Главная » Статьи » Формирование запасов |
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 7/2022. Подписка на журнал с любого номера без каталожных наценок осуществляется в редакции (E-mail: [email protected]), на нашем сайте, а также через почтовый каталог "Почта России" (индекс П3081) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, Пресса России, ПрессИнформ и др.). Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций». Для получения информационной системы необходимо выслать по E-mail [email protected] копию документа, подтверждающего подписку.
ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Курочкин В.М. Сотрудник редакции журнала
В статье изложены научно обоснованные принципы создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Эффективность ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) природного и техногенного характера зависит от наличия необходимых материальных ресурсов. Резервы таких ресурсов создаются заблаговременно и предназначены для экстренного использования в случае возникновения ЧС. О том, как решать вопросы создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, можно узнать из одноименных методических рекомендаций, утвержденных МЧС России 19.03.2021 N 2-4-71-5-11[1]. Документ разработан на основе нормативно-правовых актов и методических документов в области защиты от ЧС с учетом накопленного опыта по данному направлению деятельности. В приложениях к Методическим рекомендациям содержатся: - примерная номенклатура резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера; - типовые документы по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; - нормы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в ЧС; - формы донесений по состоянию резервов материальных ресурсов, пояснения к ним и регламент. МЧС России рекомендует федеральным органам исполнительной власти (далее – ФОИВ), органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и организациям руководствоваться указанными методическими рекомендациями для обеспечения единого методического подхода к формированию резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Общие положения Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинские изделия, лекарственные препараты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Резервы предназначены для использования при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания пунктов временного размещения пострадавшего населения, пунктов питания и организации первоочередного жизнеобеспечения в условиях ЧС природного и техногенного характера. Создание и использование резервов материальных ресурсов основывается на следующих принципах: - определенность целевого назначения – формируются целевые резервы, учитывающие проявления ЧС применительно к соответствующим региональным, отраслевым и производственным особенностям; - рациональность размещения – обеспечение максимальной степени сохранности резервов при возникновении ЧС и дислокация их в зонах, исходя из оценки риска возникновения в них ЧС; - мобильность – поддержание высокой степени подготовленности резервов к оперативному перемещению в зоны ЧС, а также осуществлению приемки, переработки и подготовки резервов материальных ресурсов; - достаточность – величина резервов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики, которые должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации ЧС в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения работ, спецификой региона или объекта, видом ЧС; - управляемость – соответствие системы управления созданием и использованием резервов на различных уровнях задачам, решаемым в процессе ликвидации ЧС и ее сопряженность со всеми органами и организациями, участвующими в ликвидации ЧС; - экономичность – объемы, номенклатура и величина затрат (финансовых ассигнований), выделяемых на создание резервов материальных ресурсов, которые должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации ЧС с минимальным привлечением материальных ресурсов из иных источников, а также определяться в соответствии с прогнозируемым ущербом и спецификой территории (объекта). Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов осуществляется за счет: - средств федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) (формирование резервов ФОИВ); - средств бюджетов субъектов РФ – (формирование резервов субъектов РФ); - средств бюджетов муниципальных образований (формирование резервов органов местного самоуправления); - собственных средств организаций (формирование объектовых резервов). Методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС (резервов материальных ресурсов ФОИВ, резервов материальных ресурсов субъектов РФ, местных и объектовых резервов материальных ресурсов) осуществляет МЧС России.
