным казенным учреждением здравоохранения «Противочумный центр» Роспотребнадзора;

- участие в контроле проведения иммунизации против чумы контингентов «высокого риска заражения» и в организации медицинского наблюдения за населением и выявления лиц, подозрительных на заболевание чумой, а также эффективности проведения поселковой дератизации и дезинсекции;

- ежегодную оценку эпидемического потенциала отдельных участков природных очагов чумы и сочетанных с ней природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний с целью рационального использования сил и средств при обеспечении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

- выполнение оперативной корректировки и перераспределения объемов санитарно-профилактических мероприятий и лабораторных исследований на чуму и другие особо опасные, природно-очаговые и зоонозные инфекционные заболевания в случае изменения эпидемиологической ситуации и прогноза эпизоотической активности их природных очагов;

- участие в проведении экспертной оценки территорий природных очагов чумы, предназначенных для использования в хозяйственных, промышленных, строительных и рекреационных целях;

- направление для изучения в НИПЧИ штаммов чумного микроба, изолированных в природных очагах чумы РФ, по окончании работ по обследованию в весенне-летний и осенний сезоны;

- проведение научно-исследовательских и испытательных работ на территории природных очагов чумы совместно с НИПЧИ;

- ежегодную подготовку ветеринарных работников по вопросам эпизоотологии, клиники, диагностики и профилактики инфекционных заболеваний, общих для человека и животных.

 

Порядок взаимодействия противочумных учреждений с территориальными органами Роспотребнадзора и иными подведомственными Роспотребнадзору организациями

Взаимодействие противочумных учреждений с территориальными органами Роспотребнадзора в закрепленных субъектах РФ осуществляется на основании заключенного ими соглашения, предусматривающего обязательства сторон по профилактике особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний, обеспечению санитарной охраны территории соответствующего субъекта РФ и биологической безопасности при работе с патогенными микроорганизмами. Предусмотренные соглашением направления взаимодействия учитываются при планировании работы.

В рамках взаимодействия при планировании совместных мероприятий на предстоящий год:

1) территориальный орган Роспотребнадзора на основе анализа и оценки эпидемиологической ситуации по заболеваемости особо опасными инфекционными болезнями (кроме чумы) в субъекте РФ направляет предложения для включения в годовой план работы соответствующего противочумного учреждения Роспотребнадзора;

2) противочумное учреждение согласовывает с территориальным органом Роспотребнадзора в соответствующем субъекте РФ мероприятия, в выполнении которых участвует или предполагает выполнять их самостоятельно.

В рамках информационного взаимодействия:

1) противочумное учреждение направляет в соответствующий территориальный орган Роспотребнадзора информацию:

- об эпизоотической обстановке в природных очагах чумы и сочетанных с нею природных очагах других инфекций на курируемой территории;

- обзор и прогноз эпизоотической ситуации по особо опасным, природно-очаговым и зоонозным инфекционным болезням на курируемой территории, а также в природных очагах чумы РФ и стран СНГ;

- о выделении возбудителей особо опасных инфекционных болезней из объектов окружающей среды и материала от людей на курируемой территории с предложениями по проведению комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (в оперативном режиме);

2) территориальный орган Роспотребнадзора предоставляет соответствующему противочумному учреждению:

- ежемесячную и итоговую годовую информацию о заболеваемости населения инфекционными болезнями;

- оперативную информацию о случаях завоза особо опасных инфекционных заболеваний и вспышках инфекционных заболеваний;

- о выделении возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний из объектов окружающей среды и материала от людей с целью привлечения к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- данные по эпизоотической и эпидемической обстановке по природно-очаговым, зоонозным инфекциям, полученные в рамках межведомственного взаимодействия.

