Обучение должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Организация ГО

Обучение должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Примечание редакции сайта. 20 ноября 2020 г. МЧС России утверждены Примерная программа курсового обучения руководителей и работников гражданской обороны, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Подробнее см. в журнале «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

Примерная программа курсового обучения должностных лиц органов управления и сил гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), а также работников организаций, на которых возложено выполнение обязанностей в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее -должностные лица и работники ГО и РСЧС):

- определяет организацию и порядок осуществления курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС;

- устанавливает требования к уровню знаний и умений должностных лиц и работников ГО и РСЧС, прошедших курсовое обучение;

- рекомендует примерный перечень тем занятий, их содержание и количество часов на освоение примерной программы курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС.

Целью курсового обучения является привитие должностным лицам и работникам ГО и РСЧС знаний и умений по организации и выполнению мероприятий ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), а также выработка у них готовности и способности к использованию полученных знаний в интересах защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера (далее - военных конфликтах и ЧС).

Основными задачами курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС являются:

- уяснение предназначения органов управления и составляющих сил ГО и РСЧС, решаемых ими задач, а также своих должностных обязанностей в области защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

- систематизация сведений по возможным опасностям, возникающих при военных конфликтах и ЧС, характерным для конкретного региона, муниципального образования или организации;

- овладение знаниями и умениями по минимизации влияния на население и территории опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, присущих конкретному региону, муниципальному образованию или организации, а также их совершенствование;

- отработка приемов и способов выполнения функциональных обязанностей по предназначению;

- осознание обучаемыми важности своей деятельности, а также необходимости объединения усилий органов управления и сил ГО и РСЧС для более эффективного выполнения задач по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей.

Для достижения поставленной цели и задач при курсовом обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС должны быть реализованы следующие принципы обучения:

1) принцип сознательности, обеспечивающий высокую мотивацию обучающихся к получению и совершенствованию знаний и умений, глубокое понимание важности возложенных на них задач и высокого уровня ответственности;

2) принцип активности, предполагающий активное усвоение обучающимися изучаемого материала, активизацию их мыслительной деятельности и способности к самостоятельной работе;

3) принцип наглядности и максимального приближения обучения к реальным условиям выполнения функциональных обязанностей;

4) принцип систематичности, проявляющийся в организации и последовательной подаче материала («от простого к сложному»);

5) принцип доступности и посильности, реализующийся в делении материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно особенностям обучающихся;

6) принцип учета возрастных особенностей обучающихся, обуславливающий такие особенности подготовки, как:

- постановка конкретных промежуточных целей обучения на основе предварительной оценки потребностей обучаемых (ориентация на формирование конкретных знаний и умений);

- активизация жизненного опыта обучающихся, как важного источника знаний и мотивации к обучению;

- ориентация процесса обучения на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов «здесь и сейчас», освоение новых методов, применимых в различных ситуациях;

- поиск приемлемого результата, а не правильного ответа (необходимо учить искать большое количество разнообразных вариантов решения задачи и проводить экспертизу принятого решения);

7) принцип прочности знаний, обеспечивающийся применением разнообразных форм, методов и средств обучения, а также периодичностью подготовки;

8) принцип научности, предполагающий тщательный отбор информации, составляющей содержание обучения (обучающим должны предлагаться только прочно устоявшиеся и научно обоснованные знания).

При обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС рекомендуется комплексно использовать теоретические и практические формы обучения, такие как лекция, беседа, семинар, комплексное занятие и тренировка.

Теоретический материал изучается обучаемыми в ходе проведения лекций, бесед и семинаров в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства обучения, наглядные пособия, тренажеры, макеты, имитационные средства и образцы.

ЛЕКЦИЯ - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

БЕСЕДА проводится с целью передачи знаний обучаемым именно по тем вопросам, по которым они недостаточно подготовлены, а также для определения уровня их подготовки по отдельным темам.

СЕМИНАР - вид групповых занятий по какой-либо учебной проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. под руководством преподавателя. Преподаватель является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные её положения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на закрепление обсуждаемого материала.

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ - вид практических занятий по организации выполнения мероприятий ГО, защиты от ЧС и выполнению своих функциональных обязанностей.

