Организация гражданской обороны на муниципальном уровне
Главная » Статьи » Организация ГО

Организация гражданской обороны на муниципальном уровне

Организация гражданской обороны в муниципальном образовании (районе, городе) осуществляется на основе соответствующего Положения, утверждаемого главой администрации МО. Основными нормативно-правовыми актами при его разработке являются:

- Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

- Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;

- закон субъекта РФ «О гражданской обороне»;

- приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».

Гражданская оборона МО представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите населения МО, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. Мероприятия по ГО организуются в рамках подготовки к ведению и ведения ГО в МО.

Подготовка к ведению ГО на территории МО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера и осуществляется на основании годового плана основных мероприятий МО в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее – план основных мероприятий).

План основных мероприятий разрабатывается на год органом местного самоуправления и согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ (далее – ГУ МЧС России по субъекту РФ). План разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченными на решение задач в области ГО и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории МО и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и ЧС природного и техногенного характера.

Подготовка к ведению ГО на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении ГО в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Ведение ГО на муниципальном уровне осуществляется на основе планов ГО и защиты населения муниципальных образований, а в организациях на основе планов ГО организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Планы ГО и защиты населения (планы ГО) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению ГО и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в военное время. Выполнение мероприятий по ГО и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Силы ГО МО в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории МО.

Должностные лица администрации МО, администраций городских и сельских поселений, руководители предприятий и организаций, расположенных на территории МО, независимо от форм собственности, не выполняющие, либо уклоняющиеся от выполнения обязанностей по ГО, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

Основные принципы ведения гражданской обороны в муниципальном образовании

В основе организации, подготовки и ведения ГО в МО лежат следующие принципы:

- мероприятия по ГО осуществляются на всей территории муниципального района;

- мероприятия по ГО проводятся в целях защиты населения МО от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- гражданская оборона на территории МО организуется и осуществляется в соответствии с законами и другими нормативными актами РФ, субъекта РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления;

- мероприятия по подготовке к ведению ГО на территории МО осуществляются заблаговременно в мирное время с учетом наличия сил и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях, в том числе на территории МО, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- мероприятия ГО планируются и реализуются с учетом разумной достаточности их объемов, сроков и экономической обоснованности.

 

Основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые органами местного самоуправления

Задачи ГО решаются путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, экономических, оборонно-массовых и специальных мероприятий, осуществляемых заблаговременно как в мирное, так и в военное время.

Органы местного самоуправления в целях решения задач в области ГО планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

1. По подготовке населения МО в области ГО:

- разработка с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ подготовки работающего населения, должностных лиц и работников ГО, личного состава формирований и служб муниципальных образований;

- организация и подготовка населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- подготовка личного состава формирований и служб муниципальных образований;

- проведение учений и тренировок по ГО;

- организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

- создание, оснащение учебно-консультационных пунктов по ГО и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников ГО муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;

- пропаганда знаний в области ГО.

2. По оповещению населения МО об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера:

- поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;

- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

- сбор информации в области ГО и обмен ею.

3. По эвакуации населения МО, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

- организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей;

- подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты:

- сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем;

- разработка планов наращивания инженерной защиты территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО;

- приспособление в мирное время и при переводе ГО с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

- планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений ГО в военное время;

- обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях ГО, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

- обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

5. По световой и другим видам маскировки:

- определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

- разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по ГО.

6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера:

- создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также планирование их действий;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер:

- планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

- предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

- развертывание необходимой лечебной базы в загородной зоне, организация ее энерго- и водоснабжения;

- оказание населению медицинской помощи;

- определение численности населения, оставшегося без жилья;

- инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

- размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;

- предоставление населению информационно-психологической поддержки.

8. По борьбе с пожарами, возникшими на территории МО при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

- создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области ГО и взаимодействия с другими видами пожарной охраны;

- организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, в военное время.

9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

- введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий МО:

- заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов;

- создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области ГО;

- организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.

11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

- создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;

- восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил ГО и эвакуации населения;

- обеспечение беспрепятственного передвижения сил ГО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;

- усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб МО в военное время:

- обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, планирование их действий;

- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;

- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.

13. По срочному захоронению трупов в военное время:

- заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;

- создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

- оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;

- организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;

- организация санитарно-эпидемиологического надзора.

14. По обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

- рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий ГО;

- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

- создание страхового фонда документации;

- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО МО:

- создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием;

- подготовка сил ГО к действиям, проведение учений и тренировок по ГО;

- планирование действий сил ГО;

- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.

 

Основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые организациями, расположенными на территории муниципального образования

Организации, расположенные на территории МО, в целях решения задач в области ГО планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

1. По подготовке населения в области ГО:

- разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области ГО;

- осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО;

- создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО;

- пропаганда знаний в области ГО.

2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера:

- создание и совершенствование системы оповещения работников;

- создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;

- установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

- сбор информации в области ГО и обмен ею.

3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

- организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей;

- подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

- разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

- создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты:

- сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО, находящихся в ведении организаций;

- разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в загородную зону производственную деятельность в военное время;

- строительство защитных сооружений ГО для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;

- разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

5. По световой и другим видам маскировки:

- определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;

- разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;

- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО.

