Главная » Статьи » ГО и ЧС в образовании |
Вас назначили уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны в своей организации (в учреждении, на предприятии). С чего начинать работу и на что следует обратить внимание в первую очередь? Деятельность по обеспечению гражданской обороны (далее – ГО) в организациях, учреждениях и на предприятиях (далее – организации) четко регламентирована действующими в этой области законодательными и нормативно-правовыми актами. Даже назначили Вас уполномоченным не просто так, а в соответствии с «Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»[1] и «Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»[2]. Уполномоченный работник по ГО назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В организациях, отнесенных к категории по ГО[3], кандидатура уполномоченного работника по ГО согласовывается с органами МЧС, органами управления ГО и ЧС местных администраций и вышестоящих органов управления (по отраслевой подчиненности). Обязанности уполномоченного работника по ГО могут выполняться на штатной или нештатной основе. В организациях, прекращающих работу в военное время, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, не обязательно. Обязанности по ведению ГО может выполнять один из заместителей руководителя организации или иной работник по распоряжению руководителя организации, что закрепляется приказом или распоряжением по организации. Соответствующие записи вносятся в должностную инструкцию работника. В совсем небольших организациях обязанности по ГО может выполнять непосредственно ее руководитель. В зависимости от категории организации по ГО должностные обязанности уполномоченного работника по ГО могут дополняться и детализироваться. Таким образом, Ваши должностные обязанности, права и ответственность должны быть официально закреплены в должностной инструкции, утверждаемой руководителей организации. Примерная должностная инструкция работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны в организации, представлена в приложении к статье. Основными документами по формированию структур, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, являются Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» и приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций». В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) по гражданской обороне: В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИЯМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ: - организуют разработку (разрабатывают), уточняют и корректируют планы гражданской обороны; - осуществляют методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в представительствах и филиалах (если они имеются); - организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах; - разрабатывают проекты документов, регламентирующих работу в области гражданской обороны; -. формируют (разрабатывают) предложения по мероприятиям гражданской обороны, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций; -. ведут учет защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием; - организуют планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время; - организуют разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; - организуют планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; - организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций; - организуют прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководителей организаций; - организуют оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, экплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности; - планируют и организуют подготовку по гражданской обороне руководителей организаций; - организуют, планируют и осуществляют контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб организаций и осуществляют их учет; - участвуют в планировании проведения аварийно-спасательных работ; - организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - планируют и организуют проведение учений и тренировок по гражданской обороне, а также участвуют в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке; - формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - организуют создание страхового фонда документации по гражданской обороне; - организуют контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий гражданской обороны; - вносят на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны; - привлекают к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения организации. В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НЕ ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИЯМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ: - организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся; - организуют подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
С чего начинать работу по организации гражданской обороны?Повторим, что деятельность по обеспечению ГО в организациях, учреждениях и на предприятиях четко регламентирована действующими в этой области законодательными и нормативно-правовыми актами. В первую очередь это Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ». Мы советуем еще раз внимательно перечитать эти документы, обратив внимание на основные понятия, цели и задачи ГО. По всем направлениям деятельности по обеспечению ГО в организациях имеются соответствующие нормативные и методические документы, поэтому начинать работу следует с формирования комплекта действующих нормативно-правовых актов по ГО и защите от ЧС. Удобнее это делать на своем компьютере. Перечень таких документов по направлениям деятельности будет опубликован в ближайших номерах нашего журнала. Полные тексты документов можно скачать на сайте редакции http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф. Второй важнейший шаг – разработка (при их отсутствии) или актуализация локальных нормативно-правовых