В ходе комплексного занятия все обучающиеся, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному выполнению действий (приемов).

На комплексном занятии практические действия, обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки.

Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, его проведение может быть организовано в форме деловой игры.

ТРЕНИРОВКА - форма обучения, при которой путем многократного, целенаправленного повторения действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые навыки в области ГО и защиты от ЧС.

Во время тренировки обучающиеся получают ответы на то, как действовать в стандартно повторяющихся ситуациях, отрабатывают до автоматизма нужные модели поведения.

Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС (далее - примерная программа курсового обучения) определяет общие положения, организацию и порядок обучения. В ней также изложены тематика, содержание тем и требования к уровню знаний и умений работников ГО и РСЧС, прошедших обучение.

 

Организация курсового обучения

Курсовое обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС организуется в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Об утверждении положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны», а также Рекомендаций по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, утвержденных МЧС России от 02.12.2015 № 2-4-87-46-11.

Курсовое обучение в обязательном порядке с периодичностью не реже одного раза в 5 лет проходят:

- председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ);

- руководители организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время;

- руководители эвакуационных органов и председатели комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС;

- неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) и организаций;

- руководители нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО), спасательных служб и их заместители;

лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения работающего населения по ГО и защите от ЧС;

- начальники, инструкторы (консультанты) учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС (далее - УКП ГОЧС).

Для данных работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области ГО и защиты от ЧС, курсовое обучение в течение первого года работы является обязательным.

Должностные лица и работники ГО и РСЧС проходят курсовое обучение на курсах ГО муниципальных образований, в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС (далее -организации, осуществляющие курсовое обучение) в соответствии с решением руководителя учреждения (организации) и с учетом возможностей организаций, осуществляющих курсовое обучение.

Руководители организаций, осуществляющих курсовое обучение, на основании данной примерной программы курсового обучения, с учетом указаний ОМСУ по организации обучения населения в области ГО и защиты от ЧС, разрабатывают и утверждают в установленном порядке программу курсового обучения для должностных лиц и работников ГО и РСЧС (далее -программа курсового обучения). В структуре программы курсового обучения должен быть представлен перечень компетенций в области ГО и защиты от ЧС, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Кроме этого, в программе курсового обучения, исходя из местных условий, особенностей производственной деятельности, степени подготовленности обучаемых и других факторов, помимо прочего, определяется время, отводимое на изучение тем, предлагаемых примерной программой курсового обучения, уточняется содержание тем занятий, последовательность их изучения, формы и методы проведения занятий без сокращения общего количества часов, предусмотренного настоящей примерной программой курсового обучения на изучение всего курса.

Учебные группы для проведения курсового обучения комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям категорий обучаемых численностью до 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы.

Продолжительность обучения определяется соответствующими программами курсового обучения, разрабатываемыми организациями, осуществляющими курсовое обучение, на основе примерной программы курсового обучения.

Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, осуществляющей курсовое обучение.

Курсовое обучение должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС может осуществляться по очной или очно-заочной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

При организации занятий по курсовому обучению руководители занятий должны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.

В ходе проведения занятий должно уделяться внимание морально-психологической подготовке обучающихся, выработке личной ответственности и уверенности за принимаемые решения, воспитанию готовности к выполнению должностных обязанностей в сложной обстановке, обусловленной возможными опасностями.

Руководитель занятий должен обеспечивать безопасность процесса обучения за счет четкой его организации и точного соблюдения требований и мер безопасности (особенно при использовании имитационных средств), а также применения знаний и навыков обучаемых, полученных в ходе различных инструктажей и занятий по вопросам безопасности.

Руководитель занятий обязан принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, средствами индивидуальной защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.

Перед началом каждого практического занятия руководитель обязан лично убедиться, что созданы все необходимые условия для безопасного его проведения, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками для выполнения учебных задач.

Обучаемые, не усвоившие требования безопасности, к занятиям не допускаются.

Преподаватели и инструкторы, проводящие занятия по курсовому обучению, должны вести учет проведения занятий и присутствия на них обучающихся в журналах по установленной форме, определенной в Рекомендациях по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.

