Разработка плана действий медицинской организации в чрезвычайных ситуациях
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Разработка плана действий медицинской организации в чрезвычайных ситуациях

Главный врач не просто руководитель медицинской организации. Он начальник гражданской обороны объекта здравоохранения, он же главный защитник своего учреждения, его работников и пациентов от чрезвычайных ситуаций (ЧС). Кроме того, лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) участвуют в медицинском обеспечении населения в условиях и при ликвидации ЧС, что должно быть заблаговременно отражено в соответствующих планах.

Основными нормативно-правовыми актами и методическими документами в области планирования действий лечебно-профилактических учреждений в ЧС являются «Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»[1] (см. приложение к статье) и методические рекомендации «Разработка плана действий объекта здравоохранения (лечебно-профилактического учреждения) в чрезвычайных ситуациях»[2].

Разработка Плана действий ЛПУ в ЧС (далее – План действий) выполняется в три этапа.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ осуществляется:

1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС.

2. Сбор и обобщение необходимых исходных данных, где предусматривается:

- выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения;

- проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов ЧС, которые имели место на территории (объекте), величин ущерба, сроков выполнения мероприятий ликвидации ЧС, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;

- получение сведений о территории и численности населения, которое может оказаться в зонах ЧС (пожаров, взрывов, затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами и др.).

С учетом специфики местных условий могут учитываться и другие исходные данные.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ осуществляется:

1. Практическая разработка и оформление документов Плана действий с соответствующими приложениями, расчетами и т.д.

2. Предварительное согласование со всеми заинтересованными структурами.

Практическая разработка разделов Плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении ЧС, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий ЧС.

С учетом исходных данных необходимо определить прогнозируемые сценарии развития ЧС, а именно:

- возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления, пожаров, взрывов;

- численность населения, объекты экономики, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;

- возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный ущерб); предстоящие мероприятия по ликвидации ЧС и ее последствий, объем предстоящих мероприятий;

- силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ осуществляется окончательное согласование и утверждение Плана действий.

Больницы федерального, республиканского, областного, краевого, окружного, городского, районного подчинения по своему предназначению и организационной структуре могут быть многопрофильными, имеющими различные лечебно-диагностические подразделения, и однопрофильными (травматологические, инфекционные, психиатрические и др.). Больницы имеют различную коечную емкость, характер застройки и планировки помещений, кадровое и материальное обеспечение, могут располагаться в городе или в сельской местности. Указанные обстоятельства должны учитываться при определении заданий и планировании мероприятий, которые может решать больница в ЧС. При этом необходимо учитывать реальные возможности больницы по созданию штатных и нештатных аварийно-спасательных медицинских формирований и подготовке коечной сети для приема пораженных (больных) в ЧС.

В плане действий ЛПУ, имеющих койки, в ЧС должны быть отражены две основные задачи:

- обеспечение защиты больных и персонала от воздействия поражающих факторов источника ЧС и организация аварийно-спасательных работ на объекте (в ЛПУ) при ликвидации последствий ЧС. Аварийно-восстановительные работы на территории больницы проводятся по планам территориальных (местных) управлений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) с привлечением соответствующих сил и средств гражданской обороны;

- организация и оказание экстренной медицинской помощи пострадавшему населению.

Для выполнения основных задач ЛПУ в соответствии с реально имеющимися возможностями и с учетом прогнозируемой обстановки, в которой оно может оказаться при возникновении наиболее вероятных ЧС, планирует проведение основных мероприятий при угрозе возникновения ЧС непосредственно в границах территории ЛПУ (при пожарах, взрывах, затоплениях, террористических актах и др.), на других близко расположенных к ЛПУ объектах, транспортных магистралях, а также при наиболее вероятных стихийных бедствиях, в зонах которых может оказаться ЛПУ.

Содержанием основных мероприятий являются:

- приведение в готовность в установленные сроки объектового органа управления по ликвидации последствий ЧС (комиссия по ЧС и пожарной безопасности организации, может создаваться соответствующий штаб по ЧС);

- приведение в готовность штатных и нештатных аварийно-спасательных медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с предназначением и с учетом обстановки;

- приведение в готовность объектовых аварийно-спасательных формирований общего назначения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического наблюдения и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасательных работ на территории медицинской организации при возникновении ЧС, определение порядка их использования;

- выделение медицинского персонала для доукомплектования аварийно-спасательных медицинских формирований и лечебно-диагностических подразделений других ЛПУ, получивших задание для работы в ЧС;

- выделение медицинского персонала и медицинского имущества в целях медико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из возможных опасных зон ЧС, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях;

