Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС |
Главный врач не просто руководитель медицинской организации. Он начальник гражданской обороны объекта здравоохранения, он же главный защитник своего учреждения, его работников и пациентов от чрезвычайных ситуаций (ЧС). Кроме того, лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) участвуют в медицинском обеспечении населения в условиях и при ликвидации ЧС, что должно быть заблаговременно отражено в соответствующих планах. Основными нормативно-правовыми актами и методическими документами в области планирования действий лечебно-профилактических учреждений в ЧС являются «Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»[1] (см. приложение к статье) и методические рекомендации «Разработка плана действий объекта здравоохранения (лечебно-профилактического учреждения) в чрезвычайных ситуациях»[2]. Разработка Плана действий ЛПУ в ЧС (далее – План действий) выполняется в три этапа. НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ осуществляется: 1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС. 2. Сбор и обобщение необходимых исходных данных, где предусматривается: - выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения; - проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов ЧС, которые имели место на территории (объекте), величин ущерба, сроков выполнения мероприятий ликвидации ЧС, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий; - получение сведений о территории и численности населения, которое может оказаться в зонах ЧС (пожаров, взрывов, затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами и др.). С учетом специфики местных условий могут учитываться и другие исходные данные. НА ВТОРОМ ЭТАПЕ осуществляется: 1. Практическая разработка и оформление документов Плана действий с соответствующими приложениями, расчетами и т.д. 2. Предварительное согласование со всеми заинтересованными структурами. Практическая разработка разделов Плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении ЧС, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий ЧС. С учетом исходных данных необходимо определить прогнозируемые сценарии развития ЧС, а именно: - возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления, пожаров, взрывов; - численность населения, объекты экономики, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов; - возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный ущерб); предстоящие мероприятия по ликвидации ЧС и ее последствий, объем предстоящих мероприятий; - силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС. НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ осуществляется окончательное согласование и утверждение Плана действий. Больницы федерального, республиканского, областного, краевого, окружного, городского, районного подчинения по своему предназначению и организационной структуре могут быть многопрофильными, имеющими различные лечебно-диагностические подразделения, и однопрофильными (травматологические, инфекционные, психиатрические и др.). Больницы имеют различную коечную емкость, характер застройки и планировки помещений, кадровое и материальное обеспечение, могут располагаться в городе или в сельской местности. Указанные обстоятельства должны учитываться при определении заданий и планировании мероприятий, которые может решать больница в ЧС. При этом необходимо учитывать реальные возможности больницы по созданию штатных и нештатных аварийно-спасательных медицинских формирований и подготовке коечной сети для приема пораженных (больных) в ЧС. В плане действий ЛПУ, имеющих койки, в ЧС должны быть отражены две основные задачи: - обеспечение защиты больных и персонала от воздействия поражающих факторов источника ЧС и организация аварийно-спасательных работ на объекте (в ЛПУ) при ликвидации последствий ЧС. Аварийно-восстановительные работы на территории больницы проводятся по планам территориальных (местных) управлений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) с привлечением соответствующих сил и средств гражданской обороны; - организация и оказание экстренной медицинской помощи пострадавшему населению. Для выполнения основных задач ЛПУ в соответствии с реально имеющимися возможностями и с учетом прогнозируемой обстановки, в которой оно может оказаться при возникновении наиболее вероятных ЧС, планирует проведение основных мероприятий при угрозе возникновения ЧС непосредственно в границах территории ЛПУ (при пожарах, взрывах, затоплениях, террористических актах и др.), на других близко расположенных к ЛПУ объектах, транспортных магистралях, а также при наиболее вероятных стихийных бедствиях, в зонах которых может оказаться ЛПУ. Содержанием основных мероприятий являются: - приведение в готовность в установленные сроки объектового органа управления по ликвидации последствий ЧС (комиссия по ЧС и пожарной безопасности организации, может создаваться соответствующий штаб по ЧС); - приведение в готовность штатных и нештатных аварийно-спасательных медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с предназначением и с учетом обстановки; - приведение в готовность объектовых аварийно-спасательных формирований общего назначения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического наблюдения и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасательных работ на территории медицинской организации при возникновении ЧС, определение порядка их использования; - выделение медицинского персонала для доукомплектования аварийно-спасательных медицинских формирований и лечебно-диагностических подразделений других ЛПУ, получивших задание для работы в ЧС; - выделение медицинского персонала и медицинского имущества в целях медико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из возможных опасных зон ЧС, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях; - выделение с учетом прогнозируемой обстановки медицинского персонала для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на радиоактивно загрязненной территории или при возникновении массовых инфекционных заболеваний; - определение порядка использования кадров и транспортных средств в больницах, имеющих в своем составе отделения экстренной и консультативной медицинской помощи, санитарную авиацию и