Планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 1/2022.

Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: [email protected]), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.).

Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail [email protected] копию документа, подтверждающего подписку.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Айол А.А.

Учебно-методический центр по ГО и ЧС (г. Санкт-Петербург)

 

В статье рассматриваются вопросы разработки и корректировки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях. Планирование, наряду с организацией и контролем, относится к основным функциям управления Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

 

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) должна быть постоянно готова к действиям в соответствии с поставленными перед ней задачами. За последние годы произошло множество чрезвычайных ситуаций (ЧС) – от вооруженных конфликтов, разрушительных землетрясений, наводнений до крупных техногенных аварий и катастроф. Последствия ЧС природного и техногенного характера могут быть весьма значительными и в ряде случаев парализуют нормальное функционирование объектов экономики и существенно нарушают условия жизнедеятельности населения на обширных территориях. В связи с этим особое значение имеет планирование и проведение мероприятий по предупреждению и заблаговременной подготовке к ликвидации возможных последствий ЧС. Эффективность такой работы зависит от деятельности должностных лиц и работников органов управления РСЧС.

Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей местности и степени опасности возникновения ЧС. Объем и содержание таких мероприятий определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти [1].

Планирование – это детальная проработка содержания и порядка выполнения органами управления, силами и средствами поставленных задач (мероприятий) по действиям при угрозе и возникновении ЧС.

Планирование действий в рамках РСЧС реализуется при разработке планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС (далее – план действий) и направлено на определение объема, организации, порядка, способов и сроков выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС [2].

План действий является информационно-справочным документом, обеспечивающим деятельность органов управления РСЧС при поддержке принятия решений и контролю действий сил и средств РСЧС при угрозе и возникновении ЧС [2].

 

Оформление плана действий

План действий оформляется на карте с приложением пояснительной записки.

Размер карт на региональном и муниципальном уровнях обычно составляет 1800×2200 мм, для организаций – 800×1200.

Масштаб карт:

для плана действий субъекта РФ – 1:200000, 1:500000;

для плана действий муниципального образования – 1:100000, 1:200000.

Для плана действий организаций масштаб карты (схемы) должен обеспечивать отображение всей необходимой информации на ее территории.

При нанесении информации на карту рекомендуется использовать ГОСТ Р 42.0.03-2016 «Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Условные обозначения»[1].

В случаях применения непредусмотренных указанным стандартом обозначений и знаков их значение должно быть расшифровано в таблице «Условные обозначения», размещаемой на карте в правом нижнем углу.

На карте должна быть сохранена координатная сетка.

В правом верхнем углу карты размещается надпись «УТВЕРЖДАЮ», наименование должности и подпись соответствующего должностного лица, а также дата утверждения.

В левом верхнем углу размещается надпись «СОГЛАСОВАНО», наименование должности и подпись соответствующего должностного лица, а также дата согласования. При наличии нескольких согласований, они размещаются один под другим.

Внизу карты по центру размещается наименование должности, подпись и фамилия руководителя структурного подразделения уполномоченного органа власти субъекта РФ, местного самоуправления или организации, ответственного за разработку плана действий.

Пояснительная записка оформляется в виде текстового документа. Шрифт текста пояснительной записки Times New Roman, формат шрифта в тексте – 13 или 14, в таблицах – 12 или 10. Формат шрифта в заголовках разделов и глав – 16 полужирный. В заголовках отдельных пунктов – 13 или 14 полужирный. Ориентация страниц – альбомная.

Печать текста производится на каждой странице. Номер страницы проставляется вверху страницы, по центру.

Пояснительная записка сшивается в твердом переплете формата А4.

Сшивание производится по короткой стороне листа.

 

Содержание плана действий

На карту плана действий наносится:

а) зоны возможных (прогнозируемых) ЧС;

б) места расположения сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС;

в) планируемые участки проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ силами РСЧС и организаций (далее – участки работ), распределенные по каждой зоне возможных (прогнозируемых) ЧС;

г) распределение сил РСЧС по участкам работ;

д) возможные маршруты выдвижения сил РСЧС на участки работ (основной и запасной);

е) места хранения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

ж) маршруты эвакуации населения из каждой зоны возможной (прогнозируемой) ЧС и пункты временного размещения эвакуируемого населения;

з) сводные данные о силах РСЧС (в табличной форме);

и) схема связи;

к) схема управления и взаимодействия;

л) организация оповещения населения (схема, план).

