Защитные сооружения гражданской обороны в Санкт-Петербурге
Главная » Статьи » Защитные сооружения ГО

Защитные сооружения гражданской обороны в Санкт-Петербурге

Тема защитных сооружений гражданской обороны в Санкт-Петербурге всегда вызывает интерес у горожан, в части касающейся их личной безопасности. Но зачастую их представления о предмете связаны только со знаниями, основанными на гарантиях, которые закреплены в различных нормативно-правовых актах. Согласно федеральному закону от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» одной из задач, стоящих перед гражданской обороной, является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Также жители городов, где есть метрополитен, помнят о его функциях как убежища. В данной статье хотелось осветить современное состояние нормативно-правовой базы, а также коснуться проблем, возникающих перед организациями, являющимися собственниками защитных сооружений гражданской обороны, в плане поддержания их в состоянии постоянной готовности.

Вначале небольшой экскурс в историю. История создания защитных сооружений гражданской обороны уходит своими корнями к первой мировой войне. После первых воздушных бомбардировок немецкой авиацией Петрограда в марте 1918 года встала задача создания формирований местной противовоздушной обороны (далее – МПВО), а также принятия мер для защиты гражданского населения города. Было распространено воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей», где впервые были изложены правила поведения населения при налетах самолетов противника. Таким образом, зарождение МПВО в началось с первых лет Советской власти. Обозначился целый комплекс задач, направленный как на ликвидацию последствий налетов, так и создания специальных мест для укрытия жителей города. Устройство защитных сооружений стало частью МПВО.

Опыт гражданской войны, возрастающее значение, возможности и масштабы применения военной авиации в 20-е – 30-е годы прошедшего столетия потребовали от руководства Советского государства принятия директив, направленных на усиление мер, связанных с защитой от воздушных налетов. Исходя из максимального возможного радиуса действия боевой авиации, в период с 1925 по 1932 годы, советским правительством был принят ряд актов, направленных на развитие МПВО. Первым важным документом для молодого государства, по вопросам воздушной, а в последствии противовоздушной обороны стало Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 1925 года «О мерах противовоздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе», которое предписывало в пределах обозначенной зоны при осуществлении нового строительства (объектов и пунктов союзного и республиканского значения) проводить соответствующие инженерно-технические мероприятия (далее – ИТМ) по защите населения и объектов народного хозяйства.

Были определены основные цели ИТМ:

- защита населения;

- обеспечение бесперебойной деятельности городов, населенных пунктов, объектов промышленности, транспорта;

- ограничение разрушительного эффекта средств поражения;

- создание условий для быстрой ликвидации последствий авиационных налетов.

Согласно постановлению “Об организации воздушно-химической обороны территории Союза ССР”, изданному в 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР, территория страны была разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться городами-пунктами ПВО. В 500-километровую угрожаемую полосу был включен и Ленинград

К 1932 году были проведены организационные мероприятия и приняты базовые документы для создания местной противовоздушной обороны. Совет Народных Комиссаров 4 октября 1932 г. одобрил новое Положение о противовоздушной обороне СССР. В нем были четко определены задачи МПВО, в частности подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения.

Президиум Ленгорсовета 17 сентября 1935 года для упорядочивания действий ленинградцев при воздушном нападении утвердил «Правила поведения населения и обязанности администрации во время воздушного нападения противника».

На 20 августа 1941 года в Ленинграде было 4612 бомбоубежищ, рассчитанных на 814 тыс. человек и 336 погонных километров щелей-траншей, рассчитанных на 672 тыс. человек. Строилось еще 383 убежища на 65 тыс. человек. Численность населения города и пригородов в то время составляла 2,9 млн. человек.

С первых дней войны в Ленинграде стали проводиться работы по обеспечению населения убежищами. Было принято постановление о строительстве убежищ и других сооружений МПВО. В короткие сроки городские подвалы были переоборудованы под бомбогазоубежища. Опыт Великой Отечественной и других войн показал, что наилучшими мероприятиями защиты населения от любых средств нападения являются либо укрытия в специальных защитных сооружениях, либо эвакуация за пределы зон поражения.

