Организация гражданской обороны в Минобрнауки России
Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании

Организация гражданской обороны в Минобрнауки России

Гражданская оборона (ГО) в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Министерство или Минобрнауки России) организуется и проводится в соответствии с действующими нормативно-правовыми и методическими документами в области ГО. На их основе разрабатывается Положение об организации и ведении ГО в Министерстве[1]. Документ определяет порядок подготовки к ведению и ведения ГО в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях. Порядок подготовки к ведению и ведения ГО в территориальных органах и подведомственных организациях Минобрнауки России определяется соответственно положениями об организации и ведении ГО в территориальном органе и подведомственной организации, утверждаемыми их руководителями.

Подготовка к ведению ГО в Министерстве заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите его работников, материальных и культурных ценностей, находящихся в его распоряжении, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера.

Ведение ГО в Министерстве начинается с момента введения в действие Президентом России Плана ГО и защиты населения Российской Федерации (РФ) и заключается в выполнении мероприятий по защите работников, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.

Ведение ГО в Минобрнауки России осуществляется на основе плана ГО Министерства и заключается в непосредственном выполнении мероприятий по защите работников, а также материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.

Ведение ГО в территориальных органах Минобрнауки России и подведомственных организациях осуществляется на основе их Планов ГО, определяющих объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.

Руководство ГО в Минобрнауки России осуществляет Министр, в территориальных органах и подведомственных организациях – их руководители (далее – руководители ГО), которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО.

Структурным подразделением, уполномоченным на решение задач в области ГО и осуществляющим управление ГО в Министерстве, является отдел мобилизационной подготовки и ГО[2]. Непосредственное управление ГО, контроль за ее состоянием и готовностью в Минобрнауки России осуществляет начальник указанного отдела.

Органами, осуществляющими управление ГО в территориальных органах и подведомственных организациях, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) руководителями территориальных органов и подведомственных организаций. Непосредственное управление ГО, контроль за ее состоянием и готовностью в территориальных органах и подведомственных организациях осуществляют руководители структурных подразделений (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО.

В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по ГО, в том числе своевременного оповещения работников о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, в Минобрнауки России организуется сбор информации в области ГО и обмен ею. Министерство организует сбор и обобщение информации в области ГО от структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций, на основании которой представляет информацию в МЧС России в соответствии с утвержденным регламентом сбора и обмена информацией в области ГО.[3]

Оповещение работников об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера проводится ответственным дежурным Министерства, дежурными территориальных органов и подведомственных организаций (дежурными службами, дежурными диспетчерскими службами, службами охраны или дежурными службами организаций, обеспечивающих деятельность территориальных органов и организаций) через ведомственные системы оповещения по сигналам, полученным от территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, создаваемых на федеральном уровне, в субъектах РФ, городах, районах и иных муниципальных образованиях.

В целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС в подведомственных организациях создаются нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и нештатные аварийно-спасательные формирования в установленном порядке[4].

Проведение эвакуации работников, а также материальных и культурных ценностей планируется заблаговременно в мирное время. Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий приказами руководителей ГО в мирное время создаются эвакуационные органы (комиссии).

Для укрытия работников заблаговременно создаются защитные сооружения ГО (далее – защитные сооружения). При их отсутствии или недостаточном количестве для укрытия работников используются заглубленные помещения, метрополитены и другие сооружения подземного пространства.

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, их номенклатура и объем создаваемых запасов осуществляется в порядке, утвержденном МЧС России, с учетом факторов риска возникновения ЧС техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу их жизни и здоровью.

В целях организации планирования и выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов Минобрнауки России, его территориальных органов и подведомственных организаций в военное время приказами руководителей ГО создаются комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций в военное время.

Для первоочередного жизнеобеспечения работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера в Минобрнауки России, его территориальных органах и подведомственных организациях создаются запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в порядке, установленном Правительством РФ[5].

Номенклатура и объемы создаваемых в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяются исходя из возможного характера военных конфликтов на территории РФ, величины возможного ущерба объектам Минобрнауки России, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, на которых размещаются эти объекты, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Медицинское обеспечение (проведение лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, государственного санитарно-эпидемиологического надзора) в интересах ГО в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях осуществляется силами и средствами территориальных учреждений здравоохранения РФ во взаимодействии с органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах РФ.

Управление Министерством, его территориальными органами и подведомственными организациями при решении задач ГО, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера осуществляется руководителями ГО:

- в мирное время – со стационарных пунктов управления в местах постоянного размещения;

- при ведении ГО, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера – со стационарных пунктов управления в местах постоянного размещения и запасных пунктов управления.

