Психологическая поддержка работников медицинских организаций в условиях пандемии COVID-19
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Психологическая поддержка работников медицинских организаций в условиях пандемии COVID-19

В настоящее время основными темами научных публикаций и методических материалов для руководителей органов управления здравоохранением и главных врачей медицинских организаций становится организация профилактики и лечения новой коронавирусной инфекции и работы персонала в условиях пандемии COVID-19. Напряженная, зачастую сверхнормативная работа в условиях риска заражения вирусом является сильным стрессом, оказывает негативное влияние на психическое и физическое здоровье медицинских и иных работников, снижает качество и эффективность лечебно-профилактической работы, ухудшает коммуникации между коллегами, медработниками и пациентами и их родственниками. В условиях стресса неизбежно страдает качество принимаемых управленческих и клинических решений. При хронической усталости и стрессе возможны самые различные эксцессы, агрессия, случаи грубого и необдуманного поведения, проявление депрессии, апатии и равнодушия.

Обеспечение должных условий труда является законодательно закрепленной обязанностью руководителя медицинской организации. Важной составляющей здесь является формирование благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе и психологическое обеспечение работников. Отдельная тема – психологическая помощь пациентам с COVID-19, их родственникам и близким, а также родственникам и близким врачей.

В целях методической помощи в этой сфере разработаны «Рекомендации по психологическому сопровождению целевых групп в медицинском учреждении в условиях пандемии COVID-19»[1]. С их содержанием целесообразно ознакомиться руководителям органов управления здравоохранением и главным врачам медицинских организаций. Особенно это касается первой части рекомендаций, посвященной психологической поддержке работоспособности, профессиональной мотивации и качества работы персонала медицинских организаций. Именно об этом и пойдет речь в представленной Вашему вниманию публикации.

 

Общие положения

Стресс и его негативные последствия пронизывают все аспекты жизни современного человека. Существует закономерная взаимосвязь между наличием напряженных или затрудняющих жизнедеятельность обстоятельств (стрессогенных ситуаций) и срывами в работе базовых адаптационных механизмов, приводящих к развитию соматических заболеваний стрессовой этиологии. Сбои в работе регуляторных механизмов, ведущих к стойким нарушениям физического здоровья и дееспособности профессионалов, требуют специального психологического сопровождения. При этом на первый план выдвигается решение проблем, связанных со степенью адекватности актуализируемых человеком психологических ресурсов в стрессовой ситуации или стрессоустойчивостью.

Под стрессоустойчивостью принято понимать сложную, системную характеристику человека, отражающую его способность осуществлять успешную деятельность в затрудненных условиях без отягчающих последствий для физического и психического здоровья). Стрессоустойчивость определяет «меру индивидуальной подверженности стрессу» – т.е. склонность испытывать стресс без проявления негативных стрессовых реакций. Другими словами, стрессоустойчивость объективно проявляется в сохранении высокой работоспособности под действием интенсивных нагрузок, стабильностью физиологических и психологических показателей, сохранением продуктивных межличностных отношений и др.

Однако в ситуации с пандемией COVID-19, даже у здоровых людей продолжительное воздействие негативных факторов профессиональной и социальной среды приводит к снижению стрессоустойчивости – проявлениям острых и хронических стрессовых реакций, а также риску ошибочных действий и сбоев в профессиональной и повседневной деятельности. Поэтому в ситуации с COVID-19 крайне важно вовремя диагностировать снижение адаптационного потенциала у всех целевых групп медицинских учреждений. Обобщенные психологические характеристики классов стрессовых состояний проявляются в виде комплексов субъективных переживаний.