санитарный транспорт, при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; - доукомплектование ЛПУ медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, транспортом; - приведение в готовность защитных сооружений медицинской организации; - эвакуация ЛПУ из городов (где она предусмотрена) и развертывание их в загородной зоне в составе больничной базы; - организация защиты персонала и больных, членов семей персонала медицинской организации в загородной зоне; - мероприятия, проводимые на территории медицинской организации по ликвидации последствий ЧС при их возникновении в масштабе ЛПУ и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях территориального, регионального уровня. В зависимости от конкретной обстановки (характера воздействия поражающих факторов) ЛПУ может быть не способным вести прием пораженных (больных) в ЧС или вести его ограниченно, возможно в более поздние сроки после возникновения ЧС; - прием пораженных (больных) при возникновении ЧС в зависимости от характера ЧС и сложившейся обстановки; оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи, лечение; - организация управления, учета и отчетности. ЛПУ, руководствуясь заданием, планирует выполнение тех мероприятий из числа перечисленных, которые обеспечивают решение задач при возникновении ЧС. Методическое руководство разработкой Плана действий объекта здравоохранения в ЧС обеспечивается территориальным (местным) управлением ГОЧС.
Организация разработки плана Основанием для разработки Плана являются план-задание органа управления здравоохранением, которому подчинено ЛПУ, и приказ главного врача на разработку плана. План-задание, выдаваемое ЛПУ, является официальным документом, в котором определяются: - задачи ЛПУ при угрозе и возникновении ЧС с учетом их прогнозируемого характера и масштабов; - перечень, объемы и сроки проведения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС; порядок снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом и обеспечения транспортом, материальными и техническими средствами при выполнении задач в режиме повышенной готовности и в режиме ЧС; - порядок и сроки возможной эвакуации ЛПУ, если она предусматривается с учетом прогнозируемой обстановки (место дислокации после эвакуации, выделяемые помещения и транспортные средства); - состав сил и средств, выделяемых ЛПУ в порядке усиления на период работы в ЧС, состав сил и средств, выделяемых из ЛПУ для решения задач другими учреждениями здравоохранения; - при необходимости указываются организации, в том числе ведомственного подчинения, взаимодействующие с ЛПУ при работе в ЧС, взаимно выделяемые силы и средства, порядок обмена информацией и др. В соответствии с планом-заданием определяется финансирование проводимых мероприятий отдельной строкой в бюджете больницы. План-задание подписывается руководителем органа управления здравоохранением, которому подчинено ЛПУ, заверяется печатью. Через каждые 3 года план-задание подтверждается официальным документом, при необходимости корректируется. В приказе главного врача ЛПУ о разработке Плана указываются: - состав группы разработки Плана, основу которой составляет уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) медицинских организаций и члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. К разработке отдельных документов могут привлекаться заведующие отделениями и другие должностные лица; - структура Плана (перечень документов), их исполнители и сроки исполнения каждого документа; - порядок и сроки согласования документов плана; - порядок экспертной проверки реальности разработанных документов, сроки их доработки и представления на утверждение. Разработке документов Плана предшествует изучение исходных данных, используемых при планировании мероприятий ЛПУ в режиме повышенной готовности к ЧС. К исходным данным относятся: - прогнозируемая обстановка при вероятных ЧС, характер ее воздействия на деятельность ЛПУ. При этом анализируются различные варианты, когда ЛПУ может быть вне зоны ЧС или в зоне ЧС, в зависимости от вида ЧС ЛПУ может получить разрушение, подвергнуться затоплению, химическому или радиационному загрязнению и др.; - характеристика административно-географического расположения больницы, транспортных и других коммуникаций, климатометеорологических условий и других факторов, оказывающих влияние на деятельность ЛПУ; - данные характеристики территории, занимаемой ЛПУ: площадь, состояние подъездных путей, энергокоммунальных сетей, наличие пожаро-, взрывоопасных объектов на территории ЛПУ и вблизи него, наличие защитных сооружений и их характеристика по защитным свойствам; - характер застройки корпусов ЛПУ, планировка помещений с обращением особого внимания на размещение приемного отделения, на условия внутрибольничной транспортировки пораженных и больных при их массовом поступлении; - характеристика подразделений ЛПУ, участвующих в решении задач при работе в ЧС: профиль и коечная емкость отделений, укомплектованность кадрами, квалификация кадров, оснащенность имуществом; - общие данные об организации функционирования ЛПУ при повседневной деятельности: режим работы, обеспечение медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом, коммунальное и транспортное обеспечение, наличие автономного энерго-, водоснабжения, банно-прачечного обеспечения работы. Сбор, обобщение и анализ исходных данных, используемых при разработке документов Плана действий, организует ответственное должностное лицо с участием в этой работе членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ЛПУ. Ряд исходных данных в виде систематизированных таблиц могут быть документами Плана (характеристика кадров больницы, характеристика коечной сети). Разработанные документы Плана согласовываются и утверждаются в сроки, установленные приказом главного врача ЛПУ. Проверка реальности планирования мероприятий проводится на штабных тренировках и учениях, при практических тренировках с подразделениями ЛПУ. Корректировка Плана проводится по состоянию на 1 января и 1 июля ежегодно, о чем вносятся записи в лист корректировки. При внесении существенных изменений отдельные документы могут нуждаться в повторном согласовании с заинтересованными организациями (вопросы медицинского снабжения, транспортного обеспечения и др.).
