Организация гражданской обороны в Ямало-Ненецком автономном округе
Главная » Статьи » Региональный опыт

Организация гражданской обороны в Ямало-Ненецком автономном округе

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 11/2022.

Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: [email protected]), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.).

Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail [email protected] копию документа, подтверждающего подписку.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

 

Карпов Л.Р.

Референт редакции журнала

 

В публикации рассмотрен опыт организации гражданской обороны (ГО) в Ямало-Ненецком автономном округе. Учитывая схожесть задач и основных мероприятий по ГО, а также вопросов организации ГО, публикация может оказаться полезной для руководителей и специалистов, работающих на региональном, муниципальном и объектовом уровнях управления ГО.

 

Гражданская оборона (далее – ГО) в автономном округе организуется и ведется на всей территории автономного округа в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Положением об организации и ведении ГО в Ямало-Ненецком автономном округе[1], законами и иными нормативно-правовыми актами автономного округа. Органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе (далее – муниципальные образования) в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы ГО.

Основными задачами по ГО на территории автономного округа являются:

- подготовка населения в области ГО;

- своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- обеспечение устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Исполнительные органы государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства ГО.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства ГО, необходимые для решения вопросов местного значения.

Организации независимо от их организационно-правовых форм (далее – организации) в целях решения задач в области ГО в соответствии с полномочиями в области ГО создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и организуют проведение мероприятий по ГО.

Для осуществления управления ГО исполнительные органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления и организации в соответствии с полномочиями в области ГО создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Создание технических систем управления ГО предусматривает проектирование и строительство новых, поддержание в состоянии готовности существующих пунктов управления и систем связи ГО, а также их организационно-техническое сопряжение с пунктами управления систем государственного и военного управления.

В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по ГО, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории автономного округа организуется сбор информации в области ГО и обмен ею. Сбор информации в области ГО и обмен ею осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО.

 

Полномочия органов государственной власти в области ГО на территории автономного округа

Центральный исполнительный орган государственной власти автономного округа, проводящий государственную политику и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность в сфере ГО:

- организует проведение мероприятий по ГО, разрабатывает и реализовывает планы ГО и защиты населения;

- организует подготовку населения в области ГО;

- создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты ГО;

- планирует мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

- организует и разрабатывает план эвакуации населения, материальных и культурных ценностей автономного округа в безопасные районы. Обеспечивает деятельность эвакуационной комиссии автономного округа;

- участвует в планировании мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- участвует в создании и содержании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных и иных средств;

- обеспечивает своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- определяет перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по ГО;

- организует сбор и обмен информацией в области ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- участвует в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера автономного округа;

- разрабатывает план основных мероприятий автономного округа в области ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

- осуществляет информирование населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- организует работу в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивого функционирования объектов экономики автономного округа;

- в пределах своих полномочий создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности силы и средства ГО.

Исполнительные органы государственной власти автономного округа, на базе которых созданы спасательные службы, их подведомственные учреждения, при ведении ГО обеспечивают реализацию полномочий в соответствии с возложенными задачами.

Спасательные службы автономного округа вправе привлекать на договорной основе организации различных форм собственности для выполнения работ (поставка товаров и (или) предоставление услуг) в целях обеспечения выполнения мероприятий ГО на территории автономного округа.

 

Мероприятия в области ГО, проводимые органами местного самоуправления

Органы местного самоуправления соответственно территориальной организации местного самоуправления в автономном округе в целях решения задач в области ГО организуют, планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

1. По подготовке населения в области ГО:

- организация и проведение подготовки населения муниципальных образований к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- подготовка личного состава аварийно-спасательных формирований и служб муниципальных образований;

- проведение учений и тренировок по ГО;

- организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава аварийно-спасательных формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

- создание, оснащение курсов ГО и учебно-консультационных пунктов по ГО и организация их деятельности либо обеспечение курсового обучения соответствующих групп населения и оказания населению консультационных услуг в области ГО в других организациях;

2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

- комплексное использование средств сетей электросвязи и средств радиопроводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации в области ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- сбор и обмен информацией в области ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечение своевременного оповещения населения, в том числе экстренного оповещения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

- подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

- создание и организация деятельности эвакуационных органов на территории муниципального образования, а также подготовка их личного состава.

4. По предоставлению населению защитных сооружений ГО и средств индивидуальной защиты:

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию средств коллективной защиты и других объектов ГО для укрытия населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- разработка планов наращивания инженерной защиты территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО;

- приспособление в мирное время и при переводе ГО с мирного на военное время заглубленных помещений, других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

- обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты.

5. По планированию и обеспечению световой и другим видам маскировки:

- определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

- разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО.

6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

- создание, оснащение и подготовка в области ГО аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

- планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

- предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- определение численности населения, оставшегося без жилья;

- инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

- размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;

- предоставление населению информационно-психологической поддержки.