К основным негативным проявлениям (переживаниям) состояний острого стресса относятся:

- ощущения физиологического дискомфорта (головокружение, шум/боли в голове, усиление сердцебиений, нарушения ритма дыхания, испарина, жажда, тошнота, повышенный тремор конечностей и др.);

- повышенная эмоциональная напряженность (постоянное возбуждение, нервозность, беспокойство, взвинченность, внутренняя скованность, острые эмоциональные реакции гнева, страха, тревоги, паники и др.);

- сбои когнитивного функционирования (повышенная рассеянность, трудности переключить внимание, повышенная забывчивость, путаница в мыслях, затрудненность процесса принятия решении и др.);

- трудности в общении (затруднения при включении в общий разговор, «потеря» словарного запаса, непонимание смысла обращений, повышенная экспрессивность речи, создание конфликтогенных ситуаций);

- дезорганизация поведения (рост мышечного напряжения, скованность движений, напряженность позы, отсутствие естественной мимики, неупорядоченность двигательной активности, неточность/хаотичность движений, распад моторных автоматизмов, возникновение «нелепых» ошибок и пр.).

К основным негативным проявлениям состояний хронического стресса относятся:

- устойчивая тревожность (постоянное беспокойство о будущем, предчувствие неудач, приступы волнения по пустякам, неуверенность в правильности принятия решений и др.);

- агрессивность (непредсказуемые вспышки гнева, озлобленность, грубость в речи и поведении, беспричинная раздражительность, фиксация на объектах, постоянно вызывающих неприязнь и т.п.);

- депрессивность (приступы грусти, тоски и печали, хандра, ощущение безнадежности существования, утрата переживаний «радости жизни» и др.);

- астенизация (непреходящее чувство усталости, устойчивой снижение работоспособности, деконцентрация внимания, провалы в памяти, потеря мотивации к активной деятельности);

- психосоматические реакции (мигрени, иррадиирующие боли в области сердца, приступы головокружения, ипохондрические реакции, постоянное предчувствие «болезни»);

- расстройства сна (нарушения нормального цикла «сон – бодрствование, бессонница, поверхностный сон, приступы сонливости днем, кошмары или отсутствие сновидений).

Наличие этих признаков указывает на истощение адаптационных ресурсов человека и требует психологических интервенций разной направленности:

I. Организационно-психологические интервенции, направленные на поддержание работоспособности, профессиональной мотивации и надежности деятельности персонала медицинских учреждений

II. Психологическая поддержка и помощь, направленная на оптимизацию психологического состояния пациентов и их родственников.

 

Общие рекомендации

Эпидемиологическая обстановка с COVID-19 оказывает большое влияние на людей, вне зависимости от гражданства и местожительства. Поэтому при обращении к людям с COVID-19 не следует связывать появление заболевания с принадлежностью к какой-либо национальности и этносу. Все, кто пострадал от COVID-19, не сделали ничего плохого, они заслуживают поддержки, сострадания, доброго отношения и чуткости, где бы они ни находились.

Ситуация самоизоляции, изоляции или карантина неизбежно является стрессовой. Пребывание в условиях самоограничения требует более пристального внимания человека к своим потребностям и чувствам. Для компенсации переживаемых состояний напряжения, неудовлетворенности, естественной в таких условиях повышенной раздражительности следует заниматься такими видами деятельности, которые нравятся и вызывают расслабление. Особый положительный эффект дают занятия нравящимся делом, хобби, а также физические упражнения, регулярный сон, отдых и питание без риска повышения веса. Важно помнить, что прием алкоголя и других психоактивных веществ дает только кратковременный псевдоэффект.

Рекомендуется свести к минимуму просмотр, чтение или прослушивание новостей о COVID-19, которые вызывают беспокойство или огорчение. Необходимо искать информацию только в надежных источниках, и, главным образом, такую, которая позволяет пациентам принять практические шаги, подготовить свои планы с целью защиты себя и близких. Важно помнить, что любое внезапное сообщение либо постоянный поток новостей по теме пандемии COVID-19 может заставить любого человека почувствовать себя взволнованным. Поэтому необходимо полагаться только на факты, а не слухи и дезинформацию. Лучше всего регулярно получать информацию из официальных источников, в том числе источников в сети Интернет (от сайта ВОЗ до сайтов органов власти, государственного и местного здравоохранения, других авторитетных платформ). Это поможет отличить факты от слухов, а сами достоверные факты помогут минимизировать страхи пациентов.