В рамках взаимодействия при выполнении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эпидемиологическом надзоре за чумой:

1) противочумные учреждения:

- обеспечивают федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, включающий эпизоотологическое обследование природных очагов чумы, а также дают рекомендации территориальным органам Роспотребнадзора по вопросам организации и проведения мероприятий по профилактике чумы;

- проводят при выявлении эпизоотий чумы полевую дератизацию, дезинсекцию, барьерную обработку по снижению численности грызунов и эктопаразитов вокруг населенных пунктов в зоне выявленной эпизоотии и последующую оценку эффективности проведенных мероприятий, организуют контроль проведения мероприятий в населенных пунктах и организациях, расположенных в районе эпизоотии;

- осуществляют мониторинг за вакцинацией против заболевания чумой «контингентов высокого риска заражения» (организуемой органами исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья), организации медицинского наблюдения за населением на территории природных очагов чумы, эффективности проведения поселковой дератизации и дезинсекции;

- готовят обзор и прогноз эпизоотической ситуации в природных очагах чумы на курируемой ими территории;

- проводят экспертную оценку территорий природных очагов чумы, предназначенных для использования в хозяйственных, промышленных, строительных и рекреационных целях;

2) территориальные органы Роспотребнадзора:

- организуют и участвуют в проведении первичных мероприятий при выявлении больного, подозрительного на заболевание чумой;

- осуществляют контроль проведения вакцинации против заболевания чумой «контингентов высокого риска заражения» (организуемой органами исполнительной власти в субъекте РФ в сфере охраны здоровья), проживающих на территории природных очагов чумы, в соответствии с рекомендациями противочумных учреждений.

3) противочумные учреждения совместно с территориальными органами Роспотребнадзора:

- обеспечивают организацию и проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов заболеваний чумой и проведении мероприятий по профилактике чумы;

- проводят контроль готовности медицинских организаций на случай выявления больных чумой на энзоотичных по чуме территориях;

- осуществляют информационно-разъяснительную работу по вопросам профилактики чумы среди населения, проживающего на энзоотичных по чуме территориях.

В рамках взаимодействия при выполнении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эпидемиологическом надзоре за холерой:

1) противочумные учреждения:

- осуществляют по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора мониторинг вибриофлоры в объектах окружающей среды в «контрольных» точках;

- выполняют диагностические исследования на холеру клинического материала от больных и умерших с подозрением на холеру;

- информируют территориальные органы Роспотребнадзора о выделении штаммов холерных вибрионов из объектов окружающей среды и от людей;

- подтверждают таксономическую принадлежность штаммов холерных вибрионов, выделенных на закрепленной за ними территории, и оценивают их эпидемическую значимость;

2) территориальные органы Роспотребнадзора:

- организуют и осуществляют проведение мониторинга вибриофлоры в объектах окружающей среды;

- организуют диагностические исследования на холеру клинического материала от больных и умерших с подозрением на холеру;

- организуют плановые диагностические исследования на холеру;

- представляют оперативную информацию о выделении штаммов холерного вибриона и передают их в установленном порядке в закрепленное за ними противочумное учреждение.

3) территориальные органы Роспотребнадзора и противочумные учреждения совместно:

- разрабатывают комплексные планы противохолерных мероприятий;

- организуют и проводят комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах холеры и контролируют их эффективность в соответствии с действующими нормативно-распорядительными документами.

В рамках взаимодействия при выполнении мероприятий по санитарной охране территории от заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний:

1) противочумные учреждения:

- по запросам территориальных органов Роспотребнадзора оказывают консультативную и практическую помощь в проверке и оценке противоэпидемической готовности медицинских и иных организаций к работе с особо опасными инфекционными болезнями;

- по поручениям территориальных органов Роспотребнадзора проводят выборочные проверки противоэпидемической готовности организаций, предназначенных для развертывания госпитальной и лабораторной базы, по итогам которых представляют предложения с соответствующим обоснованием в территориальные органы Роспотребнадзора;

2) территориальные органы Роспотребнадзора:

- осуществляют контроль противоэпидемической готовности медицинских организаций к проведению первичных мероприятий, а также госпитальной базы, предназначенной для госпитализации больных и лиц с подозрением на заболевания, которые регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории РФ»;