8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

- создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны в населенных пунктах, в которых отсутствуют подразделения государственной противопожарной службы, организация ее подготовки в области ГО и взаимодействия с другими видами пожарной охраны;

- создание необходимых противопожарных сил, их оснащение и подготовка в области ГО;

- организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- организация тушения пожаров в военное время и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО;

- организация тушения пожаров в жилой застройке в военное время и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

- заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов;

- создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области ГО;

- организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.

10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и вследствие террористических акций:

- создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;

- восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил ГО и эвакуации населения;

- обеспечение беспрепятственного передвижения сил ГО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;

- усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

- обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;

- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.

12. По срочному погребению (захоронению) тел (останков) погибших в военное время:

- заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;

- создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по погребению (захоронению) тел (останков) погибших, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

- оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;

- организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших.

13. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО;

- рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий ГО;

- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

- создание страхового фонда документации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2019 N 1583 ДСП "О создании, сохранении и об использовании страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием";

- повышение эффективности защиты производственных сооружений при воздействии на них современных средств поражения.

14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

- создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием;

- подготовка сил ГО к действиям, проведение учений и тренировок по ГО;

- разработка и корректировка планов действий сил ГО;

- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.

15. Определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по ГО.

 

Мероприятия в области ГО, проводимые организациями

Организации в целях решения задач в области ГО планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

1. По подготовке населения в области ГО:

- разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО;

- осуществление курсового обучения работников организаций в области ГО, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;

- создание и поддержание в рабочем состоянии соответствующей учебно-материальной базы;

- разработка программы проведения с работниками организации вводного инструктажа по ГО;

- организация и проведение вводного инструктажа по ГО с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;

- планирование и проведение учений и тренировок по ГО.

2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

- создание и совершенствование системы оповещения работников;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах и в районах их размещения в установленном порядке;

- сбор и обмен информацией в области ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и обеспечения их всем необходимым имуществом для первоочередного жизнеобеспечения.

4. По предоставлению населению защитных сооружений ГО и средств индивидуальной защиты:

- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО, находящихся в ведении организаций;

- разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в загородную зону производственную деятельность в военное время;

- строительство защитных сооружений ГО для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по ГО, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по ГО, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений;

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;

- разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

5. По планированию и обеспечению световой и другим видам маскировки:

- определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;

- разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;

- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО.

6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:

- создание и поддержание в состоянии готовности нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по ГО;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил ГО.

7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

- создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими или переносящими в загородную зону производственную деятельность в военное время в составе сил ГО, противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

8. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

- создание сил ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области ГО;

- организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время;

- заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

9. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и вследствие террористических акций:

- создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;

- осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения и на территории организации;

- усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

10. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

- обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;

- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.

11. По срочному погребению (захоронению) тел (останков) погибших в военное время:

- создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по срочному погребению (захоронению) тел (останков) погибших в военное время специализированными ритуальными организациями, расположенными на территории муниципальных образований.

12. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;

- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

- создание страхового фонда документации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2019 N 1583 ДСП "О создании, сохранении и об использовании страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием";

 – повышение эффективности защиты производственных сооружений при воздействии на них современных средств поражения.

13. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

- создание и оснащение сил ГО современной техникой и оборудованием, предназначенными для проведения аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и вследствие террористических акций;

- проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, проведение учений и тренировок по ГО;

- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО в составе группировки сил ГО, создаваемой органами местного самоуправления.

14. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО.

15. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по ГО, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

16. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

 

Организационная структура ГО на территории автономного округа

1. Руководство ГО на территории автономного округа осуществляет Губернатор автономного округа.

2. Руководство ГО на территориях муниципальных образований осуществляют главы (главы администраций) муниципальных образований.

3. Руководство ГО в организациях осуществляют руководители организаций.

4. Органами, осуществляющими управление ГО на территории автономного округа, являются:

- орган, уполномоченный решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по автономному округу, – Главное управление МЧС России по автономному округу;

- структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области ГО;

- структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО" и приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области ГО структурных подразделениях (работников) организаций";

- структурные подразделения (работники) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области ГО.

5. Управление ГО осуществляется на основании планов ГО и защиты населения (далее – планы ГО).

Планы ГО определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.

6. Управление переводом ГО с мирного на военное время является управляемым, заранее подготовленным и спланированным процессом, который начинается с момента получения сигналов оповещения о начале перевода и осуществляется непрерывно в течение всего периода перевода. При этом устанавливается система централизованного подчинения нижестоящих органов управления ГО вышестоящим.

7. В зависимости от предназначения и места размещения пункты управления ГО подразделяются на стационарные (повседневные), запасные (загородные), подвижные (воздушные, мобильные).

8. К стационарным (повседневным) пунктам управления на территории автономного округа относятся:

- Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу;

- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

- дежурно-диспетчерские службы организаций.

9. Запасные (загородные) пункты управления должны размещаться в защитных сооружениях ГО.

10. В целях организации и ведения ГО руководители ГО соответствующих уровней издают приказы и распоряжения в пределах их компетенции.

 

Силы ГО автономного округа

1. К силам ГО относятся спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, а также специальные формирования, создаваемые на военное время в целях решения задач в области ГО.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с планами ГО и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по решению должностного лица, осуществляющего руководство ГО на соответствующей территории.