 

Психологическое обеспечение персонала медицинских организаций в условиях пандемии COVID-19

Целью психологического обеспечения персонала медицинских организаций в условиях пандемии COVID-19 является поддержание работоспособности, профессиональной мотивации и надежности деятельности (снижение риска ошибок) персонала медицинских учреждений, а также психологическая поддержка функционального состояния персонала.

Психологическое сопровождение работников может осуществляться как в кабинетах психологической помощи медицинского учреждения, так и дистанционно.

 

Организация и оказание профессиональной психологической помощи руководителям и административно-управленческому персоналу

При осуществлении психологического сопровождения руководителей и административно-управленческого персонала медицинских учреждений необходимо учитывать их высокую степень ответственности в условиях сильной неопределенности и непредсказуемости ситуации, в которой они вынуждены осуществлять свою профессиональную деятельность. Задача психолога – помочь руководству эффективно распределить собственные ресурсы и обеспечить четкое выполнений поручений среди врачей и медицинского персонала. В качестве рекомендаций для руководителей могут служить следующие меры:

1. Руководству необходимо расставить приоритеты собственной деятельности. В первую очередь, им нужно заниматься делами важными и срочными, то есть, приоритетными задачами, требующими немедленного внимания. Дела важные, но не срочные, можно отложить, однако, необходимо решить, когда они их смогут выполнить и зафиксировать точные сроки. В категорию дел срочных, но не важных относятся телефонные звонки, электронные письма, планирование встреч и мероприятий. Эти задачи можно делегировать, благодаря чему руководители смогут сосредоточить внимание на более серьезной работе. Дела не важные и не срочные часто не приносят никакой ценности, поэтому лучше дождаться, пока они станут срочными или важными.

2. Руководители должны понимать, что они не обязаны иметь ответы на все вопросы.

3. Руководители должны понимать, что их психологическое состояние исключительно важно для эффективного функционирования медицинского учреждения.

4. Каждый день необходимо вспоминать и обсуждать вместе с коллегами позитивные события, которые произошли в вашем коллективе, радоваться достигнутым целям.

5. Важно донести до руководителей, что в крайне необычной ситуации чувствовать себя плохо – это нормально.

6. Если руководитель переживает стресс, это не значит, что он плохо выполняет свою работу, а говорит лишь о том, что он – человек.

7. Авторитет руководителя и эмпатическое отношение к коллективу может способствовать снижению тревоги и стресса, улучшению психологической атмосферы в медицинском учреждении. Следовательно, необходимо стараться сохранять доверительные отношения с персоналом, не стесняться проявлять собственные эмоции и обращаться за помощью к психологу, если способы самопомощи не помогают.

8. Руководителю необходимо поддерживать видео- и телефонную связь с членами семьи. Это важно, поскольку позволит хотя бы частично компенсировать вынужденную «изоляцию» его от семьи и тем самым снизить его тревогу.

9. Важно, чтобы у руководителя была возможность для полноценного сна между сменами, что поможет ему восстанавливаться после длительной напряженной работы.

10. Важно, чтобы руководитель мог соблюдать личную гигиену во время и после длительных смен (свежая одежда, душ, предметы личной гигиены). При многочасовой интенсивной работе в стрессовых условиях это очень важно. Создание среды, учитывающей и поддерживающей первичные нужды, поможет ему дольше сохранять эмоциональное равновесие и работоспособность.

11. В условиях интенсивной работы руководителю необходимо находить время для небольших перерывов для удовлетворения первичных нужд и расслабления. В этом ему может помочь введение в график работы обязательного времени для отдыха

12. Руководитель должен пользоваться специальной зоной отдыха для сотрудников. Важно, чтобы эта комната была ТОЛЬКО ДЛЯ ОТДЫХА. Она должна быть уютной, в ней должно быть приятно находиться. Важно, чтобы у руководителя была возможность выпить там чай или кофе, просто посидеть, помолчать и поговорить с коллегами.

13. Обратите самое пристальное внимание руководителя на необходимость обсуждения сложных ситуаций с коллегами, возможность совместного с ними анализа нового клинического опыта, помимо расширения знаний о COVID-19. Это еще и хороший способ для снятия эмоционального напряжения и повышения его уверенности в себе.