- выделение с учетом прогнозируемой обстановки медицинского персонала для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на радиоактивно загрязненной территории или при возникновении массовых инфекционных заболеваний;

- определение порядка использования кадров и транспортных средств в больницах, имеющих в своем составе отделения экстренной и консультативной медицинской помощи, санитарную авиацию и санитарный транспорт, при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- доукомплектование ЛПУ медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, транспортом;

- приведение в готовность защитных сооружений медицинской организации;

- эвакуация ЛПУ из городов (где она предусмотрена) и развертывание их в загородной зоне в составе больничной базы;

- организация защиты персонала и больных, членов семей персонала медицинской организации в загородной зоне;

- мероприятия, проводимые на территории медицинской организации по ликвидации последствий ЧС при их возникновении в масштабе ЛПУ и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях территориального, регионального уровня. В зависимости от конкретной обстановки (характера воздействия поражающих факторов) ЛПУ может быть не способным вести прием пораженных (больных) в ЧС или вести его ограниченно, возможно в более поздние сроки после возникновения ЧС;

- прием пораженных (больных) при возникновении ЧС в зависимости от характера ЧС и сложившейся обстановки; оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи, лечение;

- организация управления, учета и отчетности.

ЛПУ, руководствуясь заданием, планирует выполнение тех мероприятий из числа перечисленных, которые обеспечивают решение задач при возникновении ЧС. Методическое руководство разработкой Плана действий объекта здравоохранения в ЧС обеспечивается территориальным (местным) управлением ГОЧС.

 

Организация разработки плана

Основанием для разработки Плана являются план-задание органа управления здравоохранением, которому подчинено ЛПУ, и приказ главного врача на разработку плана.

План-задание, выдаваемое ЛПУ, является официальным документом, в котором определяются:

- задачи ЛПУ при угрозе и возникновении ЧС с учетом их прогнозируемого характера и масштабов;

- перечень, объемы и сроки проведения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС; порядок снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом и обеспечения транспортом, материальными и техническими средствами при выполнении задач в режиме повышенной готовности и в режиме ЧС;

- порядок и сроки возможной эвакуации ЛПУ, если она предусматривается с учетом прогнозируемой обстановки (место дислокации после эвакуации, выделяемые помещения и транспортные средства);

- состав сил и средств, выделяемых ЛПУ в порядке усиления на период работы в ЧС, состав сил и средств, выделяемых из ЛПУ для решения задач другими учреждениями здравоохранения;

- при необходимости указываются организации, в том числе ведомственного подчинения, взаимодействующие с ЛПУ при работе в ЧС, взаимно выделяемые силы и средства, порядок обмена информацией и др.

В соответствии с планом-заданием определяется финансирование проводимых мероприятий отдельной строкой в бюджете больницы.

План-задание подписывается руководителем органа управления здравоохранением, которому подчинено ЛПУ, заверяется печатью. Через каждые 3 года план-задание подтверждается официальным документом, при необходимости корректируется.

В приказе главного врача ЛПУ о разработке Плана указываются:

- состав группы разработки Плана, основу которой составляет уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) медицинских организаций и члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. К разработке отдельных документов могут привлекаться заведующие отделениями и другие должностные лица;

- структура Плана (перечень документов), их исполнители и сроки исполнения каждого документа;

- порядок и сроки согласования документов плана;

- порядок экспертной проверки реальности разработанных документов, сроки их доработки и представления на утверждение.

Разработке документов Плана предшествует изучение исходных данных, используемых при планировании мероприятий ЛПУ в режиме повышенной готовности к ЧС. К исходным данным относятся:

- прогнозируемая обстановка при вероятных ЧС, характер ее воздействия на деятельность ЛПУ. При этом анализируются различные варианты, когда ЛПУ может быть вне зоны ЧС или в зоне ЧС, в зависимости от вида ЧС ЛПУ может получить разрушение, подвергнуться затоплению, химическому или радиационному загрязнению и др.;

- характеристика административно-географического расположения больницы, транспортных и других коммуникаций, климатометеорологических условий и других факторов, оказывающих влияние на деятельность ЛПУ;

- данные характеристики территории, занимаемой ЛПУ: площадь, состояние подъездных путей, энергокоммунальных сетей, наличие пожаро-, взрывоопасных объектов на территории ЛПУ и вблизи него, наличие защитных сооружений и их характеристика по защитным свойствам;

- характер застройки корпусов ЛПУ, планировка помещений с обращением особого внимания на размещение приемного отделения, на условия внутрибольничной транспортировки пораженных и больных при их массовом поступлении;

- характеристика подразделений ЛПУ, участвующих в решении задач при работе в ЧС: профиль и коечная емкость отделений, укомплектованность кадрами, квалификация кадров, оснащенность имуществом;

- общие данные об организации функционирования ЛПУ при повседневной деятельности: режим работы, обеспечение медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом, коммунальное и транспортное обеспечение, наличие автономного энерго-, водоснабжения, банно-прачечного обеспечения работы.

