Главная » Статьи » Медицинское обеспечение ГО и ЧС |
Проведение тактико-специальных учений (ТСУ) по пожарной безопасности в медицинских организациях является важнейшей составляющей обеспечения пожарной безопасности учреждений здравоохранения, включая подготовку руководителей больницы и ее структурных подразделений, персонала и пациентов. Обычно такие учения проводятся совместно с представителями территориальных подразделений МЧС России в соответствии с планом-графиком проведения ТСУ.
ЗАМЫСЕЛ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕНИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ УСЛОВНОГО ПОЖАРА В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Тема: «Ликвидация медико-санитарных последствий условного пожара в медицинской организации» Учебные цели: 1. Отработать вопросы оповещения и связи при возникновении пожара с аварийно-спасательными подразделениями МЧС России, ССМП и другими экстренными оперативными службами, а также взаимодействия пожарных подразделений с администрацией больницы и специальными службами. 2. Совершенствовать навыки руководящего состава по руководству действиями персонала больницы при возникновении и тушении пожара в здании с массовым пребыванием людей. 3. Совершенствовать практические навыки сотрудников подразделений, принимающих участие в ликвидации пожара, организации внутрибольничной эвакуации персонала и больных, в оказании первой помощи пораженным. 4. Практически отработать приемы и способы эвакуации больных, сотрудников и посетителей из многоэтажного здания, а также организации внутрибольничной перепрофилизации коек, осуществления медицинской эвакуации пациентов в другие лечебные учреждения. Время проведения: «___» ______________ г. Место проведения: ________________ (указать наименование и адрес медицинской организации). На учение привлекаются: специалисты органов управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, медицинских организаций области (города), руководящий состав и персонал больницы; силы и средства аварийно-спасательных подразделений МЧС России, специалисты ССМП и других заинтересованных учреждений. В качестве статистов привлекается ______ совершеннолетних студентов подведомственных образовательных медицинских организаций.
Исходная обстановка В России каждые 4 – 5 минут вспыхивает пожар и ежегодно погибает от пожаров около 9 тысяч человек. Пожар – это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей. Основными причинами пожара являются: неисправности в электрических сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т.п.). Основными опасными факторами пожара являются: тепловое излучение, высокая температура, отравляющее действие дыма (продуктов сгорания: окиси углерода и др.) и снижение видимости при задымлении. Территориальная система РСЧС области (города) находится в постоянной готовности к реагированию на возникновение возможных ЧС. Органы управления, силы и средства РСЧС и службы медицины катастроф (СМК) области (города) функционируют в режиме повседневной деятельности. Функции штаба службы медицины катастроф возложены на территориальный центр медицины катастроф.
Замысел учения Учение проводится в один этап с последовательной отработкой следующих вопросов: - своевременного обнаружения пожара; - оповещения, сбора и анализа медико-санитарной обстановки; - организации взаимодействия с органами управления других министерств и ведомств при получении сигнала о пожаре; - организации оказания первой и первичной медико-санитарной помощи пострадавшим. В ходе учения отрабатываются вопросы взаимодействия службы медицины катастроф, органов управления здравоохранением и медицинских организаций области (города) с органами исполнительной власти, органами управления и аварийно-спасательными формированиями МЧС России, МВД России, ФМБА России, а также другими заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями, расположенными. Особое внимание уделяется отработке вопросов организации взаимодействия с противопожарными подразделениями МЧС России при тушении пожара, внутрибольничной эвакуации персонала и больных, перепрофилизации коек в больнице, перераспределения пострадавших и больных в случае необходимости в другие медицинские организации __________ (указать). В ходе учения также отрабатываются вопросы оказания первой помощи пострадавшим до оказания им медицинской помощи лицами, обязанными ее оказывать по федеральному закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками Государственной противопожарной службы, сотрудниками органов внутренних дел, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами). Для отработки указанных практических навыков ТЦМК в приемно-диагностическое отделение больницы доставляются тренажеры-манекены пострадавших (взрослых) с выносными электрическими контроллерами для отработки приемов сердечно-легочной реанимации. Под руководством сотрудников ТЦМК с сотрудниками полиции, МЧС России, аварийно-спасательных служб проводятся занятия по проверке навыков оказания первой помощи. При необходимости даются рекомендации по организации обучения навыкам оказания первой помощи. Учебные вопросы отрабатываются на фоне условного пожара, произошедшего в хирургическом корпусе больницы. Руководством больницы на каждого условно пострадавшего предварительно разрабатываются имитационные талоны, в которых указываются симптомы поражения и вносится условный диагноз.