14. Обратите внимание руководителя на недопустимость злоупотребления алкогольными напитками и/или ПАВ. В долгосрочной перспективе это может ухудшить его психическое и физическое здоровье.

15. Обращайте внимание руководителя на то, что он может пользоваться психологической помощью и службами психического здоровья.

16. Помогите освоить руководителю различные методы эмоциональной регуляции, так как его самообладание и профессионализм при столкновении с трудностями могут стать примером для сотрудников и воодушевлять их на дальнейшую борьбу.

 

Организация и оказание профессиональной психологической помощи врачам (штатным и прикомандированным)

Работа в тяжелых условиях, повышенной нагрузке и высокой неопределенности приводит не только к необходимости адаптации к новому графику работы и жизни, но и к психологическим изменениям, которые могут не осознаваться врачами и медицинским персоналом, но оказывать влияние на их психическое здоровье и работоспособность. И первое, что надо в этой ситуации сделать, – постараться внести определенную стабильность в жизнь врачей. Даже в ситуации многочасовой интенсивной работы необходимо создать условия для отдыха и смены вида деятельности. Задача психологов – обеспечить условия для стабилизации и улучшения психологического состояния врачей и коллектива в целом. В решении этой задачи психологам могут помочь следующие меры:

1. Создание кабинетов психологической разгрузки и помощи (как внутри зеленой зоны, так и дистанционных).

2. Регулярное информирование сотрудников о том, что им доступна психологическая помощь (с размещением номеров телефонов, предоставления сведений, контактов и иной информации о психологической помощи, которую сотрудники могут получить удаленно с помощью телефонной или видеосвязи).

3. Организация (в том числе, в дистанционной форме) индивидуальных и групповых психологических консультаций, занятий, бесед, тренингов и иных мероприятий по тематике освоения стратегий совладания со стрессом, снижения проявлений тревожности, обучения методам релаксации и др.

4. Обучение руководящих сотрудников и врачей распознаванию признаков эмоционального выгорания и состояний стресса/дистресса у медицинского, технического и обслуживающего персонала, а также у пациентов (необоснованная и неадекватная тревожность с повышенной плохо организованной активностью и (или) подавленность, вялость, раздражение от мыслей о работе, неспособность расслабиться, тенденция негативно оценивать свое поведение и свою работу, снижение профессиональной самооценки).

5. Содействие повышению мотивации возвращения к работе специалистов, которые находились на самоизоляции или на карантине, путем усиления особого внимания к их нуждам и запросам, стимулирование психологической готовности.

6. Предоставление сотрудникам различных материалов и рекомендаций по самоподдержке и самопомощи (в том числе, в формате обучающих видео, рекомендованных ВОЗ материалов с инографическими сведениями о проблеме COVID-19).

7. Содействие в создании дополнительной поощрительной мотивации сотрудников: стимулирование персональной эмоциональной поддержки, инициирование руководителей, при необходимости, к их личному обращению к работнику (например, с официальной благодарностью, иными мерами поощрения).

8. Организация зоны для визуализации успехов сотрудников больницы и персональной информации, например рекомендуются благодарственные отзывы распечатывать и развешивать внутри зеленой и красной зоны (важно и для персонала как профилактика выгорания, и для новых пациентов, в качестве одного из средств совладания с кризисной ситуацией).

9. Содействие и помощь сотрудникам колл-центра и иному медицинскому персоналу, в должностные обязанности которого входит передача информации родственникам и близким о тяжелом (терминальном) состоянии и/или смерти пациента из красной зоны (с изложением четких правил того, что и как можно и нужно говорить, а какая информация не освещается).

10. Организация регулярной обратной связи от медицинского персонала, например, с помощью короткого анкетирования с возможностью выражения собственных эмоций и переживаний без использования персональных данных.

11. Психологическое сопровождение командной работы врачей. Проведение, по возможности, психологической диагностики и коррекции внутриколлективных взаимоотношений с целью предотвращения возникновения напряженных отношений и конфликтных ситуаций, проявления агрессии и других негативных эмоций среди врачей, работающих в одной смене, в одном коллективе.

