Обучение личного состава спасательных служб гражданской обороны
Главная » Статьи » Организация ГО

Обучение личного состава спасательных служб гражданской обороны

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

Кузнецов А.И. Академия гражданской защиты МЧС России

 

В статье рассматриваются вопросы обучения личного состава спасательных служб гражданской обороны. Публикация подготовлена на основе Примерной программы курсового обучения личного состава спасательных служб, утвержденной МЧС России 22.02.2017 N 2-4-71-8-14.

 

Подготовка спасательных служб[1] организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны", постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных объектах и примерной программой курсового обучения личного состава спасательных служб, утвержденной МЧС России 22.02.2017 N 2-4-71-8-14 (далее - примерная программа курсового обучения).

Подготовка личного состава спасательных служб включает:

- ежегодное обучение личного состава спасательных служб по программе курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны (далее - ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);

- обучение личного состава спасательных служб по программе курсового обучения, разработанной в организации, в соответствии с данной примерной программой курсового обучения;

- обучение руководителей спасательных служб по программе курсового обучения, разработанной в соответствии с требованиями примерной программы курсового обучения должностных лиц и работников ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

- участие спасательных служб в учениях, тренировках и соревнованиях.

При обучении личного состава спасательных служб по программе курсового обучения особое внимание уделяется:

- способности привести спасательную службу в готовность к действиям по предназначению;

- практическому усвоению личным составом наиболее эффективных приемов и способов действий с применением техники и оборудования, состоящих на оснащении спасательных служб;

- морально-психологической подготовке личного состава.

Примерная программа курсового обучения составляет основу обучения спасательных служб к выполнению задач по предназначению.

Курсовое обучение личного состава спасательных служб - целенаправленный процесс организации деятельности по овладению личным составом спасательных служб знаниями и умениями, а также приобретению опыта их применения и выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО.

Целью курсового обучения является обучение личного состава спасательных служб умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при привидении спасательной службы в готовность, по выполнению других неотложных работ и специфических задач согласно своему предназначению.

Основными задачами обучения являются:

- уяснение личным составом спасательных служб предназначения службы и решаемых ею задач с учетом возможной обстановки, возникающей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- обучение личного состава спасательных служб действиям при приведении в готовность, выдвижение в район сбора и подготовки к выполнению задач по предназначению;

- подготовка личного состава к выполнению своих обязанностей, которые определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах;

- совершенствование навыков коллективных действий при выполнении задач в соответствии с предназначением спасательных служб;

- отработка приемов и способов выполнения задач в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами;

- соблюдение мер безопасности при использовании техники, оборудования, снаряжения и инструментов, находящихся на оснащении спасательных служб.

Основными принципами курсового обучения являются:

- учить личный состав тому, что необходимо для выполнения конкретных функциональных обязанностей;

- наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;

- каждый руководитель (командир) обучает своих подчиненных;

- умелое сочетание различных форм и методов обучения;

- системность и методическая последовательность обучения ("от простого к сложному, от известного к неизвестному");

- коллективный и индивидуальный подход в обучении;

- сознательность и активность обучения;

- доступность обучения.

По характеру учебной деятельности занятия с личным составом спасательных служб подразделяются на теоретические и практические.

Цель теоретических занятий (семинаров) - получение знаний по способам действий при приведении спасательных служб в готовность и по всестороннему обеспечению сил ГО и РСЧС в ходе выполнения ими аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Семинар - проводится по наиболее сложным вопросам примерной программы курсового обучения и имеет целью более углубленного изучения вопросов, привития обучаемым навыков самостоятельной работы, поиска, анализа, обобщения и изложения учебного материала.

Цель практических занятий - освоение приемов и способов действий по всестороннему обеспечению сил ГО и РСЧС, а также пострадавшего населения и выполнения специфических задач ГО согласно предназначению.

В основу обучения личного состава спасательных служб положено проведение практических занятий (комплексных и тактико-специальных занятий).

