Главная » Статьи » Организация ГО |
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 10/2022. Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: [email protected]), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.). Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail [email protected] копию документа, подтверждающего подписку.
ПОЛОЖЕНИЕ О СОЗДАНИИ СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ И ПОДДЕРЖАНИИ ИХ В СОСТОЯНИИ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ
1. Общие положения
1.1. Положение о создании сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной в городском округе и поддержании их в состоянии готовности к действиям по предназначению разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Постановлением Губернатора субъекта РФ от _________ N __ "Об утверждении Положения о создании сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной в субъекте РФ и поддержании их в состоянии готовности к действиям по предназначению" и определяет порядок создания сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной в городском округе и поддержания их в состоянии готовности к действиям по предназначению (далее – силы гражданской обороны и органы управления гражданской обороной). 1.2. Организационную основу гражданской обороны в городском округе составляют силы гражданской обороны и органы управления гражданской обороной, создаваемые и поддерживаемые в состоянии готовности органами исполнительной власти субъекта РФ в пределах своих полномочий, органами местного самоуправления городского округа и организациями, в компетенцию которых входят вопросы гражданской обороны и защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Органом управления гражданской обороной в городском округе является отдел по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Администрации городского округа, в организациях – работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, осуществляющие свою деятельность как на штатной основе, так и по совместительству. Организацию информационного взаимодействия сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной в городском округе при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны осуществляет единая дежурно-диспетчерская служба городского округа. Контроль за созданием сил гражданской обороны и поддержанием их в готовности к действиям по предназначению осуществляют органы местного самоуправления городского округа и организации в пределах своих полномочий. 1.3. К силам гражданской обороны относятся: - подразделения Государственной противопожарной службы, осуществляющие деятельность на территории городского округа; - аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования, спасательные службы (службы гражданской обороны), нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, создаваемые органами местного самоуправления и организациями. 1.3. Аварийно-спасательные формирования создаются: - на постоянной штатной основе (профессиональные аварийно-спасательные формирования); - на нештатной основе (нештатные аварийно-спасательные формирования). 1.4. Профессиональные аварийно-спасательные формирования городского округа создаются по решению Администрации городского округа. Профессиональные аварийно-спасательные формирования организаций создаются руководством организаций, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных формирований. 1.5. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне (далее – Организации). Организации создают нештатные аварийно-спасательные формирования из числа своих работников, поддерживают их в состоянии готовности в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999. Администрация городского округа может создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своей территории в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения, планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 1.6. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне представляют собой формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Администрация городского округа может создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне на своей территории в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения, планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 1.7. Организации: - создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне; - осуществляют обучение личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне; - создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются в соответствии с Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденным приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701. 1.8. Спасательные службы (службы гражданской обороны): а) спасательные службы (службы гражданской обороны) городского округа и организаций создаются по решению Администрации городского округа и организаций на основании расчета объема и характера задач, выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны); б) организация и порядок деятельности спасательных служб (служб гражданской обороны) определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах (службах гражданской обороны). 1.9. Поддержание сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной в готовности к действиям по предназначению обеспечивается посредством выполнения комплекса подготовительных мероприятий в мирное время и включает в себя: - разработку документов, определяющих порядок и сроки приведения сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной в готовность к выполнению задач по предназначению и их функционирование в военное время; - наличие структуры и штатного расписания сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной на военное время; - наличие необходимой организационно-технической, справочной и иной документации по вопросам управления гражданской обороной в мирное и военное время; - подготовку сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной; - создание на потенциально опасных производственных объектах, осуществляющих деятельность в том числе в военное время, дежурно-диспетчерских (дежурных) служб; - проведение тренировок и проверок готовности к применению по предназначению систем оповещения, связи и информирования населения в установленные сроки; - создание и поддержание в состоянии готовности в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне; - создание и поддержание в состоянии готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне местного уровня; - создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
II. Основные задачи сил гражданской обороны
2.1. Основными задачами сил гражданской обороны городского округа являются: 2.1.1. Для аварийно-спасательных формирований: - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - поддержание аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; - контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; - ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях. 2.1.2. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по: - участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; - участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; - участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ; - выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных формирований. 2.1.3. Для нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне: - участие в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; - участие в проведении мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; - обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления связи и оповещения, защиты животных и растений, автотранспортного обеспечения; - участие в первоочередном жизнеобеспечении пострадавшего населения; - оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в медицинские учреждения; - участие в санитарной обработке населения, их одежды, техники, продовольствия, воды, территорий; - участие в организации подвижных пунктов питания, продовольственного и вещевого снабжения; - прокладывание колонных путей и устройство проходов (проездов) в завалах; - участие в локализации аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения аварийно-спасательных работ; - укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ; - участие в обеспечении охраны общественного порядка; - ремонт и восстановление дорог и мостов; - ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения аварийно-спасательных работ; - поддержание в готовности, ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий. 2.1.4. Для спасательных служб (служб гражданской обороны) выполнение специальных действий в области гражданской обороны: - оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - обеспечение проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению; - восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; - срочное захоронение трупов в военное время; - иные специальные действия в целях выполнения основных задач в области гражданской обороны.