Курсовое обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС завершается контрольным занятием. Форма проведения контрольного занятия и его содержание утверждается руководителем организации, осуществляющей курсовое обучение.

По окончании курсового обучения, обучаемым выдаются справки по форме установленной Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.

 

Планируемые результаты обучения

Исходя из требований к уровню знаний и умений, необходимых для выполнения обязанностей по ГО и защите от ЧС, обучающиеся по данной примерной программе курсового обучения разделены на 8 групп:

1) председатели КЧС и ОПБ;

2) руководители организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время;

3) руководители эвакуационных органов;

4) председатели комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС;

5) неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, ФОИВ, ОМСУ и организаций;

6) руководители НАСФ, НФГО, спасательных служб (далее – нештатных формирований и спасательных служб) и их заместители;

7) члены КЧС и ОПБ;

8) работники, осуществляющие обучение в области ГО и защиты от ЧС (лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения работающего населения по ГО и защите от ЧС; начальники, инструкторы (консультанты) УКП ГОЧС).

Личный состав эвакуационных органов и члены комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС, обучаются путем проведения одно-двух дневных сборов под руководством руководителя соответствующего эвакуационного органа или председателя комиссии по обеспечению устойчивости функционирования организации.

 

В результате прохождения курсового обучения:

1) председатели КЧС и ОПБ должны:

ЗНАТЬ:

- требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности;

- методику разработки планирующих и отчетных документов по защите от ЧС, а также содержание плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- состав, задачи, возможности и порядок применения сил и средств соответствующей подсистемы (звена) РСЧС, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;

- алгоритм работы КЧС и ОПБ при угрозе и возникновении ЧС;

УМЕТЬ:

- организовывать и руководить деятельностью КЧС и ОПБ в повседневной деятельности, при угрозе, возникновении и ликвидации ЧС;

- анализировать и оценивать обстановку при функционировании органов управления РСЧС в режимах «повышенной готовности» и «чрезвычайной ситуации»;

- координировать деятельность органов управления и сил соответствующей подсистемы (звена) РСЧС в интересах решения задач по защите населения и территорий от ЧС;

- организовывать проведение АСДНР, управлять подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий ЧС;

 

2) руководители организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время, должны:

ЗНАТЬ:

- требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, предупреждению и ликвидации ЧС;

- методику планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- содержание Плана ГО;

- порядок создания и применения НАСФ, НФГО и спасательных служб организации, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;

- состав, задачи и возможности создаваемых в организации НАСФ, НФГО и спасательных служб;

УМЕТЬ:

- анализировать, оценивать обстановку, принимать решения и ставить задачи подчиненным в области ГО и защиты от ЧС;

- организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении мероприятий в области ГО и защиты отЧС;

- организовывать разработку Плана ГО и его выполнение;

 

3) руководители эвакуационных органов должны:

ЗНАТЬ:

- требования нормативных правовых документов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;

- порядок и организацию проведения мероприятий по эвакуации соответствующего уровня;

- задачи, стоящие перед соответствующим эвакуационным органом, и порядок их выполнения;

УМЕТЬ:

- анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения по вопросам эвакуации;

- организовывать разработку планирующих и отчетных документов по организации и проведению эвакуации;

- руководить действиями соответствующего эвакуационного органа при подготовке и в ходе выполнения эвакуационных мероприятий;

 

4) председатели комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС должны:

ЗНАТЬ:

- требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий по повышению устойчивости функционирования (далее - ПУФ);

- методики оценки устойчивости функционирования организаций при возникновении опасностей различного характера;

- методы и способы повышения устойчивости функционирования организаций при опасностях различного характера;

УМЕТЬ:

- анализировать, оценивать обстановку и готовить предложения по вопросам ПУФ организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС;

- организовывать разработку планирующих и отчетных документов по ПУФ;

- организовывать и обеспечивать выполнение мероприятий по ПУФ в мирное время и при возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и ЧС;

 

5) неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, ФОИВ, ОМСУ и организаций должны:

ЗНАТЬ:

