Основные направления подготовки медицинских организаций в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » ГО и ЧС в здравоохранении

Основные направления подготовки медицинских организаций в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

Тимофеев В.Г. Центр изучения проблем здравоохранения

 

Одной из основных задач медицинских организаций и органов управления здравоохранением является дальнейшее совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны, службы экстренной медицинской помощи, поддержание необходимых условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения при чрезвычайных ситуациях, ликвидации медицинских последствий в результате воздействия факторов природного и техногенного характера, совершенствование системы защиты персонала и больных в мирное время и особый период.

 

В области гражданской обороны основными задачами являются:

- дальнейшее совершенствование сил гражданской обороны, повышение их мобильности и оснащенности, готовности к действиям в мирное время и особый период;

- накопление, хранение и использование в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных и иных средств;

- совершенствование организации учета, содержания и использования средств защиты персонала и больных, объектов гражданской обороны, а также подготовки мероприятий по эвакуации и рассредоточению работников медицинских организаций и неработающих членов их семей;

- выполнение мероприятий по повышению готовности системы оповещения по сигналам гражданской обороны, проверке работоспособности технических средств оповещения и связи;

- обеспечение сохранности фонда средств коллективной защиты, имеющихся в медицинских организациях, недопущение преждевременного и неправомерного снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны;

- планирование и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования объектов здравоохранения в особый период;

- организация обучения сотрудников медицинских организаций способам защиты при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- поддержание в состоянии готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), привлекаемых для выполнения задач гражданской обороны.

 

В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основными задачами являются:

- совершенствование взаимодействия органов управления здравоохранением и медицинских организаций с территориальными органами исполнительной власти при выполнении ими задач в чрезвычайных ситуациях, умение управлять имеющимися силами гражданской обороны при чрезвычайных ситуациях (происшествиях) различного уровня;

- создание страхового фонда документации на объектах здравоохранения, включенных в перечень объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения;

- принятие мер по обеспечению сохранности и наращиванию фонда защитных сооружений ГО для защиты от чрезвычайных ситуаций;

- создание и поддержание необходимых условий для медицинского обеспечения пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях;

- поддержание в рабочем состоянии и дальнейшее развитие системы оповещения в органах управления здравоохранением и медицинских организациях.

Руководителям органов управления здравоохранением и медицинских организаций основные усилия по подготовке сил ГО территориальных и объектовых звеньев необходимо направить на:

- совершенствование материально-технической и учебно-методической базы, механизмов ее практического использования в области гражданской обороны, включая защиту персонала и больных от чрезвычайных ситуаций;

- активизацию работы по реальному накоплению резервов материальных ресурсов для обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с номенклатурой и объемами;

- повышение готовности имеющихся нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ);

- обеспечение сохранности фонда средств коллективной защиты в организациях, имеющих защитные сооружения гражданской обороны;

- обеспечение готовности системы связи и оповещения в органах управления здравоохранением и медицинских организациях;

- организацию разработки и реализацию планов создания и своевременного освежения запасов средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, поддержание в готовности защитных сооружений гражданской обороны;

- организацию эффективного взаимодействия с территориальными органами исполнительной власти для решения задач по гражданской обороне, защите персонала и больных от чрезвычайных ситуаций;

- дальнейшее оснащение НАСФ за счет денежных средств, выделяемых для нужд гражданской обороны;

- обеспечение разработки и внедрение паспортов безопасности на объектах здравоохранения.

При выполнении задач по организации и планированию мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимо использовать нормативно-правовые акты и методические документы, разрабатываемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях:

- положение об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в мирное и военное время;

- положение об организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

- методические рекомендации по реализации комплекса организационно-технических мер, обеспечивающих устойчивое функционирование объектов в чрезвычайных ситуациях военного времени;

- методические рекомендации по созданию в территориальных, отраслевых и функциональных органах исполнительной власти комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях военного времени;

- методические материалы по подготовке и проведению командно-штабных и тактико-специальных учений и учебного пособия по вопросам гражданской обороны;

- табеля оснащения объектовых и территориальных формирований гражданской обороны и развертывание эффективной системы технического оснащения сил гражданской обороны;

- памятки по мерам противодействия терроризму и действиям в чрезвычайных ситуациях военного времени;

- приказы МЧС, региональных управлений МЧС;

- приказы (постановления) органов власти на региональном и муниципальном уровнях в области ГО и ЧС;

- приказы органов управления здравоохранением на региональном и муниципальном уровнях в области ГО и ЧС.

 

Задачи по оперативной подготовке

Основными мероприятиями и формами оперативной подготовки считать:

- командно-штабные учения и штабные тренировки по отработке вопросов перевода гражданской обороны органов управления здравоохранением и медицинских организаций с мирного времени на особый период, выполнение ими задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с террористическими актами;

- сборы по подведению итогов деятельности органов управления здравоохранением и медицинских организаций в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в текущем году и постановку задач на следующий год.

Учения и тренировки по выполнению задач в области гражданской обороны, предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, проводить с периодичностью, определенной постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Основными формами оперативной подготовки являются командно-штабные учения и штабные тренировки, сборы, групповые и практические занятия.

При проведении учений и тренировок особое внимание уделять реальности имеющихся планов:

- обеспечения мероприятий гражданской обороны;

- действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- основных мероприятий на год;

- работы эвакокомиссии, комиссий по ЧС, штаба ГО.

При планировании учений и тренировок предусматривать выполнение мероприятий по переводу органов управления здравоохранением и медицинских организаций с мирного времени на особый период в различные степени готовности, защите персонала и больных от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также отработку вопросов взаимодействия с территориальными органами исполнительной власти по ликвидации последствий террористических актов.

Темы учений (тренировок) необходимо определять исходя из особенностей деятельности организаций здравоохранения (наличия штатной численности, количества коек, задания и т.д.).

Целесообразно установить следующую периодичность и продолжительность мероприятий оперативной подготовки (не менее):

- командно-штабные учения или штабные тренировки продолжительностью до 1 суток проводить 1 раз в год;

- тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием нештатных аварийно-спасательных формирований организаций - 1 раз в 3 года;

- комплексные учения продолжительностью до 2 суток - 1 раз в 3 года в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводить тренировки продолжительностью до 8 часов.

 

Особенности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований

Подготовку НАСФ организовать и проводить в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований", приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля".

Подготовку руководителей НАСФ проводить в соответствующих учебно-методических центрах по ГО.

Уточнение количества созданных НАСФ, их штатной численности необходимо осуществлять ежегодно после проведения текущей корректировки планов гражданской обороны. Сведения по имеющимся НАСФ необходимо представлять во Второй отдел вышестоящего органа управления здравоохранением ежегодно.

Основой проверки готовности НАСФ к действиям по предназначению в организациях здравоохранения является качественная организация и проведение учений (практических тренировок на объектах здравоохранения). На учениях с НАСФ необходимо планировать отработку задач по ликвидации последствий террористических актов.

Состояние готовности НАСФ осуществляется в ходе проверок, проводимых управлением МЧС России, органами государственной надзорной деятельности, органом управления здравоохранением:

- согласно годовым планам основных мероприятий;

- при проведении командно-штабных учений с привлечением территориальных НАСФ и НАСФ организаций.

При определении готовности НАСФ к действиям по предназначению оценивается:

- обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, имуществом и спецодеждой;

- порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;

- порядок оповещения и время сбора НАСФ.

 

 

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в здравоохранении | Добавил: ЦИПЗО (23.08.2016)
Просмотров: 1340