Главная » Статьи » Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) |
I. Общие положения по повышению устойчивости функционирования экономики
Одним из основных направлений в защитных мероприятиях территориальных структур и объектов экономики является повышение их устойчивости. Мероприятия проводятся заблаговременно в мирное время. Под устойчивостью функционирования экономики в военное время понимается способность экономики удовлетворять оборонные и важнейшие хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту страны и ее жизнедеятельность. Устойчивость функционирования территорий в чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) – способность территориальных структур экономики функционировать в условиях чрезвычайных ситуаций, противостоять поражающим воздействиям, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам экономики, а также ликвидировать чрезвычайные ситуации в минимальные короткие сроки на соответствующей территории. Повышение устойчивости функционирования (далее – ПУФ) территориальных структур и объектов экономики (далее – ОЭ) достигается осуществлением мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, созданием условий для ликвидации последствий нападения противника и проведения работ по восстановлению отраслей экономики. С этой целью заблаговременно в мирное время проводится ряд организационных и инженерно-технических мероприятий. К организационным мероприятиям относятся: - создание системы надежной защиты производственного персонала от современных средств поражения; - разработка плана и перевод экономики на особый режим работы; - создание запасов топлива, сырья, комплектующих изделий; - подготовка рабочей силы к работе в военное время; - организация устойчивых производственных связей; - разработка и осуществление системы транспортного, энергетического и материально-технического обеспечения объектов и отраслей хозяйственного комплекса; - подготовка и оснащение аварийно-восстановительных формирований для проведения спасательных и восстановительных работ в очагах поражения; - подготовка зданий круглогодичного функционирования для развертывания в них учреждений больничной базы медицинской службы гражданской обороны (далее – ГО). К общим инженерно-техническим мероприятиям относятся: - строительство защитных сооружений для укрытия наибольших работающих смен на объектах и отдыхающих смен в районах рассредоточения; - повышение прочности и механической устойчивости зданий, сооружений и других важных объектов; - повышение устойчивости энергетики; - строительство пунктов управления; - повышение живучести транспорта; - строительство загородных баз и складов; - рассредоточение запасов и резервов; - строительство защищенных хранилищ и трубопроводов для легковоспламеняющихся, взрывчатых и других веществ. Капитальные вложения, материально-технические и трудовые ресурсы, необходимые для осуществления этих мероприятий, должны предусматриваться в сметах расходов промышленных предприятий и организаций независимо от форм собственности. Состояние устойчивости функционирования экономики характеризуется критериями, которые отражают уровень подготовленности предприятий и отраслей к устойчивой работе в военное время в результате проведения следующих мероприятий: - обеспечение сохранности основных производственных фондов и материальных ресурсов или снижение их возможных потерь от современных средств поражения; - повышение надежности внутреннего энерго- и водоснабжения предприятий, организаций и отдельных производств; - подготовка технологических процессов к производству продукции в военное время; - накопление текущих производственных запасов до установленных нормативов. Повышение устойчивости функционирования экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на: - предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий; - снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения в мирное время, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов; - создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного производства и обеспечения жизнедеятельности населения. Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по ПУФ осуществляют органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления и руководители организаций. С этой целью в органах исполнительной власти и на объектах экономики разрабатываются положения о комиссиях по ПУФ. Комиссии муниципальных образований по ПУФ решают следующие задачи: - организация работы по ПУФ подведомственных организаций, предприятий и учреждений; - контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и при воздействии современных средств поражения вероятного противника в подведомственных организациях, предприятиях и учреждениях; - оценка состояния, возможностей и потребностей подведомственных организаций, предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений; - организация исследований по вопросам устойчивости функционирования подведомственных организаций, предприятий и учреждений, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий; - проверка качества выполнения мероприятий по ПУФ в подведомственных организациях, предприятиях и учреждениях; - обобщение данных и подготовка предложений вышестоящим органам управления и комиссиям по ПУФ по вопросам ПУФ экономики для принятия решения по переводу подведомственных организаций, предприятий и учреждений на работу в особом режиме (чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация); - обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ. Комиссии организаций (предприятий) решают следующие вопросы: - планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости их функционирования; - планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника; - обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений; - ответственность за выделение необходимых материальных и финансовых средств; - иные возникающие вопросы. Председателями комиссий по ПУФ экономики могут назначаться заместители руководителей, курирующие промышленный комплекс (производство). Членами комиссий по ПУФ – лица, ответственные за направления деятельности, обеспечивающие выполнение задач ПУФ. Комиссии могут разбиваться на подкомиссии, подгруппы (группы) по: - рациональному размещению производственных сил; - устойчивости топливно-энергетического комплекса, промышленного производства и транспортной системы; - устойчивости агропромышленного комплекса, сфер обращения и услуг; - устойчивости социальной сферы, управления и другие. В этом случае председателями подкомиссий, подгрупп (групп) могут назначаться должностные лица, ответственные за вышеуказанные направления экономики (производства). Планирование работы комиссии по ПУФ начинается с составления плана мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики на 5 или 10 лет с разбивкой мероприятий по каждому направлению (подкомиссии). На основании данного плана составляются годовые планы работы как комиссии в целом, так и подкомиссий. Годовой план комиссии по ПУФ состоит из планов подкомиссий и общего плана, объединяющего перечень всех мероприятий. Основные направления ПУФ экономики муниципального образования: - обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время; - рациональное размещение производственных сил на территории муниципального образования; - проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ экономики; - подготовка к работе отраслей экономики; - подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики; - подготовка системы управления экономикой. Основными направлениями ПУФ предприятий и организаций (далее – организаций) являются: - обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения и их жизнедеятельности; - рациональное размещение производительных сил организации на соответствующей территории; - подготовка организации к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время; - подготовка к выполнению работ по восстановлению производства; - подготовка системы управления для решения задач в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.
II. Мероприятия по ПУФ
Мероприятия по ПУФ муниципальных образований осуществляются заблаговременно с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного и военного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время. Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки (например, эвакуационные мероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.). Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики. Проводятся два вида исследовательской работы по устойчивости. Первый вид – специальные исследования, проводимые силами инженерно-технического персонала объектов и органами управления экономики. Второй вид – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в общегосударственном (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах. Оба вида исследований дополняют друг друга и являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости. Часть мероприятий по ПУФ организаций предусматривается в соответствующих планах ГО. Эффективность подготовки организаций к устойчивому функционированию определяется при проведении специальных учений ГО. В целом общая схема организации работы по ПУФ организаций делится на 3 основных этапа: I этап – исследовательский, на котором выявляются проблемные вопросы в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по их решению; II этап – проверка и оценка эффективности предполагаемых мероприятий и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения по ГО); III этап – реализация обоснованных мероприятий через установленные системы планирования и контроля.
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПУФ ЭКОНОМИКИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
1. Рациональное размещение объектов и элементов предприятия При создании новых, реконструкции (расширении) существующих хозяйственных объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, наиболее общими (универсальными) типовыми мероприятиями являются следующие: - размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности; - исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности; - рассредоточение элементов крупных объектов, ограничение расширения крупных производств; - ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на удалении от других объектов; - строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта (в безопасной зоне).
2. Проведение технических мероприятий по ПУФ Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по ПУФ. Эти цели должны достигаться путем: - защиты основных производственных фондов (далее – ОПФ) от поражающих факторов; - проведения специальных природоохранных мероприятий. Защита ОПФ от поражающих факторов включает в себя: - повышение физической стойкости ОПФ; - пожарной сигнализации, систем пожаротушения; - внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности поражения; - защиту уникального и ценного оборудования, подготовку его к эвакуации. Специальные природоохранные мероприятия: - очистка стоков; - герметизация оборудования, трубопроводов; - снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.