Сбор, обобщение и анализ исходных данных, используемых при разработке документов Плана действий, организует ответственное должностное лицо с участием в этой работе членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ЛПУ. Ряд исходных данных в виде систематизированных таблиц могут быть документами Плана (характеристика кадров больницы, характеристика коечной сети).

Разработанные документы Плана согласовываются и утверждаются в сроки, установленные приказом главного врача ЛПУ. Проверка реальности планирования мероприятий проводится на штабных тренировках и учениях, при практических тренировках с подразделениями ЛПУ. Корректировка Плана проводится по состоянию на 1 января и 1 июля ежегодно, о чем вносятся записи в лист корректировки. При внесении существенных изменений отдельные документы могут нуждаться в повторном согласовании с заинтересованными организациями (вопросы медицинского снабжения, транспортного обеспечения и др.).

 

Структура и содержание плана

Основные требования к структуре и содержанию Плана:

- преемственность и согласованность планирования на объектах здравоохранения и планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на местном и территориальном уровнях;

- соответствие современным взглядам теории и практики медико-санитарного обеспечения населения в ЧС в зависимости от вида и характера возникшей ЧС;

- реальное отражение в документах Плана возможности выполнения ЛПУ планируемых мероприятий в установленном объеме и сроках;

- разработка документов на основе достоверных исходных данных, полученных от официальных источников;

- отсутствие в документах излишней информации, которая не может быть использована при организации выполнения планируемых мероприятий;

- доступность понимания и возможность анализа без дополнительных расчетов различных показателей, удобство пользования документами Плана, возможность их корректировки.

План разрабатывается текстуально и графически в виде приложений к текстовой его части. Текстовая часть Плана подписывается главным врачом ЛПУ, согласовывается с учреждениями медицины катастроф и территориальным управлением по делам ГОЧС, утверждается руководителем органа управления здравоохранением по подчиненности ЛПУ.

Приложения к текстовой части подписываются уполномоченным по ГО и ЧС объекта здравоохранения и должностным лицом, отвечающим за выполнение указанных в приложении мероприятий, утверждаются главным врачом ЛПУ.

Содержание плана определяется в зависимости от перечня задач ЛПУ в ЧС и проводимых мероприятий, вытекающих из прогнозируемой обстановки, в которой может оказаться ЛПУ (в зоне воздействия источника, вызвавшего ЧС, или вне зоны ЧС, в городе или в загородной зоне).

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ ПЛАНА.

 

1. Краткая характеристика объекта здравоохранения и прогнозируемая обстановка на территории ЛПУ при возможных ЧС

1.1. Краткая характеристика административно-географического расположения больницы, территории и застройки корпусов ЛПУ, транспортных и коммунально-энергетических коммуникаций, метеорологических условий и других факторов, оказывающих влияние на функционирование ЛПУ в ЧС. Структура ЛПУ, коечная емкость по подразделениям и состояние их укомплектованности кадрами, возможности по оказанию квалифицированной, специализированной медицинской помощи в течение суток (приложение 1).

1.2. Прогнозируемая обстановка, которая может сложиться при возможных авариях в границах территории ЛПУ и вне территории при техногенных, природных катастрофах (разрушения, пожары, химическое и радиационное загрязнение, затопление и т.д.), а также при применении современных средств поражения. При этом указываются, по возможности, количественные показатели опасности, продолжительность воздействия, потери персонала и больных, возможность функционирования ЛПУ и в каком объеме (приложение 2).

 

2. Содержание мероприятий при угрозе возникновения ЧС (режим повышенной готовности)

2.1. Задачи ЛПУ в соответствии с планом-заданием.

2.2. Силы ЛПУ, необходимые для решения задач в соответствии с планом-заданием.

Состав и профиль привлекаемых функциональных подразделений и формирований к выполнению задач с указанием сроков приведения их в готовность; порядок подготовки коечной сети, сроки готовности к приему пораженных при ЧС по месту дислокации ЛПУ и при развертывании в загородной зоне; организация развертывания приемного (приемно-сортировочного) отделения, операционно-перевязочного блока и другие мероприятия в зависимости от задания (приложения 3, 4, 5, 6). Состав и порядок приведения в готовность объектовых формирований (приложение 7).

