Организация защиты сельскохозяйственных предприятий от чрезвычайных ситуаций
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Организация защиты сельскохозяйственных предприятий от чрезвычайных ситуаций

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 11/2022.

Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: [email protected]), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.).

Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail [email protected] копию документа, подтверждающего подписку.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Кудряшов А.И.

Ведущий специалист отдела ГО и ЧС ЦИПЗО

 

В статье рассмотрен порядок деятельности по защите сельскохозяйственных организаций от чрезвычайных ситуаций. Публикация предназначена для руководителей и специалистов ГОЧС органов управления сельским хозяйством, сельскохозяйственных предприятий и организаций.

 

Организация защиты сельскохозяйственных предприятий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) осуществляется в соответствии с Положением о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Минсельхоза России (далее – Подсистема), утвержденным приказом Минсельхоза России от 13.01.2022 N 12. Документ определяет организацию, состав сил и средств, а также порядок деятельности Подсистемы.

Правовыми основами деятельности Подсистемы являются:

- Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера";

- постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС";

- постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС".

Подсистема является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и объединяет органы управления, силы и средства Минсельхоза России и организаций, находящихся в ведении Минсельхоза России (далее – подведомственные организации), для реализации задач и выполнения функций по защите от ЧС.

Целью деятельности Подсистемы является организация работы в области предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России.

Задачами Подсистемы являются:

- обеспечение в пределах компетенции предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России;

- обеспечение защиты организаций (объектов) Минсельхоза России от ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

- обеспечение координации деятельности сил и средств, организация работы по их переводу в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации.

Функциями Подсистемы являются:

- обеспечение изучения окружающей среды и прогнозирования возникновения ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России;

- осуществление информационного взаимодействия в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств Подсистемы к действиям в различных режимах функционирования Подсистемы;

- разработка нормативно-правовых актов, методических и иных документов в области предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России.

 

Организация Подсистемы

Подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. Общее руководство деятельностью Подсистемы осуществляет Министр сельского хозяйства РФ.

Для организации деятельности Подсистемой создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления.

Координационными органами Подсистемы являются:

- на федеральном уровне – Комиссия Минсельхоза России по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

- на объектовом уровне – комиссии подведомственных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

Компетенция координационных органов Подсистемы, а также порядок принятия ими решений, утверждение руководителей и персонального состава определяются положениями о них, утверждаемыми соответственно Минсельхозом России, подведомственными организациями.

Постоянно действующими органами управления Подсистемы являются:

- на федеральном уровне – подразделения Минсельхоза России, образованные для решения задач в области предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России;

- на объектовом уровне – структурные подразделения подведомственных организаций, специально уполномоченные на решение задач в области предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления Подсистемы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления, утверждаемыми соответственно Минсельхозом России, подведомственными организациями.

Органами повседневного управления Подсистемы являются:

- на федеральном уровне – подразделения Минсельхоза России, обеспечивающие его деятельность в области предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

- на объектовом уровне – подразделения подведомственных организаций, обеспечивающие их деятельность в области предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Компетенция и полномочия органов повседневного управления Подсистемы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления, утверждаемыми соответственно Минсельхозом России, подведомственными организациями.

 

Силы и средства Подсистемы

К силам Подсистемы относятся специально подготовленные:

- силы и средства наблюдения и контроля в составе подразделений Минсельхоза России, подведомственных организаций, осуществляющие в пределах своей компетенции мероприятия, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС";

- силы и средства ликвидации ЧС в составе подразделений Минсельхоза России, подведомственных организаций, осуществляющие в пределах своей компетенции мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России, включая мероприятия, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС".

В состав сил и средств Подсистемы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее – силы постоянной готовности), включенные в перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня РСЧС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС".

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют Минсельхоз России, подведомственные организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС.

 

Порядок деятельности Подсистемы

При отсутствии угрозы возникновения ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России органы управления и силы Подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей Минсельхоза России и подведомственных организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил Подсистемы, принимаемыми в соответствии с пунктом 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, устанавливается один из следующих режимов функционирования:

- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;

- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.

Руководители Минсельхоза России и подведомственных организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил Подсистемы, а также о мерах по обеспечению безопасности населения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители Минсельхоза России, подведомственных организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил Подсистемы.

Основными мероприятиями, осуществляемыми органами управления и силами Подсистемы, являются:

В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;

- сбор, обработка и обмен информацией в области предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России;

- планирование действий органов управления и сил Подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

- пропаганда знаний в области предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России;

- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- организация и координация работ по осуществлению профилактических мероприятий, обеспечивающих предупреждение ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России;

- ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях в организациях (на объектах) Минсельхоза России, выработка мер по устранению причин их возникновения;

В РЕЖИМЕ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ:

- усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;

- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам Подсистемы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о ЧС;

- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

- уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России и иных документов;

- приведение при необходимости органов управления, сил и средств Подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации в организациях (на объектах) Минсельхоза России, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

- восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;

- предоставление в МЧС России текущей информации об источниках ЧС с целью прогнозирования дальнейшего развития ЧС;

В РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ:

- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;

- определение границ зоны распространения чрезвычайной ситуации и объема работ по осуществлению мероприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России;

- оповещение руководителей Минсельхоза России и подведомственных организаций, МЧС России и иных заинтересованных органов, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России;

- организация работ по ликвидации ЧС в организациях (на объектах) Минсельхоза России, а также всестороннему обеспечению деятельности сил Подсистемы;

- сбор, анализ информации и обмен данными об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации в организациях (на объектах) Минсельхоза России и о ходе проведения работ по ликвидации ее последствий;

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия с МЧС России, другими заинтересованными государственными органами и организациями по вопросам ликвидации ЧС и их последствий в организациях (на объектах) Минсельхоза России;

- проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников подведомственных организаций в чрезвычайных ситуациях;

- предоставление в МЧС России текущей информации об источниках ЧС с целью прогнозирования дальнейшего развития ЧС.

Информационное взаимодействие Подсистемы в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.03.1997 N 334, Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденным приказом МЧС России от 26.08.2009 N 496, Инструкцией о сроках и формах предоставления информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 11.01.2021 N 2.

Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами РФ с иностранными государствами.

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (27.04.2025)
Просмотров: 26