Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании |
Гражданская оборона (ГО) в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Министерство или Минобрнауки России) организуется и проводится в соответствии с действующими нормативно-правовыми и методическими документами в области ГО. На их основе разрабатывается Положение об организации и ведении ГО в Министерстве[1]. Документ определяет порядок подготовки к ведению и ведения ГО в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях. Порядок подготовки к ведению и ведения ГО в территориальных органах и подведомственных организациях Минобрнауки России определяется соответственно положениями об организации и ведении ГО в территориальном органе и подведомственной организации, утверждаемыми их руководителями. Подготовка к ведению ГО в Министерстве заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите его работников, материальных и культурных ценностей, находящихся в его распоряжении, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера. Ведение ГО в Министерстве начинается с момента введения в действие Президентом России Плана ГО и защиты населения Российской Федерации (РФ) и заключается в выполнении мероприятий по защите работников, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС. Ведение ГО в Минобрнауки России осуществляется на основе плана ГО Министерства и заключается в непосредственном выполнении мероприятий по защите работников, а также материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС. Ведение ГО в территориальных органах Минобрнауки России и подведомственных организациях осуществляется на основе их Планов ГО, определяющих объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС. Руководство ГО в Минобрнауки России осуществляет Министр, в территориальных органах и подведомственных организациях – их руководители (далее – руководители ГО), которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО. Структурным подразделением, уполномоченным на решение задач в области ГО и осуществляющим управление ГО в Министерстве, является отдел мобилизационной подготовки и ГО[2]. Непосредственное управление ГО, контроль за ее состоянием и готовностью в Минобрнауки России осуществляет начальник указанного отдела. Органами, осуществляющими управление ГО в территориальных органах и подведомственных организациях, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) руководителями территориальных органов и подведомственных организаций. Непосредственное управление ГО, контроль за ее состоянием и готовностью в территориальных органах и подведомственных организациях осуществляют руководители структурных подразделений (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по ГО, в том числе своевременного оповещения работников о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, в Минобрнауки России организуется сбор информации в области ГО и обмен ею. Министерство организует сбор и обобщение информации в области ГО от структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций, на основании которой представляет информацию в МЧС России в соответствии с утвержденным регламентом сбора и обмена информацией в области ГО.[3] Оповещение работников об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера проводится ответственным дежурным Министерства, дежурными территориальных органов и подведомственных организаций (дежурными службами, дежурными диспетчерскими службами, службами охраны или дежурными службами организаций, обеспечивающих деятельность территориальных органов и организаций) через ведомственные системы оповещения по сигналам, полученным от территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, создаваемых на федеральном уровне, в субъектах РФ, городах, районах и иных муниципальных образованиях. В целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС в подведомственных организациях создаются нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и нештатные аварийно-спасательные формирования в установленном порядке[4]. Проведение эвакуации работников, а также материальных и культурных ценностей планируется заблаговременно в мирное время. Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий приказами руководителей ГО в мирное время создаются эвакуационные органы (комиссии). Для укрытия работников заблаговременно создаются защитные сооружения ГО (далее – защитные сооружения). При их отсутствии или недостаточном количестве для укрытия работников используются заглубленные помещения, метрополитены и другие сооружения подземного пространства. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, их номенклатура и объем создаваемых запасов осуществляется в порядке, утвержденном МЧС России, с учетом факторов риска возникновения ЧС техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу их жизни и здоровью. В целях организации планирования и выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов Минобрнауки России, его территориальных органов и подведомственных организаций в военное время приказами руководителей ГО создаются комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций в военное время. Для первоочередного жизнеобеспечения работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера в Минобрнауки России, его территориальных органах и подведомственных организациях создаются запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в порядке, установленном Правительством РФ[5]. Номенклатура и объемы создаваемых в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяются исходя из возможного характера военных конфликтов на территории РФ, величины возможного ущерба объектам Минобрнауки России, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, на которых размещаются эти объекты, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Медицинское обеспечение (проведение лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, государственного санитарно-эпидемиологического надзора) в интересах ГО в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях осуществляется силами и средствами территориальных учреждений здравоохранения РФ во взаимодействии с органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах РФ. Управление Министерством, его территориальными органами и подведомственными организациями при решении задач ГО, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера осуществляется руководителями ГО: - в мирное время – со стационарных пунктов управления в местах постоянного размещения; - при ведении ГО, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера – со стационарных пунктов управления в местах постоянного размещения и запасных пунктов управления. При выполнении мероприятий ГО руководители ГО в пределах своих полномочий организуют взаимодействие с: - МЧС России и его территориальными органами; - Минздравом России и его территориальными органами; - МВД России и его территориальными органами; - органами управления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов военного управления; - органами государственной власти субъектов РФ; - органами местного самоуправления; - другими органами государственной власти и организациями в соответствующих сферах деятельности. Подготовка работников, включенных в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, эвакуационных комиссий, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования, руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, должностных лиц, назначенных для проведения вводного инструктажа по ГО и курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС, преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» подведомственных образовательных организаций, проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, находящихся в ведении МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО[6], в том числе в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ, а также на курсах ГО муниципальных образований. Подготовка личного состава спасательных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО осуществляется по месту службы (работы) по соответствующим программам курсового обучения, разрабатываемым на основании примерных программ курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, утвержденных МЧС России[7]. Подготовка работников осуществляется по месту работы по программам курсового обучения, разрабатываемым на основании примерной программы курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС, утвержденной МЧС России[8].