2.3. Организация снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, кровью, ее компонентами и препаратами (приложения 8, 9, 10, 11).

2.4. Организация транспортного обеспечения созданных формирований и функционирования ЛПУ в ЧС по месту дислокации и в загородной зоне (приложение 12).

2.5. Организация защиты персонала и больных по месту постоянной дислокации ЛПУ и после эвакуации (если она предусматривается): укрытие в защитных сооружениях в городе и в загородной зоне, обеспечение средствами индивидуальной защиты (в том числе медицинскими) персонала, организация эвакуации ЛПУ (приложения 13, 14, 15).

2.6. Организация эвакуации ЛПУ в загородную зону с указанием сроков вывода ее подразделений и сроков их развертывания в составе больничной базы, количества и профиля коек, порядка размещения персонала и членов семей для проживания (приложение 16, 17).

2.7. Состав медицинских формирований, выделяемых ЛПУ в группировку сил для ведения спасательных работ в ЧС, возникающих в результате применения современных средств поражения в военное время.

2.8. Продолжительность периода угрозы возникновения ЧС на объекте здравоохранения может составлять несколько минут, часов, суток, что зависит от конкретных условий обстановки: в результате возникшего и распространяющегося пожара, ожидаемого взрыва при диверсионном акте, нарастающего наводнения, предполагаемого радиоактивного или химического загрязнения территории ЛПУ при радиационных и химических авариях на объектах, при транспортировании радиоактивных и химических веществ, в ожидании землетрясений, схода снежных лавин, селевых потоков и т.д.[3]

С учетом прогнозируемой обстановки для ЛПУ предусматривается планирование организационных и инженерно-технических мероприятий, обеспечивающих предупреждение или снижение поражающего воздействия источников возникновения ЧС.

Перечень планируемых мероприятий, сроки их проведения и исполнители отражаются в календарном плане перевода объекта к действиям в режиме ЧС (приложение 18).

 

3. Организация мероприятий, проводимых при ликвидации последствий ЧС

3.1. Содержание мероприятий, проводимых при ликвидации последствий ЧС непосредственно на объекте здравоохранения (в ЛПУ) при пожарах, взрывах, радиационном и химическом загрязнении территории ЛПУ, при стихийных бедствиях и др. Организация защиты персонала и больных, ведение спасательных работ на объекте. Силы, выделяемые территориальным (местным) управлением по делам ГОЧС.

3.2. Организация работы ЛПУ по приему пораженных (больных) в ЧС по месту постоянной дислокации ЛПУ и после эвакуации, оказанию квалифицированной и специализированной медицинской помощи; отражается работа приемно-сортировочного, лечебно-диагностических отделений ЛПУ с учетом имеющегося задания по приему соответствующего количества и профиля пораженных (больных) (приложение 16).

3.3. Организация взаимодействия объекта здравоохранения (ЛПУ) с другими учреждениями и организациями при работе в режиме ЧС (какие учреждения, организации, по каким вопросам организуется взаимодействие).

3.4. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ЛПУ. Содержание мероприятий при возникновении внутрибольничной инфекции или массовых инфекционных заболеваниях среди населения с введением на территории режима карантина (обсервации) при работе ЛПУ в противоэпидемическом режиме. При возникновении внутрибольничной инфекции планируется проведение следующих мероприятий:

- выявление вида и источника инфекции;

- изоляция в ЛПУ или эвакуация заболевших и изоляция контактных лиц с выделением помещений и персонала;

- организация и проведение экстренной и специфической профилактики с определением привлекаемого персонала и средств;

- организация дезинфекционных (дератизационных) мероприятий с определением сил и средств;

- организация режима работы функциональных подразделений ЛПУ и порядок размещения персонала (карантинно-обсервационные мероприятия);

- определение сил и средств, выделяемых санэпидслужбой (органами Роспотребнадзора), а также другими организациями и учреждениями;

- проведение патологоанатомических исследований умерших инфекционных больных.

Перечень проводимых мероприятий планируется в зависимости от местных условий для госпитализации инфекционных больных (остаются в ЛПУ или эвакуируются), от нозологической формы инфекционного заболевания, условий прогнозируемой обстановки.

Подробный план работы ЛПУ в противоэпидемическом режиме отрабатывается совместно с органами Роспотребнадзора отдельным документом.

3.5. Организация оповещения, управления и связи объекта здравоохранения (ЛПУ) по режимам его деятельности (приложения 19, 20).