документов по гражданской обороне в Вашей организации. Помните, что эффективность деятельности по ведению ГО во многом зависит от качества документации и организации делопроизводства в этой сфере. Разработка, согласование, утверждение и своевременная актуализация локальных нормативно-правовых актов по ГО, а также ведение соответствующей учетно-отчетной документации – это не просто пожелание, а требование закона. Все направления деятельности по ГО подлежат документированию. Кроме того, не секрет, что любая проверка состояния ГО, как правило, начинается с проверки документации. Локальные документы по ГО разрабатываются на основе действующих нормативно-правовых актов в этой сфере с учетом особенностей производственной деятельности организации и ее категории по ГО. Повторим еще раз, что в настоящее время практически все мероприятия по ведению ГО четко регламентированы действующими нормативно-правовыми актами, поэтому не нужно ничего придумывать. Задачей уполномоченных на решение задач в области ГО в организациях является грамотное применение действующих законодательных и нормативных документов по ГО в своих организациях с учетом специфики их деятельности, что и должно быть отражено в локальных нормативных актах. Разработка локальных документов по ГО достаточно трудоемкое дело, поэтому в нашем журнале планируется публикация серии статей по этой тематике. Вашим третьим (или одновременным с другими) шагом должно быть установление деловых взаимоотношений с местными территориальными органами управления ГО, где Вы всегда можете получить организационно-методическую помощь по организации и ведению ГО в Вашей организации. Оказание такой помощи входит в их служебные обязанности. Кроме того, система ГО в Вашей организации является частью системы ГО муниципального образования, поэтому необходимо знать, как она управляется и какие задачи перед ней стоят. Далее по тексту рассмотрены основные мероприятия в области ГО, планируемые на муниципальном уровне. В некоторых из них может быть задействована и Ваша организация (в зависимости от профиля организации и ее категории по ГО). В таком случае до организации доводится план-задание по решению определенных задач ГО, разрабатываемый вышестоящим органом управления ГО.
Гражданская оборона в муниципальных образованиях и организациях Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС (далее – план основных мероприятий) муниципального образования (организации). План основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту РФ – главным управлением МЧС России. План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области ГО, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и ЧС. Подготовка к ведению ГО на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении ГО в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Ведение ГО на муниципальном уровне осуществляется на основе планов ГО и защиты населения муниципальных образований, а в организациях на основе планов ГО организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Планы ГО и защиты населения (планы ГО) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению ГО и ликвидации ЧС. Органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области ГО в соответствии с полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне. По решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах. В состав спасательной службы органа местного самоуправления (организации) входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения (планами ГО) задач. Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта РФ и утверждается руководителем органа местного самоуправления. Положение о спасательной службе организации разрабатывается организацией и согласовывается с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования и утверждается руководителем организации. Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области осуществляются МЧС России и главными управлениями МЧС России по субъектам РФ. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями ГО. Силы ГО в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Решение о привлечении в мирное время сил и средств ГО для ликвидации последствий ЧС принимают руководители ГО органов местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил ГО. Руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления, а в организациях – их руководители. Руководители органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения (статья 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ). Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в муниципальных образованиях (организациях), являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО (далее – структурные подразделения (работники) по гражданской обороне). Органы местного самоуправления и организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание. Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю органа местного самоуправления (организации). В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное и военное время, на территории РФ организуется сбор информации в области ГО (далее – информация) и обмен ею. Сбор и обмен информацией осуществляются органами местного самоуправления, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности. Органы местного самоуправления представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов РФ, организации – в орган местного самоуправления и федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которых находятся. Мероприятия по гражданской обороне на муниципальном уровне и в организациях осуществляются в соответствии законодательными и нормативно-правовыми актами в этой области федерального, регионального и муниципального уровней. Повторим, что изучение этих документов для вновь назначенного специалиста по гражданской обороне для организации работы просто необходимо.