Порядок создания резервов материальных ресурсов Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов определяются с учетом: - прогнозируемых видов, масштабов и характера ЧС; - предполагаемого объема работ по ликвидации ЧС; - максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС; - продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого осуществляется устойчивое снабжение населения по нормам, установленным в ЧС; - природных, экономических и иных особенностей региона или объекта. Ответственность за создание, накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию резервов материальных ресурсов возлагается на руководителей ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Резервы материальных ресурсов создаются: 1) на федеральном уровне – ФОИВ. Для регламентирования порядка создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов ФОИВ издает нормативный правовой акт о порядке создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, утверждающий положение о резерве, объемах и номенклатуре резерва; 2) органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления – для ликвидации ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера, в том числе для организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ЧС, включающего развертывание и содержание пунктов временного размещения населения, пунктов обогрева и питания; оснащения аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб (далее – АСФ, АСС) для проведения АСДНР и других мероприятий. Высший орган исполнительной власти субъекта РФ определяет порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС (далее – Порядок), утверждает нормативным правовым актом номенклатуру и объемы резервов. Аналогичную работу проводит исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; 3) организациями – для ликвидации ЧС локального характера, в том числе для защиты работников организации при ЧС природного и техногенного характера и оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований (при их наличии) (далее – НАСФ) для проведения АСДНР. Порядок создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС определяется приказом руководителя организации. Примерная номенклатура резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера представлена в приложении N 1 к Методическим рекомендациям по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера (утв. МЧС России 19.03.2021 N 2-4-71-5-11) (далее – Методические рекомендации). Повторим, что указанные рекомендации со всеми приложениями можно скачать с сайта редакции https://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/ (раздел «Документы»). В разрабатываемых ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативно-правовых документах рекомендуется предусмотреть ответственных за создание резервов материальных ресурсов, источники финансирования, порядок выпуска и возмещения ресурсов, учета и контроля их хранения и использования. Типовые документы по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС представлены в приложении N 2 к Методическим рекомендациям[2]. При создании резервов материальных ресурсов рекомендуется: - федеральным органам исполнительной власти рассчитывать объемы создаваемых резервов в соответствии с предназначением и территориальным размещением резерва федерального органа исполнительной власти; - субъектам РФ рассчитывать объемы создаваемых резервов с учетом первоочередного жизнеобеспечения населения не менее 500 человек и оснащения АСФ и АСС, участвующих в ликвидации ЧС регионального (межмуниципального) характера; - муниципальным образованиям рассчитывать объемы создаваемых резервов с учетом первоочередного жизнеобеспечения населения не менее 50 человек и оснащения АСФ и АСС, участвующих в ликвидации ЧС муниципального характера; - организациям рассчитывать объемы создаваемых резервов с учетом оснащения НАСФ и защиты сотрудников организации. При осуществлении расчетов рекомендуется принимать следующую продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения: - на границе или вне зоны ЧС после землетрясения – до 30 суток; - в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте – до 3 суток; - в эвакуационных пунктах после аварии на радиационно опасном объекте с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу (вне зон опасного радиоактивного заражения) – до 30 – 40 суток (в зависимости от сроков организации эвакуации); - в местах отселения при крупных пожарах в населенных пунктах, возникающих в результате природных пожаров – до 10 суток; - в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления (подтопления) при наводнениях – по среднестатистическим многолетним данным для данной местности. Нормы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения представлены в приложении N 3 к Методическим рекомендациям. Сухопутным территориям Арктической зоны РФ, районам Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, изолированным административно-территориальным единицам, не имеющим развитой транспортной сети, рекомендуется формировать резервы в большем объеме и в расширенной номенклатуре по сравнению с регионами, расположенными в центральной части РФ. Учитывая, что по интенсивности протекания ряд ЧС классифицируется как ЧС с внезапно и быстро распространяющейся опасностью, и то, что они могут произойти в любое время, в том числе в выходные дни, ночное время, то есть тогда, когда большинство организаций не работает, наиболее целесообразно иметь максимальный объем заложенных в резерв материальных ресурсов. Такие ресурсы можно изъять с места хранения в любое время, обеспечить оперативную загрузку их в транспортные средства и доставку в зоны ЧС. В связи с этим органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и организациям необходимо ежегодно планировать и выделять из соответствующих бюджетов средства для поддержания фактического накопления материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС. При накоплении резервов материальных ресурсов необходимо учитывать экономические и производственные возможности территорий. В первоочередном порядке целесообразно закупать материальные ресурсы, не производимые в регионе, и материальные ресурсы, наиболее часто используемые по предназначению. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и организациям рекомендуется постоянно совершенствовать работу в области создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС по следующим направлениям: - оптимизация номенклатуры и объемов резерва материальных ресурсов; - принятие мер по накоплению резервов материальных ресурсов, соблюдению правил их хранения, своевременному восполнению, освежению и замене. Созданные резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера могут использоваться в целях гражданской обороны в соответствии с законодательством РФ.