Нештатные аварийно-спасательные формирования (далее – НАСФ) привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области ГО в соответствии с планами ГО и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению должностного лица, осуществляющего руководство ГО на соответствующей территории.

2. Порядок создания, оснащения и применения НАСФ определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области ГО.

3. В целях организации решения задач ГО в составе исполнительных органов государственной власти автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций создаются спасательные службы автономного округа.

Руководители исполнительных органов государственной власти автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, на базе которых созданы спасательные службы, являются руководителями соответствующих спасательных служб.

4. Спасательные службы автономного округа включают в себя органы управления, силы и средства организаций, предприятий, учреждений, а также подведомственных учреждений, предназначенные для организации мероприятий ГО на территории автономного округа по вопросам своей компетенции. Организации, предприятия и учреждения независимо от формы собственности могут быть включены в состав сил и средств спасательных служб автономного округа по согласованию.

5. Спасательные службы автономного округа:

- участвуют в разработке плана ГО автономного округа в пределах установленной компетенции;

- участвуют в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера автономного округа в пределах установленной компетенции;

- разрабатывают план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера спасательной службы в пределах установленной компетенции;

- разрабатывают планы основных мероприятий спасательной службы в области ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

6. Положение о спасательной службе автономного округа разрабатывается и подписывается руководителем соответствующей спасательной службы, согласовывается с департаментом гражданской защиты и пожарной безопасности автономного округа, Главным управлением МЧС России по автономному округу и утверждается Губернатором автономного округа.

7. По решению органов местного самоуправления (организаций) для проведения мероприятий ГО могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

8. В состав спасательной службы органа местного самоуправления (организации) входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по ГО, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Организации, предприятия и учреждения независимо от формы собственности, расположенные на территории муниципального образования, могут быть включены в состав сил и средств спасательных служб муниципального образования по согласованию.

9. Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами ГО задач.

10. Положение о спасательной службе, создаваемой муниципальным образованием, разрабатывается соответствующей спасательной службой, согласовывается с органом, уполномоченным на решение задачи ГО муниципального образования, руководителем соответствующей спасательной службы автономного округа и утверждается руководителем ГО муниципального образования.

11. Положение о спасательной службе организации согласовывается с соответствующим структурным подразделением органа местного самоуправления, уполномоченным на решение задач в области ГО, и утверждается руководителем ГО организации.

12. Спасательные службы автономного округа координируют деятельность и организуют взаимодействие спасательных служб муниципальных образований при выполнении мероприятий ГО на территории автономного округа в соответствии с разработанными планами ГО.

13. Спасательные службы автономного округа вправе планировать и проводить тренировки по координации деятельности и взаимодействию спасательных служб муниципальных образований по согласованию с органом местного самоуправления.

14. Методическое руководство деятельностью спасательных служб автономного округа осуществляет Главное управление МЧС России по автономному округу. Инструкция и указания спасательных служб автономного округа по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными и структурными подразделениями, спасательными службами муниципальных образований и спасательными службами организаций.

15. Готовность сил ГО определяется в ходе комплексных проверок, а также учений и тренировок, проводимых МЧС России и его территориальными органами, а также центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа в сфере ГО и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

16. Силы ГО в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ликвидации последствий, вызванных террористическими акциями.

 

Подготовка к ведению и ведение ГО в автономном округе

1. Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и осуществляется на основании годовых планов основных мероприятий автономного округа в области ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, предусматривающих основные мероприятия по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера автономного округа, муниципального образования (организации).

2. Ведение ГО на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов ГО муниципальных образований и планов ГО организаций.

3. Ведение ГО на всей территории автономного округа осуществляется в соответствии с планом ГО автономного округа.

4. Планы ГО определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению ГО в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

5. Планы ГО утверждаются:

- план ГО автономного округа – Губернатором автономного округа;

- планы ГО муниципальных образований – главами (главами администраций) муниципальных образований по согласованию с Главным управлением МЧС России по автономному округу;

- планы ГО организаций – руководителями этих организаций по согласованию с органом, осуществляющим управление ГО на территории соответствующего муниципального образования;

 

Заключительные положения

1. Обеспечение мероприятий регионального уровня по ГО, защите населения и территорий является расходным обязательством автономного округа.

2. Руководители исполнительных органов государственной власти, на базе которых созданы спасательные службы автономного округа, несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО в соответствии с действующим законодательством.

3. Обеспечение мероприятий по ГО, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

4. Губернатор автономного округа, руководители исполнительных органов государственной власти автономного округа, на базе которых созданы спасательные службы автономного округа, должностные лица местного самоуправления в автономном округе, возглавляющие местные администрации автономного округа (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований автономного округа), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

 

 

 

[1] Положение утверждено Постановлением Губернатора ЯНАО от 23.07.2012 N 108-ПГ (ред. от 14.09.2021).

Другие статьи по теме
Категория: Региональный опыт | Добавил: ЦИПЗО (27.04.2025)
Просмотров: 52