3. Подготовка к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время Подготовка хозяйственных объектов экономики к работе должна осуществляться в целях: - обеспечения выпуска важных видов продукции; - устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой; - обеспечения безопасности работающей смены. С учетом вышеназванных целей мероприятиями в этой области являются: - оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции; - совершенствование производственных связей с поставщиками; - подготовка к независимому функционированию отдельных производств; - подготовка к работе по упрощенной технологии; - создание минимально необходимого запаса материально-технических ресурсов; - подготовка к использованию местных ресурсов; - обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения; - использование кабельных линий электропередач (далее – ЛЭП); - электроснабжение объекта от двух и более источников; - подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей; - обеспечение аварийного освещения территорий и помещений; - обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами; - своевременное оповещение персонала; - создание и подготовка сил и средств для защиты персонала; - обучение персонала способам защиты; - подготовка к оказанию первой медицинской помощи; - подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.
4. Подготовка управления, сил и средств муниципальных образований к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий Подготовка системы управления, сил и средств муниципальных образований должна быть направлена на создание условий для своевременного оповещения персонала и населения, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР). Эти цели достигаются путем заблаговременной подготовки сил и средств региональной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны.
5. Типовые мероприятия по подготовке сил и средств: - создание и обучение формирований, их материально-техническое обеспечение; - создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов; - подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля; - подготовка к использованию местных ресурсов; - обеспечение автономными водо- и энергетическими источниками; - создание и сохранность страхового фонда документации.
6. Типовые мероприятия по подготовке управления в интересах ПУФ: - разработка и постановка задач организациям по ликвидации последствий аварий, ЧС; - обеспечение органов управления организаций нормативно-технической документацией; - создание сети наблюдения и лабораторного контроля (далее – СНЛК) на территории организаций и прилегающей местности; - создание и поддержание в готовности системы оповещения; - создание систем сбора и анализа информации; - создание системы пунктов управления; - развитие системы связи в отрасли; - уточнение прогноза возможной обстановки и планов действий. Организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления: - подготовка информационных центров организаций к работе; - подготовка персонала органов управления организаций; - обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов и их готовностью; - обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) по проблемам повышения устойчивости.
7. Типовые мероприятия по ПУФ на опасных объектах (производствах): а) на химически опасных объектах: - обеспечение персонала защитными сооружениями; - обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ); - обеспечение аварийно-спасательных формирований приборами радиационной, химической и биологической разведки; - защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от аварийно химически опасных веществ (далее – АХОВ); - создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов; - обеспечение вытяжными системами и респирационными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования; - подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации последствий аварий; - подготовка к обеспечению населения, укрываемого в защитных сооружениях (далее – ЗС), продуктами питания и др.; - подготовка к санитарной обработке персонала; - накопление медицинских средств для оказания первой медицинской помощи; - обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС; - оборудование производственных помещений автоматическими системами обнаружения АХОВ; - обучение персонала приемам первой медицинской помощи; - подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей; - регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на ОЭ; - размещение объектов с подветренной стороны относительно города и населенных пунктов; - размещение складов с АХОВ с подветренной стороны основных цехов ОЭ, где работает наибольшее число персонала; - создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения в округе ОЭ; - ограничение объемов АХОВ, легковоспламеняющихся горючих жидкостей (далее – ЛВГЖ), взрывчатых веществ (далее – ВВ), хранящихся на территории ОЭ; - подземное хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ; обвалование, поддоны; - сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ; - применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях; - герметизация оборудования и трубопроводов с АХОВ, применение бесшовных труб; - регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с АХОВ, ЛВГЖ, ВВ; - своевременное техническое обслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ; - строгий учет количества, местонахождения и перемещения АХОВ; - подготовка к дегазации территории, оборудования, транспорта; - обеспечение формирований объектов материально-техническими средствами для локализации ЧС; - устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ; - оснащение технологических линий, трубопроводов системы экстренного опорожнения; - внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ; - внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования; - обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ; - разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий ОЭ и местности; - разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ; б) на взрывоопасных объектах: - обеспечение персонала защитными сооружениями; - обеспечение персонала СИЗ; - изоляция взрывоопасных зон прочными стенами; - использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон; - подготовка к эвакуации персонала, не занятого ликвидацией последствий аварии, ЧС; - подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и др.; - накопление медицинских средств для оказания первой медицинской помощи; - обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре; - обучение персонала приемам первой медицинской помощи; - размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей местности; - создание во взрыво- и пожароопасных зонах инертной