Порядок проведения учения: До начала учения: с _____________ до _____________ «___» _____________ г. проведение инструкторско-методического совещания с представителями – участниками специального учения (далее – СУ). Начало учения – _________ «___» _________ г. Продолжительность учения с _____________ до _____________ «___» _______ г. Подведение итогов учения: с _____________ до _____________ «___» ______ г.
Обстановка В _____ час. «___» ______ __ г. на этаже корпуса больницы в результате короткого замыкания электропроводки произошло возгорание. Распространение пожара происходит по сгораемым материалам, от высоких температур возможно обрушение конструкций некапитального характера. В результате пожара создалась среда с сильным задымлением, имеется угроза здоровью пациентов и персоналу отделения.
Справочно Городская больница _____________ – многопрофильное лечебное учреждение, которое располагает современным медицинским оборудованием, высококвалифицированными специалистами и передовыми технологиями в области медицины. Расположена на ул. ____________. В больнице круглосуточно оказывают бесплатную и платную медицинскую помощь как стационарно, так и на амбулаторных условиях. Основные виды медицинской помощи: лечение, диагностика и консультации. Стационар больницы расположен в ___-этажном здании. Имеется один центральный вход, отдельный вход на 1, 2, 3 этажах в приемно-диагностическое отделение и один запасной выход. Все перечисленные выходы при ЧС используются как эвакуационные выходы. Кровля – железобетонные плиты. Выход на крышу обеспечивается через запасной выход. Стационарные пожарные лестницы не имеются. Численность сотрудников в терапевтическом корпусе больницы ___ чел., из них наиболее работающая смена _____ чел. Пациентов на стационарном лечении – до ___ чел. На этажах здания располагаются в основном специализированные отделения, кабинеты. Ночью: дежурный персонал располагается на каждом этаже. Терапевтический корпус и приемно-диагностическое отделение соединены между собой переходом на 1, 2, 3 этажах. Телефонная связь осуществляется от городской АТС. Здание больницы оборудовано внутренним противопожарным водопроводом. Электроснабжение объекта осуществляется от электрощитовой, расположенной в помещении. На всех схемах и планах эвакуации людей места отключения электричества указаны. Освещение – ____ вольт. Вентиляция – _____________. Отопление – ______________. Здание больницы оборудовано внутренним противопожарным водопроводом. Общее количество пожарных кранов (ПК) в здании ____ штук. Пожарные краны оборудованы стволами и рукавами. Общее количество огнетушителей – ____ штук.
Порядок отработки учебных вопросов В _______ час. «___» ________ г. от дежурной медсестры _______ отделения (____ этаж _____________ корпуса) больницы в Службу спасения ГУ МЧС России по городу _____________ по телефону «112» поступает сообщение о пожаре, которое передается оперативному дежурному территориального центра медицины катастроф, ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» с одновременным сообщением в МВД России и другим заинтересованным ведомствам. По предварительным данным, в _______ отделении находилось ___ больных и ___ человек медицинского персонала, всего в ______ корпусе находилось __ больных и __ человека медицинского персонала. Количество пострадавших – ____человек, из них ___– погибли, __ человек – тяжело пострадавшие (___ – крайне тяжелые), ___ человек – средней степени тяжести, _________ – легко пострадавшие. Детей среди пострадавших нет. Органы управления здравоохранением города, территориальный центр медицины катастроф и медицинские организации, расположенные в городе, переведены в режим чрезвычайной ситуации. Оказание первой помощи пострадавшим осуществляется специалистами аварийно-спасательных подразделений МЧС России. Медицинская помощь и эвакуация пострадавших с места чрезвычайной ситуации в медицинские организации проводится силами скорой медицинской помощи и территориального центра медицины катастроф. С _____ до _______ «___» _______ __ г. оповещение и сбор сотрудников, уточнение обстановки и постановка задач должностным лицам. С _____ отслеживается прохождение информации о пожаре и порядок реагирования на него службы медицины катастроф (СМК), скорой медицинской помощи (СМП) и медицинских организаций г. _____________. С ______ специалистами ТЦМК проводят регистрацию прибывающих к месту ЧС аварийно-спасательных бригад МЧС, бригад СМП и СМК. С ______ до ____ «___» _____ г. практически отрабатываются вопросы организации тушения пожара медицинскими работниками и персоналом нештатного аварийно-спасательного формирования больницы с использованием первичных средств пожаротушения, оказания первой помощи и эвакуации пострадавших из здания с помощью спецтехники ГУ МЧС России; внутрибольничной эвакуации персонала и больных, а также материальных ценностей; перераспределения непострадавших больных в другие отделения больницы (перепрофилизация коек в отделениях больницы); организации медицинской сортировки и оказания первичной медико-санитарной помощи пострадавшим, порядка их медицинской эвакуации и распределения по медицинским организациям г. _______ (условно). С _____ до _______ «___» _____ г. со специалистами аварийно-спасательных подразделений МЧС России, сотрудниками МВД России в здании отделения больницы проводится мастер-класс по правилам оказания первой помощи пострадавшим при ЧС. В _______ «___» ______ г. проводится подведение итогов учения по организации первичной медико-санитарной помощи, включая медицинскую эвакуацию при условном пожаре в _____________ корпусе больницы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕНИЯ С МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБЛАСТИ (ГОРОДА)