Структура и содержание плана Основные требования к структуре и содержанию Плана: - преемственность и согласованность планирования на объектах здравоохранения и планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на местном и территориальном уровнях; - соответствие современным взглядам теории и практики медико-санитарного обеспечения населения в ЧС в зависимости от вида и характера возникшей ЧС; - реальное отражение в документах Плана возможности выполнения ЛПУ планируемых мероприятий в установленном объеме и сроках; - разработка документов на основе достоверных исходных данных, полученных от официальных источников; - отсутствие в документах излишней информации, которая не может быть использована при организации выполнения планируемых мероприятий; - доступность понимания и возможность анализа без дополнительных расчетов различных показателей, удобство пользования документами Плана, возможность их корректировки. План разрабатывается текстуально и графически в виде приложений к текстовой его части. Текстовая часть Плана подписывается главным врачом ЛПУ, согласовывается с учреждениями медицины катастроф и территориальным управлением по делам ГОЧС, утверждается руководителем органа управления здравоохранением по подчиненности ЛПУ. Приложения к текстовой части подписываются уполномоченным по ГО и ЧС объекта здравоохранения и должностным лицом, отвечающим за выполнение указанных в приложении мероприятий, утверждаются главным врачом ЛПУ. Содержание плана определяется в зависимости от перечня задач ЛПУ в ЧС и проводимых мероприятий, вытекающих из прогнозируемой обстановки, в которой может оказаться ЛПУ (в зоне воздействия источника, вызвавшего ЧС, или вне зоны ЧС, в городе или в загородной зоне).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ ПЛАНА.
1. Краткая характеристика объекта здравоохранения и прогнозируемая обстановка на территории ЛПУ при возможных ЧС 1.1. Краткая характеристика административно-географического расположения больницы, территории и застройки корпусов ЛПУ, транспортных и коммунально-энергетических коммуникаций, метеорологических условий и других факторов, оказывающих влияние на функционирование ЛПУ в ЧС. Структура ЛПУ, коечная емкость по подразделениям и состояние их укомплектованности кадрами, возможности по оказанию квалифицированной, специализированной медицинской помощи в течение суток (приложение 1). 1.2. Прогнозируемая обстановка, которая может сложиться при возможных авариях в границах территории ЛПУ и вне территории при техногенных, природных катастрофах (разрушения, пожары, химическое и радиационное загрязнение, затопление и т.д.), а также при применении современных средств поражения. При этом указываются, по возможности, количественные показатели опасности, продолжительность воздействия, потери персонала и больных, возможность функционирования ЛПУ и в каком объеме (приложение 2).