- организуют и проводят совместно с противочумными учреждениями Роспотребнадзора тренировочные учения и занятия по осуществлению первичных мероприятий при выявлении больных чумой, холерой, контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками и другими особо опасными инфекционными болезнями или умерших от данных заболеваний в медицинских организациях и пунктах пропуска через государственную границу РФ;

3) территориальные органы Роспотребнадзора и противочумные учреждения совместно:

- проводят анализ интенсивности миграционных потоков, транспортных и грузопотоков, в том числе со странами, неблагополучными по опасным инфекционным болезням;

- с учетом транспортных связей территории планируют и обеспечивают проведение эпизоотологического обследования территорий пунктов пропуска через государственную границу РФ и прилегающую к ним территорию, а также транспортных средств, пересекающих государственную границу РФ;

- разрабатывают и корректируют комплексные планы по обеспечению санитарной охраны территории субъекта РФ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней, предусматривая участие в их реализации противочумных учреждений Роспотребнадзора.

В рамках взаимодействия по профилактике природно-очаговых болезней и инфекционных болезней, общих для человека и животных:

1) противочумные учреждения:

- оказывают методическую и практическую помощь территориальным органам Роспотребнадзора по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при регистрации случаев особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных болезней, а также лабораториям федеральных бюджетных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии в организации и проведении исследования материала, подозрительного на зараженность микроорганизмами II группы патогенности;

- анализируют информацию о численности грызунов и эктопаразитов, представленную федеральными бюджетными учреждениями здравоохранения – центрами гигиены и эпидемиологии, в целях подготовки обзоров и прогнозов эпидемиологической и эпизоотологической ситуации для территориальных органов Роспотребнадзора на закрепленной за ними территории;

- проводят оценку эффективности дератизационных и дезинсекционных мероприятий;

2) территориальные органы Роспотребнадзора с участием противочумных учреждений вносят предложения в органы государственной власти субъектов РФ о разработке региональных программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по природно-очаговым и общим для человека и животных инфекционным болезням, проводят их согласование и участвуют в их реализации, а также разрабатывают распорядительные и нормативные документы регионального уровня;

3) федеральные бюджетные учреждения здравоохранения – центры гигиены и эпидемиологии представляют в противочумные учреждения информацию об учете численности грызунов и эктопаразитов.

В рамках взаимодействия при осуществлении лабораторной диагностики особо опасных инфекционных болезней:

1) противочумные учреждения осуществляют:

- контроль при заборе клинического материала от людей для исследований на наличие возбудителей особо опасных инфекционных болезней;

- диагностическое исследование клинического материала и проб из объектов окружающей среды на наличие возбудителей чумы, а также на наличие возбудителей особо опасных инфекционных болезней II группы патогенности, поступивших в установленном порядке;

- идентификацию и дополнительное изучение направленных штаммов микроорганизмов II группы патогенности;

- направление в федеральные бюджетные учреждения здравоохранения – центры гигиены и эпидемиологии результатов проведенных исследований клинического материала, проб из объектов окружающей среды и штаммов микроорганизмов, направленных для идентификации (верификации);

2) федеральные бюджетные учреждения здравоохранения – центры гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора осуществляют:

- контроль при заборе клинического материала от людей для исследований на наличие возбудителей особо опасных инфекционных болезней;

- отбор проб из объектов окружающей среды;

- диагностическое исследование на наличие возбудителей особо опасных инфекционных болезней II группы патогенности проб материала от людей и из объектов окружающей среды;

- направление на идентификацию в закрепленное за данным субъектом РФ противочумное учреждение штаммов микроорганизмов II группы патогенности, выделенных лабораториями;

- отбор в установленном порядке и доставку в противочумное учреждение или хранение до прибытия специалистов противочумного учреждения проб материала для исследования на чуму (при необходимости);

- направление в закрепленное за данным субъектом РФ противочумное учреждение клинического материала, проб из объектов окружающей среды, выделенных штаммов из очагов инфекционных заболеваний для установления этиологического фактора (при угрозе распространения особо опасных инфекционных болезней и/или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера).