 

Приемы самопомощи на рабочем месте, которые следует рекомендовать:

1. Используйте любую возможность для восстановления ресурсов и отдыха во время рабочих перерывов! При выполнении эмоционально напряженной работы особенно важно полноценно использовать для отдыха время перерывов и микроперерывов. Если позволяют рабочие условия, придерживайтесь следующей схемы: 40 мин работы – 5 мин перерыва в полном покое, наедине с собой. Не упрекайте себя за то, что Вы отдыхаете на 5 или 10 минут больше, в то время как много работы вокруг. Такие паузы помогут Вам быстрее восстановиться и дольше оставаться в строю. Лучше позволить себе отдохнуть на 5 минут больше, чем пытаться еще час непродуктивно работать, когда все валится из рук, а потом обессиленно упасть.

2. В перерывах между работой старайтесь полноценно спать и нормально питаться, поддерживать контакт с близкими: с семьей, с детьми. Сейчас достаточно возможностей для дистанционного визуального общения.

3. Хорошо, если Вы сможете окружить себя на работе (или после работы) любимыми вещами: будь, то любимая кружка или любимый сорт чая, аромат духов или мягкий плед, привычные для Вас атрибуты. Постарайтесь окружить себя предметами, которые помогают Вам вернуть душевное равновесие и хотя бы немного порадовать.

4. Во время рабочих перерывов старайтесь применять простые и действенные экспресс-приемы психологической саморегуляции своего состояния. Используйте доступные Вам приемы мышечного расслабления – как эффективного психологического средства уменьшения эмоционального напряжения. Знайте, что даже после минимального расслабления мышц снижается интенсивность негативных переживаний.

5. Не ставьте цель полного устранения эмоционального напряжения в трудных рабочих ситуациях. Помните, что мобилизация ресурсов (в том числе, и эмоциональных) – необходимое условие успешного выполнения трудной задачи в важной для Вас ситуации. Ощущения напряжения – неизбежная плата за интенсивный труд и высокий результат в сложных условиях его достижения. Однако используйте любую возможность для достижения оправданно приемлемой степени мобилизации сил.

6. Активизируйте свою способность к осознанию, анализу и пониманию признаков позитивного рабочего состояния. Формируйте систему психологических «маркеров» как ориентиров, позволяющих Вам точно определить желаемую степень сосредоточенности и мобилизации в конкретных ситуациях. Фиксируйте эти ориентиры в четких коротких формулировках, например: «Я готов к работе», «Я помню свои цели», «Я спокоен и сосредоточен», «Я – отличный профессионал», «Я умею делать свою работу».

7. Постарайтесь заранее планировать время и содержание Вашего послесменного отдыха. При максимуме внимания восстановлению физических сил, старайтесь насытить свой отдых приятными делами и общением (пусть и дистанционным) с близкими людьми. Найдите новые источники позитивных переживаний – используйте ресурсы социальной поддержки! Не бойтесь обратиться за эмоциональной поддержкой к друзьям – они не откажут Вам в помощи. Даже в этот трудный период сохраняйте ощущение наполненности жизни не только работой, но и значимыми для Вас внерабочими делами и контактами.

8. Старайтесь избегать нездоровых способов совладания с напряжением и усталостью, таких как курение, употребление алкоголя и/или ПАВ. Вам, врачам и медицинским работникам, хорошо известно, что в долгосрочной перспективе это может ухудшить Ваше психическое и физическое здоровье.

9. Постарайтесь проанализировать стрессовые ситуации, в которые Вы попадали раньше и вспомнить те способы и приемы разрешения этих ситуаций и регуляции своего состояния, которые Вам помогали раньше. Это наверняка окажется эффективным.

10. Если Вы испытываете страх заразить членов семьи во время возвращения домой после работы с больными, имеет смысл согласиться на предлагаемые вашей больницей общежитие или гостиницу (конечно, если есть такая возможность). К такой вынужденной «изоляции» Вас от семьи постарайтесь относиться как к небольшой командировке. Такой режим работы, возможно, станет даже более комфортным как для Вас лично, так и для членов Вашей семьи.