2. Содержание мероприятий при угрозе возникновения ЧС (режим повышенной готовности) 2.1. Задачи ЛПУ в соответствии с планом-заданием. 2.2. Силы ЛПУ, необходимые для решения задач в соответствии с планом-заданием. Состав и профиль привлекаемых функциональных подразделений и формирований к выполнению задач с указанием сроков приведения их в готовность; порядок подготовки коечной сети, сроки готовности к приему пораженных при ЧС по месту дислокации ЛПУ и при развертывании в загородной зоне; организация развертывания приемного (приемно-сортировочного) отделения, операционно-перевязочного блока и другие мероприятия в зависимости от задания (приложения 3, 4, 5, 6). Состав и порядок приведения в готовность объектовых формирований (приложение 7). 2.3. Организация снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, кровью, ее компонентами и препаратами (приложения 8, 9, 10, 11). 2.4. Организация транспортного обеспечения созданных формирований и функционирования ЛПУ в ЧС по месту дислокации и в загородной зоне (приложение 12). 2.5. Организация защиты персонала и больных по месту постоянной дислокации ЛПУ и после эвакуации (если она предусматривается): укрытие в защитных сооружениях в городе и в загородной зоне, обеспечение средствами индивидуальной защиты (в том числе медицинскими) персонала, организация эвакуации ЛПУ (приложения 13, 14, 15). 2.6. Организация эвакуации ЛПУ в загородную зону с указанием сроков вывода ее подразделений и сроков их развертывания в составе больничной базы, количества и профиля коек, порядка размещения персонала и членов семей для проживания (приложение 16, 17). 2.7. Состав медицинских формирований, выделяемых ЛПУ в группировку сил для ведения спасательных работ в ЧС, возникающих в результате применения современных средств поражения в военное время. 2.8. Продолжительность периода угрозы возникновения ЧС на объекте здравоохранения может составлять несколько минут, часов, суток, что зависит от конкретных условий обстановки: в результате возникшего и распространяющегося пожара, ожидаемого взрыва при диверсионном акте, нарастающего наводнения, предполагаемого радиоактивного или химического загрязнения территории ЛПУ при радиационных и химических авариях на объектах, при транспортировании радиоактивных и химических веществ, в ожидании землетрясений, схода снежных лавин, селевых потоков и т.д.[3] С учетом прогнозируемой обстановки для ЛПУ предусматривается планирование организационных и инженерно-технических мероприятий, обеспечивающих предупреждение или снижение поражающего воздействия источников возникновения ЧС. Перечень планируемых мероприятий, сроки их проведения и исполнители отражаются в календарном плане перевода объекта к действиям в режиме ЧС (приложение 18).
3. Организация мероприятий, проводимых при ликвидации последствий ЧС 3.1. Содержание мероприятий, проводимых при ликвидации последствий ЧС непосредственно на объекте здравоохранения (в ЛПУ) при пожарах, взрывах, радиационном и химическом загрязнении территории ЛПУ, при стихийных бедствиях и др. Организация защиты персонала и больных, ведение спасательных работ на объекте. Силы, выделяемые территориальным (местным) управлением по делам ГОЧС. 3.2. Организация работы ЛПУ по приему пораженных (больных) в ЧС по месту постоянной дислокации ЛПУ и после эвакуации, оказанию квалифицированной и специализированной медицинской помощи; отражается работа приемно-сортировочного, лечебно-диагностических отделений ЛПУ с учетом имеющегося задания по приему соответствующего количества и профиля пораженных (больных) (приложение 16). 3.3. Организация взаимодействия объекта здравоохранения (ЛПУ) с другими учреждениями и организациями при работе в режиме ЧС (какие учреждения, организации, по каким вопросам организуется взаимодействие). 3.4. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ЛПУ. Содержание мероприятий при возникновении внутрибольничной инфекции или массовых инфекционных заболеваниях среди населения с введением на территории режима карантина (обсервации) при работе ЛПУ в противоэпидемическом режиме. При возникновении внутрибольничной инфекции планируется проведение следующих мероприятий: - выявление вида и источника инфекции; - изоляция в ЛПУ или эвакуация заболевших и изоляция контактных лиц с выделением помещений и персонала; - организация и проведение экстренной и специфической профилактики с определением привлекаемого персонала и средств; - организация дезинфекционных (дератизационных) мероприятий с определением сил и средств; - организация режима работы функциональных подразделений ЛПУ и порядок размещения персонала (карантинно-обсервационные мероприятия); - определение сил и средств, выделяемых санэпидслужбой (органами Роспотребнадзора), а также другими организациями и учреждениями; - проведение патологоанатомических исследований умерших инфекционных больных. Перечень проводимых мероприятий планируется в зависимости от местных условий для госпитализации инфекционных больных (остаются в ЛПУ или эвакуируются), от нозологической формы инфекционного заболевания, условий прогнозируемой обстановки. Подробный план работы ЛПУ в противоэпидемическом режиме отрабатывается совместно с органами Роспотребнадзора отдельным документом. 3.5. Организация оповещения, управления и связи объекта здравоохранения (ЛПУ) по режимам его деятельности (приложения 19, 20).