Основные задачи[9] и функции Минобрнауки России в области гражданской обороны
Основными задачами по подготовке к ведению ГО в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях являются: - организация подготовки работников в области ГО; - создание и поддержание в состоянии готовности системы оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; - планирование и подготовка эвакуации работников и членов их семей, а также материальных и культурных ценностей в безопасные районы; - планирование предоставления работникам Министерства, его территориальных органов и работникам подведомственных организаций средств индивидуальной и коллективной защиты; - подготовка к проведению мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; - создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - планирование и подготовка мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов Министерства в военное время; - осуществление сбора информации в области ГО и обмен ею; - формирование и поддержание органов управления ГО, нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО в состоянии постоянной готовности к выполнению задач в соответствии с предназначением. Основными задачами по ведению ГО в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях являются: - подготовка работников в области ГО; - оповещение работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; - проведение эвакуации работников, членов их семей, а также материальных и культурных ценностей в безопасные районы; - предоставление работникам Министерства, его территориальных органов и работникам подведомственных организаций средств индивидуальной и коллективной защиты; - организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; - организация первоочередного жизнеобеспечения работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - организация борьбы с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов Министерства; - организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению; - организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по осуществлению санитарной обработки работников Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций, а также по обеззараживанию зданий, сооружений, техники; - организация мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях, находящихся в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - организация срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; - организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по осуществлению срочного захоронения трупов работников в военное время; - осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для обеспечения устойчивого функционирования Министерства и выживания работников при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО. Министерство в пределах своих полномочий в области ГО: - принимает нормативные акты в области ГО, доводит их требования до территориальных органов и подведомственных организаций, контролирует их выполнение; - разрабатывает и реализует план ГО Министерства; - организует планирование и проведение мероприятий по ГО; - определяет территориальные органы и подведомственные организации, создающие нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, оказывает помощь при их формировании, оснащении и подготовке личного состава; - осуществляет меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования Министерства в военное время; - создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности систему оповещения Министерства об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; - определяет номенклатуру и создает в целях ГО необходимые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - определяет перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО Министерства; - организует финансовое и материально-техническое обеспечение выполнения мероприятий ГО. Структурные подразделения Минобрнауки России осуществляют следующие функции и полномочия в области ГО: - принимают участие в выполнении задач в области ГО; - проводят подготовку своих работников в области ГО, принимают участие в учениях, тренировках по ГО; - организуют оповещение своих работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера при получении сигналов оповещения от ответственного дежурного Министерства; - представляют в подразделение, уполномоченное на решение задач в области ГО в Министерстве, сведения, необходимые для планирования и выполнения мероприятий по ГО. Территориальные органы Министерства осуществляют следующие функции и полномочия в области ГО: - планируют и организуют выполнение задач в области ГО; - разрабатывают и реализуют планы ГО территориальных органов Министерства; - осуществляют координацию и контроль за выполнением мероприятий в области ГО организаций, подведомственных Министерству, расположенных в регионах деятельности территориальных органов; - осуществляют оповещение работников территориальных органов и работников организаций, подведомственных Министерству, расположенных в регионах деятельности территориальных органов, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; - организуют сбор и обобщение сведений в области ГО от организаций, подведомственных Министерству, расположенных в регионах деятельности территориальных органов, представляют эти сведения в орган, уполномоченный на решение задач в области ГО в Министерстве; - осуществляют взаимодействие с территориальными органами МЧС России, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в регионах деятельности территориальных органов по вопросам организации и ведения ГО. Подведомственные организации осуществляют следующие функции и полномочия в области ГО: - принимают локальные нормативные акты в области ГО, доводят их требования до работников и осуществляют контроль их выполнения; - разрабатывают планы основных мероприятий по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на год, организуют их выполнение; - разрабатывают и реализуют планы ГО; - осуществляют подготовку работников в области ГО; - создают и поддерживают в состоянии готовности системы оповещения работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - осуществляют сбор и обмен информацией в области ГО, представляют информацию в органы местного самоуправления, а также в орган, уполномоченный на решение задач в области ГО Министерства, и территориальные органы Министерства, осуществляющие функции в регионе нахождения организации; - организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, создают и организуют деятельность эвакуационных органов; - поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению и техническое обслуживание находящихся в их ведении защитных сооружений ГО; - при отсутствии защитных сооружений ГО планируют и осуществляют мероприятия по укрытию работников в защитных сооружениях ГО иных организаций, в имеющихся приспособленных заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства; - осуществляют