Проверки малых предприятий в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в вопросах и ответах
Главная » Статьи » Госнадзор и проверки

Проверки малых предприятий в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в вопросах и ответах

Какие изменения ждут руководителей малых предприятий в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ГО и ЧС) в следующем году?

Мы уже информировали наших читателей, что в связи с истечением с 1 января 2019 г. срока на ограничение проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, установленного статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказом МЧС России от 07.06.2018 N 245 отменен приказ МЧС России от 12.09.2016 N 492 "О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства". Таким образом, ответ на вопрос «Можно ли в ближайшем будущем ожидать увеличение количество проверок малого бизнеса в области гражданской обороны, защиты от ЧС и пожарной безопасности?» становится очевидным.

Мы также обозначили позицию редакции нашего журнала в отношении проверок объектов малого предпринимательства. Несмотря на дополнительную нагрузку, редакция журнала считает принятое решение об устранении ограничений на проверки малого бизнеса органами МЧС России обоснованными. Вспомним многочисленные пожары, в том числе с человеческими жертвами, в торговых центрах нашей страны в результате грубых нарушений требований пожарной безопасности. Многие собственники торговых помещений и арендодатели принадлежали именно к малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, оказавшихся фактически вне контроля надзирающих органов в результате моратория на проверки. Однако насколько эффективными будут проверки малых предприятий именно в области ГО и не превратятся ли они в формальную процедуру, покажет время.

 

Какие изменения произошли в нормативно-правовой базе в области организации проверок малых предприятий по ГО и ЧС?

Специальных нормативно-правовых актов по проверкам малых предприятий нет – на них действуют те же требования, что и для других организаций. Важно знать, что за последнее время значительно обновилась нормативно-правовая и методическая база, направленная на упорядочение проверок органами МЧС России на основе риск-ориентированного подхода. Приняты и актуализированы следующие документы:

- Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 305 (ред. от 22.07.2017) "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018);

- методические рекомендации по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-2-28);

- методические рекомендации по организации проведения проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-3-28);

- методические рекомендации (примерные) по организации и проведению проверок органами регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России 21.06.2016 N 2-4-71-36-19);

- приказ МЧС России от 27.02.2018 N 78 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны";

- приказ МЧС России от 27.02.2018 N 77 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

- обзор правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России. Ответы на наиболее актуальные вопросы организации и осуществления надзорной деятельности МЧС России» (утв. МЧС России).

С полными текстами указанных нормативных актов Вы можете ознакомиться на сайте редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф. Основные положения вышеуказанных документов нашли отражение в публикациях нашего журнала. Повторим, что основным вектором развития надзорной деятельности на современном этапе стало снижение административного давления и финансовых издержек при неуклонном исполнении требований нормативно-правовых актов в области ГО и ЧС, т.е. повышение эффективности контроля как важнейшей функции управления гражданской обороной. Выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Другими словами, проверять в первую очередь нужно именно те организации, которые сами по себе представляют потенциальную опасность или от которых зависит состояние системы ГО и защиты от ЧС на территории. Направлять все силы на максимальный контроль всех без исключения объектов нецелесообразно и неэффективно, т.е. речь идет об установлении приоритетов в надзорной деятельности.

 

Чем принципиально отличается организация ГО и ЧС на малых предприятиях и в других организациях?

Принципиально ничем. Законодательство в области гражданской обороны и защиты от ЧС не разделяет предприятия и иные организации по размеру и количеству работающих. Просто малые предприятия (уже исходя из своего названия) меньше по размеру и количеству работающих, имеют меньшее социально-экономическое значение и возможностей по участию в мероприятиях ГО и ЧС, гораздо реже имеют категорию по гражданской обороне по сравнению с более крупными организациями. У малых предприятий редко имеются потенциально опасные для территорий и населения производства. Имеет значение не просто количество работающих и размер организации, а присужденная категория по ГО и участие в РСЧС (наличие задания по предупреждению и ликвидации ЧС). Понятно, что у крупных предприятий больше материально-технических возможностей решать задачи ГО и ЧС, и все они, как правило, имеют конкретные задания по ГО и ЧС, формируют и обеспечивают деятельность НАСФ, НФГО, решают иные поставленные перед ними вышестоящими органами управления ГО задачи.

 

Какая документация по ГО должна быть на малом предприятии?