Для визуализации и практического использования планов действий целесообразно информацию, содержащуюся в подпунктах «а» – «з», оформлять на отдельных картах, а содержащуюся в подпунктах «и» – «л» – в виде отдельных приложений к плану действий.

Зоны возможных (прогнозируемых) ЧС определяются с использованием информации, содержащейся:

- в материалах обосновывающих документы территориального планирования субъекта РФ и муниципального образования, отображающих территории, подверженные риску возникновения ЧС природного и техногенного характера;

- в паспорте безопасности территории субъекта РФ, муниципального образования;

- в декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов;

- в паспортах безопасности и планах защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов;

- в долгосрочных прогнозах возникновения ЧС;

- в сведениях, представляемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

- в результатах, полученных путем проведения расчетов с применением утвержденных методик, а также информационных систем, используемых органами повседневного управления РСЧС.

При разработке документов плана действий организации рассматриваются только аварии (инциденты, происшествия, террористические акты), которые могут возникнуть как на территории организации, так и за ее пределами и которые могут являться источниками ЧС природного и/или техногенного характера на территории организации.

Пояснительная записка содержит развернутую информацию по подпунктам «а» – «л» для каждого риска возможных (прогнозируемых) ЧС, в том числе:

1. Перечень спланированных на текущий год мероприятий по предупреждению ЧС.

Перечень формируется для каждого прогнозируемого риска. В перечне указываются наименование конкретных мероприятий, ответственные лица за их выполнение, ресурсное обеспечение мероприятий и сроки их выполнения, ссылки на нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и решения комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и другие документы.

2. Выводы из оценки обстановки при угрозе и возникновении возможных (прогнозируемых) ЧС с расчетом:

- количества населения, объектов различного назначения (жилых, производственных, социальных и других), попадающих в зону возможных (прогнозируемых) ЧС, с указанием степени поражения населения и разрушения объектов;

- объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации возможных (прогнозируемых) ЧС;

в) достаточности имеющихся сил РСЧС и потребности в привлечении сил РСЧС федеральных органов исполнительной власти (для планов действий субъектов РФ), органов исполнительной власти субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти (для планов действий муниципальных образований).

3. Замысел действий, включающий:

- детализированный перечень первоочередных мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и возникновении ЧС;

- сведения о распределении сил РСЧС по участкам работ с указанием количества личного состава и техники (по видам и категориям);

- сведения о руководителях ликвидации ЧС (должность и порядок связи с ними).

4. Решение на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, включающее (для регионального и муниципального уровня):

- перечень мероприятий, выполняемых конкретными аварийно-спасательными формированиями;

- организацию оповещения и информирования населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС;

- вопросы эвакуации пострадавшего населения (с указанием перечня привлекаемых транспортных средств, их ведомственной принадлежности, порядка их применения), мест нахождения пунктов временного размещения пострадавшего населения (с указанием их адреса, контактных данных руководителя, порядка организации медицинской помощи, питания и снабжения эвакуируемых предметами первой необходимости);

- перечень аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий ЧС;

- сведения о наличии финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и порядок их разбронирования.

5. Решение на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, включающее (для объектового уровня):

- перечень мероприятий, выполняемых конкретными аварийно- спасательными и аварийно-восстановительными формированиями;

- порядок оповещения и информирования об угрозе и возникновении ЧС (с указанием зоны экстренного оповещения населения и возможности локальных систем оповещения);

- вопросы организации укрытия, эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения работников организации при угрозе и возникновении ЧС;

- перечень аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий ЧС;

- сведения о защитных сооружениях гражданской обороны организации;

- сведения о наличии средств индивидуальной защиты для работников организации.

6. Порядок управления и взаимодействия, включающий:

- сведения об органах управления РСЧС, местах их расположения, порядок связи с ними и передачи информации;

-порядок информирования органов управления РСЧС при угрозе и возникновении ЧС.