Организация хранения резервов материальных ресурсов Резервы материальных ресурсов всех уровней хранятся как в специализированных складских помещениях (складах, хранилищах), так и в специализированных местах хранения складского хозяйства (далее – склады) при соблюдении необходимых требований к их хранению. При невозможности (нецелесообразности) организации хранения отдельных видов материальных ресурсов в организациях, подведомственных органам, создающим резервы, хранение резервов материальных ресурсов может быть организовано на договорной основе в других организациях при соблюдении условий хранения и оперативной доставки по назначению. Основной задачей хранения резервов является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечение постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению. Выполнение основной задачи обеспечивается: - правильным размещением, устройством, оборудованием, содержанием и использованием складов; - тщательным приемом поступающих материальных ресурсов и устранением выявленных недостатков; - подготовкой материальных ресурсов к хранению; - подготовкой мест хранения и поддержанием в них условий, снижающих влияние окружающей среды на материальные ресурсы; - созданием необходимых условий хранения для каждого вида материальных ресурсов (температура, относительная влажность воздуха, вентиляция) и соблюдением санитарно-гигиенических требований; - постоянным наблюдением за качественным состоянием хранимых материальных ресурсов и своевременным проведением мероприятий, обеспечивающих их сохранность (очистка, просушка, консервация, техническое обслуживание, техническая проверка, перекладка, проведение лабораторных испытаний, переконсервация, борьба с вредителями и др.); - проведением периодических проверок материальных ресурсов, условий и мест их хранения; - строгим соблюдением режима хранения материальных ресурсов в зависимости от их физических и химических свойств; - максимальной механизацией погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ при приемке, складировании, отпуске, консервации и подработке материальных ресурсов; - правильным подбором и обучением работников складов, наличием штатной единицы начальника склада; - надежной организацией охраны складов и соблюдением правил пожарной безопасности; - своевременной заменой и освежением материальных ресурсов в соответствии с установленными сроками хранения; - поддержанием в исправном состоянии подъездных путей к складам и местам погрузки в любое время года и суток. Руководители организаций, в которых размещаются резервы материальных ресурсов, несут ответственность за их сохранность. На все виды резервов материальных ресурсов устанавливаются и доводятся в установленном порядке сроки хранения (годности). В случае утраты или порчи резервов в результате несоблюдения необходимых условий при хранении, их восполнение производится за счет средств объектов, осуществляющих хранение этих материальных ресурсов. Руководители организаций, в которых размещены резервы материальных ресурсов, систематически проверяют их наличие, качественное состояние, условия хранения, учет и готовность к использованию.
Склады и требования к ним Склад для хранения материальных ресурсов является составной частью складского хозяйства организации. Его состав (количество и техническое устройство мест хранения) зависит от номенклатуры и объема хранящихся материальных ресурсов. По техническому устройству места хранения могут быть открытыми, полузакрытыми и закрытыми. Открытые (открытая площадка) – открытый участок территории, приспособленный для хранения материалов, но не обеспечивающий защиту от воздействия внешней среды. Полузакрытые (навесы) – крыша на опорах, предохраняющая от прямого воздействия осадков и солнечной радиации. Закрытые (отапливаемые и неотапливаемые хранилища) – капитальные сооружения, предохраняющие от воздействия осадков, запыления, солнечной радиации, а также резких колебаний температуры и влажности воздуха. По предназначению места хранения могут быть специализированными и универсальными. Специализированные (холодильные камеры, резервуары и т.п.) предназначены для хранения определенных видов материалов, которые не допускается хранить совместно с другими материалами, или требующих специальных условий и режимов хранения, или для хранения больших объемов одной номенклатуры. Универсальные предназначены для хранения широкой номенклатуры материалов, требующих одинаковых условий и режимов хранения. При необходимости, для улучшения работы на таких складах могут быть выделены специализированные участки (секции) для одноименных материалов. Основными требованиями, предъявляемыми к складу, являются: - соответствие емкости склада резерву хранимых материалов; - обеспечение сохранности количества и качества материалов; - рациональная организация складского оперативного процесса (приемка, внутрискладские работы, выдача). К местам хранения необходимо применять общие требования строительных норм и правил, а также действующие нормы и правила проектирования складов для материалов, требующих специальных условий и режимов хранения (ядовитые, легковоспламеняющиеся и т.п.). Склады укомплектовываются противопожарным оборудованием, инвентарем, резервами песка (воды).