11. Не отказывайтесь от возможности участвовать в группах психологического дебрифинга[2] после завершения рабочего дня или получить другую форму психологической поддержки в индивидуальной или групповой форме. Обращение к психологу и участие в группах психологической поддержки и разгрузки ни в коем случае не может расцениваться как показатель Вашей слабости. В уже появившихся исследованиях зарубежных психологов по проблеме COVID-19, уже появившихся сегодня, показана эффективность своевременного получения психологической поддержки врачами и медицинскими работниками при борьбе с COVID-19.

12. Находясь в палате, обязательно разговаривайте с больными, старайтесь отвечать на их вопросы, хотя бы кратко. Отнеситесь с пониманием к вопросам пациентов: как правило, они испытывают очень большой страх из-за неопределенности, недостатка информации и очевидной витальной опасности наличия COVID-19. Они волнуются за своих близких. Возможно, у кого-то из них уже есть опыт тяжелых утрат во время пандемии. Поддержите их. И постарайтесь убедить их обратиться за психологической поддержкой прямо из «красной» зоны по телефону или онлайн.

13. Вы должны знать, что врачи и медицинские работники относятся к числу самых «выгорающих» профессий. Очевидно, что в условиях пандемии COVID-19 это может проявиться особенно ярко. Вы можете заметить у себя проявления так называемого «синдрома выгорания», который представляет собой сочетание эмоционального истощения, деперсонализации (дегуманизации) и переживания редукции профессиональных достижений (Maslach, Jackson, 1986). Эмоциональное истощение может сочетаться с физическим истощением. Человек начинает испытывать подавленность, вялость, или же раздражение от мыслей о работе; его перестает радовать то, что радовало раньше; снижается интенсивность социальных контактов; отдых приносит лишь кратковременное облегчение. Под деперсонализацией (дегуманизацией) понимается возникающая у специалиста тенденция относиться к получателям услуг и даже к коллегам как к обезличенным существам. Редукция профессиональных достижений проявляется в появлении тенденции оценивать свое поведение и свою работу с клиентами негативно. «Выгоревшие» специалисты всегда считают, что поставленные ими цели не были достигнуты, что сопровождается снижением профессионального самоуважения и самооценки. При обнаружении у себя симптоматики профессионального выгорания в условиях пандемии COVID-19 целесообразно обратиться за психологической помощью.

14. Постарайтесь овладеть и использовать хотя бы некоторые приемы так называемого «позитивного мышления»: чувствуйте и старайтесь поддерживать в себе чувство гордости за то, что Вы – специалист, который делает сейчас очень важное дело. Гордитесь тем, как Вы выполняете круг своих обязанностей. Однако при этом очень важно понимать наличие границ своих профессиональных возможностей: НИКТО, НИ ОДИН СПЕЦИАЛИСТ не может постоянно ТВОРИТЬ ЧУДО. Вам важно научиться делегировать ответственность, разделять ее с коллегами по работе. Ваши коллеги тоже ответственно относятся к работе.

15. Вы сейчас очень много работаете, Вы очень хорошо делаете свое дело. Это признают сегодня все. Но помните, что убеждение, что работу абсолютно никто, кроме Вас, сделать хорошо не сможет, является утопичным. Отдавайте себе в этом отчет и постарайтесь быть готовыми иногда «отдавать инициативу» и научиться расслабляться, овладев приемами саморегуляции. Обязательно посещайте психологический дебрифинг, если такие мероприятия организованы в Вашем медицинском учреждении. Если есть возможность, ходите на очные групповые занятия дыхательной гимнастикой, нервно-мышечной релаксацией, аутотренингом и т.п. в клинике. При невозможности посещать групповые занятия со специалистом используйте видеоматериалы.

16. Несмотря на усталость, постарайтесь сохранять «открытость» новому опыту: принимайте участие в вебинарах и интернет-конференциях, например, по проблеме COVID-19. Они сейчас проводятся как в нашей стране, так и за рубежом и обмен мнениями с коллегами, работающими в других клиниках, Вам наверняка будет полезен.

