Государственный надзор в области гражданской обороны
Главная » Статьи » Госнадзор и проверки

Государственный надзор в области гражданской обороны

Проверки являются малоприятными, но неизбежными моментами жизни ответственных за гражданскую оборону (далее – ГО) в учреждениях, организациях и на предприятиях, в органах исполнительной власти и местного самоуправления. Важно знать, что, как, кем, на каких основаниях и когда проверяется и заранее готовиться к проверкам. Знание порядка их проведения позволяет не только лучше подготовиться, но и при необходимости грамотно защитить свои права и интересы своей организации.

За последние годы в Российской Федерации (далее – РФ) существенно изменились взгляды и требования к государственному надзору в области ГО, включая проверки учреждений, организаций и предприятий. Основная тенденция совершенствования надзорной деятельности на современном этапе – снижение административного давления и финансовых издержек при неукоснительном выполнении требований нормативно-правовых актов в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций[1]. Речь идет о повышении эффективности контроля как функции управления ГО.

Главной инновацией надзорной деятельности становится применение риск-ориентированного подхода – метода организации государственного надзора, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением объекта надзора к определенной категории риска. Другими словами, проверять в первую очередь нужно те организации, которые сами по себе представляют потенциальную опасность или от которых зависит состояние системы ГО и защиты от ЧС на территории. Направлять все силы на максимальный контроль всех без исключения объектов нецелесообразно и неэффективно, т.е. речь идет об установлении приоритетов в надзорной деятельности. Обратите внимание, что в отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Отнесение юридических лиц к определенной категории риска осуществляется МЧС России с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований ГО.

Для повышения эффективности государственного надзора и реализации риск-ориентированного подхода Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007 утверждено и введено в действие с 1 июля 2021 года «Положение о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны». Документ устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области ГО (далее – надзор). На основе Положения будут разработаны соответствующие нормативно-правовые и методические документы МЧС России по организации надзора и проведению проверок.[2]

Надзор в области ГО осуществляется МЧС России и его территориальными органами в целях выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства РФ в области ГО.

Надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Надзор в виде плановых проверок должен осуществляться только на основе утвержденного списка контрольных вопросов (формы проверочного листа). Самовольное расширение списка проверяющими незаконно.

 

Основы государственного надзора в области ГО

Объектом надзора является деятельность и действия граждан и организаций, при которых должны соблюдаться обязательные требования ГО.

Предмет надзора – соблюдение организациями и гражданами обязательных требований ГО, установленных Федеральным законом «О гражданской обороне» и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами РФ.

Органом, уполномоченным на осуществление надзора, является МЧС России, включая его территориальные органы в субъектах РФ.

 

Права и обязанности проверяющих

При осуществлении надзора проверяющие (далее – инспектора) обязаны:

- соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы контролируемых лиц;

- своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области ГО;

- проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных предусмотренных законодательством документов;

- не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;

- не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей – присутствию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

- осуществлять консультирование по вопросам организации и проведения надзора;;

- предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено федеральными законами;

- знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

- знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений обязательных требований ГО, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;

- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;

- соблюдать установленные законодательством РФ сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;

- не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:

- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением надзорного органа, о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;

- знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований в области ГО, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

- требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований в области ГО, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

- знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

- составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

- выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований в области ГО, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований в области ГО и о восстановлении нарушенного положения;

- обращаться в соответствии с Федеральным законом «О полиции» за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.

Инспектор не вправе:

- оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям надзорного органа;

- проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением надзорного органа;

- проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований в области ГО без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

- требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;

- требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

- распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления федерального государственного надзора и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

- требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

- осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;

- превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

- препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами РФ и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.

 

Учет объектов надзора

Учет объектов надзора осуществляется посредством включения сведений об объектах надзора в автоматизированную аналитическую систему поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России (далее – автоматизированная система). Учет объектов надзора также может осуществляться путем ведения журнала учета объектов надзора, оформляемого в соответствии с типовой формой, утверждаемой МЧС России.

Для учета объектов надзора инспекторами формируются контрольно-наблюдательные дела по объектам надзора (далее – контрольно-наблюдательные дела). Контрольно-наблюдательные дела формируются на каждый объект надзора, подлежащий отнесению к категориям риска причинения вреда (ущерба) (далее – категории риска), и содержат идентификационные номера налогоплательщиков, информацию об отнесении объекта надзора к соответствующей категории риска и информацию об изменении категории риска, копии решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, акты контрольных (надзорных) мероприятий со всеми приложениями, предписания об устранении нарушений обязательных требований в области ГО, оригиналы или копии других документов по вопросам ГО за последние 5 лет.