В соответствии с ________ в период с ____ по _____ будет проведено специальное учение по теме: «Ликвидация медико-санитарных последствий условного пожара в больнице _________». Руководителем учения назначен ______________ (указать Ф.И.О., должность). Учение преследует следующие цели: 1. Отработать вопросы оповещения и связи при возникновении пожара с аварийно-спасательными подразделениями МЧС, ССМП и другими экстренными оперативными службами, а также взаимодействия пожарных подразделений с администрацией больницы и специальными службами. 2. Совершенствовать навыки руководящего состава по руководству действиями персонала больницы при возникновении и тушении пожара в здании с массовым пребыванием людей. 3. Совершенствовать практические навыки сотрудников подразделений, принимающих участие в ликвидации пожара, организации внутрибольничной эвакуации персонала и больных, в оказании первой помощи пораженным. 4. Практически отработать приемы и способы эвакуации больных, сотрудников и посетителей из многоэтажного здания, а также организации внутрибольничной перепрофилизации коек, осуществления медицинской эвакуации пациентов в другие лечебные учреждения. В ходе учения планируется отработать вопросы организации оповещения и сбора персонала больницы при возникновении пожара и практические мероприятия по ликвидации пожара и организации эвакуации больных и персонала с реальным привлечением аварийно-спасательных подразделений МЧС и специалистами ССМП. В целях своевременной и качественной подготовки учения ПРЕДЛАГАЮ: 1. Руководителям медицинских организаций, привлекаемых на учения: - уточнить планы экстренной выписки больных, временного их размещения в приспособленных помещениях стационара и экстренного перевода больных, нуждающихся в продолжении лечения в стационарных условиях, в другие профильные медицинские организации (стационары); - уточнить наличие запасов антидотных средств соответствующей номенклатуры, порядка их применения; уточнить планы-задания на случай чрезвычайной ситуации, схемы экстренного оповещения медицинского персонала и отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения (для стационаров); - уточнить планы действий медицинских организаций в случае поступления пострадавших (организация работы приемно-сортировочного отделения, санитарного пропускника, наличие необходимых запасов лекарственных препаратов для пострадавших). 2. Главному врачу ________ больницы: - разработать календарный план подготовки к учению и имитационные талоны на каждого статиста согласно замыслу учения; - организовать подготовку мест проведения специального учения; - отработать вопросы межведомственного взаимодействия с выездными бригадами, нарядами, командами экстренных оперативных служб ___________ области (города); - уточнить мероприятия по организации и выполнению медицинской сортировки, своевременному оказанию экстренной медицинской помощи, эвакуации пострадавших в медицинские учреждения; - разработать необходимые планирующие документы на специальное учение; - до ______ провести со всем персоналом больницы практические обучающие занятия по организации работы приемно-сортировочного отделения, инструктажи по оказанию помощи пострадавшим от угарного газа и продуктов горения; - до _______ провести занятия по соблюдению мер безопасности со всеми участниками учения; - подготовить помещение для проверки знаний и практических навыков оказания первой помощи пострадавшим у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников и работников Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб на манекенах-тренажерах (ПДО); - доклад о готовности к проведению специального учения представить в _______ до «___» _______ ___ года. В ходе учения предусмотреть и обеспечить готовность практического выполнения следующих мероприятий: - проверку эффективности разработанных схем оперативного информирования всех экстренных служб, задействованных при возникновении ЧС, здравоохранения _____________ области (города), МЧС, МВД, ФСБ России области (города) по телефонной связи и системе ГЛОНАСС; - отработку практических навыков сотрудников подразделений, принимающих участие в ликвидации пожара; - организацию мероприятий по оказанию психолого-психиатрической помощи пострадавшим; - отработку практических навыков оказания первой помощи пострадавшим сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, специалистами Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательных формирований.
Руководитель территориального органа управления здравоохранением
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в медицинских организациях» N 11/2021. В настоящее время указанный журнал объединен с журналом «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях». Другие статьи по теме | |
Категория: Медицинское обеспечение ГО и ЧС | Добавил: ЦИПЗО (03.08.2022) | |
Просмотров: 1131 |