среды; - предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах; - автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации); - установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров); - разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ; - обеспечение грозозащитными устройствами; - установка предохранительных клапанов для сброса давления; - обеспечение прочности емкостей, работающих под давлением; - использование несгораемых конструкций и материалов; - создание противопожарных разрывов и минеральных полос; - создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ; - запрещение взрывных работ вблизи объектов; - строгое соблюдение правил пожарной безопасности; - обеспечение пожарной техникой, оборудованием и инструментом; - обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения; - подготовка пожарных проездов для пожарной техники; в) на транспорте: - подготовка постоянных транспортных средств и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время; - обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время; - подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий, а также для выполнения эвакуационных мероприятий; - обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения); - разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса; - повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса; - подготовка объездов возможных зон ЧС; - подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения; - определение оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и территории; - подготовка автотранспорта и дорожной сети к перевозкам эвакуируемого населения; - рациональное размещение производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей; - разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники; - создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания и специальной обработки зараженной автомобильной техники; - создание и хранение неснижаемого запаса запасных частей, оборудования, инструмента; - совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления; - строительство автодорог вблизи железных дорог, подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов; - подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовых заводов, карьеров и т.п.) для строительства и ремонта дорог; - совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в условиях ведения военных действий; - разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы; г) на объектах энергетики: - распределение энергоисточников по потребителям; - внедрение кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов; - кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы; - организация технологического цикла тепловых энергосетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы; - создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок; - внедрение эффективных устройств для прогрева и плавки гололеда на воздушных ЛЭП; - подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей; - подготовка энергосистем к работе по специальным режимам; - подготовка к работе на резервных видах топлива за счет местных ресурсов; д) на объектах пищевой промышленности: - обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности); - создание и внедрение в производство закрытых технологических линий (защитных); - автоматизация технологических процессов подачи сырья до упаковки; - подготовка предприятий пищевой промышленности к временному переходу на упрощенные технологии; - разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей ОЭ; - дублирование основных видов продукции для обеспечения потребителей; - организация хранения запасов с повышенной герметизацией; - защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары; - разработка и внедрение защитной тары (нетоксичной); - совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств; - обеспечение предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в растительных продуктах, необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами; - совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и ЭВМ для экстренного определения загрязнения (заражения) пищевых продуктов; - снижение взрывопожарной опасности мукомольных предприятий, подготовка бестарной приемки муки, исключающей ее загрязнение; - накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей хлебопекарной промышленности и использования их в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время; - разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных; - оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания.
III. Организация работы по ПУФ в муниципальных образованиях и на объектах экономики
Организация работы в муниципальных образованиях В муниципальном образовании правовым актом главы муниципального образования (главы местной администрации) создается комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики (далее – комиссия). Комиссию возглавляет, как правило, один из заместителей главы муниципального образования (главы местной администрации). Комиссия состоит из нескольких подкомиссий (групп), которые работают по своим направлениям. Этим же правовым актом утверждается положение о комиссии. В нем отражаются общие положения, основные задачи комиссии по организации и проведению мероприятий по устойчивости, порядок работы комиссии и ее права. Председателем комиссии определяются задачи каждой подкомиссии (группе), а руководители подкомиссий (групп) определяют задачи каждому члену комиссии. Работа комиссии планируется на год. В плане ежеквартально предусматриваются заседания комиссии. В план включаются мероприятия по подготовке заседаний (сбор и анализ данных, подготовка доклада к заседанию комиссии). Планируется подготовка ежегодного доклада по состоянию устойчивости функционирования экономики муниципального образования. Для реализации решений комиссии планируется подготовка проектов правовых актов. Заседание комиссии оформляется протоколом. В протоколе указываются количество присутствующих, повестка заседания, докладчики, выступающие, краткая запись выступлений, решение комиссии. Протокол подписывается председателем комиссии и секретарем. К протоколу прилагаются список присутствующих, доклады по повестке заседания, тексты и материалы выступлений. Комиссия и комиссии объектов экономики в своей работе руководствуются федеральными, региональными нормативно-правовыми актами и документами, изданными на уровне муниципального образования. Комиссия при планировании работы определяет перечень объектов, с которыми она будет взаимодействовать: - объекты, декларируемые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; - объекты, продолжающие работу в военное время, в соответствии с планом гражданской обороны субъекта РФ (муниципального образования).