Основные мероприятия в области гражданской обороны в муниципальных образованиях[4] 1. По подготовке населения в области ГО: - разработка с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, примерных программ подготовки работающего населения, должностных лиц и работников ГО, личного состава формирований и служб муниципальных образований; - организация и подготовка населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; - подготовка личного состава формирований и служб муниципальных образований; - проведение учений и тренировок по гражданской обороне; - организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований; - создание, оснащение курсов ГО и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников ГО муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию; - пропаганда знаний в области ГО. 2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера: - поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; - установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; - комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; - сбор информации в области ГО и обмен ею. 3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы: - организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей; - подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; - создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава. 4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: - поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем; - разработка планов наращивания инженерной защиты территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне; - приспособление в мирное время и при переводе ГО с мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; - планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений ГО в военное время; - обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях ГО; - накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; - обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки. 5. По световой и другим видам маскировки: - определение перечня объектов, подлежащих маскировке; - разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки; - проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне. 6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера: - создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств ГО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также планирование их действий; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ. 7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера: - планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами; - предоставление населению коммунально-бытовых услуг; - проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения; - проведение лечебно-эвакуационных мероприятий; - развертывание необходимой лечебной базы в безопасном районе, организация ее энерго- и водоснабжения; - оказание населению первой помощи; - определение численности населения, оставшегося без жилья; - инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения; - размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда; - предоставление населению информационно-психологической поддержки. 8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов: - создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области ГО и взаимодействия с другими видами пожарной охраны; - организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время; - заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров. 9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению): - организация создания и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля ГО на базе организаций, расположенных на территории муниципального образования, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения); - введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; - совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами. 10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий: - заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов; - создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области ГО; - организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий. 11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций: - создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО; - восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил ГО и эвакуации населения; - обеспечение беспрепятственного передвижения сил ГО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; - осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения; - усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра. 12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: - обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий; - создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации; - создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды; - создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств; - создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения. 13. По срочному захоронению трупов в военное время: - заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений; - создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций; - оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших; - организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших; - организация санитарно-эпидемиологического надзора. 14. По обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера: - создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне; - рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий ГО; - разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства; - планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время; - заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса; - создание страхового фонда документации; повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения. 15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО: - создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием; - подготовка сил ГО к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне; - разработка и корректировка планов действий сил ГО; - определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.
Основные мероприятия в области гражданской обороны в организациях[5] 1. По подготовке населения в области ГО: - разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области ГО; - осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО; - создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО; - пропаганда знаний в области ГО. 2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера: - создание и совершенствование системы оповещения работников; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности; - установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; - комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; - сбор информации в области ГО и обмен ею. 3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы: - организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей; - подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; - разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений); - создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава. 4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: - поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО, находящихся в ведении организаций; - разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время; - строительство защитных сооружений ГО для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО; - накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; - разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки. 5. По световой и другим видам маскировки: - определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке; - разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке; - проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. 6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера: - создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне; - создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил ГО; - создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ. 7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов: - создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны. 8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению): - организация наблюдения и лабораторного контроля организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения); - введение режимов радиационной защиты организаций; - создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в составе сил ГО постов радиационного и химического наблюдения; - обеспечение сил ГО средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля; - создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных). 9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий: - создание сил ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области ГО; - организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время; - заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов. 10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций: - создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО; - осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения; - усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра. 11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: - обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий; - создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения и канализации; - создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды; - создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств; - создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги. 12. По срочному захоронению трупов в военное время: - создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями. 13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера: - создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время; - разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства; - планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время; - заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса; - создание страхового фонда документации; - повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения. 14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО: - создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием; - проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне; - определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО в составе группировки сил ГО, создаваемой муниципальным образованием.