При выполнении мероприятий ГО руководители ГО в пределах своих полномочий организуют взаимодействие с:

- МЧС России и его территориальными органами;

- Минздравом России и его территориальными органами;

- МВД России и его территориальными органами;

- органами управления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов военного управления;

- органами государственной власти субъектов РФ;

- органами местного самоуправления;

- другими органами государственной власти и организациями в соответствующих сферах деятельности.

Подготовка работников, включенных в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, эвакуационных комиссий, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования, руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, должностных лиц, назначенных для проведения вводного инструктажа по ГО и курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС, преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» подведомственных образовательных организаций, проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, находящихся в ведении МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО[6], в том числе в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ, а также на курсах ГО муниципальных образований.

Подготовка личного состава спасательных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО осуществляется по месту службы (работы) по соответствующим программам курсового обучения, разрабатываемым на основании примерных программ курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, утвержденных МЧС России[7].

Подготовка работников осуществляется по месту работы по программам курсового обучения, разрабатываемым на основании примерной программы курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС, утвержденной МЧС России[8].

 

Основные задачи[9] и функции Минобрнауки России в области гражданской обороны

 

Основными задачами по подготовке к ведению ГО в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях являются:

- организация подготовки работников в области ГО;

- создание и поддержание в состоянии готовности системы оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- планирование и подготовка эвакуации работников и членов их семей, а также материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- планирование предоставления работникам Министерства, его территориальных органов и работникам подведомственных организаций средств индивидуальной и коллективной защиты;

- подготовка к проведению мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- планирование и подготовка мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов Министерства в военное время;

- осуществление сбора информации в области ГО и обмен ею;

- формирование и поддержание органов управления ГО, нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО в состоянии постоянной готовности к выполнению задач в соответствии с предназначением.

Основными задачами по ведению ГО в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях являются:

- подготовка работников в области ГО;

- оповещение работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- проведение эвакуации работников, членов их семей, а также материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление работникам Министерства, его территориальных органов и работникам подведомственных организаций средств индивидуальной и коллективной защиты;

- организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- организация первоочередного жизнеобеспечения работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- организация борьбы с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов Министерства;

- организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

- организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по осуществлению санитарной обработки работников Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций, а также по обеззараживанию зданий, сооружений, техники;

- организация мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях, находящихся в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- организация срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по осуществлению срочного захоронения трупов работников в военное время;

- осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для обеспечения устойчивого функционирования Министерства и выживания работников при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Министерство в пределах своих полномочий в области ГО:

- принимает нормативные акты в области ГО, доводит их требования до территориальных органов и подведомственных организаций, контролирует их выполнение;

- разрабатывает и реализует план ГО Министерства;

- организует планирование и проведение мероприятий по ГО;

- определяет территориальные органы и подведомственные организации, создающие нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, оказывает помощь при их формировании, оснащении и подготовке личного состава;

- осуществляет меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования Министерства в военное время;

- создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности систему оповещения Министерства об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- определяет номенклатуру и создает в целях ГО необходимые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- определяет перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО Министерства;

- организует финансовое и материально-техническое обеспечение выполнения мероприятий ГО.

Структурные подразделения Минобрнауки России осуществляют следующие функции и полномочия в области ГО:

- принимают участие в выполнении задач в области ГО;

- проводят подготовку своих работников в области ГО, принимают участие в учениях, тренировках по ГО;

- организуют оповещение своих работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера при получении сигналов оповещения от ответственного дежурного Министерства;

- представляют в подразделение, уполномоченное на решение задач в области ГО в Министерстве, сведения, необходимые для планирования и выполнения мероприятий по ГО.

Территориальные органы Министерства осуществляют следующие функции и полномочия в области ГО:

- планируют и организуют выполнение задач в области ГО;

- разрабатывают и реализуют планы ГО территориальных органов Министерства;

- осуществляют координацию и контроль за выполнением мероприятий в области ГО организаций, подведомственных Министерству, расположенных в регионах деятельности территориальных органов;

- осуществляют оповещение работников территориальных органов и работников организаций, подведомственных Министерству, расположенных в регионах деятельности территориальных органов, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- организуют сбор и обобщение сведений в области ГО от организаций, подведомственных Министерству, расположенных в регионах деятельности территориальных органов, представляют эти сведения в орган, уполномоченный на решение задач в области ГО в Министерстве;

- осуществляют взаимодействие с территориальными органами МЧС России, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в регионах деятельности территориальных органов по вопросам организации и ведения ГО.