В рамках взаимодействия при осуществлении контроля обеспечения биологической безопасности, противодействия биотерроризму, мероприятий по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера:

1) противочумные учреждения:

- участвуют в проведении контроля за соблюдением требований биологической безопасности при выполнении работ с использованием микроорганизмов I – II группы патогенности в лабораториях федеральных бюджетных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии и других организаций на территории закрепленных за ними субъектов РФ;

- осуществляют работу в составе комиссий по контролю за соблюдением требований биологической безопасности, создаваемых в закрепленных за ними субъектах РФ;

- осуществляют подтверждение результатов лабораторных исследований, полученных федеральными бюджетными учреждениями здравоохранения – центрами гигиены и эпидемиологии;

- в случае обнаружения возбудителя I группы патогенности осуществляют дальнейшее проведение лабораторного исследования;

- оказывают методическую и практическую помощь в подготовке оперативных формирований и микробиологических лабораторий федеральных бюджетных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, в области мониторинга и профилактики особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний;

- осуществляют экспертную оценку предложений и проектов использования территории природных очагов чумы в хозяйственных, производственных, строительных и рекреационных целях в закрепленных за ними субъектах РФ;

2) территориальные органы Роспотребнадзора:

- проводят мероприятия по обеспечению собственной готовности к проведению мероприятий по ликвидации последствий биотеррористических актов, включая подготовку оперативных формирований и лабораторной базы;

- организуют и осуществляют проведение экстренных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера;

- участвуют в формировании личного состава СПЭБ НИПЧИ;

- организуют проведение исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, необходимых для осуществления эпидемиологического надзора за особо опасными инфекционными болезнями;

3) федеральные бюджетные учреждения здравоохранения – центры гигиены и эпидемиологии и противочумные учреждения проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, направленные на предупреждение возникновения и распространения особо опасных инфекционных болезней.

 

Приложение

 

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОТИВОЧУМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

 

I. Примерная структура НИПЧИ

 

1.1. Руководство.

1.2. Научно-противоэпидемические подразделения:

1) отдел эпидемиологии:

- лаборатория санитарной охраны территории и ЧС;

- лаборатория эпидемиологического анализа и прогнозирования;

- лаборатория эпизоотологического мониторинга;

- лаборатория биологической безопасности.

2) отдел диагностики инфекционных болезней (обеспечение функций Центра индикации):

- лаборатория диагностики инфекционных болезней;

- лаборатория вирусологии;

3) отдел образовательных программ и подготовки специалистов.

1.3. Научно-исследовательские подразделения:

1) отдел «Коллекция патогенных бактерий»;

2) отдел микробиологии (обеспечение референс-функций);

3) отдел иммунологии.

1.4. Экспериментально-производственные подразделения.

1.5. Научно-организационные и методические подразделения.

1.6. Инженерно-технические подразделения.

 

II. Примерная структура противочумных станций

 

2.1. Руководство.

2.2. Ведущие подразделения:

1) эпидемиологический отдел;

2) отдел (отделение, группа) обеспечения биологической безопасности;

3) лаборатория эпизоотологического мониторинга и неспецифической профилактики;

4) отдел диагностики инфекционных болезней:

- бактериологическая лаборатория

- вирусологическая лаборатория

2.3. Подразделения организационно-методического обеспечения:

1) отдел (отделение, группа) организации деятельности;

2) отдел (отделение, группа) документационного обеспечения с архивом.

2.4. Административно-хозяйственные подразделения:

1) хозяйственный отдел:

- хозяйственное отделение (группа);

- отделение (группа) государственных закупок и материально-технического снабжения;

- ремонтно-эксплуатационное отделение (группа);

2) виварий.

2.5. Противочумное отделение (филиал):

1) бактериологическая лаборатория;

2) зоологическая лаборатория.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 3/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

 

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 48