Комплексное занятие - основной вид практических занятий с личным составом спасательных служб по выполнению неотложных работ и получению умений и навыков в приемах и способах действий при различных условиях обстановки.

В ходе комплексного занятия весь личный состав, независимо от занимаемых должностей, по единому замыслу обучаются правильному и согласованному выполнению действий (приемов).

На комплексном занятии практические действия обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки.

Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов). В ходе проведения каждого комплексного занятия должны отрабатываться вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Тактико-специальное занятие - является высшей формой обучения и предназначено для слаживания спасательных служб и совершенствования навыков командиров структурных подразделений в организации действий и управлении личным составом, практической отработке действий с применением специальной техники, оборудования, снаряжения и инструмента, состоящих на оснащении спасательных служб.

На тактико-специальном занятии отрабатываются учебные задачи в условиях максимально приближенных к реальной обстановке, без пауз и перерывов, со всем личным составом спасательных служб и штатной специальной техникой, оборудования, снаряжения и инструментов.

Тактико-специальные занятия с личным составом спасательных служб организуют и проводят начальники спасательных служб, а на учебных местах ~ командиры структурных подразделений спасательных служб. Занятия проводятся в учебных городках, на натурных участках местности или на территории организации.

На тактико-специальные занятия спасательные службы выводятся в штатном составе, с необходимым количеством техники, оборудования, снаряжения и инструментов. Весь личный состав на занятиях должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.

Контрольные занятия проводятся начальником спасательной службы с целью определения уровня обученности личного состава и умения выполнять свои функциональные обязанности в составе спасательной службы.

Примерная программа курсового обучения:

- определяет организацию и порядок обучения;

- устанавливает требования к уровню знаний и умений обучаемых, прошедших курсовое обучение;

- рекомендует примерный перечень тем и занятий, их содержание и количество часов на освоение программы.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Примерная программа курсового обучения предназначена для обучения личного состава спасательных служб умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему от опасностей, возникающих при военных конфликтах, или вследствие этих конфликтов и при ЧС, первой и первичной медико-санитарной помощи, созданию минимально необходимых условий его жизнедеятельности, а также совершенствования умений и навыков личного состава спасательных служб в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении спасательных служб, поддержания необходимого уровня их готовности к выполнению задач по предназначению.

 

Порядок и последовательность проведения курсового обучения

Обучение личного состава спасательных служб планируется и проводится в организациях по месту работы ежегодно по программам курсового обучения личного состава спасательных служб, разработанным в организациях на основании данной примерной программы курсового обучения.

Обучение личного состава спасательных служб проводится в рабочее время, в объеме не менее 30 часов.

Для проведения курсового обучения личного состава спасательных служб рекомендуется создавать учебные группы численностью до 25 человек с учетом видов спасательных служб и их предназначения.

Примерная программа курсового обучения включает два модуля:

модуль базовой подготовки;

модуль специальной подготовки.

Темы модуля базовой подготовки отрабатываются в полном объеме (18 учебных часов) всеми спасательными службами. Разрешается в зависимости от специфики деятельности организации и уровня подготовки обучающихся уточнять содержание тем и определять количество часов на отработку каждой темы, без изменения общего количества часов.

Тематика модуля специальной подготовки содержит вопросы, находящиеся в области компетенции соответствующей спасательной службы. В программу курсового обучения, разрабатываемой организацией для соответствующей спасательной службы из модуля специальной подготовки могут включаться как тема в полном объеме, так и отдельные занятия из разных тем в зависимости от предназначения спасательной службы и степени подготовленности (обученности) личного состава.

При этом время на отработку тем модуля специальной подготовки не может быть менее 12 учебных часов для любой спасательной службы.

Начальник спасательной службы, являясь руководителем занятий, одновременно является и руководителем занятий на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном.

Руководитель занятия накануне проведения комплексного или тактико-специального занятия проводит инструктаж (инструкторско-методическое занятие) с командирами структурных подразделений спасательных служб, которые проводят занятия на учебных местах.

Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, создавшей спасательные службы.