7. Вопросы материально-технического обеспечения сил РСЧС, привлекаемых к мероприятиям по предупреждению и ликвидации ЧС, включающие:

- мероприятия по организации питания (с указанием организаций, осуществляющих приготовление и доставку продуктов питания);

- места размещения пунктов питания;

- места и порядок размещения личного состава (с указанием населенного пункта, места размещения и удаленности от места ЧС и друг от друга);

- порядок банно-прачечного обслуживания (с указанием организаций, осуществляющих услуги по стирке белья и помывке личного состава), а также периодичность оказания услуг;

- места заправки и порядок обеспечения техники горюче-смазочными материалами (с указанием организаций, осуществляющих данные мероприятия).

8. План организации первоочередного жизнеобеспечения, включающий;

- общие требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения;

- характеристики основных источников ЧС и организация первоочередного жизнеобеспечения населения;

- подготовку территории к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

- действия органов управления по организации жизнеобеспечения при угрозе и возникновении ЧС;

- организация выполнения мероприятий по видам жизнеобеспечения населения;

- расчет сил и средств, привлекаемых для организации первоочередного жизнеобеспечения при возникновении ЧС.

Информация, содержащаяся в пунктах 1 – 8 может оформляться в виде текстового документа, а также в форме таблиц и схем.

Мероприятия подготовки к действиям по защите населения в ЧС планируются и осуществляются дифференцированно по видам и степеням возможной опасности на конкретных территориях и с учётом:

- насыщенности этих территорий объектами промышленного назначения, гидросооружениями, объектами и системами производственной и социальной структуры;

- наличия, номенклатуры, мощности и размещения потенциально опасных объектах (далее – ПОО);

- характеристик, в том числе по стоимости и защитным свойствам в условиях ЧС, имеющихся зданий и сооружений и их строительных конструкций;

- особенностей расселения жителей;

- климатических и других местных условий. [3]

Систему защиты населения в ЧС следует формировать на основе разбивки подконтрольной территории на зоны вероятных ЧС по результатам:

- анализа вероятности возникновения на данной территории и на отдельных её элементах ЧС;

- прогнозирования характера, масштабов и времени существования вероятных ЧС;

- оценки возможных факторов риска, интенсивности формирования и проявления поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

- оценки особенностей техносферы и населения подконтрольной территории и её элементов по ранее указанным показателям и характеристикам. [3]

Для выделенных зон опасности и согласно совокупным характеристикам относящихся к ним территорий, объектов техносферы и населения разрабатываются типовые варианты защиты населения и проводятся мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям в экстремальной обстановке. Типовые варианты защиты и служат основой для выбора рабочего плана действий на данной территории при конкретной ЧС.

При необходимости принятый в качестве рабочего план корректируется в соответствии со складывающейся обстановкой. Объёмы и сроки проведения мероприятий по заблаговременной подготовке системы защиты населения определяют, исходя из принципа разумной достаточности в обеспечении безопасности населения в условиях ЧС.

Мероприятия по защите населения в ЧС следует планировать и проводить:

- при рациональном расходовании материальных и финансовых ресурсов;

- при максимальном использовании существующих, дооснащаемых и вновь создаваемых производств, зданий, сооружений и объектов инфраструктуры, технических защитных и спасательных средств, приспособлений, специальной оснастки, профилактических и лечебных препаратов и прочего имущества. [3]

Организация, имеющая в своём составе несколько обособленных территорий (земельных участков), разрабатывает План действий организации для каждой территории, на которой расположены критически важные объекты (далее – КВО) и/или ПОО.

В случае если 2 и более КВО и/или ПОО, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одной территории (земельном участке) или на смежных территориях (земельных участках), организация, эксплуатирующая КВО и/или ПОО, вправе разрабатывать единый План действий.

При разработке Плана действий необходимо учитывать, что для защиты жизни и здоровья работников организации в ЧС следует применять наиболее эффективные и целесообразные меры в зависимости от прогнозируемой обстановки.

К ним относятся следующие основные мероприятия гражданской обороны, являющиеся составной частью мероприятий РСЧС:

- укрытие людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

- эвакуация населения из зон ЧС в безопасные районы;

- использование СИЗ органов дыхания и кожных покровов;

- проведение мероприятий медицинской защиты;

 проведение АСДНР в зонах ЧС. [3]

Порядок выполнения вышеуказанных и иных мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС отражается в Плане действий организации.