Организация работы комиссии муниципального образования Комиссия решает следующие задачи: а) в мирное время: - координация работы руководителей хозяйствующих субъектов (организаций), расположенных на территории муниципального образования, направленной на повышение устойчивости функционирования хозяйственного комплекса в военное время; - контроль за подготовкой объектов хозяйственного комплекса муниципального образования к работе в военное время (разработка, планирование и своевременное осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивого функционирования в экстремальных условиях военного времени), увязка этих мероприятий со схемами планировки муниципального образования и застройки населенных пунктов; - организация работы по комплексной оценке состояния, возможностей и потребностей объектов экономики муниципального образования для обеспечения выпуска заданных объемов и номенклатуры военной и важнейшей гражданской продукции в условиях возможных потерь и разрушений, а также по обеспечению жизнедеятельности в этих условиях; - участие в проведении проверок вопросов подготовки органов управления хозяйствующего субъекта и населения муниципального образования по вопросам устойчивости, действиям в экстремальных условиях военного времени; - подготовка личного состава комиссии на учебных и учебно-методических сборах, на плановых специальных занятиях, на учениях и тренировках гражданской обороны; - участие в обобщении результатов исследовательских учений, в том числе и по результатам командно-штабных учений, по дальнейшему повышению устойчивости функционирования экономики в военное время; б) при переводе экономики муниципального образования и организаций на работу по планам военного времени: - контроль и оценка выполнения руководителями хозяйствующих субъектов запланированных организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования в военное время; - проверка результатов работ по наращиванию мероприятий по повышению устойчивости с введением степеней готовности гражданской обороны; - обобщение данных о состоянии устойчивости экономики и подготовка предложений главе муниципального образования по выработке решений для дальнейшего совершенствования по повышению устойчивости; в) после нападения противника: - оценка состояния важнейших объектов муниципального образования и экономики муниципального образования в целом; - подготовка предложений главе муниципального образования по: - восстановлению нарушенного управления и обеспечению жизнедеятельности населения; - организации производственной деятельности на сохранившихся объектах (мощностях); - проведению восстановительных работ в условиях нарушения управления и связи с органами управления области. В военное время задачи, решение которых направлено на повышение устойчивости, органы местного самоуправления, комиссия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципального образования работает в тесном взаимодействии с органами военного командования, дислоцируемого на территории муниципального образования. В ходе решения задач по ПУФ комиссия разрабатывает предложения по максимальному использованию возможностей муниципального образования, которые могут быть достигнуты в результате мобилизационного развертывания. Определяются основные показатели новых экономических пропорций, возникающих при возрастающих объемах производства военной продукции на предприятиях оборонных отраслей при максимально возможном использовании для этих целей предприятий остальных отраслей промышленности независимо от форм собственности.
Примерный перечень документов комиссии по ПУФ муниципального образования: - правовой акт главы муниципального образования (главы местной администрации), которым утверждается создание комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования; - функциональные обязанности для каждого члена комиссии, утвержденные председателем комиссии; - планы работы комиссии; - протоколы заседаний комиссии; - перечень объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения; - материалы исследований устойчивости функционирования экономики; - протоколы аттестации по устойчивости предприятий; - перспективный план повышения устойчивости функционирования экономики муниципального образования; - годовой план повышения устойчивости функционирования экономики муниципального образования; - другие документы.