накопление, хранение, освежение и использование по назначению средств индивидуальной защиты, разрабатывают порядок их выдачи и распределения работникам; - организуют планирование мероприятий по световой и другим видам маскировки зданий и сооружений; - принимают участие в осуществлении первоочередного жизнеобеспечения работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера; - организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по привлечению необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; - обеспечивают выполнение мероприятий по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению); - организуют взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по выполнению мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий; - организуют мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций; - участвуют в мероприятиях по срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; - организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по организации в военное время срочного захоронения трупов погибших работников специализированными ритуальными организациями; - осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования организаций и выживания работников при военных конфликтах и ЧС природного и техногенного характера; - создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - организуют финансовое и материально-техническое обеспечение выполнения мероприятий ГО. Подведомственные организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО. Подведомственные организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО Министерства, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования. Подведомственные организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
Основные мероприятия по гражданской обороне[10]
Подготовка в области ГО Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой в области ГО, являются: - планирование и организация подготовки, повышения квалификации или курсового обучения руководителей ГО, работников подведомственных организаций, включенных в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, эвакуационных органов, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования, руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, должностных лиц, назначенных для проведения вводного инструктажа по ГО и курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС, преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» подведомственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, находящихся в ведении МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, в том числе в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ, а также на курсах ГО муниципальных образований; - осуществление подготовки личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, работников по программам курсового обучения в области ГО; - проведение вводного инструктажа по ГО с вновь принятыми работниками Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций в течение первого месяца их работы; - создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки в области ГО; - организация и проведение учений и тренировок по ГО; - пропаганда знаний в области ГО.
Оповещение работников Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются: - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций, осуществление их модернизации на базе технических средств нового поколения; - создание локальных систем оповещения подведомственными организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности; - установка специализированных технических средств оповещения и информирования работников в местах массового пребывания людей; - комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; - сбор информации в области ГО и обмен ею.
Эвакуация работников, материальных и культурных ценностей Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией работников, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются: - организация планирования, подготовки и проведения эвакуации; - подготовка безопасных районов для размещения работников, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; - создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением работникам средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: - поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание имеющихся защитных сооружений ГО и их технических систем; - приспособление в мирное время и при приведении ГО в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия работников; - планирование, подготовка в мирное время и строительство при приведении ГО в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений ГО с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа при недостаточности имеющихся защитных сооружений ГО; - планирование в мирное время укрытия работников в метрополитене с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений ГО и планируемых мероприятий по ГО; - обеспечение укрытия работников в имеющихся защитных сооружениях ГО, приспособленных заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства или быстровозводимых защитных сооружениях ГО с упрощенным внутренним оборудованием; - накопление, хранение, освежение средств индивидуальной защиты, предназначенных для обеспечения работников; - обеспечение выдачи работникам Министерства, его территориальных органов и работникам подведомственных организаций средств индивидуальной защиты и организация их использования по назначению.
Обеспечение световой и иных видов маскировки Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются: - определение перечня объектов Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций, подлежащих маскировке; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по ГО Министерства, запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; - проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных к категориям по ГО.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для работников при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются: - создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО в порядке, утвержденном МЧС России, а также разработка планов их действий; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ; - организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ; - учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области ГО, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО.
Первоочередное жизнеобеспечение Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются: - планирование и организация основных видов жизнеобеспечения работников; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди работников, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; - осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения; - определение численности работников, оставшихся без жилья; - организация предоставления работникам Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций информационно-психологической поддержки.