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЛАНУ
Приложение 1. Характеристика территории и планировки лечебно-профилактического учреждения, кадровый состав по подразделениям На схеме территории ЛПУ наносятся: - границы территории ЛПУ, выезды (въезды) действующие и закрытые, которые при необходимости можно открыть; - расположение корпусов ЛПУ с указанием их этажности и расположения в них подразделений, наличие защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспособленных подвалов для защиты персонала и больных); - пожаро-, взрывоопасные объекты на территории ЛПУ; - возможные зоны поражения при возникновении ЧС; - коммунальные и энергетические сети, смотровые колодцы пожарные гидранты, другие сооружения; - маршруты движения транспорта по территории ЛПУ от въездов на территорию до приемного отделения, от приемного отделения до выезда из ЛПУ, место развертывания сортировочного поста при поступлении пораженных (больных) в ЧС; - приемное отделение ЛПУ с указанием мест разгрузки пораженных (больных) с учетом их сортировки на распределительном посту (в зависимости от потока пораженных могут быть 2 – 3 места их разгрузки и приема); - посты регулировщиков на маршрутах движения транспорта (при необходимости); - при планировании эвакуации ЛПУ обозначаются места погрузки больных, персонала, имущества на транспорт. На схеме в виде таблицы показывается коечная емкость, кадровый состав (врачи, средний медперсонал, обслуживающий персонал) по подразделениям ЛПУ. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и главным инженером ЛПУ, утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 2. Прогнозируемая обстановка при возникновении возможных ЧС На карту (М:1:10 000) или план города (района) наносятся: - объект здравоохранения; - другие объекты здравоохранения, с которыми взаимодействует ЛПУ, органы управления здравоохранением, в том числе ведомственного подчинения; - объекты, представляющие опасность возникновения ЧС, и возможные зоны поражения при авариях и катастрофах на них; - зоны сейсмической опасности, зоны затопления, другие зоны источников возможного воздействия на ЛПУ; - транспортные коммуникации, вокзалы, порты, газо- и нефтепроводы, электролинии высоковольтных передач, возможные зоны поражения при авариях на них. В виде таблиц, примечаний на карте (схеме) обозначаются необходимые пояснения. Выводы о состоянии ЛПУ в результате воздействия поражающих факторов формулируются по каждому виду ЧС. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, согласовывается с управлением по делам ГОЧС территории и утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 3. Расчет создания аварийно-спасательных медицинских формирований Приложение выполняется в виде таблицы с указанием: базы создания (подразделения ЛПУ для каждого медицинского формирования), пофамильного списка персонала формирования (год рождения, пол, занимаемая должность, специальность и квалификационная категория, домашний адрес, телефон, способ вызова, срок готовности и ответственный за готовность формирования). Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, согласовывается с руководителями подразделений ЛПУ, персонал которых включается в формирования, утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 4. Расчет перепрофилирования коечной сети лечебно-профилактического учреждения для приема пораженных (больных) в ЧС Приложение выполняется в виде таблицы с указанием: профиля и количества коек подразделений ЛПУ, которым определена задача по приему пораженных (больных) в ЧС; по месту постоянной дислокации и в составе больничной базы; количества и сроков выписки больных из подразделений на амбулаторное лечение или перевода в другие подразделения ЛПУ (в какие подразделения и их количество); ответственных исполнителей в рабочее и нерабочее время. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и руководителями подразделений ЛПУ, утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 5. Расчет распределения кадров для комплектования медицинских формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения при работе в ЧС Приложение выполняется в виде таблицы с указанием: каждого медицинского формирования и подразделения ЛПУ, привлекаемого для работы в ЧС; требуемого количества врачей, среднего и младшего медперсонала. При этом указывается количество специалистов, имеющихся в подразделении и выделяемых дополнительно (откуда, в какие сроки); ответственные исполнители (с учетом призыва в вооруженные силы и бронирования кадров). Расчет отрабатывается в соответствии с заданием для каждого вида ЧС с учетом прогнозируемой обстановки на мирное и военное время. При выделении кадров из других учреждений здравоохранения им выдается выписка (под роспись на расчете) из плана. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, согласовывается с руководителями подразделений ЛПУ, утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 6. Схема развертывания приемно-сортировочного отделения лечебно-профилактического учреждения при работе в ЧС Приложение отрабатывается по вариантам работы по месту постоянной дислокации и после эвакуации в виде схем. В зависимости от задания ЛПУ на схемах (по вариантам) показывается организация развертывания приемно-сортировочного отделения: размещение пораженных (больных); маршруты внутрибольничной их транспортировки; места регистрации пораженных (больных); размещение диагностических и лечебных приборов и аппаратов; обменный фонд санитарных носилок; места санитарной обработки; размещение справочной службы. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и заведующим приемным отделением ЛПУ, утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 7. Расчет создания объектовых формирований Приложение выполняется по форме Приложения 3. Состав и численность персонала объектовых формирований согласовывается с управлением по делам ГОЧС по месту дислокации ЛПУ (город, район).