6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

- создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по ГО отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО;

- создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил ГО;

- создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.

7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

- создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО, нештатных аварийно-спасательных формирований по борьбе с пожарами, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

- организация и проведение радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому или иному заражению учреждениями, входящими в сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО и защиты населения;

- введение режимов радиационной защиты организаций;

- создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в составе сил ГО постов радиационного и химического наблюдения;

- обеспечение сил ГО средствами радиационного, химического и биологического контроля;

- создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по ГО, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных).

9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

- создание сил ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области ГО;

- организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время;

- заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

- создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;

- осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;

- усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

- обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, и планирование их действий;

- создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения и канализации;

- создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

- создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

- создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.

12. По срочному захоронению трупов в военное время:

- создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.

13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;

- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

- создание страхового фонда документации;

- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

- создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием;

- проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и спасательных служб, проведение учений и тренировок по ГО;

- определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО в составе группировки сил ГО, создаваемой муниципальным образованием.

 

Организация гражданской обороны в муниципальном образовании

Организационную структуру ГО МО составляют органы управления гражданской обороной МО, спасательные службы МО, а также органы управления, силы и средства организаций (объектов), расположенных на территории МО.

Руководство гражданской обороной МО осуществляет руководитель администрации МО, который является руководителем ГО МО. Руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации, а в организациях – их руководители. Должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

Руководитель администрации осуществляет руководство гражданской обороной непосредственно через орган, специально уполномоченный решать задачи в области ГО, пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера – муниципальное казенное учреждение «Управление по делам ГО и чрезвычайным ситуациям МО (далее – МКУ «Управление по делам ГО и ЧС». Органами, осуществляющими руководство гражданской обороной в городских и сельских поселениях, организациях являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО. Органы местного самоуправления и организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по ГО, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание. Руководители структурных подразделений (работники) по ГО подчиняются непосредственно руководителю органа местного самоуправления (организации).

Для осуществления управления гражданской обороной МО создаются пункты управления главы МО – руководителя администрации.

Персонал пунктов управления главы администрации формируются из числа должностных лиц администрации МО, МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» и работников организаций города, не освобожденных в мирное время от своих основных обязанностей.

Для решения задач, связанных с подготовкой и проведением специальных мероприятий на территории МО, создаются постоянно действующие комиссии:

- для организации эвакуационных мероприятий на территории МО – эвакуационная комиссия МО;

- для организации мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения, других важных объектов и организаций, расположенных на территории МО в мирное и военное время – комиссия по поддержанию устойчивого функционирования организаций, расположенных на территории МО в ЧС мирного и военного времени.

Постоянно действующие комиссии возглавляют заместители руководителя администрации МО. Деятельность комиссий регламентируется специальными положениями, утверждаемыми постановлениями администрации МО.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий на территории МО создаются:

- эвакуационная комиссия МО;

- сборные эвакуационные пункты;

- приемные эвакуационные пункты;

- пункты временного размещения населения;

- эвакуационные комиссии (группы) организаций, расположенных на территории МО.

Эвакуационная комиссия МО создается при администрации МО в целях планирования, организации и проведения приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения на территории МО в ЧС мирного и военного времени, а также для осуществления координации деятельности администрации МО с администрациями городских (сельских) поселений по вопросам организации и обеспечения эвакуационных мероприятий.

Общее руководство деятельностью комиссии осуществляет руководитель администрации МО. Непосредственное руководство эвакуационной комиссией возлагается на председателя эвакуационной комиссии. Организационно-методическое руководство деятельностью комиссии осуществляет МКУ «Управление по делам ГО и ЧС».

В состав сил ГО МО входят нештатные аварийно-спасательные формирования МО (далее – НАСФ), спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО.

Решение о привлечении сил и средств ГО МО для ликвидации последствий ЧС, а также ликвидации последствий, вызванных террористическими актами, принимает руководитель администрации МО в отношении созданных им сил и средств ГО.

Для обеспечения населения МО средствами индивидуальной защиты постановлением администрации МО, приказами руководителей организаций создаются пункты выдачи средств индивидуальной защиты.

В целях своевременного обнаружения и идентификации различных видов заражения (загрязнения) объектов окружающей среды на территории муниципального района постановлением администрации МО организуется создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе предприятий и организаций, расположенных на территории МО, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения).

В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по ГО, а также своевременного оповещения населения МО о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время на территории МО организуется сбор и обмен информацией в области ГО.

Сбор и обмен информацией осуществляются органами местного самоуправления, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности через дежурно-диспетчерские службы (далее – ДДС) организаций.

Организации представляют информацию оперативному дежурному единой дежурно-диспетчерскую службы (далее – ЕДДС) МКУ «Управление по делам ГО и ЧС», а также в региональный (федеральный) орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которых находятся.

МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» через ЕДДС представляет информацию в ГУ МЧС России по субъекту РФ и в вышестоящие органы исполнительной власти субъекта РФ. Порядок сбора и обмена информацией на территории МО регламентируется постановлением администрации МО.