Борьба с пожарами Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются: - создание подведомственными организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также подведомственными организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными к категориям по ГО, противопожарных формирований, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области ГО; - организация взаимодействия с подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров на объектах Министерства во время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время.
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению) Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению), являются: - введение режимов радиационной защиты в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению); - создание, оснащение, подготовка к действиям по предназначению в составе нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО подведомственных организаций, отнесенных к категориям по ГО, постов радиационного и химического наблюдения.
Санитарная обработка работников, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий, Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой работников, обеззараживанием зданий и сооружений, специальной обработкой техники и территорий, являются: - создание нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий подведомственных организаций, отнесенных к категориям по ГО; - организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий.
Поддержание общественного порядка Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка на объектах Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются: - создание, оснащение и подготовка к действиям по предназначению в составе нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО групп охраны общественного порядка; - организация пропускного режима на объектах Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций, усиление их охраны; - принятие мер по охране имущества Министерства и личного имущества работников, оставшегося без присмотра.
Восстановление функционирования коммунальных служб Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, являются: - обеспечение готовности коммунальных служб Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций к работе в условиях военного времени, планирование их деятельности; - организация взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам проведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на объектах коммунального хозяйства Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций в военное время; - создание запасов резервных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.
Срочное захоронение трупов Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются: - организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для заблаговременного определения мест возможных захоронений, выполнения мероприятий по срочному захоронению трупов погибших работников; - участие в организации и проведении мероприятий по осуществлению опознания трупов погибших работников, учету и захоронению с соблюдением установленных законодательством РФ правил; - организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по обеспечению санитарно-эпидемиологического надзора.
Обеспечение устойчивости функционирования Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования подведомственных организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, являются: - создание и организация работы комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций; - разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения; - планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций, продолжающих работу в военное время; - заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления функционирования объектов Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций; - создание страхового фонда документации.
Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО Основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств ГО, являются: - создание и оснащение современными техническими средствами нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО в Министерстве, его территориальных органах и подведомственных организациях; - организация подготовки нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО к выполнению задач по предназначению, проведение учений и тренировок по ГО; - организация планирования действий нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО в зависимости от прогнозируемой обстановки в военное время и при ЧС природного и техногенного характера; - определение порядка взаимодействия и привлечения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.
Финансирование, проверки, ответственность должностных лиц
Финансирование выполнения мероприятий ГО в Министерстве и его территориальных органах осуществляется за счет средств федерального бюджета, в подведомственных организациях – за счет средств этих организаций, а также за счет средств федерального бюджета. Проверки состояния ГО в Министерстве проводятся органами МЧС России и собственными силами в порядке самоконтроля. Проверки состояния в области ГО в территориальных органах Минобрнауки России и подведомственных организациях, а также оценка их готовности к выполнению мероприятий ГО осуществляются при проведении проверок их деятельности, а также во время проведения учений и тренировок по ГО. Неисполнение должностными лицами Министерства, его территориальных органов и подведомственных организаций обязанностей в области ГО влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях» N 4/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».
[1] Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации утверждено приказом Минобрнауки России от 06.09.2019 N 730. [2] Более подробно об этом отделе см. статью «Уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны в Минобрнауки России: задачи, функции, права и ответственность», опубликованную в N 3/2021 нашего журнала. Напомним, что решение задач в области гражданской обороны в Минобрнауки России и его территориальных органах осуществляют уполномоченные на это структурные подразделения (работники). Задачи, функции, права и ответственность таких структурных подразделений и работников определены соответствующим Положением, утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.09.2019 N 774. [3] См. Регламент сбора и обмена информацией в области гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 27.03.2020 N 216 дсп), Регламент сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (утв. приказом Минобрнауки России от 10.09.2019 N 743), Методические рекомендации по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны (утв. МЧС России 17.06.2016 N 2-4-71-34-11). [4] См. приказы МЧС России от 18.12.2014 N 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» и от 23.12.2005 N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» соответственно. [5] См. Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств». [6] Примерная программа курсового обучения руководителей и работников гражданской обороны, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-29-11. [7] Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в области гражданской обороны утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-26-11. [8] Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-27-11. [9] Основные задачи в области гражданской обороны (всего их 15) определены статьей 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне». [10] Перечни мероприятий, направленных для решения 15 законодательно установленных задач в области гражданской обороны, содержатся в Положении о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804. | |
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (02.08.2022) | |
Просмотров: 517 |