Приложение 8. Расчет снабжения медицинских формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения медицинским имуществом Приложение выполняется в виде таблиц (табелей оснащения) каждого формирования и каждого подразделения, работающего в ЧС. В расчете показываются: наименования медицинского имущества по группам; единица измерения; требуется, имеется, выделяется имущество (кем, в какие сроки); ответственный за поставку имущества. Порядок получения имущества. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и ответственным лицом за медицинское снабжение, утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 9. Расчет снабжения формирований и подразделений больницы санитарно-хозяйственным имуществом Приложение отрабатывается по форме Приложения 8. При этом необходимо предусмотреть использование имущества из местных ресурсов путем приписки из других учреждений и организаций. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и заместителем начальника ГО ЛПУ по материально-техническому обеспечению, согласовывается с заинтересованными организациями, которым выдаются выписки из плана на поставку имущества, утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 10. Расчет снабжения формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения специальным имуществом Приложение отрабатывается по форме Приложения 8, подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и должностным лицом территориального (местного) управления по делам ГОЧС, утверждается главным врачом ЛПУ, начальником территориального (местного) управления по делам ГОЧС.
Приложение 11. Расчет снабжения формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения кровью, ее компонентами и препаратами Приложение отрабатывается по форме Приложения 8. Для ЛПУ, имеющих отделения заготовки и переливания крови, в расчете указывается: количество состоящих на учете доноров; возможности по заготовке (переработке) крови в течение суток; выполнение заявок других учреждений по поставке крови, ее компонентов, препаратов (количество, сроки). В ЛПУ, где нет отделений (кабинетов) переливания крови, в расчете указываются: откуда получают кровь, ее препараты и компоненты, количество и сроки поставки, ответственные должностные лица. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, руководителями учреждений (отделений) службы крови, утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 12. Расчет транспортного обеспечения формирований и функционирования лечебно-профилактического учреждения в ЧС Приложение отрабатывается в виде таблицы с указанием формирований и отдельно в строке для ЛПУ: марки транспорта (санитарный, грузовой, специальный); количества требующегося, имеющегося, выделяемого транспорта (кем, срок, ответственный). В ЛПУ, имеющих санитарный автомобильный транспорт, санитарную авиацию, определяется порядок использования этих транспортных средств. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, согласовывается с соответствующими транспортными организациями, выделяющими транспорт, с территориальным (местным) управлением по делам ГОЧС и утверждается главным врачом – начальником ГО ЛПУ.
Приложение 13. Расчет укрытия персонала и больных в защитных сооружениях (по месту постоянной дислокации и после эвакуации в загородную зону) Приложение отрабатывается в виде таблицы с указанием: перечня защитных сооружений, их класса и вместимости; из каких подразделений и какое количество больных и персонала укрывается, в какие сроки; ответственных за выполнение мероприятия. Расчет выполняется на рабочее и нерабочее время. Дополнительными документами к Приложению являются расчет персонала по обслуживанию защитных сооружений и схемы планировки защитных сооружений с обозначением в них мест размещения персонала и больных с указанием их количества. При отработке расчета укрытия персонала и больных ЛПУ после эвакуации в загородную зону определяется порядок и производится расчет укрытия нетранспортабельных больных. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и главным инженером ЛПУ, утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 14. Расчет обеспечения персонала формирований и лечебно-профилактического учреждения средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты Приложение отрабатывается в виде таблицы с указанием: формирований и подразделений ЛПУ; численности персонала в них, количества требующихся противогазов, защитной фильтрующей одежды, противочумных костюмов, респираторов; количества средств индивидуальной защиты, имеющихся в запасе объекта, выделяемых (кем, срок, ответственный за получение); то же по медицинским средствам индивидуальной защиты. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, согласовывается с территориальным (местным) органом ГОЧС и утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 15. Расчет транспортного обеспечения эвакуации лечебно-профилактического учреждения (персонала, больных, членов семей) Приложение отрабатывается в виде таблицы с указанием: подразделения ЛПУ; выделяемого количества транспортных средств; сроков поставки транспорта; кем выделяется транспорт; адреса предприятия и телефона; ответственного за. выделение транспорта. К расчету прилагаются схема-кроки маршрута движения транспорта к месту передислокации ЛПУ, поэтажные планы развертывания в выделенном помещении. Приложение отрабатывается только в случае, если ЛПУ предстоит эвакуация. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и руководителем организации, выделяющей транспорт, согласовывается с начальником территориального (местного) управления ГОЧС, утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 16. Схема развертывания лечебно-профилактического учреждения в загородной зоне в составе больничной базы На схеме в соответствии с заданием показывается размещение всех подразделений ЛПУ с учетом дополнительного развертывания коек для приема пораженных при ЧС в выделенных для развертывания помещениях. Руководителям подразделений ЛПУ выдаются поэтажные планы развертывания. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, согласовывается с территориальным (местным) управлением ГОЧС по месту развертывания ЛПУ и утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 17. Расчет расселения персонала и членов семей в загородной зоне (при эвакуации лечебно-профилактического учреждения) Приложение отрабатывается в виде списка с указанием фамилии, имени, отчества персонала ЛПУ и членов семей, адреса места их проживания. Приложение согласовывается с администрацией по месту проживания и подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации. . Приложение 18. Календарный план основных мероприятий по переводу лечебно-профилактического учреждения для работы в ЧС Приложение отрабатывается графически с указанием основных мероприятий: в режиме повышенной готовности; при эвакуации ЛПУ (если она предусмотрена); в режиме ЧС – по минутам в первые 2 – 3 ч и по часам в последующем. По выполнению каждого мероприятия определяется соответствующее должностное лицо. К календарному плану прилагается график оперативного дежурства и состав расчета должностных лиц для круглосуточной работы. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 19. Схема оповещения сбора руководящего состава, персонала формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения Приложение отрабатывается на период рабочего и нерабочего времени, по месту постоянной дислокации ЛПУ и после эвакуации в загородную зону. Подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и утверждается главным врачом ЛПУ.
Приложение 20. Схема управления в лечебно-профилактическом учреждении при ликвидации последствий ЧС Приложение отрабатывается графически с отражением структуры комиссии (штаба) ГОЧС ЛПУ и должностных лиц, с указанием органов управления медицины катастроф и территориального (местного) управления по делам ГОЧС (указываются телефоны каждого должностного лица). К схеме управления прилагаются должностные обязанности членов комиссии (штаба) ГОЧС ЛПУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ К СТАТЬЕ
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПЛАНОВ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ[4]
1. Настоящий Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – Порядок) федерального, межрегионального, регионального, муниципального и объектового уровня разработан в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с учетом постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – План действий). 2. Планы действий определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) при возникновении чрезвычайных ситуаций и привлекаемые для этого силы и средства. Планы действий детально отражают все мероприятия, направленные на выполнение указанных задач. 3. Планы действий всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) являются рабочим планирующим документом для органов повседневного управления РСЧС. 4. Планы действий в электронном виде хранятся в органах повседневного управления РСЧС. 5. В зависимости от качественных и количественных показателей, характеризующих объект, для целей настоящего Порядка используются следующие понятия: объекты первого типа – критически важные объекты (далее – КВО) и (или) потенциально опасные объекты (далее – ПОО); объекты второго типа – объекты экономики, которые не относятся к объектам первого типа и на территории которых имеются места массового пребывания людей; объекты третьего типа – объекты экономики, которые не относятся к объектам первого и второго типа. Тип объекта следует принимать по наиболее высокому его значению качественных и количественных показателей, перечисленных в настоящем пункте.