Организация приема материальных ценностей и контроля их состояния Прием материалов является одной из основных операций общего технологического процесса работы склада и включает количественную и качественную проверку материалов и документальное оформление приема. Проверку количества поступивших материалов необходимо осуществлять до проверки их качества. Прием по количеству заключается в проверке соответствия количества поступивших материальных ресурсов данным, указанным в транспортных и сопроводительных документах поставщика (транспортная накладная, счет-фактура и т.п.). Проверка количества производится в единицах измерения, указанных в сопроводительных документах, а также способами и средствами, указанными в государственных стандартах и технических условиях на соответствующие материалы. При несоответствии поступивших материалов по количеству и качеству, а также при отсутствии сопроводительных документов или неправильном их оформлении составляется рекламационный акт, который высылается в установленном порядке поставщику.
Порядок хранения продовольствия и пищевого сырья При хранении продовольствия и пищевого сырья необходимо руководствоваться требованиями СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов". Продукты, которые при соблюдении установленных правил хранения не нуждаются в специальных температурных режимах, считаются нескоропортящимися. К нескоропортящимся продуктам относятся: мука и сухие изделия из муки, крупы, сахар, соль, чай, засушенные овощи и фрукты, пряности, специи, отдельные виды консервированных продуктов, мясные и рыбные консервы, бутилированные и минеральные воды и пр. Их хранение осуществляется в закрытых отапливаемых и неотапливаемых складах. Продукты, требующие для обеспечения безопасности специальных температурных и/или иных режимов и правил, без обеспечения которых они могут нанести вред здоровью человека, считаются скоропортящимися и особо скоропортящимися и подлежат хранению в условиях холода. К таким продуктам относятся: мясо и рыба, сливочное масло и маргарин, колбасные и мясные изделия, полуфабрикаты из рыбы и мяса, молочные продукты и овощи, фрукты и пр. Их хранение осуществляется в морозильных камерах и холодильниках. Хранение пищевых продуктов осуществляется в установленном порядке при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции. В помещениях холодильных систем с некруглосуточным присутствием обслуживающего персонала рекомендуется устанавливать сигнализаторы аварийной концентрации паров хладагента в воздухе рабочей зоны. Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми к употреблению пищевыми продуктами.
Порядок хранения лекарственных средств и медицинских изделий Хранение лекарственных средств осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств". Требования к хранению медицинских изделий устанавливаются производителем этих изделий и указываются в эксплуатационной документации на медицинское изделие (подраздел "Условия транспортирования и хранения") в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 19.01.2017 N 11н "Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия". Хранение отдельных видов медицинских изделий (резиновые изделия, изделия из пластмасс, перевязочные средства и вспомогательные материалы, хирургические инструменты, металлические изделия из чугуна, железа, олова, латуни, серебряные и нейзильберные инструменты) осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа Хранение приборов, аппаратуры и медицинского оборудования осуществляется в соответствии с ГОСТ 20790-93/ГОСТ Р 50444-92 "Межгосударственный стандарт. Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия".
Порядок хранения транспортных средств Выбор того или иного способа хранения транспортных средств базируется на анализе требований к их хранению, возможностей организации, осуществляющей хранение (наличие помещений, стоянок, площадок и т.п.) и климатических особенностей территорий. Хранение транспортных средств может быть организовано в помещениях (на закрытых стоянках) и на площадках (открытых и закрытых). Устройство и оснащение помещений и стоянок, их планировка обеспечивают соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности, технической эксплуатации транспортных средств и их сохранности. Независимо от способа хранения необходимо, чтобы стоянки обеспечивали свободный проход к подвижному составу, а также отвечали требованиям СП 43.13330.2012 "Свод правил. Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03-85", СП 56.13330.2011 "Свод правил. Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001", Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2020 N 871н.