- требования нормативных правовых документов по организации и выполнению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- структуру, задачи ГО и подсистемы РСЧС соответствующего уровня, а таюке возможности имеющихся сил и средств ГО и РСЧС;

- структуру и содержание Плана ГО (Плана ГО и защиты населения), а таюке Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- возможности и порядок функционирования систем связи и оповещения, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информирование органов управления, сил ГО и РСЧС и населения;

- номенклатуру, объемы и порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также их наличие и состояние;

УМЕТЬ:

- разрабатывать проекты планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС;

- анализировать и оценивать обстановку в интересах защиты населения от опасностей военных конфликтов и ЧС, готовить предложения для руководителя;

- организовывать поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию имеющихся систем оповещения и информирования;

- организовывать проведение АСДНР и выполнение задач имеющимися силами ГО и РСЧС;

 

6) руководители нештатных формирований и спасательных служб и их заместители должны:

ЗНАТЬ:

- требования нормативных правовых документов по созданию и поддержанию в готовности нештатных формирований и спасательных служб;

- состояние подчиненных нештатных формирований и спасательных служб и их возможности по выполнению задач в области защиты населения, материальных и культурных ценностей;

- порядок действий подчиненных нештатных формирований и спасательных служб при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС, а также в ходе выполнения задач;

- порядок организации взаимодействия и обеспечения нештатных формирований и спасательных служб при выполнении ими задач;

УМЕТЬ:

- анализировать, оценивать обстановку и принимать решения на выполнение поставленных задач;

- организовывать выполнение задач подчиненными, а также всестороннее их обеспечение;

- осуществлять организацию и соблюдение мер безопасности при выполнении задач подчиненными нештатными формированиями и спасательными службами;

- проводить подготовку и осуществлять поддержание в постоянной готовности подчиненных нештатных формирований и спасательных служб;

 

7) члены КЧС и ОПБ должны:

ЗНАТЬ:

- требования нормативных правовых документов по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности, положения о КЧС и ОПБ;

- свои функциональные обязанности в составе КЧС и ОПБ;

- основные мероприятия Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- состав сил и средств соответствующей подсистемы (звена) РСЧС, порядок их применения;

УМЕТЬ:

- своевременно и качественно выполнять свои функциональные обязанности;

- проводить соответствующие обоснования и расчеты и готовить предложения председателю КЧС и ОПБ по своему направлению при угрозе, возникновении и ликвидации ЧС;

- организовывать мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС и контролировать их выполнение по своему направлению;

 

8) работники, осуществляющие обучение в области ГО и защиты от ЧС должны:

ЗНАТЬ:

- поражающие факторы источников ЧС, характерных для территории расположения организации (проживания), а также оружия массового поражения и других видов оружия;

- способы и средства защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

- порядок действий работников организаций по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информационными сообщениями на проведение эвакуации и использование средств коллективной и индивидуальной защиты;

- обязанности граждан по выполнению мероприятий ГО и защиты от ЧС, а также их ответственность за невыполнение (ненадлежащее выполнение) данных обязанностей;

- перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и порядок ее оказания;

- требования к составу и содержанию учебно-материальной базы для проведения курсового обучения и инструктажа;

- требования программ курсового обучения и инструктажей;

УМЕТЬ:

- организовывать и проводить занятия и инструктажи, а также мероприятия, предусмотренные планом работы УКП ГОЧС;

- использовать имеющуюся учебно-материальную базу для качественного и эффективного проведения занятий;

- пользоваться современной аудио-, видео-, проекционной аппаратурой в интересах качественного проведения занятий и инструктажа;

- разрабатывать и оформлять наглядные материалы для проведения занятий;

- оказывать первую помощь.

 

Примерная программа курсового обучения также содержит:

- тематический план;

- содержание тем занятий;

- характеристику учебно-материальной базы.

Примерная программа курсового обучения должностных лиц органов управления и сил гражданской обороны является достаточно объемным документом, поэтому опубликовать ее в журнале не представляется возможным. Полный текст программы можно скачать с сайта http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф в разделе «Документы по ГО и ЧС» (рубрика 06_Обучение и тренировки).

 

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (18.05.2017)
Просмотров: 17466 | Теги: Организация ГО, Обучение ГО