Подведомственные организации осуществляют следующие функции и полномочия в области ГО:

- принимают локальные нормативные акты в области ГО, доводят их требования до работников и осуществляют контроль их выполнения;

- разрабатывают планы основных мероприятий по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на год, организуют их выполнение;

- разрабатывают и реализуют планы ГО;

- осуществляют подготовку работников в области ГО;

- создают и поддерживают в состоянии готовности системы оповещения работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- осуществляют сбор и обмен информацией в области ГО, представляют информацию в органы местного самоуправления, а также в орган, уполномоченный на решение задач в области ГО Министерства, и территориальные органы Министерства, осуществляющие функции в регионе нахождения организации;

- организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, создают и организуют деятельность эвакуационных органов;

- поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению и техническое обслуживание находящихся в их ведении защитных сооружений ГО;

- при отсутствии защитных сооружений ГО планируют и осуществляют мероприятия по укрытию работников в защитных сооружениях ГО иных организаций, в имеющихся приспособленных заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;

- осуществляют накопление, хранение, освежение и использование по назначению средств индивидуальной защиты, разрабатывают порядок их выдачи и распределения работникам;

- организуют планирование мероприятий по световой и другим видам маскировки зданий и сооружений;

- принимают участие в осуществлении первоочередного жизнеобеспечения работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

- организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по привлечению необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- обеспечивают выполнение мероприятий по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению);

- организуют взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по выполнению мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий;

- организуют мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций;

- участвуют в мероприятиях по срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по организации в военное время срочного захоронения трупов погибших работников специализированными ритуальными организациями;

- осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования организаций и выживания работников при военных конфликтах и ЧС природного и техногенного характера;

- создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- организуют финансовое и материально-техническое обеспечение выполнения мероприятий ГО.

Подведомственные организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО.

Подведомственные организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО Министерства, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Подведомственные организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

 

Основные мероприятия по гражданской обороне[10]

 

Подготовка в области ГО

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой в области ГО, являются:

- планирование и организация подготовки, повышения квалификации или курсового обучения руководителей ГО, работников подведомственных организаций, включенных в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, эвакуационных органов, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования, руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, должностных лиц, назначенных для проведения вводного инструктажа по ГО и курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС, преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» подведомственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, находящихся в ведении МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, в том числе в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ, а также на курсах ГО муниципальных образований;

- осуществление подготовки личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, работников по программам курсового обучения в области ГО;

- проведение вводного инструктажа по ГО с вновь принятыми работниками Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций в течение первого месяца их работы;

- создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки в области ГО;

- организация и проведение учений и тренировок по ГО;

- пропаганда знаний в области ГО.

 

Оповещение работников

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются:

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций, осуществление их модернизации на базе технических средств нового поколения;

- создание локальных систем оповещения подведомственными организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;

- установка специализированных технических средств оповещения и информирования работников в местах массового пребывания людей;

- комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

- сбор информации в области ГО и обмен ею.

 

Эвакуация работников, материальных и культурных ценностей

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией работников, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:

- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

- подготовка безопасных районов для размещения работников, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

 

Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением работникам средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:

- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание имеющихся защитных сооружений ГО и их технических систем;

- приспособление в мирное время и при приведении ГО в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия работников;

- планирование, подготовка в мирное время и строительство при приведении ГО в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений ГО с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа при недостаточности имеющихся защитных сооружений ГО;

- планирование в мирное время укрытия работников в метрополитене с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений ГО и планируемых мероприятий по ГО;

- обеспечение укрытия работников в имеющихся защитных сооружениях ГО, приспособленных заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства или быстровозводимых защитных сооружениях ГО с упрощенным внутренним оборудованием;

- накопление, хранение, освежение средств индивидуальной защиты, предназначенных для обеспечения работников;

- обеспечение выдачи работникам Министерства, его территориальных органов и работникам подведомственных организаций средств индивидуальной защиты и организация их использования по назначению.

 

Обеспечение световой и иных видов маскировки

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются:

- определение перечня объектов Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций, подлежащих маскировке;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по ГО Министерства, запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных к категориям по ГО.

 

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для работников при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются:

- создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО в порядке, утвержденном МЧС России, а также разработка планов их действий;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области ГО, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО.

 

Первоочередное жизнеобеспечение

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются:

- планирование и организация основных видов жизнеобеспечения работников;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

- определение численности работников, оставшихся без жилья;

- организация предоставления работникам Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций информационно-психологической поддержки.