17. Не ограничивайтесь чтением только профессиональной литературы. Найдите время посмотреть интересный фильм, послушать музыку или принять участие в какой-нибудь виртуальной экскурсии, использовать иные электронные ресурсы, свободно предоставляемые через сеть Интернет людям, находящимся на самоизоляции. В данный момент подобных программ много и большинство из них совершенно бесплатны. Также не расстраивайтесь, если после работы у Вас не хватает сил что-либо делать и хочется просто полежать. Если у Вас есть потребность в покое и уединении, разрешите себе побыть в этом состоянии какое-то время.

18. Если у Вас есть хобби, доставляющее удовольствие, постарайтесь не бросать его в данный момент. Любое хобби – это зона эмоционального комфорта для человека и его эмоциональный ресурс.

19. Пожалуйста, развивайте в себе ГОТОВНОСТЬ БЕЗ СТЕСНЕНИЯ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ. Это не стыдно и не свидетельствует и Вашей беспомощности и непрофессионализме. Как раз наоборот. Вы должны знать, что в этот непростой момент психологи готовы Вас поддержать.

20. Помните, что поддержание своего психического здоровья и психологического благополучия в условиях пандемии COVID-19 чрезвычайно важно для сохранения Вашего физического здоровья.

 

Организация и оказание профессиональной психологической помощи среднему медицинскому персоналу (штатному и прикомандированному)

Психологическое сопровождение среднего медицинского персонала должно решать несколько задач и учитывать организационные трудности, связанные с режимом работы медсестер:

1. Информационная задача. Повышение общей психологической грамотности медицинского персонала. Эта задача может решаться в виде занятий, посвященных психологическим аспектам заболевания, особенностей поведения больного человека, особенностей переживания его родных и близких.

2. Задача личностной психологической проработки. Эта задача может решаться в виде целевых тренинговых программ, направленных на развитие навыков адаптации к рабочим ситуациям, на осмысление экзистенциальных проблем, актуализирующихся в процессе работы. А также в виде регулярных групп поддержки («Балинтовские группы»), где обсуждались бы психологически проблемные рабочие ситуации. Кроме того, возможна и индивидуальная работа в форме психотерапевтических консультаций.

В остальном, психологическое сопровождение среднего медицинского персонала аналогично психологическому сопровождению врачей.

 

Организация и оказание профессиональной психологической помощи техническому и обслуживающему персоналу

Психологическое сопровождение технического и обслуживающего персонала должно решать задачу, связанную с его режимом работы:

1. Информационная задача. Повышение общей психологической грамотности технического персонала. Эта задача может решаться в виде занятий, посвященных психологическим аспектам заболевания, особенностям поведения медицинского персонала, особенностям поведения самого технического персонала в ситуации работы медицинского учреждения в условиях пандемии COVID-19.

 

Психологическая поддержка и помощь врачам и среднему медицинскому персоналу, заболевшим COVID-19

Психологическое сопровождение врачей и среднего медицинского персонала, заболевших COVID-19 не отличается от психологического сопровождения пациентов с COVID-19. Однако необходимо учитывать большую информированность этой группы пациентов. Кроме того, возможно появление дополнительных страхов, касающихся возобновления работы с пациентами с COVID-19, так и снижение бдительности при сохраняющемся риске повторного инфицирования.

 

Организация и оказание профессиональной психологической помощи родственникам и близким врачей, работающих вахтовым методом

При работе с родственниками врачей, работающих вахтовым методом, необходимо обеспечить их технологиями и методами, способствующими снижению переживаний и негативных эмоциональных состояний. Первоочередные меры связаны с распределением собственных эмоциональных ресурсов и организацией жизни всех членов семьи. Содействуйте родственникам врачей, работающих вахтовым методом в достижении следующих целей.

