Ответственность руководителей за нарушение законодательства российской федерации в области гражданской обороны
Главная » Статьи » Организация ГО

Ответственность руководителей за нарушение законодательства российской федерации в области гражданской обороны

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

Коренков Г.П. Юрисконсульт редакции журнала

 

В соответствии с действующим законодательством ответственность за гражданскую оборону и защиту организаций, учреждений и предприятий от чрезвычайных ситуаций возложена на их руководителей.

 

В статье 4 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" четко записано: «Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения».

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, в статье 20.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях записано:

1. Невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Обратите внимание, что речь идет о мирном времени.

Напомним также, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Конкретный случай судебного разбирательства

Заместитель председателя Забайкальского краевого суда Шишкина Н.П., рассмотрев жалобу директора ООО "Тепловик" Т. на постановление мирового судьи судебного участка N 29 Карымского района Забайкальского края от 01.04.2013 и решение судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 03.06.2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении ООО "Тепловик" установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка N 29 Карымского района Забайкальского края от 1 апреля 2013 года ООО "Тепловик" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

Решением судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 3 июня 2013 года данное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, директор ООО "Тепловик" Т. просит указанные судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 30 января 2013 года сотрудниками территориального подразделения надзорной деятельности по Читинскому, Карымскому районам ГУ МЧС России по Забайкальскому краю была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Тепловик", в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне и защите населения:

- не утвержден порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации (п. 2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804);

- не разработан и не согласован план гражданской обороны объекта (п. 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804, п.п. 5, 6 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687);

- не разработан план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации на 2013 года (п.п. 3, 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687);

- не определены номенклатура и объем средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) для обеспечения средствами индивидуальной защиты в военное время работников организации, относящихся к населению, проживающему на территории населенного пункта Карымское с железнодорожной станцией второй категории, а также объектом, критически важным для национальной безопасности Российской Федерации (п. 25 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993);

- руководитель ООО "Тепловик" не прошел обучение в области гражданской обороны (п. 3 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 N 841);

- не осуществляется обучение работников ООО "Тепловик" в области гражданской обороны (подп. "г" п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 N 841).

В связи с данными фактами 30 января 2013 года в отношении ООО "Тепловик" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Факт совершения ООО "Тепловик" указанного административного правонарушения подтверждается актом проверки N 1 от 30.01.2013 (л.д. 7-9), протоколом об административном правонарушении N 2 от 30.01.2013 (л.д. 1-3), показаниями государственного инспектора территориального подразделения надзорной деятельности по Читинскому, Карымскому районам ГУ МЧС России по Забайкальскому краю К. (л.д. 51, оборот), оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах действия ООО "Тепловик" были правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Ссылка директора ООО "Тепловик" Т. на то, что он не был заблаговременно уведомлен о проведении плановой проверки, является несостоятельной, поскольку опровергается актом проверки N 1 от 30 января 2013 года (л.д. 7), из которого следует, что Т. был извещен 25 января 2013 года о проведении данной проверки.

Довод в жалобе о том, что проверка неправомерно была проведена сотрудниками ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в отсутствие директора ООО "Тепловик" Т., является несостоятельным, поскольку данная проверка была проведена с участием главного инженера ООО "Тепловик" Т.. (л.д. 7), что согласуется с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Утверждение в жалобе о том, что мировой судья и судья районного суда незаконно рассмотрели дело с участием защитника ООО "Тепловик" Павловой В.В., так как указанное лицо не было уполномочено на осуществление защиты прав и законных интересов названного юридического лица, не принимается во внимание, поскольку имеющаяся в материалах дела доверенность (л.д. 24) наделяет П. на осуществление данных полномочий.

Выводы судей о наличии в действиях ООО "Тепловик" состава административного правонарушения и о соблюдении порядка привлечения данного лица к административной ответственности основаны на полном и объективном исследовании всех материалов дела в их совокупности.

Постановление о привлечении ООО "Тепловик" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО "Тепловик" в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Нарушений, влекущих незаконность привлечения ООО "Тепловик" к административной ответственности, допущено не было.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил: постановление мирового судьи судебного участка N 29 Карымского района Забайкальского края от 1 апреля 2013 года и решение судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 3 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении ООО "Тепловик" оставить без изменения, жалобу директора ООО "Тепловик" Т. – без удовлетворения.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 3/2017.

 

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (18.05.2017)
Просмотров: 7520 | Теги: Организация ГО