 

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЛАНУ

 

Приложение 1. Характеристика территории и планировки лечебно-профилактического учреждения, кадровый состав по подразделениям

На схеме территории ЛПУ наносятся:

- границы территории ЛПУ, выезды (въезды) действующие и закрытые, которые при необходимости можно открыть;

- расположение корпусов ЛПУ с указанием их этажности и расположения в них подразделений, наличие защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспособленных подвалов для защиты персонала и больных);

- пожаро-, взрывоопасные объекты на территории ЛПУ;

-  возможные зоны поражения при возникновении ЧС;

- коммунальные и энергетические сети, смотровые колодцы пожарные гидранты, другие сооружения;

- маршруты движения транспорта по территории ЛПУ от въездов на территорию до приемного отделения, от приемного отделения до выезда из ЛПУ, место развертывания сортировочного поста при поступлении пораженных (больных) в ЧС;

- приемное отделение ЛПУ с указанием мест разгрузки пораженных (больных) с учетом их сортировки на распределительном посту (в зависимости от потока пораженных могут быть 2 – 3 места их разгрузки и приема);

- посты регулировщиков на маршрутах движения транспорта (при необходимости);

- при планировании эвакуации ЛПУ обозначаются места погрузки больных, персонала, имущества на транспорт.

На схеме в виде таблицы показывается коечная емкость, кадровый состав (врачи, средний медперсонал, обслуживающий персонал) по подразделениям ЛПУ.

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и главным инженером ЛПУ, утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 2. Прогнозируемая обстановка при возникновении возможных ЧС

На карту (М:1:10 000) или план города (района) наносятся:

- объект здравоохранения;

- другие объекты здравоохранения, с которыми взаимодействует ЛПУ, органы управления здравоохранением, в том числе ведомственного подчинения;

- объекты, представляющие опасность возникновения ЧС, и возможные зоны поражения при авариях и катастрофах на них;

- зоны сейсмической опасности, зоны затопления, другие зоны источников возможного воздействия на ЛПУ;

- транспортные коммуникации, вокзалы, порты, газо- и нефтепроводы, электролинии высоковольтных передач, возможные зоны поражения при авариях на них.

В виде таблиц, примечаний на карте (схеме) обозначаются необходимые пояснения. Выводы о состоянии ЛПУ в результате воздействия поражающих факторов формулируются по каждому виду ЧС.

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, согласовывается с управлением по делам ГОЧС территории и утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 3. Расчет создания аварийно-спасательных медицинских формирований

Приложение выполняется в виде таблицы с указанием: базы создания (подразделения ЛПУ для каждого медицинского формирования), пофамильного списка персонала формирования (год рождения, пол, занимаемая должность, специальность и квалификационная категория, домашний адрес, телефон, способ вызова, срок готовности и ответственный за готовность формирования).

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, согласовывается с руководителями подразделений ЛПУ, персонал которых включается в формирования, утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 4. Расчет перепрофилирования коечной сети лечебно-профилактического учреждения для приема пораженных (больных) в ЧС

Приложение выполняется в виде таблицы с указанием: профиля и количества коек подразделений ЛПУ, которым определена задача по приему пораженных (больных) в ЧС; по месту постоянной дислокации и в составе больничной базы; количества и сроков выписки больных из подразделений на амбулаторное лечение или перевода в другие подразделения ЛПУ (в какие подразделения и их количество); ответственных исполнителей в рабочее и нерабочее время.

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и руководителями подразделений ЛПУ, утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 5. Расчет распределения кадров для комплектования медицинских формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения при работе в ЧС

Приложение выполняется в виде таблицы с указанием: каждого медицинского формирования и подразделения ЛПУ, привлекаемого для работы в ЧС; требуемого количества врачей, среднего и младшего медперсонала. При этом указывается количество специалистов, имеющихся в подразделении и выделяемых дополнительно (откуда, в какие сроки); ответственные исполнители (с учетом призыва в вооруженные силы и бронирования кадров).

Расчет отрабатывается в соответствии с заданием для каждого вида ЧС с учетом прогнозируемой обстановки на мирное и военное время. При выделении кадров из других учреждений здравоохранения им выдается выписка (под роспись на расчете) из плана.

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, согласовывается с руководителями подразделений ЛПУ, утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 6. Схема развертывания приемно-сортировочного отделения лечебно-профилактического учреждения при работе в ЧС

Приложение отрабатывается по вариантам работы по месту постоянной дислокации и после эвакуации в виде схем. В зависимости от задания ЛПУ на схемах (по вариантам) показывается организация развертывания приемно-сортировочного отделения: размещение пораженных (больных); маршруты внутрибольничной их транспортировки; места регистрации пораженных (больных); размещение диагностических и лечебных приборов и аппаратов; обменный фонд санитарных носилок; места санитарной обработки; размещение справочной службы.