Порядок хранения средств связи Хранение средств связи необходимо осуществлять в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, установленными производителем этих средств. В зависимости от технических условий по режиму хранения средства связи могут храниться в отапливаемых и неотапливаемых хранилищах (помещениях) и на открытых площадках. Правила и порядок хранения средств связи определяются техническими условиями на них.
Порядок хранения строительных материалов При организации хранения строительных материалов необходимо руководствоваться требованиями: - СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования"; - Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных приказом Минтруда России от 28.10.2020 N 753н; - ВСН 212-85. Указания по приемке, складированию, хранению и транспортированию основных строительных материалов и изделий на базах трестов комплектации и УПТК строительных организаций Главмосстроя.
Порядок хранения нефтепродуктов Хранение нефтепродуктов осуществляется в подземных, заглубленных и наземных резервуарах. К резервуарам и их оборудованию (трубопроводы, насосные станции, сливно-наливные сооружения, устройства для подогрева вязких нефтепродуктов) предъявляются следующие требования: - обеспечение полной количественной и качественной сохранности нефтепродуктов при длительном хранении с выполнением требований ГОСТ 1510-84. "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение"; - надежное изолирование хранящихся нефтепродуктов от атмосферы с помощью дыхательной аппаратуры, обеспечение проектного давления и вакуума, а также наличие устройства для контроля за давлением и вакуумом; - наземные резервуары окрашены светлой краской, заглубленные резервуары заизолированы и засыпаны грунтом до проектной нормы в целях уменьшения суточного перепада температуры в газовом пространстве; - для контроля за уровнем и утечкой нефтепродуктов резервуары оборудуются автоматизированными системами определения количества и контроля для своевременного обнаружения утечки при появлении неисправностей; - резервуары для хранения автомобильного и авиационного бензина оборудуются средствами для снижения потерь, плавающими крышами, газоуравнительными системами. В резервуарах, предназначенных для хранения вязких нефтепродуктов (моторные масла, дизельное топливо летних марок), необходимо иметь средства подогрева продуктов до температуры, обеспечивающей проведение технологических операций с соблюдением установленных нормативов по загрузке ж/д цистерны. Резервуары для хранения бензина и топлива целесообразно оборудовать гильзами для отделения газового пространства резервуара от атмосферы при вскрытии замерного люка и дисками-отражателями на патрубках дыхательной аппаратуры. Хранение каждой марки нефтепродукта осуществляется раздельно с закреплением за ней отдельного технологического комплекса.
Порядок хранения средств индивидуальной защиты Хранение средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с требованиями: - приказа МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля"; - приказа МЧС России от 01.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты". Средства индивидуальной защиты в местах хранения размещаются отдельно от других материальных. Их качественное состояние подтверждается паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельствами.
Рекомендации по освежению и замене резервов материальных ресурсов По истечении сроков хранения резервов материальных ресурсов, установленных соответствующими стандартами и техническими условиями, проводится контроль их состояния с целью принятия решения о продлении срока хранения или освежения (замены) материальных ресурсов. При этом материальные ресурсы подвергаются анализам, физико-химическим и физико-механическим испытаниям. Контрольно-измерительный инструмент и другие средства измерения подлежат контролю технического состояния и проверке точности показаний в установленные сроки в специальных организациях. В случае если по истечении срока хранения установлено, что в качественном состоянии материальных ресурсов не произошло изменений, приводящих к невозможности использования их по назначению, срок хранения может быть продлен, но не более чем на половину первоначально установленного срока. Контролю за качественным состоянием материалов, срок хранения которых продлен, необходимо уделять особое внимание. При появлении признаков ухудшения качества этих материалов следует в кратчайшие сроки производить их освежение. При невозможности принятия решения о продлении срока хранения материальных ресурсов проводится их освежение (замена). Освежение резервов – это выпуск материальных ресурсов из резервов в связи с истечением установленного срока хранения материальных ресурсов, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ресурсов до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в резервы равного количества аналогичных материальных ресурсов. Освежение резервов осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами и производится органами, их создавшими, из тех же источников финансирования, что и накопление. Основанием для определения очередности освежения резервов являются дата изготовления и срок хранения. Освежению в первую очередь подлежат материальные ресурсы, у которых при очередной проверке выявлено какое-либо отклонение от нормы (изменение основных технических показателей и т.д.), а также с продленными сроками годности. Для определенных видов материальных ресурсов может устанавливаться иной порядок их освежения и замены. Замена резервов – это выпуск материальных ресурсов из резервов при одновременной поставке и закладке в них равного количества аналогичных или других однотипных материальных ресурсов в связи с изменением стандартов и технологий изготовления изделий или изменением номенклатуры резервов.