Основанием для включения сведений об объектах надзора в автоматизированную систему и (или) формирования контрольно-наблюдательного дела является поступление информации об объекте надзора, не состоящем на учете. В 10-дневный срок с момента поступления первичной информации об объекте надзора, не состоящем на учете, надзорный орган направляет в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросы в адрес федеральных органов исполнительной власти и (или) их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся необходимые документы и (или) информация, с целью включения сведений об объектах надзора в автоматизированную систему и (или) формирования контрольно-наблюдательного дела.

Соответствующие данные в месячный срок с момента формирования контрольно-наблюдательного дела вносятся в журнал учета объектов надзора.

Надзорный орган ежегодно к 15 августа обеспечивает актуализацию сведений о находящихся на учете объектах надзора и их закрепление для осуществления федерального государственного надзора за соответствующими инспекторами.

 

Категории риска

Надзорный орган при осуществлении надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска:

1) высокий риск;

2) значительный риск;

3) средний риск;

4) низкий риск.

Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска объекту надзора осуществляется со следующей периодичностью:

- для категории высокого риска – один раз в 2 года;

- для категории значительного риска – один раз в 3 года;

- для категории среднего риска – один раз в 5 лет.

Обратите внимание, что в отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

С учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба), и тяжести причинения вреда (ущерба) объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:

1) К КАТЕГОРИИ ВЫСОКОГО РИСКА:

- деятельность граждан и организаций, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по ГО;

- деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 1 категории опасности;

- деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 2 категории опасности;

- деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты федерального уровня значимости;

2) К КАТЕГОРИИ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РИСКА:

- деятельность граждан и организаций, отнесенных в установленном порядке к первой категории по ГО;

- деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 3 категории опасности;

- деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 4 категории опасности;

- деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты регионального уровня значимости;

- деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих объекты, отнесенные в установленном порядке к объектам оборонно-промышленного комплекса;

3) К КАТЕГОРИИ СРЕДНЕГО РИСКА:

- деятельность граждан и организаций, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по ГО;

- деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 5 категории опасности;

- деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 6 категории опасности;

- деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты муниципального уровня значимости;

- деятельность граждан и организаций, владеющих и (или) пользующихся (в том числе имеющих на своем балансе) защитными сооружениями ГО;

- деятельность граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по ГО;

- деятельность граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО федеральных органов исполнительной власти;

- деятельность граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по ГО;

- деятельность граждан и организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы);

4) К КАТЕГОРИИ НИЗКОГО РИСКА – деятельность иных граждан и организаций.

При наличии нескольких критериев, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект надзора к более высоким категориям риска.

Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется надзорным органом на основе сопоставления его характеристик с критериями риска. Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска допускается не более чем на одну ступень.

Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется на основании решения руководителя соответствующего территориального органа МЧС России. В случае если объект надзора не отнесен надзорным органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

В случае пересмотра решения об отнесении объекта надзора к одной из категорий риска решение об изменении категории риска принимается руководителем соответствующего территориального органа ИЧС России. Надзорный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска указанного объекта надзора.

Контролируемое лицо вправе подать в надзорный орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

 

Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)

В целях устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований ГО и (или) причинению вреда (ущерба), создания условий для доведения обязательных требований ГО до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения надзорные органы осуществляют профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба).

Утвержденная программа профилактики рисков размещается на официальном сайте надзорного органа.

Надзорные органы проводят следующие профилактические мероприятия:

- информирование;

- обобщение правоприменительной практики;

- объявление предостережения;

- консультирование;

- профилактический визит.

 

Информирование

Надзорные органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований ГО. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на официальном сайте надзорного органа, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

 

Обобщение правоприменительной практики

Органы, осуществляющие надзор, обеспечивают ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления федерального государственного надзора. По итогам обобщения раз в год готовится проект доклада по правоприменительной практике и проводится его публичное обсуждение.

Доклад о правоприменительной практике утверждается руководителем надзорного органа и ежегодно до 30 апреля размещается на официальном сайте надзорного органа.