Война закончилась и людские ресурсы были брошены на восстановление жилого фонда города, инженерных коммуникаций и дорог. Началась реорганизация МПВО и сокращение ее структур, однако вопросы, связанные с защитой населения от воздушных налетов, оставались в повестке дня. Сохранение имеющегося фонда защитных сооружений, пополнившегося во времена Великой Отечественной войны, нашло свое отражение в постановлении Государственного комитета обороны от 30 августа 1945 года «Об использовании специальных сооружений местной противовоздушной обороны». В нем указывалось на необходимость организации контроля за состоянием убежищ и укрытий, командных пунктов и других специальных сооружений.

На фоне усложняющейся международной обстановки возникала угроза новых территориальных конфликтов. В мае 1959 года Совет Министров СССР принимает новое постановление «О мерах по обеспечению подготовки страны к местной противовоздушной обороне». В нем предусматривались меры по улучшению оповещения населения, строительству в 1959–1965 гг. защитных и специальных сооружений, рассредоточенному размещению предприятий, укрытию особо важных заводов, государственных резервов в специальных подземных сооружениях и ряд других мероприятий. За короткий срок был создан значительный фонд защитных сооружений. Основное внимание уделялось возведению таких убежищ, которые бы надежно защищали от поражающих факторов ядерного оружия и других средств массового поражения.

В период перестройки среди населения сложилось несерьезное отношение к мероприятиям гражданской обороны. Изначально призванная выполнять задачи в условиях военного времени, гражданская оборона стояла в стороне от потребностей повседневной мирной жизни. В работе структур гражданской обороны своевременно не учитывались изменения в отраслях народного хозяйства, появление новых высокотехнологичных производств и процессов в промышленности. Все это требовало уточнения задач гражданской обороны, в частности разработки новых современных требований к защитным сооружениям.

Защитные сооружения гражданской обороны (ЗСГО) – это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении потенциально опасных объектов (ПОО)). ЗСГО могут использоваться в мирное время для хозяйственных нужд и обслуживания населения. Эти сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ).

 Из этого определения возникает необходимость наличия на ПОО различных типов защитных сооружений для укрытия людей, а так же в зоне, попадающей в радиус возможного заражения или загрязнения.

Что же из себя представляют защитные сооружения гражданской обороны на современном этапе?

В своде правил СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны»[1] отражены основные требования и принципы проектирования нового строительства и реконструкции имеющихся защитных сооружений.

К защитным сооружениям относятся убежища, противорадиационные укрытия и укрытия.

Убежища следует проектировать двойного назначения и применять в военное время и при чрезвычайных ситуациях мирного времени для защиты укрываемых:

- от действия воздушной ударной волны (в том числе при косвенном действии ядерных средств поражения);

- от местного и общего действий обычных средств поражения (удара и взрыва фугасных боеприпасов);

- от действия отравляющих веществ (ОВ), радиоактивных веществ (РВ) и бактериальных средств (БС);

- от действия проникающей радиации.

Противорадиационные укрытия следует проектировать двойного назначения для обеспечения защиты укрываемых от:

- действия радиации внешнего облучения;

- действия воздушной ударной волны (в том числе при косвенном действии ядерных средств поражения)

- действия проникающей радиации.

Укрытие следует проектировать двойного назначения для защиты укрываемых:

- от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения;

- от поражения обломками строительных конструкций от обрушения вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Системы жизнеобеспечения должны создать условия для непрерывного пребывания в них расчетного количества людей не менее 2 суток.

Создание объектов гражданской обороны (убежищ, ПРУ, укрытий) осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны.

Сооружением двойного назначения называется инженерное сооружение производственного, общественного, коммунально-бытового или транспортного назначения, приспособленное (запроектированное) для укрывания людей, техники и имущества от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, диверсиях, в результате аварий на потенциально опасных объектах или стихийных бедствий.

Постановлением Правительства РФ от РФ от 29.11.1999 N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» определено, что убежища создаются:

- для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее – наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных;

- для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.

Противорадиационные укрытия создаются:

- для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне;

- для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

Укрытия создаются:

- для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения);

- для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

Необходимо отметить, что эти убежища и укрытия создаются на территории организаций (предприятий, учреждений).