1. При пребывании в домашних условиях значительно увеличивается объем информации, получаемой из СМИ и сети Интернет. Часто такая информация усваивается практически в пассивном формате, из непрерывно работающих телевизора и компьютера, настроенных на воспроизведение информационных программ и новостей. Постоянный и избыточный объем такой неселективной информации может вызвать беспокойство, стремление «всегда быть в курсе всех дел», что будет проявляться навязчивым стремлением к погружению в ситуацию с COVID-19, и, как следствие, мотивированного избегания или игнорирования других интересов. Старайтесь ограничить объем и время обновления информации. Помните, в наш век информатизации утаить от людей информацию невозможно, а вот создать и распространить сведения, не соответствующие действительности, не составляет особой сложности. Избегайте слухов и фейков, которые ничего, кроме дискомфорта, не вызывают.

2. Помогите детям найти позитивные способы выражения испытываемых ими негативных эмоций, прежде всего – страха и грусти. При этом помните, что у каждого ребенка есть свой собственный способ выражения эмоций, например, участие в творческой, игровой и иной совместной деятельности. Поэтому игра или рисование может облегчить переживания, связанные с эпидемией COVID-19 (семейная самоизоляция или карантин, практически круглосуточное совместное пребывание в квартирных условиях (часто ограниченных по площади и возможности удовлетворения самых актуальных потребностей: в повышенной активности и движении, широких межличностных контактах, прогулках и играх на улице и т.п.). Дети чувствуют облегчение, если у них есть возможность общаться и выражать свои чувства в безопасной и благоприятной среде.

3. Старайтесь поддерживать привычный рутинный образ повседневной жизни, насколько это возможно. По возможности, старайтесь создавать новые семейные традиции, занятия и стереотипы, особенно если дети должны оставаться дома. Обеспечьте возможность вовлечения детей, с учетом их возраста, в коллективных мероприятиях, в том числе – в образовательных мероприятиях, в том числе мероприятиях дополнительного образования и обучения. По возможности, поощряйте детей продолжать виртуально играть и общаться с другими, особенно сверстниками, особенно если в семье имеется необходимость ограничения социальных контактов и (или) социальной дистанции. При этом, важно, чтоб при желании и необходимости (особенно для детей подросткового возраста) взрослые помогли удовлетворить потребность детей к уединению, поддержанию границ личного физического и психологического пространства в условиях длительной изоляции и совместного пребывания.

4. В ситуации стресса и кризиса дети обычно стремятся к большей привязанности и становятся более требовательными к родителям. Постарайтесь обсудить связанные с пандемией COVID-19 вопросы со своими детьми откровенно, учитывая их связанный с возрастом уровень понимания проблемы. Помните, если у ваших детей актуализировались имевшиеся ранее собственные проблемы, их совместное решение может ослабить испытываемые ими беспокойство, тревогу и страхи. Дети могут наблюдать за эмоциями, поведением и взаимоотношениями взрослых, чтобы понять, как управлять своими эмоциями в трудные для всех и их лично времена.

5. При общении с пожилыми людьми следует делиться самыми простыми фактами о том, что сейчас происходит в ситуации с COVID-19 (учитывая их связанный с возрастом и актуальным психическим состоянием уровень понимания проблемы, в терминах, которые могут понять пожилые люди с когнитивными нарушениями или без них). Повторяйте такую информацию в тех случаях и столько раз, когда и сколько это необходимо. Инструкции должны быть изложены в четкой, краткой форме, доводиться уважительно и терпеливо. Также может быть полезно, чтобы информация отображалась в письменном виде или виде картинки.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 2/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

 

 

[1] Составлены под редакцией главного внештатного специалиста по медицинской психологии Минздрава России, президента Российского психологического общества, декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академика РАО, доктора психологических наук Ю.П. Зинченко. Документ находится в открытом доступе в интернете.

[2] Психологический дебрифинг – это групповая форма работы по отреагированию, переработке и минимизации психологических последствий чрезвычайных и экстремальных ситуаций. При работе с одним человеком под психологическим дебрифингом понимают одноразовую слабоструктурированную психологическую беседу с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму. В большинстве случаев целью дебрифинга является уменьшение нанесенного жертве психологического ущерба путем объяснения человеку, что с ним произошло, и выслушивания его точки зрения.

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 419