Дежурно-диспетчерская служба – ключевое звено повседневного управления муниципальным звеном РСЧС
Главная » Статьи » Защита от ЧС (РСЧС)

Дежурно-диспетчерская служба – ключевое звено повседневного управления муниципальным звеном РСЧС

В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами на муниципальном уровне Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создаются следующие органы управления:

1) координационные органы – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) в муниципальном образовании;

2) постоянно действующие органы управления – создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (управления, отделы, департаменты ГО и ЧС);

3) органы повседневного (оперативного) управления – создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления. ЕДДС являются вышестоящим органам для всех дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб муниципального образования.

ЕДДС обеспечивает координацию деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны, организацию информационного взаимодействия и информационную поддержку принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны на муниципальном уровне осуществляют ЕДДС.

Положение о ЕДДС муниципального образования разрабатывается на основе законодательных и нормативно-правовых актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и утверждается главой муниципального образования.

Положение о ЕДДС муниципального образования должно соответствовать требованиям:

- Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- Указа Президента РФ от 28.12.2010 N 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории РФ»;

- постановления Правительства РФ от 24.03.1997 N 334 «О Порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

- постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

- распоряжения Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»;

- национального стандартом РФ ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.06.2016 N 723-ст);

- Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 N 7);

- законов и иных нормативно-правовых актов субъекта РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», «О региональной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Помимо Положения о ЕДДС муниципального образования, разрабатывается пакет локальных документов по организации ее деятельности (инструкции, регламенты, алгоритмы действий в различных режимах функционирования[1], документы по материально-техническому оснащению и т.д.).

Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны, включая их информационное взаимодействие осуществляется в целях:

- снижения рисков и смягчения последствий ЧС, заблаговременной подготовки к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

- поддержания в готовности к действиям органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС, решения задач в области гражданской обороны;

- достижения согласованных действий органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС и при подготовке к ведению и при ведении гражданской обороны;

- осуществления мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирования ЧС, а также оценки их социально-экономических последствий;

- своевременного информирования и оповещения координационных органов РСЧС, постоянно действующих органов управления РСЧС, органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны, населения о прогнозируемых и возникших ЧС, а также обмена информацией в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС.

Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны, организация информационного взаимодействия на муниципальном уровне осуществляются в следующих формах:

- разработка в рамках своей компетенции предложений по организации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны;

- разработка и доведение до органов местного самоуправления и подразделений уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы РСЧС на территории муниципального образования в автономном округе предложений о введении соответствующих режимов функционирования при угрозе возникновения или возникновении ЧС, о порядке организации и выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также о привлечении сил и средств РСЧС и гражданской обороны муниципального уровня для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- осуществление контроля за выполнением органами повседневного управления РСЧС и гражданской обороны мероприятий при угрозе возникновения или возникновении ЧС, а также при подготовке к ведению и при ведении гражданской обороны;

- информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке между органами повседневного управления РСЧС и гражданской обороны информацией о соблюдении требований и выполнении мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны.

ЕДДС при обеспечении на муниципальном уровне координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны, организации информационного взаимодействия выполняют следующие мероприятия.

 

В режиме повседневной деятельности и при подготовке к ведению гражданской обороны:

- координируют деятельность органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны;

- обеспечивают ведение баз данных статистической и плановой информации в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны;

- обеспечивают устойчивое функционирование средств оповещения органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны;

- организуют взаимодействие с организациями, входящими в состав функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС РСЧС, а также с действующими специализированными учреждениями, подразделениями и службами сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения по вопросам сбора, обработки и анализа информации об источниках ЧС, о показателях риска возникновения ЧС, об обнаружении и идентификации различных видов заражения и загрязнения;

- доводят до органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны в установленном порядке соответствующие прогнозы об угрозах возникновения ЧС, опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

 

В режиме повышенной готовности или угрозе возникновения ЧС:

- разрабатывают и доводят до органов местного самоуправления, подразделений уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы РСЧС, предложения о введении режима повышенной готовности и выполнении мероприятий по предупреждению ЧС, привлечении сил и средств РСЧС и гражданской обороны муниципального уровня. Рекомендации доводятся до органов местного самоуправления в течение одного часа после получения информации об угрозе возникновения ЧС или при принятии соответствующего решения комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

- осуществление контроля за выполнением органами повседневного управления РСЧС и гражданской обороны мероприятий при угрозе возникновения или возникновении ЧС.

 

При возникновении и ликвидации ЧС, ведении гражданской обороны:

- разрабатывают и доводят до органов местного самоуправления и подразделений уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы РСЧС, предложения о введении режима ЧС, а также о привлечении сил и средств РСЧС и гражданской обороны муниципального уровня. Предложения доводятся до органов местного самоуправления в течение одного часа после получения информации о возникновении ЧС или при принятии соответствующего решения комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

- оповещают в установленном порядке органы местного самоуправления, подразделения уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы РСЧС о возникновении ЧС по соответствующим сигналам оповещения;

- оценивают обстановку в зонах ЧС и проводят расчеты последствий ЧС, военных конфликтов, готовят предложения для принятия решения руководителями органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны, председателем комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления, руководителем ликвидации ЧС;

- осуществляют непрерывный сбор, обработку и передачу органам повседневного управления РСЧС и гражданской обороны данных о ЧС, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и о выполняемых мероприятиях.

ЕДДС при обеспечении на муниципальном уровне координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны, организации информационного взаимодействия имеют право запрашивать и получать в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, в том числе об исполнении решений, принятых комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, в целях обеспечения контроля.

Более подробно об организации и функционировании ЕДДС муниципального образования будет рассказано в статье «Порядок функционирования муниципальных казенных учреждений «Единая дежурно-диспетчерская служба», публикация которой запланирована на ноябрьский номер (11/2020) нашего журнала.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 9/2020.

 

[1] Органы управления и силы РСЧС функционируют в трех режимах: 1) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; 2) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; 3) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Другие статьи по теме
Категория: Защита от ЧС (РСЧС) | Добавил: ЦИПЗО (29.08.2021)
Просмотров: 1269