Ведение ГО в МО осуществляется на основе плана ГО и защиты населения МО. Ведение ГО в организациях, расположенных на территории МО, осуществляется на основе планов ГО этих организаций.

План ГО и защиты населения МО (план ГО организации) определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в военное время.

План ГО и защиты населения МО утверждается главой МО – руководителем администрации по согласованию с ГУ МЧС России по субъекту РФ.

Выполнение мероприятий по ГО и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

План ГО и защиты населения МО корректируется один раз в год по состоянию на 1 января текущего года. При существенных изменениях обстановки переработка плана осуществляется по отдельному указанию главы администрации МО или начальника МКУ «Управление по делам ГО и ЧС».

С целью подготовки сил, средств и органов управления ГО МО, повышения их готовности к решению стоящих перед ними задач руководителем администрации проводятся плановые учения и тренировки по ГО.

 

Силы и средства гражданской обороны муниципального образования

По решению администрации на территории МО создаются спасательные службы МО: медицинская, инженерная, коммунально-техническая, снабжения ГСМ, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты сельскохозяйственных животных и растений, оповещения и связи, автотранспортная, автодорожная, торговли и питания, материально-технического снабжения.

В состав спасательной службы МО входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по ГО, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления МО и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения задач.

Спасательные службы муниципального района создаются на базе:

- структурных подразделений администрации МО;

- организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

- организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности;

- организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО.

Нештатные аварийно-спасательные формирования – самостоятельные или входящие в состав спасательной службы ГО структуры, создаваемые в мирное время администрацией МО и организациями на нештатной основе, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСиДНР) в очагах поражения и зонах ЧС.

Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации ЧС в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС, а также для решения задач в области ГО в соответствии с планами ГО и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее – НФГО) создаются организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации ЧС. НФГО привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с планами ГО и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы Субъекта РФ и утверждается главой МО – руководителем администрации. Положение о спасательной службе организации разрабатывается организацией и согласовывается с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования и утверждается руководителем организации.

Состав группировки сил ГО МО определяется на основании расчета объема и характера, выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения МО (планами ГО организаций), задач.

 

Управление мероприятиями при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение

С введением повышенных степеней готовности ГО на территории МО управление мероприятиями по переводу ГО с мирного на военное положение осуществляется с основного защищенного и с загородного запасного пунктов управления главы МО – руководителя администрации.

Управление мероприятиями ГО на маршрутах эвакуации населения МО в безопасные районы, в районы рассредоточения, а также при выдвижении сил ГО к местам ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется с запасного пункта.

Управление группировкой сил ГО в период проведения АСиДНР может быть возложено на заместителя руководителя администрации МО или начальника МКУ «Управление по делам ГО и ЧС».

На пунктах управления в мирное время содержится резервная проводная связь по существующим каналам связи с органами управления ГО субъекта РФ, администрациями городских (сельских) поселений МО, соседних муниципальных образований, руководителями предприятий и организаций жизнеобеспечения МО, организаций, продолжающих работу в военное время.

Связь при ведении ГО с ГУ МЧС России по субъекту РФ, предприятиями и организациями жизнеобеспечения МО, отделом военного комиссариата, правоохранительными органами поддерживается в телефонном режиме по действующим телефонным каналам, согласно действующим таблицам позывных, должностных лиц и сигналов.

 

Права и обязанности органов местного самоуправления

Администрация МО является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, уполномоченным в соответствии с Уставом МО на решение вопросов местного значения, относящихся к ведению муниципального района, в том числе и по вопросам в области ГО.

Полномочия органа, уполномоченного на решение задач в области ГО МО – МКУ «Управление по делам ГО и ЧС», определены соответствующим положением, утвержденным постановлением администрации МО.

Руководитель администрации МО в соответствии с действующим законодательством несет персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО.

Главе МО предоставляется право в пределах своих полномочий издавать постановления и распоряжения администрации МО по вопросам ГО, которые являются обязательными для исполнения должностными лицами и населением муниципального района.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

- проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализовывают планы ГО и защиты населения;

- проводят подготовку населения в области ГО;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты ГО;

- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- создают и содержат в целях ГО запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

- обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства ГО, необходимые для решения вопросов местного значения;

- определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО.

 

Полномочия организаций, расположенных на территории муниципального образования, в области гражданской обороны

Организации, расположенные на территории МО, в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами, законами субъекта РФ и иными нормативно-правовыми актами в области ГО:

- планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;

- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

- осуществляют подготовку своих работников в области ГО;

- создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

 

Права и обязанности граждан в области гражданской обороны

Граждане РФ, проживающие на территории МО, в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим Порядком:

- проходят подготовку в области ГО;

- принимают участие в проведении других мероприятий по ГО на территории МО;

- оказывают содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям, расположенным на территории МО, в решении задач ГО.

 

Финансовое обеспечение мероприятий гражданской обороны

Финансовое обеспечение мероприятий по ГО на территории МО осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, субъекта РФ и МО.

Финансирование расходов, осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете МО.

Обеспечение мероприятий по ГО, проводимых организациями, расположенными на территории МО, осуществляется за счет средств организаций.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2021.

 

Другие статьи по теме
Категория: Организация ГО | Добавил: ЦИПЗО (21.07.2022)
Просмотров: 3030