II. Организация разработки, согласования и утверждения Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
6. Разработку Плана действий Российской Федерации осуществляет МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий. 6.1. Разработку Планов действий функциональных подсистем РСЧС осуществляют федеральные органы исполнительной власти[5] во взаимодействии с МЧС России. 6.2. Разработку Планов действий федеральных округов осуществляют региональные центры МЧС России в тесном взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 6.3. Разработку Планов действий субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации. 6.5. Разработку Планов действий городских округов и муниципальных районов осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований. 6.5. Разработку Планов действий объектов первого и второго типов осуществляют руководители объектов экономики. Объекты третьего типа не разрабатывают Планы действий и получают выписку из Планов действий городских округов и муниципальных районов по запросу через органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при органах местного самоуправления. 7. Разработка Плана действий выполняется в три этапа и включает в себя: 7.1. На первом этапе: 7.1.1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 7.1.2. При прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций используются исходные данные, содержащиеся в паспортах безопасности опасных объектов, декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, декларациях безопасности гидротехнических сооружений, планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и расчетах размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений, иных документах. 7.1.3. Сбор и обобщение необходимых исходных данных, где предусматривается: выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения; проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов чрезвычайных ситуаций, которые имели место на территории (объекте), величин ущерба, сроков выполнения мероприятий ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий; получение сведений о территории и численности населения, которое может оказаться в зонах чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов, затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами и др.). С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и другие исходные данные. 7.1.4. Составление календарного плана по разработке документов Плана действий. 7.2. На втором этапе: 7.2.1. Практическая разработка и оформление документов Плана действий. 7.2.2. Предварительное согласование со всеми заинтересованными структурами. 7.2.3. Практическая разработка разделов Плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. 7.2.4. С учётом исходных данных определить прогнозируемые сценарии развития чрезвычайных ситуаций, а именно: возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления, пожаров, взрывов; численность населения, объекты экономики, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов; возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный ущерб); предстоящие мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий, объем предстоящих мероприятий; силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. 7.2.5. Подписываются Планы действий: Российской Федерации – директором Департамента гражданской защиты МЧС России; функциональных подсистем РСЧС – руководителями органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций функциональной подсистемы РСЧС; федеральных округов – заместителями начальников региональных центров МЧС России; субъектов Российской Федерации – председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; городских округов и муниципальных районов – председателями КЧС и ПБ органов местного самоуправления; объектов – руководителями органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организаций. 7.3. На третьем этапе: 7.3.1. Утверждение Планов действий осуществляется: Российской Федерации – решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; функциональных подсистем РСЧС – руководителями федеральных органов исполнительной власти; федеральных округов – начальниками региональных центров МЧС России; субъектов Российской Федерации – высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации; городских округов и муниципальных районов – руководителями органов местного самоуправления; объектов – руководителями объектов экономики. 7.3.2. Согласование Планов действий осуществляется: Российской Федерации – с руководителями (заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти; функциональных подсистем РСЧС – с заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; федеральных округов – с заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; субъектов Российской Федерации – с начальниками региональных центров МЧС России; городских округов и муниципальных районов – с начальниками главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации; объектов первого типа – с начальниками главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации; объектов второго типа – с руководителями органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления.
III. Структура Планов действий
8. Планы действий состоят из общих разделов и приложений. 8.1. Общие разделы плана действий для функциональных подсистем РСЧС и объектов содержат: а) краткую географическую характеристику и оценку возможной обстановки; б) мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. 8.2. Приложения к плану действий содержат: а) возможную обстановку при возникновении чрезвычайных ситуаций; б) календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; в) схемы реагирования органов управления, сил и средств на различные риски возникновения чрезвычайных ситуаций; г) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; д) организацию управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. 8.3. Общие разделы плана действий для Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов содержат: а) краткую географическую, социально-экономическую характеристику и оценку возможной обстановки; б) мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. 8.4. Приложения к плану действий содержат: а) возможную обстановку при возникновении чрезвычайных ситуаций; б) календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; в) схемы реагирования органов управления, сил и средств на различные риски возникновения чрезвычайных ситуаций; г) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; д) организацию управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; е) планы по смягчению рисков и реагированию на ЧС в период половодья на территории Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов; ж) планы предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период на территории Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов; з) планы предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в зимний период на территории Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов. 9. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках РСЧС осуществляет МЧС России.
IV. Введение в действие Планов действий
10. Введение в действие Планов действий оформляется нормативным правовым актом соответствующего уровня. 11. Срок действия Планов действий – пять лет, после чего они подлежат переработке. 12. Количество экземпляров Планов действий определяется из расчёта находящихся на объектах и территориях пунктов управления, но не менее чем в 2 экземплярах на объектах экономики и в 3 экземплярах на всех остальных уровнях РСЧС. 13. Корректировка Планов действий осуществляется в ходе формирования ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, уточнение – по мере необходимости, в том числе перед началом опасного периода возникновения чрезвычайных ситуаций циклического характера.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 8/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях». [1] Одобрен решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 21.04.2014 N 6). Справочно: в настоящее время подготовлен проект приказа МЧС России «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций». [2] Утверждено Минздравом России 10.07.1998. [3] При внезапном возникновении ЧС режим повышенной готовности отсутствует и планируемые мероприятия на этот период проводятся в зависимости от условий обстановки одновременно с мероприятиями по ликвидации ЧС. [4] Одобрено решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 21.04.2014 N 6). [5] Федеральные органы исполнительной власти, создающие функциональные подсистемы РСЧС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Другие статьи по теме | |
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022) | |
Просмотров: 1314 |