Об объединении должностных функций по гражданской обороне и пожарной безопасности
Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС

Об объединении должностных функций по гражданской обороне и пожарной безопасности

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Для назначения работника ответственным за пожарную безопасность одного утверждения должностной инструкции в новой редакции не достаточно. Чтобы такие изменения стали для работника обязательными, необходимо получить его письменное согласие на работу в новых условиях.

 

Обоснование вывода:

Согласно части второй ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является, в частности, условие о трудовой функции работника: его работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой ему работы. В соответствии со ст. 60 ТК РФ, запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором[1].

Очевидно, что согласование сторонами условия о трудовой функции подразумевает достижение договоренности не только о ее наименовании, но и о содержании, то есть о круге трудовых обязанностей работника, составляющих работу по конкретной должности (профессии, специальности), либо работу конкретного вида. Эти обязанности могут быть закреплены:

- непосредственно в тексте трудового договора с работником либо в приложении к нему;

- в отдельном локальном нормативном акте, как правило, именуемом должностной инструкцией, на который сделана ссылка в трудовом договоре.

Выбор одного из указанных вариантов является компетенцией работодателя (письма Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0, от 31.10.2007 N 4412-6).

В соответствии с частью второй ст. 21 ТК РФ работник обязан исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. Требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, запрещается (ст. 60 ТК РФ). Из данных норм можно сделать вывод о том, что в трудовом договоре должны указываться должностные обязанности работника, а работодатель может требовать от работника выполнения только тех обязанностей, которые указаны в трудовом договоре.

Как следует из вопроса, должностные обязанности работника указаны в его должностной инструкции, которая является локальным нормативным актом. Локальные нормативные акты принимаются работодателем самостоятельно. По общему правилу достаточно ознакомить работника под подпись с локальным актом, и после этого можно требовать его исполнения. Но в случае с таким локальным актом, как должностная инструкция, все сложнее.

Из упомянутых ст.ст. 21, 57 и 60 ТК РФ следует, что положения должностной инструкции о трудовых обязанностях работника (в отличие, например, от квалификационных требований) затрагивают условия заключенного с работником трудового договора. По сути, стороны вместо перечисления конкретных трудовых обязанностей непосредственно в тексте трудового договора указывают их в должностной инструкции, соответствующие положения такого локального акта становятся согласованными сторонами условиями трудового договора. Поэтому такие изменения должностной инструкции, которые меняют круг трудовых обязанностей работника, невозможны без соблюдения процедуры внесения изменений в трудовой договор.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора возможно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя с соблюдением условий и требований ст. 74 ТК РФ.

По письменному соглашению сторон можно изменить любые условия и в любой момент (ст. 72 ТК РФ). Изменение условий по инициативе работодателя также возможно, но со значительными ограничениями, установленными в ст. 74 ТК РФ. Прежде всего в одностороннем порядке не может быть изменена трудовая функция работника. Поэтому право работодателя изменить должностные обязанности работника, предусмотренные должностной инструкцией, в порядке ст. 74 ТК РФ напрямую зависит от ответа на вопрос, является ли такое изменение изменением трудовой функции работника.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ, определение того, влечет ли изменение должностных обязанностей в должностной инструкции изменение трудовой функции и, как следствие, требуется ли в связи с этим согласие работника на такое изменение, осуществляется судами общей юрисдикции в ходе разрешения конкретного трудового спора (определения от 25.09.2014 N 1853-О и от 23.09.2010 N 1188-О-О). Иными словами, не всякий пересмотр закрепленных в должностной инструкции трудовых обязанностей является изменением трудовой функции работника. Все зависит от сути вносимых изменений.

Если обобщать судебную практику по этому вопросу, выявляется следующая тенденция.

Когда обязанности в старой и новой должностных инструкциях отличаются только формулировками, изменения представляют собой более подробное изложение прежних обязанностей либо уточнение порядка их выполнения, к изменению условий трудового договора это не приводит. Работник обязан соблюдать новую должностную инструкцию после ознакомления с ее текстом, а за нарушение такой обязанности может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Если в результате вносимых в должностную инструкцию поправок меняется круг трудовых обязанностей, причем как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, но при этом суть порученной работы остается неизменной, суды признают это изменением условий трудового договора, но не изменением трудовой функции работника. Соответственно, осуществить такие изменения работодатель вправе как по соглашению с работником, так и в порядке ст. 74 ТК РФ с предупреждением как минимум за два месяца и при наличии указанных в этой статье обстоятельств. В последнем случае нежелание работника трудиться по новой должностной инструкции влечет прекращение трудового договора по п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ (при отсутствии подходящих вакансий или отказе работника от перевода).

В случае существенного расширения круга должностных обязанностей, закрепления такого перечня работ, который принципиально отличается от ранее установленного, либо добавления обязанностей, совсем не свойственных указанной в трудовом договоре должности (профессии), изменения должностной инструкции не являются обязательными для работника до тех пор, пока он не даст своего письменного согласия, а отказ от работы в новых условиях не может влечь негативных последствий ни в виде увольнения по п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ, ни в виде наложения дисциплинарного взыскания.

Отметим, что на работника, ответственного за пожарную безопасность, возлагаются обязанности по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты (п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390); обязанности по проведению обучения по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации (п. 40 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645).

По нашему мнению, назначение работника ответственным за пожарную безопасность предполагает существенное расширение его круга должностных обязанностей.

Соответственно, полагаем, что для назначения работника ответственным за пожарную безопасность одного утверждения должностной инструкции в новой редакции не достаточно. Чтобы такие изменения стали для работника обязательными, необходимо получить его письменное согласие на работу в новых условиях.

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Наумчик Иван

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 2/2020.

 

 

[1] Исключения из этого правила четко оговорены в ТК РФ.

Другие статьи по теме
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022)
Просмотров: 448