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и заведующим приемным отделением ЛПУ, утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 7. Расчет создания объектовых формирований

Приложение выполняется по форме Приложения 3. Состав и численность персонала объектовых формирований согласовывается с управлением по делам ГОЧС по месту дислокации ЛПУ (город, район).

 

Приложение 8. Расчет снабжения медицинских формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения медицинским имуществом

Приложение выполняется в виде таблиц (табелей оснащения) каждого формирования и каждого подразделения, работающего в ЧС.

В расчете показываются: наименования медицинского имущества по группам; единица измерения; требуется, имеется, выделяется имущество (кем, в какие сроки); ответственный за поставку имущества. Порядок получения имущества.

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и ответственным лицом за медицинское снабжение, утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 9. Расчет снабжения формирований и подразделений больницы санитарно-хозяйственным имуществом

Приложение отрабатывается по форме Приложения 8. При этом необходимо предусмотреть использование имущества из местных ресурсов путем приписки из других учреждений и организаций.

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и заместителем начальника ГО ЛПУ по материально-техническому обеспечению, согласовывается с заинтересованными организациями, которым выдаются выписки из плана на поставку имущества, утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 10. Расчет снабжения формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения специальным имуществом

Приложение отрабатывается по форме Приложения 8, подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и должностным лицом территориального (местного) управления по делам ГОЧС, утверждается главным врачом ЛПУ, начальником территориального (местного) управления по делам ГОЧС.

 

Приложение 11. Расчет снабжения формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения кровью, ее компонентами и препаратами

Приложение отрабатывается по форме Приложения 8. Для ЛПУ, имеющих отделения заготовки и переливания крови, в расчете указывается: количество состоящих на учете доноров; возможности по заготовке (переработке) крови в течение суток; выполнение заявок других учреждений по поставке крови, ее компонентов, препаратов (количество, сроки). В ЛПУ, где нет отделений (кабинетов) переливания крови, в расчете указываются: откуда получают кровь, ее препараты и компоненты, количество и сроки поставки, ответственные должностные лица. Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, руководителями учреждений (отделений) службы крови, утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 12. Расчет транспортного обеспечения формирований и функционирования лечебно-профилактического учреждения в ЧС

Приложение отрабатывается в виде таблицы с указанием формирований и отдельно в строке для ЛПУ: марки транспорта (санитарный, грузовой, специальный); количества требующегося, имеющегося, выделяемого транспорта (кем, срок, ответственный).

В ЛПУ, имеющих санитарный автомобильный транспорт, санитарную авиацию, определяется порядок использования этих транспортных средств.

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, согласовывается с соответствующими транспортными организациями, выделяющими транспорт, с территориальным (местным) управлением по делам ГОЧС и утверждается главным врачом – начальником ГО ЛПУ.

 

Приложение 13. Расчет укрытия персонала и больных в защитных сооружениях (по месту постоянной дислокации и после эвакуации в загородную зону)

Приложение отрабатывается в виде таблицы с указанием: перечня защитных сооружений, их класса и вместимости; из каких подразделений и какое количество больных и персонала укрывается, в какие сроки; ответственных за выполнение мероприятия.

Расчет выполняется на рабочее и нерабочее время. Дополнительными документами к Приложению являются расчет персонала по обслуживанию защитных сооружений и схемы планировки защитных сооружений с обозначением в них мест размещения персонала и больных с указанием их количества.

При отработке расчета укрытия персонала и больных ЛПУ после эвакуации в загородную зону определяется порядок и производится расчет укрытия нетранспортабельных больных.

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и главным инженером ЛПУ, утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 14. Расчет обеспечения персонала формирований и лечебно-профилактического учреждения средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты

Приложение отрабатывается в виде таблицы с указанием: формирований и подразделений ЛПУ; численности персонала в них, количества требующихся противогазов, защитной фильтрующей одежды, противочумных костюмов, респираторов; количества средств индивидуальной защиты, имеющихся в запасе объекта, выделяемых (кем, срок, ответственный за получение); то же по медицинским средствам индивидуальной защиты.

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, согласовывается с территориальным (местным) органом ГОЧС и утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 15. Расчет транспортного обеспечения эвакуации лечебно-профилактического учреждения (персонала, больных, членов семей)

Приложение отрабатывается в виде таблицы с указанием: подразделения ЛПУ; выделяемого количества транспортных средств; сроков поставки транспорта; кем выделяется транспорт; адреса предприятия и телефона; ответственного за. выделение транспорта. К расчету прилагаются схема-кроки маршрута движения транспорта к месту передислокации ЛПУ, поэтажные планы развертывания в выделенном помещении. Приложение отрабатывается только в случае, если ЛПУ предстоит эвакуация.