Организация работы по повышению устойчивости функционирования на объектах (в организациях, учреждениях и на предприятиях) Руководитель объекта (организации) издает приказ об организации работы по повышению устойчивости функционирования. Приказом определяются структура, состав и задачи комиссии, утверждается положение о комиссии, определяются группы специалистов для проведения исследовательской работы по определению состояния устойчивости предприятия. Устойчивость работы объекта экономики определяется: - обеспеченностью работающей смены и всего производственного персонала средствами защиты; - прочностью и механической устойчивостью основных элементов объекта; - бесперебойным снабжением объекта всеми видами энергии (электричеством, паром, газом), промышленной и питьевой водой, топливом, сырьем, комплектующими изделиями и т.д.; - наличием плана перевода производства на особый режим работы с соответствующим материально-техническим обеспечением; - степенью надежности управления производством в условиях военного времени; - надежностью действия в военное время внешних производственных связей с заводами-комплектаторами и с заводами-потребителями; - заблаговременной подготовкой объекта к первоочередному восстановлению производства в случае нанесения объекту слабых и средних, а в некоторых случаях – и сильных разрушений при воздействии современных средств поражения. Доведение устойчивости необходимо планировать до такого состояния, чтобы предприятие было способно выполнить установленное задание по выпуску продукции. При этом расчеты необходимо проводить с учетом того, что объект экономики будет находиться в зоне разрушений (СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90»[1]). После проведения исследовательских работ (учений) по определению состояния устойчивости функционирования предприятия оформляется протокол аттестации по устойчивости предприятия (далее – протокол). Состояние устойчивости функционирования предприятия оценивается как «соответствует предъявляемым требованиям», «ограниченно соответствует предъявляемым требованиям» и «не соответствует предъявляемым требованиям», в соответствии с инструкциями, утвержденными приказами МЧС России. После оформления протокола разрабатывается перспективный план повышения устойчивости функционирования предприятия. Перспективный план ПУФ предприятия должен разрабатываться на пять или десять лет. Исходя из перспективного плана, разрабатываются ежегодные планы повышения устойчивости функционирования предприятия. Материалы исследования анализируются, обобщаются и оформляются протоколом. Комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования на основании протоколов ежегодно составляет и представляет главе муниципального образования доклад о состоянии устойчивости функционирования муниципального образования и выполненных мероприятиях по повышению устойчивости за год. Копия доклада представляется в областную комиссию по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в мирное и военное время. Примерный перечень документов комиссии по ПУФ организаций: - приказ руководителя о создании комиссии; - положение о комиссии; - функциональные обязанности на каждого члена комиссии; - планы работы комиссии; - протоколы заседания комиссии; - материалы исследовательской работы по определению устойчивости функционирования организации (предприятия); - протокол аттестации по устойчивости функционирования организации (предприятия); - перспективный план повышения устойчивости; - годовой план повышения устойчивости; - план-график наращивания мероприятий по ПУФ организации (объекта); - другие документы.
Приложения к рекомендациям: N 1 – примерное положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования. N 2 – обязанности председателя комиссии и председателей подкомиссий по повышению устойчивости функционировании экономики. N 3 – рекомендации по разработке плана мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и на военное время на период до ____ года. N 4 – примерный план работы комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования на 202_ г. N 5 – образец постановления главы муниципального образования «О совершенствовании работы по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципального образования». N 6 – протокол заседания комиссии по ПУФ. N 7 – приказ директора организации (предприятия). N 8 – протокол аттестации по устойчивости организации (предприятия). N 9 – списки присутствующих и приглашенных на заседание комиссии по ПУФ. N 10 – план-график наращивания мероприятий по ПУФ организации (объекта) в военное время. В приложениях приводятся образцы документов по организации работ по ПУФ. Эти образцы предлагаются как варианты. Разработка документов на местах осуществляется применительно к конкретным условиям деятельности ОЭ (предприятий, учреждений, организаций) и органов управления. Вышеуказанные приложения будут опубликованы в следующих номерах нашего журнала.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 3/2020.
[1] Утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705/пр) (ред. от 24.10.2017). | |
Категория: Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) | Добавил: ЦИПЗО (17.11.2020) | |
Просмотров: 3041 |