Необходимо учитывать, что отнесение сведений, содержащихся в Плане действий организации, к информации ограниченного доступа производится в порядке, установленном законодательством РФ.

Разработку планов действий рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

- план действий субъекта РФ разрабатывает орган исполнительной власти субъекта РФ во взаимодействии с главным управлением МЧС России по субъекту РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по субъектам РФ;

- план действий муниципального образования разрабатывает соответствующий орган местного самоуправления во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

- план действий организации разрабатывает структурное подразделение организации во взаимодействии с органом местного самоуправления, на территории которого организация осуществляет свою деятельность, а также с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов организации.

План действий рекомендуется разрабатывать не менее чем в двух экземплярах.

Первые экземпляры планов действий хранятся в помещении дежурной смены органа повседневного управления РСЧС (соответствующего уровня). Вторые экземпляры планов действий хранятся в постоянно действующем органе управления РСЧС (соответствующего уровня) [2].

На основании исходных данных осуществляется прогнозирование возможных инженерной, радиационной, химической, биологической, пожарной и медицинской обстановок, которые могут сложиться при угрозе возникновения и при возникновении ЧС, а именно – осуществляется определение:

- зон возможного радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения, зон катастрофического затопления, пожаров, разрушений;

- вероятности попадания организации в зоны действия поражающих факторов прогнозируемых на ПОО или КВО ЧС;

- возможных потерь среди работников, а также возможного материального ущерба;

- перечня мероприятий по предупреждению ЧС, АСДНР по локализации и ликвидации ЧС, а также объёмов этих мероприятий;

- необходимых сил, средств и порядка выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС.

 

Порядок согласования планов действий

План действий субъекта РФ согласуется с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ, а также с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органы управления и силы которых включаются в план действий.

План действий муниципального образования согласуется с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

План действий организаций согласуется с органом управления ГО и ЧС местной администрации, на территории которого организация осуществляет свою деятельность, а также с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов организации [2].

 

Порядок утверждения планов действий

План действий субъекта РФ утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ (или его заместителем).

План действий муниципального образования утверждается должностным лицом органа местного самоуправления, возглавляющим местную администрацию.

План действий организации утверждается руководителем организации.

Введение в действие плана действий – это начало выполнения запланированных в плане действий мероприятий в полном или частичном объёме, а также привлечение требуемых и согласованных для их выполнения сил, средств и ресурсов.

 

Корректировка и переработка плана действий

Корректировка плана действий может быть текущей, плановой и внеплановой, проведение которой осуществляется в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), главы администрации муниципального образования, а также руководителя организации. Решения о корректировки оформляются соответствующим нормативным правовым актом (для организаций локальным актом).

Текущая корректировка плана действий производится при появлении новой информации, при учете которой обеспечивается актуальность и полнота сведений, изложенных в плане действий.

Плановая корректировка осуществляется ежегодно:

а) плана действий субъекта РФ – до 10 февраля по состоянию на 1 января текущего года;

б) плана действий муниципального образования и организаций – до 20 января по состоянию на 1 января текущего года.

Внеплановая корректировка плана действий осуществляется при необходимости в рамках режима повышенной готовности.

Рекомендуется при проведении текущих, плановых и внеплановых корректировок планов действий вносить изменения во все экземпляры планов и их копии в электронном виде в течение не более 15 дней.

Отметка о корректировке плана действий проставляется в листе корректировки, входящем в состав пояснительной записки, и подписывается руководителем структурного подразделения постоянно действующего органа управления РСЧС, участвующего в подготовке плана действий.

Рекомендуется осуществлять переработку плана действия не реже одного раза в пять лет [2].

 

Список литературы:

1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

2. Методические рекомендации по планированию действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС на региональном, муниципальном и объектовом уровнях (утв. МЧС России 15.03.2021).

3. ГОСТ Р 22.3.03-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 22.12.1994 N 329).

 

 

[1] ГОСТ Р 42.0.03-2016 утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 29.06.2016 N 728-ст. Стандарт можно скачать с сайта редакции https://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/ (раздел «Документы» подраздел «Стандарты ГО и ЧС».

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (25.04.2025)
Просмотров: 50