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и руководителем организации, выделяющей транспорт, согласовывается с начальником территориального (местного) управления ГОЧС, утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 16. Схема развертывания лечебно-профилактического учреждения в загородной зоне в составе больничной базы

На схеме в соответствии с заданием показывается размещение всех подразделений ЛПУ с учетом дополнительного развертывания коек для приема пораженных при ЧС в выделенных для развертывания помещениях. Руководителям подразделений ЛПУ выдаются поэтажные планы развертывания.

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации, согласовывается с территориальным (местным) управлением ГОЧС по месту развертывания ЛПУ и утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 17. Расчет расселения персонала и членов семей в загородной зоне (при эвакуации лечебно-профилактического учреждения)

Приложение отрабатывается в виде списка с указанием фамилии, имени, отчества персонала ЛПУ и членов семей, адреса места их проживания. Приложение согласовывается с администрацией по месту проживания и подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации.

.

Приложение 18. Календарный план основных мероприятий по переводу лечебно-профилактического учреждения для работы в ЧС

Приложение отрабатывается графически с указанием основных мероприятий: в режиме повышенной готовности; при эвакуации ЛПУ (если она предусмотрена); в режиме ЧС – по минутам в первые 2 – 3 ч и по часам в последующем. По выполнению каждого мероприятия определяется соответствующее должностное лицо. К календарному плану прилагается график оперативного дежурства и состав расчета должностных лиц для круглосуточной работы.

Приложение подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 19. Схема оповещения сбора руководящего состава, персонала формирований и подразделений лечебно-профилактического учреждения

Приложение отрабатывается на период рабочего и нерабочего времени, по месту постоянной дислокации ЛПУ и после эвакуации в загородную зону. Подписывается уполномоченным на решение задач в области ГО и ЧС в организации и утверждается главным врачом ЛПУ.

 

Приложение 20. Схема управления в лечебно-профилактическом учреждении при ликвидации последствий ЧС

Приложение отрабатывается графически с отражением структуры комиссии (штаба) ГОЧС ЛПУ и должностных лиц, с указанием органов управления медицины катастроф и территориального (местного) управления по делам ГОЧС (указываются телефоны каждого должностного лица). К схеме управления прилагаются должностные обязанности членов комиссии (штаба) ГОЧС ЛПУ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К СТАТЬЕ

 

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПЛАНОВ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ[4]

 

I. Общие положения

 

1. Настоящий Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – Порядок) федерального, межрегионального, регионального, муниципального и объектового уровня разработан в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с учетом постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – План действий).

2. Планы действий определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) при возникновении чрезвычайных ситуаций и привлекаемые для этого силы и средства. Планы действий детально отражают все мероприятия, направленные на выполнение указанных задач.

3. Планы действий всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) являются рабочим планирующим документом для органов повседневного управления РСЧС.

4. Планы действий в электронном виде хранятся в органах повседневного управления РСЧС.

5. В зависимости от качественных и количественных показателей, характеризующих объект, для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:

объекты первого типа – критически важные объекты (далее – КВО) и (или) потенциально опасные объекты (далее – ПОО);

объекты второго типа – объекты экономики, которые не относятся к объектам первого типа и на территории которых имеются места массового пребывания людей;

объекты третьего типа – объекты экономики, которые не относятся к объектам первого и второго типа.

Тип объекта следует принимать по наиболее высокому его значению качественных и количественных показателей, перечисленных в настоящем пункте.

 

II. Организация разработки, согласования и утверждения Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

6. Разработку Плана действий Российской Федерации осуществляет МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий.

6.1. Разработку Планов действий функциональных подсистем РСЧС осуществляют федеральные органы исполнительной власти[5] во взаимодействии с МЧС России.

6.2. Разработку Планов действий федеральных округов осуществляют региональные центры МЧС России в тесном взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6.3. Разработку Планов действий субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.

6.5. Разработку Планов действий городских округов и муниципальных районов осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований.

6.5. Разработку Планов действий объектов первого и второго типов осуществляют руководители объектов экономики.

Объекты третьего типа не разрабатывают Планы действий и получают выписку из Планов действий городских округов и муниципальных районов по запросу через органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при органах местного самоуправления.

7. Разработка Плана действий выполняется в три этапа и включает в себя:

7.1. На первом этапе:

7.1.1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

7.1.2. При прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций используются исходные данные, содержащиеся в паспортах безопасности опасных объектов, декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, декларациях безопасности гидротехнических сооружений, планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и расчетах размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений, иных документах.