Приложение
ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ РАБОТНИКА, УПОЛНОМОЧЕННОГО НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
1. Общие положения
1. Настоящая должностная инструкция (далее по тексту – инструкция) разработана на основе «Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»[6] и «Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»[7]. 2. Инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (ГО) в организации (далее по тексту – уполномоченный работник по ГО). 3. На должность уполномоченного работника по ГО назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку в области гражданской обороны. 4. Обязанности уполномоченного работника по ГО могут выполняться на штатной или нештатной основе. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации. Обязанности по ведению ГО может выполнять один из заместителей руководителя организации или иной работник по распоряжению руководителя организации, что закрепляется приказом или распоряжением по организации. Соответствующие записи вносятся в должностную инструкцию работника. 5. В зависимости от категории организации по ГО должностные обязанности уполномоченного работника по ГО могут дополняться и детализироваться. 6. Уполномоченный работник по ГО должен знать: законодательные, нормативно-правовые и методические документы в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; производственную и организационную структуру организации; передовой отечественный и зарубежный опыт в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС; делопроизводство по ГО и ЧС; порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по ГО и ЧС; порядок работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и служебной информацией ограниченного распространения; требования к служебному поведению; методики проведения занятий по ГО и ЧС; основы трудового законодательства; правила и нормы по охране труда, промышленной безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; нормативно-правовые акты РФ по общим вопросам промышленной безопасности. 7. Уполномоченный работник по ГО назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации в соответствии с действующим законодательством РФ. В организациях, отнесенных к категории по ГО, кандидатура уполномоченного работника по ГО согласовывается с органами МЧС, органами управления ГО и ЧС местных администраций и вышестоящих органов управления (по отраслевой подчиненности). 8. Уполномоченный работник по ГО непосредственно подчиняется руководителю организации, который по должности является начальником ГО организации.
2. Должностные обязанности
В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области ГО уполномоченный работник по ГО: а) в организациях, отнесенных к категориям по ГО: - организует разработку (разрабатывает), уточняет и корректирует планы ГО; - осуществляет методическое руководство планированием мероприятий ГО в структурных подразделениях, представительствах и филиалах (если таковые имеются); - организует планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах; - разрабатывает проекты документов, регламентирующих работу в области ГО; - формирует (разрабатывает) предложения по мероприятиям ГО, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций; - ведет учет защитных сооружений и других объектов ГО, принимает меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием; - организует планирование и проведение мероприятий по ГО, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время; - организует разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий ГО; - организует планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; - организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций; - организует прием сигналов ГО и доведение их до руководителей организаций; - организует оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - организует создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, экплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности; - планирует и организует подготовку по ГО руководителей организаций; - организует, планирует и осуществляет контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, спасательных служб организаций и осуществляют их учет; - участвует в планировании проведения аварийно-спасательных работ; - организует подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - планирует и организует проведение учений и тренировок по ГО, а также участвует в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке; - формирует (разрабатывает) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - организует создание страхового фонда документации по ГО; - организует контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий ГО; - вносит на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения ГО; - привлекает к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по ГО другие структурные подразделения организации. б) в организациях, не отнесенных к категориям по ГО: - организует взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - участвует в планировании мероприятий по ГО муниципального образования в части касающейся; - организует подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
3. Права
Уполномоченный работник по ГО имеет право: - вносить предложения по вопросам совершенствования ГО в организации руководству организации и вышестоящим органам управления ГО; - пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей; - представлять в установленном порядке свою организацию в органах управления и других организациях по вопросам ГО; - представлять руководству организации и вышестоящим органам управления ГО расчеты и предложения по организации и проведению мероприятий по ГО; - получать от руководителей структурных подразделений организации необходимую информацию для выполнения возложенных должностных обязанностей; - осуществлять контроль за проведением мероприятий по ГО в структурных подразделениях организации; - вносить руководству предложения по поощрению или наложению дисциплинарных взысканий на работников по результатам выполнения требований ГО; - проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующего квалификационного разряда; - повышать свою квалификацию. Уполномоченный работник по ГО пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
4. Ответственность
Уполномоченный работник по ГО несет ответственность за: - своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей; - своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности; - соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности; - ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами; - соблюдение исполнительской дисциплины и выполнение должностных обязанностей подчиненными ему работниками (при их наличии); - оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности организации, его работникам и иным лицам. За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов уполномоченный работник по ГО может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях» N 2/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».
[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782. [2] Утверждено приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230. [3] См. Постановление Правительство РФ от 16.08.2016 N 804 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения». [4] Указанные мероприятия определены Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утв. приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687). [5] Основные мероприятия в области гражданской обороны в организациях определены Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утв. приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687). [6] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782. [7] Утверждено приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230. | |
Категория: ГО и ЧС в образовании | Добавил: ЦИПЗО (02.08.2022) | |
Просмотров: 660 |