 

Руководство обучением и учет результатов

Руководство обучением личного состава спасательных служб должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение примерной программы курсового обучения.

Для достижения поставленных целей в руководстве обучением требуется:

качественное планирование учебного процесса;

систематический контроль за подготовкой командиров структурных подразделений спасательных служб к занятиям, ходом курсового обучения в структурных подразделениях и оказание действенной помощи командирам структурных подразделений;

изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;

организация состязания и конкурсов;

своевременное и объективное подведение итогов обучения;

эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;

постоянное совершенствование учебно-материальной базы.

При организации занятий руководители обязаны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.

В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться психологической подготовке личного состава, выработке уверенности в надежности и эффективности применения специальной техники, оборудования, снаряжения и инструментов, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке возможных опасностей, при высокой организованности и дисциплины.

Контроль за качеством усвоения учебного материала личным составом проводит руководители занятий путем опроса обучаемых перед началом и в ходе проведения занятия.

Учет результатов обучения включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих уровень знания и обученности личного состава по действиям при выполнении других неотложных работ и специфических задач ГО.

Учет проведения занятий и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятий, в журналах установленной формы, которые ведутся на каждую учебную группу.

Журнал является основным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов. Он подлежит хранению в течение года после завершения обучения группы.

Готовность спасательных служб проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях. Проверки подлежат:

реальность расчетов по созданию и приведению в готовность спасательных служб;

готовность спасательных служб решать задачи по предназначению;

соответствие организационной структуры спасательных служб характеру и объему выполняемых задач;

обеспеченность личного состава спасательных служб средствами индивидуальной защиты, специальной техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию.

 

Мероприятия по обеспечению требований безопасности

Требования безопасности - комплекс мероприятий по обеспечению безопасности личного состава, недопущению их травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.

Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, определенных положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности по темам в соответствии с тематическим планом.

Руководители занятий обязаны принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты, приборами и комплектами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.

Перед началом каждого занятия руководитель обязан лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.

Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от срочности выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.

Обучаемые, не усвоившие требования безопасности, к занятиям не допускаются.

Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание техники, инструментов, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении другого специального снаряжения.

 

Планируемые результаты обучения

Личный состав спасательных служб, прошедший обучение в соответствии с настоящей примерной программой курсового обучения, должен:

ЗНАТЬ:

- предназначение спасательной службы, свои функциональные обязанности;

- порядок оповещения, сбора спасательной службы и выдвижения к месту возможного выполнения задач;

- характер и объем возможных других неотложных работ и специфических задач ГО;

- приемы и способы защиты личного состава спасательных служб и пострадавших при действии на местности, загрязненной (зараженной) радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами;

- производственные и технологические особенности своей организации, а также характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- меры безопасности при выполнении задач по предназначению спасательной службы;

УМЕТЬ:

- действовать по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" и при получении сигнала о приведении спасательной службы в готовность;

- исполнять функциональные обязанности в ходе выполнения задач по предназначению;

- поддерживать в исправном состоянии и грамотно использовать штатную технику, приборы и другое табельное имущество;

- работать в штатных средствах индивидуальной защиты;

- оказывать первую помощь раненым и пораженным;

- проводить санитарную обработку и обеззараживание техники, сооружений, одежды и средств индивидуальной защиты.

 

Примерная программа курсового обучения также содержит:

- тематический план;

- содержание тем занятий;

- характеристику учебно-материальной базы.

Примерная программа курсового обучения личного состава спасательных служб является достаточно объемным документом, поэтому опубликовать ее в журнале не представляется возможным. Полный текст программы можно скачать с сайта http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф в разделе «Документы по ГО и ЧС» (рубрика 06_Обучение и тренировки).

 

[1] Спасательная служба - это совокупность органов управления, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и других работников организаций, а также средств, функционально объединенных в единую систему, и предназначенных для проведения неотложных работ и решения специфических задач гражданской обороны согласно своему предназначению.

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (18.05.2017)
Просмотров: 1671 | Теги: Организация ГО, Обучение ГО