7.1.3. Сбор и обобщение необходимых исходных данных, где предусматривается:

выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения;

проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов чрезвычайных ситуаций, которые имели место на территории (объекте), величин ущерба, сроков выполнения мероприятий ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;

получение сведений о территории и численности населения, которое может оказаться в зонах чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов, затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами и др.).

С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и другие исходные данные.

7.1.4. Составление календарного плана по разработке документов Плана действий.

7.2. На втором этапе:

7.2.1. Практическая разработка и оформление документов Плана действий.

7.2.2. Предварительное согласование со всеми заинтересованными структурами.

7.2.3. Практическая разработка разделов Плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

7.2.4. С учётом исходных данных определить прогнозируемые сценарии развития чрезвычайных ситуаций, а именно:

возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления, пожаров, взрывов;

численность населения, объекты экономики, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;

возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный ущерб); предстоящие мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий, объем предстоящих мероприятий;

силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

7.2.5. Подписываются Планы действий:

Российской Федерации – директором Департамента гражданской защиты МЧС России;

функциональных подсистем РСЧС – руководителями органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций функциональной подсистемы РСЧС;

федеральных округов – заместителями начальников региональных центров МЧС России;

субъектов Российской Федерации – председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

городских округов и муниципальных районов – председателями КЧС и ПБ органов местного самоуправления;

объектов – руководителями органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организаций.

7.3. На третьем этапе:

7.3.1. Утверждение Планов действий осуществляется:

Российской Федерации – решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

функциональных подсистем РСЧС – руководителями федеральных органов исполнительной власти;

федеральных округов – начальниками региональных центров МЧС России; субъектов Российской Федерации – высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации;

городских округов и муниципальных районов – руководителями органов местного самоуправления;

объектов – руководителями объектов экономики.

7.3.2. Согласование Планов действий осуществляется:

Российской Федерации – с руководителями (заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти;

функциональных подсистем РСЧС – с заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

федеральных округов – с заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

субъектов Российской Федерации – с начальниками региональных центров МЧС России;

городских округов и муниципальных районов – с начальниками главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

объектов первого типа – с начальниками главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

объектов второго типа – с руководителями органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления.

 

III. Структура Планов действий

 

8. Планы действий состоят из общих разделов и приложений.

8.1. Общие разделы плана действий для функциональных подсистем РСЧС и объектов содержат:

а) краткую географическую характеристику и оценку возможной обстановки;

б) мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

8.2. Приложения к плану действий содержат:

а) возможную обстановку при возникновении чрезвычайных ситуаций;

б) календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

в) схемы реагирования органов управления, сил и средств на различные риски возникновения чрезвычайных ситуаций;

г) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

д) организацию управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

8.3. Общие разделы плана действий для Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов содержат:

а) краткую географическую, социально-экономическую характеристику и оценку возможной обстановки;

б) мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

8.4. Приложения к плану действий содержат:

а) возможную обстановку при возникновении чрезвычайных ситуаций;

б) календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

в) схемы реагирования органов управления, сил и средств на различные риски возникновения чрезвычайных ситуаций;

г) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

д) организацию управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

е) планы по смягчению рисков и реагированию на ЧС в период половодья на территории Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов;

ж) планы предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период на территории Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов;

з) планы предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в зимний период на территории Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов.

9. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках РСЧС осуществляет МЧС России.

 

IV. Введение в действие Планов действий

 

10. Введение в действие Планов действий оформляется нормативным правовым актом соответствующего уровня.

11. Срок действия Планов действий – пять лет, после чего они подлежат переработке.

12. Количество экземпляров Планов действий определяется из расчёта находящихся на объектах и территориях пунктов управления, но не менее чем в 2 экземплярах на объектах экономики и в 3 экземплярах на всех остальных уровнях РСЧС.

13. Корректировка Планов действий осуществляется в ходе формирования ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, уточнение – по мере необходимости, в том числе перед началом опасного периода возникновения чрезвычайных ситуаций циклического характера.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 8/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

[1] Одобрен решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 21.04.2014 N 6). Справочно: в настоящее время подготовлен проект приказа МЧС России «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

[2] Утверждено Минздравом России 10.07.1998.

[3] При внезапном возникновении ЧС режим повышенной готовности отсутствует и планируемые мероприятия на этот период проводятся в зависимости от условий обстановки одновременно с мероприятиями по ликвидации ЧС.

[4] Одобрено решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол от 21.04.2014 N 6).

[5] Федеральные органы исполнительной власти, создающие функциональные подсистемы РСЧС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

 

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 1314