 

Предостережения о недопустимости нарушений и порядок возражений в отношении указанных предостережений

В случае наличия у надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований ГО или признаках таких нарушений и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований ГО причинило вред (ущерб) либо создало угрозу причинения вреда (ущерба), надзорный орган объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований ГО.

Контролируемое лицо в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований ГО вправе подать в надзорный орган возражение в отношении указанного предостережения.

В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика – гражданина, организации (при наличии), дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований ГО.

Надзорный орган рассматривает возражение и по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в срок не более 20 рабочих дней со дня получения возражения ответ.

Учет и возражений осуществляется путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований ГО и возражений контролируемых лиц, типовая форма которого утверждается МЧС России.

Порядок консультирования по вопросам, связанным с организацией и осуществлением надзора

Инспекторы по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного надзора. Консультирование осуществляется без взимания платы.

Консультации предоставляются гражданам, являющимся контролируемыми лицами, руководителям, иным должностным лицам, уполномоченным представителям контролируемых лиц в устном или письменном виде.

Консультации предоставляются при личном обращении, посредством телефонной связи, видео-конференц-связи, при получении письменного запроса – в письменной форме в порядке, установленном законодательством РФ о рассмотрении обращений граждан, а также в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем надзорного органа, но не менее 4 часов в рабочую неделю. Данная информация размещается на стенде в доступном для граждан месте и на официальном сайте надзорного органа.

Консультирование граждан при личном обращении осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых гражданин уведомляется до начала консультирования.

Гражданам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного надзора, предоставляется право ее получения в порядке очереди. Срок ожидания в очереди при личном обращении граждан не должен превышать 15 минут.

Консультирование осуществляется инспектором по следующим вопросам:

- организация и осуществление федерального государственного надзора;

- порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;

- соблюдение обязательных требований в области ГО.

Консультирование в письменной форме осуществляется инспектором в следующих случаях:

- контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;

- за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;

- ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от органов, осуществляющих федеральный государственный надзор.

Письменное консультирование осуществляется инспектором по следующим вопросам:

- организация и осуществление федерального государственного надзора;

- порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий.

В случае поступления в надзорные органы 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальных сайтах письменных разъяснений.

Содержание консультации заносится в учетную карточку консультации, типовая форма которой утверждается МЧС России. Учет карточек осуществляется путем ведения журнала карточек консультаций, типовая форма которого утверждается МЧС России.

При осуществлении консультирования инспектор надзорного органа, обязан соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ.

В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий инспекторов надзорного органа, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.

 

Профилактический визит

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях в области ГО, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в установленном порядке.

Профилактические визиты могут проводиться в отношении объектов надзора всех категорий риска по согласованию с контролируемыми лицами.

Проведение обязательных профилактических визитов осуществляется в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска. Проведение обязательного профилактического визита в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, осуществляется в году, предшествующем году проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения. Срок проведения профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.

Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом надзорный орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

Содержание профилактического визита заносится в учетную карточку профилактического визита, типовая форма которой утверждается МЧС России. Учет карточек осуществляется путем ведения журнала карточек профилактических визитов, типовая форма которого утверждается МЧС России.

 

Контрольные (надзорные) мероприятия в рамках надзора

В рамках осуществления федерального государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

- инспекционный визит;

- рейдовый осмотр;

- документарная проверка;

- выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований в области ГО и выездное обследование.

 

Инспекционный визит

Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо его производственных объектов. В ходе визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- инструментальное обследование;

- истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо его производственных объектов.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Он может проводиться с участием специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.

Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности контролируемым лицом не может превышать 1 рабочий день. Плановые инспекционные визиты не проводятся. Внеплановые инспекционные визиты могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого, значительного, среднего и низкого риска.

 

Рейдовый осмотр

Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом и проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- инструментальное обследование.

Рейдовый осмотр может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия. О его проведении контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия не позднее чем за 24 часа до его начала.

Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать 1 рабочий день.

В случае, если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований в области ГО, инспектор (инспекторы) на месте составляет (составляют) акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение, отдельный акт, содержащий информацию в отношении всех результатов контроля, не оформляется.

Плановые рейдовые осмотры не проводятся. Внеплановые рейдовые осмотры могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого, значительного, среднего и низкого риска.

 

Документарная проверка

В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении надзорного органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц федерального государственного надзора.

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- получение письменных объяснений;

- истребование документов.