Использование резервов материальных ресурсов Решение об использовании резерва материальных ресурсов принимается органом, создавшим этот резерв. Каждое решение о выпуске материальных ресурсов из резерва сопровождается письменным распоряжением указанного органа, в котором, кроме целевого назначения выделенных из резерва материальных ресурсов, необходимо указывать и источники восполнения израсходованных материальных средств резерва.
Восполнение резервов материальных ресурсов Восполнение резервов материальных ресурсов, израсходованных при ликвидации ЧС, осуществляется органом, создавшим эти резервы. Объемы и номенклатура восполняемых материальных ресурсов резервов должны соответствовать объемам и номенклатуре израсходованных при ликвидации ЧС ресурсов, если нет иного решения органа, издавшего распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резервов. Восполнение материальных ресурсов, израсходованных при ликвидации ЧС, осуществляется в соответствии с решением органа, издавшего распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резерва и определившего источники их восполнения, или за счет средств организаций, в интересах которых использовались материальные средства резерва.
Отчетность о состоянии резервов материальных ресурсов Федеральные органы исполнительной власти представляют в МЧС России Донесения о создании, наличии, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера по форме 1/РЕЗ ЧС один раз в год, к 15 января по состоянию на 1 января текущего года. Органы исполнительной власти субъектов РФ ежеквартально представляют к 5 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, в главные управления МЧС России по субъектам РФ Донесения о создании, наличии, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера по форме 1/РЕЗ ЧС по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом. Главным управлениям МЧС России по субъектам РФ рекомендуется представлять в Главное управление МЧС России, расположенное в субъекте РФ, в котором находится центр соответствующего федерального округа, указанные донесения к 8 числу месяца, следующего за отчетным кварталом. Главные управления МЧС России, расположенные в субъектах РФ, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов организуют сбор, обобщение и представление в МЧС России соответствующих донесений за каждый субъект РФ к 11 числу месяца, следующего за отчетным кварталом. В объемы резервов материальных ресурсов субъекта РФ не включаются резервы, созданные органами местного самоуправления. Резервы, созданные организациями за счет своих средств, являются объектовыми резервами и их использование осуществляется по решениям руководителей организаций. Информация об этих резервах в форму N 1/РЕЗ ЧС также не включается. Органам местного самоуправления рекомендуется представлять в органы исполнительной власти субъектов РФ и в главные управления МЧС России по субъектам РФ Донесения о создании, наличии, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера органов местного самоуправления по форме 2/РЕЗ ЧС два раза в год, по состоянию на 1 января и 1 июля, соответственно к 5 января и 5 июля. Главным управлениям МЧС России по субъектам РФ рекомендуется представлять Главное управление МЧС России, расположенное в субъекте РФ, в котором находится центр соответствующего федерального округа, донесения соответственно к 11 января и 11 июля. Главные управления МЧС России, расположенные в субъектах РФ, в которых находятся центры соответствующих федеральных округов организуют, организуют сбор, обобщение и представление в МЧС России соответствующих донесений к 15 января и 15 июля. Формы донесений по состоянию резервов материальных ресурсов, пояснения к ним и регламент представления донесений представлены в приложении N 4 к Методическим рекомендациям.
[1] Документ со всеми приложениями достаточно объемный, поэтому опубликовать его на страницах нашего журнала не представляется возможным. Полный текст рекомендаций можно скачать с сайта редакции https://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф/ (раздел «Документы»). [2] Образец приказа «О создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации» см. в разделе «Образцы документов». Другие статьи по теме | |
Категория: Формирование запасов | Добавил: ЦИПЗО (25.04.2025) | |
Просмотров: 37 |