На нынешнем этапе основным способом коллективной защиты населения от современных средств поражения, масштабных чрезвычайных ситуации, вызванных авариями и катастрофами на химически и радиационно-опасных объектах, взрывами и пожарами, остается укрытие персонала рабочей смены предприятий и населения в защитных сооружениях.

Для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под ЗСГО в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства в районах жилой застройки, включая метрополитены.

Порядок учета ЗСГО определен «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583. Учет ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, главных управлениях МЧС России по субъектам РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗСГО.

Документальным основанием для ведения учета ЗСГО является паспорт ЗСГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗСГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем ЗСГО и органом управления по делам ГО и ЧС.

Паспорт ЗСГО оформляется в следующих случаях:

- после ввода ЗСГО в эксплуатацию;

- при изменении типа ЗСГО;

- при отсутствии паспорта ЗСГО по итогам инвентаризации ЗСГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией.

При отсутствии паспорта ЗСГО основанием для учета ЗСГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗСГО.

Контрольно надзорную деятельность за содержанием ЗСГО Санкт-Петербурга и их учет осуществляет Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу. На территории города на настоящий момент существуют ЗСГО, находящиеся как в федеральной собственности, так и в собственности Санкт-Петербурга и организаций.

Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности является Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее – Комитет). Его деятельность регламентируется постановлением правительства Санкт-Петербурга (далее – ПП СПб) от 23.01.2008 N 46 «О мерах по совершенствованию системы гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге».

Во исполнение постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов Гражданской обороны» в Санкт-Петербурге принято постановление правительства Санкт-Петербурга от 29.08.2017 N 726 «О мерах по созданию и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в Санкт-Петербурге, внесении изменений в некоторые постановления правительства Санкт-Петербурга и признании утратившим силу постановления правительства Санкт-Петербурга от 12.07.2012 N710».

Требования его таковы:

Исполнительные органы государственной власти (далее – ИОГВ), определяют потребности в ЗСГО для защиты лиц, замещающих должности, являющиеся государственными должностями Санкт-Петербурга в ИОГВ, государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в ИОГВ, а также работников ИОГВ, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, а также работников подведомственных им государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга и государственных казенных, автономных, бюджетных учреждений Санкт-Петербурга.

Комитет по здравоохранению и администрации районов Санкт-Петербурга определяют общую потребность в ЗСГО для защиты нетранспортабельных больных, находящихся в государственных учреждениях, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга соответственно.

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга определяет общую потребность в ЗСГО для защиты нетранспортабельных больных, находящихся в государственных учреждениях, подведомственных Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга.

Администрации районов Санкт-Петербурга определяют общую потребность в ЗСГО для укрытия населения, проживающего на территориях соответствующих районов Санкт-Петербурга.

Комитет в свою очередь:

- обобщает сведения, предоставленные исполнительными органами государственной власти о потребности в новых ЗСГО, ремонте и содержании существующих ЗСГО и приспособлении подземных объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, под ЗСГО;

- ведет учет создаваемых и существующих ЗСГО, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга;

- осуществляет контроль за созданием ЗСГО и поддержанием ЗСГО, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, в состоянии постоянной готовности к использованию.

- совместно с Главным управлением МЧС по г. Санкт-Петербургу разрабатывает план создания ЗСГО в Санкт-Петербурге.

В связи с учетом изменившейся военно-политической обстановки строительство новых защитных сооружений в последние годы практически почти полностью приостановлено. По состоянию на 2020 год в Санкт-Петербурге строительство ЗСГО за счет средств субъекта РФ не производится.

В последнее десятилетие наметилась тенденция к передаче части федеральных объектов гражданской обороны в ведение субъекта РФ. Однако темпы на сегодняшний день незначительные. За последние 8 лет в ведение города передано, немногим более 200 защитных сооружений. К сожалению, большое их количество пока не нашло своих полноправных балансодержателей. Отсутствие технического обслуживания помещений и технических систем приводит к дальнейшему обветшанию фонда ЗСГО. Такое положение дел ставит перед городом ряд вполне определенных задач.

Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, содержат требования по обеспечению постоянной готовности защитных сооружений. При их эксплуатации в мирное время необходимо обеспечивать сохранность:

- защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;

- герметизации и гидроизоляции всего сооружения;

- инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

На основании постановления правительства Санкт-Петербурга от 01.0.2018 N 630 была проведена очередная инвентаризация ЗСГО, основными целями и задачами которой являлись:

- выявление фактического наличия ЗСГО, их технического состояния;

- сверка учетных данных;

- выявление собственников, пользователей и владельцев ЗСГО;

- выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению ЗСГО, а также нарушений в их использовании;

- разработка предложений для принятия решений о дальнейшем использовании ЗСГО, не отвечающих нормативным требованиям.

Нарушение норм и правил эксплуатации сооружений гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны»). При этом уплата штрафа не освобождает организации от обязанности по содержанию бомбоубежищ, таким образом, возможно повторное привлечение к ответственности.

По результатам проведенной инвентаризации и для достижения положительных тенденций в вопросе поддержания защитных сооружений в состоянии постоянной готовности, принято постановление правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2019 N 202 «Об изменении целей и предмета деятельности санкт петербургских государственных казенных учреждений – районных жилищных агентств». Этот документ изменил цели, а также расширил предмет деятельности районных жилищных агентств по материально-техническому обеспечению деятельности администраций районов Санкт-Петербурга в сфере законности, правопорядка и безопасности и наделил их полномочиями по осуществлению мероприятий по гражданской обороне на объектах ГО, расположенных в многоквартирных домах. Изменения, внесенные в уставы этих учреждений, позволят при планировании бюджета на последующие годы обосновывать расходы на реконструкцию, ремонт и техническое обслуживание объектов гражданской обороны. Вероятно, повышенный объем эксплуатируемых площадей и специфика содержания таких объектов, повлекут за собой необходимость расширения штата работников, подготовки и обучения персонала, который в различных ситуациях сможет принимать правильные решения и выполнять возникающие задачи в отведенные на это нормативные сроки. Так же предстоит огромная работа по приведению эксплуатационно-технического состояния ПРУ в соответствие с нормативными документами.

В соответствии со сводом правил СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» создание объектов гражданской обороны (убежищ, ПРУ, укрытий) осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. Для обеспечения населения укрытиями используются и приспосабливаются в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства.

Встроенные убежища следует размещать в подвальных, цокольных и первых этажах зданий и сооружений.[2]

Для размещения противорадиационных укрытий следует применять помещения производственных и вспомогательных зданий предприятий, учреждений здравоохранения и жилых зданий.

Для размещения укрытий следует использовать:

- заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства;

- подвальные, цокольные и первые этажи зданий и сооружений различного назначения;

- складов сезонного хранения овощей, продуктов и хозяйственного инвентаря.

Вместимость защитных сооружений определяют суммой мест для сидения (на первом ярусе нар) и лежания (на втором и третьем ярусах нар). Вместимость противорадиационных укрытий предусматривает:

- 5 чел. и более в зависимости от площади помещений укрытий, оборудуемых в существующих зданиях или сооружениях;

- 50 чел. и более во вновь строящихся зданиях и сооружениях.

Вместимость укрытий не нормируется и принимается в зависимости от площади используемых помещений.

К помещениям, приспосабливаемым под противорадиационные укрытия, предъявляют следующие требования:

- наружные ограждающие конструкции зданий или сооружений должны обеспечивать необходимую кратность ослабления гамма-излучения;

- проемы и отверстия должны быть подготовлены для заделки их при переводе помещения на режим укрытия;

- помещения должны быть расположены вблизи мест пребывания большинства укрываемых.

Уровень пола противорадиационных укрытий должен быть выше наивысшего уровня грунтовых вод не менее чем на 0,2 м. Противорадиационные укрытия допускается размещать в подвальных помещениях ранее возведенных зданий и сооружений, пол которых расположен ниже уровня грунтовых вод, при наличии надежной гидроизоляции.