 

Борьба с пожарами

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются:

- создание подведомственными организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также подведомственными организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными к категориям по ГО, противопожарных формирований, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области ГО;

- организация взаимодействия с подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров на объектах Министерства во время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время.

 

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению)

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению), являются:

- введение режимов радиационной защиты в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);

- создание, оснащение, подготовка к действиям по предназначению в составе нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО подведомственных организаций, отнесенных к категориям по ГО, постов радиационного и химического наблюдения.

 

Санитарная обработка работников, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий,

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой работников, обеззараживанием зданий и сооружений, специальной обработкой техники и территорий, являются:

- создание нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий подведомственных организаций, отнесенных к категориям по ГО;

- организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий.

 

Поддержание общественного порядка

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка на объектах Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются:

- создание, оснащение и подготовка к действиям по предназначению в составе нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО групп охраны общественного порядка;

- организация пропускного режима на объектах Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций, усиление их охраны;

- принятие мер по охране имущества Министерства и личного имущества работников, оставшегося без присмотра.

 

Восстановление функционирования коммунальных служб

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются:

- обеспечение готовности коммунальных служб Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций к работе в условиях военного времени, планирование их деятельности;

- организация взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам проведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на объектах коммунального хозяйства Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций в военное время;

- создание запасов резервных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.

 

Срочное захоронение трупов

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются:

- организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для заблаговременного определения мест возможных захоронений, выполнения мероприятий по срочному захоронению трупов погибших работников;

- участие в организации и проведении мероприятий по осуществлению опознания трупов погибших работников, учету и захоронению с соблюдением установленных законодательством РФ правил;

- организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по обеспечению санитарно-эпидемиологического надзора.

 

Обеспечение устойчивости функционирования

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования подведомственных организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются:

- создание и организация работы комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций;

- разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций, продолжающих работу в военное время;

- заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления функционирования объектов Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций;

- создание страхового фонда документации.

 

Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО

Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств ГО, являются:

- создание и оснащение современными техническими средствами нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях;

- организация подготовки нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО к выполнению задач по предназначению, проведение учений и тренировок по ГО;

- организация планирования действий нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО в зависимости от прогнозируемой обстановки в военное время и при ЧС природного и техногенного характера;

- определение порядка взаимодействия и привлечения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.

 

Финансирование, проверки, ответственность должностных лиц

 

Финансирование выполнения мероприятий ГО в Министерстве и его территориальных органах осуществляется за счет средств федерального бюджета, в подведомственных организациях – за счет средств этих организаций, а также за счет средств федерального бюджета.

Проверки состояния ГО в Министерстве проводятся органами МЧС России и собственными силами в порядке самоконтроля.

Проверки состояния в области ГО в территориальных органах Минобрнауки России и подведомственных организациях, а также оценка их готовности к выполнению мероприятий ГО осуществляются при проведении проверок их деятельности, а также во время проведения учений и тренировок по ГО.

Неисполнение должностными лицами Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций обязанностей в области ГО влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях» N 4/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».

 

 

[1] Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации утверждено приказом Минобрнауки России от 06.09.2019 N 730.

[2] Более подробно об этом отделе см. статью «Уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны в Минобрнауки России: задачи, функции, права и ответственность», опубликованную в N 3/2021 нашего журнала. Напомним, что решение задач в области гражданской обороны в Минобрнауки России и его территориальных органах осуществляют уполномоченные на это структурные подразделения (работники). Задачи, функции, права и ответственность таких структурных подразделений и работников определены соответствующим Положением, утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.09.2019 N 774.

[3] См. Регламент сбора и обмена информацией в области гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 27.03.2020 N 216 дсп), Регламент сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (утв. приказом Минобрнауки России от 10.09.2019 N 743), Методические рекомендации по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны (утв. МЧС России 17.06.2016 N 2-4-71-34-11).

[4] См. приказы МЧС России от 18.12.2014 N 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» и от 23.12.2005 N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» соответственно.

[5] См. Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

[6] Примерная программа курсового обучения руководителей и работников гражданской обороны, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-29-11.

[7] Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в области гражданской обороны утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-26-11.

[8] Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-27-11.

[9] Основные задачи в области гражданской обороны (всего их 15) определены статьей 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

[10] Перечни мероприятий, направленных для решения 15 законодательно установленных задач в области гражданской обороны, содержатся в Положении о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804.

Другие статьи по теме
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (02.08.2022)
Просмотров: 492