III. Подготовка сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной
3.1. Подготовка сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной к действиям по предназначению обеспечивается посредством выполнения комплекса следующих мероприятий: 1) в мирное время: - разработка и принятие нормативных правовых актов в области гражданской обороны; - разработка годовых и перспективных планов развития и совершенствования гражданской обороны в городском округе; - разработка планов мероприятий гражданской обороны в городском округе в соответствии с мобилизационными планами экономики; - накопление фонда защитных сооружений (строительство убежищ и противорадиационных укрытий), контроль за их готовностью к использованию по предназначению; - поддержание в готовности к использованию по предназначению защищенных пунктов управления гражданской обороной, систем связи и оповещения; - создание запасов индивидуальных средств защиты, средств связи, медицинского, химического и другого имущества; - создание нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб (служб гражданской обороны) и поддержание их в постоянной готовности к действиям; - подготовка к плановому и своевременному проведению эвакуационных мероприятий; - разработка и выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов; - подготовка руководящего состава сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной, населения в области гражданской обороны; 2) в период нарастания агрессии: - обеспечение устойчивого управления гражданской обороной; - приведение в готовность сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной к действиям по предназначению и выполнение мероприятий, направленных на повышение их готовности; - выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов; - функционирование объектов, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов; 3) в условиях военного конфликта: - устойчивое управление гражданской обороной в городском округе с пунктов управления гражданской обороной; - поддержание в готовности к выполнению задач по предназначению сил гражданской обороны; - обеспечение проведения плановых эвакуационных мероприятий; - выполнение мероприятий по защите населения от поражающих факторов в результате применения противником современных средств поражения, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - проведение инженерных, противорадиационных, противохимических и медицинских мероприятий. 3.2. Подготовка личного состава сил гражданской обороны проводится в образовательных организациях, государственном казенном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ", на курсах гражданской обороны городского округа и в организациях, на базе которых созданы силы гражданской обороны. 3.3. Основными формами обучения (видами занятий) являются практические занятия, тренировки и учения. 3.4. При проведении практических занятий, тренировок и учений особое внимание уделяется вопросам морально-психологической подготовки и совершенствования практических навыков обучаемых лиц при выполнении мероприятий в зоне действия поражающих факторов, возникающих при чрезвычайных ситуациях, наиболее характерных для субъекта РФ. 3.5. Навыки ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ совершенствуются в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных, специальных, комплексных учений и тренировок (далее – учения и тренировки). 3.6. Учения и тренировки проводятся в соответствии с организационно-методическими указаниями по подготовке сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной на год. 3.7. В ходе проведения учений и тренировок: - определяется степень готовности к выполнению задач по предназначению сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной; - проверяется реальность, полнота и своевременность выполнения мероприятий плана приведения в готовность гражданской обороны, плана гражданской обороны и защиты населения городского округа; - проверяется материальная обеспеченность сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной; - проверяется готовность сил гражданской обороны к выполнению задач по предназначению; - уточняется структура сил гражданской обороны и ее соответствие характеру и объему выполняемых задач.
IV. Применение сил гражданской обороны
4.1. Применение сил гражданской обороны заключается в их привлечении к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе возникших вследствие вооруженных конфликтов, и проведению мероприятий по гражданской обороне. 4.1.1. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации (зоне поражения) осуществляется в три этапа: первый этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших и подготовка группировки сил и средств к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации; второй этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировкой сил и средств аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; третий этап – завершение аварийно-спасательных и других неотложных работ, вывод группировки сил аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения. 4.1.2. Содержание аварийно-спасательных работ включает в себя: - разведку зоны чрезвычайной ситуации и участков (объектов) работ и маршрутов выдвижения к ним; - локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках (объектах) работ; - поиск пораженных (пострадавших) и спасение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений, завалов; - вскрытие разрушенных, поврежденных, заваленных защитных сооружений, подвальных помещений и спасение находящихся в них людей; - подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой; - оказание первой, доврачебной, первой врачебной помощи пораженным (пострадавшим) и эвакуацию их в лечебные учреждения; - вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы; - дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию специальной техники, транспорта, участков местности и дорог, зданий и сооружений; - санитарную обработку людей, дегазацию, дезинфекцию, дезинсекцию обмундирования, снаряжения, одежды и средств защиты; - обеззараживание продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража, ветеринарную обработку сельскохозяйственных животных. 4.1.3. Другие неотложные работы, проводимые в интересах аварийно-спасательных работ и первоочередного обеспечения жизнедеятельности населения, включают: - локализацию аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях; - укрепление или обрушение (разборку) поврежденных конструкций, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ; - восстановление поврежденных участков коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, сооружений и объектов первоочередного обеспечения жизнедеятельности населения; - прокладывание колонных путей и устройство проездов в завалах и на зараженных участках; - проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов; - ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия в них работающих смен подразделений (формирований) в случае повторного нанесения противником удара с применением современных средств поражения. Планирование применения сил гражданской обороны осуществляется заблаговременно, на этапе их создания. Результаты планирования применения сил гражданской обороны отражаются в планах гражданской обороны и защиты населения. 4.2. Привлечение сил гражданской обороны городского округа к выполнению задач в области гражданской обороны и ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения района по решению Главы городского округа – руководителя гражданской обороны городского округа.
V. Организация проверок готовности сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной
5.1. В целях осуществления контроля за соблюдением федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации и субъекта РФ в сфере гражданской обороны, оценки степени готовности сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной к выполнению возложенных задач по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие таких конфликтов, проводятся проверки сил гражданской обороны и органов управления гражданской обороной. 5.2. Проверки проводятся в рамках учений и тренировок ГУ МЧС России по субъекту РФ, органами местного самоуправления городского округа, организациями.
VI. Обеспечение деятельности сил гражданской обороны
6.1. Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению сил гражданской обороны городского округа осуществляется за счет финансовых средств организаций, их создающих, с учетом положений статьи 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Другие статьи по теме | |
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (27.04.2025) | |
Просмотров: 23 |