 

Выездная проверка

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр; досмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; инструментальное обследование; экспертиза.

О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия не позднее чем за 24 часа до ее начала.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Плановые выездные проверки проводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска. Внеплановые выездные проверки могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного и среднего риска.

Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности, месту нахождения объекта надзора без информирования контролируемого лица.

Срок проведения выездного обследования 1 объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать одного рабочего дня.

Внеплановое выездное обследование может проводиться в отношении объектов надзора, отнесенных к категории высокого, значительного, среднего и низкого риска.

В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться осмотр, инструментальное обследование (с применением видеозаписи), экспертиза.

Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и с применением видеозаписи. В случае отсутствия контролируемого лица или его представителя проведение досмотра не допускается.

Опрос осуществляется путем получения инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований в области ГО, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

Истребование документов осуществляется посредством предъявления (направления) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований в области ГО документов и (или) их копий.

При невозможности транспортировки образца исследования к месту работы эксперта надзорный орган обеспечивает ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.

 

Основания проведения контрольных (надзорных) мероприятий

Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато только после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения. Не допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в реестре отсутствует.

Основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий являются:

- наличие у надзорного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) либо выявление соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований в области ГО, или отклонения объекта надзора от таких параметров;

- наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

- поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- истечение срока исполнения решения надзорного органа, об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области ГО.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами проводятся инспекторами надзорного органа на основании заданий руководителя, его заместителей и иных должностных лиц, включая задания, содержащиеся в планах работы надзорного органа.

 

Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи в ходе надзорных мероприятий

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований ГО при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспекторами самостоятельно. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований ГО осуществляется в случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, представителями которого создавались (создаются) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий.

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований ГО могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

Фиксация нарушений обязательных требований ГО при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований ГО.

Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований ГО.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований ГО осуществляется с учетом требований законодательства о защите государственной тайны.

 

Порядок оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба)

При поступлении в надзорный орган сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба), содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации инспектором проводится оценка их достоверности.

В целях проведения оценки достоверности таких сведений инспектор надзорного органа при необходимости:

- запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;

- запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений;

- обеспечивает проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.

По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) инспектор направляет уполномоченному инспектору надзорного органа:

- при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований ГО является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, – мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

- при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба), а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований ГО является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, – мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований ГО;

- при невозможности подтвердить личность гражданина, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) – мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

 

Основания проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана их проведения на очередной календарный год, сформированного надзорным органом и согласованного с органами прокуратуры.

Основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной периодичности с даты:

- отнесения граждан и организаций в установленном порядке к категориям по ГО;

- начала эксплуатации гражданами и организациями потенциально опасных объектов и (или) критически важных объектов;

- начала владения и (или) пользования (в том числе принятия на баланс) гражданами и организациями защитными сооружениями ГО;

- включения граждан и организаций в установленном порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;

- заключения с гражданами и организациями договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов);

- включения граждан и организаций в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО федеральных органов исполнительной власти, а также мероприятий регионального и местного уровней по ГО;

- окончания проведения последнего контрольного (надзорного) мероприятия в отношении граждан и организаций.

 

Порядок обжалования решений надзорных органов

Обжалование решений надзорных органов действий (бездействия) их инспекторов при осуществлении федерального государственного надзора осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и «Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007.

Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления надзора, имеют право на досудебное обжалование:

- решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

- актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;

- действий (бездействия) инспекторов надзорного органа, в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Жалоба на решение структурного подразделения территориального органа, а также территориального отдела (отделения, инспекции) этого структурного подразделения, действия (бездействие) его инспекторов рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом, осуществляющим федеральный государственный надзор.

Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа рассматривается структурным подразделением центрального аппарата.

В случае обжалования решений структурного подразделения центрального аппарата, действий (бездействия) его инспекторов жалоба рассматривается руководителем структурного подразделения центрального аппарата.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 8/2021.

 

 

[1] О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций будет рассказано в следующем номере нашего журнала.

[2] В настоящее время действуют приказ МЧС России от 27.02.2018 N 78 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны» и «Методические рекомендации по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора» (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-2-28). Рекомендации содержат требования в области ГО, установленные законодательством РФ и подлежащие проверке надзорными органами.

Другие статьи по теме
Категория: Госнадзор и проверки | Добавил: ЦИПЗО (06.10.2021)
Просмотров: 17204