Прокладка транзитных и связанных с системой здания газовых сетей, паропроводов, трубопроводов с перегретой водой и сжатым воздухом через помещения противорадиационных укрытий не допускается. Прокладка транзитных трубопроводов отопления, водопровода и канализации через помещения противорадиационных укрытий допускается при условии размещения их в полу или в коридорах, отделенных от помещения противорадиационного укрытия стенами с пределом огнестойкости в соответствии с предъявляемыми требованиями. Трубопроводы отопления и вентиляции, водоснабжения и канализации, связанные с общей системой инженерного оборудования здания, допускается прокладывать через помещения противорадиационных укрытий.

Норму площади пола помещений в ПРУ на одного укрываемого следует принимать равной 0,6 м при одноярусном, 0,5 м при двухъярусном и 0,4 м при трехъярусном расположении нар.

Для укрытий, оборудуемых в существующих зданиях и сооружениях, при размещении противорадиационных укрытий в подвалах, подпольях, погребах и других заглубленных помещениях высотой 1,7-1,9 м следует предусматривать одноярусное расположение нар, при этом норма площади пола основных помещений на одного укрываемого должна составлять 0,6 м2. Основные помещения укрытий оборудуют местами для лежания и сидения.

Число входов в противорадиационное укрытие должно быть не менее двух. При вместимости укрытия до 50 чел. допускается устройство одного входа, при этом вторым аварийным (эвакуационным) выходом должен быть люк размерами 0,6×0,9 м с вертикальной лестницей или окно размерами 0,75×1,5 м со специальным приспособлением для выхода. Общую ширину входов для мирного времени в помещениях, приспосабливаемых под противорадиационные укрытия, следует принимать из расчета не менее 0,6 м на 100 чел., работающих в помещениях, но ширина каждого из входов должна быть не менее 0,8 м.

Все перечисленные мероприятия должны быть проведены в период перевода помещений на режим ПРУ. Устройство вентиляционного помещения и установку в нем оборудования проводят заблаговременно.

Таким образом, любой подвал многоквартирного дом может быть оборудован для защиты населения, если в нем соблюдается сразу несколько условий, в том числе имеется 2 входа, высота потолков не менее 1,7 метра, работает система вентиляции и обеспечена герметизация. В противорадиационных укрытиях должны быть нары, туалет, на входе – помещения для хранения грязной одежды.

Согласно «Анализу деятельности Главного управления МЧС России по городу Санкт-Петербургу за I полугодие 2020 года» в Санкт-Петербурге 342 организации имеют на своем балансе защитные сооружения ГО. На учете находится 4663 единицы ЗСГО различных форм собственности, из них по готовности к приему укрываемых «готово» 256 единиц (5,49%), «ограниченно готово» 847 единиц (18,16%); «не готово» 3560 единиц (76,35%).

Показатель готовности ЗСГО в Санкт-Петербурге составляет 23,65 %.

Ежегодно в Санкт-Петербурге в два этапа, проводится смотр-конкурс на лучшее ЗСГО Санкт-Петербурга. На первом этапе определяется лучшее ЗСГО в каждом районе города, на втором лучшее ЗСГО Санкт-Петербурга. Положение о проведении смотра-конкурса утверждено постановлением правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2006 N 1491 «О проведении смотра-конкурса на лучшее защитное сооружение гражданской обороны Санкт-Петербурга». Документ устанавливает порядок проверки состояния защитных сооружений гражданской обороны, представленных на смотр-конкурс и расположенных на территориях предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности на территории Санкт-Петербурга, на соответствие их требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583.

Представленные на смотр-конкурс ЗСГО делятся на четыре группы в зависимости от их вместимости.

По итогам II этапа смотра-конкурса, руководители организаций, занявших первое, второе и третье места поощряются Почетной грамотой Губернатора Санкт-Петербурга или объявлением благодарности Губернатора Санкт-Петербурга.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что проблемы восстановления и поддержания имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны Санкт-Петербурга находят свои решения. В планах дальнейшего развития вопроса – освоение и приспособление заглубленных помещений для укрытия населения.

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 12/2020.

 

 

[1] Утверждено приказом Минстроя России от 18.02.2014 N 59/пр.

[2] Здесь и далее представлена информация из СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны».

 

Другие статьи по теме
Категория: Защитные сооружения ГО | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022)
Просмотров: 2153