Все зависит от категории по гражданской обороне и полученного задания по выполнению задач ГО от вышестоящего органа управления ГО. Если малое предприятие не имеет категории по ГО, нигде не участвует и не имеет никаких заданий, то перечень документации минимален:

- приказ о назначении уполномоченного по ГО (им может быть руководитель организации) и его обязанностях и функциях;

- инструкция по действиям работников малого предприятия при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнении мероприятий гражданской обороны[1];

- журнал вводного инструктажа по ГО.

Отсутствие документации по ГО на малом предприятии является поводом для административного наказания.

 

Нужно ли разрабатывать план по ГО на малом предприятии?

Опять же все зависит от категории по гражданской обороне этого предприятия. Если малое предприятие не отнесено к категории по гражданской обороне и (или) прекращает работу в военное время, расположено вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), то оно собственный план гражданской обороны не разрабатывает. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований. Основание: п. 116 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП).

Если малое предприятие отнесено к категории по гражданской обороне, то план ГО разрабатывается и согласовывается с вышестоящим органом управления ГО и ЧС.

При наличии мобилизационного и иного задания по решению задач гражданской обороны наличия плана ГО обязательно. Например, при наличии у малого предприятия, оказывающего ритуальные услуги, задания по гражданской обороне на срочное захоронение трупов в военное время.

 

Нужно ли назначать на малых предприятиях уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны?

Нужно. Опять же, приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" не делает различий между малыми предприятиями и иными более большими организациями – требования одни и те же. Разница только в категории по ГО, направлениях деятельности и объемах работы. Даже если малое предприятие не относится к категории по ГО, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны организации выполняет следующие функции:

- организует взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- участвует в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся;

- организует подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

 Не надо забывать, что и сами малые организации различаются по количеству работающих. Одно дело – 50 работников, другое – 2-3 человека. В небольших организациях функции уполномоченного по ГО обычно выполняет руководитель организации.

 

Нужно ли проводить вводный инструктаж на малых предприятиях и разрабатывать соответствующую программу инструктажа по ГО?

Обязательно, иначе это будет нарушением законодательства в области ГО. Соответственно нужно вести журнал по проведению вводного инструктажа по ГО и утвердить программу вводного инструктажа по ГО. Примерную программу можно взять из «Рекомендаций по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне», утв. МЧС России 05.06.2018 N 2-4-71-13-8 (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Примерная программа вводного инструктажа по ГО

 

N

Примерный перечень учебных вопросов

Время[2] на отработку (минут)

1.

Возможные действия работника на рабочем месте, которые могут привести к аварии, катастрофе или ЧС техногенного характера в организации

5 – 15

2.

Наиболее характерные ЧС природного и техногенного характера, которые могут возникнуть в районе расположения организации и опасности, присущие этим ЧС

5 – 20

3.

Принятые в организации способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС, характерных для производственной деятельности и района расположения организации, а также при военных конфликтах

5 – 20

4.

Установленные в организации способы доведения сигналов гражданской обороны и информации об угрозе и возникновении ЧС и опасностей, присущих военным конфликтам

2 – 10

5.

Порядок действий работника при получении сигналов гражданской обороны

2 – 10

6.

Порядок действий работника при ЧС, связанных с утечкой (выбросом) аварийно химически опасных веществ и радиоактивным загрязнением, в т.ч. по изготовлению и использованию подручных средств защиты органов дыхания

6 – 30

7.

Порядок действий работника при получении и использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (при их наличии в организации)

6 – 30

8.

Порядок действий работника при укрытии в средствах коллективной защиты (при применении в организации данного способа защиты)

6 – 30

9.

Порядок действий работника при подготовке и проведении эвакуационных мероприятий:

по эвакуации работников;

по эвакуации материальных и культурных ценностей

6 – 30

10.

Права и обязанности граждан Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера

2 – 15

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 07.06.2019 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Код публикации: 18.12.

 

 

[1] С макетом инструкции по действиям персонала организации, учреждения, предприятия численностью до 50 чел. (малого объекта) при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнении мероприятий гражданской обороны можно ознакомиться в разделе «Образцы документов».

[2] Рекомендуемая продолжительность программы вводного инструктажа по ГО.

Другие статьи по теме
Категория: Госнадзор и проверки | Добавил: ЦИПЗО (07.06.2019)
Просмотров: 9736